За что казнили аввакума

В Страстную пятницу, 14 апреля 1682 года, по настоянию патриарха Иоакима в Пустозерске в деревянном срубе с тремя своими единомышленниками был сожжен мятежный протопоп Аввакум. 330 лет назад произошла не просто казнь. Погиб идеолог, вождь старообрядчества и первый русский писатель, пострадавший за свои убеждения. За что был убит протопоп Аввакум?

За что казнили аввакума. Смотреть фото За что казнили аввакума. Смотреть картинку За что казнили аввакума. Картинка про За что казнили аввакума. Фото За что казнили аввакума

Церковный раскол — это одно из ключевых событий в истории России. Даже последовавшая затем Петровская реформа — устроение на месте Московского царства Российской империи — в какой-то мере может рассматриваться как последствие Раскола. Раскол не только разделил русское общество и народ, но и расчистил место для преобразований эпохи Петра Великого. Наша общая историческая судьба, к сожалению, изобилует многими бедами, но даже на их фоне Раскол выглядит одной из самых зловещих бед, ибо он стал предтечей Гражданской войны.

Одним из главных отличий Аввакума от лидеров западноевропейской Реформации, таких как Лютер, Кальвин и другие, было отсутствие у русских староверов печатного станка. Лютер, пользовавшийся поддержкой некоторых немецких князей, мог позволить себе печатать направленные против папской власти филиппики. Печатное слово не в последнюю очередь сыграло свою роль в распространении идей протестантизма. Боярыня Морозова, в качестве сподвижницы Аввакума, поплатилась за это своей жизнью. На удивление, ни дальняя ссылка, ни стены, ни стража, ни отсутствие типографий не смогли воспрепятствовать проникновению идей мятежного протопопа в русское общество. Оригиналы на бересте, написанные рукой Аввакума, затем многократно переписывались и распространялись. Для тех, кто любит осовремененные сравнения, это был старообрядческий Самиздат.

Поскольку историками документы о казни протопопа Аввакума до сих пор не обнаружены, спекуляции на эту тему продолжаются. Отсутствие документов об исполнении казни — следственного дела, приговора, донесений исполнителей — позволяют считать тему открытой для дискуссий. В частности, вопрос о конкретном обвинении, по которому был казнен Аввакум. Большая часть историков склонна полагать, что причиной казни Аввакума явились, прежде всего, его религиозные воззрения. Вынесению окончательного решения о судьбе томившегося в земляном срубе заполярной ссылки Аввакума со товарищи способствовало событие, произошедшее в Москве в праздник Богоявления Господня в 1681 году. Ежегодно 6 января с участием царя и высшего духовенства совершался крестный ход из Кремля на Москву-реку. На кремлевском холме собиралось до нескольких сот тысяч «чаяющих движения воды», которые съезжались со всех концов государства. Во время богоявленских торжеств и Крещенского водосвятия в присутствии царя Федора Алексеевича противники никоновских реформ устроили разгром в главных храмах Российского государства — Успенском и Архангельском соборах.

«Церковные ризы и гробы царские» раскольники марали дегтем и «сальные свечи ставили». Деготь — свидетельство позора, им мазали ворота дома, где незамужняя девка приносила в подоле ребеночка, а сальные свечи считались нечистыми и в церковном обиходе не использовались. Писатель Кирилл Кожурин, написавший биографию Аввакума со старообрядческих позиций, пишет: «В то же самое время старообрядец Герасим Шапочник поднялся на колокольню Ивана Великого и «метал» оттуда в толпу свитки с политическими карикатурами и «хульными надписями», обличающими царя, светских и духовных властей во главе с патриархом Иоакимом». Под карикатурами на вселенских патриархов были начертаны: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа».

