За что любили гоголя
За что читатели любят Н. В. Гоголя?
ЗА ЧТО ЧИТАТЕЛИ ЛЮБЯТ Н.В.ГОГОЛЯ?
Опрос показал, что произведения классика и в 21 веке востребованы. На вопрос: интересно ли, на ваш взгляд, творчество Гоголя сегодня, 147 респондентов ответили, что не только читают его книги, но и перечитывают. Правда, среди молодежи этот показатель несколько ниже –– 61%. Не читают книги писателя лишь 10 опрошенных (6%), не определили свое отношение к литературному наследию Н.В.Гоголя 13 человек (8%). Обе эти группы относятся к молодежи. По мнению специалиста библиотеки Елены Александровны Шуршиковой не восприятие творчества великого классика обусловлено психологическими причинами, то есть юношеским максимализмом и свойственным молодым отрицанием признанных всеми авторитетов. К тому же у молодежи существуют современные кумиры, тогда как не только Гоголь, но и другие классики ими воспринимаются как устаревшие, не отвечающие их идеалам и вкусам.
Каким же произведениям писателя отдают предпочтения опрошенные? Поэму «Мертвые души» назвали любимой книгой –– 112 человек (66%). «Вечера на хуторе близ Диканьки» –– 93 (55%). Особой популярностью пользуется из этого сборника «Ночь перед Рождеством» –– 41 (24%), «Майская ночь или Утопленница» –– 35 (21%), «Сорочинская ярморка» –– 13 (13%)
Третье место поделили между собой «Вий», который читают 84 человека и 83 –– «Ревизор» –– по 49 %
Повесть «Тарас Бульба» предпочитают –– 68 (40%), повесть «Нос» –– 24 (14%)
Кроме перечисленных произведений Николая Васильевича Гоголя, в числе призеров и повесть «Шинель» –– её читали 20 респондентов (12%). А сборник «Петербургские повести» –– 7 (4%). Повести «Портрет», «Невский проспект», входящие в этот же сборник, несколько человек назвали не просто прочитанными, а любимыми, которые время от времени перечитывают, в чем признается и автор этих строк. Три человека знакомы с «Выбранными местами из переписки с друзьями», являющимися последней книгой писателя…
На третий вопрос, какая книга Н.В.Гоголя вам особенно близка и почему, для многих опрошенных, как оказалось, интересны все книги писателя, в них они находят много поучительного. Но были и противоположные ответы: «Ни одну из книг Гоголя не могут назвать любимой: одни вообще не читали, другие читали, но не поняли, то есть творчество великого писателя им не нравится. Возможно, именно эти читатели помнят Гоголя со школьной скамьи и потому больше не раскрывали его книги. Однако 36 человек назвали «Мертвые души» не просто любимой, а одним из величайших произведений мировой литературы. Поэма Гоголя раскрывает русский национальный характер, выведенные типы можно встретить и сегодня. В этом и состоит злободневность творчества писателя, которое за десятилетия после его смерти не утратило своей актуальности. Выведенные им мастерски типические черты свойственны и современным политикам и чиновникам с их пороками и недостатками.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» отстают от «Мёртвых душ» на три голоса –– 33 человека (19%), сборник рассказов нравится за мистические, а то и сказочные сюжеты, быт традиции, украинский колорит, яркость образов, юмор, выразительный язык писателя. Этими же достоинствами, то есть своей мистичностью, фантастикой, привлекает «Вий» –– 22 читателей (13%) из числа молодёжи.
На четвертом месте среди любимых книг Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Ревизор» –– 19 (11%). Повесть нравится за то, что воспитывает понятие чести, патриотизма и внушает презрение к предательству. Не может оставлять равнодушным то, как автор с размахом описывает жизнь казаков, героизм народа в исторических реалиях далеких времен. А вот герой гоголевской пьесы Хлестаков настолько типичен, что его черты находят в себе многие читатели. Хлестаков при всех своих порочных наклонностях помогает бороться с недостатками и улучшает взаимоотношения людей.
