шахматы какой направленности относится кружок
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Комитет образования Администрации МР «Карымский район»
«Дом творчества п. Карымское»
Принята на заседании
от « ___» _____________ 20____г.
Директор Дома творчества
« ___» ________________ 20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Землянкин Михаил Сергеевич,
педагог дополнительного образования
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»……………. 3
Цель и задачи программы………………………………………………….6
Учебный план. Содержание учебного плана..……………………………8
Планируемые результаты………………………………………………. 12
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»………..14
2.1 Календарный учебный график……………………………………………15
2.2 Условия реализации программы………………………………………. 24
2.5 Методические материалы…………………………………………………26
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» разработана в соответствии с:
— Законом Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08. 2013 г. №1008;
— Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования от 04.07.2014 г. №41;
— Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;
— Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;
— Уставом Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом творчества п. Карымское».
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Отличительная особенность программы состоит в том, что программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Адресат программы – учащиеся в возрасте 11-16 лет.
Объём и срок освоения программы. Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа.
Форма обучения – очная .
Режим обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
личностные: отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
1) формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к учению и познанию;
3) формирование ценностно-смысловых установок выпускников, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
5)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные: характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
1) развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
6) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные: характеризуют опыт учащихся в специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению:
1) знакомство с элементарными понятиями шахматной игры (с шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр с белыми, чёрными шахматными фигурами; с расставлением фигур перед игрой), названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
2) овладение приёмами тактики и стратегии шахматной игры; (сравнивать, находить общее и различие; уметь ориентироваться на шахматной доске: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, знать основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля);
3) обучение воспитанников игре в шахматную партию с записью;
4) обучение решению комбинации на разные темы (грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания);
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности,«Шахматное королевство» (стартовый уровень)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное образовательное учреждение
«Центр детского творчества»
«Центр детского творчества»
__________________ Л.В. Орлова
Приказ №64 от 20.03.2019г.
на заседании Педагогического совета
Протокол №4 от 19.03.2019г.
_________________ Л.В. Орлова
Возраст учащихся: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Викулова Я.В., педагог дополнительного образования
Учебный план 1-ого года обучения ……………………………………………. 9
Содержание программы 1-ого года обучения ……………………………………. 11
Учебный план 2-ого года обучения ……………………………………………. 13
Содержание программы 2-ого года обучения ……………………………………. 14
Календарный учебный график………………………………………………. 21
П рограмма «Шахматное королевство» разработана в соответствии с:
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
• СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196;
• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).
Программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка, обучение детей дошкольного возраста основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Программа по обучению игре в шахматы имеет техническую направленность и максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Педагогическая целесообразность. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды сенситивные к обучению игре в шахматы.
Новизна. Данная программа составлена на основе шахматного учебника авторов Ференц Халас, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве» для дошкольников, в котором использован ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
— широкое использование в образовательной деятельности игры на фрагментах шахматной доски;
— применение нестандартных дидактических заданий и игр;
— детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
— преимущественное использование на занятиях игровых положений с ограниченным количеством фигур;
— выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
— разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
— неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
Отличительной особенностью программы является специально организованная игровая деятельность, вводящая детей в мир шахмат: знакомство дошкольников с историей развития шахмат. На занятиях в простой и доходчивой форме рассказывается о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий;
обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии;
содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
учить ориентироваться на плоскости, обогащая детскую фантазию.
развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами;
воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность.
Планируемые результаты реализации программы.
Учащиеся знают и понимают:
историю возникновения и развития шахматной игры;
название и назначение шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет;
правила техники безопасности во время игры в шахматы;
«цену» каждой шахматной фигуры.
объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
ориентироваться на шахматной доске;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
записывать шахматную партию;
играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
личностные качества (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные);
логическое мышление, пространственное воображение, память.
принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей дошкольного возраста, 5-7 лет.
Объем и срок освоения программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматное королевство» рассчитана на 2 года обучения (ежегодно 7 месяцев: с 1 октября по 30 апреля).
Количество учебных часов в год составляет 56 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу (занятию).
Наполняемость групп: 10 учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в конце первого года обучения в форме игры – соревнования.
Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в форме шахматного турнира.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 октября;
промежуточная аттестация в конце первого обучения – с 20 по 30 апреля;
итоговая аттестация – в конце освоения программы с 20 по 30 апреля.
конкурс решения шахматных задач;
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
стулья, регулируемые по высоте-10 шт.;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
обучающие видеоуроки по шахматам;
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор, принтер).
Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной образовательной программы является учебное занятие. Знание педагогом индивидуальных особенностей детей позволяет эффективно использовать стимулирующее влияние коллектива на учебную деятельность каждого учащегося.
На занятиях используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы.
Методы обучения : словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой и др.
Продуктивный метод используется при игре на различных этапах шахматной партии.
Используемые педагогические технологии – технология личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, развивающее обучение, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями.
Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями.
Работа с родителями предусматривает:
индивидуальные беседы- консультации ;
Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по двум направлениям: познавательной, практико-ориентированной деятельности.
В процессе межличностного общения реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение. Получив информацию, каждый учащийся в группе в целом ведёт диалог, совместный поиск решений. Дети учатся самостоятельно мыслить, применяя полученные знания на занятиях.
первого года обучения
1. Введение. Шахматная доска. Шахматные фигуры.
Введение. Шахматная доска. Шахматные фигуры.
2.Основные правила игры в шахматы. Смотр войск перед боем. (12 ч.)
Изучение основных правил игры.
Изучение шахматных фигур.
3.Дебют – начало игры. ( 12 ч.)
Знакомство с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха.
Учимся находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.
4.Немного истории. (6 ч.)
История самой интересной партии в шахматы. Основные моменты из игры.
5.Эндшпиль – ключ к победе. (9 ч.)
Основные секреты в игре в шахматы
Изучение основных понятий.
Закрепление материала игрой.
6.Как избежать поражения. (14 ч.)
Вспоминаем значение понятия «мат».
Знакомимся с новым понятием – «мат в один ход».
Учимся определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.
Подведение итогов работы за год. Заключительное занятие
Контрольное задание (соревнование)
К концу первого года обучения дети знают:
шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода, взятие каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети умеют:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
правильно располагать фигуры перед игрой;
перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
решать простые шахматные задачи.
первого года обучения
Теория: эвристическая беседа о направленности, содержании программы. Правила поведения учащихся, инструктаж по технике безопасности на занятии и при работе с шахматами.
Знакомство с шахматной доской и с шахматными фигурами. Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения : рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры.
Формы занятий : познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: инструкция по технике безопасности, дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
2.Основные правила игры в шахматы. Смотр войск перед боем.
(12 часов: теория – 4ч, практика – 8 ч).
Теория: Знакомство с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», знакомство с правилом «ферзь любит свой цвет».
Практическая работа: Закрепление нового материала посредством дидактических игр – заданий.
Формы занятий : познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
3.Дебют – начало игры (12 часов: теория – 4ч, практика – 8 ч).
Теория: Знакомство с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учимся находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.
Практическая работа: Закрепление новых знаний посредством индивидуальных игр – заданий, учимся правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: История самой интересной партии в шахматы. Основные моменты из игры.
Практическая работа: Учимся применять полученные знания.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: Основные секреты в игре в шахматы. Изучение основных понятий.
Практическая работа: Закрепление материала игрой.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: Вспоминаем значение понятия «мат». Знакомимся с новым понятием – «мат в один ход». Учимся определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.
Практическая работа: Закрепляем полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учимся понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Занятие – соревнования. Вспоминаем полученные знания. Учимся применять знания на деле.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
второго года обучения
1. Введение. Привет игрок. Атака на короля. (6 ч.)
Партия Жужи Полгар.
2. Мыслить нужно не фигурами. (4 ч.)
Изучение основных правил игры.
3. Ловушка для ферзя. ( 8 ч.)
Знакомство с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха.
Учимся находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.
4. Зачем нужны шахматные часы. (6 ч.)
Шахматные часы. Принцип работы шахматных часов.
Принцип работы шахматных часов.
5.Зачем нужны пешки. (6 ч.)
Учимся правильно ходить пешкой.
6. Знаменитые любители. (4 ч.)
Основные методы в игре.
7.Рокируйся в противоположную сторону! (8 ч.)
Виды рокировок в шахматах.
Правила рокировки в щахматах.
8.Шахматная нотация (6 ч.)
Понятие шахматной нотации.
Учимся записывать партию.
9.Гроссмейстеры против компьютеров (7 ч.)
Принцип игры в компьютерные шахматы.
История первых шахматных машин.
Гроссмейстер против компьютера
Подведение итогов работы за год. Заключительно занятие.
К концу второго года обучения учащиеся знают:
• обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
• ценность шахматных фигур;
• сравнительную силу фигур.
К концу второго года обучения учащиеся умеют:
• записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.
второго года обучения
Теория: Изучение понятия «Атака на короля». Стадии шахматной партии. Положение короля на доске. Защищенность короля соперника.
Практическая работа: Закрепление полученных знаний посредством дидактических игр – заданий.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: Пять самых важных принципов шахматного мышления. Учимся избегать ходов без цели.
Практическая работа: Закрепление нового материала посредством дидактических игр – заданий.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: Рассматриваем ситуацию, когда королевский фланг чёрных оказывается разгромлен, а сам король оказывается в большой опасности. Разбираемся, каким образом подстроить ловушки играя белыми и как их избежать, играя чёрными.
Практическая работа: Закрепляем новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учимся правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: Изучаем шахматные часы. Для чего они нужны. Принцип работы шахматных часов. Изучаем различные темпы игры в шахматы.
Практическая работа: Закрепляем новые знания – игрой.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: Изучаем пешки. Что такое пешка? Почему является самой слабой шахматной единицей.
Практическая работа: Учимся правильно ходить пешкой. Закрепление материала игрой.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий : познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: Изучаем самых главных любителей игры в шахматы.
Практическая работа: Пробуем основные методы в игре. Закрепляем полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учимся понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: Виды рокировок в шахматах. Условия, когда рокировку сделать нельзя. Правила рокировки в шахматах. Изучаем рокировку королем.
Практическая работа: Полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учимся понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий : групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: Изучаем понятие шахматной нотации. Учимся записывать партию. Учимся читать и понимать шахматные книги.
Практическая работа: Закрепляем полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учимся понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий: познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля: беседа – диалог, наблюдение.
Теория: Изучаем принцип игры в компьютерные шахматы. История первых шахматных машин. Гроссмейстер против компьютера.
Практическая работа: Закрепляем полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учимся понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.
Формы занятий : познавательная беседа, индивидуальная работа, работа в группе, решение проблемы, практическая работа.
Формы организации занятий: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, дидактические игры, практическая работа.
Формы занятий: познавательная беседа, работа в группе, решение проблемы.
Дидактическое обеспечение: дидактические игры для обучения игры в шахматы, настольные шахматы разных видов, шахматные часы, обучающие уроки по шахматам.
Формы и методы контроля : беседа – диалог, наблюдение.
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
единства обучения, развития и воспитания;
последовательности: от простого к сложному;
связи теории с практикой.
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.)
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, коллективная работа.
Формы организации учебного занятия – учебное занятие; занятие-фантазия; занятие-игра; практическое занятие.
Педагогические технологии – технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающая технология.
17. Яковлев Н. Шахматный решебник. Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. – 95с.
Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
Бло́кер — фигура, блокирующая продвижение вражеской пешки.
Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).
Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).
Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
Конь — лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.
Король — главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали, на любое неатакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель игры — атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности защититься от этой атаки (мат).
Ладья — тяжёлая шахматная фигура, по силе примерно равная пяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали или вертикали, а также участвовать в рокировке. В исходной позиции, у каждого из игроков по две ладьи, находящиеся по углам доски.
Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество.
Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять невыгодную позицию).
Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья, ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
Слон — лёгкая шахматная фигура, по силе примерно равная трём пешкам. На свободной доске может передвигаться на любое число полей по диагонали. В исходной позиции у каждого игрока по два слона, находящиеся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, на полях рядом с конями. Особенностью слона является то, что он может ходить только по полям определённого цвета, поэтому различают белопольных и чернопольных слонов, по цвету полей, по которым они передвигаются.
Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).
Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров) или их итоговый результат (итоговая таблица).
Ферзь — Самая сильная фигура в шахматах, по силе примерно равная девяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали, вертикали или диагонали. В исходном положении белый ферзь находится на поле d1, чёрный — d8.
Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил её. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры.
Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.
Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой.
Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.
Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.
9.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе