шахматы к какому направлению относятся
Шахматы как вид спорта
Поклонники футбола, хоккея или баскетбола отождествляют спорт с физической борьбой команд-соперниц и очевидными результатами в виде голов или набранных очков. Для них шахматы остаются несерьезным развлечением, лишенным зрелищности. Такой подход противоречит сложившемся традициям и нормам. В России шахматы включены в реестр видов спорта, а МОК признала противостояние черных и белых фигур спортивной дисциплиной.
Сегодня шахматы включены в реестры видов спорта в ста государствах мира. Два десятилетия назад аналогичное решение было принято чиновниками Международного олимпийского комитета. Но шахматные турниры по-прежнему не входят в программу Олимпийских игр, несмотря на попытку организовать выставочные соревнования в 2018 году.
Интеллектуальная природа шахмат требует от игроков выдающейся физической подготовки. Способность шахматистов сохранять концентрацию по ходу длинных партий и турниров — результат усердных тренировок. Не менее важным аспектом становится психология игроков. Взаимное соперничество требует от гроссмейстеров выдержки и способности принимать правильные решения при недостатке времени.
К какому виду спорта относятся шахматы?
Популярные виды спорта предполагает достижение значимых результатов и развитие навыков спортсменов. Оба критерия применимы к шахматам. Без тренировок игроки не смогут применять теоретические знания, а эмоциональная и физическая форма не позволят выдержать турнирные нагрузки. Результатами развития шахматистов становятся рост мастерства, получение званий в соответствии с системой ФИДЕ, увеличение рейтинга Эло и завоевание титулов на соревнованиях.
Не менее важной составляющей результатов шахматиста остаются стратегия и тактика. Их влияние на итоговый результат сравнимо с другими видами спорта — командными или индивидуальными.
Ключевой особенностью видов спорта, признанных международными организациями, становится равенство шансов соперников в достижении победы. Этот аспект учтен в правилах шахмат. Игрокам предоставлены одинаковые условия и возможности в рамках поединка за шахматной доской.
Соблюдение принципа справедливости контролируется судьями, секундантами и организаторами турниров. Правила ФИДЕ устанавливают жесткие требования к поведению шахматистов во время партии. Принцип ведения поединка исключает возможность достижения победы обманным путем с использованием помощи живых игроков или шахматных программ.
Шахматы — профессиональный вид спорта
Получение звания гроссмейстера — мечта многих мальчиков и девочек, севших за шахматную доску. Достижение этой цели требует упорных тренировок на протяжении многих лет. Юным игрокам предстоит освоить теоретический материал, ознакомиться с его практической реализацией, научиться самоконтролю.
Физическая подготовка позволяет шахматистам успешно справляться со стрессами, эмоциональным напряжением и психологическими манипуляциями соперников. Ведущие игроки мира прибегают к помощи физиотерапевтов, психологов и диетологов. Иногда проигрыш становится результатом секундной потери концентрации или неспособности шахматиста справиться с эмоциями. Спортсмены высокого уровня стремятся минимизировать вероятность таких ошибок любым доступным способом.
История шахмат насчитывает несколько тысячелетий. За этот период интеллектуальная забава эволюционировала и превратилась из средства досуга в полноценный вид спорта. Соперничество на высочайшем уровне — удел нескольких десятков гроссмейстеров, которые прошли обучение и смогли успешно развить свои навыки.
Признание шахмат видом спорта со стороны МОК и национальных спортивных организаций позволяет рассчитывать на рост интереса к этой дисциплине. Противостояния лучших игроков мира обладают не меньшим коммерческим потенциалом, чем чемпионаты мира по футболу или хоккею. Этот тезис подтвердил недавний онлайн-турнир, организованный чемпионом мира Магнусом Карлсеном. Шахматы заняли свое место в спортивном мире и постепенно привлекают все большую аудиторию из разных стран.
Шахматы: интеллектуальная игра или настоящий спорт? (3 фото)
Безусловно, это состязание разительно отличается от классических спортивных поединков. Но при этом шахматы – спорт. И существует масса доказательств правдивости этого утверждения.
В настоящее время шахматы как спорт утверждены более чем в 100 странах мира. А их история превышает две тысячи лет. Упоминание об игре под названием чатуранга было обнаружено в древнеиндийских рукописях VI века. После прихода игры в арабский мир ее название было изменено на шатрандж. А европейцы, оценившие увлекательные состязания, проводимые с помощью фигурок на черно-белой доске, переименовали ее в привычные для нас шахматы.