После церковного Собора, состоявшегося в ноябре 1682 года, в Пустозерск направили капитана стрелецкого стремянного полка И.С. Лешукова. Он учинил спешный сыск из-за распространения Аввакумом писаний, направленных против царя и новообрядческих иерархов. Итак, 330 лет тому назад были сожжены протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний. Встречающаяся в исторической литературе формулировка «за великие на царский дом хулы» заимствована не из официального текста приговора, а из записок графа А. А. Матвеева, написанных после 1716 года.

«Непонятно, за что вместе с Аввакумом сожгли других старообрядцев, если причиной казни стали светские преступления одного Аввакума. Наконец, невероятно известие, что старообрядцы мазали дегтем царские гробы. За никонианские реформы был ответственен только один покойный царь Алексей Михайлович. Все предыдущие цари почитались старообрядцами как благочестивые монархи и только в качестве таковых упоминались в старообрядческих сочинениях», — отмечает историк Е.О. Шацкий.

В документах, относящихся к 1681 году, масштаб противоправных действий, совершенных тогда в Москве значительно меньше, чем это описано в Синодальном объявлении. Оно было составлено 40 лет спустя, его авторы словно стремились лишить протопопа ореола мученичества за веру. Более того, из документов никак не следует какое отношение к карикатурам и к беспорядкам имел ссыльный Аввакум. Наиболее правдоподобной выглядит гипотеза о казни Аввакума за распространение им и его единомышленниками идей старообрядчества.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

325 лет назад был казнен протопоп Аввакум

Протопоп Аввакум Петров
А. Т. Шашков
(Статья из I тома «Православной энциклопедии»)

На новом месте протопоп Аввакум вскоре восстановил против себя мирян и духовенство, был жестоко избит толпой и бежал в Кострому, оттуда в Москву. Здесь он начал служить в Казанском соборе, протопопом которого был его покровитель лидер «боголюбцев» Иван Неронов. Оказавшись в самой гуще событий, связанных с церковной реформой, проводимой Патриархом Никоном, протопоп Аввакум после ареста Неронова (4 авг. 1653) стал во главе старообрядческой оппозиции реформам. Вместе с костромским протопопом Даниилом он написал несохранившуюся челобитную царю Алексею Михайловичу, где просил за Неронова, проводил последнего в ссылку, проповедовал с паперти Казанского собора; лишенный своего места, он служил в церкви Аверкия в Замоскворечье, а затем демонстративно совершал богослужения в «сушиле» во дворе Неронова, где и был арестован 13 авг. 1653 г. Закованный в цепи, протопоп Аввакум был заключен в подземелье Андроникова монастыря, где его били и морили голодом.

Еще одним крупным произведением, появившимся из-под пера Аввакума в 1673-1676 гг., является «Книга толкований», адресованная его любимому ученику С. И. Крашенинникову (иноку Сергию). Она включает толкования Аввакума на псалмы, Книги Притчей и Премудрости царя Соломона, Книгу пророка Исаии, а также его собственное поучение «Что есть тайна христианская, и как жити в вере Христове». Обращаясь к толкованию ветхозаветных текстов, Аввакум стремился через них показать современные ему события и тем самым дать им духовную оценку.

Причину церковного раскола Аввакум видел в любоначалии иерархов, деятельность Никона называл «агарянским мечом» и сравнивал низложенного Патриарха с Арием и Римским папой Формозом. Полемический настрой нередко приводил Аввакума к противоречивым высказываниям. Так, призывая в запальчивости перерезать «никониан» как собак, он в др. сочинениях, выказывая смирение, писал, что Господь простит тех членов Собора, которые его проклинали и расстригали, т. к. это случилось не по их вине, а сам «дьявол наветом своим строил». Долгое время Аввакум верил, что царь Алексей Михайлович обратится к «истинной вере», и лишь после репрессий, начавшихся в 1670 г., его отношение к царю резко изменилось: пустозерские узники назвали Алексея Михайловича и его будущего преемника на троне «антихристовыми рогами», т. е. предтечами антихриста, который в мир еще не явился. Впрочем, после воцарения в 1676 г. Феодора Алексеевича, на которого старообрядцы возлагали надежды, Аввакум попытался изменить оценку нового царя старообрядцами, что нашло отражение в «Ответе» Аввакума на присланное из Москвы «Возвещение от сына духовного ко отцу духовному». Такой подход был одобрен всеми пустозерскими узниками.

