За что казнили чернышевского
Состоялась гражданская казнь Николая Чернышевского
Гражданская казнь Чернышевского проходила на Мытнинской площади в Петербурге дождливым и туманным утром 31 мая 1864 года. Специально для экзекуции был сооружено возвышение, на котором стоял черный столб с цепями. Вся площадь была оцеплена жандармами и городовыми, в толпе шныряли агенты в штатском. Чернышевского доставили на площадь в тюремной карете и подвели на возвышение. С него сняли фуражку и прочитали обвинение. После прочтения приговора Чернышевский был опущен на колени, а над его головой сломали шпагу.
Дальше процедура предусматривала прикрепление его цепями к столбу. На грудь ему была прикреплена табличка с надписью «государственный преступник». Стояние в цепях продолжалось четверть часа. К ногам Чернышевского одна из присутствующих девушек бросила цветы и тут же была арестована. Казнь была свернута, Чернышевского посадили в карету и увезли. Оставшаяся на площади молодежь, провожала своего учителя криками: «До свидания!». Уже на следующий день его отправили в Сибирь.
Николай Чернышевский начал идти по опасной дороге еще в студенческие годы. Именно тогда началась его революционная деятельность и появились первые литературные работы. Закрытых тем для него не было. Он писал литературно-критические и историко-литературные работы, освещал экономико-политические вопросы. Николай Гаврилович был еще и идейным вдохновителем тайной молодежной революционной организации «Земля и воля».
В 1862 году Чернышевский был арестован, а обвиняли его в составлении прокламации «Братским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание попало в руки Всеволода Костомарова, который оказался провокатором.
Но уже до этого в служебной переписке между жандармерией и полицией Чернышевский назывался «врагом империи номер один». А непосредственно поводом для ареста, стало упоминание фамилии Чернышевского в письме эмигранта Герцена в связи с идеей издания «Современника» в случае его запрещения властями в Лондоне.
Следствие по делу Чернышевского затянулось, оно шло полтора года. Во время заключения Николай Гаврилович несколько раз объявлял голодовку и продолжал трудиться. Кроме статей, он завершил в тюрьме роман «Что делать», опубликованный в журнале «Современник».
В феврале 1864 года вынесли приговор: ссылка на каторгу на четырнадцать лет и пожизненное поселение в Сибири. Император Александр II сократил каторгу до семи лет, но в целом Чернышевский провел в царских учреждениях уголовно-исправительной системы более двадцати лет. В мае 1864 года состоялась гражданская казнь.
Первые три года революционер провел на монгольской границе, а после был переведен в Александровский завод. Чернышевскому было разрешено встречаться с женой и малолетним сыном. Он мог общаться с другими заключенными и, главное, он мог работать.
Гражданская казнь на Мытнинской площади
31 мая 1864 года состоялась Гражданская казнь Николая Гавриловича Чернышевского
Ты теперь никто
Для обуздания дерзких вольнодумцев всегда существовали проверенные и действенные средства. В царской России смертная казнь по возможности не применялась, разве что в исключительных случаях. Революционеров ожидали каторжные работы в Сибири. Но перед тем как особо опасный для властей осуждённый отправлялся по Владимирке (в начале этой дороги ныне московское Шоссе Энтузиастов) в далёкий путь, он подвергался унизительной гражданской казни, предполагавшей лишение сословных, политических и гражданских прав. В историю вошли события, связанные с применением этой процедуры к декабристам, а через несколько десятилетий – и к Николаю Гавриловичу Чернышевскому.
Дорога на эшафот
Николай Чернышевский начал идти по опасной дороге ещё в студенческие годы. Именно тогда началась его революционная деятельность и появились первые литературные работы. Закрытых тем для него не было. Он писал литературно-критические и историко-литературные работы, освещал экономико-политические вопросы. Николай Гаврилович был ещё и идейным вдохновителем тайной молодёжной революционной организации «Земля и воля».
Источник: http://www.rewizor.ru
В 1862 году Чернышевский был арестован, а обвиняли его в составлении прокламации «Братским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание попало в руки Всеволода Костомарова, который оказался провокатором. Но уже до этого в служебной переписке между жандармерией и полицией Чернышевский назывался «врагом империи номер один». А непосредственно поводом для ареста, стало упоминание фамилии Чернышевского в письме эмигранта Герцена в связи с идеей издания «Современника» в случае его запрещения властями в Лондоне.
Источник: https://24smi.org
Следствие по делу Чернышевского затянулось, оно шло полтора года. Во время заключения Николай Гаврилович несколько раз объявлял голодовку и продолжал трудиться. Кроме статей, он завершил в тюрьме роман «Что делать», опубликованный в журнале «Современник». В феврале 1864 года вынесли приговор: ссылка на каторгу на четырнадцать лет и пожизненное поселение в Сибири. Император Александр II сократил каторгу до семи лет, но в целом Чернышевский провёл в царских учреждениях уголовно-исправительной системы более двадцати лет. В мае 1864 года состоялась гражданская казнь.
Утро туманное
Гражданская казнь Чернышевского проходила на Мытнинской площади в Петербурге дождливым и туманным утром 31 мая 1864 года. Специально для экзекуции был сооружено возвышение, на котором стоял чёрный столб с цепями. Были приняты серьёзные меры безопасности. Вся площадь была оцеплена жандармами и городовыми, в толпе шныряли агенты в штатском. Чернышевского доставили на площадь в тюремной карете и подвели на возвышение. С него сняли фуражку и прочитали обвинение. После прочтения приговора Чернышевский был опущен на колени, а над его головой сломали шпагу. Дальше процедура предусматривала прикрепление его цепями к столбу. На грудь ему была прикреплена табличка с надписью «государственный преступник». Герцен откликнулся на это судилище следующими словами: «Это новую Россию Россия подлая показывала народу, выставляя Чернышевского на позор».
Источник: https://24smi.org
Дождь усиливался, и палач надел на Чернышевского фуражку, за что он кивком поблагодарил палача. Стояние в цепях продолжалось четверть часа. К ногам Чернышевского одна из присутствующих девушек бросила цветы и тут же была арестована. Казнь была свёрнута, Чернышевского посадили в карету и увезли. Оставшаяся на площади молодёжь, провожала своего учителя криками: «До свидания!». Уже на следующий день его отправили в Сибирь.
Эпилог
Первые три года революционер провёл на монгольской границе, а после был переведён в Александровский завод. Чернышевскому было разрешено встречаться с женой и малолетним сыном. Он мог общаться с другими заключёнными и, главное, он мог работать. Когда закончился срок каторги, он выбрал для своего постоянного места жительства город Вилюйск. В письмах с каторги и из ссылки он никогда не жаловался, был спокоен и бодр. В 1883 году Николаю Гавриловичу разрешили жительство в Астрахани, в 1889-м за несколько месяцев до смерти – в родном Саратове.
Гражданская казнь Николая Чернышевского
31 мая 1864 года состоялась гражданская казнь революционного демократа Н. Чернышевского.
Революционное движение в России дало свои пагубные всходы задолго до событий 1917 года. Не случайно большевики пытались вести свою «родословную» то от декабристов, то от народовольцев. Сам В. Ульянов (Ленин), в своих работах неоднократно обращавшийся к этой теме, считал своим предшественником и, в некотором смысле, учителем и наставником, сына саратовского священника Н.Чернышевского. Чем же так привлек «вождя мирового пролетариата» этот, на первый взгляд, вполне заурядный публицист и склонный к графомании писатель-утопист?
Николай Чернышевский родился в семье протоиерея саратовского кафедрального собора. До 14 лет обучением мальчика занимался отец, а в дальнейшем – гувернер-француз, который оказал сильное влияние на его мировоззрение. В детстве Николай обладал большой тягой к чтению книг, за что получил от окружающих очень своеобразное прозвище – «Библиофаг», что переводится как «пожиратель книг». И хотя Чернышевский неизбежно пошел по пути отца и стал учиться в духовном училище, а затем и в семинарии, в последствии по решению всей семьи он в 1846 году покинул семинарию и уехал с матерью в Петербург, где сдал экзамены и был принят на словесное отделение философского факультета.
Н. Чернышевский.
В студенческие годы мировоззрение Чернышевского переживает радикальную ломку – религиозное благочестие, пусть и внешнее, уступает место явно антихристианским идеям. Один из преподавателей в те годы отмечал, что «у Чернышевского есть ум, дарование, но, к сожалению, то и другое затемнено у него крайней нетерпимостью; он воображает себя первым умником в Европе». Антихристианские идеи будущего утописта выросли впоследствии в антропологическую философию, в которой место Бога занял человек, роль творца всего сущего отводилась природе, а разум становится во главе познания и жизни. В это же время в Европе одна за другой вспыхнули революции, и Чернышевский не мог остаться в стороне от этого – он сблизился с «петрашевцами» и углубился в изучение трудов немецких философов – Гегеля и Фейербаха. Развивая идею последнего о том, что «человек живет для человека и выше человека ничего в мире не знает», Чернышевский пришел к полному отрицанию существования Бога. Помимо этого, он знакомился с идеями теоретиков английского и французского утопического социализма – именно теория разумного эгоизма легла в основу мировоззрения его знаменитого и программного для советской школы романа «Что делать?».
В 1850 году Чернышевский окончил Петербургский университет со степенью кандидата словесности, преподавал в кадетском корпусе, а в следующем году вернулся в родной Саратов и стал преподавать литературу в местной гимназии. В 1853 году он женился на дочери врача Ольге Васильевой и спешно вернулся в Петербург, где снова стал преподавать в кадетском корпусе. К этому времени относится начало публицистической деятельности Чернышевского – его работы стали публиковаться в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских ведомостях». В 1854 году он перешел на работу в журнал «Современник», со страниц которого в последующие несколько лет и транслировал свои фантазии на российское общество. Параллельно ему удалось защитить магистерскую диссертацию на тему: «Эстетические отношения искусства к действительности», которая, однако, была расценена как революционное выступление, из-за чего министр просвещения задержал утверждение его в степени. С 1855 года Чернышевский совместно с Н. Некрасовым и Н. Добролюбовым фактически возглавляет «Современник», всячески стремясь превратить это литературное издание в рупор революционной демократии, что вызывало протест ряда сотрудников и авторов среди которых были П. Анненков и И. Тургенев. В результате «Современник» покинули все крупные русские писатели, а Чернышевский в исступлении заполнял страницы журнала своей революционной пропагандой, приобретая все большее влияние на умы тогдашней молодежи. Его публицистику в этот период принято делить на три темы: пропаганда научной философии как орудие преобразования окружающей действительности, крестьянский вопрос как средство перехода к социализму и подготовка «нового человека», способного осуществить революцию и построить «рай на земле».
Чернышевский выступил с открытым неприятием крестьянской реформы 1861 года. С целью сорвать ее проведение он в спешке организовывал студенческие волнения, которые выглядели настолько нелепо, что неизменно оборачивались провалом. Неугомонный публицист пытался посеять смуту в армии, ведя пропаганду среди офицеров и в казармах воинских частей. Однако, крестьяне, горожане и солдаты не поддались на малопонятную болтовню Чернышевского и его соратников, приняв активное участие в разгоне студенческих демонстраций.
Суетливо ведя борьбу против правительственных реформ, а, значит, и против верховной власти Императора, Чернышевский не подозревал, что уже давно находится на контроле у полиции. В мае 1862 года был временно закрыт журнал «Современник», а 7 июля того же года Чернышевский был заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Но и здесь революционный мечтатель не успокоился и не отказался от своих убеждений – именно в тюрьме он написал свое самое известное произведение «Что делать?», которое было опубликовано во вновь открытом «Современнике». Данный эпизод широко освещался в советском литературоведении как пример «мрачной реакции косного царского правительства». Тем не менее, эта «косная власть» позволила-таки возобновить выход явно революционного издания и опубликовать в нем социально-утопическое произведение?
Тем временем Чернышевского приговорили к 14 годам каторжных работ и последуйшему пожизненному поселению в Сибири. 31 мая 1864 года на Мытнинской площади Петербурга состоялась гражданская казнь революционера. Чернышевскому на эшафоте объявили о смягчении приговора – Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет. Приговоренного привязали к позорному столбу и, несмотря на то, что он не был дворянином, палач все же сломал над его головой шпагу.
22 июля Чернышевский прибыл к месту каторги — на Усольский солеваренный завод. Здесь он занимался переводами, написанием новых произведений, и, разумеется, пытался бежать, но все его попытки оканчивались провалом. Он пробыл на каторге и в заключении почти двадцать лет, постоянно перемещаясь с место на место. В 1883 году Чернышевскому было позволено вернуться в европейскую часть России – он поселился в Астрахани. Его сын Михаил в 1889 году добился перевода отца на родину в Саратов. Однако, Чернышевскому не суждено было прожить там хоть сколько-нибудь значительное время – в октябре того же года он заболел малярией и скоропостижно скончался 29 октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Воскресенском кладбище Саратова.
155 лет назад. «Что делать?»
31 мая 1864 года — состоялась гражданская казнь Николая Гавриловича Чернышевского (1828—1889). Над головой автора «Что делать?» была переломлена шпага, он был лишён всех прав состояния и отправлен на каторгу в Сибирь, где должен был остаться навечно. В своей переписке полиция называла его «врагом Российской Империи номер один», а Маркс и Энгельс — «главой революционной партии» России. Почему это давнее событие и само творчество писателя остаются по-прежнему актуальными для нашего времени (хотя в России он нынче исключён из школьной программы)? Может быть, понять это помогут две цитаты, которые приводятся ниже.
«Когда-то я был весьма впечатлён романом Чернышевского «Что делать?», где главный герой ведёт жизнь аскета и даже спит на гвоздях для укрепления силы воли. Нас с друзьями это настолько поразило, что мы стали ночевать на кроватях без матрасов, гулять в дождь и снег и принимать ледяной душ для закалки духа».
(Си Цзиньпин, председатель Китайской Народной Республики)
В. И. Ульянов-Ленин в 1904 году говорил Вацлаву Воровскому о Чернышевском:
«Кажется, никогда потом в моей жизни, даже в тюрьме в Петербурге и в Сибири, я не читал столько, как в год моей высылки в деревню из Казани. Это было чтение запоем с раннего утра до позднего часа. Я читал университетские курсы, предполагая, что мне скоро разрешат вернуться в университет. Читал разную беллетристику. Но больше всего я читал статьи, в своё время печатавшиеся в журналах «Современник», «Отечественные Записки», «Вестник Европы». В них было помещено самое интересное и лучшее, что печаталось по общественным и политическим вопросам в предыдущие десятилетия. Моим любимейшим автором был Чернышевский. Всё напечатанное в «Современнике» я прочитал до последней строки, и не один раз. От доски до доски были прочитаны великолепные очерки Чернышевского об эстетике, искусстве, литературе и выяснилась революционная фигура Белинского. Прочитаны были все статьи Чернышевского о крестьянском вопросе, его примечания к переводу политической экономии Милля и то, как Чернышевский хлестал буржуазную экономическую науку, — это оказалось хорошей подготовкой, чтобы позднее перейти к Марксу. С особенным интересом и пользой я читал замечательные по глубине мысли обзоры иностранной жизни, писавшиеся Чернышевским. Я читал Чернышевского «с карандашиком» в руках, делая из прочитанного большие выписки и конспекты. Тетрадки, в которые все это заносилось, у меня потом долго хранились. Энциклопедичность знаний Чернышевского, яркость его революционных взглядов, беспощадный полемический талант — меня покорили. Чернышевский, придавленный цензурой, не мог писать свободно. О многих взглядах его нужно было догадываться, но, если подолгу, как я это делал, вчитываться в его статьи, приобретается безошибочный ключ к полной расшифровке его политических взглядов, даже выраженных иносказательно, в полунамёках. Существуют музыканты, о которых говорят, что у них абсолютный слух, существуют другие люди, о которых можно сказать, что они обладают абсолютным революционным чутьём. Таким был Маркс, таким же и Чернышевский. »
Евгений Данилович-Горовых. Н. Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петропавловской крепости
Неудачное устрашение: гражданская казнь Н.Г. Чернышевского
В Российской империи в XIX веке существовала смертная казнь, но применялась она довольно редко. Но это не означает, что российское законодательство того времени было очень мягким в отношении людей, признанных правонарушителями. Существовали другие способы жестоко наказать тех, кого власти признавали особенно опасным. Уже в начале 1860-х годов публициста Н.Г. Чернышевского в секретных документах политической полиции именовали «врагом номер один». После ареста и суда он был приговорен к каторге и ссылке. Но для усугубления эффекта от приговора была назначена еще и гражданская казнь революционера.
Гражданская казнь: сущность и назначение
Процедура гражданской казни применялась не только в России – она была довольно распространена в средние века. По сути она представляла собой публичный ритуал, демонстрирующий лишение подсудимого всех прав, положенных ему по рождению положению и состоянию.
Поскольку в сословном обществе сословные различия составляли основу системы прав человека, демонстрировалось в первую очередь лишение сословных дворянских привилегий. Делалось это путем демонстративного уничтожения атрибутов принадлежности к сословию (например, с дворянина снимали знаки рыцарского достоинства и ломали его меч либо шпагу). Проведение этой процедуры означало, что сам преступник, а часто и все его семейство отныне не принадлежат к привилегированному сословию, а отнесены к числу «подлых» простых людей. Именно из-за чувствительности для бывшего дворянина потери сословных привилегий гражданская казнь применялась почти исключительно к «благородным».
В России XIX века сословные различия сохранялись. Соответственно, оставалась и возможность применения лишения сословных привилегий в качестве наказания для преступника. В частности, процедуре гражданской казни были подвергнуты осужденные декабристы.
Некоторые применявшиеся в то время карательные процедуры гражданской казнью не являются. В частности, ею не была имитация расстрела петрашевцев – жестокое психологическое издевательство, изображающее «государево помилование в последнюю минуту». Подвергаемый гражданской казни заранее знал, что, несмотря на присутствие палача, во время этой процедуры никакого физического вреда ему причинено не будет (далее могло быть по-разному).
Гражданская казнь Н.Г. Чернышевского отличалась от других случаев важной деталью: подсудимый не был дворянином. Чернышевский был потомком крепостных крестьян, сыном священника, а по роду собственных занятий (литератор и преподаватель) – мещанином. Следовательно, у него было мало сословных привилегий, которых его можно было лишить. В его случае процедура символизировала исключение из «хорошего общества» законопослушных людей.
Процедура гражданской казни Н.Г. Чернышевского
Следствие по делу арестованного Чернышевского продолжалось более полутора лет. 678 суток арестованный провел в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости (это было очень суровое место, предназначенное для особо опасных преступников). Приговор был вынесен в начале февраля 1864 года – 14 лет каторги и пожизненное поселение в Сибири. Царь сократил вполовину срок каторги, но оставил в силе пожизненную ссылку. Предшествовать же этому наказанию должна была гражданская казнь – вероятно, в целях устрашения возможных соратников осужденного.
Она состоялась 19(31) мая 1864 года на Мытнинской площади Петербурга. Для проведения процедуры был возведен эшафот с позорным столбом, обеспечена усиленная охрана. Было довольно много зрителей – сочувствующая осужденному интеллигентная молодежь и осуждавшие его городская беднота и рабочие. Впрочем, известно, что вторая категория полагала, что Чернышевский осужден за то, что протестовал против отмены крепостного права (так подавалась его критика методов проведения крестьянской реформы).
Сама гражданская казнь состояла в том, что осужденного возвели на эшафот, прочитали всем присутствующим приговор (впрочем, слышно всем было очень плохо и люди, не бывшие в курсе дел заранее, так и не поняли, за что карают осужденного), затем повесили ему на грудь табличку с надписью «государственный преступник» и поставили на четверть часа к позорному столбу, надев на руки цепи. Но даже революционеры признавали, что наручники цепей были очень широкими, то есть заковывание было чисто символическое. После стояния у столба Чернышевского поставили на колени и сломали над головой шпагу (это было чисто процедурное действие, так как мещанин Чернышевский никаких прав на ношение шпаги не имел).
Подробное описание процедуры дал революционер М.П. Сажин, непосредственный свидетель происходящего. Существует и еще несколько свидетельств. Между ними есть мелкие расхождения, но в принципе никто из зрителей не мог видеть все от начала до конца. Общий же ход процесса описан у всех одинаково. После гражданской казни Чернышевский был отправлен по этапу к месту отбытия наказания – сперва под Иркутск, а после в Нерчинскую каторгу.
Результаты гражданской казни Чернышевского
Каковы бы ни были цели публичной процедуры «лишения прав состояния» в отношении Н.Г. Чернышевского, результаты ее оказались мизерными. Сам осужденный воспринял гражданскую казнь совершенно спокойно. Отказаться от своих политических и философских убеждений его не смогли заставить не только этот (в сущности безобидный) ритуал, но и последовавшие за ним каторга и строгая ссылка.
Лишить семью Чернышевского (у него была жена и двое сыновей) каких-то привилегий ритуал тоже не мог – у них этих привилегий не было. Произошла чисто человеческая трагедия (Ольга Сократовна Чернышевская очень любила супруга), но и только. Семья жила бедно, но оба мальчика получили образование. Самого же Николая Гавриловича всех прав лишила основная часть приговора, а не гражданская казнь. Хотя в 1883 году он благодаря просьбам родных получил разрешение вернуться в Европейскую Россию, но до конца жизни (он умер в 1889 году) оставался фактически ссыльным, полностью контролируемым властями.
После демонстративной расправы над Чернышевским не произошло и снижения градуса политической напряженности в России. Революционное движение только усиливалось. В нем появились течения куда более радикальные, чем утопическая революционная демократия Чернышевского. Мало того – осужденный получал знаки поддержки даже в ходе процедуры гражданской казни; в частности, ему был брошен букет цветов. За это действие даже арестовали четырех девушек, хотя дело закончилось недолгим задержанием.
Позже в России еще несколько раз применяли процедуру гражданской казни по отношению к идейным противникам режима. Однако уже случай с Чернышевским убедительно доказал, что воздействие ее является минимальным и никак не может повлиять на изменение общественных настроений.