За что депортировали калмыков в 1943 году
Почему советская власть организовала геноцид калмыков
Относительно монголов калмыки живут в другой части света, однако являются их ближайшими родственниками. Во времена Российской империи этот народ почитали как блестящих воинов и преданных союзников русской армии. Но другая империя – советская – объявила их предателями, организовав полноценный геноцид. Чем объясняют причины столь жестокой политики?
Ойраты или западные монголы начали переселяться в Русское царство в конце XVI века, что стало следствием завоевания монгольских земель цинским Китаем. Соседи-тюрки называли их «калмаками», то есть «отколовшимися» – не принявшими ислам и сохранившими буддийскую веру, отсюда и слово «калмык». Уже в начале 1600-х годов переселенцы присягнули на верность русскому царю, а впоследствии основали Калмыцкое ханство (Хальмг хана улус) – самоуправляемую часть русского государства, регулярно поставлявшую русской армии прекрасно обученных бойцов, проявивших себя во многих войнах. Так продолжалось и после того, как Екатерина II ликвидировала ханство, что стало неизбежным следствием трагических событий, известных как «пыльный поход».
А вот отношения российской ветви потомков Чингисхана с советской властью, напротив, сразу не задались. Калмыки – один из немногих российских народов (в том числе репрессированных), численность которых за годы СССР не увеличилась, а сократилась. Согласно данным переписи 1989-го, в стране проживало 174 тысячи калмыков, а по переписи 1897-го – более 190 тысяч (современные показатели находятся где-то посередине).
Огромная страна Калмыкия
Причин этому несколько. В годы Гражданской войны территорию Калмыкии сильно потрепало – она оказалась между молотом в лице РККА и наковальней в виде армий Краснова и Деникина. Впоследствии ее население сильно пострадало от голода и 1921–1924, и 1932–1934 годов (то есть от тех же событий, которые на Украине считают геноцидом именно украинского народа). А наиболее сильным ударом стало сталинское принудительное переселение в Сибирь в годы ВОВ – так называемая Операция НКВД «Улусы», по итогам которой калмыцкий народ сократился как минимум на треть, а по некоторым подсчетам – вполовину.
Здесь нерусский дух, здесь нерусью пахнет
Постановление Совета народных комиссаров «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», было опубликовано ровно 75 лет назад – 28 декабря 1943 года. В марте 1956-го калмыков реабилитировали, позволив вернуться на родину. Год спустя была воссоздана их автономия. В 1989-м Верховный совет СССР провозгласил депортацию «варварской акцией сталинского режима». Наконец, закон, принятый в РСФСР в апреле 1991-го, признал калмыков жертвами геноцида.
Героические советские воины храбро сражаются с вооруженными до зубов предателями родины
В современной Калмыкии 28 декабря отмечается как День памяти жертв депортации калмыцкого народа, причем он является выходным.
Несмотря на все это, депортация калмыков как-то не на слуху – о ней вспоминают значительно реже, чем о депортации чеченцев, немцев, балкарцев или крымских татар. Редко говорят и о ее заявленных причинах, и о предыстории. А предыстория такова.
Среди национальных войсковых соединений, созданных советской властью страшным ноябрем 1941 года, было и калмыцкое – 110-я кавалерийская дивизия. Она прекрасно проявила себя в первый период войны при обороне Кавказа и Дона, но летом 1942-го, когда немцы вторично захватили Ростов и сильно измотали дивизию, в ней резко участились случаи дезертирства. Примерно тогда же гитлеровцы заняли большую часть самой Калмыкии.
Возвращаясь на малую родину, беглецы, как выразились бы тогда, «распространяли панические и пораженческие настроения», а уже в Калмыкии часть из них влились в ряды местных коллаборационистов. Параллельно в Берлине был создан т.н. Калмыцкий национальный комитет – что-то вроде правительства в изгнании, после чего калмыков стали позиционировать как союзников Рейха в борьбе с большевиками.
Так калмыки стали «народом-предателем», который предполагалось выселить, разделить и полностью лишить национально-культурной автономии. Как подчеркивалось в советской пропаганде, навсегда.
Все высланные народы высылались в уютные места. О них Советская власть заботилась.
Случившееся не имеет никаких оправданий: советская власть пропагандировала интернационализм, но проявила себя точно так же, как проявляла себя власть нацистская (о Холокосте – пике террора по этническому принципу – тогда еще не знали).
