шатура какая область россии
История
Городской округ Шатура – расположен на восточной окраине Подмосковья, граничит с Орехово-Зуевским, Егорьевским районами Московской области, а также с Владимирской и Рязанской областями.
РОШАЛЬ
И всё это- описание знаменитой на весь мир стоянки Сунгирь, находящейся на границе Мещёрской низменности, в 60 км по прямой от города Рошаля.
КРИВАНДИНСКИЙ МЕГАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПУСТОШЕНСКИЙ МОГИЛЬНИК
В начале XX в. в селе Пустоша случайно было обнаружено древнее погребение, которое находилось на глубине около 600 см и состояло из костяка и при нём бронзовых или медных вещей: шейных гривен, височных колец, ручных браслетов, малых спиральных колец, нарукавных нашивок и разнообразных подвесок. По обнаруженным предметам быта и культа исследования показали, что захоронения датированы XI в. Найденные в захоронениях нагрудные гривны и «гремящие» женские подвески говорят о принадлежности к культуре славян. Всего в 1900-1924 гг. обнаружено более 30 захоронений.
КРЕСТОВ БРОД
На месте современного города Рошаля в XII—XVII вв. когда-то располагался Рождество-Иоанно-Крестительский монастырь и путевой дворец князей Рязанских. Позже эти земли стали называть «урочище Крестов Брод».
Древние мещёрские леса хранят много тайн, в том числе и той земли, где был построен Владимирский пороховой завод (сейчас г. Рошаль). Это место отмечено на старых картах как участок под № 505, и принадлежали эти земли древнему монастырю. В названии монастыря кроется и его монашеское устройство, и понимание уединённого места. Существует легенда, что путь первого крестителя славян Андрея Первозванного пролегал именно через эти края. Несколько лет назад близ села Власово был поднят из-под земли огромный гранитный валун с высеченным на нём древним греческим крестом в круге.
Неразрывно с монастырём упоминается и дворец князей рязанских. Дворцом могло быть названо и небольшое строение, так как упоминается, что он был «путевой», т.е. не предназначенный для постоянного нахождения в нём княжеской семьи.
ВЛАДИМИРСКИЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД
Российская империя в марте 1914 г. для нужд Морского министерства начала строительство порохового завода и поселения при нём во Владимирской губернии в потаённом урочище Крестов Брод. Для этих целей акционерным обществом Барановского у собственника Мишеронского стекольного завода П.П. Блинова, владеющего этими землями, было приобретено 7600 десятин земли.
Разработчиком, основателем завода и поселения, ставшего затем городом, по праву можно считать Сергея Александровича Броунса. В постройке известного на всю страну предприятия участвовали первоклассные специалисты из Санкт-Петербурга. В конце 1918 г. по предложению петроградских матросов поселению присвоили имя в честь погибшего революционного комиссара Семёна Григорьевича Рошаля.
В октябре 1941 г. завод был эвакуирован на Урал. Через некоторое время предприятие вернули из эвакуации, и уже в 1942 г. здесь выпускали необходимую продукцию для фронта. За досрочное выполнение фронтового задания в 1943 г. пороховому заводу на вечное хранение было вручено Красное знамя Государственного комитета обороны СССР.
Основное развитие завод получил в 50- 60-е гг. прошлого столетия. В 1966 г. за выдающиеся заслуги перед народным хозяйством СССР, успешное выполнение планов и в связи с 50-й годовщиной со дня основания Рошальский комбинат был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
Ускоренное развитие химической промышленности сыграло исключительно важную роль в развитии города. Завод фактически пережил второе рождение, были выстроены новые цеха и производственные участки, освоены новые виды продукции. Рошаль становится поставщиком коллоксилинов, поролона, фталевого ангидрида, изделий из фторопласта, уксусного ангидрида, ацетилцеллюлозы, сложных полиэфиров, хлопковой целлюлозы и другой продукции.
Так как предприятие было градообразующим, вместе с ним рос и строился Рошаль. Для промышленного, жилищного и культурно-бытового развития в городе были созданы строительные и транспортные организации. Согласно первому генеральному плану застройки города, утверждённому в 1956 г., велось большое строительство, возводились многоэтажные жилые дома, объекты культурно-бытового назначения, школы, детские сады, магазины.
