За что громов осуждает рагина

Русский язык. Литература

Рубрики

Ноябрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Окт
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Top-5 за сегодня

Top-5 за всё время

Peклaмa

Поиск

11-3. Палата№…?

Размещено 8.09.21 в рубрике 11 класс

Вопросы для обсуждения

1. За что Громов осуждает Рагина? В чем он его упрекает? Как относится к нему?
(Громов осуждает Рагина за то, что:
1) тот не страдал и не может его понять;
2) у них разное положение; 3) его философия пустая и надуманная.
Громов агрессивен, даже называет собеседника «гадина».)

2. Почему Рагин тянется к Громову? Что привлекает его?
(Рагин тянется к Громову потому, что:
1) считает, что в городе нет умнее человека, чем Громов;
2) доктору нравится беседовать с сумасшедшим, его мысли совпадают со словами Громова.
Он спокойно и уважительно относится к собеседнику.)

3. Изменяются ли их отношения после того, как Рагин становится пациентом палаты № 6? В чем разница их положения? Кому труднее пережить происходящее?
(Их отношения не изменились: Громов так же агрессивен, но Рагину тяжелее, он попал сюда обманом, он не сумасшедший. К тому же он чувствует свою вину за состояние палаты № 6, он не хотел ничего изменять, его пассивность сыграла с ним злую шутку. Громов здесь уже давно, он как-то притерпелся. Фактически из-за Громова доктор и попал сюда.)

4. О чем беседуют герои, находясь в больнице? Напоминает ли их разговор речи сумасшедшего?

5. Сравните их реплики, попытайтесь по ним понять, кто больше приспособлен к жизни в любых условиях.
В ком больше силы? Действуют ли здесь закон и права?

29 апреля 1892 г. в письме к Л. А. Авиловой Чехов писал: «Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствует женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию».

Так сообщал Чехов о повести «Палата № 6», написанной в 1892 г., замысел которой возник после поездки на остров-каторгу Сахалин. В этой повести отразились новые взгляды писателя: в 1890-е гг. он стал проявлять симпатию к демократическим и либеральным выступлениям.

Источник

Проблемы прозы Чехова 1890-х годов

За что громов осуждает рагина. Смотреть фото За что громов осуждает рагина. Смотреть картинку За что громов осуждает рагина. Картинка про За что громов осуждает рагина. Фото За что громов осуждает рагина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Проблемы прозы Чехова 1890-х годов
Рассказ «Палата № 6»
26.12.2020
1

Описание слайда:

История создания рассказа
29 апреля 1892 года в письме к Л. А. Авиловой А. П. Чехов писал: «Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствует женщина и элемент любви, Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию». (о повести «Палата № 6», написанной в 1892 году, замысел которой возник после поездки на остров-каторгу Сахалин)
26.12.2020
2

Описание слайда:

Описание места действия
«окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли», «крыша ржавая», «труба наполовину обвалилась», «ступеньки сгнили и поросли травой», «от штукатурки остались одни следы», «серый больничный забор с гвоздями», «эти гвозди обращены остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек».
26.12.2020
3
Флигель:
Найдите наиболее характерные слова и словосочетания, которые характеризуют место действия.

Описание слайда:

Описание места действия
Сени:
Сторож:
Комната:
26.12.2020
4
«рвань свалена в кучи, перемята, спуталась, гниет и издает удушливый запах».
«испитое лицо», «выражение степной овчарки», «убежден, что их надо бить», «Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка».
«стены вымазаны грязно-голубою краской, потолок закопчен, как в курной избе», «зимой дымят печи и бывает угарно», «окна обезображены решетками», «воняет кислою капустой, фитильною гарью, клопами и аммиаком», «как будто вы входите в зверинец».
О каком заведении идет речь?

Описание слайда:

Герои рассказа
Кто же находится в этой палате? Перечислите пациентов.
Как они попали сюда?
На самом ли деле они сумасшедшие?
26.12.2020
5
«. люди в синих больничных халатах и по-старинному в колпаках. Это — сумасшедшие».
Гуманист Чехов на первое место в своем предложении поставил слово «люди». Они, несмотря ни на что, люди!

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

26.12.2020
8
Это люди, которые находятся по разные стороны решетки, но в них так много общего и привлекательного, что, безусловно, они попытаются найти общий язык.
За что Громов осуждает Рагина?
В чем он его упрекает?
Как относится к нему?
Громов осуждает Рагина за то, что: 1) тот не страдал и не может его понять; 2) у них разное положение; 3) его философия пустая и надуманная. Громов агрессивен, даже называет собеседника «гадина».

Описание слайда:

26.12.2020
9
Почему Рагин тянется к Громову? Что привлекает его?
Рагин тянется к Громову потому, что: 1) считает, что в городе нет умнее человека, чем Громов; 2) доктору нравится беседовать с сумасшедшим, его мысли совпадают со словами Громова. Он спокойно и уважительно относится к собеседнику
Изменяются ли их отношения после того, как Рагин становится пациентом палаты № 6?
В чем разница их положения? Кому труднее пережить происходящее?
Их отношения не изменились: Громов так же агрессивен, но Рагину тяжелее, он попал сюда обманом, он не сумасшедший. К тому же он чувствует свою вину за состояние палаты № 6, он не хотел ничего изменять, его пассивность сыграла с ним злую шутку. Громов здесь уже давно, он как-то притерпелся. Фактически из-за Громова доктор и попал сюда
О чем беседуют герои, находясь в больнице? Напоминает ли их разговор речи сумасшедшего?

Описание слайда:

Сравните реплики героев. Кто больше приспособлен к жизни в любых условиях? В ком больше силы?
26.12.2020
10

Описание слайда:

26.12.2020
11
Каково отношение автора к своим героям? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Как бы вы оценили противостояние героев?
Автор осуждает Рагина за нежелание действовать, изменять эту жизнь, тем более, что это было в его силах, но защищает доктора, показывая, что у него чувствительная душа, он тянется к духовному, он способен понять человека, а его философия не примитивна, и если у врача нет опыта страдания, то и у Громова нет опыта Рагина. Автор ценит доктора за то, что, попав в палату № 6, он понимает бесчеловечность своей философии и безнравственность своей жизни. Рагин, попав в больницу, погибает, он не может здесь жить.
Автор осуждает Громова за ограниченность его философии, за упреки Рагину в отсутствии опыта, за агрессивность, неспособность понять другого человека, но защищает за его деятельную натуру, за понимание ужасного состояния общества. Громов не смог жить в мире Рагина, там он стал сумасшедшим.

Описание слайда:

26.12.2020
12
Что представляет собой город, в котором происходит действие? Почему город не имеет названия? Как развиваются отношения между героями и городом?
Рагин и Громов противостоят городу, провинциальному городу «без имени», обобщенному образу всех городов русских конца XIX в.
Н. С. Лесков писал: «„В палате № 6“ в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это Россия».
Город — это:
— сами жители, которые, узнав, что доктор ходит к сумасшедшему, стали и его считать сумасшедшим;
— скудные интересы, скука, унылое однообразие;
— почтмейстер Михаил Аверьянович, напускной оптимист, любитель грубоватых историй, лишенный деликатности;
— молодой самоуверенный врач Хоботов, агрессивный и пошлый; он готов любыми путями добиваться «теплого местечка».
Рагин и Громов являются жертвами этого мира.

Описание слайда:

Проблематика рассказа
Эта повесть отражает состояние Чехова в начале 1890-х гг.: социальные проблемы, вопросы о жизни, о справедливости. Повесть наполнена образами-символами: символичен и город, и палата, и сторож, и герои. Чехов показывает ужасающее положение в России и говорит о том, что нужно что-то делать.
26.12.2020
13

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Почему с точки зрения Чехова рагин оказался в палате. «Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…» (Палата №6 А.П. Чехова)

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

За что громов осуждает рагина. Смотреть фото За что громов осуждает рагина. Смотреть картинку За что громов осуждает рагина. Картинка про За что громов осуждает рагина. Фото За что громов осуждает рагина

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.
История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла свое отражение и с реалиями России времен правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и ее обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

Громов и рагин сравнение таблица. Спор громова и рагина

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жесткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказала и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло свое отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключенными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жестокое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещенный человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объемом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.

Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.

Сочинения«Сашка» анализ произведения Кондратьева – проблематика, жанр, история создания, тема рассказа

Сочинения«Война и мир» анализ романа Толстого – история создания, жанр, смысл названия, проблематика произведения

В своем произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоем кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчемной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Тематика произведения

Жизнь маленького больничного флигеля наводит Чехова на необычные размышления. В результате Антон Павлович написал «Палата № 6», затрагивая одновременно несколько тем:

За что громов осуждает рагина. Смотреть фото За что громов осуждает рагина. Смотреть картинку За что громов осуждает рагина. Картинка про За что громов осуждает рагина. Фото За что громов осуждает рагина

Антон Павлович неспроста выбрал объектом рассказа больничный флигель маленького города. Это помогло автору поднять множество сложных тем и ярче отобразить основную идею повести.

Композиция

Проводя в повести «Палата номер 6» анализ произведения, необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

Проблематика повести

В повести автор рассматривает множество различных проблем. Он говорит о невежестве, жестокости и безразличии человека к окружающему миру. В произведении врачи наплевательски относятся к больным, судьи к подсудимым и пр. Даже Михаилу Аверьяновичу нет дела до товарища Андрея.

Писатель раскрывает зло человеческого равнодушия — это главная проблема книги. Злоба правит везде и в итоге убивает главного персонажа. Никто не пришел к нему на помощь, ведь за всю жизнь мужчина сам никому не помог, выстраивая теорию оправданий.

Социальная проблема также имеется в повести. Читателям демонстрируется флигель лечебницы, в котором постоянно не хватает лекарственных препаратов. Кроме того, само здание требует срочного ремонта — все это результат халатности местных чиновников. У пациентов нет выбора, поэтому они вынуждены обращаться к безразличным медикам.

Философские темы самоопределения и сути человеческой жизни часто поднимаются в спорах Андрея и Ивана. Один утверждает, что люди должны равнодушно относиться ко всему, что происходит вокруг, якобы в этом и состоит истинная гармония.

Второй считает, что человек создан для свободы и радости, его назначение заключается в саморазвитии. Кто из героев прав, может решить только читатель.

17-18 главы. Новый больной

Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова продолжается тем, что к Рагину приходит Никита, приносит ему больничный халат и указывает на его кровать. Андрей Ефимыч садится и начинает убеждать себя в том, что это место не отличается от комнат Беловой. Просыпается Громов и злорадно комментирует положение бывшего доктора.

Отчаяние овладевает Рагиным. Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова описывает, как Андрей Ефимыч признается Громову, что окончательно пал духом. Теперь он понял правоту сумасшедшего – философствовать за решеткой не так прекрасно, как на воле. Рагин решает выйти из палаты и начинает стучать в дверь. Но появляется Никита и сильно избивает бывшего доктора. Лежа на своей кровати, герой осознает, что все пациенты палаты № 6 терпели подобное многие годы, а он не хотел даже замечать этого.

10-11 главы. Философские беседы

С этих пор влечет Рагина палата № 6. Чехов находит для своего главного героя достойного собеседника – им оказывается Громов. Доктор часто ходит к умалишенному. Они ведут долгие и оживленные беседы и с увлечением спорят. Рагин получает от этих встреч огромное удовольствие.

О посещении Рагиным палаты № 6 узнает Хоботов. Он подслушивает философскую беседу начальника с сумасшедшим. Никита пребывает в том же недоумении, что и молодой врач. Тогда на следующий день Хоботов приводит Сергея Сергеевича. Слушая разговоры Рагина, они приходят к выводу, что доктор сошел с ума.

Действующие лица

В повести Антона Павловича «Палата номер 6» было несколько главных героев. Краткая характеристика каждого поможет читателю ближе познакомиться с ними:

Повесть Чехова «Палата № 6» затрагивает ряд важных проблем в обществе. Автор повествует о жизни душевнобольных и здоровых героев в психиатрической больнице, поднимает вопросы насилия над людской волей и угнетения разума человека.

Это произведение наглядно демонстрирует пороки общества, которые актуальны по сей день.

15-16 главы. Жизнь на пенсии

Рагин нанял комнаты в небольшом домишке, принадлежащем мещанке Беловой. Здесь он много читал. Иногда ходил в больницу, но оттуда его выгоняли. Пенсии бывшему главврачу не назначили. Изредка к нему приходили Хоботов и Михаил Аверьяныч. Рагин все больше предавался философским размышлениям.

История о мыслящих людях и недалеких обывателях – вот что лежит в основе произведения «Палата № 6». Чехов (краткое содержание это подтверждает) избирает героя-философа и помещает его в уездный город, населенный мещанами, озабоченными только низменными проблемами.

Так, когда к Рагину пришли Хоботов и Михаил Аверьяныч, болтающие о всяких глупостях, бывший доктор, уставший от их разговоров, началах кричать на них и в конце концов выгнал. Однако на утро Рагин, промучившись всю ночь, отправился извиняться перед почтмейстером.

А затем бывший доктор оказывается в палате № 6.

Источник

Вопросы и задания на выявление читательского восприятия

— Кто же находится в этой палате? Перечислите пациентов.

— Как они попали сюда?

— На самом ли деле они сумасшедшие?

Результаты работы с текстом по сопоставлению основных героев: Громова и доктора Рагина — зафиксированы в таблице:

Таким образом, это люди, которые находятся по разные стороны решетки, но в них так много общего и привлекательного, что, безусловно, они попытаются найти общий язык.

Вопросы для обсуждения

1. За что Громов осуждает Рагина? В чем он его упрекает? Как относится к нему? (Громов осуждает Рагина за то, что: 1) тот не страдал и не может его понять; 2) у них разное положение; 3) его философия пустая и надуманная. Громов агрессивен, даже называет собеседника «гадина».)

2. Почему Рагин тянется к Громову? Что привлекает его? (Рагин тянется к Громову потому, что: 1) считает, что в городе нет умнее человека, чем Громов; 2) доктору нравится беседовать с сумасшедшим, его мысли совпадают со словами Громова. Он спокойно и уважительно относится к собеседнику.)

3. Изменяются ли их отношения после того, как Рагин становится пациентом палаты № 6? В чем разница их положения? Кому труднее пережить происходящее? (Их отношения не изменились: Громов так же агрессивен, но Рагину тяжелее, он попал сюда обманом, он не сумасшедший. К тому же он чувствует свою вину за состояние палаты № 6, он не хотел ничего изменять, его пассивность сыграла с ним злую шутку. Громов здесь уже давно, он как-то притерпелся. Фактически из-за Громова доктор и попал сюда.)

4. О чем беседуют герои, находясь в больнице? Напоминает ли их разговор речи сумасшедшего?

5. Сравните их реплики, попытайтесь по ним понять, кто больше приспособлен к жизни в любых условиях. В ком больше силы? Действуют ли здесь закон и права?

6. Каково отношение автора к своим героям? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Как бы вы оценили противостояние героев?

Автор осуждает Рагина за нежелание действовать, изменять эту жизнь, тем более, что это было в его силах, но защищает доктора, показывая, что у него чувствительная душа, он тянется к духовному, он способен понять человека, а его философия не примитивна, и если у врача нет опыта страдания, то и у Громова нет опыта Рагина. Автор ценит доктора за то, что, попав в палату № 6, он понимает бесчеловечность своей философии и безнравственность своей жизни. Рагин, попав в больницу, погибает, он не может здесь жить.

Автор осуждает Громова за ограниченность его философии, за упреки Рагину в отсутствии опыта, за агрессивность, неспособность понять другого человека, но защищает за его деятельную натуру, за понимание ужасного состояния общества. Громов не смог жить в мире Рагина, там он стал сумасшедшим.

7. Что представляет собой город, в котором происходит действие? Почему город не имеет названия? Как развиваются отношения между героями и городом? (Рагин и Громов противостоят городу, провинциальному городу «без имени», обобщенному образу всех городов русских конца XIX в.) Н. С. Лесков писал: «„В палате № 6“ в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это Россия»[138]. Город — это:

— сами жители, которые, узнав, что доктор ходит к сумасшедшему, стали и его считать сумасшедшим;

— скудные интересы, скука, унылое однообразие;

— почтмейстер Михаил Аверьянович, напускной оптимист, любитель грубоватых историй, лишенный деликатности;

— молодой самоуверенный врач Хоботов, агрессивный и пошлый; он готов любыми путями добиваться «теплого местечка».

Рагин и Громов являются жертвами этого мира.

8. Индивидуальное задание. Сопоставьте в рассказе состояния человека и картины природы. В чем они сходны? Подтвердите свои мысли цитатами:

— «. осенним утром. шлепая по грязи. » — «настроение у него [Громова] было мрачное. » (глава 3);

— «. весной, когда сошел снег, в овраге нашли два трупа. » — Громову «хотелось спрятаться в хозяйкин погреб. » (глава 3);

— «В один из весенних вечеров, в конце марта, когда уже на земле не было снега и в больничном саду пели скворцы. » — «он [Рагин] пошел во флигель, где познакомился с милым человеком» (глава 9);

— «В саду уже тропинки. » — [Рагин и Громов]: «Теперь бы хорошо проехаться в коляске куда-нибудь за город» (глава 10);

— «Уже становилось темно, и на горизонте с правой стороны восходила холодная, багровая луна. » — [Рагин в палате № 6]: «Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе» (глава 18);

Вывод. Эта повесть отражает состояние Чехова в начале 1890-х гг.: социальные проблемы, вопросы о жизни, о справедливости. Повесть наполнена образами-символами: символичен и город, и палата, и сторож, и герои. Чехов показывает ужасающее положение в России и говорит о том, что нужно что-то делать.

Совсем другим по настроению является рассказ «Студент», написанный в 1894 г. И. А. Бунин вспоминает слова А. П. Чехова: «Какой я пессимист? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ — „Студент“»[139].

Рассказ интересен и при внешней простоте глубок. К его анализу можно подходить, учитывая его трехчастную композицию.

Часть 1. Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой с охоты. Автор описывает его настроение и мировосприятие. Кругом темно, холодно, и только где-то далеко впереди виден огонь.

Часть 2. Встреча на вдовьих огородах с двумя женщинами, разговор с ними. Возможность погреться у костра (огонь оказался костром). Изменение настроения Ивана.

Часть 3. Дальнейший путь домой. Совершенно другое настроение и мировосприятие. Огонь костра теперь провожает студента.

Критик В. Б. Катаев писал о начале этого рассказа: «Если всмотреться, три начала, три стихии присутствуют уже в первых абзацах. Эти три стихии — природа, быт и история. Они определяют мировосприятие молодого человека. В природе — это холод, побеждающий весну; в повседневности — лютая бедность, голод, невежество, тоска; в русской истории (и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре) — дурная бесконечность. все эти ужасы были, есть и будут»[140].

Вопросы для обсуждения

1. Найдите в рассказе три части. Докажите, что именно так нужно композиционно разделить его.

2. Найдите в каждой части «три стихии»: природу, быт и историю. Докажите, что они связаны между собой и влияют друг на друга.

3. Как «три стихии» влияют на Ивана? Что происходит с ним в течение этого ночного пути?

4. О каком времени (временах) повествуется в рассказе? Найдите время суток и время года, время современное и время историческое. Какова смысловая роль образа времени?

5. Найдите в рассказе символы или символические события. Объясните их роль.

6. Зачем студент рассказывает о последних днях Христа? Почему говорит не языком Евангелия, а очень поэтично? Как реагируют на его рассказ женщины?

7. Что начал понимать студент? Почему у него изменилось настроение?

В ходе работы с текстом школьники записывают основные положения беседы. В результате может получиться такая запись.

Часть 1

Природа: «подул с востока холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой», «внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие», «самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо», «кругом было пустынно и как-то особенно мрачно».

Быт: бесконечный голод, «по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть».

История: «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Вывод. Мы видим, что все «три стихии» взаимосвязаны, и студент, ощущая их, чувствует безысходность, так как жизнь, двигаясь по кругу, не изменится в будущем. Оттого так печальны его мысли: мир постоянно обречен на такое же существование, бедное, голодное, неуютное. Впереди виден огонь, но он где-то так далеко, что сложно понять, какой это огонь.

Часть 2

Природа: «Вот вам и зима пришла», «И опять наступили потемки», «Дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима».

Быт: «Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха», «ее дочь, Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки».

История: рассказ студента о последних днях Христа. Сухому, хронологическому повествованию он противопоставляет живое, эмоциональное, понятое им и прочувствованное. «Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь. Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел. Его, связанного, вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой. предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед. Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били. »

Вывод. Накануне Пасхи студент, случайно встретивший в поле женщин, рассказывает им то, что сам понял и осознал. Женщины не просто слушают, они переживают. После слов студента «В Евангелии сказано: „И исшед вон, плакался горько“. Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания. » «Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам», «а Лукерья. покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль».

Иван понимает что-то очень важное. Все пережили чувство сострадания, сопереживания, сочувствия. Поэтому изменилось мироощущение Ивана Великопольского. Природа та же, быт так же убог, но ощущение безысходности мира пропало. И костер рядом.

Образ огня имеет несколько значений:

— это костер, у которого можно погреться. «Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю»;

— это костер, у которого грелся апостол Петр. «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр»;

— это костер-свет, открывающий что-то скрытое. Именно при свете костра узнали Петра. «С ними около костра стоял Петр». «Одна женщина узнала его»;

— костер — это символ света, озарившего студенту тьму ночи и мысли.

Часть 3

Природа: «. глядел на свою родную деревню и на запад, где узкой полосой светилась холодная багровая заря».

История: «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого, и ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

Костер провожает студента — «одинокий огонь спокойно мигал в темноте». Но уже другое состояние: надежда на то, что мир будет стоять, — «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Кажется, в рассказе ничего не произошло, но на самом деле глубокие изменения коснулись души студента. Четыре времени соединились: прошлое, настоящее, будущее и вечное — и помогли понять, что все будет по-другому.

Главная мысль рассказа — в последнем предложении: «. думал он о том, что правда и красота, направляющие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Вопросы для обсуждения

1. Какую роль играют похожие начало и конец рассказа?

2. Повествование А. П. Чехова называют «слитным». Что «сливается» в рассказе?

3. Как меняется настроение Ивана?

4. Сравните описание последних дней Христа в Евангелии (26: 36—75) и в рассказе. О чем говорит такое повествование Ивана? Что это: проповедь, притча, поучение или что-то совсем другое?

5. Как показан Петр в рассказе студента?

6. Есть ли в рассказе чудо?

Вывод. Люди поняли друг друга, испытали похожие чувства, значит, будет то, что объединит людей, что поможет подняться над дисгармонией природы, повседневности и человека. Правда и красота направляют человеческую жизнь.

Итог урока. В рассказах «Палата № 6» и «Студент» Чехов побуждает читателя к размышлениям о дисгармонии современной жизни. Смысл первого рассказа в том, что нельзя становиться «рабом» ненормальной жизни, нужно что-то делать. Второй рассказ говорит о необходимости осмысления своего места не только в бытовом, но в бытийном масштабе. Что-то изменить в мире можно, только разобравшись в себе самом. Писатель-психолог ставит перед нами вопросы, на которые каждый должен ответить сам. Не случайно Чехов говорил, что не дело художника давать ответы, его задача — ставить вопросы.

Урок 157. «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»[141]

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 1154 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *