За что могут заблокировать в яндекс такси пассажира
Блокировка в «Яндекс.Такси»: причины и действия для снятия бана
«Яндекс.Такси» – один из наиболее популярных агрегаторов в России и СНГ. Он позволяет пассажирам добраться до нужного места с минимальными затратами, а водителям – заработать деньги на перевозке. Люди работают через сервис по-разному: для одних это постоянный источник дохода, а для других – просто способ подработать по вечерам или выходным.
«Яндекс.Такси» отличается достаточно суровыми правилами: за любые нарушения водителей штрафуют, применяют к ним различные санкции, которые снижают стоимость поездки или количество выдаваемых заказов. В некоторых случаях аккаунт может быть вообще заблокирован. Если это произойдет, то вы не сможете обслуживать пассажиров и использовать сервис для заработка денег. Рассмотрим, по каким причинам может наступить блокировка и как можно ее снять.
За что можно получить бан
Существует несколько видов наказаний:
Также существует блокировка со стороны не «Яндекс.Такси», а автопарка. Происходит в том случае, если вы нарушили правила компании, на которую работаете.
Самым легким считается предупреждение. Его дают за мелкие нарушения. Временный бан можно получить в следующих случаях:
Также ввести санкции могут, если вы требовали дополнительные чаевые, повысили стоимость поездки и пр. Учтите, что повторное нарушение вызовет продление срока блокировки в 2 раза. Если не исправить ситуацию, то вас перенесут в черный список.
За что можно получить постоянный бан
Попасть в черный список можно только по серьезным причинам. Обычно в него вносят за регулярные нарушения со стороны водителей, а также за:
Постоянная блокировка может произойти и по другим причинам. Например, ободранные наклейки «Яндекс.Такси», поломка светового короба, нелегальные действия, направленные на увеличение стоимости поездки и пр.
Как узнать причину бана и снять его
Если вас заблокировали, то нужно понять, постоянная это или временная санкция. Получить всю нужную информацию можно в приложении. Если вы видите сообщение о заморозке, то аккаунт можно восстановить, устранив имеющиеся проблемы. Если о блокировке, то это значит, что вы попали в черный список. Откройте приложение «Таксометр», перейдите в сообщения и прочитайте последние. В них указывается не только причина, но и время действия бана. Также там может содержаться информация и о том, как снять блок, если это предусмотрено в вашей ситуации.
Если войти в приложение со своего аккаунта не удается, то это говорит о том, что санкции к вам применил таксопарк или партнер, через которого вы работали. После того как будет выяснена причина, вам нужно будет устранить ее, а затем обратиться в СКК или службу поддержки. Для этого зайдите в приложение и выберите соответствующую иконку. Далее составьте обращение, приложив необходимые файлы или фотографии.
Если вы не знаете, как правильно снять блок, то рекомендуем вам обращаться в компанию TheCab. Мы являемся официальным партнером «Яндекс.Такси», Uberи других служб и помогаем нашим клиентам пройти быструю процедуру оформления. Также мы обеспечиваем круглосуточную поддержку водителей, предлагаем им полноценную юридическую защиту и даем рекомендации о том, как убрать ограничения аккаунта. Наши партнеры получают скидки на топливо и на мойку, благодаря чему вы сможете зарабатывать больше, а тратить – меньше. Обращайтесь, мы работаем без выходных.
Бан в Яндекс Такси
Доброго времени суток, Пикабутяне.
Изначально этот пост был о моих слезах и несправедливости со стороны Яндекса.
Теперь этот пост о том, что быть «продвинутым юзером» будучи водителем в Яндексе карается Яндексом.
Предупреждаю сразу, будет очень много букв, я сейчас должен был работать, но заместо этого пишу этот пост.
И так, кратко обо мне, Алексей, работаю(л) в Я.Т. Тут достаточно.
Сразу хочу сказать что я отношения к Мундуку и его последователям не имею. Напротив, когда была вся эта заварушка, был рад что я на другой стороне баррикад, среди нормальных, адекватных водителей.
Выполняю свою работу ответственно, конфликтов не устраиваю, обмануть клиентов не пытаюсь и вообще стремлюсь к ровной пятерочке в рейтинге, хотя она мне ничего и не даст, но это показатель того, что я действительно делаю свою работу качественно.