А пятерку любимых произведений завершает «Ночь перед рождеством». Этот рассказ для 12 читателей (7%) дарит сказочные ощущения, которых нет в сегодняшней действительности.
На четвертый вопрос, в чем вы видите художественное своеобразие произведений Гоголя, 62 респондента опрошенных однозначно не смогли ответить, в чем же неповторимость творчества классика. Правда, 14% из них сомневаются, что Гоголь сегодня современен, и примерно столько же не дали никакого определения творчества писателя. Однако абсолютное большинство показали своё глубокое понимание его творчества, назвав Николая Васильевича одним из тех авторов, чьи произведения могут объединять славянские народы.
За что любили гоголя
Среди многочисленных знакомых Гоголя были у него близкие друзья, с которыми он прошел и горести, невзгоды, и счастливые моменты своей жизни. Прежде всего это семья Аксаковых.
С семьей Аксаковых Гоголь познакомился в свой первый приезд в Москву, летом 1832 года. С первой же встречи Гоголь и Аксаковы почувствовали взаимную симпатию, скоро это чувство переросло в дружбу, которой Аксаковы оставались верны всю жизнь. Семья Аксаковых ценила Гоголя как гениального писателя, все члены этой большой семьи стремились окружать Гоголя вниманием, теплотой и заботой. Сергей Тимофеевич принимал самое активное участие в делах Гоголя в течение всей жизни, сделал ему немало добра. Например, в трудные для Гоголя дни он организовал материальную помощь писателю, которую Гоголь получал от своих московских друзей в складчину. С.Т. Аксаков охотно выполнял поручения Гоголя (писатель прожил долгие годы в Петербурге), в своих письмах рассказывал ему обо всем, что происходило в Москве, особенно в ее литературной жизни.
С.Т. Аксаков оставил интересные воспоминания о Н.В. Гоголе, ознакомившись с которыми можно многое узнать о характере, взаимоотношениях с людьми, писательском труде замечательного русского писателя.
П.В. Анненков был хорошо знаком с Н.В. Гоголем, более того, был дружен с ним. Они познакомились в первые годы жизни Гоголя в Петербурге, когда уже были известны его «Вечера на хуторе близ Диканьки». Летом 1841 года П.В. Анненков встретился с Гоголем в Риме, где поселился с ним в одном доме, помогал Гоголю переписывать его знаменитую поэму «Мертвые души».
Гоголь оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы по пути ее демократизации, народности, усиления ее реалистического характера. Непосредственно связана с Гоголем «натуральная школа», объединявшая писателей 40-х годов и вдохновлявшаяся Белинским. Писателей «натуральной школы», таких, как Я. Бутков, Д. Григорович, В. Соллогуб, Е. Гребенка, И. Панаев, молодой Достоевский и др., объединяло следование гуманным и реалистическим традициям Гоголя, сочувственный показ судьбы «маленького», социально обделенного человека. Изображение несправедливости и контрастов социальной среды, манера детальных описаний, а главное демократически протестующий пафос произведений писателей «натуральной школы» знаменовали продолжение тех идейных и художественных принципов, которые были заложены Гоголем. Среди писателей «натуральной школы» были молодой Некрасов, Тургенев, Гончаров, Григорович, здесь начинал свой творческий путь Салтыков-Щедрин, близок к ним был Герцен. Писатели «натуральной школы» продолжали начатое Гоголем дело сближения литературы и жизни, разоблачения крепостнического строя, расширяя и углубляя демократические и гуманистические тенденции его творчества.
Русские писатели о Гоголе
Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился.
Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей, навел общество на истинное созерцание романа, каким он должен быть; с Гоголя начинается новый период русской литературы, русской поэзии.
. Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России.
[Гоголь] писал не то, что могло бы более нравиться, и даже не то, что было легче для его таланта, а добивался писать то, что считал полезнейшим для своего отечества.
Человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших!
Дорого русскому сердцу имя Гоголя; Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом; никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества.
С Гоголя водворился в России совершенно новый язык; он нам безгранично нравился своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре.
. Гоголь положительно должен быть признан родоначальником. нового, реального направления русской литературы.
Неизвестные факты об известных писателях. Гоголь
Казалось бы о Гоголе известно практически все. Но снова и снова всплывают новые и порой совершенно неожиданные факты. Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. А уж сколько существует версий, опровергающих мифы о Гоголе! Но, думаю, эти версии появятся в комментариях, а я же представляю вам факты.
♦ Николаем Гоголя назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая, хранившейся в церкви Больших Сорочинцев, где проживали родители писателя.
♦ Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.
♦ Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см). Наверняка, он бы был в восторге от такого издания своей книги:
♦ Гоголь в школе писал весьма посредственные сочинения, он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.
♦ Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками.
♦ Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»Рецептик современного гоголя-моголя, кому интересно: желтки взбиваем с сахаром до белой пены. Продолжая взбивать, медленно вливаем виски, ром, молоко и немного сливок. В отдельной миске взбиваем в крутую пену яичные белки и добавляем смесь из желтков + еще немного сливок, сахарную пудру и взбиваем массу до загустения. Готово!
♦ Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
♦ Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.
♦ Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. И поговаривают, что никогда ни с кем не встречался. Некоторые считают, что Гоголь умер девственником, эти утверждения появились, т.к. неизвестно о его связях с женщинами вообще. Правда, весной 1850 года Н.В.Гоголь делал предложение (первое и последнее) А.М.Виельгорской, но получил отказ. Есть так же версия о нетрадиционной ориентации Гоголя, даже целые статьи этому посвящают и догадайтесь кто)))
♦ Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хл:). Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.
♦ В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.
♦ Источником сюжета для пьесы Гоголя «Ревизор» стал реальный случай в городе Устюжна Новгородской губернии, причём автору об этом случае поведал Пушкин. Именно Пушкин советовал Гоголю продолжать написание произведения, когда тот не раз хотел бросить это дело.
Кстати, на восхитительном памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде в группе «Писатели и художники» Пушкин стоит рядышком с Гоголем, изображение которого было помещено только под давлением общественности.
А рядышком и наш любимый Лермонтов, пригорюнился)))
♦ История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» и в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки министру народного просвещения Уварову, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.
♦ Гоголь стеснялся своего носа. На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному – так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов.
♦ Известно, что Николай Васильевич умер в возрасте 42 лет от постоянной депрессии и мрачных мыслей, но современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.
♦ Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. В возрасте 30 лет, находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, а также симптомам, предложенным современными патологоанатомами, болезнь поразила мозг писателя. С регулярной периодичностью у него начали случаться припадки и обмороки, что характерно, согласно современной диагностике, для малярийного энцефалита. С каждым годом приступы и обмороки с побочными проявлениями учащались. В 1845 году Гоголь писал сестре Лизе: «Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были как лед, это пугало меня самого».
Памятник Гоголю в Риме в Римском «Саду Поэтов» (Зураб Церетели, 2002) Вот, что говорит Гоголь об Италии: «Вот моё мнение! Кто был в Италии, тот скажи «прости» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю. Словом, Европа в сравнении с Италией всё равно, что день пасмурный в сравнении с днём солнечным!»
Н.В. Гоголь с русскими художниками в Риме. 1845 г.
Ходило много слухов, впрочем, не лишенных оснований, и о его «религиозном помешательстве», хотя в общепринятом понимании он не был глубоко верующим человеком. И не был аскетом. Болезнь, а с ней и общее «головное расстройство», подтолкнули писателя к «непрограммируемым» религиозным размышлениям. А новое окружение, в котором он оказался, усиливало и поддерживало их (речь идет о том, что Гоголь попал под влияние секты «Мучеников Ада»).