30 апреля 2020 г. во время заседания Мособлдумы был принят закон № 80/2020-03 «О преобразовании городского округа Шатура Московской области и городского округа Рошаль Московской области, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования».
ШАТУРА
Название города Шатуры происходит от древнего села Шатур (с конца XV в. Шатурская волость), письменное упоминание о котором впервые появилось в 1423 г. в духовной грамоте великого князя московского Василия I Дмитриевича.
Современная история создания Шатуры начинается в 1914 г. с исследований шатурских торфяных болот инженером-технологом и изобретателем, одним из основоположников энергетических станций своего времени, Робертом Эдуардовичем Классоном. В 1916 г. им было предложено создать здесь электростанцию на торфяном топливе.
После революции власти обратили внимание на исследованные возможности шатурских запасов торфа и их значение для развития хозяйства страны и разработки программ ГОЭЛРО. Было решено построить опытную временную электростанцию. Ведущим специалистом по проведению всех строительных работ был назначен Александр Васильевич Винтер, специалист в области строительства и эксплуатации электрических станций.
На месте строительства станции были проведены археологические раскопки, которые открыли многочисленные древние стоянки человека по берегам Святого озера.
В июле 1923 г. состоялась закладка основных зданий большой шатурской электростанции, которая была торжественно открыта в декабре 1925 г. Согласно плану ГОЭЛРО, шатурская станция была одним из приоритетных и важнейших объектов развития энергосистемы СССР. На митинге в честь торжественного открытия Шатурской ГРЭС станции было присвоено имя В. И. Ленина (Ульянова).
В 1928 г. из рабочего посёлка Чёрное Озеро, посёлка Шатурстрой, временного посёлка и деревни Торбеихи был образован посёлок Шатура.
17 апреля 1936 г. посёлок Шатура получил статус города областного подчинения (численность населения на тот момент составляла 16322 человека).
В период Великой Отечественной войны именно Шатура бесперебойно снабжала электроэнергией Москву и всю Московскую область. В военные годы в городе был сформирован 38-й истребительный батальон. Задача, поставленная перед ним, заключалась в защите Шатурской ГРЭС от атак противника.
Как административная единица Шатура сравнительно молода: границы Шатурского района определились лишь в 1956 г., когда в административное подчинение перешла территория Кривандинского района.
Современная Шатура-это не только город торфяников и энергетиков. В 1961 г. первую продукцию выпустил мебельный комбинат, ставший со временем флагманом своей отрасли в стране. В дальнейшем территория АО МК «Шатура» стала базой для развития и других не менее известных и узнаваемых компаний.
Шатура
Это статья про населённый пункт. Про муниципальное образование см. городское поселение Шатура.
Город Шату́ра — город (с 1936) в России, административный центр Шатурского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Шатура», с общим населением около 60 000 чел.(2012). Население города на 2012 год — 38 000 чел. (2012). Глава городской исполнительной власти — Ларионов Валерий Георгиевич (избран 14 марта 2010 [3] ). (Предыдущий глава — Филимонов Алексей Владимирович, избран 4 декабря 2005). Председатель Совета депутатов — Лихачёв Алексей Анатольевич (избран 14 марта 2010 г. [4] ). СодержаниеФизико-географическая характеристикаГеографическое положениеРасположен в 120 км к востоку от Москвы (100 км от МКАД), в Мещёрской низменности, на берегу системы озер озера Святое, связан со столицей автомагистралью Р106 Куровское — Шатура — Кривандино — Дмитровский Погост и Р105 Егорьевским шоссе. Через город проходит железно-дорожная линия Казанского направления, связывающая столицу с восточной частью нашего государства, и являющаяся самым коротким, южным железно-дорожным путем до транссиба. Часовой поясШатура находится в часовой зоне, обозначаемой по международному стандарту как Moscow Time Zone. Смещение относительно Всемирного координированного времени UTC составляет +4:00. Время в Шатуре отличается от поясного UTC+3 на один час. Население