На каком основании шахматы можно считать спортом?
Главная задача этой интеллектуальной игры – возможность человека продемонстрировать собственное «я», одержать победу над противником, стать лучшим в данной дисциплине. В этом плане шахматы ничем не отличаются от силовых видов спорта и командных состязаний. Помимо этого принадлежность к спорту подтверждают и другие признаки:
— соблюдение игроками определенных правил;
— присутствие судей, зрителей и болельщиков;
— определение победителя в личном и командном зачете;
— присутствие физических упражнений в комплексе подготовки к игре;
— режим спортивного питания и дня для достижения и поддержания оптимальной физической, интеллектуальной и эмоциональной формы.
Игра в шахматы: спортивное единоборство или искусство?
Движение шахматных фигур по полю подчиняются строгим правилам, развивают мысль и интеллект, выносливость и уважение к сопернику. Счастлив тот, кто познал закономерность игры в шахматы: аналитическая работа, психологический настрой на внутреннее состояние противника, мучительный поиск выхода и озарение, ведущее к победе. Игрок за шахматным столом испытывает эмоциональный подъем, сравнимый с воздействием музыки. В то же время, он тратит немало физических сил, чтобы выдержать огромные нагрузки во время игры: интеллектуальное напряжение воспринимается нетренированным организмом тяжелее, нежели физические усилия. Длительность партии – полтора-шесть часов – требует от интеллектуального игрока стрессоустойчивости, физической выносливости.
Откуда пошли шахматы
История захватывающий игры насчитывает полторы-две тысячи лет, но признание шахмат как спортивной дисциплины произошло в 1999 году. Ученые нашли первое упоминание об игре «чатуранга» в рукописях Древней Индии, датированных VI веком. В названии отразилось движение на поле боя всех родов оружия: пехота, конница, колесницы, боевые слоны. Построение фигур на поле в точности отразило диспозиции и состав войск индийской армии. Когда игра приникла в арабский мир, ей дали новое название: «шатрандж». Иранцы изменили порядок построения «войска» и правила игры, превратив в азартную забаву – на кон ставили деньги. Церковь поспешила занести игру в разряд запретных, затормозив на десятилетие развитие игры «воинов». Попав в Европу, сражение на черно-белых клетках получило новое название – шахматы и распространилось по всему миру. Конец 19 века в мире шахмат ознаменовался первыми турнирами, соревнованиями и чемпионатами. Это было время, когда игра получила незыблемые – классические – правила. Прошлый век «отметился» тем, что ввел звание «гроссмейстер», которое присваивалось победителям мировых чемпионатов.
Почему шахматы – это спорт
Цель интеллектуальной игры – выражение собственного «я» человека за шахматной доской, его стремление победить противника, упрочить свои позиции, достичь высших показаний в этой дисциплине. Здесь шахматы ничем не отличаются от силовых видов спорта, командных игр. Есть и другие признаки, по которым игру относят к спортивным дисциплинам:
Интеллект и сила
Ежегодно в мире проходят тысячи турниров, спортивных состязаний по шахматам. В 1970 году известные всему миру фигурки побывали в космосе. Виталий Севостьянов и Андриян Николаев разыграли партию за «Космос», «Земля» ответила им в лице руководителя подготовки отряда космонавтов Николая Каманина и космонавта Виктора Горбатко. Партия длилась около 6 часов, а космический корабль успел четырежды обернуться вокруг Земли за время турнира «Космос-Земля».
Выдающиеся гроссмейстеры совмещают несколько видов спорта. К примеру, человеку нравится силовые виды спорта, командные игры, и он привык работать интеллектуально. В спортивном мире есть ряд методик для совмещения интересов во время тренировок и турниров. Сложные группы силовых упражнений оставьте на простые шахматные ходы. Когда вы решаете сложную интеллектуальную задачу, сопровождайте поиск легкими упражнениями. Во время «домашней партии» шахматист может отвлечься на прогулки, игру в настольный теннис. Можно сделать несколько упражнений по системе йога.
Чередуйте силовые и умственные тренировки, используя принцип усталости: вам кажется, что мозг устал – переключитесь на физические упражнения, и наоборот. При подготовке к соревнованиям включите силовые нагрузки на первый день тренировок, второй день занимайтесь интеллектуальными играми, после которых стоит один день дать отдохнуть мышцам и мозгу.
Шахматы – это не активный вид спорта. Игроку приходится часами сидеть за столом, разыгрывая партии, многоходовые комбинации. Для победы мало только умственного превосходства игрока – он должен быть в отличной физической форме.