Правда, было одно семейное обстоятельство — под влиянием матери у Гоголя с детства укоренился в сознании страх перед адом и страшным судом, перед «загробной жизнью» (достаточно вспомнить мистику его повести «Вий»). Историографы и биографы Гоголя подтверждают, что его мать — Мария Ивановна из-за своей тяжелой судьбы была набожной женщиной, склонной к мистике. Она была родом из обедневших поместных дворян и рано осталась сиротой, вследствие чего вышла замуж (скорее всего, была выдана) в 14 лет за 27-летнего Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского. Из шести их сыновей выжил один Николай. Он был первенцем и единственным, оставшимся в живых хранителем семьи, и мать обожала своего Никошу, названного ею в честь святого Николая Диканьского. Исходя из сложившихся обстоятельств, как человек набожный, она старалась дать ему религиозное воспитание, хотя сам писатель не считал свою религиозность истинной. Сам Гоголь позднее писал о своем отношении к религии: «. Я крестился потому, что видел, что все крестятся».
Тем не менее, несмотря на признаки депрессии и умопомрачения, он нашел в себе силы, чтобы отправиться в феврале 1848 года в Иерусалим к Гробу Господню. Однако поездка не принесла душевного облегчения. Он становится замкнутым, странным в общении, капризным и неопрятным в одежде. Даже любимой матери Гоголь пишет все реже и, в отличие от предыдущих лет, все более сухо. А приехав погостить в родной дом в 1848 году, он отнесся к сестрам, которых страшно любил, холодно и равнодушно, хотя раньше нежно их опекал и помогал советами и деньгами. Когда умерла его средняя сестра Мария, Гоголь вместо слов успокоения даже написал такие непривычные для матери строки: «Счастлив еще бывает тот, которому Бог пошлет какое-нибудь страшное несчастье и несчастием заставит пробудиться и оглянуться на себя».
♦ Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.
♦ Писатель в своём завещании за 7 лет до смерти предупреждал, чтобы тело его погребли только в случае явных признаков разложения. Это стало затем причиной многочисленных мистических предположений, что в действительности писателя похоронили в состоянии летаргического сна. Поговаривают, что при перезахоронении, в 1931 году, в его гробу был обнаружен скелет с повёрнутым набок черепом. (Согласно другим данным череп вообще отсутствовал)
За что любили гоголя
2009 год объявлен ЮНЕСКО годом Гоголя
За что же все-таки я люблю Гоголя, вернее, его произведения?
Во-первых, Николай Васильевич был великим мастером описания. Когда я читала « Ночь перед Рождеством », картина зимней ночи казалась мне нарисованной на холсте необыкновенными, живыми красками. Автор оказался художником, который будто бы писал эту картину прямо на моих глазах.
Вторая особенность творчества Гоголя, которая меня сначала удивила, а потом очень заинтересовала, заключается в том, что во многих его произведениях присутствует « нечистая сила ». Современники писателя говорили о том, что он очень боялся смерти и поэтому неоднократно возвращался к теме загробной жизни, мистики, создавая то страшные ( « Вий »), то веселые ( « Ночь перед Рождеством ») произведения. Возможно, так он пытался побороть свой страх перед неизбежным и неизвестным.
То, что во всех произведениях Гоголя говорится о любви, – это уже не особенность, а, наверное, закономерность. Пишет он о ней тоже всегда по-разному: иногда весело, беззаботно и даже смешно, а иногда печально и трудно. Так, в повести « Тарас Бульба » любовь становится причиной предательства и смерти одного из сыновей Тараса Бульбы. Страшно и несправедливо, как мне кажется, обрывается жизнь юноши. Еще страшнее то, что погибает он от руки родного отца. И всё это ради любви.
Можно ли назвать книги Гоголя фантастикой? В определенной степени, наверное, можно. Как ему удавалось с помощью выдумки, фантазии обозначать реальность происходящего, настоящую жизнь, остается для меня загадкой. « Нос », « Шинель », « Ревизор » – любая строка из этих или других произведений необыкновенно выразительна. Наверное, так происходит еще и потому, что Гоголь в совершенстве владел художественным словом. Русский язык в его книгах очень красивый, богатый и образный.
Главное же для меня в его творчестве – это его неповторимость. Гоголь в каждом произведении разный. Оп смог сделать почти невозможное, объединив в своем творчестве любовь и ненависть, ложь и правду, вымысел и реальность, драму и комедию. Каждый раз, когда я читаю его книги, я узнаю нового Гоголя.
Я люблю Гоголя за то, что его слова остаются в моей душе, за то, что постоянно возникает желание возвращаться к ним снова и снова.
Валерия ЕЛИСЕЕВА, 7 класс, школа №17
Многие критики превозносят произведения Гоголя до небес. Конечно, мало кому хочется выступать против великих людей и быть осмеянным и обвиненным в отсутствии вкуса. Но в случае с Николаем Васильевичем такая оценка, мне кажется, очень даже себя оправдывает. Гоголя стоит помнить за его реализм. Странные мистические, но невероятно настоящие образы. А почему бы и нет? Разве кто-то может назвать его произведения фантастикой? Ведь он нашел невероятные сравнения, ярчайшие примеры, щедро сдобренные вымыслом и какой-то невесомой иронией. И по-другому не скажешь, не придумаешь более яркого определения ко всему, что он описал. Вот так посмотришь на сегодняшнего чиновника и увидишь, что это настоящий нос, важный, богатый, а всего лишь нос. Как и учил Николай Васильевич. Хотя на самом деле никого он не учил, только наблюдал за жизнью и сам брал у нее уроки. Именно поэтому не утратили своей новизны его рассказы, остались в памяти каждого неповторенными, но очень важными. Давно ушло время казаков, забываются старые времена, но слова Тараса Бульбы гремят с телеэкранов. И пусть режиссеры сотворили невозможное и все-таки испортили книгу, но даже так они попытались передать идеи писателя. Самое странное в его произведениях то, что когда читаешь, например, « Вия » или « Утопленницу », вся чертовщина, выдумка совершенно не выбивается из сюжета, и начинает закрадываться подозрение: « А вдруг так все и было ». Теперь-то не проверишь. И хоть и легкий, но приходит страх, хочется дочитать один рассказ, другой, погрузиться глубже в этот темный мир давних сказок. Именно за это я и читаю Гоголя, за то, что он заставляет поверить в свои рассказы, за то, что каждое произведение содержит не просто двойное дно, оно кажется бездонным, когда, читая раз за разом, находишь разные поучения и глубинный смысл.
Произведения Гоголя знакомят нас и с историей его времени, они не показывают нам ее в том же объеме, что и пушкинский « Онегин », но мы узнаем, во что верили, как говорили и чего боялись тогда. За такое изображение действительности без прикрас всегда ценился Гоголь. Этим и мне нравятся его сборники. Они написаны простым языком, в котором совсем не чувствуется следов времени. Он пишет о проблемах, которые можно обсудить и сейчас, и которые, возможно, не будут решены в будущем. Но Гоголь, по крайней мере, заставляет нас над ними задуматься. И уже только за это следует почитать его произведения. Но основной причиной все равно станут не растерявшие своей интересности сюжеты, притягивающий мир рассказов и невероятно патриотичные размышления автора.
Мария ЕРЕМИНА, 9 класс, гимназия №5
Что значит любить писателя, его творчество? Каждый человек понимает это по-своему. Для меня любить писателя значит уважать его мнение, прислушиваться к нему, ясно представлять картину, созданную автором, понимать, почему сюжет выбран им именно такой, а не другой, чувствовать все его эмоции.
Как не любить « Вечера на хуторе близ Диканьки », которые поражают своей яркостью, необыкновенными пейзажами, замечательно тонким юмором, удивительным языком.
А « Ревизор »? Где так открыто высмеиваются чиновники – казнокрады, взяточники. « Говорящие фамилии » героев раскрывают их личность, добавляют произведению еще больше смеха и уникальности.
« Тарас Бульба » – символ преданности Родине и мужества. Я думаю, что Николай Васильевич Гоголь хотел видеть свой народ свободным и счастливым. Он верил в великое будущее своего Отечества.
Известно, что незадолго до смерти Николай Васильевич Гоголь писал: « Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня ».