За что черт поклялся мстить кузнецу ночь
За что черт ненавидел кузнеца Вакулу?
Из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Действительно, в знаменитом произведении русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», черт не любил, ненавидел и даже поклялся мстить кузнецу Вакуле всеми средствами, из-за того, что тот изобразил на своей картине изгнание самого черта из ада.
Кузнец Вакула «намалевал» картину, которая очень не нравилась черту. На картине был изображен святой Петр в день страшного суда, прогоняющий из ада злого духа. А черт в испуге метался из стороны в сторону, предвидя гибель. Грешники же били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попадя.
Как не мешал черт Вакуле (толкал под руку, посыпал картину золой), картина была закончена и помещена в церковь. За что черт поклялся мстить ненавистному кузнецу, потому и украл месяц в рождественскую ночь, чтобы не состоялось свидание Вакулы и красавицы Оксаны.
Как ни странно, но добиваться расположения Оксаны Вакуле больше всех одновременно и мешает, и помогает никто иной, как чёрт. Причём помогать доставать царские черевички для своей капризной красавицы Вакула заставил его силой и хитростью, а мешал он по собственной воле. Ведь дело было в том, что у этого чёрта вырос огромнейший зуб на влюблённого кузнеца, живописца и богомаза. Он никак не мог простить Вакуле карикатуры на свою особу, которую тот написал на стенах местной церкви, и поэтому старался подгадить ему при всяком удобном случае. В описываемую ночь чёрт даже украл с неба месяц, чтобы отец Оксаны, казак Чуб, не пошёл в гости и остался дома, и чтобы Вакула, таким образом, не смог встретиться со своей возлюбленной. Чёрт знал, что Вакула с Чубом были в натянутых отношениях. А об этом позаботилась уже мать Вакулы, Солоха. Она, со своей стороны, тоже мешала сыну, так как сама хотела выйти замуж за богатого вдовца Чуба и прибрать к рукам его хозяйство раньше, чем это сделает Вакула, женившись на Оксане. Что касается царицы, пожаловашей мужику пару своих туфель, то, кто его знает, не тот ли же чёрт (сидевший в этот момент у него в кармане) навеял ей этот милостивый жест.)
Скачать можете здесь, а посмотреть можете здесь. Все в хорошем качестве и без смс, и регистрации. Так же кроме этого мультика огромный выбор и других разных. И отечественных и иностранных. Удачного просмотра или скачивания!
Есть такое абсолютно реальное село Диканька.
Я лично знаком с одним хорошим человеком из этого легендарного населенного пункта.
Спасибо великому славянскому писателю за фантастическое жизнеописание и здоровый юмор. И персонажи колоритные, прям что не имя то поступок. И так ладно проецируется на современность.
Центральным персонажем, иначе говоря главным героем, повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» является кузнец Вакула. Дадим краткую характеристику образа этого героя.
Вакула деревенский кузнец и славится своей работой. Когда прошел слух о его смерти, Голова прежде всего начинает жалеть о том, какого мастера потерял хутор. Значит его работу ценят и уважают.
Кроме того, Вакула хорошо рисует, малюет. Он расписывает церковь и особенно ему удается образ черта, который он нарисовал после своего путешествия в Петербург. Черт получился у него таким омерзительным, что все плевались проходя мимо. Работы Вакулы оценил даже архиерей.
Вакула очень сильный человек, ему ничего не стоит поднять два тяжелых мешка с крупными мужчинами.
Вакула очень набожен, но в трудную минуту обращается не к молитве, а к черту.
Вакула способен на сильные чувства, он верно любит Оксану и готов ради нее на любые безумства. Он очень храбр, не боится искать черта у Пацюка, не боится подчинить черта крестом, не боится идти к царице.
Вакула иногда импульсивен, готов на опрометчивые поступки.