Сложным было отношение Аввакума к таинствам реформированной Церкви. Отрицая действительность Таинства Рукоположения в ней священников и уча паству прибегать в силу необходимости к всевозможным обманам при контактах с ними, он тем не менее еще в 1669 г. не только разрешил своим духовным детям ходить в те храмы, где новопоставленные священники служили по старым книгам, но и позволял им брать таких священников в духовники. Позднее в послании «отцу» Ионе Аввакум писал, что перешедшие в староверие «новые попы» могут служить все службы, кроме литургии; литургисать же могут лишь те, кто «постражет от мучителей и кровь свою излиет за старое благочестие». Поскольку найти таких священников, которые пострадали «за веру» и все же остались на свободе, было трудно, Аввакуму пришлось снять и это ограничение. Он даже признал действительным Крещение, совершенное «нераскаявшимися никониянскими попами», но советовал после этого прочитать добавочные молитвы. Аввакум осуждал тех своих единоверцев, кто в условиях «последнего времени» отрицал Таинство Брака и отказывался от Причастия Св. Даров ввиду «конечного истребления» антихристом Бескровной Жертвы. В обрядовой сфере наряду с отстаиванием традиционной для ревнителей дониконовской старины суждений о двоеперстии, сугубой аллилуйе, иконном писании по древним образцам и т. п. Аввакум обращался к вопросам, вызывавшим споры внутри старообрядчества, выступая в защиту благочестивости старопечатных книг, восьмиконечной формы креста, единогласного пения и т. д. Одобряя в посланиях Крашенинникову самосожжения, Аввакум видел в них отнюдь не средство душевного спасения, а единственный в некоторых случаях способ «урываться» из рук «мучителей».

Все эти заблуждения, выявившиеся в процессе яростной полемики Аввакума с мнимым еретичеством Федора, получили распространение и поддержку среди части учеников и последователей протопопа (см. ниже Аввакумовщина), однако основная часть старообрядцев догматические построения Аввакума, несмотря на его высокий авторитет мученика за «старую веру», не приняла. Впоследствии догматические построения Аввакума стали объектом острой критики со стороны обличителей раскола. В свою очередь выговский писатель С. Денисов, пытаясь в своем «Винограде российском» опровергнуть принадлежность этих «писаний» перу Аввакума, называл их подлогом.

Старообрядцами белокриницкого согласия Аввакум почитается священномучеником. 1-я служба Аввакуму (вместе с Коломенским еп. Павлом и др. старообрядцами, пострадавшими за «старую веру») была составлена в нач. XVIII в. (Церковь. 1912. N 41). Почитание установлено Собором старообрядческой Церкви в 1916 г., тогда же написана служба Аввакуму (с полиелеем). Память Аввакума старообрядческая Церковь празднует в неделю после празднования памяти св. отцов VII Вселенского Собора. В с. Григорове в 1991 г. был установлен памятник протопопу Аввакуму (скульптор В. М. Клыков), в Григорове ежегодно проходит Аввакумовский праздник, на который съезжаются старообрядцы со всей страны. В пос. Б. Мурашкино в 1993 г. освящена старообрядческая церковь во имя протопопа Аввакума.

Сочинения: МДИР. М., 1875-79. Т. 1-5; Памятники истории старообрядчества XVII в. СПб., 1927. Кн. 1. Вып. 1 (РИБ; Т. 39); Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч. М., 1960, 1991; Иркутск, 1979n; Горький, 1988n; Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исслед. и тексты. М., 1963; Пустозерский сб.: Автографы соч. Аввакума и Епифания. Л., 1975; ПЛДР. XVII в. Кн. 2. С. 351-454; Пустозерская проза: Протопоп Аввакум. Инок Епифаний. Поп Лазарь. Дьякон Федор. М., 1989; Демкова Н. С., Сесейкина И. В. Старейший (печорский), список «Книги толкований и нравоучений», найденный В. И. Малышевым // Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. Л., 1990. С. 73-146.

