шабат у евреев в какой день что такое
Шаббат — Еврейская Суббота
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.
СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».
Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Шаббат — Что это такое?
Каждый седьмой день недели у евреев не похож на остальные дни. Каждый Шаббат возносит нас над всей рутиной будней, возвращая – к нашему истоку, к Источнику жизни, дает возможность припасть к нему и насладиться его живительной влагой.
Что же это такое – Шаббат? Чтобы понять его смысл, обратимся к первоисточнику – Торе: «И завершены были небеса и земля, и все их воинство. И завершил Б-г на седьмой день Свой труд (мелаху), который Он делал, и почил Он в седьмой день от всего Своего труда, что делал. И благословил Б-г седьмой день и освятил его, ибо в сей день Он почил от всего Своего труда…» (Берешит, 2:1-3)
Первое упоминание Шаббата в Торе характеризует его, как завершающий аккорд Творения, Б-жественный отдых – не потому, что Вс-вышний, не дай Б-г, «устал», но потому что Он перестал воздействовать, изменяя творение, и завершил его – в сам седьмой день – созданием отдыха. В седьмой день – Шаббат – Творец подарил миру спокойствие и гармонию, открыл окошко – в Свое измерение, измерение вечности.
Шаббат – менуха
Субботний отдых – больше привычного для нас понятия «отдых». Это менуха, благодать и спокойствие. Это – особое духовное состояние, умонастроение, создаваемое Шаббатом. Бесконечные настоятельные требования нашей цивилизации – телефон, интернет, автомобиль… телевидение, новости, почта, курс валют… Мы даже не осознаем, до какой степени мы порабощены. Кто в состоянии не ответить на настойчивый звонок телефона, не заглянуть – в присланные ему сообщения? Мы должны узнать, в чем же там дело! В Шаббат это «должны» не существует. На 25 часов мы освобождаемся от всех своих зависимостей – компьютер и телефон отключаются, телевидение прекращает вещание, машина замирает на обочине, офис закрывается, корреспонденция и счета остаются неприкосновенными. Дух менухи входит в наш дом вместе со светом шаббатних свечей. Шаббат приносит облегчение нашей уставшей душе, успокоение духа, гармонию с миром и с собой. Теперь мы наконец можем позволить себе расслабиться – и вернуться к настоящим себе. Шаббат – время, когда, отключившись от повседневной суеты и беспрерывной погони, мы концентрируемся на том, что в действительности важно, чему мы всегда хотели уделить свое внимание и время – но никогда так и не нашли бы его, если бы не Шаббат. Провести время в кругу семьи, пообщаться с друзьями, услышать (и выслушать) своих близких, узнать, чем живут наши дети… Подарить друг другу тепло, которого нам так не хватает. А еще – заглянуть внутрь себя, сконцентрироваться на нашей внутренней сущности, почувствовать близость Б-га, и посмотреть на жизнь новым взглядом – без тревоги и сожалений, с уверенностью, что мы находимся под Б-жественной опекой…
Царица Шаббат
зажигание шаббатних свечейСуббота начинается с приготовления к ее приходу. Еще на неделе мы помним о Шаббате и готовимся к нему. Все самое лучшее, еда ли, одежда, другие приносящие удовольствие вещи – все откладывается на Шаббат. В пятницу можно почувствовать царящее в воздухе напряжение – дом приводится в полный порядок; хозяйка занята приготовлением вкуснейшей трапезы; все, что делается – делается только для Субботы. Стол накрывается белоснежной скатертью, полы натерты, приборы сверкают, все члены семьи достают особую, «парадную» одежду… Вы чувствуете, как весь дом готовится принять высокопоставленного гостя – Субботу. Не зря же мудрецы назвали ее царицей Шаббат! Предпраздничное настроение наполняет дом.
Шаббат вступает в права с зажигания свечей хозяйкой дома. Их огоньки колеблются, освещая прикрытое ладонями лицо еврейской женщины, пока ее губы шепчут личные просьбы ко Вс-вышнему – за нее, ее семью, за близких и родных, за весь еврейский народ. С этого момента она принимает на себя Шаббат, даже если «официальное» начало субботы еще не наступило. Шаббатние свечи – это не просто освещение. Они приносят мир и гармонию в семью, и неповторимую атмосферу в еврейский дом. При свете шаббатних свечей невозможно ссориться. Их мягкий свет окутывает всех домашних покоем и любовью.