КлиматГород расположен в зоне умеренного климата, сочетающего в себе как ярковыраженные континентальные свойства, так и некоторые морские. Морской воздух из Атлантики приходит в Шатуру, в основном, в летний период; влияние же арктического воздуха наблюдается в течение всего года. Самый жаркий месяц — июль (его среднемесячная температура около +20 °C), а самый холодный — январь (средняя температура около −11 °C). Проявления континентального климата лучше всего заметны летом, когда температура может достигать 35−40 °C, и зимой, когда она может опускаться до −30 °C, но такие аномалии редко носят продолжительный характер и обычно длятся не более 3−5 дней (исключением являются последние несколько лет, когда летом зной, а зимой крепкий мороз, держаться в регионе порой дольше недели, что говорит о глобальном изменении климата). Преобладают ветры западных и юго-западных направлений. Средняя скорость ветра зимой 3,7—5,3 м/с, летом 2,6—3,3 м/с. Среднегодовое количество осадков около 650—850 мм, причем наибольшее их количество выпадает летом. [7] Происхождение названияИсторияМещерское княжествоВ период раннего средневековья под именем «Мещера» понималось Мещерское княжество. Трудно сказать, какой княжеский род правил там. Изначально это мог быть удел Муромо-Рязанского княжества. В этом случае мещерские князья — неизвестная ветвь Рюриковичей. В пользу этого предположения говорит распространение на территории Мещеры духовного управления средневековой Муромо-Рязанской епархии. В 1916 на Шатурском болоте начались разработки торфа, одновременно с этим выполнялись проектно изыскательские работы для строительства электростанции Обществом электрического освещения — компанией со 100 % немецким капиталом. После революции 1917 года финансирование этих работ было прекращено. После визита к Ленину в декабре 1918 А. В. Винтера, у деревни Торбеевка по личному указанию В. И. Ленина начато сооружение электрической станции на торфяном топливе, на которой впервые были использованы топки Классона. В подготовке этого строительства принимали участие инженеры В. Г. Шухов и Г. М. Кржижановский. Руководители строительства — И. И. Радченко и А. В. Винтер. Впоследствии строительство стало частью программы электрификации России (план ГОЭЛРО). В 1919 основан посёлок Шатурстрой, обслуживавший строительство ГРЭС. В 1920 появился посёлок Чёрное Озеро. В 1928 три соседних посёлка объединены в посёлок Шатура, в 1936 получивший статус города. В годы Великой Отечественной войны Шатурская электростанция бесперебойно обеспечивала электроэнергией Москву. В 1979 году в городе Шатуре, в сосновом бору на берегу озера Святого, основан Научно-исследовательский центр по технологическим лазерам — НИЦТЛ РАН. Его необычной архитектуры корпуса органично вписались в среднерусский ландшафт. Сегодня в Лазерном центре проводятся фундаментальные исследования совместно с ведущими университетами Англии, США и Италии. Исследовательский центр имеет высокий международный авторитет. Особенно сильные торфяные пожары отмечались на территории Шатурского района в 1972, 2002 и 2010 гг. НаукаДостопримечательностиМетеоритные воронки в районеВ середине 1980-х годов житель городка Рошаль Шатурского района Московской области Николай Филин обратил внимание на странную закономерность — более десятка озёр, существующих в этой местности, как будто выстроены вдоль одной линии. Первые исследования озера Смердячее в 1984—1985 годах проведены геологом из Эстонии Ю. В. Кестлане. Тогда же впервые была высказана мысль о метеоритном происхождении других озёр Шатурского района. В 2002—2004 годах изучением этого явления занялась Всероссийская организация «Космопоиск». Для начала самые большие озера были прозондированы с помощью эхолотов, затем была составлена подробная карта местности, и вблизи нескольких водоемов были проделаны продольные шурфы для определения возраста озёр. Был сделан вывод, что озёра образовались не менее 600 тысяч лет тому назад (по данным ГЕОХИ — 10 тысяч лет назад), а их природа была определена как «кратеры ударного типа со значительным смещением грунта». Самое крупное из озёр составляет около километра в диаметре, самое маленькое — около 200 метров. Ранее считалось, что самые большие метеоритные