Литература: Мякотин В. А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биогр. очерк. СПб., 1893; Бороздин А. К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни рус. об-ва в XVII в. СПб., 1900. Ростов н/Д., 1998п; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898, 19002; Pascal P. Avvakum et les debuts du raskol: La crise religieuse aux XVII-e siecle en Russie. P., 1938, 1963; Робинсон А. Н. Творчество Аввакума и общественное движение в конце XVII в. // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 149-175; он же. Борьба идей в русской литературе XVII в. М., 1974; Румянцева В. С. Народные антицерковные движения в России в XVII в. М., 1986; Клибанов А. И. Протопоп Аввакум как культурно-историческое явление // Ист. СССР. 1973. N 1. С. 76-98; Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII в. М., 1978; Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 277-322; Шашков А. Т. Аввакум Петров // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 16-30 [библиогр.]; Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995; Зеньковский С. Русское старообрядчество: Дух. движения XVII в. М., 1995; Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 8-9; Демкова Н. С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб., 1998.

Аввакумовщина
(Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
А. Т. Шашков

Литература: [Лысенин Т. М.] Сказание о распрях, происходивших на Керженце из-за Аввакумовых догматических писем // МДИР. 1887. Т. 8. С. XVII-XIX, 204-353; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С. XXVIII-XXXIV, 216-237; он же. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909. С. 311-330; Малышев В. И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 382-401; Шашков А. Т. Пошехонский дворянин-старовер Ф. Я. Токмачев и споры конца XVII в. вокруг еретических писем протопопа Аввакума // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосиб., 1991. С. 105-112.

Источник

Протопоп Аввакум: краткая биография, семья, взгляды, сожжение

За что казнили аввакума. Смотреть фото За что казнили аввакума. Смотреть картинку За что казнили аввакума. Картинка про За что казнили аввакума. Фото За что казнили аввакума

Краткая биография протопопа Аввакума интересна всем, кто увлекается отечественной историей. Это священник, которого староверы возвели в ранг святого. Он был яркой и выдающейся личностью, не признавал никаких компромиссов. За его суровый характер и готовность всегда идти до конца его боготворили последователи и ненавидели противники. О его судьбе расскажем в этой статье.

Детство и юность

Рассказывать краткую биографию протопопа Аввакума начнем с того, что родился герой нашей статьи в 1620 году в селе Григорово, которое находится на территории современной Нижегородской области.

С раннего детства мама была для него образцом искренней веры. Позже она ушла в монастырь, приняв постриг под именем Марфа.

Будущего священника при рождении звали Аввакум Петров. Мать его воспитала в духовной чистоте и строгости.

Его отец был священником в небольшом приходе. Скончался, когда юноше исполнилось всего 15 лет. Аввакум позже рассказывал, что он часто злоупотреблял алкоголем, что и стало причиной его ранней смерти.

Уже в 22 года Аввакума Петрова рукоположили в диаконы.

Духовный путь

За что казнили аввакума. Смотреть фото За что казнили аввакума. Смотреть картинку За что казнили аввакума. Картинка про За что казнили аввакума. Фото За что казнили аввакума

Уже через два года Аввакум получил церковный приход в селе Лопатинцы. Он был требователен к пастве и себе самому. Осуждал пороки прихожан, попрекая их даже за малые грехи.

Рассказывают историю о том, как однажды к нему на исповедь пришла блудница. Как требуют того церковные каноны, она в деталях описала свои грехи. Плоть его взбунтовалась, чтобы усмирить ее, он поднес к ладони три горящие свечи, чтобы боль победила греховные и низкие желания.

После этого прихожане еще больше зауважали своего священника, начав доверять ему самые сокровенные тайны.