Да, существовало Калмыцкое соединение доктора Долля, но существовало и партизанское движение Калмыкии. История помнит агента абвера Басанга Огдонова, но помнит и героя СССР Эрдни Деликова. Были калмыки-белоэмигранты, перешедшие на сторону Гитлера, но были и разведчики-добровольцы, переброшенные в тыл вермахта зимой 1942-го.
А советская власть репрессировала вообще всех калмыков, в том числе награжденных боевыми орденами и медалями. Исключение составили только те, кто успел сменить национальность в паспорте, и калмычки, которые были замужем за выходцами из других народов (вместо них на поселения в Сибирь и Среднюю Азии отправились жены этнических калмыков, в том числе русские).
Ради депортации калмыков даже отзывали с фронта, но несколько тысяч из них в итоге, как это говорится, все равно «прошли всю войну».
То есть это было самой настоящей этнической чисткой, от которой до сих пор не оправился целый народ, хотя прошло уже 75 лет, а реабилитировали калмыков в СССР на несколько месяцев раньше, чем другие переселенные народы.
О политике геноцида в сталинскую эпоху сейчас говорить не любят. И дело не столько в «обелении эпохи», сколько в том, что это давление на больную мозоль, которое раскалывает общество.
Но еще опаснее, когда наше сложное общество, живущее в многонациональной стране с национальными республиками, начинает раскалываться по этническому принципу. А именно это и происходит, когда потомки репрессированных калмыков, как правило, прекрасно знающие историю своего народа (а это относится почти ко всей калмыцкой интеллигенции), становятся свидетелями того, как фанаты усатого генералиссимуса оправдывают сталинскую политику этнических чисток, тем более превозносят ее.
Амнистия была по типу «Извините, ошиблись, что уничтожили пятую часть вас». И все
Такие «патриоты» вредят идее территориальной целостности страны подчас даже больше, чем вся западная пропаганда вместе взятая.
Назовем известные депортированные народы.
В начале войны 28 августа1941 г. Были выселены в восточные районы страны (в Сибирь и Казахстан) все немцы, проживающие в СССР.
Следующими за ними 4 ноября были выселены в среднюю Азию карачаевцы.
28 декабря 1943 г. Калмыки
23 февраля 1944 г. в Казахстан и Среднюю Азию чеченцы и ингуш
8 марта 1944 г. Балкарцы в Среднюю Азию
18 мая 1944 г. в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары.
Насильственному переселению в восточные районы СССР подверглись также в 1944 – 1945 гг. Курды – хемшилы, крымские греки, болгары, поляки, часть эстонцев, литовцев, латышей, западных молдован, украинцев, белорусов.
По данным НКВД, общее количество выселенцев составило 3336258 человек.
М.П. Эту публикацию я разместил не для того, что бы спорить о том, кто предатель, а кто герой.
Старушек и стариков, женщин и детей, словно арестантов, солдаты, вооруженные до зубов, выталкивают из насиженных мест, родных домов, где жили их предки и откуда на фронт ушли сыновья, мужья и отцы. Всем приказывают садиться в машины, но никто не может подняться и забраться за высокие борта чужеземной машины. Тогда солдаты хватают за руки и ноги, бросают в кузов. Я раньше никогда не видел такую дикость, грубость, жестокость. Жизнь преподнесла еще один урок: собака, говорят, друг человека. Это верно. Но не менее верным и преданным оказывается и скот. Ох, как скорбно и тоскливо, печально и жалобно мычали коровы, блеяли овцы, ржали лошади, плакали верблюды: от этой какофонии становится жутко и страшно, в жилах стынет кровь, можно сказать, волосы становятся дыбом».
Несмотря на реабилитацию, эти народы Поволжья и Кавказа, по сути, не реабилитированы. Потому что не названы виновные преступления против народов.
Более того, миллионы сегодняшних россиян остаются дикарями, считая, что правильно их гнобили
За что депортировали калмыков в 1943 году
27 декабря 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». А в конце того же года началась операция «Улусы», в ходе которой все население Калмыкии было депортировано в восточные районы страны. Что же послужило этому причиной?
20 октября 1935 года было вынесено постановление Президиума ЦИК о преобразовании Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР, приуроченное к 15-летию существования автономии. К 1939 году общая численность населения Калмыкии составила 179,4 тысячи человек.
Летом 1942 года часть республики подверглась оккупации немецко-румынскими войсками. В столице автономии – Элисте – было создано особое подразделение для борьбы с партизанами и диверсантами во главе с полковником Вольфом. Из местных жителей начали формировать отряды полицаев, а также их набирали для службы в подразделениях вермахта, в частности, Калмыцком кавалерийском корпусе, 1-й казачьей дивизии вермахта и «туркестанском легионе». Кроме того, в период отступления некоторые подразделения Красной армии, состоящие целиком из калмыков, в полном составе дезертировали с фронта и, вернувшись домой, принялись распространять панические слухи. Многие из них перешли на сторону врага. По разным подсчетам, на стороне Третьего Рейха воевали и действовали от 5 до 7 тысяч калмыков.
19 ноября 1942 года началось наступление советских войск. 1 января 1943 года ударной группой 28-й армии была освобождена Элиста. На территории республики продолжали действовать группы бывших полицаев, дезертиров и диверсантов, состоявшие из представителей коренного населения, с ними велась активная борьба.
В итоге Сталиным было принято решение об упразднении Калмыцкой автономной республики и депортации всех коренных калмыков в отдельные районы Сибири, Средней Азии и Казахстана по обвинению в сотрудничестве с гитлеровцами и предательстве интересов Родины.
Разумеется, мнение о том, что все калмыки являлись пособниками немецких оккупантов, не было правдивым. В Красной Армии воевало множество лиц калмыцкой национальности, многие калмыки входили в состав партизанских отрядов и диверсионных групп. И, конечно, все они внесли немалый вклад в победу Советского Союза над фашистскими захватчиками.
Некоторые пытались бежать, но в большинстве случаев их задерживали или побеги удавалось предотвратить. По различным данным, последствиями депортации стали потери от трети до половины всего довоенного населения Калмыкии.
Территорию бывшей Калмыцкой АССР разделили между Ставропольским краем, Астраханской, Ростовской и Сталинградской областями, а ее столица Элиста была переименована в Степной. Многие калмыцкие названия заменили русскими, таким образом стирая память о коренной культуре.
17 сентября 1955 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» 17 марта 1956 года было принято постановление о реабилитации калмыков, им разрешили вернуться в родные края.
9 января 1957 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР».
«Сто пятьдесят человек было завезено в то село – к весне осталось пятьдесят»
Обвинения в «массовом предательстве», «бандитизме», создании разного рода «легионов» и даже «людоедстве», несправедливое наложение ответственности отдельных людей на весь народ и, как следствие, страдания вдали от родины — вот, что ждало калмыков в 1943 году. Операция «Улусы» по переселению целого народа на восток прошла в 1943-1944 годах, но оставила страшный след в истории Калмыкии.
Калмыков приговорили к депортации за то, что имели место случаи массового перехода на сторону врага и коллаборационизм. В районе Ростова-на-Дону находившаяся на фронте 110-я калмыцкая кавалерийская дивизия проявила неустойчивость, в частях дивизии имело место массовое дезертирство. Дезертиры группами (в ряде случаев — вместе с командирами) возвращались домой, распространяя пораженческие слухи среди населения. На территории Калмыцкой АССР возникли крупные банды из дезертиров 110-й дивизии и лиц, уклонившихся от призыва в РККА, которые своими действиями сорвали эвакуацию скота из Калмыкии, начали расхищать и присваивать колхозный и совхозный скот (в дальнейшем, они передали часть скота немецкой армии). В столице Калмыкии, Элисте, местные жители сотрудничали с оккупантами, вступали в ряды полиции, выпускалась газета «Свободная земля». На ряд ответственных постов немцами были назначены белоэмигранты калмыцкого происхождения — например, бургомистром Элисты был назначен Бембе Цуглинов.
Однако мнение, что большинство калмыцкого населения СССР являлось пособниками немцев, не соответствует действительности. Калмыки внесли вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне, они воевали в Красной Армии, в составе партизанских отрядов и разведывательно-диверсионных групп. Перепись населения СССР 1939 года свидетельствует, что калмыков в Советском Союзе проживало 134402 человека. Из них в Калмыцкой АССР — 107315 человек, в Сталинградской области — 8502, в Ростовской области — 9047. Еще 9548 человек проживало в других местах. Из них в Калмыцкой АССР мужчин-калмыков призывного возраста проживало 21619 человек. За период войны из калмыцкого народа было мобилизовано и направлено в ряды действующей армии были призваны 25 747 калмыков. Каждый третий калмык из призванных на фронт погиб. Об этих практически десяти тысячах мы мало что знаем. Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков — это 21,4% численности калмыков перед войной. То есть практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной.
Ранним утром, 28 декабря во все дома, где проживали калмыки вошли группы военных из войск НКВД СССР и объявили, что по Указу ВС СССР все калмыки выселяются в Сибирь, как изменившие родине. Были зачитаны страшные обвинения. Так началась карательная операция «Улусы», задуманная и подготовленная Берией и санкционированная Сталиным. Осуществляли операцию оперсотрудники, командированные из разных областей и 3-й мотострелковый полк НКВД. На сборы семьям давали не больше часа. Многие семьи, не знавшие русского языка, растерянные от неожиданно свалившейся беды уходили из своих домов, не захватив теплой одежды и продуктов. Эти семьи были обречены на гибель в первую очередь. На сборные пункты подгонялись огромные американские «студебеккеры», в которых спецпереселенцев доставляли к железнодорожным станциям, к поездам, состоящим из двуосных вагонов — «теплушек». В каждый вагон помещали по 40−50 человек. Всего было сформировано сорок семь эшелонов.
Страшный, изнурительный и скотский двухнедельный путь на восток унес жизни десятков тысяч людей, умиравших от холода, голода, болезней, тоски. На первом этапе депортации было выселено 93139 калмыков. Вторым этапом стала операция по выселению калмыков Ростовской области — 2684 человека (март, 1944). На третьем этапе депортации подверглись калмыки Сталинградской области — 1173 человека (июнь, 1944), последним этапом стала демобилизация калмыков-фронтовиков (более 15000 человек, 1944). Общее число выселенных калмыков составляло около 120000 человек. К 1959 году погибло 67600 человек.
Следует отметить, что женщины-некалмычки, бывшие замужем за калмыками, также брались на учет и подвергались всем положенным репрессиям. В то же время калмычек, вышедших замуж не за калмыков на учет не брали. Труд депортированных калмыков использовался в сельском хозяйстве, на лесоповале, но чаще всего — в промышленном рыболовстве; их многовековой опыт в области животноводства, в особенности отгонного, оказался невостребованным.
Один из основных вопросов при обсуждении депортации калмыков, который долгое время не был вербализован, — можно ли считать депортацию калмыков геноцидом? Что является основным критерием в определении геноцида — количество жертв, процент погибших или основания, по которым гибли люди? Приходится слышать, что депортация калмыков, как и другие сталинские депортации на этнической основе, не может быть квалифицирована как геноцид, поскольку калмыки, чеченцы, ингуши в отличие от евреев во время Холокоста имели шанс выжить.
Люди, придерживающиеся этого мнения, полагают, что депортация калмыков — большая трагедия, но все же ее масштабы не так чудовищны, чтобы называть ее геноцидом. Это, конечно, мнение некалмыков. Калмыки же в начале 90-х, когда о депортации заговорили, без сомнения квалифицировали ее именно так. Часто народы, испытавшие геноцид, не замечают чужие беды, концентрируясь на своей трагедии. Однако, изучая свою горькую историю, нельзя забывать о таких же событиях в жизни других народов. И вряд ли нравственно мериться трагедиями. Красноречивым аргументом в этом споре являются грустные детские сочинения по рассказам бабушек и дедушек — часто дети и внуки, в погоне за собственным прошлым, выискивают правду.
«Сто пятьдесят человек было завезено в то село — к весне осталось пятьдесят. Бюри осталась в живых одна из одиннадцати детей. Выжил один из девяти сыновей. В Сибири бабушка потеряла десять братьев и сестру. Моя бабушка — единственная выжившая девочка в семье, кроме нее было еще три сына, а всего девять детей. Никто не знает, как их звали. У нее было семь детей, выжило только двое: мой дед и дед Евдоким. В вагоны для скота погрузили по сорок человек. По прибытии осталось двадцать четыре человека. Умерло восемь детей из шестнадцати, а также их отец. Из этой группы, уехавшей на Север, человек сорок, в живых остался лишь один парень. Бабушке было суждено лишиться мужа, родителей, единственной сестры и восьмерых детей».
«Исход и Возвращение», скульптор Эрнст Неизвестный
«Предчувствие чего-то страшного, нереального не обманет мать моей бабушки, когда умрет от голода и холода Аркашка, когда будут отдирать от холодного пола вагона труп ее брата, когда люди, точно мухи, будут падать со вторых полок замертво, на головы сидящих внизу и когда она с ужасом увидит, что половина людей в вагоне уже не спит и не шевелится».
Не редки в рассказах о депортации воспоминания о «лучших русских», сибиряках. Человек, особенно когда на него сверху не давит подлый указ (как ещё назвать приказ о выселении народа с его земли?), сочувствует себе подобным. «На мой вопрос: «Как вы там жили», вопреки сложившемуся мнению бабушка ответила: «Хорошо». Благодаря хорошим людям, которые были вокруг, жизнь не казалось тяжелой. И моя мама говорит, что они провели обычное для всех детей того времени детство. Учились, играли, лазили в чужие огороды за пасленом. Были такими же, как и все остальные дети, не были лишены маленьких детских радостей».
Железнодорожный вагон. Фрагмент мемориального комплекса «Исход и Возвращение»
В Элисте, в конце рельс мемориального комплекса «Исход и возвращение» находится табличка с отрывком из стихотворения Давида Кугультинова со словами:
Я знал, что мой народ в лесах Сибири
Нашёл друзей и вновь душой окреп
Средь лучших русских,
Средь щедрейших в мире
В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» было сказано: «Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов, организовывали банды и активно противодействовали органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать…».
Можно не доверять стихам, памятникам, воспоминаниям и народной памяти, склонной к мифологизации прошлого, но нельзя отрицать факт указа 43 года. Может ли современный человек, как, впрочем, и человек прошлого века, оправдать скотское и аморальное отношение государства к народу?
75 лет назад калмыки были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию
17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, и получили разрешение вернуться в родные места. В законе РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» признавался «геноцид» по отношению к калмыкам и другим репрессированным народам, а также «клеветнические нападки». «Газета.Ru» воздает честь памяти погибших при депортации калмыков и завершает очередной экскурс в историю, которую нельзя забывать.
Депортации наносили заметный ущерб экономике страны: приостанавливалась работа многих предпритий, приходили в запустение целые сельскохозяйственные районы, утрачивались традиции отгонного животноводства, террасного земледелия и так далее. Коренному изменению подверглась психология депортированных народов, их отношение к социалистическому строю, рушились интернациональные связи.
Писатель Алексей Балакаев: «Когда прибыли на станцию, то было уже очень темно. Подъехали к стоявшим вагонам на железной дороге и солдаты залезли в вагоны и стали кричать: «Давайте вещи». Когда вещи побросали в вагон, то солдаты открыли двери с противоположной стороны и утащили многие наши чемоданы и мешки с хорошими вещами. После мы вошли в вагон, стали искать свои вещи, а их уже не было, осталось только несколько мешков с продуктами. Так мы остались в чем были одеты, абсолютно без каких-либо вещей и, конечно, рассказывать нечего, как намытарствовались в дороге».
Многие из депортированных калмыков не смогли перенести тягот и лишений переезда. По сводкам отдела спецпоселений НКВД, на учете в 1950 году числились лишь 77 943 переселенца-калмыка, включая родившихся уже в годы депортации.
Впрочем, в докладной записке начальника УНКВД по Астраханской области подполковника Лукьянова, текст которой приводится в «Операции «Улусы» Николая Бугая, содержались другие цифры: «За время массовой операции по делу «Улусы», проведенной на территории бывшей Калмыцкой республики 28-29 декабря 1943 г. по выселению калмыцкой национальности и изъятию бандповстанческого, дезертирского и антисоветского элемента, было задержано и заключено под стражу 432 чел., из которых до 90 чел. содержались в тюрьме г. Астрахани, а остальные — 342 чел. — в тюрьме г. Элисты. Из них 17 чел. передавались в другие органы, а 84 чел. освобождены, 84 чел. — направлены к местам поселений».
2 января 1944-го Лаврентий Берия отчитался об «осуществлении операции по переселению лиц калмыцкой национальности в восточные районы» Сталину и Молотову. «Всего погружено в 46 эшелонов 26 359 семей или 93 139 переселенцев, которые отправлены к местам расселения в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области, — сообщалось в донесении руководителя НКВД. – Во время проведения операций происшествий и эксцессов не было. Эшелоны с переселенцами сопровождались работниками НКВД».
Берия также информировал председателя правительства и наркома иностранных дел о том, что «в начале операции было арестовано 750 калмыков, состоявших в бандах, бандпособников, активных пособников немецких оккупантов и другого активного элемента».
В марте 1944 года Совнарком СССР издал распоряжение о выселении калмыков из Ростовской области в Омскую. Затем депортации подверглись калмыки Астраханской и Сталинградской областей. Продолжали высылаться на восток и бывшие офицеры с красноармейцами.
Выписанные правительством квоты в итоге были нарушены. По данным отдела спецпоселений НКВД, на начало февраля 1944 года калмыки были расселены: в Новосибирской области – 16 436 человек, в Томской области – 1848, в Красноярском крае – 24 998, в Алтайском крае – 22 212, в Казахской ССР – 2268. Всего – 92 983 человека.
Мемориал в память жертв депортации «Исход и Возвращение» работы Эрнста Неизвестного pic.twitter.com/tw2grm7feJ
«На улице всех ждут огромные американские военные машины «студебеккеры» – рассказывал писатель Алексей Балакаев, который пережил депортацию 15-летним подростком. – Старушек и стариков, женщин и детей, словно арестантов, солдаты, вооруженные до зубов, выталкивают из насиженных мест, родных домов, где жили их предки и откуда на фронт ушли сыновья, мужья и отцы. Всем приказывают садиться в машины, но никто не может подняться и забраться за высокие борта чужеземной машины. Тогда солдаты хватают за руки и ноги, бросают в кузов. Я раньше никогда не видел такую дикость, грубость, жестокость. Жизнь преподнесла еще один урок: собака, говорят, друг человека. Это верно. Но не менее верным и преданным оказывается и скот. Ох, как скорбно и тоскливо, печально и жалобно мычали коровы, блеяли овцы, ржали лошади, плакали верблюды: от этой какофонии становится жутко и страшно, в жилах стынет кровь, можно сказать, волосы становятся дыбом».
Согласно переписи 1939 года, общая численность калмыков в СССР составляла 134 402 человек. Кроме Калмыцкой АССР немало калмыков проживало в Сталинградской области и в Ставропольском крае. Были они, в основном, кочевниками и животноводами.
«С вечера все было спокойно, никто ни о чем не тревожился. А наутро у каждой двери стоял солдат, — это слова жительницы Элисты Ботхи Шоваевой. — На улицу никого не пускали. В доме у себя, как всегда по утрам, сварили чай, попили его. Начали убирать в доме. Обычные хлопоты. Собирайтесь, быстрее-быстрее, – заторопили нас ближе к обеду. Мы ничего не знаем, ни о чем не догадываемся. Что случилось, никак в толк не возьмем, людей из домов силком выгоняют – побыстрее, побыстрее. Солдаты ни о чем не говорят. Правда те, что к нам зашли, посоветовали брать с собой побольше вещей. Что, зачем, куда – неизвестно.
Вместе с нами в то время жил младший брат моего мужа – Сергей Шоваев. Он был ранен где-то на Кавказе, и приехал после госпиталя в отпуск. Сергея и его сверстников призвали в армию после оккупации и отправили сразу на фронт. Из всех призванных, в живых только он остался. Так вот он, когда стали всех на улицу выгонять, надел шинель, вышел во двор и стал доказывать солдатам, что он фронтовик, что вернулся после ранения в отпуск, что найдет еще управу на них. Семью нашу на время в покое оставили, так уж зол был Сергей. Я, конечно, стараюсь в это время собрать все, что можно. Тороплюсь, из рук валится, но все-таки кое-что собрать успела. Другим даже еды не удалось захватить, не говоря уже о теплых вещах. А на улице-то зима – канун Нового года».
Собранных в элистинском кинотеатре «Родина» переселяемых сажают на «студебеккеры». Одни люди плачут, другие испытывают сильнейший страх, но держатся внешне спокойно. Под охраной вооруженных солдат калмыков из республиканской столицы везут на железнодорожную станцию «Дивное», где уже ждут поезда.
Общая численность направленного руководством НКВД воинского контингента для осуществления операции составила 4 421 человек, из них выделяемый оперсостав насчитывал 2 995 сотрудников и приданный к нему для оказания помощи в проведении акции по личному приказу Лаврентия Берии 3-й мотострелковый полк внутренних войск НКВД СССР прибыл в Элисту, имея воинский штат в 1 226 человек. Именно это подразделение двумя месяцами ранее занималось высылкой карачаевцев. Руководил операцией начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор Михаил Маркеев. Для вывоза депортированных калмыков было выделено 1275 американских грузовиков – «студебеккеров». Причем многие группы НКВД из регионов прибывали со своими грузовиками.
Любопытно, что еще при живом Владимире Ленине его наследник Иосиф Сталин подчеркивал особое место калмыков в «дружной семье советских народов». «Восточные народы, органически связанные с Китаем, с Индией, связанные с ними языком, религией, обычаями и пр., важны для революции прежде всего. Стоит допустить маленькую ошибку в отношении маленькой области калмыков, которые связаны с Тибетом и Китаем, и это отзовется гораздо хуже на нашей работе, чем ошибка в отношении Украины», — писал генсек ВКП (б) и нарком по делам национальностей в начале 1920-х годов.
Иосип Броз Тито и Сталин
Писатель Тимофей Бембеев в автобиографической повести-хронике «Дни, обращенные в ночи»:
На калмыках депортации не прекратились. 23 февраля 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию были высланы чеченцы и ингуши, 8 марта балкарцы в Среднюю Азию и 18 мая в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары. Насильственному переселению в восточные районы СССР подверглись также в 1944-1945 годах курды-хемшилы, крымские греки, болгары, поляки, значительная часть эстонцев, литовцев, латышей, западных украинцев, западных белорусов, западных молдован. Всего же до середины 1950-х годов депортациям подверглись 15 народов и более 40 народностей.
Каждый железнодорожный эшелон должен был загружаться количеством спецконтингента не менее 2-х тысяч человек, из расчета 40 человек на каждый двухосный вагон, предусмотрев не менее 6 основных вагонов для погрузки имущества выселяемых. Поезд должен был комплектоваться таким образом, чтобы в каждом эшелоне был один вагон для караульного конвоя, говорится в книге Владимира Убушаева.
Депортации избежали единицы калмыков: в основном, военные высокого ранга. К таковым, бесспорно, относился герой-кавалерист времен Гражданской войны, соратник Семена Буденного, отличившийся еще в боях с войсками Петра Врангеля и Нестора Махно – Ока Годовиков, хорошо знавший Сталина по обороне Царицына в 1918 году. В годы Великой Отечественной он в основном был представителем Ставки по руководству кавалерийскими частями, с 1943-го – заместителем командующего кавалерией, то есть своего давнего начальника Буденного. Сын казака-калмыка, Годовиков дослужился до генерал-полковника и звания Героя СССР. Таким же званием, но в чине генерал-лейтенанта обладал племянник верного буденновца и тоже кавалерист Басан Городовиков. В течение ВОВ он последовательно командовал кавалерийским полком, партизанским соединением в Крыму и стрелковыми дивизиями, а в августе 1945-го громил японскую Квантунскую армию на Дальнем Востоке. Положенной героям Советского Союза медали «Золотая звезда» удостаивались и калмыки на низших командных позициях (всего 21 человек).
Калмыки воевали с немцами не только в составе Красной армии, но и в партизанских отрядах Иосипа Броз Тито в Югославии, а также в рядах французского Сопротивления. Эскадрон калмыков в составе Армии Людовой сражался с нацистами в Польше.
Многие из калмыков дошли до Берлина, приняв участие в штурме столицы Третьего рейха. Среди них Улюмджи Этенов, Александр Шунгуров, Деня Бадмаев, Сангаджи Белгеев, Десян Туючинов.
Свыше 15 тыс. демобилизованных из РККА калмыков также подверглись депортации.
Для обеспечения проведения операции и предотвращения случаев сопротивления или побега НКВД заблаговременно были предприняты необходимые оперативно-войсковые мероприятия, организована охрана неселенных пунктов, сбор переселяемых, сопровождение их места погрузки в эшелоны, сообщал позже нарком внутренних дел Берия руководству страны.
Портрет Лаврентия Берия на выставке «Человек и власть в России в XIX – XXI столетиях» в музее политической истории России в Санкт-Петербурге, 2015 год
Александр Демьянчук/РИА «Новости»
Исследовательница Гучинова приводила рассказ своего отца Мацака, который получил тяжелое ранение на фронте, и был временно комиссован, вернувшись домой. В Элисте он снимал комнату в доме русской женщины, поэтому в списки операции «Улусы» не попал.
«28 декабря солдаты пришли в каждый калмыцкий дом, в том числе в дом его друга – фронтовика Басана Манцынова, и забрали его жену Тасю с двумя детьми. Калмыков в Элисте собирали в кинотеатре «Родина». Пока ожидали транспорт, Тася вспомнила, что в ателье готово ее зимнее пальто. Она стала просить солдат разрешить забрать его из ателье, ей разрешили, дав в сопровождение двух солдат. Забрав пальто, Тася возвращалась к кинотеатру. В это время, а было 8 утра, шел на работу мой отец, в дом которого, принадлежащий русской домохозяйке, не пришли. Увидев жену друга рано утром под конвоем, отец стал подшучивать, дескать, что же ты ночью такого натворила, что тебя солдаты сопровождают? Это было сказано по-калмыцки, и испуганная Тася поняла опасность ситуации. «Кажется, этот человек не знает, что происходит», — сказала она солдатам. Те подозвали отца и объяснили ситуацию. Так отец присоединился к остальным выселенцам. Позже, рассказывая эту историю, он подводил итог: «Вот так всех калмыков выселили насильственным образом, а я поехал в Сибирь добровольно».
А вот какое воспоминание приводится в статье Эльзы Гучиновой»: «Примерно за три дня до отправки калмыков в Сибирь занятия в школе прекратились, причину нам никто не объяснил, но по селу поползли слухи, что калмыков отправят в Сибирь как предателей и изменников Родины. Мама начала беспокоиться, но я стал уговаривать ее, что это нас, конкретно нашу семью, не коснется по той простой причине, что мы являемся красноармейской семьей, что наш отец на фронте сражается с фашистскими захватчиками».
Кстати, немцы «гостили» в калмыцких степях совсем недолго. К августу 1942 года они оккупировали территорию 8 из 13 улусов Калмыкии, из них 5 были захвачены полностью, 3 – частично. В ноябре-декабре того же года части и соединения 28-й и 51-й армий в ходе нескольких наступательных операций очистили от фашистов большую часть оккупированных улусов. 1 января 1943 года была освобождена Элиста.
«Рано утром, когда я проснулась, то увидела у нас в доме двух военных и нашу бабушку, которая ползала по полу, показывала солдатам похоронки на двух своих сыновей: моего отца и его старшего брата, — вспоминала В. Нахатинова. — Тогда один из солдат (офицер, по словам бабушки) вышел на улицу и привел к нам еще одного солдата и калмыка-мужчину. Они нам собирали вещи, связывали в багаж. Затем этот офицер помог бабушке погрузить мешки с вещами на машину, увозившую нас на станцию Сальск. Потом в вагоне и долго по приезду на новое место наша верующая бабушка начинала день с молитвы русскому офицеру, благодаря которому мы выжили в Сибири холод и голод».
По разным оценкам, на Третий рейх работали 5-7 тыс. калмыков. В Красную армию было призвано 25 747 калмыков. 9026 их них погибли, 7458 попали в плен – из них 4326 отказались перейти на сторону немцев. В целом же в 1943-1945 годах погибли примерно 15-16% калмыцкого населения, в том числе и среди депортированных.
Группа бойцов и командиров 8-го Эстонского корпуса, уроженцев Калмыкии pic.twitter.com/nrXPCNYsox
13-летняя Джиргала: «Солдаты перегородили дорогу и не дали взять семейные ценности из сундука — серебряную статуэтку Будды, токуги, кольца из драгоценных металлов».
Собственно, такие банды действительно орудовали по Калмыкии: в основном они были составлены из дезертиров 110-й отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии, которая была сформирована в конце 1941 года в составе 51-й армии преимущественно из калмыков, но не смогла себя проявить. Несколько сотен калмыков служили во вспомогательной полиции вермахта. Кроме того, немцы позвали в Калмыкию белогвардейских эмигрантов из числа этнических калмыков. Например, Бембе Цуглинов был назначен бургомистром Элисты. Во время оккупации в Калмыкии активно работали органы пропаганды, призывавшие население сотрудничать с немцами и тем самым приближать победу, которая якобы дала бы калмыкам новые права и свободы, не мыслимые при советской власти.