Физическая подготовка для шахматистов
Помимо «гимнастики ума» шахматист испытывает колоссальное нервное и физическое напряжение по время соревнований. Шахматные тренировки направлены на развитие зрительной памяти, тактики и стратегии ведения боя. Не менее важна для шахматиста волевая и психологический настрой, уход от сидячего образа жизни. Выдающиеся гроссмейстеры отдавали предпочтение комплексной подготовке к турнирам и достигли высоких результатов.
В спорте высших достижений должны гармонично сочетаться:
Шахматистам можно порекомендовать занятия командными видами спорта: волейбол, футбол, хоккей. От них не требуется играть на высоком уровне, достаточно поддерживать физические силы. Незаменимой является утренняя зарядка с контрастными водными процедурами. Длительные прогулки, пробежки, плавание, бег на лыжах, коньках входят в систему тренировок шахматиста. Тренер составляет индивидуальный лист занятий, где разумно чередуются умственные и физические нагрузки, дни отдыха и релакса.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.1 Направленность программы
Вид образовательной деятельности: интеллектуальное творчество.
1.2 Актуальность программы
Интеллектуальная игра шахматы является одной из наиболее распространенных игр и видов спорта в нашей стране и в мире. Этой старинной, подлинно народной игре, посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и профессий. Игра в шахматы вырабатывает объективность мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер, зарождает в человеке творческое начало. Игра в шахматы помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал, помогает развить стрессоустойчивость. Игра в шахматы развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения. Согласно приказу ДОиМП ХМАО – Югры №1145/210 от 19.01.2016 «Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» во всех общеобразовательных организациях Югры введено преподавание предмета «Шахматы». Дополнительное образование по программе «Шахматы» для дошкольников позволит им лучше подготовиться к освоению предмета шахматы и подготовит к более успешному освоению других общеобразовательных предметов благодаря возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий.
1.3 Отличительные особенности, новизна и
педагогическая целесообразность программы
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А. Сухомлинский писал: «Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели». Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами.
Новизна данной образовательной программы заключается в творческом переосмыслении существующих систем и методик преподавания предмета, современных технологий в сочетании с личным практическим опытом и методическим сопровождением программы. Методическое сопровождение включает в себя интересный шахматный материал и направлен на активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся, способности действовать в уме, учет их индивидуальных и коллективных творческих способностей. Теоретической основой программы являются современные методики обучения по шахматам с добавлением упражнений из собственного опыта работы.
Дополнительным ресурсом данной программы является возможность психолого-педагогической коррекции, которая является необходимым элементом для дошкольного возраста.
Также новизна данной программы заключается в расширении образовательного развивающего пространства и подключении обучающихся к участию в соревнованиях различного уровня.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается
в успешном развитии у воспитанников навыков практической и аналитической деятельности в процессе изучения основ игры в шахматы;
в овладении компьютерными технологиями в процессе игры в шахматы;
в формировании и развитии логического мышления у дошкольников;
в развитии наглядно-образного мышления , воспитании усидчивости, целеустремленности;
в развитии личностных качеств (стрессоустойчивость, внимательность, умение концентрировать внимание).
Так же значение программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга воспитанников, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности
Обучение по данной программе обладает и мощным воспитательным потенциалом. Дети, участвуя в играх, учатся взаимному уважению, преодолевают психологические и коммуникативные сложности. В ходе реализации программы они знакомятся со спортивным сообществом города и страны, что, безусловно, положительно сказывается как на общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии. И наконец, занятия данного курса стимулируют развитие потенциальных творческих возможностей дошкольников.
1.4 Адресат программы
Данная программа рассчитана на обучающихся 5,5-7 лет. Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. К 5,5-7 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.
Шахматы – это, прежде всего игра. При помощи игрового метода учащиеся приобретают способность к абстрактно-логическому мышлению, к умению выбирать, анализировать, проводить игровой план.
К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний, посещающие дошкольную прогимназию «Алиса». В группы принимаются все желающие. Количество детей в группе 15 человек.
1.5 Срок освоения, объем программы и режим занятий
Срок реализации программы определяется содержанием программы и составляет 1 год.
Т.к. программы дополнительного образования обладают высокой мобильностью и вариативностью, в отличие от программ основного образования, режим занятий может меняться, в зависимости от потребностей обучающихся, а также в связи с проведением различных мероприятий на уровне, гимназии, города, округа. В этой связи в программе выделены часы с вариативным содержанием (экскурсии, спортивные турниры, конференции, проводимые организациями города, а также другие конкурсы и мероприятия). В программе данные часы указаны в учебном плане.
1.6 Формы обучения и виды занятий
Обозначенный объем программы планируется к реализации в различных формах аудиторной деятельности. Это традиционное занятие, комбинированное занятие, игра, турнир, конкурс решения задач и этюдов, сеанс одновременной игры, дидактические игры: «Шахматное лото», «Волшебный мешочек», «Перехитри часовых» и т.д. Внеаудиторные занятия – это различные соревнования, экскурсии, выставки и т.д.
2. Цель и задачи программы
Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников посредством шахматной игры.
А) Обучающие задачи:
— научить обучающихся следить за ходом шахматной партии;
— обучить детей основам шахматной игры;
— закрепить умение и навыки игры, обучив воспитанников играть шахматную партию от начала и до конца с соблюдением всех правил;
— обучить простейшим ходам и взятиям;
— выработать у учащихся умения применять полученные знания на практике, решая простейшие шахматные задачи.
Б) Развивающие задачи:
— развивать умение оценивать возникающие шахматные позиции;
— создать условия для развития абстрактно-логического мышления;
— способствовать развитию культуры мышления, самостоятельности, ответственности, активности аккуратности;
— повысить мотивацию к занятиям шахматами
В) Воспитательные задачи.
— формировать потребность в самопознании, саморазвитии;
— формировать умение работать в детском коллективе, взаимодействовать со сверстниками;
— выработать отношение к шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
— воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм;
2.3 Информационная справка об особенностях реализации программы в 2018/2019 учебном году.
Общий срок реализации исходной программы
2018/2019 учебный год
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году
Количество часов в неделю
Общее количество часов в год
3. Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы «Шахматы для малышей» ориентировано на интеллектуальное развитие детей, которое способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте, являющемся опорной точкой в жизни будущего первоклассника. Ресурсом донной программы является психологическая коррекция ситуаций, ошибок, совершаемых дошкольниками в процессе обучения, что является основой для развития творческих способностей и абстрактно-логического мышления.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы в школе». 1–4-е классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания.
Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Рекомендована учителям физической культуры общеобразовательных учреждений и тренерам детских спортивных школ.
Пояснительная записка
5
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Материально – техническое обеспечение
Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
1. Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 14 классах.
В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
А.Алехин писал: “Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни”.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:
1.2. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Цель конкретизирована следующими задачами:
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
1.3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” предназначена для обучающихся 1–4 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 35–40 минут.
Группы укомплектованы учащимися в количестве не более 10 человек, режим работы не превышает 1 часа в неделю. Реализация программы “Шахматы в школе” осуществляется на базе лицея №15 и школы №1, в специально отведенном кабинете для занятий шахматами.
Основные формы и средства обучения:
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
1.4. Содержание программы и методические рекомендации.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программой “Шахматы, первый год” предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Учебник для первого класса четырехлетней и трехлетней начальной школы “Шахматы, первый год” или “Там клетки черно-белые чудес и тайн полны” подобно другим учебникам для первоклассников содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала. Самый элементарный шахматный материал в нем закрепляется благодаря большому количеству дидактических игр и заданий. Для изучения силы и слабости каждой шахматной фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
II. Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
III. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
К концу первого года обучения дети должны знать:
К концу первого года обучения дети должны уметь:
“Шахматы, второй год” – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы “Шахматы, второй год”, учебника для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”, пособия для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”, книга “Шахматный задачник, второй год обучения”.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Программа “Шахматы, второй год” предусматривает 34 учебных занятий, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и
защита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
К концу второго года обучения дети должны знать:
К концу второго года обучения дети должны уметь:
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух– и трехходовые партии.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
III. Основы миттельшпиля.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
IV. Основы эндшпиля.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
“Шахматы, четвертый год” – используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: “Ферзь против пешки”, “Ферзь против короля” и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса “Анализ и оценка позиции”, “Шахматные комбинации”, “План в шахматах”.
Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.
Учащиеся принимают участие в соревнованиях.
I. Шахматная партия.
О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
III. Шахматная комбинация.
Пути поиска комбинации.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Матовые комбинации на мат в три хода.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др..
Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
3. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
По итогам тестирования каждому учащемуся выставляется отметка (в форме значка):
треугольник– удовлетворительно,
цветочек– хорошо,
звездочка – отлично.
Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.
4. Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
5. Список литературы
- шахматы для детей с какого возраста
- шахматы какая направленность дополнительной программы