Титул протоиерея

За следование церковным законам и праведные дела ему был присвоен титул протопопа или протоиерея. О суровом батюшке, который никому не дает спуска, рассказывали многие в округе. Верующие шли к нему за благословением и советом.

Даже в краткой биографии протопопа Аввакума следует отметить, что среди паствы он был известен как экзорцист. Часто к нему приводили сумасшедших и душевнобольных, в которых, как считали в то время, вселялся нечистый дух. Аввакум нередко оставлял их в своем доме на лечение.

Его благословение мечтали получить богачи и нищие. Известна история, когда воевода Василий Шереметев, плывя на корабле по Волге, пожелал встретиться со священником. Его специально привезли на корабль. После исповеди воевода попросил Аввакума благословить своего юного сына.

Матвея подвели к протопопу, но тот, оценив его внешний вид, отказался осенять юношу крестным знаменем. По его мнению, он имел «блудоносный» вид, так как брил бороду.

Возмущенный воевода приказал бросить Аввакума в реку. Тому чудом удалось выжить. Его спасли пришедшие на помощь рыбаки.

Протопоп всегда был противником любых развлечений. Если видел сельчан, которые без дела ходили по деревне, то приходил в настоящее неистовство. Как-то в их село приехали циркачи с музыкальными инструментами и дрессированными медведями. На веселящуюся публику Аввакум буквально бросился с кулаками. Разогнал даже медведей.

При этом протопоп всегда отличался принципиальным характером, не боясь заступаться за обездоленных и нищих. Однажды бедная вдова пожаловалась ему на вельможу, который посмел отнять у нее дочь. Священник заступился за женщину, за что был избит подручными богача до полусмерти.

Вскоре из Лопатиц Аввакума перевели в Юрьевце-Подольское. И здесь его крутой нрав был причиной постоянных конфликтов с прихожанами. Многие из них отказывались придерживаться наставлений священника, старых канонов, которые он проповедовал. Его неоднократно избивали, угрожая самому Аввакуму и его семье. В результате в 1651 году протопоп был вынужден бежать в Москву.

В столице

За что казнили аввакума. Смотреть фото За что казнили аввакума. Смотреть картинку За что казнили аввакума. Картинка про За что казнили аввакума. Фото За что казнили аввакума

В Москве герой нашей статьи сошелся с будущим патриархом Никоном, который был духовником царя. Сам Аввакум активно принимал участие в книгоиздательстве, пропагандируя православие. Во время отъезда подменял протоиерея в Казанском соборе.

Как это часто бывает, дружба скоро сменилась враждой. Никон и Аввакум стали непримиримыми противниками. В основе конфликта лежали взгляды протопопа Аввакума. Он всегда придерживался веры старого образца. Никон, сменивший на посту патриарха Иосифа, начал проводить в церкви глобальные реформы, которые привели к ее расколу.

Все началось с того, что Никон отдал предпочтение греческим богослужебным книгам, которые в столицу привез Арсений Грек. Аввакум настаивал на том, что службу можно вести только на древнерусском языке, придерживаясь наследия предков. Он даже обратился с челобитною к царю, раскритиковав действующего патриарха.

Гонения

За что казнили аввакума. Смотреть фото За что казнили аввакума. Смотреть картинку За что казнили аввакума. Картинка про За что казнили аввакума. Фото За что казнили аввакума

История протопопа Аввакума полна трагических страниц. У представителей светской власти он поддержки не нашел. В 1653 году был сослан в Андроников монастырь.

Даже оказавшись вдали от Москвы, он причинял много беспокойства церковным властям, продолжая и в Тобольске критику никонианства и агитацию за старообрядчество. Протопоп Аввакум в результате вновь оказался в остроге, когда ополчился на воеводу Пашкова. Затем его прикрепили к полку, который отправлялся через Амур и Байкал на восток.

Возвращение из немилости

За что казнили аввакума. Смотреть фото За что казнили аввакума. Смотреть картинку За что казнили аввакума. Картинка про За что казнили аввакума. Фото За что казнили аввакума

В 1663 году в отношении государя к Аввакуму произошли разительные перемены. Его пригласили приехать в столицу. Причиной стало то, что в немилости на этот раз оказался Никон.

Царь предложил протопопу стать его духовником, но тот отказался, так как Алексей Михайлович не был старообрядцем.

При этом сам Аввакум нисколько не изменился, продолжая говорить окружающим все, что о них думает. В результате совсем скоро он из-за этого нажил себе новых врагов. Основной посыл протопопа был направлен на противодействие проводимым церковным реформам. Аввакум выступал за 8-конечный крест, крестился двумя пальцами, а не тремя, как стали делать многие после реформ Никона. В результате милость монарха оказалась недолгой: через год она сменилась гневом. Бунтаря, который категорически не желал подчиняться действующим порядкам, сослали в Архангельскую область.

В следующий раз в Москве он появился в 1666 году, во время суда над бывшим патриархом Никоном. От него ждали, что он наконец станет покорным, перенеся столько страданий, но этого не произошло. Убедившись в этом, церковный суд отлучил его от церкви. В ответ Аввакум наложил анафему на высшее руководство русского православия.

За что казнили аввакума. Смотреть фото За что казнили аввакума. Смотреть картинку За что казнили аввакума. Картинка про За что казнили аввакума. Фото За что казнили аввакума

Его отправили в Заполярье. 14 лет он прожил в срубе, наполовину утопленном в земле. Но и тогда не бросил проповедовать. Последователи протопопа Аввакума постоянно приезжали к нему, через верных людей он рассылал воззвания, которые расходились по всей стране. Эти воззвания были объединены в книгу, которую позже назвали первой художественной автобиографией. Так появилось «Житие протопопа Аввакума».

Памятник русской литературы

За что казнили аввакума. Смотреть фото За что казнили аввакума. Смотреть картинку За что казнили аввакума. Картинка про За что казнили аввакума. Фото За что казнили аввакума

Благодаря этой книге можно составить полноценное впечатление о взглядах священника.

Семья

В своей жизни старообрядец был связан с двумя женщинами. Феодосия Морозова (известная больше как боярыня Морозова) стала его духовной ученицей. Все ее знают благодаря известной картине Сурикова.

Супруги жили в соответствии с «Домостроем». Жена повсюду безропотно следовала за главой семьи, перенося все скитания. Известно, что трагедией закончилась ссылка в Сибирь. Не перенеся тягот, в дороге умерли двое их малолетних детей.

Сам проповедник считал супругу идеальной православной женщиной. Известно, что Настасья Марковна стала образцом для подражания для многих жен декабристов.

Гибель

За что казнили аввакума. Смотреть фото За что казнили аввакума. Смотреть картинку За что казнили аввакума. Картинка про За что казнили аввакума. Фото За что казнили аввакума

После смерти Алексея Михайловича на престол взошел его сын Федор. Аввакум рассчитывал, что сможет перетянуть на свою сторону молодого и благочестивого царя. Поэтому написал письмо правителю. В нем рассказал, что видел сон, в котором Алексей Михайлович горит в аду за то, что принял никонианское учение.

Проповедник не рассчитал, что новый царь воспримет послание в штыки. Он его расценил как хулу на царя. Аввакума обвинили в церковном расколе.

В 1682 году состоялось сожжение протопопа Аввакума. Его казнили на глазах толпы. Вместе со сподвижниками Лазарем, Епифанием и Федором привязали к углам сруба, а затем забросали сухими ветками и берестой. В конце все подожгли.

Зная о предстоящей казни, протопоп раздал все свое небогатое имущество и книги. Отправляясь на эшафот, надел белую рубаху. Интересно, что он считал огонь очищающим от всякой скверны. Поэтому сам не раз призывал грешников к самосожжению.

Священника казнили в пятницу Страстной седмицы. Его дела и поступки до сих пор вдохновляют многих последователей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *