цирк на фонтанке какой район
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк считается одним из самых старейших на территории России. Его уникальное по конструкции здание стало первым в стране стационарным каменным сооружением среди аналогичных по функциональности объектов.
За свою историю цирк поменял несколько названий — Чинизелли (по фамилии основателя и первого владельца), Ленинградский (по имени города) и ныне — Большой Санкт-Петербургский государственный (по статусу). Для петербуржцев более привычным и любимым остается народное название — на Фонтанке (по месту расположения).
Афиша цирка на Фонтанке в 2021 году
Программы представлений на арене цирка меняются каждый сезон. Здесь выступают звездные коллективы, удостоенные высших наград, и молодые артисты циркового жанра. В шоу участвуют акробаты и дрессировщики, воздушные гимнасты и жонглеры, клоуны и иллюзионисты. Нередко представления носят тематический и сюжетный характер. В увлекательных спектаклях задействуются трюки с огнем, водой и световыми эффектами. В дни новогодних праздников на арене появляются сказочные герои и волшебники, увлекающие за собой в фантастические путешествия.
В Большом Санкт-Петербургском государственном цирке выступают не только отечественные, но и зарубежные коллективы. Временами арена наполняется водой или превращается в ледяной каток.
Обычно цирковые программы начинаются в будни — в 15:00, в субботу — в 14:00 и 18:00, в воскресенье — в 13:00 и 17:00. В зависимости от особенностей программы и в праздничные дни время может меняться.
Билеты в цирк на Фонтанке
Стоимость посещения цирковых программ варьирует от 500 до 10 тысяч рублей. Самые дешевые места расположены на галерке, в верхнем ярусе зрительного зала.
Самые дорогие билеты предоставляют возможность просмотра представления из Царской ложи (14 мест), находящейся на среднем уровне, напротив выхода артистов и оркестра. По обе стороны от нее размещены две Литерные ложи — правая и левая (12 мест по 6 тысяч рублей). Под ними расположены места чуть дешевле — по 5 тысяч рублей. Столько же стоят билеты в первом ряду Барьерной ложи у центрального входа.
Дети до пяти лет имеют право бесплатного посещения цирка без предоставления места при условии — один ребенок на одного взрослого. На входе следует предъявить свидетельство о рождении. С пяти лет за малышей придется платить полную стоимость. Скидок на семью не предусмотрено.
Перед покупкой билетов следует внимательно ознакомиться с правилами их приобретения и возврата.
Кассовый зал расположен со стороны центрального входа (площадь Белинского). Время работы — ежедневно с 10:00 до 20:00, без перерыва. Оплата принимается как наличными, так и банковскими картами. Также приобрести билеты можно у официальных партнеров по продажам.
Посещение Музея цирка и эстрады при наличии билета на представление — бесплатно. Отдельные групповые и индивидуальные экскурсии проводятся по предварительной записи. Цены экскурсионного обслуживания:
В экскурсионную программу продолжительностью 120 минут входит осмотр экспозиций, зрительской части зала, 10-минутное присутствие на репетиции (при согласии артистов). В рабочие помещения, в том числе к вольерам с животными и в гримерки, доступ не предоставляется. Выход на манеж — запрещен.
История цирка Чинизелли
Открытие первого каменного цирка в России состоялось в декабре 1877 года. Его основателем стал известный в Европе дрессировщик лошадей и наездник — итальянец Гаэтано Чинизелли, являвшийся в то время главой многочисленного циркового семейства. В Петербург он прибыл по приглашению брата своей жены Карла Гинне в 1869 году для выступлений в деревянном цирке на Манежной площади.
Несмотря на неоднократные отказы местных властей, настойчивый Гаэтано сумел добиться разрешения на приобретение земельного участка у Фонтанки, на территории Инженерного сквера. На доводы городских мужей о том, что цирк закроет фасад Инженерного замка, детям негде будет гулять, а сам цирк не имеет общеобразовательного и культурного значения, Чинизелли ответил убедительным предложением. Он пообещал за собственные средства снести деревянный цирк на Михайловской (ныне — Манежной) площади, разбить там сквер, украсить его фонтаном и поставить декоративную ограду. В результате итальянец получил участок и разрешение на строительство цирка, а Петербург приобрел сразу несколько достопримечательностей.
Гаэтано умер в 1881 году в возрасте 66 лет. Со всеми почестями он был захоронен в Санкт-Петербурге, на Смоленском лютеранском кладбище. Цирк Чинизелли возглавила его жена, а затем сыновья. После Октябрьской революции объект был национализирован и перешел в подчинение государственным структурам, а семья Чинизелли покинула Россию навсегда.
Особенности здания
С технической точки зрения здание цирка было уникальным для второй половины XIX века. Купол диаметром почти 50 м не имел внутренних опор, что в значительной степени расширяло внутреннее пространство, а сетчато-ребристое строение сферического покрытия облегчало давление кровли на стены. В дальнейшем инновационное решение прижилось в более поздних проектах аналогичных объектов.
Зрительный зал имел роскошное оформление. В декоре присутствовал бархат густых малиновых оттенков, а в качестве украшений — многочисленные зеркала и золоченые элементы. За счет вместительных галерок число посетителей могло доходить до пяти тысяч человек. Партер был рассчитан на полторы тысячи. Царская ложа являлась атрибутом высокого статуса цирка.
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк сегодня
В 2003–04 гг. был восстановлен прежний архитектурный облик здания. На фасадах были установлены недостающие декоративные элементы, исчезнувшие во второй половине прошлого столетия в ходе очередной реконструкции. Последние реставрационные работы проводились в 2014–15 гг. Количество мест для зрителей уменьшилось, но они стали более удобными. Оркестр из Царской ложи переместили на свое первоначальное место — над форгангом (занавесом, отделяющим закулисное пространство от арены).
Вход в цирк осуществляется с трех сторон:
В вестибюлях второго этажа, а также в правой стороне первого этажа имеются буфетные зоны. По внешнему периметру зала расположены раздевалки, а в левой стороне вестибюля первого этажа — помещение для хранения детских колясок.
Желающие могут посетить сувенирную лавку цирка в правой стороне первого этажа и музей.
Музей цирка
Экспозиция насчитывает более 130 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории циркового искусства. Здесь представлены плакаты и рекламки, костюмы и реквизит, фотографии разных лет и видеосъемки, живопись и графика. На первом этаже собраны подлинные предметы, сюрреалистические картины и документы, имеющие отношение к основателю цирка — Гаэтано Чинизелли. На третьем этаже можно ознакомиться с историей отечественного циркового костюма, увидеть сценические образы иллюзионистов, гимнастов, дрессировщиков, жонглеров, акробатов, клоунов и т. д.
Первый в мире Музей цирка и эстрады был создан в Ленинградском цирке в 1928 году стараниями В. Андреева, ученого хранителя Театрального музея, и Е. Гершуни, заместителя директора цирка. Пополнению коллекций способствовали сами цирковые артисты и неравнодушные жители города.
Как добраться до цирка на Фонтанке
До остановки «Государственный цирк» следуют маршрутные такси № К-107 и К-289.
На Садовой улице находится остановка «ул. Инженерная». До нее можно доехать:
Ближайшие станции метро — «Гостиный двор» (линия 3) и «Невский проспект» (линия 2). После выхода из метро необходимо проследовать к Садовой улице и пройти по ней до ул. Инженерной. Далее — свернуть направо.
Оптимальный пешеходный маршрут от метро до цирка на Фонтанке
При поездке на личном автотранспорте следует учитывать, что парковка непосредственно перед цирком (на площади Белинского) запрещена. Бесплатно можно припарковаться вдоль Инженерной улицы и на нечетной стороне набережной Фонтанки. Платные стоянки находятся на улицах Белинского и Моховой, а также на четной стороне набережной Фонтанки.
В Санкт-Петербурге можно воспользоваться мобильными приложениями такси Uber, Яндекс. Такси, Gett, Maxim.
Первый каменный цирк России
Открылся 26 декабря 1877 года
История здания
Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.
Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.
Здание цирка Чинизелли, очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Здесь, в 1892 году, зрители впервые увидели водяную пантомиму.
С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. А в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен.
В 1924 году первым советским директором уже Ленинградского цирка стал выдающийся артист, режиссер и деятель циркового искусства Вильямс Труцци.
Управление цирком он успешно совмещал с артистической деятельностью.
По его сценариям ставятся пантомимы «Черный пират», «Шамиль», водный аттракцион «Люди морского дна», целью которого была демонстрация технических достижений водолазов, занимавшихся подъемом потонувших или потерпевших аварию судов.
Дрессировщик ТогареВ довоенный советский период (до 1935 года) в Ленинградском цирке гастролировали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины: дрессировщики Тогарэ, Карл Коссми, капитан Валь, иллюзионист Кефало, атлетка Сандвина, музыкальные клоуны Баррасета и др.
В 1941 году Ленинградский цирк завершил свой 63-ий сезон. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка. Открытие очередного сезона состоялось лишь в ноябре 1944 года.
Программа открытия первого послевоенного сезона Ленцирка
Программу открытия сезона 1946-1947 годов подготовил новый художественный руководитель Ленинградского цирка Георгий Семенович Венецианов.
С 1965 по 2008 год главным режиссером Ленинградского (Санкт-Петербургского) цирка был Алексей Анатольевич Сонин.
А.А.Сонин, Заслуженный деятель искусств России (1993г.), Лауреат Международной премии Леонида Енгибарова (2002г.) и Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2003г.)
Художник-постановщик Н. Велигжанинова Балетмейстер М. Федорова Художник-бутафор С.Е. Карташов и заведующий постановочной частью Б.Б. Власов
Оркестром Большого Санкт-Петербургского цирка с 1987 г. руководит Заслуженный артист России Семён Семёнович Чебушов.
Оркестр Петербургского цирка. Главный дирижер С.С. Чебушов, дирижер А.В. Моисеев
С 1998 г. режиссёром-инспектором цирка работает Виктор Владимирович Цветков в прошлом жонглёр на моноцикле.
С 2007 г. вторым режиссёром-инспектором работает Юрий Антонович Лысенко, в прошлом клоун.
Главным режиссёром является Виктор Петрович Саврасов.
Режиссёр-инспектор В.В.Цветков, режиссер-педагог В.П.Саврасов, режиссёр-инспектор Ю.А.Лысенко
С 1987 года по 2012 год директором Санкт-Петербургского цирка являлся Григорий Павлович Гапонов.
По инициативе директора в 1997 году в цирке был организован Гастрольный отдел, который был призван заниматься набором артистов в штат Санкт-Петербургского цирка и их гастролями, как по России, так и за рубежом.
В 1992 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк перешел в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
К открытию сезона 2003-2004 годов была закончена работа по восстановлению фасада Санкт-Петербургского цирка и здание обрело свое прежнее архитектурное великолепие.
В 2007 году программой «Международное цирковое шоу «Карнавал на Фонтанке» Санкт-Петербургский цирк отметил свое 130-летие.
Семья Чинизелли
Музей цирка
Первый в мире «Музей циркового искусства» открылся в Ленинградском цирке 8 августа 1928 года. В настоящее время собрание насчитывает более 130 тысяч единиц хранения и состоит из библиотеки, фото- и видеотеки, фондов живописи и графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, плакатов, программок, костюмов и реквизита, а также рукописного отдела.
Свыше 120 эскизов художников 1930-70 гг
С экспозицией можно познакомиться бесплатно, купив билет на представление.
Экскурсионное обслуживание осуществляется только после предварительной записи.
Заказ экскурсий по тел. 570-54-13 или эл. почте circusmuseum@mail.ru
Большой Санкт-Петербургский Госцирк
Филиал компании Росгосцирк
191023, Россия, Санкт-Петербург,
набережная реки Фонтанки
д.3, Литера А.
Часы работы касс:
с 11:00 до 19:00 без перерыва и выходных
+7 (812) 570-51-98,
+7 (812) 570-52-66 (билетный стол, групповое бронирование билетов юр.лицам),
+7 (812) 570-52-60 (приемная),
+7 (812) 570-54-11 (администраторы, групповое бронирование билетов физ.лицам)