цураны народность в пензенской области в каком районе
В каком районе Пензенской области проживают Цураны?
Вяземка | |
---|---|
Субъект Федерации | Пензенская область |
Муниципальный район | Земетчинский |
Сельское поселение | Краснодубравский сельсовет |
История и география |
В каком районе Пензенской области большую часть населения составляют мордва?
В Пензенской области мордва — мокша расселена в основном в Мокшанском, Наровчатском, Белинском и Шемышейском районах, мордва-эрзя — в Шемышейском районе.
Какие народы проживают на территории Пензенской области?
Национальный состав населения Пензенской области
Национальность | Численность (чел.) | % от общего |
---|---|---|
Русские | 1 254 680 | 86,35% |
Татары | 86 805 | 5,97% |
Мордва | 70 739 | 4,87% |
Украинцы | 12 421 | 0,85% |
Сколько районов в Пензенской области?
27 муниципальных районов, в том числе: 24 городских поселения 264 сельских поселения.
Какой регион в Пензенской области?
Автомобильные коды регионов
Код | Субъект Российской Федерации | Столица субъекта РФ |
---|---|---|
55 | Омская область | Омск |
56 | Оренбургская область | Оренбург |
57 | Орловская область | Орёл |
58 | Пензенская область | Пенза |
Какое село в Пензенской области является полностью Чувашским?
Неве́ркино (чуваш. Çăрттанлă) — село в России, административный центр Неверкинского района Пензенской области.
Где больше всего мордвы в Пензенской области?
По переписи 2002 г., больше всего мордвы проживает в городе Пензе — 11 997 человек; в Шемышейском районе — 9846 человек; Сосновоборском — 5852 человек; Бессоновском — 5288 человек; Никольском — 4517 человек; Пензенском — 4407 человек; Камешкирском — 4264 человек; Белинском — 3910 человек; Городищенском — 3115 человек; …
Какие народы проживают на территории Саратовской области?
Национальный состав населения Саратовской области
Национальность | Численность (чел.) | % от общего |
---|---|---|
Украинцы | 67 257 | 2,52% |
Татары | 57 577 | 2,16% |
Армяне | 24 976 | 0,94% |
Мордва | 16 523 | 0,62% |
Какие народы проживают на территории Самарской области?
Самарская область – многонациональный регион: русские – 85,6%, татары – 4,1%, чуваши — 2,7%, мордва – 2,1% и др. Всего на территории области проживают представители 157 национальностей и 14 этнических групп.
Кто сейчас губернатор Пензенской области?
Губернатор Пензенской области | |
---|---|
Должность занимает Олег Мельниченко врио с 26 марта 2021 года | |
Должность | |
Возглавляет | Пензенскую область |
Назначается | по результатам прямых выборов |
Какие города находятся в Пензенской области?
№ | название | район / город областного значения |
---|---|---|
3 | Заречный | Заречный (ЗАТО) |
4 | Каменка | Каменский район |
5 | Кузнецк | Кузнецк |
6 | Нижний Ломов | Нижнеломовский район |
Какой области находится Пенза?
Пе́нзенская о́бласть — субъект Российской Федерации. Регион расположен в Среднем Поволжье, входит в состав Приволжского федерального округа. Граничит с Ульяновской, Саратовской, Тамбовской, Рязанской областями и Республикой Мордовия. Пензенская область в современных границах образована 4 февраля 1939 года.
Сколько районов в Пензе?
Город Пенза, административный центр одноимённой области, административно разделён на 4 района.
Сколько км от Москвы до Пензы?
Расстояние от Москвы до Пензы
646 км. Общее время поездки: 27 час. 9 мин.
Какой номер региона у Москвы?
Три и более кодов региона использует Москва (коды 77, 99, 97, 177, 199, 197, 777, 799, 797), Московская область (50, 90, 150, 190, 750, 790), Красноярский край (24, 84, 88, 124), Санкт-Петербург (78, 98, 178, 198), Краснодарский край (23, 93, 123, 193), Пермский край (59, 81, 159), Иркутская область (38, 85, 138), …
Какое море в Пензенской области?
Сурское водохранилище, или как его еще называют Пензенское или Сурское море, находится в месте слияния двух рек под названиями — Сура и Уза, протекающими в Пензенской области.
Подписка на новости
Если Вы хотите бесплатно получать ежедневную рассылку новостей по электронной почте, пожалуйста, отправьте со своего на адрес info@penzanews.ru письмо с темой «Подписка».
Отправляя письмо, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Для желающих следить за новостями в Telegram создан бот @PenzaNewsBot и канал @PenzaNews.
Древние народы Пензенского края
Энциклопедия
Одним из самых древних народов, следы которого обнаружены учеными на территории Пензенского края, была мордва.
