За что хуту убивали тутси
Руанда — добрая Африка со злым прошлым. Как страна за 20 лет прошла путь от ада до рая
7 апреля 1994 в Руанде начались ужасающие события, в результате которых за три месяца на территории, меньшей, чем Московская область, был зверски убит миллион человек. Но вот что странно: спустя одно поколение Руанда оказалась одной из наиболее мирных и быстро развивающихся стран в регионе. Рассказываем, как все случилось и что сейчас происходит на месте бойни.
История большинства стран — это череда войн, междоусобиц, переворотов и геноцида. Мир до сих пор вспоминает Холокост, геноцид армян или истребление народа Камбоджи диктатором Пол Потом. Но был один геноцид, о котором не поет Серж Танкян, и о котором почти не говорят в СМИ. Он произошел совсем недавно, в 1994 году, в маленькой африканской Руанде.
Предыстория
Территорию Руанды населяют два племени: тутси и хуту. Сначала с юга Африки пришли хуту в поисках земель, так как занимались в основном земледелием. Затем с севера континента пришли кочевники тутси.
В определенный период древней истории Руанды тутси стали доминировать над хуту. После этого общество поделилось на два клана— господствующих тутси и «рабочий класс» хуту. Оба племени говорят на одном языке и, на первый взгляд, внешне почти ничем не различаются. На самом деле, имеется одно малозаметное отличие: у тутси немного другая форма носа. Этим признаком руководствовались бельгийские колонизаторы при селекции и отборе местных элит.
Европейцы поддерживали тутси из-за происхождения. Считалось, что тутси имели корни в Эфиопии, поэтому они ближе к европеоидам, следовательно, превосходят хуту расово, являются более умными и красивыми. Соответственно, именно им дали преимущественное право занимать высшие посты в руководстве и составлять элиту государства.
На Берлинской конференции 1884 года, во время раздела Африки между европейскими державами, территорию Руанды отдали Германской империи, а в 1916 году страна перешла под власть бельгийцев. Вплоть до объявления собственной независимости в 1962 году, Руанда имела статус бельгийской колонии.
Хуту не могли мириться с положением людей «второго сорта» и в 1959 году подняли восстание, захватив власть. Десятки тысяч тутси были убиты, а остальные бежали в соседние государства.
Гражданская война
В 1990 году тутси решили вернуть власть и создали Руандийский патриотический фронт (далее РПФ), который начал воевать против правительства хуту. Возглавлял РПФ нынешний президент Руанды — Поль Кагаме.
Несмотря на эти договоренности, хуту-радикалы были недовольны положением дел. Появились молодежные боевые группы, которые тренировали и вооружали военные. Начали распространяться шовинистические агитационные листовки с призывами уничтожить тутси. Но, так как население страны в своем большинстве было неграмотным, гораздо большую популярность имело радио. Этим активно пользовались пропагандисты. Людям внушали, что тутси хотят восстановить положение в обществе и господствовать над хуту.
Геноцид в Руанде
Радикалы-хуту убили премьер-министра, ее мужа и 10 охраняющих бельгийских солдат. Помимо этого, были убиты политики, которые выступали за мир с тутси. К власти пришли военные, которые создали пропагандистскую сеть, направленную против тутси, силе которой позавидовал бы сам Геббельс. Главный агитационный лозунг звучал так: «Убивайте этих тараканов!»
Уничтожали тутси не только военные, но и представители гражданского населения. Армия даже бесплатно раздавала для этого мачете. На дорогах проверяли документы, где на тот момент указывалась национальная принадлежность. Если человек принадлежал к тутси, то его, как правило, убивали на месте. Не щадили ни детей, ни стариков, ни женщин.
Справедливости ради, стоит сказать, что некоторые граждане из племени хуту оказались гораздо гуманнее. Рискуя собственной жизнью, они спасали беженцев тутси от неминуемой гибели. Известна история менеджера отеля Поля Русесабаджина, который, используя свое высокое положение в обществе и финансовый достаток, укрывал в гостинице сотни людей. События описаны в фильме «Отель Руанда».
Окончание геноцида
Европейцы и американцы эвакуировали своих граждан и не вмешивались в конфликт. Администрация Клинтона выступила против миссии ООН, после чего Совет безопасности приказал миротворцам срочно покинуть страну. Из 2500 солдат канадского генерала Ромео Даллера осталась всего пара сотен. Проявив волю и героизм (во многом вопреки приказам начальства), генерал и его солдаты до последнего защищал тутси, создав специальные зоны для укрытия.
Генерал Ромео Даллер
Резня остановилась после того, как в июле бойцы РПФ под руководством Поля Кагаме взяли Кигали, а поверженное правительство хуту бежало в Заир. По официальным данным за сто дней бойни погибло около миллиона человек. Кагаме впоследствии занял пост вице-президента Руанды и министра обороны, а в 2000 году и вовсе стал президентом. Переизбравшись несколько раз, он добился удвоения ВВП, развития экономики и технологий. Неудивительно, что в современной Руанде Кагаме многие считают национальным героем.
В ноябре 1994 года ООН организовала международный трибунал по Руанде. Виновных находят и судят до сих пор.
После описанных событий произошла смена элит, начался поток западных инвестиции и гуманитарной помощи. Широко развернулась деятельность благотворительных организаций. В соответствии с официальной идеологией, в стране более нет разделений на племена, есть только руандийцы — единая нация.
Как живет современная Руанда после геноцида
Для того, чтобы понять, как живет Руанда в наше время, лучше всего спросить человека, который был там, причем, не в роли туриста. В этом нам помогла Наталья, работник посольства одной из латиноамериканских стран, которая провела некоторое время в Руанде с благотворительной миссией. Сделала она это по своей собственной инициативе, приехав сюда вместе с волонтерским проектом Ubushobozi. Фамилию она, к сожалению, попросила не называть.
Поездка во многом оказалась не такой, как ожидала Наталья, а жизнь в современной Руанде — это вовсе не какой-то стереотипный африканский мрак и ужас. В действительности, все гораздо сложнее и интереснее:
«Полтора года назад я заинтересовалась литературой про ООН и другие международные организации. В одной из книг, выпускаемых ООН, довольно часто ссылались на Руанду как на самую провальную миротворческую миссию. Честно говоря, о существовании такой страны к тому моменту я и не знала. Начала искать информацию в Интернете и сразу поняла — надо ехать.
Бросилась на поиски волонтерских программ. Первое, что обычно приходит в голову людям, которые ищут подобные организации, — это программы, связанные с детьми. Я остановилась на американском проекте Ubushobozi — волонтерской организации, созданной для помощи женщинам, пережившим геноцид и пострадавшим от насилия. Каждый день они приходят в дом, общину, где шьют, плетут поделки. Изделия выставляют на продажу через Интернет. Часть вырученных денег — их зарплата, часть идет на нужды проекта. Будучи весьма религиозными, женщины вместе ходят в церковь, где молятся и танцуют.
В Мусанз, втором по значимости городе после столицы, Кигали, проектом заведует местная жительница Серафин. Для этих женщин община — вторая, а порой и единственная семья. Кто-то пострадал от насилия в семье, кто-то сирота, есть одна женщина с ВИЧ. Большинство из них остались сиротами или потеряли кого-то из близких вследствие геноцида. Вообще любой человек, живущий в настоящее время в Руанде, пострадал от геноцида — прошло ведь совсем немного времени.
Тема геноцида среди местных жителей — табу. До последнего момента мне хотелось поговорить с местными, но я долго не решалась. Во время одной из прогулок с Серафин мы встретили на улице ее сестру. Впоследствии я узнала, что ее мужа убили во время геноцида. Из разговора стало понятно, что она знает убийцу, и он ходит на свободе. Был задан резонный вопрос, не жаждет ли она мести. Мне объяснили, что в церкви их учат прощать.
Серафин рассказывает, что во время геноцида в дом ее семьи врывались вооруженные люди. Приходилось откупаться, чтобы сохранить жизнь. Случалось и такое: забрав все ценное, людей все равно убивали.
В общине Ubushobozi живут как тутси, так и хуту и живут дружно. В Руанде не принято выкидывать еду, на улице много людей, которым ее можно просто отдать. Поэтому, когда я наедалась и не могла доесть порцию в ресторане, — всегда было кого накормить.
В столице развивается бизнес, приезжают американцы, европейцы. Растет приток китайских инвестиций. Китайцы строят много зданий. На фоне трущоб современные китайские новостройки смотрятся колоритно. Одна из разновидностей такси — люди в спецодежде на велосипедах, которые подвезут на багажнике в любую точку. В городе нет ни кошек, ни собак. Возможно, их уничтожили после того, как они поедали трупы во время геноцида.
В Руанде развит некий культ фейсбука. Компьютеры есть далеко не у всех, поэтому до сих пор популярны интернет-кафе.
Местное население окультурилось. В городской черте абсолютно безопасно. На улицах не принято курить, есть на ходу. Развиты социальные программы. Например, на главной площади города гражданам выдают антимоскитные сетки. Уровень преступности невысокий, можно спокойно гулять по вечерам.
Люди уважают полицию, закон. Говорят, коррупция на бытовом уровне отсутствует как таковая. Нет и такого понятия, как взятка полицейскому.
В последние несколько дней поездки я посетила Мемориальный центр Кигали, построенный на месте братской могилы. Постоянные экспозиции объясняют причины геноцида, рассказывают об истории геноцидов в мире.
На втором этаже расположен «Детский мемориал». Вот здесь на глаза начинают наворачиваться слезы. Под фотографиями детей подписано, кто чем увлекался, а рядом — причины смерти: разрублен мачете, забит камнями, застрелен.
В гостевой книге оставлены записи людей из многих стран. К сожалению, я не нашла отзывы соотечественников. Хотелось бы, чтобы россияне обратили внимание на эту страну. Здесь действительно есть на что посмотреть. Есть свой заповедник — Национальный парк Акажера, который ничем не хуже кенийского или заповедника в ЮАР.
Поначалу я думала, что здесь до сих пор должен витать дух геноцида. Однако в реальности страна оказалась очень жизнерадостной. Сегодня все живут дружно, разницы между людьми нет. Улыбающиеся люди гармонируют с красивой природой. Каждый угол — живописная панорама с великолепными пейзажами: зеленые холмы, деревья, реки. Из-за особенностей рельефа Руанду прозвали страной «тысячи холмов». Современная Руанда абсолютно безопасная и безобидная — с темным прошлым, но светлым будущим.
Встреча с такими жизнерадостными людьми — это просто бальзам на душу, этого не описать словами. Очень надеюсь, что для женщин проекта Ubushobozi я сделала что-то полезное. Могу сказать, что во мне эта поездка перевернула многое.
Руанда тогда и сейчас — две разных страны. После поездки я начала по-другому относиться к материальным благам. Местные радуются обыденным вещам, которые у нас в изобилии. Они оптимистичны, любят танцевать, общаться. У них отличное чувство юмора. Эти люди хотят жить и радоваться жизни».
Современная Руанда по сравнению с соседними странами выглядит чуть ли не как Европа. Полностью искоренив любую дискриминацию и разделение на народности, Руанда двигается дальше. Здесь активно заботятся об окружающей среде. Запрещены пластиковые пакеты. Каждую последнюю субботу месяца всё население страны устраивает субботник. В школах Руанды кроме родного языка преподают английский и французский.
Естественно, у местных жителей память о геноциде еще свежа. Очень сложно понять то, как жертвы спокойно живут рядом с бывшими мучителями. Но то, как этот немногочисленный и незаметный народ смог разобраться со своими проблемами, адаптироваться и вернуться к нормальной жизни в тот момент, когда от них отвернулся весь лицемерный мир, вызывает не просто уважение, а восхищение.
Резня с закрытыми глазами: самый чудовищный геноцид XX века (10 фото)
Всем было не до этого…
Весной и летом 1994 года в небольшой африканской стране Руанде творился настоящий ад.
Страна едва не обезлюдела, экономика перестала существовать, государство чудом осталось в прежних границах — а мировому сообществу было наплевать. 99% из тех, кто хоть что-то знал про Руанду, и слышать не хотели о творившемся там ужасе.
В течение ста дней уничтожили больше миллиона человек — это пять убийств в минуту.
Руанде не повезло — на международной сцене она играет скучную роль без слов. Её влияние даже в региональном масштабе весьма незначительно. В стране нет ни нефти, ни редкоземельных минералов, ни алмазов или платины. Она совершенно не интересна глобальным корпорациям, которые, как утверждают конспирологи, диктуют свою волю законно избранным демократическим президентам сверхдержав.
Руандийский геноцид не имел расистской подоплёки. Африканцы убивали африканцев, и глобальным медиакорпорациям всё было до лампочки.
Небольшая африканская страна стала превосходным примером того, как «мировое сообщество» на самом деле относится к реальным трагедиям, если они не затрагивают его напрямую.
Что это было?
Геноцид. То есть именно то, о чём говорится в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой ГА ООН в 1948 году.
С 6 апреля по 18 июля 1994 года на территории Руанды умерло около миллиона человек.
Точные цифры вряд ли когда-нибудь станут известны. ООН считает, что чуть меньше миллиона, в Руанде же придерживаются мнения, что число смертей сильно превысило эту цифру.
В роли убийц выступали представители народности хуту. В роли жертв — народ тутси (и некоторый процент умеренных хуту).
В чём между ними разница?
Изначально это был один народ с общим языком и культурой. Тутси занимались скотоводством, а хуту — земледелием. Но хуту мог стать тутси и начать пасти коров, а обедневший тутси легко превращался в хуту. Долгое время это никого не волновало — пока в конце XIX века немецкие колонизаторы не начали старую игру «разделяй и властвуй».
Обеспеченных скотоводов объявили близкими к европейцам. А простодушную крестьянскую массу обрекли служить тем, кто выше по положению.
У увлечённых идеями превосходства белых колонизаторов были свои способы определения «породы» руандийцев
После Первой мировой колония отошла к Бельгии. И фламандцы превзошли тевтонов: не только продолжили разделять некогда единый народ, но в 1935 году ввели паспортную систему. Если в паспорте у тебя стояло «хуту», то «тутси» ты стать уже не мог — и наоборот.
Тутси официально стали элитой, первым сортом. Хуту же низвели до уровня прислуги. И, конечно, им это не понравилось.
А до геноцида 1994 они между собой ладили?
Нет. К концу 1950-х годов хуту заявили о себе как об отдельной нации и потребовали расширения прав.
Положение не изменила даже спешно дарованная в 1962 году независимость. Хуту вошли во вкус и убивали «как по паспорту, так и по морде». Тутси снялись с насиженных мест и массово начали уходить — к 1964 году из Руанды бежали более 300 тысяч человек. Те же, кто остался в стране, превратились в людей второго сорта.
В 1973 году к власти пришёл генерал Жювеналь Хабиаримана — жёсткий, но довольно прагматичный. Полностью дискриминацию тутси он не прекратил, но их хотя бы перестали убивать.
Однако число беженцев-тутси за границами Руанды росло — и не все из них соблюдали христианские заповеди о всепрощении. Вооружённые отряды тутси время от времени вторгались в Руанду, а местные власти отвечали на это террором в отношении тех, кто жил в стране.
К началу 1990-х тутси, жившие в Уганде, решили, что пора вернуться на родные холмы и восстановить былой порядок. Боевые отряды партии «Руандийский патриотический фронт» (РПФ) вторглись в Руанду — и началась гражданская война.
К неприятному удивлению властей, отряды РПФ разбить не удалось. Больше того — война пошла так успешно, что правительство Хабиариманы вынудили сесть за стол переговоров.
В 1993 году в танзанийском городке Аруша подписали мирное соглашение.
