В каких городах льготная ипотека потеряет смысл с 1 июля
Сокращение лимита по льготной ипотеке до 3 млн руб. серьезно снизит доступность квартир в новостройках по программе. В результате изменений 19% квартир в новостройках крупных городов (500 тыс. +) России можно будет купить по льготной ипотеке. Без учета рынка Москвы и Санкт-Петербурга это 27%, подсчитали аналитики ЦИАН. Для сравнения: с прежним лимитом до 6 млн руб. доля подходящих квартир составляла в регионах 88%.
Как считали
За основу была взята ситуация, когда покупатель обращается к застройщику с минимально возможным первым взносом 15% от стоимости квартиры. С учетом максимального лимита 3 млн руб. стоимость выбранного жилья не должна превышать 3,53 млн руб. Первый взнос в данной ситуации составит около 530 тыс. руб.
В ЦИАН отмечают, что снижение лимита до 3 млн руб. сделало субсидирование ставки неактуальным для Москвы, Сочи, Казани и Санкт-Петербурга. В столице с 1 июля доля подходящего под госпрограмму жилья снизится с 58% до 0%. В Сочи подходящих квартир тоже не останется: предложение упадет с 14% до 0%, в Санкт-Петербурге показатель изменится с 87% до 5%, в Казани — с 69% до 4%.
Средняя стоимость квартиры в крупных российских городах, по данным ЦИАН, составляет 5,15 млн руб. — почти в полтора раза больше лимита по госпрограмме. Чтобы воспользоваться программой для покупки условной среднероссийской квартиры, заемщику потребуется первоначальный взнос в 42%, подсчитали в компании. В Москве, Санкт-Петербурге и Сочи для покупки по госпрограмме квартиры со средней для города стоимостью потребуется накопить не менее 70%.
«В старых границах Москвы и в Новой Москве нет ни одной квартиры в подходящем под программу бюджете на первичном рынке. В Московской области под обозначенный лимит подпадают порядка 3 тыс. лотов, или 12% объема первичного рынка недвижимости. Преимущественно речь идет о Звенигороде, Электрогорске, Егорьевске, Лосино-Петровском, Старой Купавне. То есть о дальнем Подмосковье, главным образом на востоке от столицы, не в самых престижных локациях», — прокомментировала новые ипотечные условия главный эксперт аналитического центра ЦИАН Виктория Кирюхина.
Доля квартир, подходящих для льготного кредитования с минимальным первым взносом (без учета Москвы и Санкт-Петербурга)
Город
Старый лимит до 6 млн руб., первоначальный взнос — 15%
Новый лимит до 3 млн руб., первоначальный взнос — 15%
Разница
Сочи
14%
0%
14%
Выводы экспертов ЦИАН подтверждают в риелторской компании «Метриум». «Сокращение льготной ипотеки для всех регионов до 3 млн руб. способствует тому, что программа в столице фактически завершится после 1 июля. Скорее всего, покупатели с ограниченным бюджетом либо обратят внимание на варианты меньшего метража, либо перейдут в локации с более низкими ценами. В обозначенный ценовой диапазон не попадают предложения в проектах, расположенных в границах как Старой, так и Новой Москвы. Вероятно, федеральные власти планируют снизить ажиотажный спрос и стабилизировать рынок», — считает управляющий партнер «Метриума» Мария Литинецкая.
В «Метриуме» считают, что столь резкое кратное снижение максимального размера кредита может привести к разбалансировке спроса и предложения. «Девелоперы ускорили выход своих проектов, и объем предложения в перспективе будет только расти. Но вот спрос начнет снижаться, и пока нет представления насколько. В массовом сегменте Старой Москвы в мае количество экспонируемых квартир увеличилось на 18% (почти до 12 тыс. штук)», — говорит Мария Литинецкая.
В перспективе, по мнению эксперта, застройщики запустят специальные субсидированные ипотечные программы для поддержания спроса.
«Безусловно, застройщики совместно с банками уже в ближайшее время выведут на рынок специальные предложения с особыми условиями для определенных категорий клиентов. К ним можно отнести покупателей лотов определенной типологии (например, однокомнатных квартир или студий), а также оплативших первоначальный взнос не менее определенной величины или взявших кредит на определенный срок, — продолжает Мария Литинецкая. — Но специальные ипотечные программы, скорее всего, не станут носить массовый характер (это все-таки скрытая скидка или недополученная выручка застройщика), а средняя ипотечная ставка на рынке будет на уровне 8–9%. При текущей инфляции и росте себестоимости строительства для удерживания низких ставок по ипотеке у застройщиков нет финансовых ресурсов».
Наличие таких планов «РБК-Недвижимости» уже подтвердили в компании MR Group. «В Москве на обновленных условиях программой продолжат пользоваться только заемщики с крупной суммой первого взноса. Мы планируем ввести для потенциальных покупателей новостроек дополнительные субсидированные ипотечные программы с привлекательными условиями. Конкретные условия сейчас обсуждаем с нашими банками-партнерами», — говорит заместитель генерального директора MR Group Ирина Дзюба. Частично, отмечает эксперт, спрос на новостройки поддержит и расширение семейной ипотеки под 6% на семьи с единственным ребенком. Но сама по себе госпрограмма в ее новом виде интересной в Москве быть перестанет.
Похожей точки зрения придерживается и директор по развитию ГК «А101» Дмитрий Цветов. «Новые условия получения ипотеки с господдержкой фактически сделали эту программу недоступной для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, где средняя стоимость квадратного метра заметно выше, чем в среднем по стране, — говорит эксперт. — Так, продление программы «Семейная ипотека» и распространение ее на семьи с одним ребенком выглядит логичной «компенсационной» мерой для жителей этих городов. Но программа распространяется на детей, родившихся после 1 января 2018 года. Для еще большего повышения востребованности у населения целесообразным было бы распространить ее действие на семьи, в которых ребенок родился после 1 января 2014 года. Этой осенью такие дети пойдут в первый класс, и у многих семей возникнет потребность расширения жилой площади, чтобы обеспечить ребенку комфортные условия обучения».
Так или иначе, все опрошенные «РБК-Недвижимостью» эксперты уверены: в обновленном виде ипотечная госпрограмма однозначно перестанет быть востребованной в столичных регионах, Сочи, большинстве городов-миллионников. В этих городах 1 июля можно смело считать датой сворачивания госпрограммы.
Покупка квартиры в ипотеку для большинства россиян сегодня является главной возможностью решения квартирного вопроса. Банки снижают ставки по кредитам и первоначальный взнос, стимулируя тем самым покупателей. По данным «Дом.РФ», в июне выдача ипотеки на новостройки в России достигла абсолютного рекорда — было оформлено более 40 тыс. жилищных кредитов.
Однако ипотека накладывает определенные обязательства не только по обслуживанию кредита, но и по распоряжению недвижимостью. Выяснили у экспертов, можно ли продать ипотечную квартиру и как это сделать.
Продавать можно, но с согласия банка
Квартира, находящаяся в ипотеке (в залоге у банка), наряду с другими объектами недвижимости может быть продана. Никаких ограничений в данном случае нет, рассказали эксперты, опрошенные редакцией «РБК-Недвижимости».
«Квартира в ипотеке — полноценный объект гражданских прав и может быть отчуждена ее собственником. При этом по закону собственник квартиры, находящейся в ипотеке, не вправе ее продавать без согласия банка», — пояснил юрист адвокатского бюро Asterisk Родион Ларченко.
Поэтому, прежде чем приступать к поискам покупателя, владельцу необходимо обратиться в банк и выяснить схему досрочного погашения кредита и снятия обременения с недвижимости. Банк обычно выдает такое разрешение, добавил управляющий директор сети офисов «Миэль» Александр Москатов.
После одобрения банком сделки нужно выбрать способ продажи ипотечной квартиры. Таких схем существует несколько, отметила член Ассоциации юристов России (АЮР) Оржония Коба.
Вместе с экспертами рассмотрим подробнее каждый из данных вариантов.
Способы продажи квартиры в ипотеке
Самый простой и популярный способ — это продажа квартиры при досрочном погашении кредита. «Обычно здесь поступают так: берут задаток у покупателя, погашают ипотечный заем, а затем уже продают недвижимость. Банк, в свою очередь, дает разрешение на продажу недвижимости в ипотеке и оформление документа об оставшемся долге», — пояснила Оржония Коба из АЮР.
Сами отношения сторон фиксируются в предварительном договоре купли-продажи, а первый платеж оформляется в качестве задатка. С 2015 года такая возможность предусмотрена в Гражданском кодексе, добавил Родион Ларченко из Asterisk.
«Задаток, помимо платежной функции, выполняет функцию обеспечения: если продавец откажется заключить основной договор, он будет обязан вернуть задаток в двойном размере», — отметил юрист. Для гарантии соблюдения интересов покупателя первый платеж лучше уплатить напрямую в банк с указанием в назначении платежа реквизитов кредитного договора и данных о продавце, добавил он.
Второй способ оформления сделки при продаже ипотечной квартиры — это погашение долга по кредиту в ходе сделки. Данный вариант требует непосредственного участия банка. «Сотрудник банка должен предоставить справку о том, какой размер долга еще нужно выплатить. Затем покупатель при помощи системы безопасных расчетов или аккредитива кладет деньги для продавца и для банка. Далее идет оформление бумаг и регистрация сделки в Росреестре», — рассказала представитель АЮР.
Третий вариант — продажа квартиры вместе с ипотечным долгом. Тоже довольно частое явление, особенно когда у заемщика нет денег. В этом случае продавцу необходимо найти покупателя, который готов приобрести недвижимость с условиями ипотеки. При такой схеме банк может немного улучшить условия по кредиту — рефинансировать ипотеку. «Для человека, который хочет купить квартиру по такой схеме, порядок действий достаточно прост: нужно оформить заявку в банке на обычную ипотеку, получить согласие банка и выбрать обремененный объект», — добавила юрист.
Последний способ — продажа ипотечного жилья банком — является не самым хорошим вариантом, так как продажа жилья банком происходит тогда, когда у заемщика появляются приличные долги по платежу. Для проведения сделки понадобится согласие обеих сторон.
Выгодно ли продавать квартиру в ипотеке
Продажа квартиры в ипотеке, как правило, невыгодна для продавца: цена продажи почти всегда будет ниже, чем цена покупки с учетом выплаченных процентов, предупредил адвокат Родион Ларченко. «Поэтому решение о продаже такой квартиры обычно принимается тогда, когда у продавца нет возможности гасить задолженность по кредиту в срок», — отметил он.
Также продавец при продаже квартиры, которая находилась с собственности менее установленного срока (три года или пять лет), будет обязан уплатить НДФЛ. При этом доход от продажи квартиры для целей налогообложения может быть уменьшен на сумму расходов по ее приобретению, включая сумму уплаченных процентов. Поэтому, как правило, налоги при продаже ипотечной квартиры не уплачиваются независимо от срока владения. Все расходы, связанные с покупкой квартиры (переоформлением), несет покупатель.
Плюсом покупки ипотечной квартиры, по словам экспертов, является снижение рисков мошенничества со стороны покупателя, так как большую часть денег перечисляет банк. Также кредитная организация контролирует все операции и следит за юридической стороной сделки.
К минусам покупки ипотечной квартиры юристы относят увеличение срока продажи квартиры. Если квартиру необходимо продать за короткий срок, то с ипотечным обременением это сделать сложно. Только на подготовку к заключению договора, оценочные работы и сбор документов потребуется несколько недель. Кроме того, банк не сразу перечисляет деньги продавцу после заключения договора — так как необходимо дождаться перерегистрации квартиры в Росреестре.
Сайт аренды жилья «Циан» открыл сервис одобрения ипотеки от банков
На сверхпопулярном сайте объявлений об аренде и продаже недвижимости «Циан» теперь можно удаленно получить от банков одобрение ипотеки. Пользователь заполняет анкету, получает от банков предложения, выбирает подходящее, отсылает в банк сканы документов и получает согласие или отказ. Все это делается онлайн, личная встреча нужна только для непосредственного заключения сделки.
Подтверждение ипотеки онлайн
Сервис для поиска недвижимости «Циан» открыл пользователям возможность удаленно получать от банков одобрение ипотеки непосредственно на своем сайте cian.ru. Для этого пользователю нужно заполнить на сайте заявку. Через две минуты ему должны поступить предложения от нескольких банков, утверждают авторы идеи. Услуга получила название «Циан.ипотека».
По словам Дмитрия Камалдынова, директора бизнес-подразделения «Циан.финансы», теперь пользователь может на одной площадке подобрать интересующий объект недвижимости и сразу же привлечь финансирование на его покупку. Покупателю не нужно изучать сайты разных банков в поисках лучших предложений, ходить по отделениям и заполнять множество анкет. Все действия можно оперативно выполнить онлайн. Останется только договориться с продавцом и посетить банк для заключения сделки.
Какие именно персональные данные потребуются от человека для заполнения интернет-анкет, где они физически будут храниться «Цианом» и какими программными средствами станет обеспечиваться их сохранность, в организации на момент выхода материала CNews не ответили.
Как это происходит
Разработчики обещают, что заполнение анкеты на одобрение ипотеки займет не более 10 минут. Это универсальная анкета, то есть она подойдет для всех банков, и пользователю не придется вводить данные несколько раз. В список необходимых для заполнения сведений входят имя, адрес, место работы, паспортные данные и т. д. При вводе данных система предлагает пользовательские подсказки.
Отправив анкету онлайн, пользователь получит сначала предварительное решение банка. Далее его попросят загрузить необходимые документы, после чего будет принято окончательное решение. Если оно окажется положительным, менеджер банка договорится с пользователем об очном визите для заключения сделки.
Где и с какими банками можно заключить сделку
Пока что с проектом будут работать 11 банков: Тинькофф банк, Газпромбанк, «Дельтакредит», Абсолют банк, «Дом.рф» (бывший АИЖК), Юникредитбанк, Банк «Уралсиб», СМП банк, Банк жилищного финансирования, «Восточный» и Металлинвестбанк. В будущем «Циан» обещает расширить список партнеров, включив в него всех ключевых представителей сегмента ипотечного кредитования.
Подать заявку можно в любом регионе России. В общей сложности проект охватывает 941 город — в каждом из них можно заключить сделку хотя бы с одним из партнерских банков.
Авторы идеи отмечают, что большое количество партнерских банков положительно сказывается на выгодности предложений, из которых может выбирать пользователь. «Циан» напоминает, что минимальная ставка по ипотечным программам на данный момент составляет 6% годовых. С помощью новой услуги можно получить одобрение ипотеки не только на квартиру в новостройке, но и на машиноместо, вторичное жилье, коттедж или таунхаус.
Чем занимается «Циан»
«Циан» — это база объявлений об аренде и продаже недвижимости в Москве и других городах России. Проект включает в себя сайты cian.ru и emls.ru, общая ежемесячная аудитория которых, по данным ресурса LiveInternet, достигает 10,5 млн уникальных пользователей. Объявления на сайтах могут размещать непосредственно владельцы жилья, без посредников. Cian.ru предлагает описание объектов, фотографии и контакты продавцов.
В ноябре 2017 г. площадка для размещения объявлений Avito пожаловалась на «Циан» в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Avito утверждала, что «Циан» в автоматическом режиме скопировал у нее 150 тыс. объявлений. В феврале 2018 г. ФАС направила официальное предупреждение компании «Айриэлтор», которая управляет «Цианом». Регулятор требовал удалить скопированные объявления под угрозой штрафа в 500 тыс. руб. «Циан» на это ответил, что удалил их еще в конце 2017 г. Avito считает решение ФАС важным прецедентом на этом рынке.
Слияния и поглощения Циан: как один из крупнейших агрегаторов недвижимости готовится к первому IPO в отрасли
«Эта туса тех, кто уже созрел для больших дел, громких децибел. Йоу, зациань! Йоу, зациань!» — отчетливый неторопливый рэп раздается на дне рождения российской IT-компании. На сцене, размахивая руками, с золотым долларом на груди, в бейсболке и шубе выступает генеральный директор Циан Максим Мельников. В этом году сервису по поиску жилья исполняется 20 лет.
Когда-то Циан был просто файлом в Excel, в который основатель компании Дмитрий Демин собирал информацию о выставленных на продажу квартирах. Потом появился сайт, и со временем с помощью многочисленных слияний и поглощений проект вырос в платформу с аудиторией 21 млн пользователей и базой данных в 2,5 млн объявлений.
Наряду с сервисами «ДомКлик», «Яндекс.Недвижимость» и «Авито Недвижимость», Циан — крупнейший агрегатор и маркетплейс в сфере недвижимости в России. Основные акционеры компании — Elbrus Capital и Goldman Sachs. Доли есть и у менеджмента во главе с Мельниковым, и у основателя Циана Дмитрия Демина, который, по словам Мельникова, давно живет за границей и не принимает участия в управлении компанией.
«Тарифы заметно растут»
Ссылаясь на требования Комиссии по ценным бумагам США (SEC), Циан не раскрывает никаких финансовых показателей. В разговоре с Forbes Дмитрий Крюков подчеркнул, что Циан является прибыльной компанией и основная цель будущего IPO — дать ликвидность акционерам.
Головное юридическое лицо группы — ООО «Айриэлтор», это подтвердил Максим Мельников. На «Айриэлторе» зарегистрированы основные домены и торговые знаки группы, например cian.ru, ЦИАН, CIAN и так далее. Судя по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2019 году выручка компании выросла на 34% по сравнению с 2018 годом — до 3,6 млрд рублей. В 2020 году, несмотря на пандемию и локдауны, рост продолжился — выручка составила 4,1 млрд рублей (+14%).
«Мы хорошо выросли по выручке. Вторая половина 2020 года перекрыла пустой квартал [с 4 апреля по 9 июня. — Forbes], когда мы предлагали свои услуги бесплатно. Безумный спрос на жилье привел к тому, что застройщики были очень довольны количеством лидов с нашей площадки: порядка 10% клиентов, пришедших от нас, в итоге покупали квартиры», — говорит Мельников.
На чем зарабатывает Циан? Мельников не дает точных цифр, но объясняет примерный расклад. Большая часть выручки — это плата за листинг. Собственники квартир размещают объявления бесплатно (кроме жителей некоторых регионов). Зато риелторы, размещающие объявления на портале, платят комиссию — она и составляет основной доход Циана. На втором месте — деньги застройщиков. В 2015 году появился сервис «Циан. Новостройки» с другой бизнес-моделью. Застройщик, размещая объявление, платит Циану комиссию за звонок каждого уникального пользователя, пришедшего с его сайта.
«Специфика Циан в том, что платформа не предлагает функции перехода на сайт застройщика: подсчет просмотров объявлений происходит внутри агрегатора, а конверсия измеряется количеством звонков», — объясняет Forbes представитель девелоперской компании «Брусника». Среди опрошенных Forbes были те, кто сотрудничает с Цианом более пяти лет. Платформа привлекает своей целевой аудиторией и разнообразием функций продвижения, говорят они.
«Очевидный плюс [сервиса] — автоматизация процесса продвижения объявлений. В ее основе — фичеринг-система, которая самостоятельно продвигает квартиры и объявления без мануальной выборки. Однако у нее есть и минусы: ранжирование квартир происходит также по автоматизированному алгоритму, который выводит в топ планировки, наиболее популярные среди большинства клиентов; в результате уникальные варианты так и не проходят в верхние строки», — объясняет представитель «Брусники».
«Процент [который застройщики платят платформе] от месяца к месяцу варьируется — зависит от плана и сезона, — рассказывает управляющий директор группы «Самолет» Дмитрий Волков. — Среди площадок, с которыми мы сотрудничаем, Циан показывает один из лучших результатов, а классифайды сами по себе на втором месте по доле целевых обращений среди digital-каналов группы. Однако и тарифы заметно растут». Застройщики, которые не пользуются Цианом, на условиях анонимности объясняют это дороговизной. «Циан — это гигантская цифровая машина, которая пользуется своей монополией, постоянно повышает цены, меняет правила размещения и понемногу откусывает у риелторов их функционал», — написал в своем Telegram-канале генеральный директор Vesco Group, в состав которой входит агентство элитной недвижимости Vesco Realty, Алексей Аверьянов.
На третьем месте по доле в выручке — доход от комиссии, которую платят банки. «Циан.Ипотека» позволяет пользователям связываться с банками на сайте и получать ответ в течение десяти минут. На данный момент к сервису подключено семь банков — скоро их будет девять, обещает Мельников. Сервис получает процент за выданный ипотечный кредит.
Как появился Циан
Портал cian.ru основал в 2001 году выходец из Кирова Дмитрий Демин, приехавший в 90-е с друзьями «завоевывать столицу». Демин общался с риелторами и собирал информацию о квартирах по почте. Когда информации стало слишком много, он создал таблицу с лотами в экселевском файле. Вскоре появилась идея о создании сайта. Демин, по рассказам Мельникова, приобрел книгу о программировании и самостоятельно, следуя инструкциям, написал сайт cian.ru.
Мельников встретился с Деминым в 2012 году. «Он уже устал от управления компанией — все-таки больше десяти лет самостоятельно ею управлял. Но понимал, что конкуренция нарастает и что бизнесу нужен более системный подход к управлению», — говорит Мельников.
Выпускник Финансовой академии (сейчас Финансовый университет. — Forbes) и Стэнфорда, сам Мельников к тому времени успел поработать в инвестиционном банке «Олма», в фондах прямых инвестиций Strategic Investment Group (Москва) и MDC Partners (Калифорния, США) и в «Системе Телеком» (подразделение АФК «Система»). В момент знакомства с Деминым Мельников как генеральный директор холдинга «Медиа 3» братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых занимался интеграцией двух бизнесов: незадолго до этого «Медиа 3» Ананьевых выкупило 90% компании «Деловой мир онлайн» (часть ИД «Деловой мир» Леонида Ещенко). В периметр сделки вошли сайты dmir.ru (в том числе про недвижимость — realty.dmir.ru, и автомобили — auto.dmir.ru), а также zarplata.ru. 10% остались у генерального директора «ДМО» Сергея Осипова. Он пояснил Forbes, что продал свою долю через два года тем же структурам.
После сделки группа Циан состояла из команд трех компаний: «Делового мира онлайн» во главе с Сергеем Осиповым, cian.ru под управлением Дмитрия Демина и «Медиа 3», которой руководил Максим Мельниковым. По словам Осипова, который управлял командой из 120 людей в «ДМО», он передал бразды правления Мельникову через полгода — реальная работа по слиянию площадок легла на его плечи. «Максим Мельников выглядел перспективным управленцем. Выпускник Стэнфорда, стратег с успешным опытом», — так объясняет назначение Мельникова на пост гендиректора Осипов, который до сих пор входит в совет директоров группы и уже пять лет как живет на Кипре, развивая другие бизнесы.
Братья Ананьевы недолго оставались акционерами нового Циана. Уже в 2014 году пакет Ананьевых в 27% приобрел фонд Elbrus Capital. Новые акционеры были давними знакомыми Мельникова. «С Максимом мы познакомились, когда он еще был студентом Стэнфорда, а я работал в «Ренессанс Капитале», — рассказывает Дмитрий Крюков. «У нас [с Elbrus Capital] были общие знакомые. Дмитрий Крюков (основатель фонда. — Forbes) и Дмитрий Антипов (партнер фонда. — Forbes), как и я, закончили Стэнфордскую школу бизнеса. У нас схожие принципы и подходы к жизни», — говорит Мельников.
Из Москвы в регионы
В какой ситуации оказалась новая компания? В эпоху, когда «мобайл» уже вовсю шагал по миру, Циан представлял собой межагентский сайт по подбору недвижимости, работающий в Москве. «Конкурент большой, с деньгами конкурент (речь о «Домофонд.ру», который принадлежит Avito. — Forbes) — решил привести в Россию уже готовый, отработанный на других рынках сайт и запустил масштабную федеральную рекламную кампанию, — рассказывает Мельников. — Мы обнаружили себя немного развалившимися. У нас не было ни разработки, ни продаж, ни тестировки. Был хороший костяк ребят, которые до этого делали бизнес, но тягаться с монстрами мы были не готовы».
Циан обновил сайт, запустил мобильное приложение, вложился в телевизионную рекламу и 200 билбордов. Позиции в Москве и Петербурге удалось отстоять, но все это время руководители компании не оставляли мысль о региональной экспансии. В конце 2014 года Циан купил базу данных о недвижимости Санкт-Петербурга и области EMLS.ru (140 000 объявлений) — тоже сайт типа b2b, но бонусом шли петербургский офис, дополнительная команда разработки и локальное присутствие. В 2015-2016 годах Циан начал выходить в города-миллионники: Самару, Нижний Новгород, Казань, Краснодар, Ростов, но делал это органически. Усиленная команда сейлз-менеджеров, базирующаяся в Питере, «окучивала» разные регионы страны. Но был и альтернативный путь развития.
«Один из феноменов нашего интернета — крепкие региональные порталы, которые сумели не только накопить много информации о регионах, но и набрать определенную лояльную аудиторию, — рассуждает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. — Они живут на активных продажах и самоокупаемы, но не более. Противостоять экспансии федеральных игроков региональные порталы не могут».
В 2018 году Hearst Shkulev Digital (HSD, входит в Hearst Shkulev Group) приобрел сервис по поиску недвижимости «МЛСН.ру», который работал в Омске и Казани. У самого HSD к тому моменту уже были региональные активы, например, компания N1.ru, базирующийся в Новосибирске. К началу 2021 года, кроме одноименного портала N1.ru, компания включала в себя «НГС.Недвижимость» (Новосибирск), «Е1.Недвижимость» (Екатеринбург), МЛСН (Омск), DomChel (Челябинск), «Жилком» (Красноярск), а также разделы объявлений по продаже и аренде недвижимости на 20 региональных порталах — всего около 2 млн уникальных пользователей в месяц и свыше 250 000 объявлений.
В январе 2021 года стало известно, что Циан купил этот актив у Hearst Shkulev Digital. Какой была сумма сделки? Из каких средств она финансировалась? Ни Циан, ни глава HSD Виктор Шкулев, до которого дозвонился корреспондент Forbes, не ответили на эти вопросы. «Это взаимовыгодная сделка, которая готовилась ни один год и обе стороны её хотели совершить», — сообщил Шкулев. «По моим оценкам, такая компания, как N1.ru, может стоить 2 млрд рублей», — полагает Делицын из «Финама». «Компании в сфере объявлений потенциально имеют довольно высокие мультипликаторы EV/S и могут оцениваться в несколько своих годовых выручек», — говорит аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин. По данным СПАРК-Интерфакс, выручка ООО «Н1» в 2020 году была 514 млн рублей.
Заметен ли уже синергетический эффект от приобретения? «До сделки аудитория cian.ru была 19 млн уникальных пользователей, штат сотрудников — около 900 (штат + внештатники), — объясняет Мельников. — На данный момент, включая органический рост аудитории и аудиторию N1 — 21 млн, сотрудники — около 1100 человек».
«Фонд считает стратегию M&A (Mergers and Acquisitions, слияния и поглощения. — Forbes) важной частью развития любого бизнеса. Мы это всячески приветствовали и помогали компании расти за счет M&A. Если хотите, это стиль Elbrus Capital», — отмечает Крюков. «В этом году мы завершили нашу горизонтальную экспансию — в России практически не осталось серьезных игроков в регионах, которых можно неорганически приобретать. Но мы знаем, что наши продукты востребованы еще не во всех точках России — будем развиваться в глубину», — заключает Мельников.
Что дальше
Источник, знакомый с обстоятельствами готовящегося IPO, рассказал Forbes, что оно может состояться уже до конца года. Однако опрошенные Forbes управляющие нескольких фондов говорят, что не замечают признаков какой-то повышенной активности вокруг будущей сделки.
«В целом нам нравится Циан и его бизнес-стратегия, направленная на поглощение региональных игроков, где у компании исторически слабые позиции, — рассуждает портфельный управляющий УК «Система Капитал» Константин Асатуров. — Учитывая, что его основные акционеры в лице Goldman Sachs и «Эльбрус Капитал» придерживаются такой же стратегии в другом своем успешном детище, компании HeadHunter, планы Циан по региональной экспансии и дальнейшем IPO выглядят даже ожидаемо. Хотя разница с hh.ru состоит в том, что Циан не является таким безоговорочным лидером на своем рынке, конкуренция со стороны Avito (принадлежит южно-африканской Naspers), «ДомКлик» (Сбербанк), «Яндекс.Недвижимости». и других маркетплейсов довольно высока».
На что Циан делает акцент в преддверии IPO, кроме региональной экспансии? Например, выращивает внутри себя несколько стартапов. Среди них Мельников называет сервис долгосрочной аренды «Сдай-Сними» (версия 2.0) — он решает вопросы, связанные со сдачей квартиры в аренду, будь то проверка квартиры, регистрация собственника в базе самозанятых, поиск клиента (за исключением показов жилья), подписание договора и проведение всех платежей онлайн. Собственник платит комиссию в случае заселения арендатора. В октябре 2020 года Циан запустил раздел «Коворкинги», позволяющий арендовать место или полностью офис в гибком рабочем пространстве.