Для остальных членов семьи Шаббат начинается за 18 минут до захода солнца в пятницу (есть и другие обычаи, подробнее – в законах зажигания свечей в субботу и праздники). В синагоге проводится Кабалат Шаббат – особая молитва, которой мы встречаем царицу Субботу. Все присутствующие приветствуют ее приход гимном Леха доди – «Иди, друг мой, навстречу невесте, приветствуй Лик Шаббата». Шаббат – невеста еврейского народа, его неразлучная пара. Об этом говорят наши мудрецы языком мидраша – все дни недели получили свою пару, кроме субботы. Тогда обратилась Суббота ко Вс-вышнему с жалобой, и Он ответил ей, что ее парой будет еврейский народ. С тех пор Шаббат – царица, а каждый еврей в этот день – царь, наслаждающийся ее неповторимым духовным светом во главе своего шаббатнего стола.
Шаббат – вкус Будущего мира
На протяжении всей истории еврейского народа мы ждем наступления эры Машиаха, окончательного Избавления. Приход Машиаха явится торжеством добра над злом. «В то время не будет ни голода, ни войн, ни зависти. ни соперничества … Все устремление мира будет лишь к тому, чтобы познать Б-га». Все, что должно быть исправлено, будет исправлено. Власть Вс-вышнего станет очевидна для всех обитателей земли, и в мире установятся покой и гармония. Это время, когда «Все будут сидеть под своим виноградником и под своей смоковницей, и никто не будет наводить на них страх» (Миха, 4:4). Это время названо в Талмуде «Йом, ше-куло Шаббат» — День, в котором всё – Суббота.
Каждый Шаббат – подготовка к этому Будущему миру. Он поднимает нас на другой духовный уровень. Он указывает нам истинные жизненные ориентиры, не дает забыть о своем предназначении и о цели существования – раствориться в ежедневной суете. Шаббат называется таам олам а-ба – вкус Будущего мира. Тот, кто вкусил наслаждение Шаббатнего покоя, знает, чего ожидать и к чему стремиться.
Шаббат учит нас планировать все заранее. То, что мы будем есть в этот день, должно быть подготовлено загодя. Говоря о вознаграждении Будущего мира, мудрецы проводят параллель с Шаббатом: «ми-ше-торах бе-эрев шаббат – тохаль бе-шаббат» — тот, кто готовит в пятницу – ест в Субботу (Авода Зара, 3а). Каждую пятницу, подготавливаясь к Субботе, мы вспоминаем, что наше пребывание в этом мире – подготовка к чему-то более высокому. Мы должны подготовиться к дню, который весь – Суббота.
Шаббат – четвертая заповедь из Десяти речений
Соблюдение Шаббата – единственный «ритуал», включенный в число Десяти речений. Любители ограничить иудаизм соблюдением «Десяти заповедей» (обычно имея ввиду «понятные» и «общечеловеческие» заповеди морального характера) никуда не денутся от того, что одной из этих десяти является Шаббат. И садясь в машину в субботу, даже с целью поехать в синагогу, они оставляют из этих десяти заповедей – только девять!
Десять речений дважды записаны в Торе – первый раз в книге Шмот, в главе Итро, и второй раз – в книге Дварим, в главе Ваэтханан. При этом мы получаем повеление о двух аспектах соблюдения Шаббата – в первый раз Тора говорит: «Помни день Субботний» (Захор эт йом а-шаббат), а во второй раз – «Храни» (Шамор эт йом а-шаббат).
Помни – повелительный аспект, мы должны каждый Шаббат произносить слова, напоминающие нам о его святости (что выполняется заповедью Кидуша), сюда относятся и все действия, выделяющие Шаббат из череды дней: зажигание свечей, трапезы. Храни – охраняй от порчи, не делай 39 видов мелахи и их производные.
Шаббат – свидетельство
«Помни день Шаббат, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякое ремесло твое, а седьмой день – Шаббат Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакого ремесла – ты, и твой сын, и твоя дочь, и твой раб, и твоя рабыня, и твой скот, и твой жилец, кто во вратах твоих. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой; потому благословил Г-сподь день Шаббат и освятил его» (Шмот, 20:8-11).