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»: характеристики героев
Характеристики героев
Вакула
Сначала кузнец хочет утопиться, но потом решает спросить совета у Пацюка, который всё знает. Тот ему предлагает обратиться к самому чёрту, тем более, что он его в мешке носит. Оказалось, что Вакула, взяв из дома мешок, как ему казалось, с мусором, носил чёрта, который заходил к его матери ведьме Солохе, да в нём и спрятался. Кузнец быстро осёдлывает чёрта, который отвозит его в Петербург, где он выпрашивает у императрицы черевики.
Тем временем, Оксана понимает, что вела с Вакулой себя плохо, что он может её бросить или даже наложить на себя руки. Всю ночь она мучается, а к утру понимает, что безумно влюбилась в него. На следующий день, по возвращению того из Петербурга, они встречаются, и он дарит ей черевики, но она уже готова выйти за него замуж без всяких условий. Её отец Чуб также даёт согласие на брак.
Через несколько лет Вакула строит новый красивый дом, а Оксана уже нянчит их ребёнка.
Оксана
Прочитав повесть «Ночь перед рождеством» со многими сказочными событиями и смешными приключениями, хотелось бы выделить из главных героев произведения красивую девушку по имени Оксана. Эта капризная, ветреная и беззаботная девушка была дочерью знатного казака Чуба. Ей 16. Она очень нарядно одевалась в дорогие одежды, знала, что о ней говорят молодые парни и подружки из ее села и была очень важной зазнайкой. Больше всего она любила любоваться собой в зеркале, меняя свои наряды. К ней сватались, но никто не мог добиться её любви. Один кузнец Вакула, над которым она постоянно смеялась, ждал, что она все же обратит на него внимание и полюбит. Девушка очень часто смотрелась в отражение зеркала с большим чувством самодовольствия. Однажды эта девушка перед самым рождеством отправляет кузнеца Вакулу к самой царице, чтобы тот исполнил ее очередной каприз и привез ей черевички, которые носит сама императрица.
Чуть позже в повествовании мы видим, что Оксана может испытывать искреннее чувство любви и сострадания. Девушка с большой радостью встречает кузнеца, когда он вернулся с черевичками, и дает согласие выйти за него замуж. В ней уживаются такие разные чувства и качества характера, как самолюбование, печаль, заносчивость и смущение. Можно сделать вывод, что Оксана может быть не только избалованной красавицей, у которой одни наряды на уме, но и человеком, способным на самые искренние человеческие чувства.
Солоха
Черт очень мстительный, и как только появляется такая возможность это сделать, он сразу же радуется и начинает действовать. Он очень хочет отомстить кузнецу Вакуле, который нарисовал картину, не понравившуюся черту. В этом произведении чёрт является ярким представителем нечистой силы, то есть злым духом. Писатель пользуется в описании народными легендами, в которых бесы могут перевоплощаться (имеют рога, хвост, покрыты шерстью, с копытами и т.д.), насылать ураганы и метель. Это мы и видим и на страницах повести, где повествуется о черте. Автором объясняются все поступки черта, он наделил его каким то особым обаянием, так что читая произведение, он уже не вызывает ни у кого ни страха, ни чувства отвращения. Ну, и как любой трус, негодяй, враг рода человеческого, он, естественно, в итоге все же будет побежден добрым и положительным героем кузнецом Вакулой.
О бессмертном произведении писателя Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством», которое вот уже многие десятки лет с неиссякаемым интересом изучается и читается, написано очень много отзывов. Среди них был и от Пушкина А.С., в котором великий русский поэт сказал, что давно так радостно и искренне не смеялся.
Это великое произведение, как и многие другие рассказы и повести Гоголя, было наполнено разными событиями, связанными с мистикой, происходивших в жизни украинских деревень в 18 веке.
Читая главу за главой, мы видим, что казак Чуб на самом деле трусливый и ничтожный человек. Такие как он, ненавистны всем жителям деревни, так как они их притесняют во всем. Их моральные качества совсем не такие хорошие, какими должны быть у действительно уважаемых казаков села.
Пацюк
Во время изучения школе повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством», мы лишний раз убедились в таланте этого великого писателя. Во многих его произведениях чувствуется вера самого писателя в добро, справедливость и, конечно же, в Бога. Там где такая вера существует, все представители нечистой силы, представленные в повести, терпят поражение. В этом мы убеждаемся, прочитав произведение.
Н. В. Гоголь обладал очень удивительным свойством писателя, он мог сочетать вымышленное и сказочное с реальностью. Перед читателями возникает совершенно особый мир, где есть свои правила, законы и народные украинские традиции. По одной из них в ночь перед рождеством девушки и парни ходят колядовать, это гуляние проводится с песнями-колядками, пожеланиями хозяевам, в чьи хаты заходит молодежь, богатства и здоровья. В этот вечер почитаемые и уважаемые зажиточные казаки тоже ходят в гости, проведывая друг друга. И в этом вполне реальном мире органично появляется другой мир, сказочный. Они гармонично слиты в единое целое. И вот уже нам кажется, что совсем нет ничего особенного в том, что казак по имени Пацюк поедает галушки, просто наклонившись над тарелкой. Он даже пальцем не шевельнул, чтобы взять в руки ложку. В этом образе Гоголь высмеивает такие пороки, как праздность и человеческая лень. Для более яркого создания образов, в том числе и запорожского казака Пацюка, писатель пользуется природными зарисовками. Этот зачарованный мир, о котором пишет автор, полон оживших явлений природы. Но сами образы не обладают мистикой, они не страшны читателю, а вызывают лишь улыбку. В некоторых эпизодах повести мы просто от души смеемся над ними и их пороками.
Кум Чуба, с которым они пошли к дьяку. Он был высокий, с бородой. По дороге к дьяку они заблудились и расстались, после чего он пошёл в шинку, а когда выходил оттуда, то наткнулся на мешок с Чубом и Дьяком, который он отнёс с Шапуваленко домой, думая, что там наколядованные продукты.
Голова
Один из персонажей повести, дюжий человек, приехавший из архиерейской певческой, родич дьяка. Был одним из тех, кого Солоха посадила в мешок. После долгого сидения и скитания, его, наконец, выпустили в доме у Чуба.
Екатерина
Царица, к которой пробился кузнец Вакула с запорожцами. Он попросил у неё башмаки черевички для Оксаны, и она ему их подарила.
Потемкин
Эпизодический персонаж, встретил Вакулу с запорожцами во дворце, в Петербурге и присутствовал при их встрече с царицей Екатериной.
Кумова жена
Эпизодический персонаж, лентяйка, которая забросила хозяйство в доме, а была любительница проводить время с кумовьями за бестолковыми занятиями.
Остап Шапуваленко
Эпизодический персонаж, ткач, помог куму донести мешки с Чубом и Дьяком до его дома.
Ткачиха
Эпизодический персонаж, спорила с Переперчихой, утверждая, что кузнец Вакула утонул.
Переперчиха
Свербыгуз, Касьян
Эпизодический персонаж, казак, похаживал иногда к Солохе.
Архиерей
Эпизодический персонаж, преосвященный, проезжал мимо Диканьки, и ему очень понравилась хата кузнеца Вакулы.
Ночь перед Рождеством (1982), стр. 3
Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.
В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том всё село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех. Но какая же была причина решиться черту на такое беззаконное дело? А вот какая: он знал, что богатый козак Чуб приглашен дьяком на кутью, где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка в синем сюртуке, бравший самого низкого баса; козак Свербыгуз и еще кое-кто; где, кроме кутьи, будет варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного. А между тем его дочка, красавица на всем селе, останется дома, а к дочке, наверное, придет кузнец, силач и детина хоть куда, который черту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Сам еще тогда здравствовавший сотник Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на церковной стене в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на всё, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу.
Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг. Еще при месячной ночи варенуха и водка, настоянная на шафран, могла бы заманить Чуба. Но в такую темноту вряд ли бы удалось кому стащить его с печки и вызвать из хаты. А кузнец, который был издавна не в ладах с ним, при нем ни за что не отважится идти к дочке, несмотря на свою силу.
Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Всё, что ни живет в нем, всё силится перенимать и передразнивать один другого. Прежде, бывало, в Миргороде один судья да городничий хаживали зимою в крытых сукном тулупах, а всё мелкое чиновничество носило просто нагольные. Теперь же и заседатель, и подкоморий отсмалили себе новые шубы из решетиловских смушек с суконною покрышкою. Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин. Пономарь сделал себе нанковые на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса. Словом, всё лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними.
– Так ты, кум, еще не был у дьяка в новой хате? – говорил козак Чуб, выходя из дверей своей избы, сухощавому, высокому, в коротком тулупе мужику с обросшею бородою, показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы. – Там теперь будет добрая попойка! – продолжал Чуб, осклабив при этом свое лицо. – Как бы только нам не опоздать.
При сем Чуб поправил свой пояс, перехватывавший плотно его тулуп, нахлобучил крепче свою шапку, стиснул в руке кнут – страх и грозу докучливых собак, но, взглянув вверх, остановился…
– Что за дьявол! Смотри! смотри, Панас.
– Что? – произнес кум и поднял свою голову также вверх.
– Как что? Месяца нет!
– Что за пропасть? В самом деле нет месяца.
– То-то, что нет, – выговорил Чуб с некоторою досадою на неизменное равнодушие кума. – Тебе небось и нужды нет.
– Надобно же было, – продолжал Чуб, утирая рукавом усы, – какому-то дьяволу, чтобы ему не довелось, собаке, поутру рюмки водки выпить, вмешаться^. Право, как будто на смех… Нарочно, сидевши в хате, глядел в окно: ночь – чудо! Светло, снег блещет при месяце. Всё было видно, как днем. Не успел выйти за дверь – и вот, хоть глаз выколи!
Чуб долго еще ворчал и бранился, а между тем в то же время раздумывал, на что бы решиться. Ему до смерти хотелось покалякать о всяком вздоре у дьяка, где, без всякого сомнения, сидел уже и голова, и приезжий бас, и дегтярь Микита, ездивший через каждые две недели в Полтаву на торги и отпускавший такие шутки, что все миряне брались за животы со смеху. Уже видел Чуб мысленно стоявшую на столе варенуху. Всё это было заманчиво, правда; но темнота ночи напомнила ему о той лени, которая так мила всем козакам. Как бы хорошо теперь лежать, поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку и слушать сквозь упоительную дремоту колядки и песни веселых парубков и девушек, толпящихся кучами под окнами. Он бы, без всякого сомнения, решился на последнее, если бы был один, но теперь обоим не так скучно и страшно идти темною ночью, да и не хотелось-таки показаться перед другими ленивым или трусливым. Окончивши побранки, обратился он снова к куму:
– Так нет, кум, месяца?
– Чудно, право! А дай понюхать табаку. У тебя, кум, славный табак! Где ты берешь его?
– Кой черт, славный! – отвечал кум, закрывая березовую тавлинку, исколотую узорами. – Старая курица не чихнет!
– Я помню, – продолжал всё так же Чуб, – мне покойный шинкарь Зозуля раз привез табаку из Нежина. Эх, табак был! Добрый табак был! Так что же, кум, как нам быть? Ведь темно на дворе.
– Так, пожалуй, останемся дома, – произнес кум, ухватясь за ручку двери.
Если бы кум не сказал этого, то Чуб, верно бы, решился остаться, но теперь его как будто что-то дергало идти наперекор.
– Нет, кум, пойдем! нельзя, нужно идти!
Сказавши это, он уже и досадовал на себя, что сказал. Ему было очень неприятно тащиться в такую ночь; но его утешало то, что он и сам нарочно этого захотел и сделал-таки не так, как ему советовали.
Кум, не выразив на лице своем ни малейшего движения досады, как человек, которому решительно всё равно, сидеть ли дома или тащиться из дому, обсмотрелся, почесал палочкой батога свои плечи, и два кума отправились в дорогу.
Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка. Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала всё, что про нее говорили, и была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства, несмотря на то, что и с ним поступаемо было ничуть не лучше, как с другими.
За что черт поклялся мстить кузнецу ночь
Повесть Гоголя «Ночь перед рождеством», входящая в цикл ранних его повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки», – произведение программное для писателя: в нем обозначены многие темы, идеи, образы, характеры, судьбы, герои, которые будут сопровождать великого художника на всем его сложном пути. В повести этой создан замечательный эпически масштабный образ простого человека – кузнеца Вакулы, перед энергией которого, умом и трудолюбием отступают злые козни, злые силы, людские пороки и происки чертей.
Кузнец Вакула – единственный в своем роде гоголевский характер, в котором запечатлены мечты писателя о сильной и гармонической натуре, созданной для свободного, радостного, полезного труда. Обычно говорится, что Гоголь не писал образов положительных, что, в совершенстве раскрывая души мертвые, он заставлял ненавидеть их, отвергал и тем самым утверждал идеалы добра, воспевал честность и добродетель.
Все это так, но прежде чем Гоголь осознал назначение своей музы и, по его собственному выражению, «припряг подлеца», чтобы выставить его на всенародное осмеяние, он заострил свое перо на характерах благородных.
Не создав образа мечтателя о всеобщей справедливости, милого юноши Ганца Кюхельгартена, в первой своей стихотворной поэме, не написав жизнеутверждающего характера кузнеца Вакулы, не воспев мужественного народного богатыря Тараса Бульбу, Гоголь, может быть, не смог бы так полно осознать и свою подвижническую задачу – обличение мертвых душ тогдашней России во имя будущей ее изумительной жизни.
И хотя схематичным было бы разделение, у классиков особенно, на героев положительных и персонажей обличаемых – хотя у Гоголя и те и другие постоянно встречаются, соседствуют на страницах одних и тех же произведений, – все-таки важно и должно обозначить ведущее направление данной повести, пьесы, данного конкретного этапа творчества. А ведущей интонацией первых прозаических творений Гоголя была все же интонация оптимистическая, светлая, жизнелюбивая.
Создавая сильные и цельные характеры, Гоголь как бы искал ту архимедову точку опоры, утвердившись на которой можно перевернуть мир. В дальнейшем он попытается перевернуть несправедливый мир сокрушительным огнем сатиры, но для этого художнику надо будет знать, что за ним стоят такие герои, как кузнец Вакула, несгибаемые защитники родной земли Тарас Бульба и его сын Остап.
Кузнец Вакула занимает особое место и среди немногочисленных положительных образов гоголевского творчества. Если Тарас и Остап раскрывались как замечательные натуры на поле брани, то характер Вакулы раскрывается вне битв и народных потрясений, когда выявиться мужеству и благородству души сложнее.
С первых же страниц повести Гоголь обращает внимание читателей на замечательное свойство Вакулы – кузнец постоянно занят делом, к нему отовсюду стекаются люди с бесчисленными просьбами: тому починить бричку, тому сделать сундук, тому расписать узорами новую посуду, – вся Диканька пользовалась мисками, раскрашенными Вакулой. Если кузнец кому-нибудь хочет напомнить о себе, то говорит только о сделанной работе. В Петербурге встречается Вакула с запорожцами, приехавшими по общинным своим делам. Сначала они не узнают бедного просителя, но Вакула напоминает: «Это я, Вакула, кузнец! Когда проезжали осенью через Диканьку… новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки…»
Даже любимой, Оксане, кузнец рассказывает о своем деле: он готовит ей роскошный подарок – окованный железом ларец, расписанный пылающими красными и синими цветами. Жар своей души передает Вакула, рассказывая о «жарком» сиянии рисунков для Оксаны; он думает, что покорить девушку можно скорее всего трудолюбием, верностью своему делу, надежностью своих крепких рук. Однако капризная Оксана не ценит скромности влюбленного, ей подавай необычные, богатые подарки, к примеру туфли, «которые носит сама царица». Но не понятый Оксаной Вакула не изменяет себе – только на свои силы, на свой труд рассчитывает этот мужественный и честный герой Гоголя.
