За что готовы платить большие деньги
Получить большую сумму может каждый: 10 открытий, за которые заплатят миллионы долларов
В современном мире существует такое количество проблем, что жизни не хватит на то, чтобы их все решить. Однако можно самостоятельно найти такие решения, за которые вам еще и хорошо заплатят. Как насчет миллиона долларов? Заманчиво, не так ли? А для этого вам нужно немного посидеть в удобном кресле и хорошенько подумать.
Итак, представляем вашему вниманию подборку из десяти открытий, за которые можно получить баснословную сумму денег.
1. Математический институт Клэя и его задачи тысячелетия
В 2000 году этим учреждением был представлен список, содержащий 7 математических проблем, решение которых практически невозможно найти. Однако при этом оговаривалось, что тот, кому удастся решить хотя бы одну из этих задач, получит награду, и не какую-нибудь, а самый настоящий миллион долларов!
Попробуйте решить уравнение P = NP, которое впервые было предложено в 1971 году. Проблема этого равенства заключается в следующем: если быстро можно проверить положительный ответ на конкретный вопрос (за полиномиальное время), то так ли быстро можно найти ответ на этот вопрос?
Сегодня это одна из самых крупных проблем теоретической информатики. Многие люди пытались ее решить, но все безрезультатно. В 2010 году часть решения была найдена, но на этом ученые зашли в тупик.
2. Archon Genomics X
Если математические задачи для вас слишком сложны, тогда можно попробовать получить приз в 10 миллионов долларов за создание устройства, действие которого будет направлено на упорядочивание сотни человеческих геномов за 10 дней. При этом точность должна составлять 1 ошибку на 100 тысяч ДНК-частей. Оговаривается, что стоимость такого устройства не должна превышать 10 тысяч долларов.
Стоит отметить, что такое открытие очень важно для человечества. С его помощью можно будет заранее обнаруживать различные риски для здоровья, производить индивидуальные лекарственные препараты и составлять план здоровья для конкретного человека. Да и сумма в 10 миллионов долларов является большим стимулом для всех людей, желающих войти в историю.
3. Ночной луноход
Поскольку солнечные батареи можно использовать только днем, NASA организовало конкурс, где главным призом является денежная премия в размере 15 миллионов долларов. Чтобы ее получить, необходимо всего лишь придумать способ того, как можно длительно хранить энергию, чтобы обеспечить бесперебойную работу вездехода в темноте.
NASA планирует использование на Луне транспортных средств, работающих от солнечных батарей. Задача эта не из легких, поскольку на Луне преобладает ночь. Если найдется человек, который сумеет решить эту проблему, то он не только получит внушительную сумму денег, но и подарит возможность вездеходам исследовать Марс и Луну в любое время, и не важно, как при этом они будут располагаться относительно Солнца.
4. Приз Qualcomm Tricorder
10 миллионов долларов вы сможете получить, если придумаете устройство, которое сможет осуществлять диагностику человеческого организма лучше, чем самые квалифицированные доктора. Возможно, впоследствии именно за вашей головой начнет охоту общество безработных медицинских специалистов, но вы со своими миллионами сможете дать им достойный отпор.
Если вы найдете способ продлить жизнь мышам хотя бы до 5 лет, то вас ждет достойный приз в размере 4 миллионов долларов. А это по 800 тысяч за каждый прожитый мышонком год! Достойная награда, не так ли?
Такое достижение позволит науке сделать большой рывок вперед в исследовании долголетия людей. В результате человек будет жить не только долго, но и обладать крепким здоровьем.
6. Чеки Кнута
Чем же так примечательно это финансовое учреждение, спросите вы. А тем, что оно выдуманное.
7. Соревнования Virgin Earth
Однако тут есть свои правила: чтобы доказать реальность задуманного, необходимо убрать хотя бы 1 млрд тонн. А это, согласитесь, более выполнимо, хотя.
8. Паранормальное соревнование
Образовательный фонд, созданный иллюзионистом Джеймсом Рэнди, предлагает приз в размере 1 миллиона долларов тому, кто докажет реальность существования паранормальных явлений. Впервые такое заявление Рэнди сделал в 1968 году на радио в Великобритании. Однако в прямом эфире позвонил один из слушателей и посоветовал иллюзионисту пересмотреть свои скептические взгляды, на что Рэнди предложил 100 тысяч долларов тому, кто первым сможет доказать, что привидения существуют. Затем он постепенно стал увеличивать награду, пока ее размер не достиг миллиона.
Стоит отметить, что одних спиритических сеансов будет мало. Нужно представить кучу доказательств, пройти различные тесты, дать множество интервью. Скажем так, что до сегодняшнего дня это сделать никому не удалось, так что у вас есть все шансы разбогатеть.