Наши мудрецы называют Шаббат Йесод а-Эмуна – основа нашей веры. Еврей, соблюдающий Шаббат, показывает этим, что он верит в Создателя, речением Которого был создан мир, в то, что Он сотворил мир в шесть дней, а в седьмой день – отдыхал. Прекращая с наступлением Субботы свою творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, еврей свидетельствует также и о своей верности заповедям-повелениям Царя царей, о готовности выполнять свое предназначение в мире.
Того, кто сознательно и добровольно нарушает Субботу, сравнивают с отрекшимся от своего еврейства – как сказано в Талмуде: «Нарушивший Субботу подобен идолопоклоннику». В действительности, существует лишь два типа евреев – соблюдающие Субботу (шомер Шаббат) и нарушающие ее (мехалель Шаббат).
Соблюдение Шаббата – свидетельство еврейской сути в человеке, более всех других заповедей. Поэтому сказали наши учителя: «Всякий, соблюдающий Шаббат, как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат, нарушает все ее заповеди».
Шаббат – свобода
Второй отрывок, повествующий о Шаббате, связывает его с другим основополагающим событием еврейской истории: «Храни день Шаббат, чтобы святить его, как тебе повелел Г-сподь, Б-г твой; шесть дней работай и делай всякое ремесло твое, а седьмой день – Шаббат Г-споду, Б-гу твоему: не делай никакого ремесла – ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой бык, ни твой осел, и никакой твой скот, ни твой пришелец, что во вратах твоих, чтобы покоился твой раб и твоя рабыня, как ты (сам). И помни, что рабом был ты на земле Мицраима и вывел тебя Г-сподь, Б-г твой, оттуда рукою крепкой и мышцею простертой, потому велел тебе Г-сподь, Б-г твой, делать день Шаббат» (Дварим, 5:12-15).
Каждый седьмой день мы «вспоминаем», что мир принадлежит не нам, и «возвращаем» власть Тому, Кому она на самом деле принадлежит, как сказано: «Б-гу принадлежит земля и все, что на ней» (Теилим 24, 1). Кроме того, каждый Шаббат мы вспоминаем, что Вс-вышнему не безразлично, что мы делаем со своей жизнью, с инструментами, данными нам – Он вывел нас из Египетского рабства и дал нам Тору жизни, чтобы мы смогли выполнить свое предназначение и достичь счастья и гармонии в нашей жизни на земле.
Мы свидетельствуем, что еврей не должен становиться рабом чего-бы-то ни-было. Прекращая работу в Шаббат, мы выходим из замкнутого круга будничных проблем, борьбы за место под солнцем, тревог и забот о пропитании. Мы больше не рабы собственной созидательной деятельности. Ведь даруя нам Тору на горе Синай, Творец предупредил нас – не будьте рабами земных хозяев – ни своей работы, ни своего достатка, ни своих желаний – но только рабами Вс-вышнего, ибо в этом заключается истинная свобода.
И именно в Субботу есть у нас возможность быть евреями так, как это задумано изначально, отбросить все ограничения и ярлыки – связанные с профессией, доходами, общественным положением, и остаться наедине со Вс-вышним, отвлечься от мира и развернуться – к его Творцу.
Что такое мелаха?
В Шаббат мы отказываемся от 39 видов работ, называемых общим термином мелаха. законы ШаббатаЧтобы понять, почему не все виды деятельности попадают в категорию мелахи, обратимся к определению, которое дает ей Талмуд: «Тора запрещает мелаху, как воплощение разумной цели на практике» (Санедрин, 62б). Таким образом, мелаха включает в себя любую конструктивную деятельность, производящую какую-то значимую перемену в материальном – в связи с ее соответствием целям человека. Любое, даже самое малое действие, демонстрирующее власть человека над материальным миром (природой), является мелахой – неважно, стирка белья или высекание огня, строительство здания или завязывание узла. Мелаха – это акт, отражающий осуществление человеческой власти над миром посредством созидательного применения его разума и сил. Почему же в Шаббат мелаха запрещена? Своим отказом от такого рода деятельности один день в неделю – в соответствии с Б-жественным повелением – еврей как-бы торжественно декларирует, что человек имеет превосходство над остальным миром исключительно по воле Б-га, и что только Б-г – действительный Источник всего, всех сил и всех дел, в том числе и любого творчества.
Мелахот разделяются на тридцать девять категорий. Причиной такого разделения является повеление Б-га, что все виды деятельности, связанные с постройкой переносного Храма – Мишкана – в пустыне, должны прекращаться на время Шаббата. Мишна в трактате Шаббат (7,2) перечисляет все эти категории мелахот. О том, как соблюдать законы прекращения мелахи на практике, вы можете узнать из нашей серии уроков Законы Шаббата.
Следует осознавать, что отказ от мелахи – определенный духовный процесс. В течение недели, работа человека и создаваемые ею иллюзии, подобно вуали, скрывают от него истинную природу его предназначения. Отказ от мелахи – приподнимает эту «вуаль». Но, поскольку в духовной сфере наименьшее действие может вызвать такой же значительный эффект, как и наибольшее – пока присутствуют малейшие следы мелахи во время Шаббата, «вуаль» остается на месте.
Шаббат – особая приправа
Для соблюдающего еврея, Шаббат – не набор ограничений. Это время, наполненное самыми светлыми и радостными переживаниями. Шаббат нужно «строить». Нужно работать, чтобы «войти» в его особенную атмосферу. Воздействие Шаббата во всей полноте чувствуется тогда, когда и тело и ум отданы идеалу Шаббата. Когда приходит Суббота, мы должны чувствовать себя так, как будто вся наша работа завершена, оставляя наши ум и тело совершенно свободными. При переходе из мира будней в мир Шаббата мы должны закрыть за собой двери, забыть о всех заботах, как будто их больше не существует.
В подготовке к Шаббату участвует вся семья. В еврейском доме Шаббат находится в центре всей жизни. Три праздничные трапезы, заповеданные в Шаббат, становятся центральным переживанием этого дня. Они сопровождаются змирот – застольными гимнами во славу Шаббата. Во время трапезы также произносятся диврей Тора – слова Торы. Дом, в котором слышны слова Торы, голос Б-га живого – обрел в Шаббат особое духовное переживание. Шаббат, во время которого слова Торы не слышны – напрасно потерян. Шаббат влияет на воспитание, становление и освящение еврейской души: с раннего детства еврейский ребенок впитывает его особую атмосферу. Все «лучшие вещи» сохраняются для Шаббата. Лучшая одежда и еда, сладости и пирожные, кидуш, халот и авдала, внимание и любовь родителей – все те вещи, которыми наслаждается ребенок, сконцентрированы в этих 25 часах. Шаббат становится центром жизни ребенка. Ограничения, которые накладывает истинное соблюдение Шаббата, не ощущаются, как ограничения, а становятся частью того блаженства, которое приносит Шаббат. Он в полной мере понимает слова мидраша: «Бесценный подарок есть у меня в сокровищнице», — сказал Вс-вышний Моше, «Шаббат» — имя ему; пойди и скажи Израилю – Я хочу подарить его им». (Шаббат, 106)
Шаббат – хранитель евреев
На протяжении всей нашей тысячелетней истории, евреи оставались верны Шаббату – и в горе, и в радости, и перед лицом смерти, и даже вопреки ей. Шаббат – величайшее мерило битахона, уверенности в провидении Вс-вышнего. Как сказано, «Г-сподь дал тебе Шаббат; поэтому Он дает тебе на шестой день хлеб на 2 дня». Шаббат был благословлен и освящен самим Б-гом: благословлен – двойной порцией мана накануне субботы, и освящен – тем, что в субботу ман прекращал выпадать. Ни один еврей не умер от голода из-за соблюдения Шаббата. Но многие евреи, и даже целые общины исчезли из истории своего народа из-за того, что нарушали Шаббат. Наша верность Шаббату – основа нашей самоидентификации, и основа сохранения существования нашего народа, как сказано «больше, чем евреи хранили Субботу – Суббота хранила евреев». Еврейский народ – носитель идеи Шаббата. Давайте же не будем отбрасывать это невероятное сокровище, дадим возможность голосу Шаббата – быть услышанным.