Мордва — многочисленная историческая общность представителей финно-угорской группы языковой семьи на территории России. Термин «мордва» («mordens») является иноназванием народа. Впервые встречается в сочинениях готского историка Иордана «О происхождении и деяниях готов» (VI в. до н.э.). Основа этого этнонима, возможно, происходит от иранских языков (новоперсидское mard — мужчина; древнеперсидское martiya — мужчина, человек). Служит общим наименованием для всего народа, который делится на две основные языковые группы: мордва-мокша и мордва-эрзя. Фламандец Виллем Рубрук (XIII в.) был первым западноевропейским путешественником, обратившим внимание на бинарность мордвы. При этнографической и культурной общности каждая группа сохранила собственное самоназвание — мокша и эрзя, а также различия в языке, материальной и духовной культуре.
Формирование мордвы-мокши — коренного населения Пензенского края происходило с VI–VII вв. н. э. на основе южной группы древнемордовских племен. Важную роль в этом процессе сыграли тюркоязычные булгары, пришедшие в Среднее Поволжье из Приазовья в конце VII–VIII вв. н.э. Мордва — оседлый земледельческий народ. Селения были окружены пашнями и выгонами для скота. Летом жили в легких постройках около полей или на лесных бортевых и охотничьих угодьях. Для защиты от внешних врагов строились городки, окруженные высоким тыном, а в лесах устраивались «тверди» — убежища от неприятеля. Мордовские племена объединялись в крупные военные союзы, что ускорялось противоборством Волжской Булгарии и древне-русских княжеств. Одним из раннефеодальных объединений мордвы накануне монголо-татарского нашествия была «Пургасова волость» (Пургас — мордовский князь, инязор, глава политического образования раннефеодального типа мордвы-эрзи). Мокшанские земли, объединенные под властью Пуреша, охватывали бассейны рек Цны и Вад, среднего течения реки Мокши (Пуреш — мордовский князь, оцязор — глава политического образования раннефеодального типа мордвы-мокши).
Монголо-татарское нашествие затормозило консолидацию мордовских племен. В середине XIV века мордва-эрзя была оттеснена от берегов Оки и Волги в леса, мордовские земли начинают включаться в состав Русского государства, особенно после падения Казанского ханства (1552), что имело большое значение для дальнейшего развития материальной и духовной культуры.
В Пензенской области мордва — мокша расселена в основном в Мокшанском, Наровчатском, Белинском и Шемышейском районах, мордва-эрзя — в Шемышейском районе. В Городищенском, Никольском, Пензенском и Сосновоборском районах находится значительное количество смешанных мокшанско-эрзянских поселений, составляющих отдельную группу мордвы.
В прошлом мордва исповедовала ранние формы религиозных воззрений: тотемизм, магические обряды, анимистические представления. К середине XIX века мордва считалась христианизированной.
В VIII–XIV веках в Поволжье и Посурье, частично на землях, впоследствии составивших территорию Пензенского края, жили буртасские племена (название которых переводится как «сыны степей»). Первое упоминание о буртасах — у арабского энциклопедиста Аль-Калби в конце VIII в. Наиболее полная информация содержится в труде персидского автора X в. Ибн-Руста. Буртасы — это тюркский конгломерат племен, объединенных общим названием в VIII в. Сначала они были зависимы от хазар и платили им дань, выставляя по их требованию до 10 тыс. всадников, а затем в XI веке вошли в состав Волжской Булгарии, где и потеряли свое имя.
Пензенскую землю также обживали с древности татары и чуваши. Непосредственными предками татар-мишарей были тюркоязычные племена, жившие в IX–XIV вв. на территории Пензенского края и входившие в состав Волжской Булгарии. После монгольского нашествия эти земли вошли в состав золотой Орды, а население переселилось в более северные районы Посурья и Примокшанья. В XIV в. на реке Мокше возникает золотоордынский улус Мушхи, где на основе смешения раннетюркских и кыпчакских племен происходит формирование татар-мишарей.
После развала Золотой Орды территория формирования татар-мишарей оказалась, с одной стороны, в зоне влияния Московского государства, а с другой — в сфере интересов Казанского ханства. В русских документах XIV–XV веков они назывались «мещеряками», а позднее «татарами» с указанием места проживания (темниковские, кадомские, арзамасские и т.д.). В источниках XVI–XVII веков встречаются термины «служилые татары», «посопные татары», «буртасы-посопные татары». Этническое развитие мишарей шло в тесной связи с казанскими татарами и их культурой; термин «мишэр» они не считают самоназванием, относят себя к татарам. После присоединения Поволжья к Московскому государству (XVI–XVIII вв.) для татар-мишарей характерна активная миграция по Среднему Поволжью и Приуралью, что привело к разбросанности их поселений. В связи со строительством засечных черт в XVII веке началось заселение татарами-мишарями Пензенского края.
Активная колонизация поволжских земель русскими начинается после взятия Казани и Астрахани. В XVI–XVII веках Пензенский край стихийно заселяется русскими переведенцами из Новгородской, Воронежской, Казанской губерний, Краснослободска, Шацка, Козлова, Алатыря, Суздаля, Москвы (ссыльные, участники Медного бунта), а в XVIII веке — из Санкт-Петербурга, Архангельской, Киевской губерний. В связи строительством засечных черт и крепостей государство переселило сюда служилых людей.
Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Коммерческий ген цуранов
15.10.2010, 00:00 просмотров: 10486 Земетчинский район — самый отдаленный от Пензы район, но весьма продвинутый. В этом убеждаешься, как только въезжаешь в районный центр по широкой главной дороге, немногим уступающей по размерам проспекту Строителей в областном центре. А дома-то по обочинам! Коттеджи из красного кирпича, из белого, двухэтажные, с мансардами.
В центре — рынок, магазины продуктовые и промтоварные, шиномонтаж, несколько парикмахерских, фотосалон и даже ресторан под романтическим названием «Рандеву». А по продукции местных производителей, представленной в сельских магазинах, можно легко предположить, что если по какой-то причине в Земетчино введут экономическое эмбарго на ввоз продовольственных товаров, жители района не сильно от этого пострадают. Своих хлеба, сахара, молока, мяса, деликатесов и полуфабрикатов хватит на всех.
Хорошая генетика
Из разговоров с земетчинцами стало известно, что самые красивые дома и лучшие магазины в райцентре принадлежат преимущественно цуранам — выходцам из сел Большая Ижмора и Ушинка. А называют их так за особый, нехарактерный для Пензенской области говор — цоканье. Вместо «ч» они произносят «ц», да еще и якают. Дело в том, что нынешние ижморцы и ушинцы — потомки переселенцев из рязанской Мещеры, принесших с собой несколько веков назад и необычный говор. И не только…
Цураны всегда отличались большой предприимчивостью. Если, к примеру, села Вяземка и Красная Дубрава испокон веку славились искусными плотниками, то Большая Ижмора и Ушинка тяготели к бизнесу. Даже в советские времена умудрялись торговать дефицитными товарами (возили из Москвы косметику, обувь, трикотаж). Ну а когда частное предпринимательство было разрешено, занялись торговлей, а чуть позже — производством и переработкой сельхозпродукции.
И сейчас эти села лидируют в Земетчинском районе по числу предприятий малого бизнеса на душу населения. Только за десять месяцев 2010 года в Большой Ижморе зарегистрировали один кооператив, три КФХ и четыре ИП, в Ушинке — один кооператив, четыре КФХ и пять ИП.
По бабушкиному рецепту
В прошлом году в Большой Ижморе был создан потребительский кооператив из числа бывших безработных. Его членами числится 21 человек, а возглавил предприятие учитель истории Валерий Парницын. Кооператив производит мясные полуфабрикаты и деликатесы. Вся продукция натуральная, без консервантов, красителей и усилителей вкуса. Сало и мясо коптят на древесных опилках — и никакого тебе «жидкого дыма»!
А до чего хорошо соленое сало с чесноком и разными приправами! Валерий Парницын говорит, что делает его по старинному бабушкиному рецепту. А пельмени, которыми нас угостили здесь же, на производстве! Сварили в бульоне с «лаврушкой», черным перцем, гвоздикой и резаным луком — просто царская еда. Пельмени принципиально лепят вручную: лучше меньше, да лучше.
К слову, засолкой и копчением сала большеижморцы занимались всегда, снабжали и снабжают им Москву. Чуть ли не у каждого есть свой рецепт.
Большая Ижмора славится еще и замечательным хлебом, серым и белым. Несколько лет назад две семьи открыли свою пекарню, где сами и работают в три смены. Снабжают хлебом село и частично Земетчино.
Любопытно, что расширять производство владельцы пекарни в ближайшее время не планируют. Хозяйка, опытный пекарь Любовь Вязовкина, убеждена, что стоит только чужим рукам коснуться теста, это сразу же отразится на качестве хлеба.
— Мы взяли двух пекарей со стороны в подмогу, но это наши давние знакомые, проверенные люди.
Смирнов и сын
А в Ушинке с недавнего времени тоже стали производить полуфабрикаты из свинины и говядины. Только вдобавок к котлетам, пельменям и «ежикам» тут еще и голубцы делают.
— У нас, кстати, данный вид переработки пользуется большой популярностью, — заметил заместитель главы администрации Земетчинского района Иван Козин. — У каждого производителя своя фишка. Так развивается здоровая конкуренция. Есть из чего выбрать. Моя семья, например, считает, что лучшие «ежики» делают в Пашкове, а пельмени — в Ижморе.
Производством полуфабрикатов в Ушинке занимается кооператив, председателем которого является Алексей Смирнов, здешний уроженец. Молодой человек, успешный инженер-конструктор, несколько лет работал на заводе прессового оборудования в Рязани. Но грянул кризис, работы стало меньше, да и зарплату резко понизили. И отец стал его настойчиво домой звать.
— Чего в дальних краях счастья искать, если дома есть где развернуться, — говорит Алексей Васильевич Смирнов-старший. — Я еще в 2004 году взял 1000 га земли в аренду, пусть медленно, с трудом сначала шло дело, но сейчас у меня в КФХ и производство зерна есть, и животноводство развивается. Настал момент расширяться, и лучший вариант — это переработка мяса.
Уговорил сына вернуться и помочь, о чем тот нисколько не жалеет.
Древнейшим коренным народом региона является мордва-мокша
Кто первым пустил корни на Пензенской земле: мордва, русские мещеры или татары? В Международный день коренных народов мира доктор исторических наук, профессор Геннадий Белорыбкин рассказал об аборигенах, которые первыми обосновались в нашем крае.
Вторым народом, который поселился на берегу Суры, считаются татары-мишари. К этой подгруппе относится и большинство современных, которые живут на территории региона и чтут свои традиции.
Подписывайтесь на ПензаИнформ в Google News и Яндекс.Новости.
Самые важные новости в telegram-канале Penzainform.
Без негатива и лаконично. Мы в Яндекс.Дзен.
Бельджамен (Волгоградская обл.) начал строиться только в середине 14 века
Н. А. Толмачев первым из исследователей в 1889 г. предположил, что под Водянским городищем кроется древний город Бельджамен. Он основывал свои выводы на сообщении арабского географа Абульфеды, который в в 1321 году писал: «Река Итиль, протекши вблизи Булгара, в дальнейшем ходе омывает лежащий на ее берегу небольшой город Укек, затем, продолжаясь к югу, протекает близ деревни Бельджамен, а затем поворачивает к юго-востоку и протекает с юго-западной стороны Сарая
Слава Богу, что эти бельжементские времена в прошлом. Страшно подумать, что перетерпели славяне при нашествии полчищ диких азиатских ушлёпков.
есть город Моршанск тамбовской области не случаем ли его название произошло от Мокши?
А куда Вы дели чувашей из Неверкинского района?
Евреи тоже возникли из татар. Например, Паша Зайкрудин.
В генах Владимира Жириновского обнаружена буртасская кровь
При посещении Пензенской области VIP-персонами или потомками именитых предков очень часто обнаруживаются их родственные связи с сурским краем. Обобщить данные решил журналист Александр Бахмутов.
Свою вотчину по материнской линии, будучи в ранге заместителя правительства России, обнаружила в Мокшанском районе Пензенской области экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
Неожиданной сенсацией увенчались и поиски родословной знаменитого советского писателя, актера и режиссера Василия Шукшина. Его дочь Мария Шукшина разыскала корни своей фамилии на берегах реки Шукши в Лунинском районе Пензенской области, где сохранилось село с одноименным названием. Возникло оно на месте слободы, основанной в 1665 году служилой мордвой при впадении реки Шукши в Суру. В «Строельной книге города Пензы» упоминаются два поселения: мордовская Усть-Шукша и расположенная неподалеку татарская деревня Синорово (простонародное название Татарская Шукша). Позднее Усть-Шукшу заселили служилые русские люди. По храму село стало именоваться Архангельским, а по этническому составу Русской Шукшей. С ним связаны фамильные корни советского кинорежиссера Всеволода Пудовкина по отцовской линии. На берегах одноименной реки сохранились следы исторической вотчины предков русского генералиссимуса А.В. Суворова.
Кстати, Василий Макарович и Валентина Ивановна принадлежат к народности эрзя. В списке известных финно-угров, которых всегда считали типично русскими людьми, значатся также фамилии Горького, Чапаева, Маресьева, Кадышевой, Маскаева, патриарха Никона и протопопа Аввакума.
Древние предки лидера ЛДПР по материнской линии, возможно, принадлежали к финно-угорской этнической группе, так как вотчина его предков (деревня Лаушки) находилась в самом крупном центре обитания пензенской мордвы. В свою очередь одна из четырех теорий о происхождении загадочного племени буртас также связывается с мордовским этносом. Впрочем, судя по национальному составу губернии в 1897 году, татары в Краснослободском уезде также были представлены компактно. Следует обратить внимание и на то, что еще две теории о происхождении буртас связываются с тюркскими этнонимами.
Лидер ЛДПР всегда считал себя русским, так как был рождён русской женщиной. О родителях отца он однажды сказал: «Бабушка и дед, погибшие еще в войну, были русскими. Но если. историки, занявшись моей родословной и защитив на этом диссертации, найдут другую кровь, я буду только рад, поскольку президент многонациональной страны тоже должен быть многонационален». В этом смысле, наверное, Жириновский не против того, что в Пензенской области его причисляют к потомкам древних буртас.
Административно-территориальное деление Волжской Булгарии, включая спорные с Русью территории
Предложение лидера ЛДПР об укрупнении региона оказалось весьма кстати. В начале XXI века в сурском крае начала раскручиваться национальная идея о придании Пензенской области статуса республики, как наследницы Великой Буртасии. Тема была поднята на фоне сообщений в прессе и участившихся слухов об укрупнении субъектов Российской Федерации, и возможного расформирования Пензенской области. Эту идею лично поддержал Василий Бочкарев.
