За что держалась лягушка во время полета
Кроссворд по сказке «Лягушка-путешественница»
1: Там жила лягушка.
Ответ: болото
2: Пища для лягушки.
Ответ: комар
3: Её ловила лягушка на болоте.
Ответ: мошка
4: Любимая погода лягушки.
Ответ: дождик
5: Этот звук издают крылья уток во время полёта.
Ответ: свист
6: На ней сидела лягушка.
Ответ: коряга
7: Группа уток.
Ответ: стая
8: Его описывают в воздухе утки, прежде чем приземлиться.
Ответ: полукруг
9: Так называют лягушку.
Ответ: квакушка
10: Утки не стали есть лягушку, потому что она не пролезет в него.
Ответ: горло
11: Этот вид пищи привлекал уток на юге.
Ответ: червяки
12: Множество летающих насекомых.
Ответ: туча
13: Лягушка не летала из-за их отсутствия.
Ответ: крылья
14: На этой части коряги сидела лягушка.
Ответ: сучок
15: Им утки держали прутик.
Ответ: клюв
16: За него держалась лягушка.
Ответ: прутик
17: Им держалась лягушка за прутик.
Ответ: рот
18: За эту часть прутика держалась лягушка ртом.
Ответ: середина
19: От неё захватило дух лягушки.
Ответ: высота
20: Его захватило у лягушки из-за высоты.
Ответ: дух
21: Подобно ему лягушка дёргалась в воздухе.
Ответ: паяц
22: Их лягушка стискивала изо всех сил.
Ответ: челюсти
23: Поближе к ней захотелось лететь лягушке.
Ответ: земля
24: Она у лягушки кружится от высоты.
Ответ: голова
25: Стог, в который люди складывали хлеб.
Ответ: скирд
26: Её люди молотили цепами.
Ответ: рожь
27: Утки летели так низко, что слышно было их.
Ответ: голоса
28: В него упала лягушка.
Ответ: пруд
29: Пруд был на краю этого поселения.
Ответ: деревня
30: До этого времени лягушка решила пожить в пруду.
Ответ: весна
Урок литературного чтения во 2-м классе по сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
Цели и задачи урока: знакомство со структурой сказки (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, послесловие), составление характеристики героя, подготовка к пересказу от первого лица, использование межпредметных связей.
Используемые приёмы: антиципация (умение предвидеть сюжет), выборочное чтение, драматизация.
1. Цель первого этапа урока – мотививовать учащихся. Используемый приём – диалог, опора на читательский и жизненный опыт учащихся.
– Ребята, вы любите путешествовать? На чём вам приходилось путешествовать? Как называют тех, кто путешествует?
Работа над лексическим значением слов. (Презентация. Слайд 2)
– Начните самостоятельно читать произведение, и вы познакомитесь с героем путешествия.
Постарайтесь предположить, каким будет это путешествие по первому абзацу: обычным или необычным? Сумейте текстом доказать своё мнение.
Предполагается, что ученики по названию произведения, иллюстрациям, характерным словам для сказки докажут своё мнение.
Для определения жанра произведения учитель ещё раз останавливается на сказочных словах «жили-были», на предложении, вносящем интригу «Но случилось одно происшествие».
2. Цель второго этапа – работа над сюжетом. Поиск и разграничение пролога и завязки.
– Продолжите чтение и остановитесь на том моменте, где почувствуете, что должно произойти какое-то неожиданное действие.
Дети остановятся на слове «вдруг». Выделят эту часть текста.
– Часть произведения, которую мы выделили очень важная, она называется завязка, а вот почему она важная мы докажем после прочтения. У части до завязки есть тоже своё название – пролог. (Презентация. Слайд 3)
Сведения для учителя
Пролог – изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развёртывание основного сюжетного действия. Пролог (экспозиция) не влияет на ход последующих событий в произведении.
3. Целью следующего этапа является работа над характеристикой главного героя. Используются приёмы выборочного чтения.
– Вы уже познакомились с героиней. Что она любила, докажите текстом. (Презентация. Слайд 4) Как понимаете слова «она может уронить своё лягушачье достоинство»? (Презентация. Слайд 5)
Предлагаю вам по ходу чтения выписывать слова для характеристики лягушки. (Презентация. Слайд 6)
Работа по составлению характеристики ведётся по ходу чтения, для этого можно, сначала предъявить качество характера ученикам, а их попросить доказать текстом произведения или же спрашивать ребят о каком качестве говорят те или иные слова. (Презентация. Слайд 7)
4. Следующий этап урока должен познакомить второклассников с кульминацией.
– По ходу чтения мы с вами наблюдали за развитием действия. Предлагаю вам найти такие слова, после которых вы понимаете, что путешествие точно состоится.
Как правило, ребята с лёгкостью находят слова «Я придумала! Я нашла!» и выделяют ещё одну черту: ум, изобретательность.
5. Проблемный вопрос о том, почему такая умная, изобретательная, осторожная лягушка не долетела до юга, подводит ребят к пониманию главной мысли сказки.
– Как себя чувствовала лягушка во время путешествия? Почему она просила уток лететь пониже? Как можно назвать её поведение во время полёта?
На эти вопросы ребята отвечают, используя текст. В списке характеристик появляются новые – зазнайство, хвастовство.
6. На этом этапе ученики знакомятся с развязкой и послесловием сказки
Развязка – итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.
– Ребята найдите момент, где вы переживаете за лягушку.
Отвечая на этот вопрос, ребята находят развязку сюжета.
– Могла ли лягушка разбиться? Как вы думаете, почему автор продолжает повествование?
Многим ученикам жалко лягушку, несмотря на её зазнайство и хвастовство. Ребята рады, что героиня осталась жива. Отмечают особенность сказки с хорошим концом. Отмечают, что с такой лягушкой весело, не заскучаешь, она фантазёрка и выдумщица.
– В какой то момент нам показалось, что лягушка разобьётся, но в послесловии автор оставляет героиню живой и невредимой.
Прошу ребят зачитать чудную историю, рассказанную лягушкой в новом пруду. Именно этот отрывок дети получают на домашнее задание в виде подготовки рассказа от лица лягушки.
Обращаю внимание учеников на то, что лягушка в трудной ситуации не падает духом, она оптимистична. Наша характеристика героини продолжает пополняться. (Презентация. Слайд 6)
7. Итог урока
– Ребята, перед вами схема этапов сказки. Предлагаю вспомнить, чем характерен каждый из них, найти и зачитать отрывки из них. (Презентация. Слайд 8)
8. Тест по проверке знания содержания и идеи сказки. (Приложение 1)
9. Задание, для работы на уроке математики. (Презентация. Слайд 9)
– Мы совсем с вами забыли об утках. Сколько их было?
Ребята зачитывают отрывок сказки с загадкой. Учителю необходимо добавить, что вместе с лягушкой их 100. (Приложение 2)
Тест по проверке знания содержания и идеи сказки.
1. Почему лягушка во время путешествия закричала?
А. испугалась
Б. хотела похвастаться
В. Закричала от радости
2. Почему не состоялось путешествие лягушки7
А. утки не смоги удержать лягушку
Б. прутик, на котором держалась лягушка, оказался не прочным
В. Из-за хвастовства и зазнайства лягушки
3. Выберите пословицу, которая подходит к этой сказке:
А. Мели, Емеля твоя неделя.
Б. Всякая сорока от своего языка погибает.
В. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
4. Какой недостаток людей осуждается в этой сказке?
Для решения задачи предлагаю использовать метод подбора.
«…уток было, как говориться в загадке, столько, да ещё столько, да полстолько, да четверть столько…» У данной задачи есть подробное условие, в котором говориться, что уток было бы 100, вместе с лягушкой.
Число одновременно должно делиться на 2, на 4 и на 9, а уток без лягушки должно быть 99.
Решение:
36 + 36 + 18 + 9 = 99(уток)
Возможно составление схемы.
Название произведения | Лягушка-путешественница |
---|---|
Автор | Всеволод Гаршин |
Жанр | Сказка |
Год написания | 1887 |
Главные герои
Сюжет произведения
Лягушка-квакушка сидела в болоте на коряге, она наслаждалась дождливой погодой и своей жизнью. Однажды перелётные утки опустились на болото, где жила лягушка. Птицам предстоял долгий путь в тёплые края, и они решили подкрепиться. Лягушка испугалась, что её съедят и нырнула в воду. Ей было интересно, куда летят утки, поэтому она подслушала их разговор.
Лягушка не выдержала и спросила, что такое юг. Утки так хвалили тёплые края, что обитательнице болота тоже захотелось улететь с птицами. Но у неё не было крыльев. Находчивая лягушка вытащила прутик из болота – на нём то она и полетит. Две утки возьмут оба конца в клюв, а лягушка прицепится посередине. Птицам понравилась идея, всю дорогу на юг они восхищались умом лягушки.
Лягушка хотела, чтобы её заметили и попросила лететь уток пониже. Она гордилась собой и слышала, как внизу все восхищаются путешественницей. Детям было интересно, кто придумал такой необычный способ. Лягушка не вытерпела и заквакала «Я, это я!». По счастливой случайности она не разбилась, а упала в грязный пруд. Так и осталась там, хвастаясь другим лягушкам. А утки улетели и больше не вернулись.
Урок литературного чтения в 3 классе. Образ героя — животного в авторской сказке В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
Тема урока: Образ героя – животного в авторской сказке В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница».
Цели: формировать представление учащихся об особенностях жанра литературной сказки о животных, развивать речь, умение анализировать текст, учить давать характеристику герою сказки, используя приём словесное рисование, обучать начальным навыкам поиска и исследования информации.
Оборудование: мультимедийная презентация, физическая карта мира, иллюстрации с изображением лягушки, мини – исследование, лягушколёт.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и целей урока.
Известны сказки с давних пор, не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор, его не слушай даже.
Скорее сказки прочитай, запомни их получше
И мудрость древнюю узнай – они всему научат.
Мы сказки знаем назубок, ведь с детства их читаем,
Но что-то новое, дружок, сейчас о них узнаем.
III. Проверка домашнего задания.
1. Жанр сказки.
— Произведение какого литературного жанра читали дома? Слайд 2
— Назовите сказку.
Отправимся в «Бюро сказочных находок»
Слайд 2. Иллюстрации Каша из топора, Золушка, Сказка о мёртвой царевне, Лиса и журавль, Маша и медведь, Лягушка – путешественница.
Ученики читают вопросы по карточкам.
1. В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса? «Каша из топора».
2. В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу? «Золушка» Ш. Перро.
3. В какой сказке было говорящее зеркало? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.
4. Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось» и с тех пор дружба врозь? «Лиса и журавль».
5. В какой сказке героиня приговаривала следующие слова «Высоко сижу, далеко гляжу…»? «Маша и медведь».
6. Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
— На какие две группы можно разделить названные вами сказки? (Народные, авторские или литературные)
— Каковы особенности литературной сказки?
— Чем она отличается от народной?
Народная сказка Литературная сказка
2. Существует в устной форме. 2. Создаётся в письменной форме.
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. Создатель может вносить изменения. 3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания определить невозможно. 4. Время создания сказки известно.
5. Народная сказка ограничена жанром:
— о животных; 5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.
2. Сказка «Лягушка – путешественница»
Сказка «Лягушка-путешественница» авторская, но начинается она такими же словами, которые часто встречаются в русских народных сказках. Кто помнит начало сказки?
— Кто главный герой сказки?
— Почему она путешественница?
1. Согласен с утверждением или нет? Докажи.
— История с лягушкой произошла летом или осенью? (Осенью)
— Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей, что такое юг. (+)
— Утки сами придумали, как им взять с собой лягушку на юг. (-)
— Лягушка сама придумала путешествовать на прутике с утками. (+)
— Лягушка отправилась в путешествие на спине одной из уток. (-)
— Оторвавшись от прута, лягушка бултыхнулась прямо в грязный пруд на краю деревни. (+)
2. Ответь на вопросы словами из текста.
• Сколько времени на размышление попросила лягушка у уток?
• Что было нужно, по мнению лягушки, чтобы «всё было превосходно»?
• Для чего лягушке захотелось лететь поближе к земле?
3. Подумай и ответь своими словами.
• Какие чувства испытывает лягушка, увидев на болоте уток?
• Что чувствует лягушка во время полёта?
4. Подумай, чем могла бы закончиться эта история, если бы лягушка не свалилась на землю.
IV. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке чтения мы продолжим работу со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, развивать внимание и сообразительность.
1. Составление образа героя – животного приёмом словесного рисования.
Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. В библиотеке несколько изданий этого произведения. Главный герой этого произведения имеет разнообразные качества характера.
Давайте их назовём.
— Какая лягушка?
Да, только умный будет вести себя так, чтобы не уронить своё достоинство. Давайте возьмём слово умная для словесного рисования образа лягушки. Докажите это.
А теперь прочитайте, о чём она думала во время тёплого дождика.
Прочитать постарайтесь так, чтобы нам, слушателям, удалось представить, как лягушке было приятно сидеть под дождём. Если наша героиня наслаждается жизнью, значит, какая ещё черта характера ей присуща? Занесём в свой словарик ваши ответы – жизнелюбивая, жизнерадостная, оптимистичная.
На болоте у опушки,
Жила зелёная лягушка.
Прыг- скок, прыг – скок,
Прыгай с пятки на носок.
Утром рано умывалась,
В путь дорогу собиралась.
Несмотря на то, что лягушка так любила жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом.
— Обратите внимание на тонкую авторскую иронию. К какой утке обратилась с вопросом лягушка? Самая толстая утка, по её мнению, значит, самая умная?
— А вспомните, где лягушка размышляла? И что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг.
— А теперь прочитайте предложение, в котором говорится о выражении её морды, когда она сообщала уткам о своём решении. Передайте голосом иронию автора.
— Прочитайте, как путешествовала лягушка с утками. Подумайте, если б лягушка была осторожна до трусости, отправилась бы она в такое опасное путешествие? Какую черту характера лягушки можно добавить? Внесём слово «храбрая». Что лягушке не совсем нравилось во время полёта? Прочитайте.
Чему радовалась лягушка во время полёта? Кем она гордилась? Докажите текстом. Какое слово мы добавим к характеристике нашей героини? Запишите в словарик «самолюбивая», «себялюбивая», «самовлюблённая». О какой черте характера говорит поведение лягушки на отдыхе? Почему вы так считаете? Допишите ещё одно слово – «хитрая». Иногда эти черты характера, сочетаясь друг с другом, порождают хвастовство. Как вы, ребята, считаете, это положительная черта характера? Можно ли лягушку назвать хвастливой? Почему?
УМНАЯ САМОЛЮБИВАЯ РЕШИТЕЛЬНАЯ
ЖИЗНЕЛЮБИВАЯ ХИТРАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ
ХРАБРАЯ ХВАСТЛИВАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ
2. Давайте этот эпизод прочитаем по ролям. Найдите на стр. 222 абзац «На следующем отдыхе»…
— Распределим роли. Читать до слов «Утки громко закричали…»
— Прочитайте, как лягушка вела себя в чужом пруду. Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки.
— Расскажите, какой была лягушка.
Характеристика по плану:
1. Имя героя, его место жительство.
2. Действия и поступки, совершаемые героем, их характеристика.
3. Внешность и характер героя.
4. Отношение автора к герою.
2. Мини – исследование «Лягушка – путешественница».
Слайд 7. – изображение квакши, лягушки – голиафа, австралийской жабы. и др. сибирская, дальневосточная, чёрно-пятнистая.
Из сказки В. М. Гаршина я выяснил, что её герой – лягушка – квакша. Рассказ о квакшах. В природе лягушки действительно путешествуют, в поисках воды. Очень жаль, что в сказке лягушка так и не увидела те места, о которых рассказывали утки. Я изобрёл устройство, которое поможет утке достичь своей цели, назвал его лягушколёт. Рассказ о действии этого устройства.
Используя новое летательное устройство, лягушка все-таки отправится в тёплые края. В сказке не указано месторасположение болота. Давайте совершим путешествие вместе с лягушкой. Предположим, что она на лягушколёте долетела до Африки.
(На физической карте мира магнитную лягушку переместить на Африку).
Африка – огромный континент. Его омывают воды двух океанов и морей. Здесь протекает самая длинная в мире река Нил, есть много больших озёр. Африка – самый жаркиё континент. Здесь находится самая большая пустыня Сахара. В Африке можно выделить два времени года – сухое и
дождливое. Здесь наша лягушка может познакомиться с самой крупной лягушкой в мире – лягушкой – голиаф, которая весит 3 кг, её длина 25 см. Это очень редкая лягушка.
Я выдвину гепотизу, что лягушка могла бы отправиться в Индию.
Индия – государство, расположенное на материке Евразия, омывается водами Индийского океана. В долинах рек Инд и Ганг плодородные почвы. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве, выращивает рис. Вода имеет важное значение, урожай зависит от дождей, которые выпадают с мая по ноябрь. Холода не бывает. В лесах много насекомых. Считаю, что такие условия – много тепла и мошек, понравились бы лягушке.
Я отправляю лягушку к нашим соседям, в Китай. (Передвигает магнитную лягушку)
Китай – омывается морями и водами Тихого океана. Климат влажный, почвы плодородны. На востоке страны протекают реки Янцзы и Хуанхэ. Люди выращивают рис, а значит много участков, занятых водой. Там много насекомых, которыми питаются лягушки. В восточном Китае климат такой же, как и в Приморском крае, а значит – холодная зима. Я не советовал бы лягушке лететь в восточный Китай.
Австралия – самый маленький континент Земли. Из животных, населяющих Австралию, многие больше нигде не встречаются. Много сумчатых млекопитающих. В австралийских пустынях обитает несколько видов жаб, которые приспособились к отсутствию влаги. В короткий период дождей они производят на свет потомство и до следующих дождей впадают в спячку. Нелегко придётся лягушке в Австралии – условия жизни тяжёлые.
Расскажите, что интересного вы узнали о лягушках. Я хочу немного добавить к вашим сообщениям. На территории Дальнего Востока обитают лягушки трёх видов: сибирская, дальневосточная и чёрно-пятнистая. Кроме того, в наших лесах живут древесные лягушки – квакши. Это лягушки-хамелеоны. В зависимости от окружающей среды они могут быть зелёного или коричневого цвета. Квакши являются показателем экологической чистоты в лесу.
Можно сделать вывод: где родился, там и пригодился.
VI. Закрепление изученного.
Ответь на вопросы с. 235
Почему не состоялось путешествие Лягушки? Выбери правильный ответ.
а) лягушки не умеют летать;
б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;
в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
— Кто герой сказки? ЛЯГУШКА.
— Как она выглядит? ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ
— Каковы её действия в сказке? СООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ
— Что в характере лягушки вам понравилось? ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ
СПОСОБ ЛЕТАТЬ, ПУТЕШЕСТВЕННИЦА.
— Произведение какого литературного жанра читали? (Литературную сказку)
— Какое отношение к герою сказки?
— Чему учит эта сказка?
— Дома придумайте сюжет к пословице «Хвастовство само себя наказывает».
Интеллектуальная игра. Знатоки по сказкам «Что, где, когда?», для подготовительной группы. Интеллектуальная игра «Что, где, когда?» Знатоки по сказкам. (для детей подготовительной группы) Цель: продолжать воспитывать любовь.
Презентация к уроку «Кодирование звуковой информации», 9 класс Презентация к уроку «Кодирование звуковой информации» Цели урока: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования.