За что дали нобелевскую премию солженицыну
Александру Солженицыну присуждена Нобелевская премия по литературе
Александр Солженицын
Александр Исаевич Солженицын вошел в историю российской и мировой литературы, публицистики и исторической мысли. Его произведения в «Круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо», «Бодался теленок с дубом», «200 лет вместе», «Один день Ивана Денисовича», статьи о русском языке и публицистика изданы многомиллионными тиражами в России и за рубежом.
Пройдя множество жизненных испытаний, с 1964 года Солженицын полностью посвятил себя литературному творчеству. В это время он работал сразу над четырьмя крупными произведениями: «Красное колесо», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», готовился к печати «В круге первом».
В 1964 году редколлегия журнала «Новый мир» выдвигает повесть «Один день Ивана Денисовича» на Ленинскую премию. Но премию Солженицын не получил – власти стремились стереть память о сталинском терроре. Последним произведением Солженицына, опубликованным в СССР, стал рассказ «Захар-Калита» (1966). В 1967 году Солженицын направил Съезду писателей СССР открытое письмо, в котором призвал покончить с цензурой.
8 октября 1970 года Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». После этого в СССР началась антисолженицынская кампания. В 1971 году были конфискованы рукописи писателя, а вскоре уничтожены все издания. Публикация в 1973 году в Париже «Архипелага ГУЛАГа» усилила гонения.
В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб СССР», Солженицын был лишен гражданства и депортирован в ФРГ.
Лишь 16 августа 1990 года указом президента СССР Солженицыну было возвращено гражданство, в сентябре «Комсомольская правда» опубликовала программную статью Солженицына «Как нам обустроить Россию». В том же году ему была присуждена Государственная премия РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1990-годы основные произведения Солженицына были изданы в России.
В 1994 году Александр Исаевич вместе с супругой Натальей Светловой вернулся в Россию и активно включился в общественную жизнь страны.
Александру Солженицыну присуждена Нобелевская премия по литературе
Александр Исаевич Солженицын вошел в историю российской и мировой литературы, публицистики и исторической мысли. Его произведения в «Круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо», «Бодался теленок с дубом», «200 лет вместе», «Один день Ивана Денисовича», статьи о русском языке и публицистика изданы многомиллионными тиражами в России и за рубежом.
Пройдя множество жизненных испытаний, с 1964 года Солженицын полностью посвятил себя литературному творчеству. В это время он работал сразу над четырьмя крупными произведениями: «Красное колесо», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», готовился к печати «В круге первом».
В 1964 году редколлегия журнала «Новый мир» выдвигает повесть «Один день Ивана Денисовича» на Ленинскую премию. Но премию Солженицын не получил – власти стремились стереть память о сталинском терроре. Последним произведением Солженицына, опубликованным в СССР, стал рассказ «Захар-Калита» (1966). В 1967 году Солженицын направил Съезду писателей СССР открытое письмо, в котором призвал покончить с цензурой.
8 октября 1970 года Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». После этого в СССР началась антисолженицынская кампания. В 1971 году были конфискованы рукописи писателя, а вскоре уничтожены все издания. Публикация в 1973 году в Париже «Архипелага ГУЛАГа» усилила гонения.
В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб СССР», Солженицын был лишен гражданства и депортирован в ФРГ.
Лишь 16 августа 1990 года указом президента СССР Солженицыну было возвращено гражданство, в сентябре «Комсомольская правда» опубликовала программную статью Солженицына «Как нам обустроить Россию». В том же году ему была присуждена Государственная премия РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1990-годы основные произведения Солженицына были изданы в России.
В 1994 году Александр Исаевич вместе с супругой Натальей Светловой вернулся в Россию и активно включился в общественную жизнь страны.
50 лет назад Солженицын получил Нобелевскую премию: за что любят и ненавидят автора «Архипелага ГУЛАГ»?
50 лет назад, 8 октября 1970 года, Шведская академия присудила Александру Солженицыну высшую награду в области литературы – Нобелевскую премию за «нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Вопреки распространенному мнению, престижная награда никак не связана с «Архипелагом ГУЛАГ». К тому моменту роман еще не был опубликован.
«Архипелаг ГУЛАГ», однако, позже станет одним из ключевых произведений Солженицына, соотечественники же считали его очень спорным. Вот и сама судьба автора была такой же спорной и противоречивой – кто-то восхищался талантом Солженицына и не сомневался в заслуженности награды, другие же считали его предателем родины и лгуном. Так или иначе Александр Солженицын был одним из немногих писателей, кто не боялся публично выражать свое недовольство положением дел в стране, а его творчество и по сей день считается великим, хоть и спорным наследием советской литературы.
Очень долгое время о великом литературном даре Солженицына мало кто знал – он жил обычной размеренной жизнью. Родился в Кисловодске, а детство и молодость провел в Ростове-на-Дону. Будущий писатель поступил в Ростовский университет по специальности «математика», прилежно учился. В университетское время Солженицын стал активно интересоваться прозой – в свободное время он писал очерки и рассказы и даже руководил студенческой газетой. Однако долгое время он не намеревался всерьез становиться писателем – чаще всего он писал в газету ради дополнительного заработка.
Но вот к концу учебы в жизни писателя многое изменилось – он подал документы на заочное обучение на искусствоведческом отделении в Москве и с математики перевелся на факультет русской литературы. А затем в тайне от родителей женился на ростовчанке Наталье Решетниковой. Писатель очень любил свою маму, но знал, что она не жалует невестку. Тогда Солженицын решил, что пора жить своей жизнью и самостоятельно принимать решения. Он был настолько одержим любовью, что даже не боялся испортить отношения с матерью – рассчитывал на понимание.
И вот юный выпускник ростовского вуза приезжает в Москву на сессию к самому началу Великой Отечественной войны. Он очень желает поступить на службу, но вместо этого его отправляют преподавать математику в сельской школе. Однако писатель не сдается и снова пробует пробиться на фронт в сентябре того же года.
Наверняка мир бы так и не узнал о таланте русского писателя, если бы на войне с ним не произошли трагичные события. Сначала военная карьера Солженицына шла в гору – начиная рядовым в гужевом батальоне, через некоторое время писатель получает звание лейтенанта, а позже становится командиром двух батарей звуковой разведки и получает орден Отечественной войны II степени.
Через некоторое время Солженицын повстречал на фронте своего давнего друга Николая Виткевича и вступил с ним в переписку. Товарищи не стеснялись в своих письмах критиковать сложившийся в стране режим и деятельность Сталина. Им казалось, что если они не разглашают военную тайну, то цензуры можно не бояться. Однако однажды переписка попала не в те руки: оказалось, что помимо критики товарищи даже составили «Резолюцию №1» – в ней они писали о послевоенном терроре и призывали сопротивляться режиму. С этими записями писателя и арестовали, обвинив в антисоветской пропаганде и контрреволюционной деятельности. Его доставили на Лубянку и несколько месяцев допрашивали.
Фото: Зинин Владимир/ТАСС
Писатель вину признал и был даже рад отправиться в исправительно-трудовой лагерь – он считал, что это как минимум лучше расстрела, как максимум – он там помудреет и много чего узнает. Так и случилось: после восьми лет тяжелых испытаний в сталинских лагерях Солженицын оставляет воспоминания о них на бумаге, в произведениях «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ».
Примечательно, что и в лагерях писатель не унывал, он участвовал в кружках самодеятельности, много наблюдал и записывал. Он даже признался, что раньше ему было сложно находить идеи для своих произведений, но вот после лагеря все изменилось.
Еще некоторое время Солженицын скитался по стране, отбывая наказание, но никогда не забрасывал свою литературную деятельность. А когда умер Сталин, писателя назначили работать учителем. Самым продуктивным временем в творчестве автора стала «хрущевская оттепель» – писатель наконец получил свободу творчества и даже смог издать несколько своих произведений. Как только свет увидел произведение «Один день Ивана Денисовича», Солженицын тут же стал мировой знаменитостью. Рассказ опубликовали в журнале «Новый мир» в 1962 году, и он тут же произвел фурор. Работу даже перевели на несколько языков, а самого автора приняли в Союз советских писателей.
Но Солженицыну не удалось закрепиться в статусе народного автора – после смены верхушки власти в 70-ые годы писателя снова стали притеснять. Сначала его кандидатуру отвергли при выдвижении на Ленинскую премию, а затем и вовсе изъяли рукопись романа «В круге первом». Напряжение нарастало – партия стала запрещать писателю устраивать литературные вечера, затем не допустила до печати роман «Раковый корпус», а затем его выгнали из Союза писателей.
Вот тут уже мировая известность автора сыграла с ним злую шутку. Его рукописи оказались за рубежом и были изданы без согласия автора, что только ухудшило его положение на родине. К тому же, одновременно с этим стало известно о присуждении Солженицыну Нобелевской премии в Стокгольме. Лауреат желал лично получить награду, но этому помешало советское правительство. В СССР решение ученого комитета посчитали «политически враждебным». Через четыре года Солженицына депортировали из Советского Союза, только тогда он смог получить свою награду.
Мировое признание гения Солженицына лишь раззадорило советскую власть – на родине писателя были изъяты и уничтожены все его рукописи и произведения. Находясь уже за границей, Солженицын дал наконец согласие на публикацию сохранившихся произведений, остальное он восстанавливал по памяти. Долгое время писатель скитался со своей семьей по миру, в Америке он закончил работу над третьим томом «Архипелага ГУЛАГ». Только в 1990 году Солженицыну вернули гражданство. Тогда же ему присудили Государственную премию за «Архипелаг ГУЛАГ». А затем были изданы все основные произведения Солженицына в России. Сам автор вернулся на родину лишь в 1994 году.
В отношении к «Архипелагу ГУЛАГ» нет единого мнения. Считается, что это первое и главное произведение, которое открыто рассказало миру о жестокости сталинского режима. Книга даже считается документальной, хотя сам автор называл его сугубо художественным произведением. Противники Солженицына настаивают нам том, что он предатель родины, раз посмел так откровенно критиковать власть. Более того, он не мог быть свидетелем всех событий, которые описываются в книге.
А вот сторонники автора подчеркивают не только его талант обращения со словами, но и правдивость и честность книги. Многие сограждане стали жертвами репрессий, а книга с истинной стороны раскрывает события тех тяжелых лет. Автор не побоялся открыть миру правду о реальной жизни простых советских граждан.
В истории русской литературы Александр Исаевич стал четвертым писателем, кто удостоился такой награды. В 1933 году премию получил Бунин, в 1958 – Пастернак, в 1965 – Шолохов. После Солженицына Нобелевскую премию в 1987 году получил Иосиф Бродский.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
The Guardian (Великобритания): согласно архивным материалам Шведской академии, ее члены опасались за безопасность Александра Солженицына
Рассекреченные документы Шведской академии свидетельствуют о горячих спорах по поводу присуждения Солженицыну премии по литературе в 1970 году, то есть за четыре года до его отъезда из Советского Союза
Недавно рассекреченные архивы Шведской академии свидетельствуют о том, насколько глубоким было беспокойство судей Нобелевского комитета по поводу последствий, которые ожидали Александра Солженицына в случае присуждения ему Нобелевской премии по литературе в 1970 году.
В 1970 году автора рассказа «Один день Ивана Денисовича», который в своих произведениях описал ужасы сталинского ГУЛАГа и которого в конце концов изгнали из Советского Союза, выдвинули на получение Нобелевской премии за «нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям великой русской литературы».
Однако архивные документы Шведской академии, которые хранятся в тайне на протяжении 50 лет после присуждения Нобелевской премии каждому лауреату, свидетельствуют о горячих спорах судей по поводу того, чем эта победа могла обернуться для самого Солженицына.
«Есть внешние обстоятельства, которые, по всеобщему мнению, чрезвычайно трудно оценить: принесет Нобелевская премия Солженицыну пользу или вред. Проводимая многими агитация за его кандидатуру не учитывает последствий для него же. Речь идет прежде всего о выступлении против Советского Союза, одновременно оправданной и неоправданной. Однако Нобелевская премия не должна становиться полем битвы между различными политическими интересами», — написал член академии Артур Лундквист (Artur Lundkvist) в документах, с которыми ознакомился шведский журналист Кай Шулер (Kaj Schueler).
Ранее, в 1958 году, Шведская академия присудила Нобелевскую премию Борис Пастернаку после публикации его романа «Доктор Живаго». Пастернак принял эту награду, однако позже советские власти, запретившие его роман, заставили его отказаться от нее. В 1965 году Нобелевская премия по литературе досталась Михаилу Шолохову — писателю, который был угоден советскому правительству.
Генри Олссон (Henry Olsson), еще один член Шведской академии, выражал несогласие с мнением Лундквиста. «Именно потому, что мы дали премию сталинисту Шолохову в 1965 году, принцип беспристрастности требует, чтобы мы также могли дать ее коммунисту, более критичному к системе, такому как Солженицын».
Шулер отмечает, что формулировка Олссона довольно двусмысленная, но добавляет, что, согласно ей, «присуждение премии Шолохову было попыткой задобрить советское государство, которое агрессивно преследовало Пастернака».
Контекст
HS: Нобелевская премия Солженицына стала проблемой для Швеции
Россия и Советский Союз: Солженицын знал разницу (WSJ)
Не жить во лжи: в России о нем до сих пор спорят (Aktuálně)
Лундквист написал, что, с его точки зрения, художественной ценности книг Солженицына уделяется недостаточно внимания, и добавил, что произведения писателя кажутся ему «довольно примитивными и неинтересными» по сравнению с произведениями других писателей 20 века. Олссон не согласился с точкой зрения Лундквиста, заявив, что Солженицын «обладает человеческими знаниями, силой эмпатии и мощным художественным потенциалом», что полностью опровергает атакую точку зрения.
В 1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе. Солженицын обошел чилийского писателя Пабло Неруда (он получил премию в 1971 году) и австралийского писателя Патрика Уайта (он выиграл ее в 1973 году). Однако тот путь, который Солженицыну пришлось проделать, чтобы наконец получить награду, оказался весьма непростым. Писатель, которого тогда преследовала Коммунистическая партия и КГБ, боялся, что, если он поедет в Стокгольм за Нобелевской премией, его лишат советского гражданства и не дадут вернуться на родину.
Тогда звучали предложения вручить ему премию в шведском посольстве в Москве, но Солженицына рассердило предложение провести закрытую церемонию, поскольку он посчитал такие условия «оскорблением для самой Нобелевской премии» — и даже спросил, неужели его победа является «чем-то, чего нужно стыдиться, чем-то, что нужно скрывать от народа».
Планировалось, что постоянный секретарь Шведской академии Карл Рагнар Гиров (Karl Ragnar Gierow) вручит Солженицыну награду в его московской квартире. Но, когда Гирову отказали в выдаче визы, писатель вновь пришел в ярость и в своем открытом письме он попросил Шведскую академию сохранить нобелевские знаки отличия «на неопределенный срок». Он добавил: «Если я сам не проживу достаточно долго, я завещаю задачу их получения моему сыну».
Однако Солженицын очень хотел выступить со своей нобелевской лекцией. Шведский корреспондент Стиг Фредриксон (Stig Fredrikson) встретился с писателем и тайно вывез негативы его лекции в Хельсинки — позже Фредриксон признался, что тот эпизод очень напоминал ему шпионский триллер.
«Эта лекция была опубликована в шведской и международной прессе в августе 1972 года, — написал Фредриксон в своей статье для нобелевского сайта. — Это был очень сильный текст, который после публикации вызвал сенсацию и который цитировали по всему миру. Именно в этой лекции Солженицын впервые упомянул и произнес название «Архипелаг ГУЛАГ», где, по его собственным словам, «было мне суждено уцелеть, а другие — может быть с большим даром, сильнее меня — погибли».
После высылки из Советского Союза в 1974 году Солженицын получил свою Нобелевскую медаль в Стокгольме. Он вместе с семьей переехал в Соединенные Штаты, где они прожили почти 20 лет. Солженицын умер в Москве в 2008 году в возрасте 89 лет.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Как Солженицыну присудили Нобелевскую премию
Недавно открылись архивы Нобелевской премии, относящиеся к 1970 году, и теперь наконец известно, какие обстоятельства и споры сопутствовали награждению Александра Солженицына. Елизавета Александрова-Зорина по просьбе «Полки» поговорила со шведским журналистом и писателем Каем Шулером, который с 2008 года работает с архивами Шведской академии. За какие именно произведения Солженицын получил премию, когда его имя впервые попало в поле зрения академиков — и кто возражал против награждения писателя, считая его книги не самой качественной литературой?
По уставу Нобелевской премии имена номинантов сохраняются в тайне 50 лет, и каждый раз открытие архивов Нобелевского комитета становится заметным литературным событием. Что это за архивы, что в них хранится?
Нобелевский комитет — это часть Шведской академии. Он утверждает кандидатуры писателей. Но как рассуждают академики при выборе нобелиата, мы никогда не узнаем. Конечно, любопытно, как именно они выбирали, скажем, Боба Дилана или Петера Хандке, кто за кого голосовал, но никаких протоколов об этом не ведётся. Так что мы никогда не узнаем, проголосовали ли за Солженицына все академики единогласно — или только минимальное большинство. Я встречал утверждение, что за Солженицына единогласно проголосовали все 18 академиков, но подтверждений этому не нашёл.
Собственно, архив — это длинный список номинированных авторов со всего света, с указанием, кто именно выдвинул их кандидатуру. И несколько письменных заключений, посланных Нобелевским комитетом в академию. Иногда все члены комитета сходятся на одной кандидатуре, а иногда большинство поддерживает одного автора, но кто-то не согласен, поэтому письменных заключений может быть три, пять — или всего одно.
Среди недавно открытых документов есть и анонимное письмо от советских писателей, членов Союза писателей СССР, в котором они выражают абсолютную уверенность, что Солженицын должен получить Нобелевскую премию. Конечно, это письмо на решение не повлияло — тем более что пришло летом, когда оно уже было принято. Но подтвердило академикам, что Солженицын — важный писатель не только за пределами СССР, но и у себя на родине.
В списке номинированных в 1970 году авторов — 76 имён. Среди них — Жоржи Амаду, Генрих Бёлль, Фридрих Дюрренматт, Макс Фриш, Гюнтер Грасс, Эжен Ионеско, Альберто Моравиа, Владимир Набоков, Пабло Неруда, Клод Симон, Жорж Сименон, Торнтон Уайлдер, Патрик Уайт и другие. Некоторые из них получат премию позже. Писатели, впервые выдвинутые на Нобелевскую премию, отмечены крестиком.
Кандидатуру Солженицына предложили: профессор французской литературы из Монпелье Жак Пруст, профессор немецкой литературы из Бордо Макс Руше, руководитель семинара по иранистике в Гёттингене Вальтер Хинц, профессор латинской филологии из Калифорнии Яков Малкиель, глава шведского ПЕН-клуба Пер Вестберг и профессор истории литературы в Университете Умео Магнус фон Платен.
Почему поэт Артур Лундквист был против награждения Солженицына?
Он голосовал за Пабло Неруду (который получил премию годом позже) и писал, что его, безусловно, впечатляют смелость Солженицына и описания того, что происходит в лагерях, но его литературные произведения тем не менее «примитивны и неинтересны». «Я хочу поставить под сомнение то, что в его случае обычно упускается из виду: художественную ценность его книг». Лундквист утверждал, что когда шумиха вокруг книг Солженицына начнёт сходить на нет — по политическим, гуманитарным или другим причинам, то начнётся переоценка его «литературных заслуг», и подчёркивал, что Нобелевская премия не должна быть «полем битвы между различными политическими интересами».
Сам Лундквист был социалистом и даже лауреатом Ленинской премии, но вряд ли это повлияло на его мнение. Уверен, что он искренне заблуждался.
Годом ранее, в 1969 году, когда Солженицын был исключён из Союза писателей СССР, Артур Лундквист опубликовал открытое письмо в его поддержку, адресованное советскому Союзу писателей. Он называл советскую цензуру художественной литературы бессмысленной и напоминал, как ошибочно действовали советские власти против Пастернака в 1958 году. В те годы Лундквист был членом Нобелевского комитета и Шведской академии (кресло № 18).
А что писали члены Нобелевского комитета, выступавшие за присуждение премии Солженицыну?
Мне кажется, что в тот год среди них не было ни одного, кто читал бы по-русски. В Швеции вышло не так много его книг, и в основном члены комитета и академии читали его на английском и немного на шведском. «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «В круге первом». О том, что существует рукопись «Архипелага ГУЛАГ», они тогда не знали.
Но уже по книгам, которые они читали, им было понятно, что он значимый автор — и не просто потому, что пишет о заключённых и о советской системе, а и потому, что блестяще описывает людей, оказавшихся в страшных обстоятельствах. В которых одни просто разваливаются на куски, а другие отыскивают в себе силы, чтобы выжить, а иногда даже и не выжить, а хотя бы просто сохранить человеческое достоинство. Конечно, это не экспериментальная литература, а вполне классическая и прямолинейная. Но солженицынские психологические портреты персонажей — это настоящее искусство.
Роман «В круге первом» — великое доказательство силы, кульминация писательской карьеры Солженицына, плод девяти лет работы, опыта и человеческих знаний, культивируемых в самых необычных и провокационных обстоятельствах. Это 670-страничная панорама человеческих судеб сталинского Советского Союза, богатая и искусно сплетённая сеть сюжетных линий, отдельных рассказов и эпизодов, сатиры, образа мыслей всех слоёв советского общества. Можно сказать, что Александр Солженицын, выпустивший относительно немного произведений, уже предстаёт перед нами впечатляюще подготовленным, сложным и независимо рассуждающим автором редкой универсальности и необычайного дара психологической прозы. Он достойный современный продолжатель великой русской литературной традиции. Он писатель, который находится в постоянном развитии, и, очевидно, у него ещё много неопубликованных вещей.
Член Нобелевского комитета писатель Ларс Юлленстен (в 1989-м вышел из Шведской академии в знак протеста против невручения премии Салману Рушди)
Солженицын был тогда номинирован не в первый раз?
Он мог бы победить уже в 1969-м, но в академии опасались, что премия окажется втянутой в большую политическую игру между Востоком и Западом. К тому же никто не знал, как отразится это на нём, на его судьбе, не будет ли повторения истории с Пастернаком, как отреагирует он сам и как поведёт себя КПСС. Поэтому решено было немного подождать с Солженицыным и присудить премию Сэмюэлю Беккету.
Но когда Солженицына исключили из Союза писателей, в Шведской академии, видимо, решили, что пора действовать. Впрочем, это только мои догадки: я не знаю, как было на самом деле, и мы никогда этого не узнаем. Но, возможно, это сыграло свою роль в принятии решения.
Безусловно, Солженицын знал, что обсуждается вручение ему премии, он ждал этого и был к этому готов. Интересно, что когда об этом объявили, он не поверил. Он ждал, что нобелиатов объявят в конце октября, а их объявили в начале месяца. Новости быстро распространились и дошли до СССР, но он не верил. Тогда его друг уговорил одного норвежского корреспондента, работавшего в Москве, позвонить Солженицыну и подтвердить это. Он жил тогда на даче у Мстислава Ростроповича, и журналист позвонил соседям, попросив пригласить его к телефону. Услышав, что ему действительно присудили премию, Солженицын ничего не сказал — просто промолчал. Хотя журналист всячески пытался добиться от него хоть какого-то заявления, хотя бы подтвердить, что тот принимает премию.
Он, конечно, был счастлив получить Нобелевскую премию, она была важна для него в его борьбе против системы. Всё, что произошло после, хорошо известно: как повело себя шведское посольство в Москве, отказавшееся провести официальное вручение, как отнеслись к присуждению премии на Западе и в СССР, как Солженицын был выслан из Союза, как его встречали здесь и так далее. Это много раз, во всех подробностях описано. Обнародованный в этом году архив был последним белым пятном. Но, в общем, всё и так было довольно однозначно.
В России часто говорят о политизированности решения Шведской академии.
Не нужно забывать, что существует завещание Альфреда Нобеля. Требования в нём сформулированы не очень чётко, но тем не менее их нужно соблюдать. Там говорится об идеалах, хотя и не уточняется, о каких именно — или что такое идеалы вообще. Сказано только, что премия по литературе должна присуждаться писателю, «создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности». Конечно, можно по-разному интерпретировать эти слова, и академики интерпретируют их в контексте своей эпохи: в 20-е годы идеалы были одними, в 50-е другими, в 80-е третьими. И всё же, выбирая лауреата, они в первую очередь опираются на завещание Нобеля.
Когда долгие годы подряд занимаешься этим архивом, то начинаешь читать между строк, чувствовать, как принимались эти решения. Это немного похоже на работу детектива. И на самом деле решения Шведской академии никогда не были политическими. Но им, конечно, часто приходится отвечать на вопрос: можно ли дать премию блестящему писателю, но неистовому антисемиту, такому как Эзра Паунд? А партийному лоялисту, такому как Михаил Шолохов? А поддерживавшему Милошевича Петеру Хандке? Шолохову и Хандке премию присудили, а Паунду нет.
Не нужно забывать и о том, что академики — такие же люди, как все мы. Они слушают те же новости, читают те же книги, общаются с теми же людьми и участвуют в тех же общественных дискуссиях. Решения Шведской академии, безусловно, никогда не принимаются из политических соображений, но мы не можем полностью изъять академиков из общественно-политического контекста и переселить в башню из слоновой кости.
О том, как плохо представляли себе в Шведской академии политические и религиозные взгляды Солженицына, свидетельствует высказывание академика Генри Ульссона: «Несмотря на все суровые и унизительные события, которые ему довелось пережить, Солженицын ни на минуту не освобождается от убеждённости в превосходстве марксизма-ленинизма — которая и заставила его горячо возненавидеть Сталина и культ его личности. Виновником бедствий был для него не социализм: по его мнению, капитализм был обречён как экономически, так и морально, а ошибка заключалась лишь в том, что человек — биологический вид, на изменение которого потребовались бы тысячи лет».
Как вам кажется: сегодня Солженицына в мире ещё читают? Или он существует уже только в истории литературы и Нобелевской премии?
За эти 50 лет мир не так уж сильно изменился. Когда смотришь на Навального в тюрьме, на то, как он ведёт себя в этих условиях, что происходит с ним, то сразу вспоминаешь «Один день Ивана Денисовича». Или на протесты в Беларуси, на людей, которых кидают в тюрьмы и пытают там. Следующим шагом, видимо, должно стать возвращение ГУЛАГа — а где-то это уже происходит: например, в Китае, где есть лагеря для уйгуров. Так что я не знаю, читают ли Солженицына, но точно следовало бы. Хотя, конечно, его книги — это не твиттер, и читать их новым поколениям трудно. Но тем не менее они, к сожалению, всё так же актуальны.