Разработку буртасского бренда поручили советнику губернатора Александру Князеву, одержимому мистическими гипотезами. Он долгие годы занимался изучением традиций, истории и наследия древнейших народов на территории Среднего Поволжья, и пытался найти ответы на вопросы об этногенезе сурского края, представляя его колыбелью древнейших народов. Но в отличие от научных гипотез «удревление» пензенской истории выглядело намного прозаичнее.
Аналогия с древней Буртасией, как ореол мифичности, помогла бы сделать Пензенскую область более узнаваемой и привлекательной для инвесторов.
Князев и его сподвижники обратили внимание на острую полемику ученых о происхождении буртасского народа, который впервые упоминался арабским энциклопедистом Аль-Калби в конце VIII века, но затем внезапно «растворился» на территории Среднего Поволжья. Тогда они и задались целью воскресить исчезнувший народ из небытия. Согласно разработанной исторической концепции современные жители Пензенской области являлись этническими потомками аборигенов Великой Буртасии. В поисках далеких предков пензенские журналисты начали «обнаруживать» буртасские гены в крови федеральных и местных политиков.
Напомним, что пензенцы уже привыкли к тому, что их идентифицируют с буртасами. На территории региона сохранилось много гидронимов и топонимов, связанных с названием «буртас». При губернаторе Бочкареве в Пензе открыли дворец спорта «Буртасы», кафе «Буртасское солнышко», а на территории районного центра Наровчат музей истории и культуры буртас. В планы «буртасских» идеологов входила даже разработка национального гимна «Великой Буртасии», но вожделенная мечта о статусе национальной республики больше всего возлагалась на последнюю перепись населения. С ней связывались надежды на то, что определенная часть жителей региона запишет себя буртасами, но при подведении итогов они не оправдались. Пензенская общественность не пожелала вставать под знамена далеких предков.
Пензенская губерния, как административно-территориальная единица Российской империи и РСФСР, существовала с 1796 по 1928 годы. 15 сентября 1780 года в результате реформы Екатерины II было образовано Пензенское наместничество, в которое вошли территории бывшей Пензенской провинции Казанской губернии, а также части Шацкой и Тамбовскойпровинций Воронежской губернии. При образовании наместничества оно было разделено на 13 уездов, включая Краснослободский. 2 декабря 1796 года Пензенское наместничество было преобразовано в Пензенскую губернию, в нее вошла также часть ликвидированной Саратовской губернии. 5 марта 1797 года Пензенскую губернию упразднили, а её уезды распределили между Саратовской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской губерниями. 9 сентября 1801 года Пензенcкая губерния восстановлена в составе 10 уездов, включая Краснослободский. В 1926 году в состав губернии входило 8 уездов, в том числе Краснослободский.14 мая 1928 года Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР Пензенская губерния была ликвидирована, ее территория вошла в состав Средне-Волжской области.
В Пензенской губернии издревле жили мордва, мурома, мещеры и буртасы. Древнейшие поселения: Мурунза на месте нынешнего города Мокшана, Мещерское на реке Хопре и Буртас в бывшем Керенском уезде. Начиная с XVII века буртасы и мурома слились с соседними народами, особенно с русскими. Мещеряки в числе 33 тысяч жили в 14 селениях, из которых 10 в юго-западной части Керенского уезда, и почти ничем не отличались от русских.
Национальный состав губернии в 1897 году был представлен: 83% русских, 12,8% мордвы, 4% татар. Мордва в числе около 187 тысяч проживала в 200 селах и деревнях Краснослободского, Инсарского, Наровчатского, Саранского и особенно Городищенского уездов. Несколько мордовских селений имелось в Чембарском и Нижнеломовском уездах.
Существует четыре основные теории (версии):
1. Мордовская. Предполагает буртас частью финно-угорского массива.
2. Алано-асская, отождествляет буртас с аланами на основании фактов
трупосожжения у буртасов и аналогичных ритуалов у сармато-алан.
3. Тюркская. Предполагает тюркоязычность буртас и их родство с волжскими булгарами.
4. Хорезмийско-алано-сарматская. На основании принадлежности буртас к ханафитскому мазхабу и археологических данных о буртасской культовой (мусульманской) архитектуре, имеющей явные параллели с исламской и доисламской архитектурой Хорезма, включает предположение о сложении буртас на основе иранских по происхождению хорезмийцев и алано-сарматов. Будучи значально ираноязычными, буртасы перешли на тюркский язык, подвергшись тюркизации аскизами и кипчаками.
Путин, Матвиенко, Собянин и Саркози – одного рода-племени?
В годы советской власти разного рода диссиденты выискивали в генах руководителей государства еврейские корни. В условиях глобализма этнический вектор существенно поменялся и приобрел более пеструю космополитическую окраску. По оценкам ученых, мордовские корни имеют несколько миллионов россиян.