«Если бы весь Израиль смог соблюсти хотя бы два Шаббата в соответствии с алахой, он был бы сразу спасен».
Начните соблюдать Шаббат, попробуйте почувствовать этот особый, чистый и глубокий мир Субботы.
Что такое Шаббат и как его соблюдать
Смертная казнь за сбор валежника, 39 запрещенных работ и субботний лифт
Откуда появился Шаббат
Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древнееврейскому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекращать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвятив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соответственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библейской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Седьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV век Egerton MS 1894, f. 1v / British Library
Как соблюдали Шаббат в древности
В условиях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смертная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не существует института, который может вынести такой приговор. Постановление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Великое собрание законоучителей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедрион прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.
Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — написано в Талмуде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с любовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близкими — проявление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или римского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.
Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превратили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пустыню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).
Иуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 год Wikimedia Commons
Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное решение: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформулировано правило пикуах нефеш, или «спасение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные законы, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отменяться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти конкретного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нарушить субботний покой. Прежде всего это касается военных действий или оказания медицинской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мученичества за веру «освящением Божьего имени».
Что можно, а что нельзя делать в Шаббат
1. Посев. 2. Пахота. 3. Жатва. 4. Вязка снопов. 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Сортировка. 8. Помол. 9. Просеивание. 10. Вымешивание теста. 11. Печение. 12. Стрижка шерсти. 13. Беление ее. 14. Трепание. 15. Крашение. 16. Прядение. 17. Прикрепление основы к навою. 18. Перемещение нитей основы. 19. Ткание двух нитей. 20. Разъединение двух нитей. 21. Завязывание узла. 22. Развязывание узла. 23. Шитье двух стежков. 24. Распарывание ради зашивания такого участка, который можно скрепить двумя стежками. 25. Ловля оленя. 26. Убой его. 27. Снимание с него кожи. 28. Соление кожи. 29. Обработка кожи. 30. Скобление. 31. Разрезывание. 32. Написание двух букв. 33. Стирание ради написания двух букв. 34. Стройка дома. 35. Разработка его. 36. Тушение огня. 37. Зажигание огня. 38. Битье молотом. 39. Вынос из одной области в другую. Список приводится по изданию: Мишна. Трактат «Шаббат». // Талмуд. Мишна и Тосефта. Стр. 3–110. Пер. Н. Переферковича. М., 2004 (репринт 1903).
Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для человека, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, например, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электричество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответствующие духу субботы», например катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудическим, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разрешения проблем, возникающих при соблюдении субботы. Например, «субботний лифт»: в самом по себе использовании лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит механизм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Существуют холодильники с кнопкой «субботнего режима», отключающей все лампочки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.
В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «реформированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практической сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые ограничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).
Как встречают Шаббат
Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открывается именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.
Вечер пятницы
«Вот шуршит платье. Изящные ботинки, легко ступая, приближаются к столовой. На пороге мама на миг застывает, будто ослепленная видом белоснежного стола и серебряных подсвечников. Но медлить некогда!
Она споласкивает водой лицо и руки, поправляет свой любимый кипенно-белый кружевной воротничок и, преобразившись, другим человеком подходит к свечам. Чиркает спичкой и зажигает их одну за другой. Семь свечей оживают, разгораются и ярко освещают мамино лицо. Она завороженно опускает глаза. Медленно, три раза подряд обхватывает огни кольцом рук, будто включает свое сердце в эту оправу. И все будничные дела и заботы тают вместе со свечным воском.
Мама произносит благословение над субботними свечами. Молитвенный шепот струится из-под приложенных к лицу ладоней и еще сильнее разжигает язычки пламени. Мамины руки над свечами светятся, как скрижали Завета над священным ковчегом».
Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на время Шаббата становятся священными: люди соприкасаются с раем, из которого они были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и символизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.
Утро субботы
Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специального шкафа торжественно достают большой свиток Торы, написанный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священников Иерусалимского храма — благословляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.
Вечер субботы
Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнительную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расставания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.
Субботний и юбилейный годы
Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календарными предписаниями.
Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год священен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому предписанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компаниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.
Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвращались своему исконному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяйстве «право земли на отдых» для соблюдающих предписания Торы иудеев остается актуальным.