цыганочка танец какой страны
Вольный и душевный, пылкий и горячий цыганский народ во все времена отличался своим главным примечанием и достоинством – цыганским танцем. Во все времена именно этому их творчеству уделялся особый интерес. Как известно цыгане – кочевой народ. Перемещаясь с одного места на другое, с одной страны в иную на протяжении веков, цыганский танец впитывал все лучшее из народного фольклора различных народов.
Цыганский танец – воплощение искусства зажигательной души
Считается, что цыгане являются выходцами из далекой Индии, где в с начала 5 века возникла неблагоприятная ситуация, война и голод. В сложившихся условиях их творчество было абсолютно некстати, а потому кочевые группы начали собираться и двигаться в сторону Европы. Нужда в обычной пище и каких-либо заработках стала сподвижником к применению своего танца в коммерческих целях. И то, что это первый в мире танец, созданный для зарабатывания денег, сделало танец особенным и знаменитым.
Танцевальное искусство приносило не плохую прибыль своим творцам, однако благодаря своим ритмам и страстным движениям, цыганский танец покорил сердца миллионов. Неоспоримым фактом является и то, что продолжает он это делать по сей день. Главным же атрибутом цыганского танца, его основной чертой является сольное исполнение. Изначально этот танец не предполагал ни выступление коллективом, ни даже парами.
Мужской цыганский танец предполагает стремительность, жаркий порыв, быстроту движений. В танце важно работать всеми частями тела. Это и выбивание четкого ритма каблуками о пол, работа руками и ладошами: хлопки о голени, бедра, грудь, приподнятые подошвы ботинок.
Женщина в цыганском танце хотя и менее стремительная, но не уступает своей пылкостью и характерностью. Каждое движение ее мягкое, но подчеркивает нрав. Дробь ногами с незначительным перемещением вперед-назад, работа плеч при неподвижной осанке и голове, сопровождение танца работой рук – зрелище красочное и неоспоримо красивое.
В классическом исполнении цыганский танец выполняется с постепенным, непринужденным повышением темпа. Танцор по нарастающей от медленного до наиболее быстрого выполняет свою композицию. В завершающей стадии танца темп становиться просто ошеломляющим, казалось бы, непосильным обычному человеку.
И каждое движение, каждая постановка оттачивались годами. В цыганский танец добавлялись культуры различных народов. Благодаря этому уже сегодня можно выделить несколько направлений данного танца. Среди них танец балканских цыган, польских цыган, цыган-мадър, танец живота. Особой популярностью и актуальностью в наше время пользуются танец русских цыган, венгерка, фламенко. Такое обилие направлений делает цыганские танцы разносторонними и разнообразными, интригующими и удивляющими.
В современном цыганском танце можно уследить тенденции, изменившего его в лучшую сторону. Появились коллективные парные выступления. Симметричная работа только усиливает впечатление, подчеркивает то, что цыганский танец – это настоящее мастерство и великое искусство.
Танец цыганский: история и особенности
В мире существует немало интересных народных танцев, но цыганские зажигательные танцы входят в число одних из самых популярных. И правда, веселые и игривые движения завораживают и увлекают за собой даже тогда, когда танец цыганский видишь первый раз в жизни. Сразу становится интересно: откуда он пришел к нам и что за люди веками несут эту традицию?
История цыганской культуры
До середины XIX века полагалось, что цыгане родом из Египта, этому способствовало внешнее сходство с арабскими народностями. Но в 1855 году Август Фридрих Потт, академик из Германии, провел ряд исследований и доказал всему миру, что предки нынешних цыган имеют прямое отношение к Древней Индии. Традиционно в Индии принято разделение на касты, которые определяют уровень жизни и социальное место в обществе. Цыгане же относились к самой низкой касте, называемой «дом». Домы имели статус неприкасаемых, то есть таких, которые своим присутствием оскорбляли остальных жителей. Каста кочевала по Индии в северной ее части и в ее состав входили такие бродячие артисты:
На сегодняшний день индийская каста «дом» продолжает существовать, она составляет 17% всего населения Индии.
Причиной первого выхода цыган за пределы Индии стали междоусобные войны V века нашей эры, которые разгорались повсеместно между различными небольшими княжествами. Людям было не до досуга, потребность в искусстве и развлечениях у населения упала до минимума. Цыгане были вынуждены мигрировать в поисках лучшей доли в другие страны. За первым исходом последовали и другие, которые по разным причинам целую тысячу лет изгоняли цыган из родной Индии. Цыгане-кочевники, передвигаясь в сторону запада, со временем заимствовали культуру и обычаи других народов. Изменений претерпевали:
Принято считать, что гадание и магия – это достижение цыган, которое потом распространилось по всему свету. Однако это не так. Мигрирующие цыгане научились этому мастерству в Средневековой Греции, где суеверие и мистицизм был развит на высшем уровне. Живя в Греции, цыгане переняли часть ее культуры, в том числе и язык. Цыганский язык богат на слова и речевые обороты, которые имеют греческие корни. Например, цыганские слова «пэтало» (подкова) и «дром» (дорога) заимствованы именно из Греции. Каждая освоенная цыганами территория наносила свой отпечаток в общении, итогом которого язык цыган стал пестрым и уникальным.
Естественно, кочевая жизнь нанесла свой отпечаток на культуру и традиции цыганского народа. Конфликты с местными властями и недоброжелательность местных жителей приводили к тому, что, не находя никакой работы, цыгане вынуждены были воровать, попрошайничать или зарабатывать на жизнь мошенничеством. Со временем к этому начали приучать даже маленьких детей, и это становится основным ремеслом цыган. Украсть коня вообще не считалось у цыган преступлением, этот поступок расценивался как демонстрация геройства и удали. Такое поведение вызывало у аборигенов презрение и страх перед цыганами.
Развитие цыганского танца
Кроме гонки на выживание, у цыган было и время досуга. Отдушиной и отдыхом выступал цыганский танец, который у многих становился как основной профессией, так и дополнительным видом заработка. Цыгане от природы пластичны и очень артистичны, недаром их предки не один век зарабатывали именно музыкой и танцами.
Остается только удивляться насколько может быть талантливой целая народность. Об одаренности к танцам и пению цыган ходят целые легенды, иногда кажется, что даже младенец, едва научившись ползать, уже может подпевать под ритм музыки и пробует танцевать.
В России цыгане пели и выступали в основном для своего удовольствия, не выставляя свое искусство напоказ. Танцевали на своих закрытых внутренних праздниках в таборе или собственном доме. Так продолжалось до XIX века, пока русская дворянская элита не увлеклась романтикой этого неизведанного народа.
Популярный танец цыганочка стал известен благодаря А.С. Пушкину, он заинтересовался этим народом и написал поэму «Цыгане», которая стала началом моды «на цыган». Каждый уважающий себя дворянин, когда устраивал семейные праздники, обязательно приглашал к себе цыганские коллективы для развлечения гостей. Возросший интерес к искусству бродячих артистов подтолкнул к идее создания цыганского хора и облачению выступающих в яркие костюмы, которые популярны до сих пор. Нововведенная мода позволила цыганам работать в ресторанах, а также на больших семейных и городских праздниках. Они вносили с каждое мероприятие задор и беззаботность, и с того времени в России понятие русского широкого гулянья ассоциировалась с шумом и веселыми танцами цыган.
Конкуренция между танцевальными коллективами цыган была настолько высока, что это дало повод для развития профессионализма танцев и пения. Кроме традиционных танцев и песен, цыгане вносили в свои выступления авторские произведения, очень часто подстраиваясь под определенный повод или ситуацию. При этом мотивы или манера пения оставалась такой, какая присуща только этому необыкновенному народу.
расскажите про танец цыганочка. где и когда он произошел. (срочно)
История возникновения танца (цыганочка с выходом)
История цыганского народа всегда вызывала интерес и споры. Долгое время считали, что свое происхождение цыгане ведут из Египта. Но в 1855 году была доказана другая версия. Согласно ей, родиною кочевого народа является Индия. Предки цыган входили в касту «дом», занимающую в кастовой системе самое низкое положение. Члены «дома» – бродячие музыканты и певцы – имели неприкасаемый статус. В 5 веке, в связи с междоусобицами индийских княжеств, цыгане вышли из Индии на запад, зарабатывая на жизнь танцевально-певческим искусством. По пути обычаи выходцев из Индии пополнялись традициями оседлых народов. Например, искусство гадания цыгане позаимствовали в Греции, язык обогатился персидскими и армянскими словами. Нужда часто заставляла кочевой народ попрошайничать, зарабатывать гаданием, нередко и воровать.
Танцевальное искусство обогатилось культурными традициями народностей, где подолгу проживали цыгане. Так, испанские цыгане внесли свой вклад в культуру фламенко, венгерские цыгане создали неповторимый по красоте и темпераменту танец цыганская венгерка. Российские цыгане унаследовали традиции венгерских сородичей и на основе угорских мелодий и танцевальных движений придумали одновременно и проникновенный и темпераментный танец «Цыганочка с выходом».
«Цыганочка с выходом» получила распространение в России в 19 веке. Считается, что мелодию, многими принимаемую за народную, сочинил дирижер цыганского хора Иван Васильев, предок известного в Советском Союзе исполнителя цыганских романсов Николая Васильева. Мелодия понравилась людям, тем что имела множеством вариаций, переходов от медленных до быстрых частей. Цыганочка завоевала популярность по всей России не только среди представителей романской группы, но и у других народностей. Сейчас трудно представить праздник или корпоратив, на котором бы не исполнялась веселая и задорная «Цыганочка с выходом».
Энциклопедия танца: Цыганочка с выходом
Наблюдая за темпераментным и зажигательным цыганским танцем, трудно остаться равнодушным. Ноги сами просятся в пляс, а руки двигаются в ритме музыки
Цыганские традиции глубоко проникли в культуры других народов. Ведь цыгане – это кочевники, расселившиеся по всему миру. Свои уникальные танцы и песни ромалы обогатили искусством тех стран, в которых они проживали, создав самобытный и своеобразный культурный пласт.
История возникновения танца (цыганочка с выходом)
История цыганского народа всегда вызывала интерес и споры. Долгое время считали, что свое происхождение цыгане ведут из Египта. Но в 1855 году была доказана другая версия. Согласно ей, родиною кочевого народа является Индия. Предки цыган входили в касту «дом», занимающую в кастовой системе самое низкое положение. Члены «дома» – бродячие музыканты и певцы – имели неприкасаемый статус. В 5 веке, в связи с междоусобицами индийских княжеств, цыгане вышли из Индии на запад, зарабатывая на жизнь танцевально-певческим искусством. По пути обычаи выходцев из Индии пополнялись традициями оседлых народов. Например, искусство гадания цыгане позаимствовали в Греции, язык обогатился персидскими и армянскими словами. Нужда часто заставляла кочевой народ попрошайничать, зарабатывать гаданием, нередко и воровать.
Танцевальное искусство обогатилось культурными традициями народностей, где подолгу проживали цыгане. Так, испанские цыгане внесли свой вклад в культуру фламенко, венгерские цыгане создали неповторимый по красоте и темпераменту танец цыганская венгерка. Российские цыгане унаследовали традиции венгерских сородичей и на основе угорских мелодий и танцевальных движений придумали одновременно и проникновенный и темпераментный танец «Цыганочка с выходом».
«Цыганочка с выходом» получила распространение в России в 19 веке. Считается, что мелодию, многими принимаемую за народную, сочинил дирижер цыганского хора Иван Васильев, предок известного в Советском Союзе исполнителя цыганских романсов Николая Васильева. Мелодия понравилась людям, тем что имела множеством вариаций, переходов от медленных до быстрых частей. Цыганочка завоевала популярность по всей России не только среди представителей романской группы, но и у других народностей. Сейчас трудно представить праздник или корпоратив, на котором бы не исполнялась веселая и задорная «Цыганочка с выходом».
Что такое цыганочка с выходом?
Музыкальный размер танца 2/4. Фигуры обычно рассчитаны на 8-16 тактов. Мужская партия включает в себя многочисленные хлопушки, выстукивания, присядки, чечетку. Женская партия основана на изящных, грациозных движениях руками, плечами, вращениях корпусом, головы.
Виды танца
Виды «Цыганочки с выходом» отличаются по манере исполнения. Различают таборный, уличный, сценический и салонный цыганский танец.
Таборный танец выделяется бессистемностью и разнообразием. Ромалы стараются поразить соплеменников своим мастерством, выдумывая все новые и новые движения и комбинации.
Сценический танец исполняется профессиональными танцорами, рассчитан на зрителей, а значит, подчиняется законам сцены. Он должен быть зрелищным, учитывающим расстояние от сцены до зрителя.
Салонный танец – это разновидность сценического, но рассчитан на меньшее пространство. Может исполняться в ресторанах, кафе, дома у клиента.
Уличный танец максимально учитывает настроения зрителей, обстановку, доступное для танца пространство. Этот вид цыганочки построен на импровизации.
«Цыганочка с выходом» покорила сердца не только цыган. Представители других национальностей с удовольствием осваивают движения романских танцев, внося в них свою интерпретацию. Из-за огромной популярности культура ромов обогащается, но теряет свою индивидуальность. В каждом регионе существуют свои варианты чувственных, экспрессивных цыганских танцев.
Особенности танца
Особенностью «Цыганочки» является присутствие композиции. Даже уличный, таборный вариант предполагает сюжетную основу, которая делает танец мини-спектаклем. Характерными движениями, присущими только цыганочке, являются игра с многочисленными широкими и пышными юбками, плечевая дрожь, щелчки пальцами, звон монисто. Типичною особенностью цыганского танца является его сольность. Партнер и партнерша по очереди показывают свое мастерство, парный или коллективный танец цыганам не свойственен. Мужская партия насыщена выстукиваниями каблуками, ударами ладоней по подошвам, голеням, бедру. Женская партия более мягкая, пластичная.
Цыганочка танец какой страны
Цыганский танец – история возникновения.
Думаю, нет такого педагога, который ни разу не ставил в своем коллективе цыганский танец. В цыганском танце запечатлелась и яркая красота Испании, и зажигательность Южной Индии, а о том, какую огромную популярность он обрёл в России, даже не приходится говорить!
Несмотря на свою видимую спонтанность и неуправляемость, жанр цыганского танца имеет свои каноны. Его сразу можно узнать по характерному нарастанию накала, темпа: медленный в самом начале, он кипит, развивается, скачет, к своему завершению достигая настоящего экстаза страсти. В цыганском танце переплетаются мотивы самых разных культур: цыганская чечётка происходит от индийского классического танца, а страстный горячий напор — от испанского фламенко. Поэтому цыганский танец — воплощение идеи единства в многообразии: таборный танец, салонная венгерка, сценический эстрадный танец — все эти направления имеют не так много общего друг с другом, но все они могут по праву называться цыганским танцем.
Долгое время считалось, что родиной цыган является Египет, пока в 1855 году немецкий академик Август Фридрих Потт не доказал их индийское происхождение. Он нашёл прямых предков современных цыган, которые сейчас разбрелись по всему миру, в Древней Индии. В то время существовала каста, называемая «дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Эти предки современных цыган занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Интересно то, что эта каста не исчезла, и сейчас в Индии тоже есть «домы».
Первый исход цыган из Индии начался в 5 веке и был связан с начавшимися междоусобными войнами между мелкими княжествами. В этот нестабильный период спрос на цыганское искусство резко упал, голод и обнищание заставили бродячих артистов искать счастье в других землях.
В дальнейшем исход цыган из Индии происходил по разным причинам и длился почти тысячу лет. Поиск случайного заработка не давал им засиживаться на месте. Цыгане двигались на запад, постепенно перенимая обычаи различных оседлых народов. Цыганские традиции, привычки, язык, фольклор переплетались и вбирали в себя слои культуры других народов.
Средневековая Греция, наполненная суевериями, научила цыган приёмам гадания и колдовства, которыми они пользуются, по сей день. В цыганский язык вошли персидские, греческие слова, которые на первый взгляд кажутся исконно цыганскими. Например, из греческого в цыганский язык вошли слова «пэтало» — подкова, «дром» — дорога и т.д.. Чем больше цыгане соприкасались с тем или иным народом и жили на его территории, тем больший отпечаток накладывало это общение.
Разумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял на обычаи и культуру цыган. Всю жизнь, перемещаясь с места на место (зачастую из-за дискриминации со стороны властей и конфликтов с местным населением), цыгане не могли иметь стабильного постоянного заработка. Приходилось заниматься самым разным промыслом, в том числе и незаконным. Неудачи в других профессиях, нищета и невезение нередко толкали цыган на воровство.
Доведённые нуждой до отчаяния, цыганки занимались попрошайничеством, учили этому и детей. Во многих случаях попрошайничество и гадание становилось основной профессией цыганок. Конокрадство вообще не считалось преступлением – наоборот, в нём видели проявление удали, молодечества, даже геройства, а не умение воровать презиралось. Разумеется, из-за этого их не любили ещё больше, и место жительства приходилось менять постоянно.
Помимо добывания хлеба насущного у цыган всегда находились и другие занятия, своего рода отдушина, которая нередко также становилась профессией. Мы говорим о цыганском пении и танце, ведь не зря предками цыган были певцы и музыканты.
Музыкальная одарённость этой нации удивительна. Талант к пению и пляске цыгане как будто впитывают с молоком матери. Цыганский малыш ещё едва ползает, а уже поводит плечиками и подпевает взрослым.
История танца русских цыган.
Цыганское искусство танца и пения в России было явлением «для внутреннего употребления» вплоть до конца 18 века. Цыгане пели и танцевали в таборе или в собственных домах, на своих семейных праздниках, пока романтикой цыганской жизни не увлеклась русская аристократия.
Поездки А.С. Пушкина к цыганам и родившаяся в результате поэма «Цыганы» положили начало той моде, которая сделала цыганское искусство столь популярным. Именитые дворяне стали приглашать цыган, чтобы послушать их пение и посмотреть огневые пляски.
Родилась идея создания так называемых цыганских хоров, покровителями которых выступали известные и богатые люди. Даже пестрый женский костюм был придуман графом А.Г. Орловым-Чесменским для его цыганского хора. Цыгане стали выступать в крупных столичных ресторанах. Без атмосферы беззаботного веселья, которую создавали цыгане, стал невозможен любой праздник. Именно с той поры и по сей день широкое, бесшабашное русское гулянье напрямую ассоциируется с цыганами.
Спрос на цыганское искусство быстро рос, а соответственно, росла и конкуренция. Цыганским артистам приходилось постоянно повышать своё исполнительское мастерство, осваивать новые сценические приёмы, искать свежие формы. Так формировалось профессиональное цыганское искусство. Цыгане-артисты, выступавшие перед широкой публикой, помимо традиционного фольклора, стали включать в свой репертуар авторские городские песни, которые они исполняли в своей манере. Танец тоже претерпел определённые изменения.
Мужской цыганский танец во многом усложнился под влиянием чечётки, которая была очень популярна в дореволюционной России. Первым танцором, который соединил традиционные цыганские дробные проходки с приёмами чечётки, был Николай Чубаров. Он хлопал себя по груди, голенищам и подошвам сапог, придавая танцу взрывной и динамичный характер. Эта новая манера оказалась настолько привлекательна для зрителя, что после Чубарова уже все стали танцевать подобным образом.
В начале 20 века стала меняться и женская пляска. Считается, что новатором в этой области стала Мария Артамонова, известная цыганская певица и плясунья, которая брала уроки хореографии у профессиональной балерины. Благодаря влиянию классического танца Артамоновой появилась широта и пластика движений, яркая постановка рук и корпуса, свободные и уверенные жесты. Созданный ею романтичный стиль женской пляски прижился и стал развиваться дальше благодаря таким прекрасным исполнительницам, как например, Ляля Чёрная.
Цыганский танец – это целый мир, который имеет свою историю, свой язык, свои особенности. Мир, которому мы не перестаем удивляться до сих пор!
С уважением, Наталья Довбыш