За что дают судимость
Судимость и ее правовые последствия
Наличие судимости свидетельствует о том, что обвинительный приговор суда сохраняет свою силу в отношении определенного лица, которое находится в уголовно-правовых отношениях с государством, хотя уже и отбыло наказание. Эти уголовно-правовые отношения могут существовать в течение всего срока судимости или части этого срока, либо в состоянии статики, когда права и обязанности сторон данных отношений не реализуются, либо в состоянии динамики, т.е. реализовываться, что и имеет место в процессе административного надзора
Выйдя на свободу, бывший осужденный должен помнить, что общегражданские права, которых он был лишен в связи с совершением преступления, могут быть реализованы им только после снятия судимости.
Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Если же осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.
Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (п. 6 ст. 86 УК РФ). Однако это правило будет действовать только в том случае, если иное специально не предусмотрено законом. Так, например, учитывая большой процент рецидива среди бывших заключенных, следует уточнить, что назначение вновь совершившему преступление вида исправительного учреждения производится с учетом факта отбывания наказания в местах лишения свободы в прошлом, в том числе за пределами сроков судимости (п. п. «б» и «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ).
Факты совершения преступления, отбывания наказания, наличия судимости и т.п. нередко служат основанием для дополнительных правоограничений, предусмотренных другими федеральными законами (п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, когда с осужденным прекращается трудовой договор и место за ним не сохраняется; ст. 19 СК РФ, когда брак расторгается по заявлению, поданному одним из супругов в отношении другого супруга, если он осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет; ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» и др.).
Административный надзор «обеспечивает постоянное наблюдение за образом жизни и поведением наиболее опасной категории в прошлом судимых лиц, предупреждение с их стороны новых преступлений и оказание на них необходимого воспитательного воздействия».
Принимая во внимание то, что судимость является конечным элементом уголовной ответственности, административный надзор выступает дополнительной (по отношению к отбытому наказанию) формой реализации уголовной ответственности, которая существует в рамках судимости и направлена на достижение целей уголовной ответственности.
Содержание административных ограничений затрагивает личную свободу осужденного, свободу передвижения, выбора места пребывания и посещения, а также право свободно располагать своим временем. Налагаемые ограничения подразделяются на две группы: обязательные и дополнительные. Обязательная составляющая административного надзора устанавливается судом на основании строгого предписания закона в любом случае и состоит в обязательной явке лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Дополнительная часть устанавливается по усмотрению суда. К последней группе ограничений принадлежат запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, запрещение выезда за установленные судом пределы территории.
Установление срока административного надзора находится в строгой зависимости от срока судимости, поскольку правовые ограничения не могут осуществляться после погашения судимости. Одним из оснований прекращения административного надзора выступает снятие с поднадзорного лица судимости. Повторное установление административного надзора возможно в течение срока судимости до ее погашения.
Особо хотелось бы отметить, что поступить на государственную гражданскую службу и в правоохранительные органы лицам, имевшим судимость, практически невозможно. Кроме того, многие работодатели имеют службу безопасности, которая может узнать прошлое любого потенциального работника, и бывшему осужденному в большинстве случаев отказывают в приеме на работу без объяснения причин.
Таким образом, бывшие осужденные после снятия или погашения судимости практически ничем не будут отличаться от других граждан. Однако наличие судимости, так или иначе, оставляет след в биографии любого человека и не дает реализоваться многим жизненным устремлениям.
Зачем нужна справка о несудимости
И как ее получить
Справка об отсутствии судимости требуется нечасто, но ее могут попросить при трудоустройстве и в некоторых других ситуациях.
По закону человека, который был осужден за совершение преступления, можно ограничить в правах, например лишить свободы и изолировать от общества. Но, когда он отбудет наказание, ограничения сразу не заканчиваются: считается, что такого человека можно брать далеко не на любую работу и что его нельзя назначать на некоторые должности.
Чтобы подтвердить, что у человека нет судимости и он может выполнять любую работу, нужна справка установленной формы.
Расскажу, как ее получить и что из нее можно узнать о человеке.
Что вы узнаете
Что такое судимость
Судимым считается человек, которого суд признал виновным в совершении уголовного преступления. Если уголовное дело возбудили, но до суда оно не дошло, обвинения с человека снимают. Никаких последствий, кроме потери времени, нервов и денег на адвоката, для него не наступает.
Если суд все-таки вынес обвинительный приговор, он должен вступить в законную силу. Обычно это происходит через 10 дней, если человек не обжаловал приговор.
Что такое справка о несудимости
Почти обо всех событиях, о которых я упомянул выше, и рассказывает справка. Если быть совсем точным, она называется «Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования». В справке указана информация не только о том, есть ли судимость у человека, но и преследовался ли он в уголовном порядке и чем это преследование закончилось.
В справке содержится следующая информация.
Кем выдана справка. Справки выдают информационные центры региональных МВД или УМВД. Так сложилось исторически, еще с тех времен, когда в СССР была одна спецслужба — НКВД, которая занималась всем, от внешней разведки до следствия. А раз МВД в те времена вело следствие и передавало дела в суд — оно и собирало статистику о том, кто был осужден, по каким статьям и когда.
А вот статистику обо всех осужденных до сих пор ведет МВД. Поэтому неважно, по какой статье человек получил судимость — за государственную измену, незаконную порубку леса или поджог, — за справкой ему придется обращаться в МВД. Даже суд, который выносит приговоры, такие справки выдавать не может. Часто справка требуется тем, кто судимости никогда не имел, — им тоже нужно обращаться в МВД.
Кроме МВД есть учреждения, в которые еще можно обратиться за такой справкой. Например, если получатель находится за границей, он обращается в посольство или консульство РФ, а его сотрудники сами свяжутся с ИЦ МВД России, получат справку и выдадут ее.
Кому выдана справка. Это всегда физическое лицо: в России юридических лиц к уголовной ответственности не привлекают.
Гражданство получателя роли в данном случае не играет. Получить справку может даже гражданин другого государства.
Заявление о выдаче справки может подать уполномоченное лицо — например, опекун или тот, у кого есть нотариальная доверенность от получателя справки. Без доверенности либо без личного участия заявителя запросить справку невозможно. Например, если работодатель направит запрос в МВД, ему ответят, что работник должен обратиться за такой справкой сам. Другого порядка законом не предусмотрено.
Дата выдачи. Это дата, на которую актуальны указанные в справке сведения. Как это работает, проще всего объяснить на примере.
Допустим, сегодня человек обратился в ИЦ и получил на руки справку, в которой написано, что судимости у него нет и не было. Но на следующий день в отношении него возбудили уголовное дело, а через месяц — вынесли обвинительный приговор. Справка сохраняет свою актуальность и юридическую силу, но на дату, когда человек ее получал.
Графа «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации». Эту графу никогда не оставляют пустой и не ставят в ней прочерк. Даже если писать нечего — напишут, что данных не имеется.
Если уголовное дело было возбуждено — в справке укажут дату, а также наименование органа, который принял это решение, пункт, часть и статью уголовного кодекса.
Если дело прекратили и оно так и не дошло до суда — укажут дату и основание прекращения уголовного преследования. Но даже в этом случае справка может не содержать сведений об уголовном преследовании.
Пьяная компания подралась, один из участников драки умер. Возбудили уголовное дело, участников арестовали и предъявили обвинение в убийстве, они дали признательные показания. Потом медэкспертиза выяснила, что причина смерти — сахарный диабет. У вчерашних обвиняемых справки будут чистыми.
Другой пример. Два соседа подрались, результат — легкие телесные повреждения. Уголовное дело не возбудили, но потерпевший сам подал в суд на обидчика — это дело частного обвинения. Если соседи помирятся до приговора — дело прекратят, а в справке не будет отметок о его возбуждении.
Прекратить дело могут по таким основаниям:
Подробности, которые есть в материалах уголовного дела, в справке никогда не указывают.
Срок действия на справке не указывается. Как такового срока действия этот документ не имеет. Справка удостоверяет, что на конкретную дату в отношении человека не ведется уголовное преследование и нет приговора суда.
Что такое судимость и как исчисляется ее срок?
Адвокат Антонов А.П.
УК РФ, помимо собственно наказания, предусматривает еще одно последствие совершения преступления — судимость. Ч.1 ст.86 УК РФ предусматривает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Понятие судимости содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 N 3-П, согласно которому судимость — правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности. Исходя из этого, основной целью судимости является именно учет лиц, совершивших преступления и отбывших наказание, а также в некоторых случаях надзор за такими лицами (административный надзор, как правило, устанавливается на весь срок судимости).
Судимость возникает только при вынесении обвинительного приговора с назначением наказания. Если лицо освобождается от уголовной ответственности или наказания, то состояние судимости не возникает, хотя такое лицо все равно подлежит учету.
Сроки судимости отличаются в зависимости от категории совершенного преступления и назначенного наказания:
в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;
отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;
в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;
в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после отбытия наказания.
При этом, если лицо совершило несколько преступлений, срок судимости по каждому из них исчисляется отдельно. Однако закон не предусматривает никаких последствий для “двойной”, “тройной” судимости и так далее, лицо все равно считается судимым до тех пор, пока не будут сняты или погашены судимости за все преступления. При замене наказания срок судимости исчиляется, исходя из первоначального вида наказания. Об этом свидетельствуют материалы судебной практики, например, Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2020 N 77-1140/2020. Однако, согласно ч.4 ст.86 УК РФ, если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Судимость влечет следующие последствия:
рецидив при совершении последующих преступлений;
невозможность заниматься педагогической деятельностью (не по всем преступлениям);
невозможность поступления на государственную службу;
невозможность работы в правоохранительных органах (даже в случае погашения и снятия судимости);
и др.
Погашение судимости происходит автоматически по истечении установленного законом срока, а снятие осуществляется судом. Исходя из ч.5 ст.86 УК РФ, Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.
Если на момент совершения подсудимым преступления, в котором он обвиняется по рассматриваемому судом уголовному делу, его судимости сняты или погашены, то суд, исходя из положений ч.6 ст.86 УК РФ, не вправе упоминать о них в вводной части приговора. В таком случае суд указывает, что лицо является несудимым (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 55 «О судебном приговоре»).
Уголовный проступок – панацея от последствий судимости?
В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в силу и до момента погашения или снятия судимости. При этом, как указано в ч. 6 той же статьи, погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней предусмотренные Кодексом правовые последствия.
Данное прямое указание закона неоднократно являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 19 марта 2003 г. № 3-П подчеркнул: «Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности».
Тем самым, отмечено в постановлении, несмотря на то что все правовые последствия судимости аннулируются, федеральный законодатель имеет право, руководствуясь публично-правовыми интересами государства и общества, вводить ограничения для лиц с погашенной судимостью (в частности, запрет занимать определенные должности, заниматься правоохранной или педагогической деятельностью).
В этом смысле подход высшей судебной инстанции развивает мысль, высказанную в 1872 г. немецким политическим деятелем, философом и филологом Вильгельмом фон Гумбольдтом, утверждавшим, что право и обязанность государства охранять граждан от «подозрительных лиц» (в частности, лиц, совершивших преступление) предполагает в том числе установление законом препятствий к занятию ими определенных государственных должностей, приобретению статуса опекуна над детьми и проч. В таких ограничениях Гумбольдт усматривал не что иное, как проявление заботы государства о собственности и общественной безопасности.
Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев в своих публичных выступлениях указывал, что нормы уголовно-процессуального законодательства нуждаются в дальнейшей гуманизации, и ряд статей УК подлежат декриминализации, объясняя это тем, что из-за приобретения «статуса уголовника» страдают не только осужденные, у которых возникают проблемы при трудоустройстве, выезде за границу и получении кредита, но и их родственники, которым «никогда не стать судьями и не работать в полиции, например», а также тем, что «не нужно портить судимостью жизнь случайно оступившимся молодым людям».
Несмотря на официальную позицию государства, состоящую в том, что ограничения при трудоустройстве могут действовать только в особых случаях, связанных с публичным интересом (при устройстве на работу в прокуратуру, суд и иные госорганы), лица со снятой и погашенной судимостью, как правило, сталкиваются с данной проблемой в коммерческих организациях, которые, пользуясь открытым доступом к данным, запрашивают сведения о судимости у соискателей, претендующих на любую должность, после чего формально отказывают в приеме на работу из-за факта привлечения к уголовной ответственности. При этом, как правило, не имеет значения, чем закончилось уголовное преследование – прекращением дела за примирением сторон, истечением срока давности уголовного преследования, условным наказанием или другим альтернативным лишению свободы наказанием. Как верно отметил Вячеслав Лебедев, судимость, пусть снятая и погашенная, – это «клеймо» на всю жизнь.
Статистический учет лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, равно как и судимых, относится к компетенции МВД России, поскольку за данный учет отвечает одна из структур указанного ведомства – Государственный информационный аналитический центр (ГИАЦ). Деятельность ГИАЦ регулируется внутриведомственными нормативными актами, а именно:
Так, согласно п. 15.2 Наставления даже в случае прекращения уголовного преследования в связи с примирением с потерпевшим сведения о привлечении лица к уголовной ответственности будут храниться в базе данных ГИАЦ до достижения данным лицом возраста 80 лет – т.е. фактически пожизненно.
В связи с тем что число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, ежегодно растет, государство пытается найти механизмы, которые позволили бы снизить этот рост. Так появился законопроект о введении в уголовно-процессуальное законодательство термина «уголовный проступок» (№ 612292-7), инициатором которого выступил ВС РФ. Как указано в пояснительной записке, законопроект преследует целью «гуманизацию уголовного законодательства путем декриминализации определенных деяний и расширения сфер применения института освобождения от уголовной ответственности».
Полагаю, что данная инициатива – при всей ее необходимости – вряд ли приведет к серьезным изменениям в пенитенциарной системе, поскольку, как следует из содержания документа, прекращение уголовного дела должно быть инициировано должностными лицами правоохранительных органов – т.е. следователем (дознавателем). В связи с этим предложенные поправки в УК и УПК рискуют так и остаться «на бумаге», столкнутся с невозможностью реализации из-за наличия «палочной» системы в правоохранительных органах, непринятия нововведений должностными лицами.
Однако основная опасность, на мой взгляд, заключается в том, что принятие законопроекта в нынешней редакции может породить новый коррупционный механизм. В частности, лицо, которое предлагается наделить правом (а не обязанностью!) по собственному усмотрению решать вопрос о том, что является уголовным проступком, а что – преступлением, сможет манипулировать данными понятиями в личных интересах.
Особо отмечу, что в действующих редакциях кодексов предусмотрены аналогичные по правовой природе механизмы, которые на практике фактически не используются.
Во-первых, согласно ч. 1 ст. 75 УК РФ и ч. 1 ст. 28 УПК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию данного преступления, возместило ущерб или иным образом загладило причиненный вред и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.
Во-вторых, в соответствии со ст. 76.2 УК РФ и ст. 25.1 УПК РФ такое лицо может быть освобождено от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, если возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
Несмотря на то что институт деятельного раскаяния давно существует в российской уголовно-правовой системе, он так и не нашел широкого применения.
Фактически единственная разница в последствиях между назначением судебного штрафа и реализацией инициативы ВС РФ о введении института уголовного проступка – отсутствие факта судимости, дабы не портить характеристику личности гражданина и не лишать его возможности в дальнейшем вести нормальный образ жизни.
Здесь необходимо отметить главное – снятая и погашенная судимость фактически не влияли бы на жизнь человека, если бы не пресловутая запись в ГИАЦ и других информационных центрах, поскольку это единственное, что препятствует его нормальному существованию.
Самым простым выходом из сложившейся ситуации, не требующим изменения законодательства и правоприменительной практики и введения в правовое поле новых доктрин, представляется внесение изменений во внутриведомственный правовой акт – Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ.
Предлагаемые изменения могут касаться категорий записей в отношении лиц, совершивших незначительные преступления, либо тех, в отношении которых не вынесен обвинительный приговор, а именно по уголовным делам, прекращенным по нереабилитирующим основаниям (примирение сторон, срок давности и др.).
На мой взгляд, сведения о привлечении к уголовной ответственности подлежат аннулированию в ГИАЦ, когда в отношении лица:
Поскольку на момент вынесения оправдательного приговора сведения о привлечении лица к уголовной ответственности следственным органом уже содержатся в информационной базе, целесообразно аннулировать ранее сделанную запись в порядке исполнения вступившего в силу оправдательного приговора.
Также полагаю целесообразным ввести временной ценз – срок, по истечении которого сведения о привлечении лица к уголовной ответственности, равно как и о его осуждении, должны быть удалены из всех баз данных (федеральных и региональных) в отношении лиц:
При этом временной ценз имеет смысл установить равным времени хранения данных уголовных дел в суде, предусмотренному Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 9 июня 2011 г. № 112 «Об утверждении перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения» (далее – Перечень).
В соответствии с п. 2.9 Перечня сроки хранения уголовных дел исчисляются с момента погашения судимости либо с момента прекращения дела. При этом согласно п. 187–188 сводной таблицы Перечня уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести хранятся 5 лет, средней тяжести – 10 лет.
Данные установленные ВС РФ сроки хранения являются, на мой взгляд, разумными и справедливыми и должны распространяться не только на уголовное дело как физический носитель информации, но и на сведения об этом деле, хранящиеся в базах данных информационных центров (ГИАЦ, ИЦ и ЗИЦ).
В заключение отмечу, что рассматриваемая законодательная инициатива имеет важное значение для изменения правового положения лиц, которые были реабилитированы, чьи уголовные дела прекращены, либо тех, кто десятки лет назад совершил незначительные преступления. Даже в современных реалиях российской правовой системы проступок, совершенный в 18 лет, будет сказываться на человеке даже спустя 50 лет, что, на мой взгляд, является в корне несправедливым, так как за это время человек мог социализироваться и начать вести добропорядочный образ жизни, в то время как пресловутая запись в информационной системе не позволит ему устроиться на достойную работу, а его детям – занимать государственные должности.
1 Федеральные законы от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ и № 326-ФЗ; от 7 февраля 2017 г. № 8-ФЗ.