кратеры на территории бывшего СССР находятся в Эстонии, на острове Сааремаа. Их диаметр, однако, не превышает 50 метров. Самым известным кратером такого рода считается каньон Дьявола в штате Аризона — его диаметр превышает 1200 метров. Обнаруженные подмосковные воронки — самые крупные из «молодых» кратеров в Европе. В мае 2004 году «Космопоиск» провёл аэрофотосъёмку местности. При обработке изображений было обнаружено около двадцати кратеров — одни из них в течение столетий наполнились водой и превратились в озёра, другие остались сухими и заросли лесом. Пробы грунта, воды и растительности со дна озёр были переданы на лабораторные анализы в несколько научно-исследовательских институтов и на биологический факультет МГУ. Более-менее достоверно подтверждена гипотеза метеоритного происхождения озера Смердячье. Мегалитическое сооружение в селе КривандиноКультура, спортЭкономика и промышленностьВ городе действуют: В Шатурском районе выращивают зерновые культуры, картофель, кукурузу. В закрытом грунте — огурцы и помидоры. Разводят крупный рогатый скот, свиней, птицу. Недалеко от города находятся крупные месторождения торфа, глин, кварцевого песка, качественных каолиновых и кирпичных глин и строительных песков. ЭнергетикаТранспортГород расположен на южном, через Казань, направлении транссибирской железнодорожной магистрали. Со станции Шатура, (расположенной в городской черте и сравнительно недалеко от его центра, что весьма удобно относительно некоторых других городов подмосковья, где станции порой находятся в нескольких километрах от города) отправляются пассажирские электропоезда на Москву, время в пути до Казанского вокзала около 2 час. 20 мин, до станции метро Выхино около 2 час. 00 мин, до станции Люберцы-1 примерно 1 час. 50 мин. Время в пути может варьироваться в зависимости от количества остановок, которые совершает электропоезд, так если вы отправитесь с Казанского вокзала на электричке Москва — Вековка, то доедете до Шатуры значительно быстрее (примерно за 1 час 50 мин). Прямое сообщение с городами Куровское и Люберцы. В направлении от Москвы со станции Шатура электропоезда идут до станций Черусти (около 30 мин) и Вековка (1 час 36 мин). Через город проходит автодорога регионального значения Р106 Куровское — Шатура — Кривандино — Дмитровский Погост — пересечение с автодорогой Р105 (Москва — Егорьевск — Касимов). Регулярное прямое автобусное сообщение с Москвой (м. Выхино, м. Партизанская), с Рязанью, Спас-Клепиками, Егорьевском, Рошалем, Орехово-Зуевым, городами и посёлками района. Городской транспорт представлен шестью автобусными маршрутами. В городе находится станция Чёрное озеро узкоколейной железной дороги ОАО «Шатурторф» (ныне демонтированной). Связь и СМИПечатные изданияПечать представляют газеты «Вестник Восточного Подмосковья» и ГУ МО «Информационное агентство Шатурского района»: «Ленинская Шатура», а также две рекламные газеты. ТелевидениеВ черте городского поселения (д. Ботино) размещен телевизионный передающий центр (РТПС № 3 московской радиосистемы) В городе развитая кабельная телесеть. Две телекомпании: ООО «Фирма „Интеграл“» и Шатурский филиал ГТРК «РТВ-Подмосковье». РадиовещаниеМобильная связьГород находится в зоне действия большинства операторов московского региона (МТС, МегаФон, Билайн, Скай Линк) ШатураЭкскурсииОписаниеШатура — город (с 1936 года) на востоке Московской области в России. Административный центр Шатурского района, с 2006 года является также центром муниципального образования Городское поселение Шатура. Город расположен в Мещёрской низменности, рядом с Шатурской группой озёр. По Егорьевскому шоссе и другим автомобильным дорогам расстояние до МКАД составляет 122 км, до центра города Москвы — 138 км. Глава городского поселения Шатура (председатель Совета депутатов) — Штапкин Сергей Александрович. На территории города расположена железнодорожная станция «Шатура» Казанского направления Московской железной дороги. Крупнейшими предприятиями города являются Шатурская ГРЭС и ОАО «Мебельная компания „Шатура“». Городской праздник — День города Шатуры — традиционно отмечается в первую субботу сентября. НазваниеНесмотря на то, что Шатура была образована в советское время, город не получил название характерное для того периода. Название города имеет исторические корни. В 1417 и 1423 годах в духовных грамотах великого князя Василия Дмитриевича упоминается местность Шатур, позднее в конце XV века в разъезжей грамоте указана Шатурская волость. Впоследствии по местности назван обширный болотный массив, с запасами торфа, — Шатурские болота, которые в свою очередь дали название строящейся электростанции и целому ряду посёлков: Шатурторф, Шатурстрой и Шатура. Первоначальная форма названия с ударением на первом слоге сохранилась в названии села Ша́тур, расположенного в 15 км к юго-западу от города. Посёлок строителей электростанции ещё имел в своём названии исходное имя — Шатурстрой, но сама электростанция уже называлась Малая Шатура, а образованный в 1928 году рабочий посёлок — Шатура. ИсторияРанняя историяПо берегам озера Святого обнаружено несколько неолитических стоянок и поселений, относящихся к верхневолжской, льяловской и волосовской археологическим культурам. Археологические находки свидетельствуют о том, что окрестности города были заселены ещё много тысячелетий назад. До IX—X веков данную территорию населяли в основном финно-угорские племена, предположительно мещёры. Заселение славянами началось с IX—XI вв. Во времена Киевской Руси территория современной Шатуры находилась в Ростово-Суздальском княжестве (с середины XII века во Владимиро-Суздальском), а к концу XIV века вошла в состав Московского княжества. В писцовой книге Владимирского уезда 1637—1648 гг. местность южнее озера Святого относится к Шатурской волости Владимирского уезда, там же упоминается деревня Перинская (ныне улица Ботино). В 1708 году образована Московская губерния, куда вошла территория города. После образования в 1719 году провинций данная местность вошла во Владимирскую провинцию, а с 1727 года во вновь восстановленный Владимирский уезд. В 1778 году образовано Рязанское наместничество (с 1796 года губерния). Впоследствии вплоть до начала XX века территория города входила в Егорьевский уезд Рязанской губернии. В 1793 году впервые упоминается деревня Тарбеиха. Несмотря на то, что деревня располагалась на Владимирском тракте, она была сравнительно небольшой и в ней отсутствовали какие-либо общественные заведения. Мужчины занимались в основном плотничеством, а женщины ткали нанку. Однако ситуация меняется в начале XX века. Так в 1912 году открыто движение по железнодорожной ветке Люберцы — Арзамас. Железная дорога прошла к югу от деревни Тарбеихи. Строительство Шатурской ГРЭСИзыскательские работы на торфяных болотах Мещёрского края велись ещё до первой мировой войны. В добыче торфа участвовали местные фабриканты Хлудовы, Клоповы, Морозовы, Костеревы и др. Торф использовался на фабриках Егорьевска и Орехово-Зуева. В 1914 году Р. Э. Классон, сотрудник «Общества электрического освещения 1886 года», исследует шатурские торфяные болота. После февральской революции Московская городская управа выделила небольшие средства на разработку шатурских торфяных болот. Работами по подготовке строительства электростанции руководили А. В. Винтер и И. И. Радченко. Однако вскоре кредитование было прекращено и стройка остановлена. За лето 1917 года удалось только произвести некоторые изыскательские работы и заготовить несколько десятков столбов для электролиний. В декабре 1917 года А. В. Винтер сделал краткий доклад В. И. Ленину о проекте сооружения на шатурских болотах крупной электрической станции на торфяном топливе с целью обеспечения Москвы электроэнергией. Ленин одобрил данный проект и отдал распоряжение о начале строительства станции. Впоследствии А. В. Винтер вспоминал: «Декабрьский день 1917 г. в Смольном следует считать первым днем строительства Шатурской электростанции». 20 апреля 1918 года Совнарком принял декрет «Декрет о разработках торфяного топлива» и положение «Об организации Главного торфяного комитета». Так была заложена нормативная база для организации торфоразработок. Спустя месяц был создан штаб по строительству Шатурской электростанции. И. И. Радченко был назначен начальником Главторфа, а А. В. Винтер — начальником строительства. Весной этого же года образовано предприятие «Шатурские государственные торфяные разработки Главного торфяного комитета ВСНХ РСФСР» (впоследствии Шатурское торфопредприятие). 2 мая 1918 года Винтер выбрал на восточном берегу Чёрного озера место под строительство электростанции. Здесь была построена контора и несколько бараков, а в 1919 году возникает посёлок Шатурстрой («Учебный Городок»). В августе 1919 года началось строительство временной электростанции (Малая Шатура), и уже 25 июня 1920 года состоялось её торжественное открытие, на котором присутствовал Председатель ВЦИК М. И. Калинин. К 1920 году к западу от Чёрного озера был построен жилой посёлок, где располагались бараки, жилые дома, школа, баня и столовые. В 1922 году посёлок получил название Чёрное Озеро. В конце июня 1923 года началось строительство Большой Шатурской ГРЭС. 23 сентября 1925 года станция была включена в сеть МОГЭС, а 6 декабря 1925 года электростанция вступила в строй. На митинге, посвящённом открытию ГРЭС, ей было присвоено имя В. И. Ленина. Рабочий посёлок ШатураЗа время строительства Шатурской электростанции была создана огромная инфраструктура, образованы десятки посёлков. Однако вплоть до 1928 года на всей этой территории отсутствовала единая официальная администрация, фактически вся административная власть была сосредоточена в руках Винтера. 21 мая 1928 года рабочий посёлок Чёрное Озеро, посёлок Шатурстрой, Временный посёлок и деревня Тарбеиха были объединены в рабочий посёлок Шатура. Первым председателем поселкового совета был Г. И. Безруков, последним — И. С. Ершов. С 1928 года центр общественной и хозяйственной жизни перемещается из Центрального посёлка (ныне Шатурторф) в Шатуру. Здесь были построены жилые дома, клуб и административные здания. Типография газеты также переезжает в Шатуру, и в апреле 1930 года вышел первый номер газеты «Ленинская Шатура». В 1929 году рабочий посёлок стал центром вновь образованного Шатурского района. Однако уже в 1933 году Шатурский район был ликвидирован, но Шатура с прилегающей сельской территорией была выделена в особую административно-территориальную единицу. В 1932 году создан Шатурский государственный торфяной трест (впоследствии ПО «Шатурторф»). Город Шатура17 апреля 1936 года рабочий посёлок Шатура получил статус города. Первым председателем горисполкома стал Шилов В. С. (25.05.1936 — 03.06.1937), затем непродолжительное время исполняющим обязанности председателя был Кузьмин Ф. В. С 1 сентября 1937 года на данный пост утверждён Ратников Михаил Антонович, который руководил горисполкомом вплоть до начала Великой Отечественной войны. За годы войны в ряды Красной Армии из Шатуры и района было призвано 33 860 человек, 10 108 из них не вернулись с полей сражений. Одиннадцать шатурян удостоены звания Героя Советского Союза. На электростанции и торфянных предприятиях мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины, старики и подростки. Тогда в Шатуре зародилось движение двухсотниц, а затем пятисотниц и шестисотниц. Женщины выполняли дневную норму по заготовке торфа на 500 % и 600 %. В 1956 году вновь образован Шатурский район, в состав которого вошли населённые пункты, подчинённые Шатурскому горсовету, и упразднённый Кривандинский район. В 1966—1972 годах на электростанции были введены три новых блока, в результате мощность ГРЭС возросла в 5 раз. Во второй половине XX века развиваются также отрасли народного хозяйства не связанные с энергетикой и добычей торфа. В 1961 году открыта Шатурская мебельная фабрика, преобразованная в 1963 году в мебельный комбинат. В 1979 году в Шатуре основан Научно-исследовательский центр по технологическим лазерам (НИЦ ТЛ) АН СССР. Кроме того, в 1960-70-х годах построены новая швейная фабрика, хлебокомбинат, молокозавод, горпищекомбинат, завод по ремонту телеаппаратуры. В 80-х годах XX века объём торфоразработок постепенно снижается, и в 1986—1989 годы был реализован проект «Реконструкция ГРЭС № 5 на сжигание газа». В 2004 году в состав города Шатура были включены посёлок городского типа Керва и деревня Ботино. В 2005 году было создано муниципальное образование «Городское поселение Шатура», включившее город Шатуру и 23 сельских населённых пункта.
|