За что люди попадают в ад
Что Церковь говорит об аде?
Когда возникли образы ада со сковородками и райских кущ? Являются ли такие представления догматом для христиан? Кратко объясняем в Слайдах.
Ад — что это?
Ад — это единственное место, где человек находится вне благодатного присутствия Божия. В Евангелиях говорится об аде, как о месте, где будет плач и скрежет зубов (Мф 25:46). Еще в аду грешники будут мучиться от адского пламени: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Церковь учит, что адский огонь или адский холод — это образы, а не реальные физические явления.
Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?
Что мучает людей в аду?
В первую очередь, разрыв с Богом — это само по себе страшное мучение. Ещё — постоянное нахождение рядом с сатаной, бесами, другими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хороший образ адских мук. Люди сидят за роскошным столом, на котором полно вкусной еды и напитков. Перед каждым человеком лежит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть сами.
В аду никто из окружающих не помогает человеку, и он мучается от голода, а в раю праведники за таким же столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечное одиночество и боль, которые усиливаются от осознания того, что человек сам лишил себя рая и его блаженств.
Сатана мучается в аду или ему там хорошо?
Сатане в аду тоже плохо. Это место постоянно напоминает ему о том, что он проиграл Богу. Здесь он вечно завидует Богу и его ангелам, вспоминая свою неудачную попытку встать на место Бога. Он стремится к бесконечному противлению Богу, т. е. к самоуничтожению и уничтожению всего живого. Это бесконечный процесс, мучительный и бессмысленный, потому что сатана и бесы — это бесплотные духи, неуничтожимые сущности.
Ад не принадлежит бесам и сатане, они не хозяева этого «места», там все равно есть Бог, и они испытывают от этого страшные муки, и это будет продолжаться вечно. Представление о том, что сатана — главный мучитель в аду, возникло в Средние века, чтобы подчеркнуть важную мысль, что дьявол и бесы — страшные противники, и победить их можно только с помощью Христа.
Кто создал ад?
Сатана сам создал себе ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но решил стать Богом. Часть ангелов поддержали своего предводителя.
После окончания бунта и поражения от архангела Михаила — «полководца», который возглавил борьбу с бесами, падшие ангелы вместе с сатаной попали в ад.
Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червъ, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:9-15).
Кто точно попадет в ад?
Точный список обитателей ада заканчивается на сатане и бесах.
Во всех остальных случаях можно лишь предполагать с большей или меньшей долей вероятности.
Обычно в ад еще помещают Иуду-предателя, известных библейских злодеев, таких как царь Ирод.
Живой человек не может знать на сто процентов о том, где находятся умершие. Даже самый страшный злодей может раскаяться в последний миг своей жизни, о чем до Страшного суда будет знать только Бог.
В аду все мучаются одинаково?
Есть представление о том, что чем больше человек сделал зла при жизни, тем больше он мучается после смерти. Иногда оно основывается на словах Евангелия: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47-48). В Средние века использовали образ огненного озера, где одни грешники были не видны совсем, другие — стояли в пламени по шею, третьи — по пояс и так далее.
Впрочем, до конца ответить на вопросы, связанные с посмертной участью человека, невозможно.
Можно ли выбраться из ада?
Самостоятельно — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви может помочь умершему избавиться от мук после Страшного суда. Поучению Церкви, после смерти человека ожидает два суда. Первый — частный, который по преданию происходит до сорокового дня после кончины. Но наши близкие и после смерти сохраняют связь с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения усопших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться о душе покойного. Это та связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда определяется уже окончательная судьба людей.
Кто попадёт в Ад?
Что такое Ад? Обрекает ли на вечные муки нарушение одной заповеди? Что говорит об Аде Священное писание? Как вымолить душу из Ада?
Отлучена от причастия
Моя знакомая Ирина, дама лет тридцати пяти, всегда была верующей. Но жить по церковным канонам стала несколько лет назад, когда переехала из Москвы в Подмосковье после развода. Мужа у неё увела юная соперница и, наверное, поэтому Ирина стала считать себя старой. Она сдалась обстоятельствам и заявляла, что в её возрасте надо думать только о душе. Но со временем оказалось, что это не совсем так.
Ирина добиралась в церковь на такси, и один водитель, симпатичный брюнет, приглянулся ей. Они говорили о жизни, о политике, и его рассуждения, довольно категоричные, заводили Ирину. Она была неравнодушна к брутальным и остроумным мачо, а Юрий был именно таким. Узнав его телефон, Ирина стала ездить по делам только с ним.
Она снова стала покупать модную одежду, завивать свои длинные русые волосы и соблюдать диету, потому что была склонна к полноте. Затем ей понадобился какой-то ремонт в доме, Юрий ей помог. Постепенно они сблизились и стали любовниками — нелегко хранить целомудрие в наше время.
До поры до времени Ирине казалось, что она нашла своё счастье и вот-вот создаст новую семью. Как христианка она усердно молилась о законном браке и уже представляла, какой эффектный белый костюм купит для венчания. Но вдруг оказалось, что таксист её мечты женат и является отцом двух сыновей.
В смятении чувств Ирина решила исповедаться своему духовнику, пожилому и строгому. Тот выслушал трагический монолог, заявил, что её роман ничто иное, как блуд, и отлучил от причастия.
Разумеется, духовный отец Ирины считал, что эта радикальная мера приведёт её к покаянию, однако, страсть к таксисту оказалась сильней. Ирина пояснила мне так:
— Я перестала ходить в церковь, поститься и молиться, потому что всё равно попаду в Ад. Терять мне нечего. С христианской точки зрения, моя душа обречена, потому что мы с любимым не можем обвенчаться. Но я не в силах отказаться от Юры. Будь что будет!
И я задумалась: действительно, что ждёт человека, который нарушил одну заповедь, но не нарушил остальные?
Каждый из нас небезупречен. Каждый в чём-то грешен: кто-то не всегда почтителен к отцу и матери, кто-то подворовывает на работе, кто-то не может сдержаться от осуждения.
Большинство так и не смогут стать идеальными христианами.
Значит ли это, что все мы попадём в Ад? Но тогда какой смысл ходить в церковь, носить крест, отмечать православные праздники и в беде уповать на Бога?
Пришлось искать ответы.
Что такое Ад?
В Библии про Ад сказано немногое, но основное: это место посмертного мучения грешников. На него есть указания как в Ветхом, так и в Новом завете.
«Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога» (Пс.9,18).
«Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк.13,28).
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25,41).
«..лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь не умирает и огонь не угасает» (Мк.9,45–46).
Обязательные атрибуты Ада — огонь и дым во тьме, его хозяева — духи зла.
Но не указано, что Бог сотворил это ужасное место. Ад возник, как следствие греха, и его территория непрерывно расширяется, ведь туда поступают всё новые жертвы пороков. Святые полагали, что Ад находится внутри Земли, туда душа нисходит, ввергается, а в Рай, наоборот, поднимается, возносится. Таково мнение Василия Великого, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского.
В воображении наших предков Ад обрёл материальную картину. Он напоминает гигантскую средневековую пыточную, где во власти бесов пребывают те, кто не спас свою душу.
Вспомним «Божественную комедию» Данте, подробно описавшего разнообразные муки грешников. Вряд ли поэт лично спускался в бездну, но дал волю фантазии:
«Обрывки всех наречий, ропот дикий,/Слова, в которых боль, и гнев, и страх,
Плесканье рук, и жалобы, и всклики/Сливались в гул, без времени, в веках,
Кружащийся во мгле неозаренной,/Как бурным вихрем возмущенный прах».
Или «Сошествие во Ад» Юрия Кузнецова:
«Мы приближались к пучине под именем Ада,
К бездне, окутанной тучами страха и смрада.
Полный печали и трепета, я произнёс: — Мы под Землей?
— Под Вселенной! — ответил Христос».
Симеон Новый Богослов говорит, что Ад и тамошние муки каждый воображает по-своему, но каковы они в действительности, никто точно не знает. Ад предстаёт таким, каким может постичь его сам человек, пытаясь отразить загробные муки словами земного мира.
Святые отцы, понимая это, в своих книгах уделяли большее внимание не внешним подробностям Ада, а внутреннему состоянию человека, которое тот стяжает к исходу жизни. Боролся ли ты со страстями? Творил ли добро? Крепко ли верил в Бога?
Кто избежит геенны?
В Евангелии нет точных количественных указаний на то, сколько людей спасётся, но Христос даёт понять, что это сложный процесс:
«Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Матф. 7:13-14).
Однако в изображении Страшного суда (Мф. 25) Спаситель не говорит о том, что овец мало, а козлищ много.
В Библии перечислены заповеди, нарушать которые преступно. И указаны душепагубные грехи. Так апостол Павел констатирует:
“Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6, 10).
Тем не менее, разбойнику, уверовавшему во Христа на кресте, Сын Божий обещал: «Ныне же будешь со мною в Раю!» А уж разбойник-то наверняка воровал, убивал, сквернословил, целомудрия не хранил.
Если спасся разбойник, разве нельзя спастись нам, не подстерегавшим жертв на большой дороге?
Путь ко спасению один – чувство всеобъемлющей веры и раскаяние.
Именно они преобразили благоразумного разбойника, сделав его вмиг праведником. Он признал, что осуждён справедливо и смиренно попросил Иисуса вспомнить его в Небесном царствии (Лк. 23:39-43).
В истории христианской Церкви были и другие разбойники, ставшие святыми (Варвар Луканский, Антоний Карейский, Давид Ермопольский). Но спаслись они не столь быстро, как первый, а вследствие длительного покаяния – аскетических подвигов, многолетних молитв и даже намеренного мученичества.
Это даёт надежду и нам, жертвам страстей, найти силы на преодоление слабостей.
Но стоит учесть, что есть особые, смертные грехи, служение которым необратимо истощает душу.
Протоиерей Георгий Климов поясняет:
Возвращаясь к истории о блуднице
Но вспомним рабу Божию Ирину, отлучённую от причастия за связь без венчания. Статистика говорит, что половина российских пар не узаконила брак. Что ждёт таких людей?
Константинопольский Патриарх Геннадий с епископами узнал о смерти известного благотворителя, и долго спорили о его посмертной участи. Одни говорили, что он спасён, благодаря своей щедрости. Другие считали, что, наоборот, он ввержен в геенну огненную за распутство.
Патриарх приказал всем монастырям и всем затворникам просить у Бога, чтобы открылась миру участь души почившего. Вскоре некий затворник пригласил к себе патриарха с приближенными и поведал о своём видении:
«В прошедшую ночь я был на молитве и увидел некоторое место, имеющее по правую руку рай, исполненный неизреченных благ, по левую же — огненное озеро, которого пламень восходил до облаков. Между блаженным раем и страшным пламенем стоял умерший связанным и стонал ужасно; он часто обращал взоры к раю и предавался горьким рыданиям. И видел я светоносного Ангела, приступившего к нему, и сказавшего «Человек! Что ты стонешь напрасно? Вот, ради милостыни твоей, ты избавлен от муки; а за то, что не оставил скверного любодеяния, ты лишен блаженного рая».
Патриарх и его спутники, услышав это, были объяты страхом и сказали: «Истину провещал апостол Павел: «бегайте блудодеяния: всяк бо грех, егоже сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй в свое тело согрешает» (1 Кор. 6, 18).
Значит, блудники могут быть избавлены от адских мучений, если совершали дела милосердия. Но и в рай не попадут, останутся вечно стоять связанными на распутье. Ведь и при жизни такие люди не сделали выбор, чередуя добрые поступки с греховными.
Но это один частный случай, исход может быть разным.
Мы помним, как стала святой бывшая блудница Мария Египетская. Главное, не отворачиваться от Бога, не отвергать его, а пытаться противостоять своим страстям.
Мнение церковнослужителя
Протодиакон Сергий Шалберов специально для «Елицы Медиа» прокомментировал:
Протодиакон Сергий Шалберов
«Рай и ад – состояния нашей души по отношению к Богу. Так Писание учит, что Царство Божие – это не географическое понятие и не физическое положение, а духовное состояние: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). И поскольку указано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20-21), то верна и альтернатива, что адские муки – тоже наше внутреннее состояние. Наши грехи и страсти подобны тлеющим уголькам, способным разгореться в адское пламя, нестерпимо жгущее душу в вечности – это и есть огненная геенна. То есть суть вечных мучений не в том, что грешники наказаны по нелюбви к ним, а потому, что они сами оказались неспособны к любви. Не в гневном отвержении оступившихся суть мучений, а в их личном отвержении Бога и обращенной к ним Его любви. Действительно, как находиться в Раю тому, кто не любит Бога и ничего не сделал для того, чтобы явить эту любовь в собственной жизни? Это и станет для грешника настоящим мучением, адом. Чтобы лучше понять это, представьте себе горького пропойцу, у которого с похмелья “трубы горят”, на блестящем праздничном концерте филармонического оркестра, посаженного с заботливой любовью впереди всех на первом ряду партера. Что он будет чувствовать? Адские муки! Именно в этой способности (или неспособности) души заключается суть и адских страданий, и райского блаженства.
Нет среди людей абсолютных грешников, как нет и абсолютных праведников – потому-то и отпущены каждой душе посмертные сорокадневные поиски “места упокоения”, когда сопоставляются Богом и наши грехи, и наши добродетели. Но одного осознания греховности своей природы недостаточно – от истинного покаяния обязательно должны происходить достойные плоды. Блаженный Феофилакт так писал о них: «Достойные плоды покаяния составляют не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния». То есть спасительные плоды — это христианские добродетели и добрые дела.
Однако можно и благотворительность, и доброту превратить в “разменную монету”, чтобы таким образом попробовать “откупиться” от посмертного Суда. Такое отношение искажает весь их первоначальный смысл, и в результате такой сверхозабоченности спасением от ада можно начисто лишиться исконно человеческого атрибута – счастья дарения и добра. Просто надо поглубже заглянуть в себя, чтобы отыскать в себе вечно неудовлетворенный порыв делать безымянное добро просто так, не ожидая никакого воздаяния. Делать добро и тут же забывать об этом, лишь в душе своей оставляя легкий, едва уловимый след истинного, неземного блаженства, которое пока недоступно рациональному «я»…
Как вымолить душу из Ада?
Есть ли надежда на избавление от адских мучений у тех, кто уже умер и оказался во власти сатанинских сил? Богу возможно всё. Именно поэтому мы поминаем за упокой умерших близких. Если бы надежды не было, в церкви не звучали бы молитвы за них, не существовал бы обряд отпевания, чтения Псалтыри. У Бога все живы – говорит народ. А жизнь – это перемены.
Паисий Святогорец много размышлял о посмертной участи простых людей и ему открывались тайны загробного мира. Старец пишет: «Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: “Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?” Однако, молясь за усопших, мы даем Богу “право” на вмешательство».
Паисий Святогорец отмечал, что больше трогают Бога молитвы за умерших, нежели за живых. Называл заупокойные службы лучшими адвокатами за усопших и утверждал, что они могут вывести душу из Ада.
Есть два-три случая, когда священники или монахи вымаливали даже самоубийц, однако, это был тяжёлый и опасный процесс. Нечистые духи вселяли ужас и тоску в души молитвенников, не желая расставаться со своей добычей. Мирянам молиться за самоубийц смертельно опасно. Лучше уделить внимание ближним, умершим обычной смертью.
Не всегда поминание открывает путь в Рай, но, как правило, несчастные души чувствуют облегчение и получают передышку.
Несколько способов спасти грешника из Ада или уменьшить его страдания:
– Сотворенные им при жизни милости, особенно благотворительность.
– Пожертвования за него, сделанные близкими и друзьями.
– Поминание покойного в Родительские субботы.
– Регулярное чтение Псалтыри, при котором поминается умерший.
– Заказная молитва о упокоении.
Главное понимать, что Бог не компьютер, который карает автоматически, согласно программе. Бог – личность, чувствующая и милосердная, и как любящий Отец он скорее найдёт повод для оправдания своего чада, нежели отвернётся от него навеки.
Почему людей в аду наказывают, если там правит дьявол? Разве там не должны уважать грешников?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Человек, попавший после смерти в рай, получит награду от Бога. А тот, кто окажется в аду, — разве он не заслуживает пусть не награды, но хотя бы моральной поддержки от его обитателей? Такой вопрос мы встретили в одной из социальных сетей. И, несмотря на некоторую долю иронии в самой его постановке, решили разобраться в этом вопросе со всей серьезностью.
Недоумение автора вопроса было бы совершенно справедливым, если бы в мире существовало два равноправных центра власти — Бог с Его ангелами, правящий «светлой стороной» мира, и дьявол с его демонами, правящий «темной стороной». Примерно таким, черно-белым, представляли себе мир последователи некоторых восточных религий — например, зороастрийцы или манихеи. Такой мир изображают и некоторые современные писатели-фантасты — например, Сергей Лукьяненко с его серией «Дозоров».
В мире, где есть два властителя и у каждого — своя шкала ценностей (одна со знаком «плюс», другая со знаком «минус»), и впрямь можно было бы ожидать, что каждый из правителей станет поощрять или наказывать своих подчиненных в зависимости от того, насколько те преуспели в своем деле, «светлом» или «темном». В повестях Лукьяненко так и происходит. Сотрудники Света получают от своего шефа награды за предотвращенные катастрофы и спасенные человеческие жизни, а сотрудников Тьмы повышают за противоположные «достижения»: разжигание конфликтов, ссор, сеяние соблазнов и т.п.
Но христиане знают, что реальный мир устроен иначе. У него есть только один Владыка — Господь Бог. Он Сам говорит о Себе: Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня (Ис 45: 5). И только одна шкала ценностей — заданная Богом.
Борьба между добром и злом происходит, но не в масштабах всего мира, а в сердце каждого человека. И исход ее предрешен с тех пор, как две тысячи лет назад в мир пришел Спаситель, Сын Божий Иисус Христос. Добро победило раз и навсегда — ради этой победы Христос позволил распять Себя на Кресте, умер, воскрес и основал Свою Церковь. Человеку, который крестился во Христа и стал членом Тела Христова — Церкви, диавол уже ничего не может диктовать; тот сам решает, кого слушать и за кем следовать.
Так что булгаковский Воланд, конечно, может считать себя полезной частью злой силы, без которой и на фоне которой и добро не было бы добром. Но это обман, как и все, что исходит от дьявола. Христиане прекрасно знают, что добро само по себе абсолютно и не нуждается в дьявольских подпорках. Зло — это всего лишь отсутствие добра, а не самостоятельная и равная Богу сила.
Откуда христиане знают, как устроен мир?
Прежде всего — из Откровения Самого Бога, которое содержится в Священном Писании. Самая первая заповедь, которую получил от Бога еще Моисей, гласит: Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20: 2,3). У пророка Исайи читаем: Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне (Ис 46: 9). В Послании апостола Иакова говорится: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак 4: 12). Все библейские книги пронизаны мыслью о том, что вселенная создана Единым Богом и управляется по установленным Им законам. Как физическим, так и нравственным.
Да, так написано в Библии. Но есть ведь и другие книги…
То, что написано в Библии, на каждом шагу подтверждается самой действительностью. Шкала добра и зла в буквальном смысле вживлена в каждого из нас. И дает о себе знать даже в людях, которые, казалось бы, опустились на самое дно человеческого общества. Тому множество примеров.
Например, замечательный христианский писатель и исповедник Сергей Фудель (1900-1977), который 12 лет жизни провел по тюрьмам и лагерям, вспоминал, как уголовники, оказавшиеся в одной с ним камере и в обычное время державшиеся особняком, объединялись, «когда совершалось избиение провинившегося в воровстве хлебной пайки». Такое поведение похвалы, конечно, не заслуживает, но оно весьма показательно. Преступники жестоко наказывали воров в своей собственной среде, чтобы самим не оказаться жертвами воровства. Многие из них позволяли себе нарушать законы, но жить так, как будто этих законов не существует в принципе, им и в голову не приходило.
Даже самые отпетые негодяи, убийцы и насильники осознают: нравственный закон — только один, и, хотя его можно пытаться игнорировать, невозможно сомневаться в самом факте его существования. Никаких наград, повышений и «орденов почета» за убийства, кражи, изнасилования в человеческом мире не предусмотрено. Даже среди преступников.
Но, может быть, такие награды предусмотрены в аду?
Давайте для начала разберемся, что такое ад.
Обыденному сознанию он может представляться как место, где правят бал сатана и бесы. Но это представление спотыкается о тот самый факт, о котором мы сказали раньше: в мире есть только один Правитель и Законодатель — Господь Бог. И «править бал» помимо Него — невозможно. Даже в аду.
Во всей вселенной нет такого места, где Бог отсутствовал бы, где не действовали бы установленные Им законы. У Бога нет никакого противника, хоть сколько-то соразмерного Ему. Сатана — всего лишь создание Божие, увы, мятежное, избравшее путь противодействия своему Создателю (по-еврейски «сатана» как раз и значит «противник»). Без позволения Бога он не может сделать ничего. В ветхозаветной части Библии есть рассказ о праведнике Иове, которого падший дух обрекает на страшные страдания — но только после того, как на это соглашается Господь, Которому ведомо, что Иов с честью выдержит эти испытания и укрепится в вере, а его вера останется навсегда образцом для всех людей (Иов 1: 6-22, 2: 1-10). Другой пример — из Евангелия: злые духи, изгнанные из двух бесноватых, просят Христа послать их хотя бы в свиней (Мф 8: 28-32); по своей воле эти духи не способны войти ни в кого, даже в животных.
Во всем сотворенном Богом мире есть только одно место, в котором Бог ограничил Свое всемогущество. Это место — сердце человека. Человек изначально создан со свободной волей, свобода выбора — наш ежедневный опыт. И свобода предполагает, что человек может выбрать жизнь без Бога. В таком случае его душа после смерти направляется не в рай — Бог никому не навязывает Свое общество насильно, — а в специальное место, где пребывают души, не желающие встречи с Богом. Это место в Библии называют по-разному — местом мучения (Лк 16: 28), темницей (1 Пет 3: 19), геенной огненной (Мф 5: 22 и др.), озером огненным и серным (Откр 20: 10), тьмой внешней (Мф 22: 13)… Греческое слово Αΐδης — Аид, в русском варианте «ад» — означает преисподнюю, подземное царство, в котором умершие томятся без надежды когда-нибудь выйти на свет…
Ад — это не наказание и тем более не месть Бога тем, кто Его отвергает. Это просто единственное место, которое Бог может предоставить Своим творениям, не захотевшим быть с Ним, и куда они сами удаляются.
И ад — вовсе не концлагерь, а его обитатели — не заключенные, отданные Богом на расправу дьяволу и другим падшим духам. Над душами, заключившими себя в это место, все равно властвует Бог, Который, по свидетельству апостола Иоанна Богослова, есть любовь (1Ин 4: 16). Проблема в том, что души, не любящие Бога, воспринимают Его любовь как огнь поядающий (Евр 12: 29). Об этом замечательно сказал преподобный Исаак Сирин: «Мучимые в геенне поражаются бичем любви». В чем заключается действие этого бича? Тут можно только строить предположения. Может быть, пребывающие в аду души, лишенные укреплявшей их в земной жизни (несмотря ни на что) Божией благодати, останутся наконец предоставлены исключительно сами себе — и терзающим их страстям. И это может быть действительно страшно.
Вот как виделось это английскому писателю и богослову Клайву Стейплзу Льюису: «Спасенные идут в место, уготованное для них, а погибшие — в место, вообще не уготованное для людей… Попадая в ад, они выбывают из человечества. То, что выброшено (или выбросилось) во тьму,— не человек, а его „останки“. У полноценного, целого человека страсти подчинены воле, а воля предана Богу. У человека „бывшего“ воля, по-видимому, полностью сосредоточена на нем самом, а страсти совершенно ей неподвластны … Он уже не грешник, а какая-то свалка враждебных друг другу грехов».
Но, если в аду грешники будут вместе с диаволом, почему бы им там не поддержать друг друга?
Апостол Павел не случайно называет сатану и соблазненных им ангелов духами злобы поднебесной (Еф 6: 12). Злоба — определяющая характеристика этих существ. Христос именует дьявола человекоубийцей от начала (Ин 8: 44). За тысячи или миллионы лет, прошедшие с момента отпадения от Бога, сатана совершенно изничтожил в себе все крупицы доброго, бывшего в нем прежде, и с тех пор он весь — ненависть и злоба в их чистом, незамутненном виде. Повредить Самому Богу он, конечно, не в состоянии, и потому его грызет страстное желание — уничтожить творение Божие и его венец — человека.
Очень трудно уничтожить то, что сотворил Бог, тем более человека, созданного по образу Божию. Но сатана нечеловечески умен и хитер, поэтому он действует не напрямик, а обманом. Недаром Христос называет его лжец и отец лжи (Ин 8: 44). Дьявол клевещет человеку на Бога (именно это — «клеветник» — и значит греческое слово διάβολος), предлагает разные соблазнительные мысли, которые на первый взгляд могут представляться и разумными, и добрыми, и справедливыми. Но цель у дьявола только одна — довести человека до гибели, заставить его окончательно отречься от Бога, подтолкнуть к краю, за которым бездна, где уже не спастись.
Ждать от человекоубийцы сатаны какой-то поддержки — значит жестоко и фатально обманываться.
Может быть, попавшие в ад могут рассчитывать хотя бы на уважение и сочувствие себе подобных?
К сожалению, нет. Сочувствие, уважение, взаимная поддержка, вообще любое позитивное взаимодействие — это все то, что сближает, объединяет нас друг с другом и приближает к Богу. Но в том-то и дело, что ад — состояние предельного одиночества, которое человек выбрал добровольно и бесповоротно.
Пока душа человека соединена с телом, в его распоряжении есть время, а, значит, и возможность меняться. Ведь время — это не что иное как изменчивость, цепочка сменяющих друг друга событий, в том числе и наших решений — когда на смену одним приходят другие. Как пишет блаженный Августин: «Длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое»; поэтому, живя на земле, человек может передумать, измениться, покаяться.
А вот в вечности, продолжает блаженный Августин, «ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте».
Ад — это тоже вечность, только вечность дурная, когда человек застыл в своем решении существовать без Бога. Это все равно как если бы кто-нибудь решил перестать дышать. Его решение никак не отменяет существования воздуха вокруг него, но сделать вдох он уже не может: казалось бы, секундное дело — набрать в легкие воздуха, но этой секунды в его распоряжении больше нет. Мгновение остановилось и застыло, обернулось вечностью.
Клайву Стейплзу Льюису принадлежат знаменитые слова: «двери ада заперты изнутри». Так и есть: человек, решивший жить для себя, по своей воле поворачивает ключ в замке и закрывается от Бога в своей темнице. Беда в том, что по ту сторону смерти отпереть эту дверь он уже не сможет. Не сможет даже захотеть отпереть ее — ведь для того, чтобы передумать и захотеть, тоже нужно время, а времени в аду уже нет… Ад — это множество таких одиночных камер, обитатели которых заперлись изнутри, а потом их воля и тело внезапно оказались парализованы. Для человека, созданного для любви и общения с Богом, это состояние абсолютно противоестественно, поэтому это состояние предельной муки. Только внешнее воздействие — любовь и молитва близких людей и самой Церкви — может что-то изменить в посмертной судьбе такого человека, но сам он уже бессилен.