За что критиковали католическую церковь накануне реформации
Римо-католическая Церковь накануне Реформации. Первые реформационные движения и деятели.
Папа Сикст IV (1471-1484 гг.), например, преследовал одну цель — образование для своего племянника княжества. Он был гуманистом: при нем построена и расписана Сикстинская капелла, заложена основа Ватиканского музея, организовано было общество антикваров.
Папа Иннокентий VIII (1484-1492 гг.) с огромной энергией заботился об устройстве судеб своих семи сыновей: двое из них стали кардиналами, трое других заключили выгодные браки.
Папа Александр VI Борджиа (1492-1503 гг.) не останавливался ни перед чем в достижении своих династических целей, даже отравлял некоторых кардиналов, чтобы новых принять за деньги. Правда, и сам он отравился, и его сын по той же причине не стал принцем (отравился).
В XV-XVI вв. в Западной Европе намечались два движения:
— одно за религиозное обновление, реформацию; будучи подготовлено в РКЦ, оно должно было проявиться во вне ее (Гус погиб на костре, чем подготовил победу Лютера);
Гуманисты ставили на первое место свободу мысли и свободу чувства, желали критически относиться ко всякому традиционному авторитету, отталкиваясь от традиционных античных ценностей.
Гуманисты предпочитали скрывать свои убеждения и выступали под другим знаменем. Против монашества они выступали с монашеских идеалов, критикуя, что монахи не живут, как должно, и иногда говорили, что монашество вредит. Папы этого не замечали, пользуясь их услугами, когда надо было кого-либо обличить. Попадали гуманисты и в руки инквизиции, но отказывались от своих слов, говоря, что их неверно поняли.
Постепенно гуманизм становится чертой Римских пап и клириков РКЦ. Этим путем папство шло к самоотречению.
Папе требовались большие средства: одна только кухня требовала 1/2 доходов всей Италии. Начинает широко возрождаться индульгенция (даже без связи с таинством покаяния). Широко продаются церковная утварь, сосуды, должности. Лев X говорил: «Христианство есть доходная басня». Поэтому появилась поговорка после смерти папы: «Папа умер без Причастия, потому что продал все Святые Дары» (он действительно умер без Причастия).
Папа был не злым, но в трудный момент казнил близких людей, захватил их имущество, продал их должности. Умер папа великим должником. Продана была и тиара. Римские банки им были разорены.
При Льве X сохранился индекс запрещения книг. Но причиной этого была не идея сохранения достоинства Церкви, а то, что авторитет папства должен сохраниться ради него самого.
При Льве X проходил еще один Вселенский Католический собор (XVIII-й). Начался он еще в 1512 г. и длился до 1518 г. Целью собора было упорядочение церковной жизни. Многие указывали папам, что практика индульгенций вредна, но этот V Латеранский собор ничего не предпринял.
Когда архиепископ Магдебургский Альберт стал по совместительству еще и архиепископом города Майница, то вынужден был заплатить за это 29000 дукатов. Папа Лев X 31 марта 1515 г. особой буллой организовал в епархии этого архиепископа 5-летнюю продажу полных индульгенций. 1/4 вырученных средств от их продажи должны были идти на строительство собора Святого Петра в Риме (в современном его виде), а часть — императору Максимилиану. В 1517 г. в Виттенберг прибыл доминиканский монах Тецель с этими индульгенциями. Он был поэтичным человеком и составил особую песенку об индульгенциях: «Как только монета упадет в ящик, душа тотчас выпрыгивает из огня». Это услышал Лютер, прибивший затем к дверям храма табличку с 95-ю тезисами.
Джон Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола
Весь ход исторического процесса превращения Римско-католической Церкви в мощную абсолютную светскую монархию, настойчиво и жестко распространяющую свою власть в церковной и политической сферах, вел к неизбежному отходу ее от начал Вселенской Церкви, к внутреннему противоречию, ибо мирской меч в руках «наместника Христа» был явлением противоестественным, глубоко искажавшим духовную сущность и Церкви, и ее предстоятеля.
Начиная с XIV в. в недрах Римско-католической Церкви возникали и постепенно зрели настроения, направленные против наиболее крайних форм проявления догматического и политического диктата. Внутри католицизма появились первые реформационные движения. В XVI в. они привели к полной реформации Римско-католической церкви и возникновению нового христианского вероучения — протестантизма, разделившегося через несколько десятилетий на три мощные ветви — лютеранство, кальвинизм и англиканство.
Здесь уместно вспомнить основные вехи истории католицизма, которые тесным образом связаны с зарождением этой конфессии.
Еще в XI в. Римская Церковь в лице папы Льва IX в решительной форме поставила условием церковного единства беспрекословное повиновение ей во всех вопросах всех Поместных Церквей. В ответ на предложение Константинопольского патриарха Михаила Керуллария восстановить церковное общение, которое было нарушено в начале XI в., назвал Церковь, не подчиняющуюся Риму, «синагогой сатаны. » (27). С письмом папы, содержащим это заявление, в 1054 г. прибыли в Константинополь папские легаты и предали Православных анафеме. В результате вместо сближения произошел полный разрыв Церквей.
Принцип общего безоговорочного повиновения, касался, впрочем, не столько Римской Церкви как коллектива, состоящего из христиан-римлян, сколько ее единоличного возглавителя — папы.
Это становится в дальнейшем основным положением римско-католической экклесиологии. «Диктатом» папы Григория VII верховенствующий Римской епископ признается единоличным, никому не подсудным правителем Церкви.
В сфере нравственных понятий также наблюдается отход римского христианства от евангельских начал. Учения о папских индульгенциях и удовлетворении за грехи отвлекали внимание верующих от главного: от стремления к нравственной чистоте и направляли к способам избавления от наказаний. Всей системой этих учений подсказывалась мысль, что верному сыну папской Церкви при совершении грехов нетрудно избежать наказаний за них. Это, конечно, не могло не отражаться на нравственной жизни как паствы Римско-католической Церкви, так и ее духовенства.
Много было нестроений и в самой церковной жизни. Папские схизмы, волновавшие Римско-католическую Церковь в конце XI и начале XII в., а также в конце XIV и начале XV в., были ликвидированы. Но не были преодолены другие недостатки: симония, замещение церковных должностей людьми, совершенно не подходящими для пастырского служения, упадок нравственности среди духовенства и особенно на папском дворе, большие церковные поборы, ложившиеся тяжелым бременем на население, чрезмерное обогащение князей Церкви и т. п.
Лучшие представители Римско-католической Церкви понимали настоятельную необходимость реформы Церкви «во главе и в членах» (in capite et membris). Решения в этом направлении были приняты Констанцским (1414—1418) и Базельским (1431—1443) Соборами. Оба эти Собора провозглашали принцип превосходства соборной власти над единоличной папской. Но постановления этих Соборов не были осуществлены.
В это же время возникают первые, направленные на реформацию церковной жизни, антикатолические учения и религиозно-политические движения.
В середине XIV в. получило широкое распространение учение первого английского реформатора Джона Виклифа (ок. 1320—1384), выступившего выразителем национальных интересов Англии. Вместе с Николаем Герфордом и Джоном Перви он выполнил перевод Библии с латинского на английский язык. Он выступил против уплаты английским королем подати в пользу папской казны, против права папы назначать своих кандидатов на церковные должности в Англии. Идеи Виклифа развиты и в форме стройной теории в книгах «О Божественной власти» и «О светской власти».
Виклиф отрицает притязания папства уже потому, что не считает Петра князем апостолов. Папа, по его мнению, — это человек греха (2 Фее. 2, 3), преклонение перед ним — отвратительное идолопоклонство. Монашество — это оскорбление христианства, оно как бы хочет показать, что учение Христа недостаточно и несовершенно. Священное Писание Виклиф считал единственным источником религиозного знания. Движение виклифизма вызвало гонение со стороны папы Григория XI и было подавлено. Сам Виклиф избежал папского следствия и суда, но впоследствии труп его был подвергнут сожжению папской инквизицией в знак осуждения за ересь. Учение Виклифа оказало заметное влияние на выдающихся представителей европейского реформационного движения. В 1415 г. оно было осуждено римо-католиками на Констанцском Соборе.