Любопытно, что даже в самые дурные минуты, когда Оксана так и не отвечает на его пылкую любовь, Вакула не предается бесцельной печали, как иные романтические герои, не посылает неумолимой красавице жестокие упреки. Кузнец Вакула, расстроившись после очередного неудачного свидания с Оксаной, «рассеянно оглядывал углы своей хаты…» и «наконец остановил глаза на мешках: „Зачем тут лежат эти мешки? их давно бы пора убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!“
Примечательная деталь: глаза и руки трудового человека постоянно ищут дела. «Через эту глупую любовь я одурел совсем» – так не скажут ни романтический пушкинский Алеко, ни демонические лермонтовские герои. Так может сказать только гоголевский Вакула, оседлавший даже самого черта, когда тот понадобился ему для дела. И черт, никуда и никому не нужный, пошел в дело, и его употребил кузнец на пользу. Повез-таки его на себе нечистый в Петербург, за туфельками для Оксаны.
Замечательна и всегдашняя тяга Вакулы к прекрасному, умение ценить и понимать творческий труд. Какие бы дорогие предметы ни увидел Вакула, он ценит вещи по вложенному в них труду. Вот и во дворец попал Вакула, но не царица, не придворные занимают диканьского кузнеца. Перед картинами прославленных мастеров как вкопанный остановился Вакула. Есть у него, жителя далекого хутора, врожденное чувство прекрасного, живое ощущение красоты, запечатленной рукою мастера. «Что за картина! что за чудная живопись! – рассуждал он, – вот, кажется, говорит! кажется, живая. а краски! боже ты мой, какие краски!» Внимание кузнеца привлекает здесь каждая мелочь, выполненная с душой, каждая деталь, близкая его профессии. «Сколь, однако ж, ни удивительны сии малевания (думал кузнец о картинах. – И. В.), но эта медная ручка, – продолжал он, подходя к двери и щупая замок, – еще большего достойна удивления. Эк какая чистая выделка. » И по лестнице не прошел он зевая. Не богатством дворцовым был ослеплен, но мастерством безвестных сотен и сотен Вакул и Иванов, создававших всю эту рукотворную красоту дворцовых покоев. «…Что за перила (думал кузнец. – И. В.)! какая работа!» «Работа» – вот главное, что составляет реальный смысл жизни гоголевского Вакулы, героя фантастической повести о том, как нечистая сила шлялась по земле в ночь перед рождеством.
Фантастический мир повести удивительно и органически переплетается с земными мыслями кузнеца Вакулы о работе, с его пылким удивлением перед людьми, умеющими создавать прекрасное. И честная работа Вакулы – сделанные им сундуки, телеги, колеса – оказывается в конце концов гораздо большим чудом, нежели все чудеса, какие может показать ведьма, да и сам черт. Их чудеса рассыпаются в прах вместе с голосом первого петуха, – чудеса, созданные трудом, оживают при свете дня, навсегда остаются достоянием благодарного человечества.
В «Ночи перед рождеством» по-гоголевски неназойливо и весело переплетаются явь и вымысел, вольная фантазия и достоверное описание быта. Это именно к книге, в которой помещена повесть «Ночь перед рождеством», – повесть, где наравне с людьми действуют черти и ведьмы, приложен, список не переведенных Гоголем с украинского слов. Как художник, он чувствовал, что никакие тождественные обозначения не помогут сохранить аромат родной Украины. Именно поэтому в предисловии перед «Вечерами…» стоит знаменитый гоголевский список, где значится: «Баштан – место, засеянное арбузами и дынями… Галушки – клецки… Горлица – танец. Гречаник – хлеб из гречневой муки… Дукат – род медали, носимой на шее женщинами… Курень – соломенный шалаш… Пивкопы – двадцать пять копеек…» Не станем перечислять далее все, что выписал заботливой рукой сам писатель, помогая будущим своим читателям понять смысл непереведенных слов и не потерять при этом ни крупицы их плотности, ни черточки их уникального именно на этом языке смысла.