За что готовы платить богатые люди
Ключ к сердцу. За что покупатели готовы платить
Пока бизнес растет, никто не задумывается, за что именно клиент выбирает продукт. Стереотипов множество: за хорошие цены, за большие скидки, за высокое качество и отличный сервис, за то, что у продавца профессиональная команда (он 20 лет на рынке, лидер продаж), и т. д. Однако все эти ответы перестают удовлетворять владельцев бизнеса и топ-менеджеров, когда рынок начинает стагнировать, а доходы — снижаться. В этом случае возникают иные вопросы: почему покупатели перестали платить за мой продукт? а почему они платили раньше? и вообще за что люди платят?
Последний вопрос не давал мне покоя последние десять из 20 лет работы в маркетинге. Ответ пришел неожиданно, после того, как я провел 512 глубинных интервью по методике Buyer Persona, которая помогает поговорить с реальными покупателями, узнать их историю покупки, а затем полученные данные проанализировать и представить в виде прикладных данных для создания маркетинговой стратегии.
Все оказалось настолько просто, что любой предприниматель или топ-менеджер может использовать это и никогда больше не задавать себе риторический вопрос о ценностях, за которые люди платят.
Итак, люди могут покупать товары из-за миллиона разных причин, но платят они всегда за ценности, которые делятся на четыре типа: компетенции, опыт, авторитет, решение.
Нанимаете ли вы няню, вызываете ли водопроводчика или пользуетесь услугами такси, вы аутсорсите компетенции, чтобы потратить свое время более продуктивно и сделать то, что вы умеете лучше всего. Оплата компетенций — это обычный способ обмена денег на ценности, который вы используете каждый день. И в любом продукте заложены компетенции, которые включают в себя знания, навыки, оборудование и материалы для его создания: для швеи — умение шить и швейная машинка, для iPhone — инжиниринг Apple и производственные мощности Foxconn, на которых и материализуются решения детища Стива Джобса.
Подавляющее большинство компаний продает свои компетенции, и это самый базовый уровень ценностей, который трудно монетизировать, так как конкуренция очень высока, а разница между компетенциями крайне незначительна, что приводит к ценовой конкуренции, минимизации маржи и прочим неприятным для бизнеса результатам.
С точки зрения маркетинга компании, предлагающие свои компетенции, также находятся в проигрышной ситуации. Например, рекламные слоганы Toshiba (Leading Innovation) и Nissan (Innovation that excites) практически идентичны и рассказывают о том, что инновации — это то, чем их компетенции по созданию продукта лучше конкурентов. Ни о каких выгодах покупателя речи и близко нет. Еще один пример стандартного и очень распространенного предложения компетенций — это слоган «Яндекса»: «Поиск №1 в России».
Такой маркетинг очень нравится топ-менеджерам, так как он преувеличивает возможности продукта и компании, но почти всегда вызывает раздражение целевой группы, и поэтому требует больших расходов на рекламу. В неизбежной ценовой войне выживают самые крупные и авторитетные игроки.
Приходилось ли вам задумываться, почему цена одной и той же бутылки вина в супермаркете и хорошем ресторане может отличаться в разы и почему люди платят эту разницу?
Потому что сервис, ответите вы. Но сервис сам по себе не может увеличить стоимость продукта в три раза. Ценность ресторана в том, что вы можете получить незабываемый опыт общения с нужными людьми в приятной атмосфере и, что критически важно для бизнеса, вы готовы за это платить. В отличие от бизнеса компетенции продажа опытов построена вокруг клиента, его желаний и потребностей. А монетизация опытов клиента — гораздо более выгодный бизнес, чем просто продажа компетенций, так как каждый опыт уникален и его можно оценить гораздо выше, чем стоимость вложенных в него ресурсов, знаний и оборудования.
Именно поэтому задача маркетинга опытов — сделать предлагаемый опыт покупателя более ценным. Например, Dolby Atmos через свой слоган Feel every dimension («Почувствуй каждое измерение») рассказывает о том, что в реальной жизни звук окружает нас со всех сторон и истории, рассказанные с таким звуком, более реалистичны и дают возможность испытать новые ощущения от просмотра фильма. И, кстати, кинозалы с Atmos в среднем на 15% дороже обычных.
Amazon со знаменитым слоганом And you’re done («И все») показывает, как интернет-ретейлер облегчает задачу по покупке любого товара. Несколько кликов, не выходя из дома, и все…
Маркетинг опытов, так же как и сам бизнес, выгодно отличается тем, что главный герой коммуникации — покупатель, а не продукт. Поэтому не требует сумасшедших расходов на рекламу, а ценовая конкуренция значительно ниже, чем в случае с компетенциями.