И в стране наступил мир?
И в стране началась скрытая подготовка к геноциду.
Радикальные хуту не желали делиться властью. Они считали, что тутси вообще не место в Руанде. Ответ на вопрос «как от них избавиться?» напрашивался сам собой.
В Африке, в отличие от Европы, отношение к жизни гораздо проще — связка подгнивших бананов порой ценится выше, чем жизнь человека из другого племени.
Влиятельные круги хуту постановили, что с тутси необходимо покончить. И сразу же начали планировать массовые убийства.
Параллельно с этим шла информационная обработка населения. Во всю мощь работала популярная радиостанция «Свободное радио и телевидение тысячи холмов». Ведущие не ограничивались шутками про «вырубку высоких деревьев» (тутси, как правило, были повыше ростом) и «истребление вредных насекомых» (отряды боевиков-тутси называли себя «тараканами»), но и прямо призывали убивать.
Как все началось?
6 апреля 1994 года президент Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент соседней Бурунди Сиприен Нтарьямира летели в Кигали — столицу Руанды. На подлёте к аэродрому произошла судьбоносная встреча президентского «Фалькона-50» со снарядом из зенитного ракетного комплекса «Игла-1». Живых не осталось.
Кто именно отдал приказ и нажал на спуск — неизвестно. Сразу же после известия о гибели президента группа военных — радикальных хуту — взяла власть в свои руки.
По всей стране начались убийства — за исключением северных территорий, где власть находилась в руках РПФ. Сначала убили премьер-министра и её охрану — с особой жестокостью. Через считанные часы полыхнуло по всей стране.
Убивали соседей — причём зачастую предупреждали заранее: «Сообщаем, что завтра мы вас убьём». Учителя убивали учеников. Ученики — учителей.
На дорогах выросли блокпосты из армии и ополченцев — и горе тому, в чьём паспорте была запись «тутси»! Возраст значения не имел — убивали и глубоких стариков, и недельных младенцев. Священники-хуту призывали паству убивать ближних — тех, с кем ещё вчера вместе пели в церкви. Храмы перестали быть прибежищем — их взрывали, забрасывали гранатами, поджигали или били по ним в упор из орудий. Тутси бежали в леса — леса выжигались. Люди прятались в полях — но по полям шли ополченцы и стреляли во всё, что двигалось.
Машина смерти работала на полных оборотах.
Впрочем, стоит отметить, что некоторые руандийцы не поддались массовому безумию и остались людьми. На свой страх и риск они спасали тех, кому грозила гибель.
В Кигали управляющий отелем «Тысяча холмов» спрятал несколько сотен человек. В деревнях хуту прятали соседей-тутси — зная, что если это вскроется, то вырежут всю семью.
Увы, таких смельчаков было слишком мало.
Куда смотрело мировое сообщество?
Никуда. Его это не интересовало.
Командующий контингентом ООН канадский генерал Ромео Даллер умолял о срочном вмешательстве. Штаб-квартира молчала. В Нью-Йорке в это время рассуждали, действительно ли в Руанде происходят массовые убийства или это всего лишь слухи.
Американские СМИ поначалу публиковали статьи с ужасающими подробностями — но как только всех иностранцев эвакуировали из Руанды, пресса быстро потеряла к ней интерес.
В мае того же года в ЮАР проходили первые свободные выборы после отмены режима апартеида. Событие освещали больше трёх тысяч журналистов из всех стран мира. В Руанде же работали несколько внештатников, которые мотались туда-сюда и документировали резню. Белых не трогали — наоборот, им с удовольствием позировали перед кучами трупов. Но информацию, которую журналисты присылали из сердца Африки, не спешили ставить на первые полосы газет.
В официальных кругах вполголоса передавалось высказывание неназванного дипломата одной сверхдержавы: «В Руанде нет ничего, кроме людей — да и тех слишком много».
На помощь никто не спешил. Когда пресс-секретаря Госдепартамента США Кристин Шелли спросили: «Сколько актов геноцида требуется, чтобы признать это геноцидом?», — она сказала: «У меня нет полномочий для ответа на этот вопрос».
Американцы изо всех сил избегали термина «геноцид». Еще не прошёл шок от боя в Могадишо в октябре 1993 года, когда за один день от рук «немытых ополченцев» погибли 18 бойцов элитных подразделений. После такой пощёчины Вашингтон зарёкся посылать миротворческие миссии в Африку — если только эта миссия не затрагивала прямо интересы США.
Когда маховик резни раскрутился до немыслимых оборотов, в дело вмешалась Франция. В конце июня, заручившись мандатом ООН, в Руанду прибыли подразделения Иностранного легиона, морской пехоты, ВДВ, спецназа и ВВС и взяли под контроль юго-запад страны.
Как торжественно заявили в Париже, операция «Бирюза» спасла 15 тысяч жизней. Правда, Елисейский дворец не упомянул, что благодаря французскому «безопасному коридору» большинство организаторов и исполнителей геноцида бежали в соседние страны.
В Руанде до сих пор придерживаются мнения, что в событиях 1994 года Франция сыграла весьма зловещую роль. Она могла как предотвратить массовые убийства, так и прекратить их в любой момент. Совсем уж глухие слухи ходят о связях руководителей геноцида и семьи Миттеран — но эта информация охраняется строже, чем ядерные арсеналы.
Чем всё кончилось?
Очередной резнёй и восстановлением порядка. Геноцид не прекратился сам собой — его остановила армия тутси Поля Кагаме, который к тому времени занял пост главы РПФ.
Геноцид в Руанде
В 1994 году в Руанде всего за 100 дней было убито миллион человек. 10 000 человек в день! Женщин, детей, стариков — без разбора уничтожали целый народ тутси. Такое невозможно представить, тем более, это все происходило не когда-то тогда, а при нашей жизни, всего 20 лет назад. В отличие от других актов геноцида про Руанду мало кто знает, хотя количество жертв просто невероятное. Просто до Африки нет никому дела. Многие вообще не найдут Руанду на карте мира. Несмотря на то, что о планах полного истребления тутси было известно заранее, ни американцы, ни европейцы не вмешались. Точнее, вмешательство ограничилось эвакуацией своих граждан. Здесь рекомендую посмотреть фильм «Отстреливая собак».
В Кигали, столице Руанды, есть музей геноцида. Он одновременно является и мемориалом памяти жертв трагедии. Сюда приходят те, кто выжил, сюда приносят последние фотографии погибших. Самый тяжелый зал — с большими детскими фотографиями. Под каждой фотографией короткая справка: имя ребенка, возраст, что любил, кем хотел стать и как его убивали.
КТО ТАКИЕ ТУТСИ И ХУТУ
Племена тутси и хуту обосновались на территории современной Руанды много веков назад. Сначала с юга континента пришли земледельцы хуту с поисках новых пахотных земель. Позже с севера на ту же территорию пришли скотоводы тутси со своими стадами. Ситуация сложилась так, что вся власть в их поселениях оказалась в руках представленных в меньшинстве тутси. Они собирали налоги с крестьян-хуту, жили в достатке и не занимались физическим трудом.
Сначала немецкие, а потом бельгийские колонисты поддерживали власть тутси. Причиной стало происхождение тутси: европейцы рассудили, что если это племя раньше обитало в северной части Африки, то значит, оно генетически ближе к европеоидной расе и имеет превосходство над хуту. Положение хуту становилось все хуже и бесправнее, и в конце концов в 1959 году этот народ устроил восстание и захватил власть в стране. Начались этнические чистки, десятки тысяч тутси погибли, еще около 300 тысяч вынуждены были бежать в соседние страны. В Руанде до 1994 года установилось господство хуту.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РУАНДЕ
Гражданская война в Руанде началась в 1990 году. К тому времени тутси, изгнанные из страны в 1959 году, организовали на территории соседней Уганды движение Руандийский патриотический фронт (РПФ) и спланировали вторжение в родную страну. Отряды тутси прятались в лесах и горах, периодически нападая на города и ведя партизанскую войну. В 1992 году они согласились на переговоры с властями. В 1993 году тутси и хуту подписали соглашение, по которому члены РПФ вошли во временное руандийское правительство, все беженцы-тутси получили право вернуться на родину и обе стороны прекратили военные действия. Был заключен хрупкий мир. Следить за выполнением условий соглашения приехала специальная миссия ООН из 2,5 тысяч бельгийских военных.
Тренировка армии хуту
В Руанде печатались агитжурналы, в которых, в частности, распространялись националистские «Десять заповедей хуту». Вот первые 4 заповеди. В них говорится, что любой хуту, имеющий связи с женщинами тутси, — предатель. Также утверждается, что все тутси нечистоплотны в бизнесе и что единственное, к чему они стремятся, — это национальное превосходство над хуту.
Также в стране работало радио, по которому передавалась пропаганда о том, что тутси хотят вернуть себе былое положение и сделать из хуту рабов.
«Милосердие — признак слабости. Проявите к ним милосердие, и они снова сделают вас рабами».
Пропаганда по радио RTLM в Руанде, 1994
ПОВОД ДЛЯ ГЕНОЦИДА
Поводом для начала массового истребления тутси стало убийство президента Руанды Жювеналя Хабиариманы. Оно произошло 6 апреля 1994 года. Самолет, в котором он летел, был сбит ракетой на подлете к Кигали. Радикалы обвинили в убийстве отряды тутси и отказались подчиняться приказам премьер-министра Агаты Увилингийиманы, которая по закону должна была стать и.о. президента. Они объяснили это тем, что они сами наведут в стране порядок. Премьер министр, ее муж и 10 сопровождавших их бельгийских солдат вскоре были убиты. Так же погибли многие другие политики, которые благосклонно относились к миру с тутси и пытались усмирить радикалов-военных.
Солдаты Руандийского патриотического фронта нашли тело бывшего премьер-министра Агаты Увилингийиманы
«Судя по всему, план состоит в том, чтобы уничтожить реальных и потенциальных союзников РПФ и ограничить таким образом возможности сопротивления РПФ и тутси. Конца беспрецедентному кровопролитию пока не предвидится».
«Корни насилия в Руанде», Госдепартамент США, Управление разведки и исследований, 29 апреля 1994
Официальное расследование смерти президента Руанды установило, что его самолет был сбит радикалами-хуту, не желавшими заключения мира с тутси и искавшими повода для их истребления.
Через несколько часов после гибели президента военные сформировали Кризисный комитет и сразу же отдали приказ убивать тутси. Приказ касался не только военных: призывы брать мачете и убивать своих соседей-тутси транслировались по радио обычным гражданам-хуту.
Радио RTLM транслирует призывы истреблять тараканов-тутси
Зверства президентской гвардии, жандармерии и добровольческих молодежных отрядов интерахамве служили им примером. А если кто-то из хуту отказывался в этом участвовать или укрывал тутси, то его тоже убивали.
Военные и добровольцы прочесывали дома в поисках тутси и убивали их на месте, не щадя ни женщин, ни детей. Еще до начала геноцида во многих населенных пунктах были составлены списки жителей-тутси, поэтому военным не составляло труда искать новых жертв.
«Был страшный переполох: интерахамве врывались в дома, резали коров и убивали людей. Сначала они убили моего брата и его жену. Их тела за ноги подвесили к дереву. Потом убийцы привели нас к колодцу. Они изрезали нас мачете и скидывали в яму. Из моей семьи никто не выжил, кроме меня.
Перед тем, как меня сбросили в яму, я была изнасилована. Это было так больно и стыдно, что мне хотелось умереть. Мне было всего 25 и я думала, что моя жизнь больше ничего не стоит.
Они надругались надо мной и сбросили в яму с трупами. Кто-то, как и я, еще мог дышать, и когда убийцы ушли, мы попытались выбраться. На третий день мне это удалось, но тот человек уже был не в силах. Скорее всего, он так и умер там».
На всех дорогах хуту размещали контрольно-пропускные пункты. У проходящих через них людей проверялись документы, так как в руандийских паспортах была графа «национальность». Если в руки хуту попадали представители тутси, то их тут же рубили мачете, а тела бросали прямо на обочинах дороги. Позже национальную принадлежность людей начали идентифицировать «на глаз»: тутси определяли по отсутствию следов въевшейся грязи на ладонях, правильному произношению, прямому носу и высокому росту.
«Мне удалось забраться на манговое дерево. Солдаты не нашли меня. Но они зашли в мой дом и убили всех, кто там был — маму, папу, бабушку. Я этого не видела, но я слышала их крики, вопли и стоны. Когда они замолкли, я поняла, что моя семья мертва.
Они вытащили тела из дома и бросили их во дворе. Я никого не могла не узнать. Все тела были изрезанные и расчлененные.
Я еще много часов просидела на дереве. Я просто оцепенела и ни о чем не могла думать. Но потом пришли одичавшие собаки. Они ходили вокруг трупов и поедали их. Это было невыносимо, я спустилась с дерева и бросилась бежать. В тот день я приняла осознанное решение, что мне нужно двигаться вперед и никогда не останавливаться.
Я так долго не ела, что когда мне наконец дали еды, я не могла даже открыть рот.
Убийцы моей семьи так и не были наказаны. Из-за этого я не чувствую себя в безопасности. Я боюсь, что придут хуту и продолжат то, что они начали. Люди думают, что геноцид в прошлом, но я до сих пор живу с ним».
Многие тутси сбивались в группы и прятались от хуту в церквях и школах. Вошедшие во вкус хуту давили заполненные людьми постройки бульдозерами и добивали мачете пытавшихся убежать. Также тутси искали помощи у бельгийских военных, укрывались на их блокпостах. В таких случаях группы озверевших хуту располагались вокруг убежища и караулили пытавшихся выбраться тутси. Если такие были, то их убивали прямо на глазах у бельгийцев, пользуясь тем, что европейским военным было запрещено вмешиваться во внутренние дела Руанды.
Если радикальные группировки-хуту сталкивались с сопротивлением населения, то они вызывали на место военные отряды, и те быстро расправлялись с малочисленными тутси.
«В поисках безопасного места во время геноцида я прошла через несколько коммун. Я встречалась со многими убийцами и потеряла по пути пятерых детей. Потом я была с тутси, которые организовали сопротивление на холме. Убийцы не могли победить нас, и поэтому они вызвали военное подкрепление. После того, как военные разбили нас, они вернулись, чтобы добить оставшихся в живых мужчин и изнасиловать женщин. Меня насиловали вместе с моей матерью. Они поставили нас бок о бок. Сначала нас по очереди насиловали два солдата. Потом они отдали нас остальным. После изнасилования они отпустили мою мать, а меня оставили при себе как их «жену»».
Относительно спокойно было только на севере страны, то есть на территориях, захваченных войсками РПФ. Одновременно с событиями геноцида они продолжали вести гражданскую войну с правительственными войсками.
Из четырех безжалостнейших убийц, которых я встретила во время геноцида, я знаю троих. Сейчас они так и живут среди нас и среди многих других убийц, которые никогда не будут осуждены».
Многие тутси были убиты своими же соседями, коллегами, знакомыми, бывшими друзьями или даже родственниками через брак. Женщин-тутси часто захватывали в сексуальное рабство и убивали после долгих издевательств, пыток и изнасилований. Многие из тех, кто остался жив, заразились СПИДом.
«Мне удалось улизнуть из дома, [где меня держали в сексуальном рабстве], но моей сестре не так повезло. Ее убили. Я так обезумела от этой новости, что я сама пошла к интерахамве, чтобы они прикончили и меня.
В больнице я узнала, что я ВИЧ-инфицирована. Но мне не хочется говорить об этом».
Тела мертвых тутси часто сбрасывали в реки, которые текут в северном направлении, чтобы они «вернулись туда, откуда пришли».
«Река Кагера течет по глубокому ущелью, которое образует естественную границу между Руандой и Танзанией. В сезон дождей река полнеет и сносит со склонов огромные комья травы и небольшие деревья. Поздней весной 1994 года то же самое произошло с человеческими телами. Они все были скрученные и запутанные, их мотало по порогам до тех пор, пока они не попадали в спокойную воду, которая несла их в Викторию. Они не выглядели мертвыми. Они были похожи на пловцов, потому что сильное течение создавало иллюзию того, что они двигаются. Они казались мне такими живыми, что я даже вздрогнул, когда волны ударили их о камни. Я даже представил ту боль, которую они могли бы почувствовать. Пограничники сказали мне, что трупы проплывают мимо них сотнями каждый день. У некоторых из мертвецов руки были связаны за спиной. Они были застрелены, зарублены, забиты, сожжены, утоплены. »
Многие хуту, участвовавшие в массовой резне, теряли контроль и превращались в настоящих маньяков, которым было неважно, кого именно убивать. С такими людьми власти расправлялись сами, потому что они «дискредитировали» программу геноцида.
Нарезка кадров, снятых во время геноцида в Руанде
НАСТУПЛЕНИЕ РУАНДИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ФРОНТА
С началом геноцида, занимавший северные регионы страны РПФ снова выступил против армии хуту. К началу июля он захватил большую часть страны и вынудил хуту массово бежать за границу. Чуть позже он организовал коалиционное правительство с представителями тутси и хуту и объявил начавшую геноцид партию вне закона. Приход к власти Руандийского патриотического фронта и его предводителя Поля Кагаме ознаменовал конец геноцида. Поль Кагаме правит Руандой до сих пор.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГЕНОЦИДА И КОЛИЧЕСТВО УБИТЫХ
Геноцид длился примерно 100 дней — с 6 апреля по 18 июля 1994 года. За это время по разным оценкам было убито от 800 000 до 1 000 000 человек. При том что население Руанды по переписи 1991 года составляло 7,7 млн человек. Еще 2 000 000 человек (в основном хуту) бежали из страны, опасаясь возмездия со стороны РПФ. Тысячи из них умерли от эпидемий, быстро распространявшихся в переполненных лагерях беженцев.
Имена погибших тутси
Франсин, 12 лет. Любила яйца, чипсы, молоко и «Фанту». Дружила со своей старшей сестрой Клаудет. Зарублена мачете.
Бернардин, 17 лет. Любил чай и рис. Хорошо учился в школе. Убит мачете в церкви Ньяматы.
Фидель, 9 лет. Любил играть в футбол и есть чипсы. Много играл с друзьями и смотрел телевизор. Застрелен в голову.
Шанель, 8 лет. Любила бегать с отцом, смотреть телевизор и слушать музыку. Любимая еда — молоко и шоколад. Зарублена мачете.
Ариана, 4 года. Любила пироги и молоко. Много танцевала и пела. Умерла от ударов ножом в глаза и голову.
Давид, 10 лет. Любил играть в шутбол и смешить людей. Мчтал стать врачом. Перед смертью сказал: «ООН придут за нами». Замучен до смерти.
Патрик, 5 лет. Любил кататься на велосипеде. Любимая еда — чипсы, мясо и яйца. Был тихим и послушным. Зарублен мачете.
Увамвези и Ирен, 7 и 6 лет. Делили одну куклу на двоих. Любили свежие фрукты и много времени проводили с отцом. Взорваны гранатой.
Губерт, 2 года. Любимая игрушка — машинка. Последнее воспоминание — о том, как убили его маму. Застрелен.
Аврора, 2 года. Любила играть в прятки со старшим братом. Была очень разговорчивой. Сожжена заживо в церкви Гикондо.
Фабрис, 8 лет. Любила плавать и есть шоколад. Больше всех дружила со своей мамой. До смерти забита дубинкой.
Ивонн и Ив, 5 лет и 3 года. Брат с сестрой. Любили чай с молоком и чипсы. Зарублены мачете в доме бабушки.
Тьерри, 9 месяцев. Была на грудном вскармливании. Много плакала. Мать собственноручно зарубила ее мачете.
Филетта, 2 года. Любила играть в куклы. Любимая еда — рис и чипсы. Убита ударом об стену.
РОЛЬ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН
На просьбу вмешаться и остановить геноцид Штаты ответили, что «традиционная приверженность США к свободе слова не согласуется с такими мерами». На самом деле за полгода да этого войска США очень неудачно поучаствовали в военных действиях в Сомали, поэтому власти воздержались от нового военного вмешательства.
В конце июня в Руанду пришли французские войска. Они расположись на территории, подконтрольной хуту, и по мнению многих наблюдателей, оказали поддержку устроившему геноцид правительству. Конечно, французы не давали хуту продолжать убивать тутси (хотя есть и другое мнение), но в тот момент, когда к ним подступала армия РПФ, они помогли многим высокопоставленным хуту сбежать от возмездия.
Французские войска устанавливают «зону безопасности» между наступающими войсками РПФ и остатками армии хуту
ОСВЕЩЕНИЕ ГЕНОЦИДА В МИРЕ
Геноцид в Руанде активно освещали в СМИ западные журналисты. Хуту ничуть не стеснялись того, что они творят, и запросто рубили людей мачете на глазах у иностранных наблюдателей. Позже власти Руанды, организовавшие массовую резню, начнут переживать о возможности международного вмешательства и обратятся к гражданам-хуту с просьбой продолжать убийства, но не оставлять трупы на улице. После этого неделями разлагавшиеся на улицах мертвые тела начали покрывать банановыми листьями, чтобы репортеры не могли снимать их с вертолетов.
Уже после геноцида правительства многих стран постарались представить произошедшее как проявление «племенного насилия» или «давней этнической ненависти». Никто не хотел признавать, что это было преднамеренное уничтожение людей другой национальности с целью сохранить политическую силу и власть.
Миротворческая миссия ООН еще до убийства президента Руанды знала о подготовке радикалов к геноциду. Она запрашивала разрешение у Совбеза ООН начать устраивать на них облавы, но тот запретил ей вмешиваться во внутренние дела государства. Запрет не сняли и после начала массовых зверств и убийств.
ООН долго отказывалась признать происходящее геноцидом, потому что в случае признания ей пришлось бы вмешаться, а она этого не хотела. В США власти тоже запретили должностным лицам использовать слово «геноцид». Только к середине мая ООН признала, что в Руанде «был совершен акт геноцида» и пообещала направить туда 5 500 военных и 50 бронетранспортеров. К этому моменту хуту убили уже 500 000 человек. Обещанные военные так и не попали в Руанду, потому что ООН не смогла договориться с США о стоимости БТР. До конца геноцида ООН так и не вмешалась в ситуацию.
После окончания геноцида ООН направила в Руанду вторую миссию, которая помогала восстанавливать порядок на улицах и убирать тысячи мертвых тел.
В 1999 году генсек ООН Кофи Аннан публично принес извинения за «прискорбное бездействие» и «политическое безволие» руководства организации.
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ГЕНОЦИДА
Из двух миллионов хуту, которые бежали в соседние страны после прихода к власти РПФ, многим вскоре пришлось вернуться обратно в Руанду. Немногочисленные оставшиеся в живых тутси в глубоком молчании провожали их взглядами, когда те возвращались в свои дома. Новое правительство Руанды совершило очень смелый шаг и ввело мораторий на аресты подозреваемых в совершении геноцида. Тогдашний министр обороны и нынешний президент Руанды Поль Кагаме говорил: «Люди могут меняться. И некоторые из них даже становятся лучше после того, как им подарят прощение и дадут второй шанс».
«Руандийцы мирно уживались друг с другом в течение шести сотен лет, и нет ни одной причины, почему они снова не могут жить в мире. Позвольте мне обратиться к тем, кто решил идти по убийственному пути конфронтации: я напоминаю вам, что эти люди — такие же руандийцы, как и вы. Откажитесь от пути геноцида и разрушений, возьмитесь за руки с другими руандийцами и направьте свою энергию на добрые дела».
Сообщение президента Руанды Пастера Бизимунгу, 1994 год
В 1996 году в городе Аруша в Танзании начал работу Международный уголовный трибунал по Руанде. Его целью было выявление и наказание организаторов геноцида. За время своей работы он рассмотрел дела 93 обвиняемых, из которых 61 были приговорены к разным срокам тюремного заключения. Среди них организаторы радикального молодежного движения интерахамве, руководители армии, отдававшие приказы о начале геноцида, и ведущий руандийской радиостанции, призывавший в эфире убивать тутси.
«Сейчас я чувствую стыд за то, что я не сопротивлялась насильникам. Мне снятся кошмары о том, что со мной произошло, и мне сложно поддерживать отношения с людьми. Но самое страшное то, что я родила ребенка от своего мучителя. Геноцид для меня до сих пор продолжается: я никогда не смогу забыть его, потому что я воспитываю его ребенка».
«Я не знаю, за что меня преследовали, но тогда мне казалось, что бежать — это единственный выход. Сейчас я понимаю, что я должна была остаться и разделить участь своей семьи. Все мое тело было в ранах от дубинок и мачете, но я всегда убегала от тех, кто их держал. Меня насиловали и бесчестили, но я находила в себе храбрость убегать и жить дальше. Вы можете решить, что я смелая и отважная. Да, я действительно смотрела смерти в лицо. Я заплатила страшную цену за то, чтобы выжить. Но с другой стороны, мне просто повезло. Я не видела, как они убили мою семью. Не видела, как они упражнялись в стрельбе, используя маленьких детей в качестве мишеней. Такое никогда и ни с кем не должно происходить.
Я — одна из той толпы мертвецов, только я еще не похоронена. Я — живое напоминание о том, что случилось с миллионом других людей».
«Я знаю тех людей, которые убили мою семью: родителей, трех братьев и сестру. Я готов простить их, потому что моих родных все равно уже не вернуть. Но это будет зависеть от того, как они попросят о прощении.
Я бы хотел жить в стабильной Руанде, где детям ничего не угрожает. В Руанде, в которой больше никогда не будет геноцида».
«Во время процесса примирения убийца моей семьи пришел ко мне просить прощение. В то время я не простил его, потому моему сердцу было ужасно горько от случившегося. Но если он придет ко мне сейчас, то я его прощу. Господь сказал, что если мы простим, то простят и нас. Мы должны показать убийцам, что мы не такие, как они, что мы великодушны. Я думаю, что они сами поняли, что их действия не привели ни к чему хорошему. Давайте относиться к ним по-человечески».