Последователем философских и богословских идей Виклифа выступил знаменитый чешский реформатор Ян (Иоанн) Гус (1369— 1415), священник, ректор знаменитого Пражского университета. За публичную поддержку идей Виклифа с университетской кафедры он был отлучен от Церкви и приглашен для допроса на Собор в Констанцу. Выступал в защиту своих убеждений. Гус не уступил требованиям безусловного и беспрекословного отречения, слепого повиновения авторитету и до конца последовал голосу своей совести. Он был осужден за это Собором в ереси и выдан светским властям для казни — публичного сожжения. Как сказал Эразм, Гус был сожжен, но не побежден (exustus non convictus).
Религиозное народное движение приверженцев Гуса имело существенное влияние на ход событий в центральной Европе начала XIV в. и расшатывание авторитета католицизма. Все карательные меры Рима против гуситов наталкивались на активное вооруженное сопротивление. Провозглашенный Гусом принцип держаться в вопросах догматов, церковных обрядов и правил жизни Священного Писания или, как выражались чехи, «Божьего закона», проводился гуситами в жизнь, несмотря на сложившиеся в гуситском движении разнородные внутренние течения. Тем не менее, именно одному из последователей Гуса — табориту Прокопию Великому принадлежит заслуга первого публичного провозглашения на Базельском Соборе принципа религиозной свободы и терпимости.
Смелым обличителем недостатков Римско-католической Церкви явился в конце XV в. во Флоренции монах-доминиканец Иероним Савонарола, отлученный папой от Церкви и казненный как еретик в 1398 г.
Папская инквизиция продолжала свою активную деятельность, то и дело вспыхивали костры аутодафе. Послушная папским указаниям Римско-католическая Церковь вела в это время жестокую борьбу с «ведьмами» (булла Иннокентия VIII Summis desiderantis, 1484 г.).
Папа Лев Х буллой 1515 г. организовал в епархиях архиепископа Магдебургского и Майнцского пятилетнюю продажу «полных индульгенций», поступления от которых шли частью на строительство римского храма св. Петра, частью в пользу названного архиепископа, некоторую выгоду от этого дела имел и германский император.
Сказавшийся во всем этом явный отход Римско-католической Церкви от евангельского духа был главной религиозной причиной реформационных движений.
Следует упомянуть о происходившем в Риме при папах Юлии II и Льве Х V латеранском Соборе (1512—1517), считающемся у римо-католиков Вселенским. На этом Соборе вопрос реформы Римско-католической Церкви был выдвинут в качестве первоочередной задачи, но задачи этой Собору не удалось осуществить. Современный католический профессор богословия Ганс Кюнг пишет по этому поводу: «Неудача этого Вселенского Собора, заседавшего продолжительное время, была катастрофой для Церкви; через шесть месяцев после его закрытия вспыхнула лютеранская реформация».
Реформация не появилась из ничего: по всей Европе она возникала и развивалась на уже существовавшем фундаменте. В настоящее время все большее признание получает тот факт, что английская Реформация строилась на лоллардистских основаниях. Поэтому рассмотрение движения лоллардов включено в анализ позднесредневековой религии как пример того, что элементы народной религии вносили свой вклад в возникновение и развитие местной Реформации.
Недавние исследования выявили всю сложность движения лоллардов, делая обобщения об их основных’ верованиях значительно более рискованными, чем это было раньше. Например, хотя некоторые лолларды отрицали идею чистилища, большинство, похоже, вполне мирилось с его существованием. Серьезная оппозиция этой концепции в Англии получила импульс только после казни Джона Фрита из-за этого вопроса в 1533 году. Однако основные верования, которые были распространены в движении, можно представить следующим образом. Итак, лолларды, в целом, верили, что:
1. Библия должна быть доступна на родном языке.
2. Поклонение образам неприемлемо.
3. Практика паломничеств является достаточно сомнительной.
4. Каждый мирянин является священником.
5. Папа пользуется излишней властью.
6. Присутствие Христа в Евхаристии является чисто духовным (в противоположность средневековой доктрине пресуществления;
В некотором смысле, этот список верований мало чем отличается от положений литературы недовольства. И все же он указывает “на некоторые мнения, преобладающие в лоллардистских кругах, которые вызвали повышенную восприимчивость к лютеранским идеям, появившимся в Англии в 1520—х годах. Лютеранские доктрины перекликались с их мнениями. Например, доктрина Лютера о «всеобщем священстве» была созвучна лоллардистской неприязни к священникам и их верованию, что все миряне имели право называться священниками. Точно так же, лютеранская доктрина об оправдании верой, как казалось по крайней мере лоллардам, предполагала, что в процессе спасения уже не нужны папы, священники и официальная Церковь, к которым они испытывали такое отвращение. Каждый человек мог заключить мир с Богом, не вмешивая в это дело отвратительную церковную иерархию.
Движения, похожие на лоллардистское, существовали во многих частях Европы, готовя почву, в которой могли прорасти и пустить корни идеи Реформации. Лолларды не выработали ничего, напоминающего сложные доктрины священства всех верующих или оправдания одной верой, В лучшем случае они вырабатывали мнения или общие взгляды, которые подвергали современную им Церковь суровой критике. Однако лютеранские идеи, когда они дошли до лоллардов, были наполнены для них глубоким смыслом. Они перекликались с их мнениями, поддерживали их доводы, добавляли интеллектуальную утонченность их энтузиазму и давали новое богословское обоснование их критике английской Церкви
Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации
Образовательная – продолжить изучение особенностей протестантских вероучений на примере кальвинизма, ставшего основой трудовой этики протестантов, и распространения Реформации в Европе; рассмотреть методы борьбы католической церкви против Реформации.
Воспитательная – показать, что религиозные противоречия, фанатизм могут порождать войны.
Развивающая – продолжить формирование умения работать с историческим источником, строить доказательные рассуждения, составлять тезисные планы.
Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.
Основные понятия и термины:
Реформация, основные течения протестантизма – лютеранство, англиканство, кальвинизм, пастор, пресвитер, гугеноты, орден иезуитов – “Общество Иисуса”, иезуит, “Индекс”, аутодафе, инквизиция, Контрреформация, религиозные войны.
Карта “Реформация в Европе”
Слайды “Католическая церковь в ср. века”.
CD. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история.
CD. Новая история. 7-й класс. Аванта – CORDIS.
Компьютер, проекционная система.
Ход урока:
1. Распространение Реформации в Европе.
Характеристика основных направлений протестантизма
2. Жан Кальвин его учение.
3. Борьба Католической церкви против Реформации:
а) Создание ордена иезуитов.
б) Усиление деятельности инквизиции.
в) Издание списка запрещенных книг – “Индекса”.
г) Массовое избиение протестантов. Религиозные войны.
Повторение изученного материала:
– Что такое Реформация?
– Каковы причины Реформации в Германии? Что послужило поводом к ее началу?
– Какие цели в борьбе за реформу церкви преследовали князья, дворяне, горожане и крестьяне?
– Изложите основные идеи учения М.Лютера. Кому были выгодны эти идеи?
– Каковы результаты Реформации в Германии?
1555г. – “Аугсбургский религиозный мир” – “Чья земля, того и вера!”
– Как следует понимать это правило? Кто решал вопрос о выборе веры?
Работа с док-том: Хрестоматия… – с.184-185. (см. Приложение 1 )
Переход к новой теме:
Работа с источником (см. Приложение 2 ) (дальнейшее развитие науки и техники в XV-XVI вв., Великие географические открытия, несовпадение слов и дел церковнослужителей, широкая продажа индульгенций)
– Что такое индульгенция?
Весть о выступление Лютера против продажи индульгенций, по словам современника, “в 4 недели облетела весь христианский мир”. Вслед за Германией Реформация начинается и в других странах Европы.
1. Распространение Реформации в Европе.
Характеристика основных направлений протестантизма (карта и схема на доске – заполняется в процессе объяснения)
Направление в протестантизме
Территория распространения
Какие слои населения поддерживали
Князья, богатые горожане
Англия, Швеция, Дания
Швейцария, Нидерланды, Франция
Богатые горожане, часть дворянства
2.Кальвинизм.
Наиболее влиятельным среди реформаторских движений оказался кальвинизм. Его основателем был Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) – сообщение ученика.(см. Приложение 3 – портреты Кальвина)
– родился в семье крупного церковного служителя, получил богословское и юридическое образование;
– увлекся идеями Лютера, отрекся от католичества.
– в 1534 г., спасаясь от преследований, бежит из Франции в Швейцарию
– в 1536 г. написал книгу “Наставление в вере”
– в 1541 г. начинает преобразования в Женеве, где он стал главой исполнительной власти.
Работа с учебником с.99-100 (п.1,2).
Задание – Перечислите основные идеи учения Кальвина (составить тезисный план).
– Чем эти идеи привлекали буржуазию?
– Как вы думаете, побуждала ли такая вера к действию или обрекала на пассивность?
1) Судьба человека предопределена Богом, никто из верующих не знает своего предопределения.
2) Человек не должен пассивно ждать свершения своей судьбы, он должен усердно трудиться, выявить все заложенные в нем Богом способности.
3) Успех в земных делах – знак спасения.
4) В случае неудачи не надо впадать в отчаяние и терять надежду на спасение, нужно еще усерднее трудиться.
5) Право подданных свергнуть короля, который нарушает законы не только человеческие, но и божеские.
6) Требование “дешевой” церкви, сокращение числа обрядов (крещение и причастие).
7)Выборность руководителей церковных общин: пасторов (проповедников) и пресвитеров (старшин).
Преобладающее влияние в этих общинах буржуазии. – Почему? (богатство – знак божьего благословения)
8) Строгая дисциплина и беспрекословное подчинение всех членов общины, жесткие наказания за нарушение.
Задание: – Французский писатель и философ Вольтер писал: “Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир”. Как вы понимаете эти слова Вольтера?
9) Нетерпимость к другим вероучениям и взглядам – казнь испанского ученого Мигеля Сервета (см. Приложение 3 – портрет), попавшего в Женеву, спасаясь от преследования католической церкви.
Вывод: (учебник с.100,101): Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду – бережливость, расчет, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту. Такое учение полностью отвечало прежде всего идеалам горожан и предпринимателей эпохи разложения традиционного общества и зарождения капитализма. Оно подчеркивало богоугодность их деятельности и одновременно укрепляло дух предпринимательства…Кальвинизм как протестантское учение распространялся по всей Европе.
Он распространился во Франции под названием гугенотства, привел к гугенотским войнам, автономии Южной Франции в 70-80-е гг. XVI в. Кальвинизм распространился в Нидерландах, привел к восстанию Нидерландов против испанского абсолютизма, которое иногда называют Нидерландской революцией. Он распространился в Англии и также привел в конечном счете к революции. Наконец, кальвинизм вышел за пределы Европы, с эмигрантами и колонистами он укоренился в Америке.
3. Борьба католической церкви с Реформацией.
а) Создание ордена иезуитов – 1540 г.
Католическая церковь не хотела и не могла смириться с возникшим против нее религиозным протестом, выразившимся в Возрождении и Реформации. Всех протестантов Папа Римский объявил еретиками.
Музыкальный ряд: “Танец рыцарей” (Прокофьев С. “Ромео и Джульетта”)
“…И тогда-то, в годину тяжелых потрясений господь послал своего избранника на помощь церкви Христовой…” (см. Приложение 4 )
дон Иниго Лопец Игнатио ди Лойола (сообщение ученика).
“Иди, спаси святую церковь от козней врага рода человеческого”.
“Цель оправдывает средства”
“Свершается сие во имя церкви Христовой”
Работа с документами (учебник) – с.105-106
Устав ордена иезуитов (Извлечения)
Игнатий Лойола. “Духовные упражнения” (1548) (Извлечения)
Вопросы к документам:
– Какова главная цель создания ордена? Кому он подчинялся?
– Какие принципы лежали в основании ордена иезуитов? Чем он отличался от других монашеских орденов?
– Какой властью обладал генерал ордена? Как вы думаете, о чем говорит использование иезуитами военных терминов для характеристики своего ордена?
– К чему призывал Лойола вступающих в орден?
– Охарактеризуйте моральный облик иезуитов.
Орден иезуитов запятнал себя участием в тайных заговорах и преступлениях – убийства короля Франции Генриха IV и штатгальтера Нидерландов Вильгельма Оранского, покушения на Елизавету Английскую и Леопольда Австрийского, “пороховой заговор” в английском парламенте, преследование передовых ученых и передача их в руки инквизиции (см. Приложение 3 – портрет Джордано Бруно).
б) Усиление деятельности инквизиции.
Слайды 14, 18. Музыкальный ряд: Бриттен Б. “Военный реквием”.
– Что такое инквизиция? (Дословно “расследование” – особый суд над еретиками. Учреждена в 1542 г.)
– Какие методы борьбы с еретиками, возникшие в XIII в., церковь стала активно использовать в период Реформации? (отлучение от церкви)
– Чем грозило человеку подобное наказание?
Работа с документом “Формула отлучения от церкви” (см. Приложение 5 ).
Распространение в странах Северной Европы, в т.ч. на различных территориях Священной римской империи, побудило императора Карла V совместно с папой бороться с реформацией всеми методами. Одним из таких методов стал изданный в 1550 г. в Аугсбурге указ, прозванный современниками “Кровавым” (см. Приложение 6 )
Вопросы к документу:
– Почему указ получил в народе название “Кровавый”?
– Почему людям запрещается читать даже писание?
– Мог ли хоть кто-нибудь в империи Карла V чувствовать себя в безопасности от инквизиции?
– Как вы думаете, почему указ поощряет доносы? Какую выгоду от этого рассчитывает получить император?
– Какую атмосферу в обществе создавали подобные распоряжения властей?
Особенно церковь боялась распространения знаний, способных подорвать ее влияние на массы. По настоянию церкви были распущены академии наук в Неаполе и Модене. Под давлением инквизиции был вынужден отречься от своих взглядов Галилео Галилей. Был сожжен на костре Джордано Бруно, не пожелавший отступиться от своих убеждений даже ради спасения жизни.
Костры инквизиции пылали по всей Европе и в Америке (см. слайды 18,19)
Казнь еретиков именовалась “делом веры” (аутодафе). Девиз инквизиции гласил: “Милосердие и справедливость”.
в) Издание списка запрещенных книг – “Индекса” – 1559 г. (см. Приложение 3 )
Папа Павел III: “Мы охвачены ужасом, видя, какими чудовищными учениями, сколь гнусными заблуждениями наводнены мы из-за этого потопа книг, сочинений, всякого рода писаний, коих плачевное извержение рассеяло мудрость по лицу земли”.
Запрещенные книги подлежали уничтожению. По словам современника, если бы удалось собрать все сожженные книги на одну площадь, то “пламя костра поднялось бы выше, чем во время знаменитого пожара Трои”.
С XVI по XX в. вышло 32 издания этого списка, постоянно дополняемого новыми названиями. Последнее издание списка – 1948 г. – содержало 4 тысячи произведений. В 1966 г. “Индекс” был официально отменен.
г) Массовое избиение протестантов. Религиозные войны.
В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.
Особенно свирепствовала инквизиция в Испании. Король Филипп II, религиозный фанатик однажды заявил: “Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков. Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды.
Во Франции более тридцати лет продолжались религиозные войны, получившие название гугенотских (“гугеноты” в переводе со швейцарского “товарищи”, название французских протестантов). В августе 1572 г. в Париже было истреблено около 30 тысяч человек гугенотов, съехавшихся на свадьбу сестры короля с их руководителем Генрихом Наваррским (“Варфоломеевская ночь”, подробнее будет изучаться позже). Папа Григорий XIII поздравил французского короля с истреблением врагов веры и велел изготовить медаль по этому случаю (слайды 5,7).
Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.
Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества.
Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.
Домашнее задание: §12, вопросы, к/к 11 (з.4-6)
1.Учебник – Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800. – М.: Просвещение, 2005.
2.Хрестоматия – История средних веков. В 2-х ч. Ч.2. (XV – XVII вв.). – М.: Просвещение, 1988.
3.Виппер Р.Ю. История Нового времени. – М.: Республика, 1995.
4.Историческая библиотека: Иезуиты. Тайны инквизиции. – СПб., 1991.
5.Донской Г.М. Задания для самостоятельных работ по истории ср.веков. – М.:Просвещение,1992.
6.Штильмарк Р. Наследник из Калькутты. – М.: Правда, 1990.