шарага какое образование это
«Никакого творчества, ноль свободного времени. Я начала угасать»
В сталинские времена шарагами называли закрытые конструкторские бюро или лаборатории, где трудились заключённые. В последнее время значение этого слова изменилось. Теперь так называют плохой вуз. Мария Кучерова поговорила с несколькими студентами. Их объединяет то, что они называют свой вуз шарагой и хотят его бросить. Первой стала Настя, она рассказывает, почему учиться настолько неинтересно.
Что сегодня стоит за студенческим жаргонизмом «шарага»? Безусловно, в наше время словечко обрело новый смысл. Каждый раз, когда я слышала, что кто-то из знакомых ребят хочет бросить универ, я всегда слышала и слово «шарага». Мне захотелось разобраться, что они вкладывают в это понятие, услышать, какие претензии к нашему современному высшему образованию они готовы озвучить, узнать, что произошло в каждом конкретном случае. Я взяла небольшое интервью у нескольких ребят, называющих свой вуз шарагой, и через какое-то время мне стало ясно, что за каждым из этих рассказов стоит драматичная история разочарования. Оказалось, что героическое поступление на бюджет с высокими баллами ЕГЭ — это не всегда полное исполнение заветных желаний.
Открыть свою летопись хочу с Насти. Она учится в одном из московских вузов. Что за вуз, писать не буду — ей ещё там учиться два года. Факультет — перевод и переводоведение. Её мы с трудом уговорили перевестись на заочное отделение, не уходить в академ и не бросать вуз совсем.
Про поступление
Я не готовилась поступать в определённый вуз, но на тот момент я точно знала, кем я хочу стать в будущем. Я выбрала профессию переводчика, и упорно готовилась к сдаче ЕГЭ в течение двух лет. Мне необходимо было поступить на бюджет, поэтому планка была поставлена высокая. Три года я буквально не вылезала из учебников. Заниматься дополнительно ходила только к репетитору по английскому языку. К ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию и литературе готовилась сама.
Я выбирала между двумя факультетами: перевод или преподавание иностранных языков. Второй вариант был запасным, но в любом случае, я должна была попасть на бюджет.
ЕГЭ я сдала на отлично. Литература — 98, русский язык — 85, английский — 84, обществознание — 85. Математику сдала на 40 баллов (тогда ещё не было разделения на базовый и профильный уровни), но она мне и нужна-то не была. С огромной надеждой в глазах я подала документы в четыре вуза и стала ждать.
Честно признаюсь, два года прошли в стрессе и мучениях. У меня была цель, и ничего другого я не видела. Волновалась очень сильно и хотела, чтобы это быстрее закончилось. Документы подала сразу в четыре вуза, но оригинал аттестата отнесла в первый же вуз, в котором прошла на бюджет. На Дне открытых дверей нам всё понравилось. И хоть вуз неизвестный, мне было уже всё равно. Главное — переводчик, главное — бюджет.
Про разочарование в учёбе
Первые два курса я была самой лучшей студенткой. Все сессии сдавала автоматом и на пятёрки. Преподаватели ставили в пример. В жизни университета я не участвовала, снова погрязла в учебниках и вечных стрессах. Выполнить домашку, выучить, написать, прийти на пары любой ценой, — всё это заменило мне реальную жизнь. Но мало-помалу я начала понимать, что просто выгораю. Мне становилось неинтересно, я делала всё на автомате: лишь бы сделать, а как сделать — всё равно. Объёмы заданий необъятные, требования завышены.
Книжки, книжки… и ещё раз книжки. Никакого творчества, ноль свободного времени. Я начала угасать. Тогда в моей жизни случилась интересная поездка в США. Я не поехала учиться, нет, просто путешествие в Нью-Йорк всегда было моей мечтой. В тот год я начала преподавать английский — работала репетитором, уровень тогда уже позволял, и я сама накопила на эту мечту.
7 способов сделать стажировку действительно полезной
Уж не знаю, как месяц в этом удивительном городе смог так сильно меня поменять, но приехав сюда, я прозрела. Вдруг словно открылись глаза на всю эту заплесневелую систему, в которой работают недовольные своей жизнью тётушки. На покрытые пылью доисторические учебники, на смехотворную стипендию, которая была единственным стимулом сдать сессию на пять. И я решила начать работать, учась на очном отделении. Я начала жить, тусить, набивать татуировки, интересоваться чем-то помимо учёбы, и действительно развиваться.
В тот момент я вдруг поняла, что я никакой не переводчик. Я не хочу сидеть над нудными переводами, не хочу быть винтиком системы, не хочу тупо всю жизнь переводить-транслировать чьё-то чужое мнение, когда у меня есть своё.
Я поняла наконец, что два года учёбы в вузе закрыли меня от внешнего мира и лишили реальной жизни, общения, увлечений, спорта, желаний, любви, в конце концов
С этого момента любимица преподавателей, «образец подражания» превратился в антигероя, объект для бесконечных ехидных комментариев. Раньше я это проглотила бы и промолчала, а тут вдруг поняла: цели больше нет, страха отчисления — тоже. Что меня здесь держит? Я поняла, что смогу найти работу и как-то себя прокормить. Поняла, что моя мечта перестала быть мечтой. Сейчас мне уже 20 лет, но я не боюсь осознавать, что пока не знаю, чем хочу заниматься, в чём моё призвание.
На сегодняшний день я успела сменить две работы, и не собираюсь останавливаться на этом. Нет, я не ушла из вуза, но я с большим трудом перевелась на заочное. Переводить долго не хотели, уговаривали, видимо, не хотели создавать прецедент и давать повод для подражания другим студентам. Я понимаю, что обучение заочно — это не образование. Но сейчас я не знаю, чем хочу заниматься, и у меня хотя бы появилось время для поисков себя, встреч с друзьями. Съехав от родителей, я начала учиться жить самостоятельно, откладывать и рассчитывать деньги. У меня началась наконец реальная жизнь.
Почему шарага
Шарага для меня — это не очень известный вуз, университет или колледж. В них не используются новые технологии, обучение — это всегда что-то заурядное и не предполагающее творческой деятельности. Обычно в это понятие я вкладываю не только низкий уровень образования, пренебрежительное или даже неуважительное отношение к студентам, но и отсутствие мотивации у самих студентов. Правда, подобная позиция мне понятна: такие вузы обычно недорогие (если речь идёт о платном обучении), большинство студентов там учатся просто для того, чтобы получить «корку» бакалавра по окончании. Все курсовые и дипломные работы обычно покупаются в интернете.
Претензии к вузу
Могу сказать прямо по пунктам:
Как вузу перестать быть «шарагой»
Трудно сказать, я не самый большой специалист в сфере образования, но думаю, что менять нужно всю систему. Внедрять новые учебники, опираться на программы и опыт западных стран, набирать молодых сотрудников. Поменять систему оценок и сессий. Давать студентам больше стимулов и мотивации.
Надо сделать так, чтобы учёба не была пыткой, чтобы студенты не боялись не сдать экзамен. Учёба в радость давно стала чем-то призрачным и неисполнимым, а в такой атмосфере даже самый талантливый человек может попросту не выплыть. Проще говоря, забить на всё.
Статья «Почему техникум называют шарагой»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Почему техникум называют шарагой
Студенческий сленг по большей части включает в себя выражения и жаргонизмы, вошедшие в их лексикон из тюремного сленга, например Чепушило, Харе, Сушняк и т. д. Бывают случаи, когда и Чебаркульский профессиональный техникум жители г. Чебаркуля пренебрежительно называют шарагой, не понимая смысла этого слова. Уважаемый читатель, мы хотим рассказать о таком популярном в некоторых кругах слове, как шарага.
Есть мнение, что слово «шарага» впервые было использовано в сленге людей из НКВД. В те суровые времена массовых посадок «врагов народа» под карающую длань правосудия попадали совершенно невинные люди, впрочем, таких было немного. Чтобы не отправлять толковых учёных и инженеров на лесоповал, были созданы закрытые конструкторские бюро, в котором трудились репрессированные учёные, среди них можно выделить Королёва и Туполева. Именно подобные заведения негласно именовались шарашками или шарагами.
Другой термин «шарашка» связан этимологически со словом шарашь (шваль, голытьба, жулье). Если так, то шарашкина контора буквально означает: контора жуликов, обманщиков.»
Бытует мнение, что после «шараги» будет сложно устроиться на работу, получать достойную зарплату и т. п.
В своё время множество работ заключённых выполнялось бесплатно, то есть «На шару», отсюда пошло крайне недоверчивое отношение к качеству продукции, выпускаемой шарагами (заведения, где применяют подневольный рабочий труд).
Многие считают, что рейтинг техникума низкий, обучающиеся не отличаются умом и воспитанием, поэтому идут получать среднее профессиональное образование, так как какое-то образование нужно, а до высшего не дотягивают (хотя конечно, это далеко не всегда так). Иногда слово «шарага» становится абсолютным заменителем слова «техникум». Голословно называя так единственное в городе среднее профессиональное учреждение, многие наши земляки даже не знают, чем живет на сегодняшний день эта образовательная организация, по каким специальностям и профессиям ведется подготовка специалистов.
Сегодня называть техникум шарагой неактуально. В настоящее время ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»- это государственное многопрофильное образовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность по программам СПО (образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также образовательные программы подготовки специалистов среднего звена): Обработка металлов давлением; Технология машиностроения; Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; Ветеринария; Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); Лесное и лесопарковое хозяйство; Электромантер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; Повар. Кондитер.
Для обеспечения стратегии развития учебного заведения и с учетом происходящих глубоких изменений в социально-экономической жизни общества в техникуме создана система социального партнерства. Заключены договоры о социально-педагогическом сотрудничестве между техникумом и ПОО высшего профессионального образования: Институтом ветеринарной медицины ЮУрГАУ г. Троицка; Уральским государственным лесотехническим университетом УГЛТУг. Екатеринбурга и др., что позволяет формировать единый подход к организации учебного процесса подготовки специалистов, вносить корректировки в содержание учебных планов и программ на уровне регионального компонента и продолжать обучение лучших обучающихся техникума в данных ПОО высшего профессионального образования по сокращенным программам.
Благодаря сотрудничеству с Главным управлением лесами Челябинской области постоянно обновляется и совершенствуется материально-техническая база техникума, обучающиеся обеспечиваются рабочими местами для прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства выпускников после окончания техникума в участковых лесничествах Челябинской области и на ПАО «Уральская кузница».
Ежегодно из стен техникума выпускается около двухсот молодых специалистов. Растет численность выпускников, поступающих в ПОО высшего профессионального образования для продолжения образования.
Педагогические работники и обучающиеся ЧПТ неоднократно занимали призовые места и показывали лучшие результаты на различных этапах областных, всероссийских конкурсов профмастерства, научно-исследовательских работ.
Техникум располагает двумя учебными корпусами, мастерскими и лабораториями. Имеет благоустроенное общежитие на 150 мест, а также две библиотеки, две столовые, актовый и спортивный залы, компьютерные классы, учебное хозяйство с набором необходимой автомобильной и сельскохозяйственной техники и т.д.
Поэтому сегодня применять термин «шарага» к Чебаркульскому профессиональному техникуму это значит быть несовременным, необразованным, некомпетентным. Подумайте…
Материал подготовлен:
М. Соколова-Копонева, зам. директора
Больше не «шарага». В каких случаях диплом ПТУ и колледжа круче вузовского
Профессиональные учебные заведения — ПТУ, техникумы, колледжи — несколько десятилетий подряд считались вариантом для тех, кто не смог поступить в вуз. Попал в «путягу», «шарагу» или «учагу» — всё, дорога к науке и успеху закрыта навсегда. Но сейчас ситуация меняется. «В колледжах больше нет лузеров», — считает директор Сургутского политехнического колледжа Вадим Шутов.
1. Просто «менеджер» — это не профессия
15 лет назад вузы каждый год выпускали десятки юристов и экономистов. Сейчас и родители, и абитуриенты начинают понимать, что диплом о юридическом образовании, полученный в Сельскохозяйственном, к примеру, институте, — это пустая трата времени. Для того чтобы стать квалифицированным юристом, нужно поступать в вуз с хорошей историей и хорошим преподавательским составом, а не туда, где всегда учили механиков и агрономов, а юридический факультет открыли просто для того, чтобы было на что жить. Диплом, в котором написано «менеджер», сам по себе не значит ничего.
Вот генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов — менеджер. Но прежде чем стать менеджером, он получил диплом инженера по специальности «бурение нефтяных и газовых скважин», потом работал помощником бурильщика, потом — технологом, потом возглавил технологический отдел и постепенно стал генеральным директором. То есть вся его карьера была связана со знанием нефтепромысловой деятельности. Я вот тоже менеджер, но менеджер в образовании. Сначала я получил специальность горного инженера, потом работал мастером и параллельно преподавал, стал заместителем директора профессионального технического училища, а потом его возглавил.
Мне бывший одноклассник недавно рассказал историю: его родственница, работая продавцом, решила получить высшее образование. Отучилась, дали ей диплом. По-прежнему работает продавцом. Он ее спросил: «Света, что толку-то от твоего диплома?» Она ответила: «Ты знаешь, толк есть. Вот ко мне гости приходят, я стол раскладываю, а ножка одна качается — я под нее диплом кладу».
2. В колледжах больше нет лузеров
В 70-х, 80-х и 90-х годах существовал стереотип: тот, кто после школы идет в ПТУ, лузер. Сейчас этот стереотип уже не так распространен, но во многих семьях еще возможна ситуация, когда сын приходит и говорит родителям: «Я пойду учиться в колледж», — и мама хватается за сердце: «Ты что — хочешь весь наш род опозорить?»
Но, к счастью, в последние годы все меньше родителей настаивают на том, чтобы ребенок после школы во что бы то ни стало «пошел на вышку». И это не только российская тенденция. Например, в Финляндии в 80-е годы только 20% выпускников после 9-го класса шли в колледжи, сейчас — порядка 60–65%.
Поступление в колледж не лишает возможности получения высшего образования. И даже наоборот
По моему опыту, ребята, которые окончили колледж с хорошими результатами и решили учиться дальше, быстрее делают карьеру в своей области, чем те, кто поступает в институт сразу после окончания 11 классов. Среднее образование не отменяет высшего — оно помогает сделать более осознанный выбор.
3. Современный колледж — это не только ремесло
Долгое время техникумы, профессиональные училища и колледжи воспринимались как фабрики по быстрому производству кадров для предприятий. Смысл их существования сводился к тому, что за 3–4 месяца нужно обучить специалиста и отправить его на завод или обслуживание нефтяной скважины. Мы с этой позицией не согласны в корне. За те 3–4 года, что ребята у нас учатся, мы стараемся сделать все возможное, чтобы они сформировались в том числе и как личности. И нередко исправляем ошибки в воспитании, допущенные в школе или в семье.
К нам приходят ребята от 15 до 20 лет — это возраст, в котором жизнь должна быть в первую очередь интересной. Поскольку сейчас нет комсомола и хорошо развитой советской системы организации внеучебной деятельности, мы стараемся компенсировать их отсутствие. У нас в колледже множество кружков, секций, клубов по интересам, и все это абсолютно бесплатно. Если кто-то из наших студентов через год-два решит, что выбранная профессия ему не подходит, он может найти себя в чем-то другом. Наша задача — не только готовить хороших специалистов рабочих профессий, но и стараться, чтобы наши выпускники были востребованы на рынке труда и добивались успеха в жизни.
Репрессивная система: что, если ваш ребёнок не из олимпиадников и отличников
Вот есть у нас выпускник Миша Попов, который взял от колледжа все, что было можно: стал электриком 4-го разряда, по льготным тарифам получил водительские права категорий В и С и несколько лет занимался в театральной студии — таким образом, кроме сугубо профессиональных навыков, он прокачал еще и личностные, и теперь у него нет проблем с выступлениями перед большой аудиторией.
4. Колледж — это место, где может быть высокий конкурс
Сургутский политехнический — яркое тому подтверждение. Я как-то разговаривал с одной мамой, у которой сын троечник. Она говорит: «Он у меня хороший парень, я знаю, что он может стать хорошим слесарем, электриком, сварщиком. Но я не знаю, куда мне его отдать, потому что к вам в колледж поступают в основном те, у кого средний балл 4 и выше».
Для того чтобы осуществить набор на год, нам не надо ходить по школам (хотя мы ходим) — у нас уже есть репутация в регионе, к нам стремятся поступить ребята не только из Сургута, но и из других городов. Кто-то, к примеру, проучился 2–3 месяца — приходит его друг и говорит:
«Возьмите и меня тоже, я просто в сентябре не знал, что у нас в городе есть такой колледж»
Сейчас вот мы взяли мальчишку из спецшколы для малолетних правонарушителей, он до 9 ноября отбывал срок в заключении. Всякое в жизни бывает, и такое тоже. Важно, чтобы даже после таких ошибок (он сел за квартирную кражу) у ребят сохранялась возможность учиться. Непростой, конечно, парнишка: в 5 лет потерял родителей, у него есть опекун, живет в Ханты-Мансийске. Я спросил, почему он там не хочет поступить. Ответил, что сознательно выбрал нас и хочет учиться только здесь. Он выбрал направление общественного питания, и мы его дождались — чтобы он мог начать учиться не с сентября, а с середины ноября.
5. Колледжу важно понимать, где будут работать его выпускники
Я руковожу колледжем с 1992 года и с самого начала придерживался идеи, что основа успешной деятельности профессионального образовательного учреждения — прямая и постоянная связь с работодателями. В конце 1990-х ко мне приходили и предлагали открыть платные юридическое и бухгалтерское направления, на них тогда был огромный спрос. Я всегда отвечал:
«А дальше куда? Готовить специалистов для биржи труда, которые профессионально ищут работу?»
Мы тесно работаем с «Сургутнефтегазом», стараемся учитывать их интересы и пожелания, когда планируем, какие специальности добавить в учебную программу, а какие исключить. Поэтому у нас есть возможность подготовить специалистов именно того уровня, который нужен предприятию, и каждый наш студент понимает, что если он будет хорошо учиться, то гарантированно устроится на работу.
Я ребятам-выпускникам всегда говорю: «Не гонитесь вы сразу за деньгами! Для того чтобы получать 50–80 тысяч в месяц, надо сначала поработать за 30–40. А там для вас и 100–150 найдут, если пройдете все ступеньки повышения квалификации. Будьте последовательны в этом отношении!»
Например, наш выпускник Андрей Варфоломеев поступил к нам из физмат-класса, с отличной подготовкой по физике и математике. Окончил колледж по направлению «радиотехника», практику проходил в «Сургутнефтегазе», в базовой лаборатории метрологии, туда же и пошел работать. Параллельно поступил в институт — целенаправленно на метрологию. Окончил институт, сейчас учится в магистратуре по той же специальности, постепенно идет вверх по карьерной лестнице — сейчас он уже руководитель группы по ремонту и проверке радиотехнических средств измерения.
А кроме профессии, колледж помог ему сбросить 30 почти килограммов лишнего веса и подружиться со спортом: он пришел абсолютно неспортивным, записался в секцию гиревого спорта и уже через год-два стал брать призовые места на соревнованиях. Сейчас у Андрея подрастает сын, который тоже, скорее всего, будет учиться у нас.
Фото: Александр Гальперин / РИА новости
«Шарага — это такое место, где преподаватель может выйти выпить водки прямо на паре»
Несмотря на то, что в последние годы закрываются многие вузы, хороших университетов не становится больше. А многие плохие продолжают работать. И готовить специалистов, которые не знают своё дело. А потом всё-таки приходят работать и делают свою работу так, что лучше бы не делали.
Андрей — успешный фотоблогер, который действительно любит то, чем занимается. Но когда-то ему пришлось бросить инженерный факультет вуза на пятом курсе. Он просто понял, что поступление в вуз было не его выбором, а профессия инженера — это ответственность, которая не каждому по силам.
Расскажите коротко, как вы поступили в вуз.
Дело было в 2011 году. Я окончил физико-математический класс в обычной школе, сдал ЕГЭ по обществознанию и по физике (помимо обязательных русского языка и математики). Когда подавал документы, мне было 17, я правда был молод и глуп. Главной целью, по мнению родителей, было поступить на бюджет, а в идеале — чтобы в вузе была военная кафедра. ЕГЭ по обществознанию я сдал хорошо, но не отлично, так что решили использовать хорошие баллы за ЕГЭ по физике и поступать в технический вуз на инженера.
В итоге я подал документы в несколько вузов, в один из которых с лёгкостью прошёл на бюджет. Но не совсем на то направление, куда хотел (хотя вряд ли это что-то бы изменило). Название факультета довольно сложное, но можно обобщить суть профессии так: оружейное дело. Получается, что вуз за меня выбирали родители. В понимании старшего поколения инженер — достойная профессия.
Что изменилось? Почему наступило разочарование?
Всё началось на первом курсе с диалога с одногруппником в духе: «Куда на второе высшее образование будешь поступать?». Почему такой вопрос многие задавали себе уже на первом курсе? Это, возможно, связано с крайне узким направлением специальности. Да, есть и наша вина, что мы поступали фактически вслепую, но нам тогда было по 17 лет. Что там в голове у семнидцатилетних детей? Сейчас я понимаю, что редко кто в таком возрасте может на все сто процентов не прогадать с вузом и выбором дела по душе.
Изначально в двух группах нас было человек 35-38, осталось к четвёртому курсу 17. Из них реально интересно было от силы пятерым-шестерым. Я окончательно перестал учиться на четвёртом курсе, но у нас был настолько лояльный вуз, что (несмотря на прогулы) на бумаге я там числился даже и на пятом курсе.
Многие мои одногруппники поступали в этот вуз, чтобы откосить от армии. У нас тем более военная кафедра имелась — хороший расклад, по мнению многих
На выходе ты получаешь и диплом, и военный билет. На военную кафедру, правда, попали немногие. Но мне лично она не пригодилась, у меня астма, и в армию я вряд ли попаду. Преподаватели, кстати, отлично понимали, какие на самом деле у многих были цели при поступлении. Некоторые ребята, которые ушли или перевелись, сделали это скорее из-за проблем с учёбой, а не из-за реального желания учиться в другом вузе. Из тех, кто уходил, совсем не все были реально глупыми или бездельниками. В общем-то в большинстве вузов нет ничего непосильного в обучении, но только если хотеть учиться. Это очень важно, я считаю.
Конкретно в моём вузе подход преподавателей демотивировал. У некоторых были любимчики, некоторые — были просто невыносимые, упёртые и свято верили в свою исключительную правоту. Были и те, кто отрицал прогресс, заставляли инженерную графику чертить от руки в XXI веке!
Была парочка преподавателей, которые реально учили и объясняли предмет (поэтому мне есть, с чем сравнивать). Как выяснилось потом, со слов моего бывшего одногруппника, во время «мероприятия» по поводу защиты диплома, преподавательница с кафедры очень нелестно обо мне отзывалась. По-моему, смешивать личное отношение и работу для преподавателя — недопустимо. Университет, как вы поняли, я не окончил после прямой фразы той же преподавательницы «я не хочу больше вас видеть, вы бездельник». Я перестал ходить в университет и не видел смысла получать диплом шараги, где так учат и так относятся у студентам.
Как выбрать вуз, чтобы потом не жалеть (и не пытаться перевестись)
В целом, вся система в моём вузе была построена на «выучил — сдал». Просто зубрёжка, никаких навыков. Хотя нет, я использовал слово «система», каюсь, в российской «шараге» нет системы, это сплошной хаос. В вас, как в помойку, накидывают кучу разных знаний, которые никак не систематизированы и нет чёткой логики, для чего это нужно.
Если бы качество образования в вашем вузе было бы на уровне ожидаемого, вы бы стали учиться дальше и работать по специальности?
Я бы окончил вуз, но инженером бы не стал. Не моё просто. Да и, например, события в Кемерово ярко показывают, что на людях с технической специальностью лежит слишком большая ответственность. Со временем я понял, что меня просто не привлекает эта сфера. Я думаю, понятно, какое у тебя отношение к работе, если она тебе не по душе.
Инженер — это очень ответственная работа, ведь не только на пожарных лежит вся ответственность, но и на строителях, проектировщиках. Я убеждён, что инженер, которого учили спустя рукава и который сам не сильно усердствовал, не может качественно выполнять свою работу.
Я не хочу взваливать на себя такую ответственность, учитывая тот факт, что я так и не смог стать настоящим профессионалом в этой сфере, я не хотел бы ни при каких обстоятельствах причинить кому-то вред по своему незнанию.
Что такое «шарага»? Что входит в это оценочное определение?
Шарага — это такое место, где преподавателю можно выйти выпить водки прямо на паре. Я не преувеличиваю, поверьте. Был в моём вузе один пьющий преподаватель, который сидел с перегаром перед студентами много раз. Представьте себе, что этот же старый чудак пытается научить вас науке по своей совковой системе, которая устарела с появлением «Компаса» (программа для черчения чертежей).
Система обучения в российских шарагах предельно проста и печальна: преподаватель приходит на пару, уныло зачитывает материал лекции и уходит, потом ты пересказываешь ему всё это на зачёте/экзамене.
И вот ещё! «Смотри в методичке», — наверное, уже классическая фраза для любой шараги. Можно, в принципе, даже не ходить на лекции, взять ту самую методичку и выучить всё за неделю. Только есть вероятность, что эти данные уже устарели, но всё равно преподаватель ставит зачёт, только если ты ему всё расскажешь, как написано в методичке, которой уже куча лет. Эти знания никак не применяются на практике и ничем не закрепляются по большому счёту. Преподаватели просто приходят на обязательную работу, но совсем не горят своим делом, а я считаю, что преподаватель — это призвание.
В шараге нет работы со студентами: обе стороны равнодушны к процессу обучения
В принципе, можно даже не быть хорошим специалистом, но получить диплом. Но кому нужны такие специалисты, которые выучили и забыли или просто купили оценку?
Что надо сделать, чтобы ваш вуз перестал быть шарагой?
1. Вуз должен идти в ногу со временем. В первую очередь, надо осовременить систему обучения. Знания и навыки, которым обучаются студенты, должны быть актуальными. В связи с этим нужно изменить подход преподавателей к обучению, повышение квалификации — обязательно (не на бумаге, а на деле). Отказ от устаревших взглядов.
2. Преподаватели должны быть беспристрастны и оценивать знания, а не своё отношение к студенту.
3. Нужно больше практики, для понимания процессов, не ограничиваться только сухими цифрами и формулами. У меня есть приятели в Финляндии, там совсем иной подход в обучении — больше упор на практику.
P. S. Уважаемые родители, изучайте интересы и наклонности своего ребёнка. Обстоятельно подойдите к выбору вуза, ориентируясь на современное состояние вуза, а не на былые заслуги.
Если вы хотите присоединиться к проекту и рассказать свою историю, то пишите мне (все контакты есть внутри моего блога).
Вот примерные вопросы для интервью:
1. Расскажи коротко, как ты поступил (а) в вуз или колледж.
2. Что пошло не так? Почему захотелось всё бросить?
3. Что такое «шарага»? Что входит в это оценочное определение?
4. Какие основные претензии у тебя конкретно к твоему вузу/коледжу?
5. Что надо сделать, чтобы твой вуз/коледж перестал быть шарагой?