9. Приз от Чарли Чаплина
Всемирно известный шутник и комик учредил премию в размере 1 миллиона долларов, которую может получить мужчина, родивший ребенка. А судя по тому, как стремительно развивается наука, возможно, в скором времени эту премию кто-то все-таки получит.
Стоит отметить, что мужчина, родивший троих детей, все же существует. Но почему же тогда он не получил заветный миллион? Дело в том, что изначально многодетный папаша Томас Беати был женщиной, но до 30 лет жил как мужчина. Женившись на женщине, которая была бесплодной, Томас решил прекратить принимать мужские гормоны, чтобы забеременеть и родить.
10. Лифт 2010
Премию под названием «Лифт 2010» в размере 4 млн долларов получит тот, кто спроектирует лифт, который будет перемещаться более чем на 100 километров и доставлять в космическое пространство людей и все необходимое для их пребывания там.
Премия делится на несколько частей. Так, если вы придумаете, как сделать так, чтобы лифт не ломался от отсутствия кислорода снаружи, то сможете получить целый миллион условных единиц.
Отметим, что несколько лет назад команда разработчиков из Сиэтла уже выиграла 900 тысяч долларов за создание альпинистского троса, который имел длину 914,4 м. Это, конечно, не совсем космос, но все же чертовски высоко!
Заключение
Если вы креативный человек и не боитесь трудностей, возможно, пришло время проявить себя? Дерзайте, и, кто знает, может быть, именно вас ждала так долго одна из этих премий.
Ключ к сердцу. За что покупатели готовы платить
Пока бизнес растет, никто не задумывается, за что именно клиент выбирает продукт. Стереотипов множество: за хорошие цены, за большие скидки, за высокое качество и отличный сервис, за то, что у продавца профессиональная команда (он 20 лет на рынке, лидер продаж), и т. д. Однако все эти ответы перестают удовлетворять владельцев бизнеса и топ-менеджеров, когда рынок начинает стагнировать, а доходы — снижаться. В этом случае возникают иные вопросы: почему покупатели перестали платить за мой продукт? а почему они платили раньше? и вообще за что люди платят?
Последний вопрос не давал мне покоя последние десять из 20 лет работы в маркетинге. Ответ пришел неожиданно, после того, как я провел 512 глубинных интервью по методике Buyer Persona, которая помогает поговорить с реальными покупателями, узнать их историю покупки, а затем полученные данные проанализировать и представить в виде прикладных данных для создания маркетинговой стратегии.
Все оказалось настолько просто, что любой предприниматель или топ-менеджер может использовать это и никогда больше не задавать себе риторический вопрос о ценностях, за которые люди платят.
Итак, люди могут покупать товары из-за миллиона разных причин, но платят они всегда за ценности, которые делятся на четыре типа: компетенции, опыт, авторитет, решение.
Нанимаете ли вы няню, вызываете ли водопроводчика или пользуетесь услугами такси, вы аутсорсите компетенции, чтобы потратить свое время более продуктивно и сделать то, что вы умеете лучше всего. Оплата компетенций — это обычный способ обмена денег на ценности, который вы используете каждый день. И в любом продукте заложены компетенции, которые включают в себя знания, навыки, оборудование и материалы для его создания: для швеи — умение шить и швейная машинка, для iPhone — инжиниринг Apple и производственные мощности Foxconn, на которых и материализуются решения детища Стива Джобса.
Подавляющее большинство компаний продает свои компетенции, и это самый базовый уровень ценностей, который трудно монетизировать, так как конкуренция очень высока, а разница между компетенциями крайне незначительна, что приводит к ценовой конкуренции, минимизации маржи и прочим неприятным для бизнеса результатам.
С точки зрения маркетинга компании, предлагающие свои компетенции, также находятся в проигрышной ситуации. Например, рекламные слоганы Toshiba (Leading Innovation) и Nissan (Innovation that excites) практически идентичны и рассказывают о том, что инновации — это то, чем их компетенции по созданию продукта лучше конкурентов. Ни о каких выгодах покупателя речи и близко нет. Еще один пример стандартного и очень распространенного предложения компетенций — это слоган «Яндекса»: «Поиск №1 в России».
Такой маркетинг очень нравится топ-менеджерам, так как он преувеличивает возможности продукта и компании, но почти всегда вызывает раздражение целевой группы, и поэтому требует больших расходов на рекламу. В неизбежной ценовой войне выживают самые крупные и авторитетные игроки.
Приходилось ли вам задумываться, почему цена одной и той же бутылки вина в супермаркете и хорошем ресторане может отличаться в разы и почему люди платят эту разницу?
Потому что сервис, ответите вы. Но сервис сам по себе не может увеличить стоимость продукта в три раза. Ценность ресторана в том, что вы можете получить незабываемый опыт общения с нужными людьми в приятной атмосфере и, что критически важно для бизнеса, вы готовы за это платить. В отличие от бизнеса компетенции продажа опытов построена вокруг клиента, его желаний и потребностей. А монетизация опытов клиента — гораздо более выгодный бизнес, чем просто продажа компетенций, так как каждый опыт уникален и его можно оценить гораздо выше, чем стоимость вложенных в него ресурсов, знаний и оборудования.
Именно поэтому задача маркетинга опытов — сделать предлагаемый опыт покупателя более ценным. Например, Dolby Atmos через свой слоган Feel every dimension («Почувствуй каждое измерение») рассказывает о том, что в реальной жизни звук окружает нас со всех сторон и истории, рассказанные с таким звуком, более реалистичны и дают возможность испытать новые ощущения от просмотра фильма. И, кстати, кинозалы с Atmos в среднем на 15% дороже обычных.
Amazon со знаменитым слоганом And you’re done («И все») показывает, как интернет-ретейлер облегчает задачу по покупке любого товара. Несколько кликов, не выходя из дома, и все…
Маркетинг опытов, так же как и сам бизнес, выгодно отличается тем, что главный герой коммуникации — покупатель, а не продукт. Поэтому не требует сумасшедших расходов на рекламу, а ценовая конкуренция значительно ниже, чем в случае с компетенциями.
Авторитет
Третий тип ценности, который можно купить за деньги, — это авторитет. Например, вы покупаете себе дорогие часы или престижный немецкий седан — товары, стоимость которых намного превышает их практическую ценность. Вы делаете это для того, чтобы повысить или поддержать свой авторитет в обществе.
Суть этого свойства человека подробно описал Торстейн Веблен в своей книге «Теория праздного класса». В ней он доказал, что людям недостаточно просто иметь деньги и власть — они хотят это демонстрировать. Это утверждение знаменитого американского социолога XIX века полностью подтверждают данные потребления лакшери, премиум, пафосных безделушек: сумок, ручек, часов и др., продажи которых за последние 20 лет выросли более чем в три раза.
Типичные примеры маркетинга авторитета — это Patek Philippe, заявляющий, что вы на самом деле никогда не владеете часами этой марки, а просто храните их для будущих поколений, или же Mercedes-Benz, который со своим слоганом The best or nothing («Лучшее или ничего») по той же логике отодвигает покупателя на второй план, направляя свет прожекторов на бренд.
Так же, как и в случае с компетенциями, в фокусе маркетинга авторитета всегда продукт и бренд, а покупатель — это человек, который должен чувствовать пиетет от соприкосновения с чем-то великим и прекрасным.
Решение
И на вершине нашей пирамиды ценностей — решение. Решение — это когда происходит объединение нескольких компетенций для решения конкретной проблемы. Например, есть CRM — софт для управления взаимоотношениями с клиентами. Он может быть использован для любого бизнеса, но в каждом отдельном случае требует настройки под требования конкретной компании. И есть CRM для автосервисов — результат объединения компетенций по разработке CRM и внедрения бизнес-процессов в работу автосервиса. Какую CRM можно продать дороже? Вопрос риторический. Решения всегда монетизируются лучше любых других типов продуктов, так как зачастую они дают возможность получить за деньги то, что раньше купить было невозможно (вряд ли вы найдете много автосервисов, которые станут покупать некастомизированную CRM). Однако срок жизни решений, особенно успешных, весьма короткий, так как их начинают копировать и из решений они превращаются в компетенции по производству продукта — см. пункт 1.
История компании GoPro — отличный пример, подтверждающий лучшую монетизацию решений и их недолгий жизненный цикл.
Вы скажете, что парню повезло и он просто попал в тренд роста интереса к категории камер в целом, то есть люди стали покупать больше камер в принципе, включая и GoPro. Однако на самом деле все как раз наоборот: именно с 2010 года продажи камер стали стремительно падать и рынок камер начал проваливаться.
7 странных вакансий, за которые хорошо платят
Профессии, которые действительно существуют
О смене профессии задумывались многие. А хорошо зарабатывать своим хобби — мечта почти каждого.
Рассказываем, за какую странную работу готовы платить хорошие деньги.
За стояние в очередях
Оплата: 10 евро в час
В Италии несколько лет назад изобрели новую профессию — очередник. Он вместо вас постоит в очереди в любое государственное учреждение, подаст заявления в налоговую и паспортный стол.
Профессия действительно полезная: мало кому нравится терять несколько часов жизни стоя в очередях. В России такие услуги тоже востребованы — как правило, клиентов можно найти в соцсетях.
Убраться самому или позвать уборщицу?
За сон
Оплата: 500 рублей в час
Лаборатории сна периодически ищут добровольцев для исследований. Людям платят за то, что они спят под наблюдением специалистов. Эта работа — настоящее сокровище: не нужно доказывать свои навыки или получать специальное образование — от вас потребуется только крепкий сон.
За трансляцию обеда
Оплата: доход от рекламы
Этот способ заработка родом из Азии. Несколько лет назад в интернете стали появляться ролики, в которых люди просто едят. Они набрали такую популярность, что появилась целая индустрия: тысячи людей готовы в прямом эфире наблюдать за ужином симпатичной девушки.
За обнимание панд
Оплата: 32 000 долларов в год
Если вы владеете китайским, интересуетесь биологией и старше 22 лет — самое время отправить заявку на эту вакансию. Не работа, а мечта: рабочий день проходит в объятьях панд, да еще и платят неплохо. Правда, отпуск не предусмотрен — но и сама работа похожа на отдых.
За дегустацию сладостей
Оплата: 120 000 рублей в месяц
На кондитерские фабрики часто требуются дегустаторы сладостей. Профессиональный сладкоежка должен попробовать 2,5 килограмма продукции в день. Компания обещает оплатить спортзал и отправить на стажировку в Бельгию. От кандидата требуется опыт работы от 3 лет и развитые органы чувств.
Если вы пока не готовы к таким экзотичным вакансиям, присмотритесь к знакомым способам заработка.
За распитие вина
Оплата: от 50 000 Р в месяц
Сомелье работает в ресторанах и составляет винные карты. Он может посоветовать вино, которое идеально подходит к выбранному вами блюду. Для этого специалисту приходится постоянно участвовать в дегустациях и путешествовать в винные регионы Франции, Италии, Испании или Чили.
Для желающих приобщиться к профессии открыты специальные школы. Однако потребуются развитый нюх и чувствительные вкусовые рецепторы, способные различить малейшие оттенки вкуса.
За любовь к животным
Оплата: от 500 рублей за прогулку
Для большинства собачников прогулка с любимцем — приятное занятие. Но бывает, что из-за работы или болезни не удается вывести собаку на улицу. Тогда приходят они — профессиональные выгульщики.
Нужно быть готовым к холоду и дождю, а еще любить собак и крепко держать поводок.
За любовь к играм
Оплата: от 50 000 рублей в месяц
Пока одни думают, что компьютерные игры — это лишь повод потратить время и деньги, другие неплохо на них зарабатывают. Тестировщику нужно из раза в раз проходить один и тот же уровень, чтобы найти все ошибки разработчиков.
Если вы любите компьютерные игры и бесконечно пытаетесь застрять в текстурах, смело отправляйте резюме.
За что на самом деле платят деньги
За работу никто уже давно не платит или платят копейки. В мире почти 8 миллиардов людей, и всегда найдутся те, кто сделает работу быстрее и дешевле. Тем более учитывая «правило какого-то азиата», которое гласит: как бы хорош ты в чем-либо ни был, всегда найдётся какой-то азиат, который делает это лучше. Нормальные деньги платят не за то, что ты руками что-то делаешь (неважно, укладываешь асфальт на дороге или бумажки в офисе перекладываешь), а за редкие качества. Если у тебя нет ресурсов на организацию своего дела или просто на самодостаточную самозанятость — возможно, стоит прокачать какое-то полезное качество.
1. Уникальные навыки
Отличный кассир в «Магните» или «Табрисе» получает меньше, чем плохой геологоразведчик. Даже если у кассира опыт лет 15–20, это не играет роли: его навык практически бесполезен, и без труда можно найти сотню штрейхбрекеров на это место всего за пару дней. Поменять даже плохого геологоразведчика можно, но новый специалист будет ещё дороже, и найти его непросто: таких специалистов выпускают штучно, если смотреть в масштабах страны.
Мораль этой истории не в нефти или других полезных ископаемых, а в редкости навыка. Чем более редким, но полезным навыком ты овладеешь, тем больше сможешь требовать за свою работу денег. Ведь при наличии такого навыка уже ты становишься тем, кто выбирает место и условия труда. Уже компании и корпорации рассматриваются тобою как штрейхбрекеры. Не согласились вписать ещё один нолик в контракт? Согласятся другие. Конечно, это пример утрированный, но смысл именно таков. Платят не за работу, а за степень уникальности навыков.
2. Редкие знания
Можно получать большие деньги за редкие или тем более уникальные знания. Плохой физик-ядерщик, работающий на АЭС, получает несоизмеримо больше лучшего в мире кондуктора. Хотя у последнего работа намного тяжелее. Но дело в том, что при необходимости физик-ядерщик легко сможет выполнять функции кондуктора, а кондуктор не сможет выполнять функции физика-ядерщика.
Школьный учитель получает намного меньше преподавателя из вуза — это не потому, что в вузе работа тяжелее, скорее даже наоборот. Дело опять же в знаниях. Чтобы работать школьным учителем, нужно просто окончить соответствующий факультет в одном из высших учебных заведений. Чтобы работать преподавателем в вузе — нужно закончить магистратуру или опубликовать какие-то научные труды, защитить какие-то степени. То есть получить более высокие и уникальные знания. За них заплатят больше.
3. Полезные связи
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Истина жизни, регулярно подтверждающая свою истинность. Имея нужные связи, можно сократить путь до чего угодно, можно сократить необходимые для достижения результата усилия. За такие связи, конечно, тебе заплатят. Вот простейший пример: риелторы. Они получают деньги за свои связи, у них есть база «знакомых» продавцов недвижимости и такая же база покупателей. За умение найти нужных людей и «соединить» их риелторы и получают деньги. А совсем не за продажу недвижимости.
Ещё простой пример: сетевой маркетинг. Он полностью построен на связях и знакомствах — чем их больше, тем выше ты в иерархии. Часто можно встретить объявления о приглашениях в разные структуры, но сразу со своей базой. То есть сам сетевик реально не нужен, он бесполезен, и этой деятельности можно научить кого угодно, но вот его связи, его база уже стоят денег — за них заплатят.
Естественно, чем уникальнее, полезнее и шире связи у человека, тем больше денег он может за них получить. Международные представители государственного уровня получают сумасшедшие деньги совсем не за своё сидение в кабинетах — у этих людей есть высочайшие связи в разных странах мира. Эти связи так широки, что могут быть применены сотнями способов. Мексиканский наркокартель начинает рост не тогда, когда организует много лабораторий по всей стране, а когда находит нужные связи для переправки товара к потребителю. Иначе, имей такой картель хоть миллион тонн дури, какой в ней прок, если непонятно, как её доставить до потребителя.
4. Ответственность
Могут платить за готовность человека брать на себя ответственность. Чем она выше, тем больше заплатят. Вот смотри, работники всевозможных ломбардов получают ощутимо больше денег, чем простые продавцы продуктов. Это потому, что приёмщик в ломбарде берёт на себя ответственность за принимаемый товар, он должен проверить его исправность, состояние, оценить стоимость и предложить адекватную сумму. Если вместо настоящего айфона он примет китайскую копию, то встрянет тысяч на 15–20 и платить будет из своих кровных.
Хирурги получают большие деньги потому, что их ошибка может стоить человеку жизни — они несут за него ответственность. Если ошибка будет квалифицирована как халатность, то хирург может лишиться свободы и права работы по специальности. Чем большую ответственность готов брать на себя человек, тем больше денег он может требовать как компенсацию.
Откуда бизнесу взять деньги
Привлечение инвестиций — обычная деловая практика для бизнеса. Но остается вопрос, где найти деньги. В этой статье рассказываем о десятке вариантов
Андрей Фоменко
Директор финансового департамента «Нескучных финансов»
У предпринимателя есть несколько способов привлечь деньги на развитие бизнеса. Среди них — заключить сделку с инвестором, объявить сбор через краундфандинг, получить субсидии или кредит. Рассказываем о каждом способе.
Очевидный вопрос — зачем бизнесу деньги
Деньги — это главный актив бизнеса. Все просто: если их нет, бизнес не работает.
Кажется, вот компания заработала, владелец получил деньги на счет — и все, больше никаких трат. Так не выйдет: если бизнес хочет развиваться, придется закупать, нанимать сотрудников, платить им зарплату.
По большей части схема такая: вложил рубль — получил с него два.
Магазин купил ящик фруктов за 500 ₽, продал за 650 ₽. Разница между тем, что вложил, и тем, что получил от клиентов, — заработок бизнеса. В этом примере — 150 ₽. В следующий раз магазин хочет купить уже два ящика, чтобы продать и заработать 300 ₽. Для того, чтобы закупить больше фруктов нужны деньги.
В реальности бизнес всегда хочет тратить больше, чем зарабатывает — это нужно, чтобы масштабироваться и расти. Поэтому без привлечения инвестиций довольно сложно обойтись.
Три группы источников финансирования
Можно попробовать развиваться на собственные деньги. Это когда ты инвестируешь свою чистую прибыль в бизнес. Например, закрыл сделку на 500 000 ₽, понес расходы на 350 000 ₽, а 150 000 ₽ оставил в бизнесе. Но так получается не всегда. Расходов может оказаться больше, а 150 000 ₽ не хватит на то, чтобы обогнать конкурента. Поэтому компании ищут источники дополнительных денег.
Обычно, когда компания привлекает заемные средства, это называется «финансовый рычаг». При правильном подходе он показывает, каким будет эффект от заемных средств.
Источники финансирования можно поделить на группы:
Это условное деление. Скажем, друг может дать взаймы просто так, а может под процент, но меньший, чем в банке. Но в большинстве случаев такое деление совпадает с реальностью.
Условно-бесплатные деньги
Первая группа источников финансирования — условно-бесплатная помощь. Вот как можно взять деньги:
Друзья и семья. Обычно у друзей и семьи занимают посильные суммы. Например, родители продали квартиру дедушки и готовы одолжить сыну треть ее стоимости. Так в качестве поддержки предприниматель получает 300 тысяч рублей.
Сколько удастся занять — зависит от семьи и отношений. Одна семья спокойно расстается с миллионом, у другой и лишних ста тысяч нет.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Скорее всего, получится занять один раз, потому что свободных денег обычно не так много. |
Например, занял 300 тысяч рублей на запуск магазина. Через год понадобилось еще 200 тысяч рублей, а у семьи свободных денег уже нет.
Семья или друг могут решить, что они не просто дали в долг, а стали партнерами. Поэтому начнут бесконечно советовать и просить отчитаться перед ними
Можно договориться не возвращать
Гранты и субсидии от государства. Во многих регионах России действуют программы развития предпринимательства. Благодаря им бизнес просто так получает деньги или услуги. Сколько можно получить и на каких условиях — зависит от региона и бизнеса
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Деньги может получить определенный бизнес из определенной сферы. Например, открыть таким способом сигаретную лавку не получится, потому что сигареты вредят здоровью. Государство не выделяет деньги на «вредный» бизнес. |
Деньги можно потратить только на согласованную цель, а не на что хочешь. Например, фитнес-центр получил субсидию на закупку тренажеров, а сам оплатил аренду из этих денег. Аренда — нецелевое использование, субсидию придется вернуть.
Суммы зависят от типа программы и от региона. Например, в Москве выделяют 700 тысяч рублей на продвижение товаров на маркетплейсах и до миллиона рублей на бизнес по франшизе. Но в другом городе такой программы может и не быть. О поддержке малого бизнеса.
Чтобы получить государственную поддержку, нужно готовить большой комплект документов. Тратятся бюджетные деньги, поэтому государство хочет быть уверенным, что они пойдут на бизнес, а не на новый Майбах. Все это влияет на время получения денег: процесс может занять и месяц, и два.
Документы собираются для заявки на участие, а потом — чтобы отчитаться за использование денег
Краудфандинг. Краудфандинг — общий термин для совместного финансирования проектов. Есть два основных варианта:
Краудфандинг помогает привлечь деньги на новый продукт. Это может быть материальное — техника, печатная книга — или нематериальное: фильм, музыкальный альбом, игра.
Известные зарубежные платформы для краудфандинга — Индигоугоу и Кикстартер, российские — Планета и Бумстартер.
Отечественный фильм «28 панфиловцев» собрал 3 млн рублей через российскую площадку «Бумстартер». Описание проекта на платформе.
Производитель умных часов Pebble собрал более 20 млн долларов на «Кикстартере». Первый миллион компания получила за 50 минут.
Деньги вкладывают обычные люди, каждый — сколько считает нужным. За свою помощь они получают бонусы: скажем, доступ к вебинару, скидку, благодарственное письмо, право первыми купить товар. Это все равно что быть первым в очереди за новым Айфоном.
Чтобы заинтересовать проектом, авторы максимально красочно рассказывают о нем. Для этого используют специальные платформы.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Обычно деньги получают инновационные бизнесы с инновационным продуктом или творческие проекты. |
Например, умные часы, которые делают всё, разве что дом не строят. А вот деньги на вторую шаурмячную не получить.
Непредсказуемо. Нельзя заранее оценить, сколько денег удастся получить. Может, пользователям понравится идея и они вложат несколько миллионов, а может — ничего
Есть платформы, где не надо возвращать деньги, даже если проект не запустился
Инвестиции
Предприниматель может получить инвестиции: деньги, недвижимость, оборудование или любые другие ценные ресурсы для бизнеса.
Возможные источники инвестиций:
В инвестициях полезно разделять понятия, которые кажутся близкими по смыслу. Давайте сначала разберемся с партнером и инвестором:
Если забыть о разнице, есть риск навредить себе, например лишиться сделки совсем или подписать контракт, но на невыгодных для себя условиях.
Предприниматель открыл кафе, через год понял, что ему не хватает денег и опыта
Если привлекает партнера. Тогда он предлагает брату — шеф-повару в крупном ресторане — вложить деньги и стать вторым управленцем: приходить в кафе каждый день, помогать с меню, нанимать официантов, закупать продукты. Брат становится партнером.
Если привлекает инвестора. Предприниматель знакомится с опытным ресторатором, у которого своя сеть. Ему нравится бизнес, он готов вложить деньги и консультировать предпринимателя.
Ресторатор будет приезжать раз в месяц, смотреть цифры бизнеса, общаться с ключевыми сотрудниками и говорить, что бы он улучшил на месте предпринимателя. Но настаивать не будет. Его цель — вложить и получить деньги с прибылью.
Теперь разберемся с профессионалами и условно любителями. Профессионалы системно зарабатывают на инвестициях, чаще всего вкладывают сразу во много компаний. Один из них — Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), он вложил в более чем 400 компаний.
Случайные инвесторы — это когда инвестиции не стали основным заработком. Допустим, предприниматель предложил другу вложить деньги в бизнес. Тот поверил в идею и дал миллион рублей из накоплений. При этом друг работает в штате банка и зарабатывает на своей профессии, а не инвестициях.
Инвестиции подходят не всем бизнесам, могут быть юридические и бизнес-ограничения. Это большая тема, поэтому в этой статье мы разберем только основные моменты
Юридически долю можно получить только в ООО, ИП на доли не делится. Поэтому инвесторы вкладывают в компании, а индивидуальные предприниматели могут получить только заемные деньги.
За инвестиции надо платить. Предприниматель и инвестор договариваются, что тот передает ресурсы на определенных условиях. Чаще всего это деньги в обмен на долю в бизнесе, так что инвестор становится соучредителем. Например, инвестор вкладывает миллион рублей и получает долю в компании — 20%.
Инвестору выгодно вкладываться в бизнес, потому что он получает право:
Приведем простой пример.
У компании два учредителя: у одного доля в 60%, у другого — 40%. Всего выплачивается дивидендов на 100 тысяч рублей.
Доля учредителей в дивидендах равна их доле в компании. Это значит, что учредитель с долей в 60% получает 60 тысяч, а второй — 40 тысяч.
Размер выплаты инвестору зависит от прибыли: чем она выше, тем больше надо платить.
Партнер вложил миллион в обмен на долю в компании 20%. Если у компании есть прибыль и она распределяет дивиденды, партнер получает часть этой прибыли.
Если общая сумма дивидендов 100 тысяч — он получает 20 тысяч.
Если дивиденды 10 млн — партнер получает 2 млн.
Когда говорят об инвестициях, часто произносят термин «стартап». Есть инвесторы, которые вкладываются только в стартапы.
Шаурмячная, продуктовый магазин, оптовая база не считаются стартапами. Такие компании называются классическим, или традиционным, бизнесом. У большинства наших клиентов именно такой бизнес. Поэтому они не смогут получить деньги от инвесторов, которые поддерживают стартапы.
Нет универсальных условий инвестирования, они зависят от инвестора и бизнеса. Предприниматель может договориться с частным инвестором, что тот не будет получать дивиденды в ближайшие два года, потому что деньги пойдут на развитие компании. А фонд может включить в договор требование, что, если прибыль падает до определенного уровня, он выходит из компании и забирает свои деньги.
Условия фиксируются в документах, а что это за документы — тоже зависит от бизнеса и инвестора. Например, если салон красоты привлекает партнера, они подписывают партнерское соглашение и корпоративный договор. Суть одна: чем больше документов подготовить и чем точнее их составить, тем меньше риск получить проблемы.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
За инвестиции нужно платить. В обмен на ресурсы предприниматель передает долю в компании, а вместе с ней — право на дивиденды и управление. |
Выплата инвестору зависит от размера прибыли. Чем прибыль выше, тем больше надо отдавать.
С частным инвестором есть риск постоянно тратить время и силы на споры.
Предприниматель уверен, что не надо закрывать точку, даже если она убыточная, а партнер считает иначе. И начинаются споры, хотя время можно было бы вложить во еще.
Крупные компании могут выйти на публичную биржу. Но это сложный процесс, и он требует договоренностей с участниками финансового рынка
Деньги можно получать несколько раз. Инвестор может вложить деньги раз или вкладываться частями весь срок партнерства
Кредитование
Еще один источник финансирования — кредит. Его выдают не только банки, но и государство, платформы для P2B-кредитования и микрофинансовые организации. Для удобства будем называть их кредиторами.
Процесс получения денег в целом одинаковый независимо от кредиторов:
Государственные кредиты. Есть федеральные и региональные программы кредитования малого и среднего бизнеса. Их основной плюс — кредит можно взять под небольшой процент. Минус — получить деньги довольно сложно, потому что нужно собрать сотню документов.
Для бизнеса работает корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Ей принадлежит МСП Банк и региональные фонды содействия кредитованию малого бизнеса.
Задача МСП Банка — выдать кредит под низкий процент. МСП Банк работает с другими банками, своими партнерами и предоставляет деньги предпринимателям, в том числе через коммерческие банки. Поэтому клиенты коммерческих банков также получают кредиты и под меньший процент, чем если бы их выдавали сами коммерческие банки. Сайт банка
Например, производитель детской одежды из Перми получил 3 млн рублей под 9,6% годовых. Коротко о бизнесе
Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса создаются при поддержке правительства и есть почти в каждом регионе. Их цель — помогать бизнесу с кредитами и лизингом.
В рамках поддержки бизнеса в период пандемии появляются разные программы кредитования, их условия и срок действия — отдельная тема, и в этой статье мы не будем их касаться.
Краудлендинг, или P2B-платформы. Есть такой инструмент привлечения денег — краудфандинг. В нем два сегмента: деньги можно получить просто так, в качестве благотворительности, а можно через инструмент кредитования. О благотворительности мы уже рассказали, теперь очередь за кредитованием.
Для кредитования работают специальные платформы, у них похожие названия и механика работы. Разница в том, кто становится заемщиком, а кто дает деньги. Есть такие варианты:
Наиболее популярная модель для бизнеса — P2B-платформы. С их помощью физические лица дают в долг бизнесу, а тот возвращает с процентами.
Предприниматели собирают деньги на закупку оборудования или товара, ремонт помещения, открытие новой торговой точки и другие нужды бизнеса. Чтобы привлечь кредиторов, они публикуют на платформе информацию о себе и объявляют цель сбора денег.
Платформы предварительно проверяют компании и выставляют на обозрение, потом физлица выбирают компании, которые считают надежными, и дают им деньги. Одна компания может получить деньги от десятков кредиторов.
Каждая платформа устанавливает свои правила. Есть платформа, где минимальная сумма, которую может дать кредитор, — 10 тысяч рублей, а есть и платформа с порогом 100 тысяч. Одна может требовать срока работы бизнеса не менее трех месяцев, другая — не меньше года.
Микрофинансовые организации — компании, которые выдают деньги под процент. Это их единственная услуга. Сокращенно такие организации называют МФО.
В целом процесс напоминает выдачу кредита в банке: компания подает заявку, доказывает свою финансовую надежность и получает деньги, если все в порядке. Список документов для подачи заявки такой же, как в банке, не короче.
Банк. У банков есть разные программы кредитования. Они могут отличаться механикой выдачи денег, например одной суммой или траншами, необходимостью обеспечения. Допустим, под залог недвижимости или под победу в гостендере.
Ограничения ❌ | Плюсы ✅ |
---|---|
Деньги в любом случае придется отдавать, даже если нет прибыли. Если не вернуть, кредитор подаст в суд. |
За использование есть плата — процент или фиксированная сумма. Условия зависят от кредиторов: может быть и 7, и 130% годовых.
Чтобы получить деньги, нужно доказать финансовую надежность бизнеса. Поэтому компания сначала подает заявку, ее оценивают и только потом предлагают условия
Предсказуемая нагрузка на бизнес. Предприниматель точно знает, какую сумму и когда ему нужно возвращать, поэтому можно просчитать, сколько следует зарабатывать, чтобы хватало на возврат долга.
Выплата не зависит от прибыли. Например, предприниматель взял миллион под 20% годовых, через год отдал миллион и 111 тысяч рублей. И неважно, какая у компании прибыль: она всегда платит сверху только 111 тысяч рублей
Сравнение источников финансирования
Способы финансирования отличаются условиями. Чтобы было проще ориентироваться, мы собрали таблицу. В ней основные критерии для сравнения.
Критерий | Условно-бесплатные | Инвестиции | Кредитование |
---|---|---|---|
Есть ли ограничения для получения денег | У семьи и друзей — нет. |
У государства — есть. Выдают деньги под определенный бизнес и на определенной стадии развития.
Через краудфандинг — низкая. Есть риск не заинтересовать проектом.
От государства — низкая. Нужно обосновать необходимость денег и важность проекта. А главное — попасть под критерии отбора
Нужно найти инвестора, который заинтересуется бизнесом, договориться об условиях.