Авторитет
Третий тип ценности, который можно купить за деньги, — это авторитет. Например, вы покупаете себе дорогие часы или престижный немецкий седан — товары, стоимость которых намного превышает их практическую ценность. Вы делаете это для того, чтобы повысить или поддержать свой авторитет в обществе.
Суть этого свойства человека подробно описал Торстейн Веблен в своей книге «Теория праздного класса». В ней он доказал, что людям недостаточно просто иметь деньги и власть — они хотят это демонстрировать. Это утверждение знаменитого американского социолога XIX века полностью подтверждают данные потребления лакшери, премиум, пафосных безделушек: сумок, ручек, часов и др., продажи которых за последние 20 лет выросли более чем в три раза.
Типичные примеры маркетинга авторитета — это Patek Philippe, заявляющий, что вы на самом деле никогда не владеете часами этой марки, а просто храните их для будущих поколений, или же Mercedes-Benz, который со своим слоганом The best or nothing («Лучшее или ничего») по той же логике отодвигает покупателя на второй план, направляя свет прожекторов на бренд.
Так же, как и в случае с компетенциями, в фокусе маркетинга авторитета всегда продукт и бренд, а покупатель — это человек, который должен чувствовать пиетет от соприкосновения с чем-то великим и прекрасным.
Решение
И на вершине нашей пирамиды ценностей — решение. Решение — это когда происходит объединение нескольких компетенций для решения конкретной проблемы. Например, есть CRM — софт для управления взаимоотношениями с клиентами. Он может быть использован для любого бизнеса, но в каждом отдельном случае требует настройки под требования конкретной компании. И есть CRM для автосервисов — результат объединения компетенций по разработке CRM и внедрения бизнес-процессов в работу автосервиса. Какую CRM можно продать дороже? Вопрос риторический. Решения всегда монетизируются лучше любых других типов продуктов, так как зачастую они дают возможность получить за деньги то, что раньше купить было невозможно (вряд ли вы найдете много автосервисов, которые станут покупать некастомизированную CRM). Однако срок жизни решений, особенно успешных, весьма короткий, так как их начинают копировать и из решений они превращаются в компетенции по производству продукта — см. пункт 1.
История компании GoPro — отличный пример, подтверждающий лучшую монетизацию решений и их недолгий жизненный цикл.
Вы скажете, что парню повезло и он просто попал в тренд роста интереса к категории камер в целом, то есть люди стали покупать больше камер в принципе, включая и GoPro. Однако на самом деле все как раз наоборот: именно с 2010 года продажи камер стали стремительно падать и рынок камер начал проваливаться.
Получить большую сумму может каждый: 10 открытий, за которые заплатят миллионы долларов
В современном мире существует такое количество проблем, что жизни не хватит на то, чтобы их все решить. Однако можно самостоятельно найти такие решения, за которые вам еще и хорошо заплатят. Как насчет миллиона долларов? Заманчиво, не так ли? А для этого вам нужно немного посидеть в удобном кресле и хорошенько подумать.
Итак, представляем вашему вниманию подборку из десяти открытий, за которые можно получить баснословную сумму денег.
1. Математический институт Клэя и его задачи тысячелетия
В 2000 году этим учреждением был представлен список, содержащий 7 математических проблем, решение которых практически невозможно найти. Однако при этом оговаривалось, что тот, кому удастся решить хотя бы одну из этих задач, получит награду, и не какую-нибудь, а самый настоящий миллион долларов!
Попробуйте решить уравнение P = NP, которое впервые было предложено в 1971 году. Проблема этого равенства заключается в следующем: если быстро можно проверить положительный ответ на конкретный вопрос (за полиномиальное время), то так ли быстро можно найти ответ на этот вопрос?
Сегодня это одна из самых крупных проблем теоретической информатики. Многие люди пытались ее решить, но все безрезультатно. В 2010 году часть решения была найдена, но на этом ученые зашли в тупик.
2. Archon Genomics X
Если математические задачи для вас слишком сложны, тогда можно попробовать получить приз в 10 миллионов долларов за создание устройства, действие которого будет направлено на упорядочивание сотни человеческих геномов за 10 дней. При этом точность должна составлять 1 ошибку на 100 тысяч ДНК-частей. Оговаривается, что стоимость такого устройства не должна превышать 10 тысяч долларов.
Стоит отметить, что такое открытие очень важно для человечества. С его помощью можно будет заранее обнаруживать различные риски для здоровья, производить индивидуальные лекарственные препараты и составлять план здоровья для конкретного человека. Да и сумма в 10 миллионов долларов является большим стимулом для всех людей, желающих войти в историю.
3. Ночной луноход
Поскольку солнечные батареи можно использовать только днем, NASA организовало конкурс, где главным призом является денежная премия в размере 15 миллионов долларов. Чтобы ее получить, необходимо всего лишь придумать способ того, как можно длительно хранить энергию, чтобы обеспечить бесперебойную работу вездехода в темноте.
NASA планирует использование на Луне транспортных средств, работающих от солнечных батарей. Задача эта не из легких, поскольку на Луне преобладает ночь. Если найдется человек, который сумеет решить эту проблему, то он не только получит внушительную сумму денег, но и подарит возможность вездеходам исследовать Марс и Луну в любое время, и не важно, как при этом они будут располагаться относительно Солнца.
4. Приз Qualcomm Tricorder
10 миллионов долларов вы сможете получить, если придумаете устройство, которое сможет осуществлять диагностику человеческого организма лучше, чем самые квалифицированные доктора. Возможно, впоследствии именно за вашей головой начнет охоту общество безработных медицинских специалистов, но вы со своими миллионами сможете дать им достойный отпор.
Если вы найдете способ продлить жизнь мышам хотя бы до 5 лет, то вас ждет достойный приз в размере 4 миллионов долларов. А это по 800 тысяч за каждый прожитый мышонком год! Достойная награда, не так ли?
Такое достижение позволит науке сделать большой рывок вперед в исследовании долголетия людей. В результате человек будет жить не только долго, но и обладать крепким здоровьем.
6. Чеки Кнута
Чем же так примечательно это финансовое учреждение, спросите вы. А тем, что оно выдуманное.
7. Соревнования Virgin Earth
Однако тут есть свои правила: чтобы доказать реальность задуманного, необходимо убрать хотя бы 1 млрд тонн. А это, согласитесь, более выполнимо, хотя.
8. Паранормальное соревнование
Образовательный фонд, созданный иллюзионистом Джеймсом Рэнди, предлагает приз в размере 1 миллиона долларов тому, кто докажет реальность существования паранормальных явлений. Впервые такое заявление Рэнди сделал в 1968 году на радио в Великобритании. Однако в прямом эфире позвонил один из слушателей и посоветовал иллюзионисту пересмотреть свои скептические взгляды, на что Рэнди предложил 100 тысяч долларов тому, кто первым сможет доказать, что привидения существуют. Затем он постепенно стал увеличивать награду, пока ее размер не достиг миллиона.
Стоит отметить, что одних спиритических сеансов будет мало. Нужно представить кучу доказательств, пройти различные тесты, дать множество интервью. Скажем так, что до сегодняшнего дня это сделать никому не удалось, так что у вас есть все шансы разбогатеть.
9. Приз от Чарли Чаплина
Всемирно известный шутник и комик учредил премию в размере 1 миллиона долларов, которую может получить мужчина, родивший ребенка. А судя по тому, как стремительно развивается наука, возможно, в скором времени эту премию кто-то все-таки получит.
Стоит отметить, что мужчина, родивший троих детей, все же существует. Но почему же тогда он не получил заветный миллион? Дело в том, что изначально многодетный папаша Томас Беати был женщиной, но до 30 лет жил как мужчина. Женившись на женщине, которая была бесплодной, Томас решил прекратить принимать мужские гормоны, чтобы забеременеть и родить.
10. Лифт 2010
Премию под названием «Лифт 2010» в размере 4 млн долларов получит тот, кто спроектирует лифт, который будет перемещаться более чем на 100 километров и доставлять в космическое пространство людей и все необходимое для их пребывания там.
Премия делится на несколько частей. Так, если вы придумаете, как сделать так, чтобы лифт не ломался от отсутствия кислорода снаружи, то сможете получить целый миллион условных единиц.
Отметим, что несколько лет назад команда разработчиков из Сиэтла уже выиграла 900 тысяч долларов за создание альпинистского троса, который имел длину 914,4 м. Это, конечно, не совсем космос, но все же чертовски высоко!
Заключение
Если вы креативный человек и не боитесь трудностей, возможно, пришло время проявить себя? Дерзайте, и, кто знает, может быть, именно вас ждала так долго одна из этих премий.
10 сфер, в которых можно действительно заработать миллиарды
Ещё в 2013 году Forbes провёл опрос 400 миллиардеров о том, как они заработали свои деньги. Оказалось, что из них 127 унаследовали свои деньги, а остальные 273 заработали их самостоятельно.
Большинство из этих миллиардеров заработали своё состояние в одинаковых сферах деятельности. Вот те сферы, где можно действительно заработать миллиарды.
1. Производство
Что бы ни говорили о постиндустриальном обществе, производство остаётся актуальным способом заработать миллиарды. Ярким примером этому является Илон Маск, занимающийся производством автомобилей и космических кораблей. К примеру, Tesla за 2020 (не самый лучший для всех секторов экономики) год показала чистую прибыль в 420 миллионов долларов.
Увы, но производство требует огромных инвестиций и масштабов, поэтому как стартап эта сфера не подходит. Однако производство можно начать и с чего-то менее амбициозного, постепенно масштабируя бизнес, как это было со Стивом Джобсом и Стивом Возняком, компания которых изначально находилась в гараже, а позже расширила влияние на весь мир.
2. Спорт
На данный момент эта сфера сильно просела из-за пандемии и пустующих трибун, но всё ещё является одним из главных способов заработать миллиарды. Можно подумать, что миллиардеры приобретают команды только для того, чтобы потешить свое самолюбие. На деле же тысячи фанатов, покупающие абонементы на места, брендированные товары, спонсоры и различные мероприятия приносят владельцам клубов баснословные деньги.
Так, например, футбольный клуб «Челси», принадлежащий Роману Абрамовичу, только от компании Nike, изготавливающей для команды форму, получает 60 миллионов фунтов стерлингов в год. Учитывая, что контракт заключён в 2017 году на 15 лет, общая сумма сделки оценивается в 900 миллионов фунтов стерлингов.
3. Фармацевтика
Фармацевтика была, есть и будет одной из самых выгодных сфер. На одной только виагре компания Pfizer заработала миллиарды долларов. Да, эта сфера требует огромных инвестиций в научно-исследовательскую деятельность, но всё окупается, причём многократно, как это было с уже упомянутой виагрой. Как и многие другие сферы, фармацевтика, для того чтобы приносить сверхдоходы, становится безжалостной, запрещая выпускать разработанные одними компаниями средства и защищая их патентами.
4. Энергетика
В сферу энергетики входит добыча энергоносителей, их транспортировка и производство электроэнергии. Стоимость только одной Saudi Aramco, расположенной в Саудовской Аравии, оценивается в 10 триллионов долларов. Чтобы ты понимал, Apple, крупнейшая публичная компания, оценивается в 600 миллиардов долларов.
Именно поэтому в нефтедобывающих странах, в том числе в России, сфера энергетики «производит» больше всего долларовых миллиардеров. Чтобы ты понимал масштабы, за 2019 год только одна «Роснефть» направила на выплаты дивидендов 191,5 миллиард рублей.
5. Еда и напитки
Люди всегда хотят есть — как можно вкуснее и как можно дешевле. Немало миллиардеров в списках Forbes находятся на своих почётных местах именно по этой причине. Так, например, Реймонд Крок, выкупивший и расширивший сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s на всю страну, на момент смерти в 1984 году имел состояние в 500 миллионов долларов, что в наше время с учётом инфляции равняется 1,2 миллиарда долларов.
Китайский миллиардер Чжун Шаньшань — по большей части за счёт бутилированной воды и дополнительно с помощью доли в разработке вакцины от коронавируса — стал самым богатым человеком в Китае с состоянием в 57 миллиардов долларов.
В период пандемии сфера еды и напитков одной из немногих показывала стабильный рост доходов, делая владельцев компаний ещё богаче. Только за 2019 год McDonald’s показал чистую прибыль в 6,025 миллиарда долларов.
6. Медиа
Кто бы что ни говорил, медиа всегда будут зависимыми от кого-либо, и свобода слова в чистом виде — это несуществующая материя, ведь каждое издание, каждый канал преследуют собственные цели и имеют своё мнение.
Сфера медиа — это не только телевизионная и цифровая пропаганда интересов инвесторов, но и массовые развлечения, например кино и концерты. Чтобы понимать масштабы тех денег, которые крутятся в медиа, посмотри на популярных блогеров. PewDiePie со своими 30 миллионами подписчиков зарабатывает более четырех миллионов долларов в год просто на доходах от рекламы на своём канале.
Чистая прибыль более профессиональных медиа, таких как Netflix, обходит даже крупных игроков из сферы еды и напитков: 1,86 миллиарда долларов только за 2019 год.
7. Мода
Сфера моды, особенно показы одежды на модных выставках, некоторым людям кажется нелепым и бесполезным занятием. Но на деле она позволяет стать миллиардером. Например, в списке Forbes-400 находятся Джин Сук и До Вон Чанг, основавшие Forever 21, и Амансио Ортега, создавший Zara. Последний на 2020 год имел состояние в 55,1 миллиарда долларов, что позволило ему разместиться на шестом месте в рейтинге богатейших людей планеты.
И если ты думаешь, что для этого нужны огромные инвестиции, то ты ошибаешься. Известный бренд Love, Bonito начинался как магазин по продаже поддержанной одежды и за несколько лет превратился в крупную компанию, получившую награду SME Asia Award 2013/2014, всемирную известность и доход, исчисляющийся семью знаками после первой цифры.
8. Недвижимость
Одна из самых популярных сфер у выходцев из списка Forbes-400. Буквально каждый обеспеченный человек, имея сверхдоходы, вкладывается в недвижимость, помня знаменитую цитату Марка Твена о том, что нужно покупать землю, так как её больше не производят.
И действительно, недвижимость только растёт в цене. Так, например, по оценкам экспертов, с 1975 по 2016 годы стоимость недвижимости выросла в 15 раз, и то, что в 1975-м стоило сто тысяч, через тридцать лет уже можно было продать за полтора миллиона.
К слову, тот же Амансио Ортега, владелец Zara, в 2020 году раскрыл стоимость принадлежащей его компании недвижимости — 17,2 миллиарда долларов. Состояние одного из самых богатых людей Китая — Ху Цзяиня — оценивается в 34 миллиарда долларов. Причём Ху родился в крестьянской семье и был сталеваром, а своих миллиардов добился исключительно собственными силами.
9. Технологии
Один из самых популярных способов стать миллиардером — сфера технологий. Именно здесь можно за достаточно короткое время заработать огромные деньги. В качестве примера можно взять Google, который стартовал как исследовательский проект в Стэнфорде. Сейчас состояние Сергея Брина, соучредителя Google, оценивается в 75,9 миллиарда долларов.
Другой пример — Facebook, который принёс своему владельцу, Марку Цукербергу, состояние в 107 миллиардов долларов. Напомним, оба этих человека буквально на коленке собрали свои проекты, и эти проекты не требовали огромных инвестиций. Flappy Bird, ставшая в 2014 году самой загружаемой бесплатной игрой в Google Play и App Store, ежедневно приносила своему создателю Донгу Нгуену за счёт рекламы 50 тысяч долларов.
Но если ты думаешь, что такое возможно только на Западе, взгляни на Павла Дурова. Ещё в 2016 году его состояние оценивалось в 600 миллионов долларов. На 2020 год оно составляло уже 3,4 миллиарда, что позволило Павлу занять 30-е место в рейтинге самых богатых людей России.
10. Инвестиции
Это самый популярный способ положить на свой банковский счёт сумму с девятью нулями после первой цифры. Инвестирование популярно потому, что позволяет работать в любых сферах — от вложения денег в McDonald’s до покупки биткоинов. Так, например, на момент написания статьи один биткоин стоил 34 тысячи долларов. Десять лет назад, в 2011 году, один биткоин обошёлся бы тебе в доллар.
Один из самых успешных примеров инвестиций сделали братья Уинклвоссы, купившие в 2013 году биткоины по цене 120 долларов за монету на общую сумму в 11 миллионов долларов. Уже в 2017 году, когда цена монеты достигла 20 тысяч долларов, они стали первыми публично известными биткоиновыми миллиардерами.
Уоррен Баффет, известный американский инвестор, по оценкам 2020 года имел состояние в 64,7 миллиарда долларов. Этот и многие другие успешные инвесторы показывают, что грамотное вложение сравнительно небольших денег при тщательном анализе способно принести огромные суммы. Некоторые инвесторы начинали с депозитов от нескольких сотен долларов и приходили к многомиллионному состоянию путём упорного труда.
За что на самом деле платят деньги
За работу никто уже давно не платит или платят копейки. В мире почти 8 миллиардов людей, и всегда найдутся те, кто сделает работу быстрее и дешевле. Тем более учитывая «правило какого-то азиата», которое гласит: как бы хорош ты в чем-либо ни был, всегда найдётся какой-то азиат, который делает это лучше. Нормальные деньги платят не за то, что ты руками что-то делаешь (неважно, укладываешь асфальт на дороге или бумажки в офисе перекладываешь), а за редкие качества. Если у тебя нет ресурсов на организацию своего дела или просто на самодостаточную самозанятость — возможно, стоит прокачать какое-то полезное качество.
1. Уникальные навыки
Отличный кассир в «Магните» или «Табрисе» получает меньше, чем плохой геологоразведчик. Даже если у кассира опыт лет 15–20, это не играет роли: его навык практически бесполезен, и без труда можно найти сотню штрейхбрекеров на это место всего за пару дней. Поменять даже плохого геологоразведчика можно, но новый специалист будет ещё дороже, и найти его непросто: таких специалистов выпускают штучно, если смотреть в масштабах страны.
Мораль этой истории не в нефти или других полезных ископаемых, а в редкости навыка. Чем более редким, но полезным навыком ты овладеешь, тем больше сможешь требовать за свою работу денег. Ведь при наличии такого навыка уже ты становишься тем, кто выбирает место и условия труда. Уже компании и корпорации рассматриваются тобою как штрейхбрекеры. Не согласились вписать ещё один нолик в контракт? Согласятся другие. Конечно, это пример утрированный, но смысл именно таков. Платят не за работу, а за степень уникальности навыков.
2. Редкие знания
Можно получать большие деньги за редкие или тем более уникальные знания. Плохой физик-ядерщик, работающий на АЭС, получает несоизмеримо больше лучшего в мире кондуктора. Хотя у последнего работа намного тяжелее. Но дело в том, что при необходимости физик-ядерщик легко сможет выполнять функции кондуктора, а кондуктор не сможет выполнять функции физика-ядерщика.
Школьный учитель получает намного меньше преподавателя из вуза — это не потому, что в вузе работа тяжелее, скорее даже наоборот. Дело опять же в знаниях. Чтобы работать школьным учителем, нужно просто окончить соответствующий факультет в одном из высших учебных заведений. Чтобы работать преподавателем в вузе — нужно закончить магистратуру или опубликовать какие-то научные труды, защитить какие-то степени. То есть получить более высокие и уникальные знания. За них заплатят больше.
3. Полезные связи
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Истина жизни, регулярно подтверждающая свою истинность. Имея нужные связи, можно сократить путь до чего угодно, можно сократить необходимые для достижения результата усилия. За такие связи, конечно, тебе заплатят. Вот простейший пример: риелторы. Они получают деньги за свои связи, у них есть база «знакомых» продавцов недвижимости и такая же база покупателей. За умение найти нужных людей и «соединить» их риелторы и получают деньги. А совсем не за продажу недвижимости.
Ещё простой пример: сетевой маркетинг. Он полностью построен на связях и знакомствах — чем их больше, тем выше ты в иерархии. Часто можно встретить объявления о приглашениях в разные структуры, но сразу со своей базой. То есть сам сетевик реально не нужен, он бесполезен, и этой деятельности можно научить кого угодно, но вот его связи, его база уже стоят денег — за них заплатят.
Естественно, чем уникальнее, полезнее и шире связи у человека, тем больше денег он может за них получить. Международные представители государственного уровня получают сумасшедшие деньги совсем не за своё сидение в кабинетах — у этих людей есть высочайшие связи в разных странах мира. Эти связи так широки, что могут быть применены сотнями способов. Мексиканский наркокартель начинает рост не тогда, когда организует много лабораторий по всей стране, а когда находит нужные связи для переправки товара к потребителю. Иначе, имей такой картель хоть миллион тонн дури, какой в ней прок, если непонятно, как её доставить до потребителя.
4. Ответственность
Могут платить за готовность человека брать на себя ответственность. Чем она выше, тем больше заплатят. Вот смотри, работники всевозможных ломбардов получают ощутимо больше денег, чем простые продавцы продуктов. Это потому, что приёмщик в ломбарде берёт на себя ответственность за принимаемый товар, он должен проверить его исправность, состояние, оценить стоимость и предложить адекватную сумму. Если вместо настоящего айфона он примет китайскую копию, то встрянет тысяч на 15–20 и платить будет из своих кровных.
Хирурги получают большие деньги потому, что их ошибка может стоить человеку жизни — они несут за него ответственность. Если ошибка будет квалифицирована как халатность, то хирург может лишиться свободы и права работы по специальности. Чем большую ответственность готов брать на себя человек, тем больше денег он может требовать как компенсацию.