К знаменитым финно – уграм, например, относят: Михаила Ломоносова, Николая Патрушева, Валерия Леонтьева, (коми), Бориса Ельцина, Сергея Собянина (манси), Владимира Путина (вепс), Владимира Яковлева, Помелу Андерсон, (финны), патриарха Кирилла, Степана Эрзю, Василия Шукшина, Лидию Русланову, Николая Чиндяйкина, Наталью Водянову, Иллариона Яушева, Сергея Дарькина, Ольгу Каниськину, Валерия Борчина, Валентину Матвиенко, Никаса Сафронова, группу «Братья Гримм» (Борис и Константин Бурдаевы) – (эрзя). Николя Саркози (венгр), Татьяну Путяйнен ( финка). Николая Мордвинова, митрополита Антония, Михаила Девятаева, Алексея Маресьева, Андрея Кижеватова, Нину Кошелеву, Ивана Чигодайкина, Светлану Хоркину, даже Александра Овечкина и Олег Табакова( мокша), Василий Бочкарев (буртас). В списке известных финно-угров значатся также фамилии: Алексея Горького, Василия Чапаева, Василия Ключевского, Алексея Маресьева, Надежды Кадышевой, Олега Маскаева, патриарха Никона, протопопа Аввакума.
На мордовские корни Валентины Матвиенко, например, есть много ссылок в Интернете. Однако ее причисление к одной из ветвей мордвы (мокша или эрзя) вызвало бурную полемику. Вопрос об эрзянском или мокшанском происхождении Матвиенко остается дискуссионным.
В качестве зампреда Правительства России Валентина Ивановна побывала с официальными визитами в Пензенской области дважды. В ноябре 1999 года попала в автомобильную аварию, в результате которой получила черепно-мозговую травму и сломала ногу. Второй раз приезжала на «малую родину» на открытие 21-го регионального центра интернет-образования в 2002 году.
Пензенские информационные источники утверждают, что Валентина Матвиенко имеет отношение к сурскому краю, поскольку ее отец родился в Мокшанском районе Пензенской области. Действительно, фамилия ее предков по отцовской линии в пензенской топонимике встречается часто. Фамилии Тютенин, Тютиков, Тютин, Тютькин, Тютюкин, Тютюшин возникли разными способами. И по сей день не забыты слова тютюкать, тютюшкать ( тискать, нянчить ребенка). Тютя, Тютька – так дети называли щенков и котят, а взрослые самих малышей. Домашние имена со временем могли стать фамилиями. В одних говорах тютя, тютень- это увалень, неряха, замарашка; в других тихоня, человек незаметный, смирный.
Необходимо отметить, что Присурье считается колыбелью мордвы. В Мокшанском районе Пензенской области, откуда родом отец Валентины Матвиенко, есть много таинственных уголков природы отмеченных знаком Всевышнего. В степной зоне вблизи села Выглядовка, среди весенних пашен и осенних нив выделяется небольшой участок, где пробивается из- под земли ручей, а в окружении разлапистых ив образовался небольшой водоем. Сам ключ, которому приписываются чудодейственные свойства, был известен еще с незапамятных времен. Прадеды и прапрадеды местных жителей, вместе с языческими обрядами посвященными культу воды, донесли легенды о том, что отсюда начинаются корни истории мордовского народа. На географических картах это место указано, как исток Мокши, хотя сама река берет начало южнее села, на северо-западных склонах Керенско-Чембарской возвышенности
Ранняя история племен уральской языковой общности, включавшей предков финно-угров, прослеживается с эпохи мезолита – среднекаменного века (7-12 тысяч лет назад). Уже к концу этой эпохи древние финно-угры расселились на территории от Зауралья до Восточной Прибалтики. В период неолита – новокаменного века (5-7 тысяч лет назад) они были представлены в Среднем Поволжье и Прикамье племенами волго-камской культуры. В конце III – первой половине II тысячелетия до н.э. в Верхнем и Среднем Поволжье проживали финно-угорские племена волосовской культуры. Во II тысячелетии до н.э. на этногенетические процессы в этом регионе оказали воздействие индоевропейские племена. Следы их влияния на местное население сохранились до настоящего времени как в языке, так и в антропологическом составе финно-угорских народов, в том числе и мордвы.
Основополагающее участие в формировании древней мордвы приняли племена городецкой культуры, проживавшие с VIII века до н.э. по начало нашей эры в западной части Среднего Поволжья и переднем Поочье (Волго-Окское междуречье). На рубеже нашей эры городецкая этническая общность «переросла» в древнемордовскую, которая в Пензенской области представлена Старо-Селиксенским и Ражкинским могильниками II-IV вв. н.э. В I-ом тысячелетии нашей эры ареал расселения древнемордовских племен включал долины рек Оки, Волги (среднее течение), Цны, Мокши, и Суры. На юге граница мордвы приблизительно совпадала с естественным рубежом леса и степи, на востоке не заходила дальше правого берега Волги, северная граница доходила до устья Оки, западная – до Среднего Поочья. В это время начинает складываться мордовский язык, относящийся к фино-угорской группе уральской языковой семьи.
Характерные признаки древнемордовской культуры становятся устойчивыми примерно с середины III века н.э. Древнемордовские племена до IV века н.э. занимали обширную территорию Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Среди них выделялись южная группа племен в Верхнем Посурье (так называемая пензенская), другая проживала на Нижней Суре, в бассейнах рек Теша, Пьяна, Мокша и Цна.
Интересные топографические сведения в своём сочинении «Об управлении империей» ( 948-952 годы) привел византийский император Константин II Багрянородный: «Пачинакия ( Печенегия) отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании – на шесть дней, от Мордовии – на десять дней, от России – на один день».
В древнерусских летописях этноним мордва упоминается с XI века, когда у этого народа стали оформляться раннефеодальные государственные образования.В своей основе он восходит к ирано-скифским языкам: иранское mard – мужчина. В мордовских языках указанное слово сохранилось для обозначения мужа-супруга: «мирде». Мордовский народ делится на две группы: мордва-мокша и мордва-эрзя, из которых южная, пензенская группа древнемордовских племен послужила основой для формирования мордвы-мокши – коренного населения Пензенского края.
В мордовской историографии отмечается, что социально-политические объединения мордвы на территории сурского края, известные как княжества Пургаза и Пуреша, упоминались в устных преданиях в начале XIII века
В 1235 году римско-католический миссионер, посланник венгерского короля Белы, монах-доминиканец Юлиан,отправился искать древнюю прародину своего народа и достиг Волжской Болгарии, где нашел своих сородичей (венгров) «при большой реке Этиль (Ethyl)». На обратном пути он прошёл через мордовские земли : «проехал по реке в пятнадцать дней царство мордвинов (геgnum morduanorum).
Упоминание о мордве, связанное с характеристикой подавления монголами восстания народов Среднего Поволжья в 1242 году, есть в книге «Истории монгалов» католического монаха-миссионера Плано Карпини: «Возвратившись оттуда (из Западной Европы), они пришли в землю мордванов, которые суть язычники, и победили их войною». Весьма любопытные данные об участии мордвы в западных походах монголо-татарских войск содержит и послание Вацкого епископа Гильому III Овернскому (1249 год).
Торговавший в Приазовье венецианский купец Иосафат Барбаро в 1494 году добрался до Среднего Поволжья. Он обладал хорошей осведомленностью относительно мордвы и поведал интересные детали об их верованиях и образе жизни. Служивший в Московии австрийский политик и дипломат Сигизмунд фон Герберштейн издал в 1549 году «Записки о Московии», в которых писал : «К востоку и югу от реки Мокши тянутся огромные леса, в которых обитает народ мордва, имеющий особый язык и подчиняющийся государю московскому. По одним сведениям, они идолопоклонники, по другим – магометане.
Эту же особенность, относительно вероисповедования, отметил в 1564 году итальянский путешественник Рафаэлло Барберини: «Далее в верстах сто сорока за Нижним находится другая река, которая вливается здесь в Волгу, а течет с юга, и называется Сура, при устье которой стоит каменная крепость, именуемая Васильев Новгород. Неподалеку от этой реки находится тут еще другая, именуемая также Малая Москва, которая течет с юга на восток и вливается в Оку, повыше города Муромы. На этом пространстве земли есть большие леса, обитаемые мордовскими племенами, имеющими свой язык, и которые, частью идолопоклонники, частью же магометане».
Этноним мокша – Moxel связан с индоевропейским (Индоевропейская языковая семья включает славянские, германские, романские, балтийские, индийские, кельтские, иранские языки) гидронимом ( название, связанное с водным источником: рекой, ручьем, озером и так далее.) Финно-угры знали в глубокой древности слово, связанное с корнем йо, йа – обозначающее река. Оно сохранилось во многих финно-угорских языках, кроме мордовских и венгерского, но некогда существовало и в мордовском языковом мире. В некоторых мокшанских селах был известен гидроним Йов – прежнее название реки Мокши.
Значение и толкование слова мокша – moksha сегодня определяется тремя основными терминами: как одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма ( проливание, утекание – санскрит), как обозначение правого притока Оки в Европейской части Российской Федерации и этнографической группы мордвы.
Кстати, одно из наиболее ранних известий об этнониме эрзя – «арису» дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа, (Хазарский каганат – государство, существовавшее до IX века в Прикаспийских степях) датированного Х веком. Вероятнее всего топоним восходит в своей основе к иранской лексике, иранское – arsan означает мужчина, герой.
На протяжении многих столетий территории междуречий Суры, Алатыря и Мокши заселяли различные племена, оставившие после себя наслоения архаической лексики, дошедшие до нас в названиях древних гидронимов. Топоним Мокшан ( районный центр Пензенской области основанный в 1679 году), скорее всего возник на основании древнего гидронима и уходит своими корнями в седую архаику. Известно, что древнейшие народы селились в местах расположенных рядом с водными источниками, а последующие цивилизации использовали их практический опыт.
Гидронимы Пензенской области принадлежат к Волжской, Окской и Донской гидросистемам. На территории региона они представлены реками Сура, Мокша и Хопёр. По южной части Пензенской области проходит и главный водораздел, разделяющий верховья рек Каспийского и Азовского морей. От него отделяется отрасль, составляющая Сурско-Мокшинскую водораздельную возвышенность. Равнинная река Мокша, являющаяся правым притоком Оки, протекает по территории Пензенской, Рязанской областей и Республики Мордовия, впадая в Оку ниже города Касимов. Ее более значительные притоки – реки Исса и Сивинь( правая сторона), Азясь, Атмис, Ломов, Шелдаис и Вад (левая сторона).
Не относящийся к бассейну Оки гидроним Шукша также имеет к истории мокшанской земли непосредственное отношение. Ныне река и село с одноименным названием находятся на територии Лунинского района, но в 1780 году, в качестве волостного центра, эти земли входили в состав Мокшанского уезда Пензенского наместничества. Еше раньше, задолго до основания пензенской засечной черты, обширная территория между рекой Барышом, правым притоком Суры и Цной, левым притоком Мокши, называлась линией мещерских сторож. Многие казачьи слободы, основанные мордовскими и татарскими мурзами, были приписаны к Шукшинскому стану.
М.С. Полубояров предполагает, что в самом начале I тыс. нашей эры, по-видимому, возникли гидронимы Уза, Выша в той же финно-угорской среде, не без влияния племен пермскоязычной позднепьяноборской культуры. С этого же периода стали известны названия некоторых рек длиной менее 100 км, таких, как Ломов, Шукша. Но ученый считает такие гидронимы исключением, поскольку у малых рек, обычно, не слишком древние имена.
Однако действительный член Русского географического общества А.И.Рыжиков указывает на то, что в дореволюционных научных трудах по этнографии, посвященных изучению народностей угро-финской языковой группы, упоминался и народ шокша, – одно из названий этнических групп мордвы. Этим термином, который стал использоваться в научной литературе с 50-х годов ХХ века, обозначается эрзянское население Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия, живущее преимущественно в мокшанском окружении. Название Шокша произошло от реки, притока Мокши, и одноименного села на его берегу.
По мнению исследователя И.К.Инжеватова топоним происходит от марийского гидронима «шокш» – рукав реки, но марийский язык получил распространение далеко от северо- востока Мордовии. По другой версии название произошло от притока реки Мокши – Шокши и одноименного села на его берегу. Есть основания предполагать, что такое же название имела и река Шукша на территории Пензенской области. А.И.Рыжиков говорит о более южном происхождении топонима шокша, связая его с названием реки.
Ученый считает, что при указании гидронима Шукша была допущена картографическая ошибка. В качестве доказательства он приводит «Росписи мещерским сторожам» (1571), где река называлась Шокша: «2- я сторожа на речке на Шокше меж Суры и Мокшанского лесу; а сторожем на ней стояти из Кадомы, да из Темникова, да из Олаторя 12 человеком, по четыре человека из города, а бытии на сторожах из Кадома да из Темникова татаром да мордве, а из Олатора казакам, а беречи им и розъезжати направо до Мокшанского лесу, до речки до Киси, верст с 20, а налево к устью Шокше речки к Суре реке».
Возможно, что и в названии города Мохши ( современный Нарочат) – столицы Золотой Орды в начале XIV века, которую сами тюрки называли «Мохши Богохранимый», имеется привязка к водной терминологии. Не случайно именнно в Мохши,где работали мастера из Хорезма и других стран Средней Азии, придававшие особую ценность воде, строились общественные бани, дома с подогревом полов паром, арыки и фонтаны.
К концу XIX века (предварительный подсчет переписи 1897 года ) на территории Пензенской губернии мордва проживала в 200 селах и деревнях: Краснослободского, Инсарского, Наровчатского, Саранского, Городищенского уездов, несколько мордовских селений имелось в Чембарском и Нижнеломовском. уездах
Татары, более 68 тысяч человек, – жили в 89 деревнях, из которых 66 находилось в Краснослободском, Инсарском и Саранском уездах, остальные – в северной части Чембарского и Керенского. Уездов. В Городищенском и Нижнеломовском уездах числилось по две татарских деревни, в Мокшанском одна. За татарами числилось более 100 мечетей и 80 школ. В 1896 году православных числилось 1387726, раскольников 22362, католиков 1025, протестантов 410, евреев 619, магометан 68131, прочих исповеданий 392.
Наиболее крупными ареалами расселения мордвы на территории Российской Федерации в последние десятилетия являются Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики Мордовия, Башкортостан, Татарстан, Чувашия.
Учитывая большое этническое разнообразие народностей сурского края, на территории Пензенской области можно обнаружить корни предков не только Валентины Матвиенко и Владимира Путина, но и Николя Саркози. Ярким тому подтвержденем является монах-доминиканец Юлиан, нашедший древних предков своих сородичей (венгров) при реке Этиль в пределах Волжской Болгарии. Неожиданной сенсацией увенчались и поиски родословной знаменитого советского писателя, актера и режиссера Василия Шукшина, причисляемого к народности эрзя. Его дочь Мария Шукшина разыскала корни своей фамилии на берегах реки Шукши в Лунинском районе Пензенской области/