Хоть и катаюсь я в тарифе «Эконом», условия как в «Комфорте», есть бутылочки воды, зарядки, на долгие поездки (более 15 минут) предлагаю подключиться к аудиосистеме через блюпуп или aux. Или же спросив включаю жанр/группу которая нравится пассажиру.
Не могу не вспомнить, разбавлю хорошей историей, молодой парень по имени Сергей вызвал такси в 3 часа ночи, к нему приехал я, но на конечной он не вышел сразу из машины, потому что мы слушали музыку где-то час, по очереди включая треки. Давно я не слушал Наутилуса, Крематорий и Воскресенье, спасибо Сергей.
Кстати до ровной пятёрки мне не хватает всего две тысячных.
Внимательный читатель заметил (л), да и название поста.
Мне заблокировали доступ к работе, на 7 дней.
Сейчас мы с моей девушкой долго обсуждали за что, что за таинственная «подмена данных«.
Почему и за что я остаюсь без работы на неделю, хотя кушать хочется, за аренду машины платить нужно.
Но вспомнить ничего существенного, что прямо таки нарывается на нарушение я не мог.
Разве что на выходных меня угнали, но я не виноват, он сам пришел, меня обманули.
(Ниже будет ссылка на коммент к посту о угоне)
А в поддержке говорить причину блокировки не собирались. Говорили что нужно телефон сбросить к заводским настройкам, тайна алгоритма и всё такое.
Мне приходило уведомление о подмене данных, о возможной блокировке.
Тогда я сразу прилетел в таксопарк и спросил, что это?
Но на «базе» с таким столкнулись впервые, погрешили на смену прошивки, да и я в поддержку писал тогда, спрашивал, что мне делать, чтобы не получить блокировку.
Тогда мне тоже посоветовали скинуть настройки телефона к заводским настройкам.
Сказали что всё норм, ограничений никаких нет.
И вот мы приходим к сегодняшнему вечеру, отоспавшись днем, после ночной смены (работаю в ночь, ибо кондиционера в машине нет, а жарить клиентов и себя в жару под солнцем не хочу), забрав девушку с работы приготовился выходить на линию.. Вижу второй скриншот. Банхаммер Яндекса отправил меня в отпуск на неделю.
Есть у нашего таксопарка болталка в одном мессенджере, просто чатик таксистов, где дтп, где что, какая очередь на заправке и всякий треп.
Поделившись там своей проблемой сразу начали появляться предположения, за что прицел Яндекса выбрал мою голову как цель.
1. Высокий рейтинг.
Бред, но некоторые водители считают что Яндекс не любит когда водитель подходит к 5. Начинает строить козни, плохие заказы, блокировки и всё такое.
2. Фотоконтроль личности.
Водители должны делать фото своих мордах, чтобы Яндекс был уверен что под профилем Филлипа Филипповича катается сам профессор, а не Полиграф Полиграфович.
Дело в том, что до этого я катался будучи носителем бороды, а пару дней назад побрился в ноль.
Может Яндекс не поверил что я могу быть без бороды и решил что Алексей с бородой и Алексей без бороды это две разные личности?
3. Проблемы с документами на машину.
Вдруг страховка вышла? Права закончились или СТС истекла? Но нет, всё с документами хорошо. Всё действительно.
И вот, в чате появился Андрей и спросил, «У тебя телефон рутирован?», на что я ответил «Да».
Лично мне root нужен был для двух вещей.
Удалить рекламные приложения.
Xiaomi любят напихать ненужного. А мне место на телефоне и для других вещей нужно.
Так вот, помните я сказал что Яндекс наказывает продвинутых пользователей?
Андрей поделился со мной знанием, о том, что приложение Яндекс Про считает root на телефоне равно использованию FakeGPS, программы для подмены данных о местоположении.
Хотя, ей богу, облазил везде где можно, Яндекс не говорит что, прошивка с root запрещена.
По крайней мере я этого не нашел.
И разумеется об этом на странице «За что может быть блокировка» ничего не написано.
Вот эту ссылку мне дали в поддержке, чтобы я сам нашел что я нарушил.
https://pro.yandex/ru-ru/moskva/base/ban
А следовало бы наверное написать.
И того, что имеем. Водитель с высоким качеством сервиса, который регулярно находится в пятерке процентов лучших водителей по городу ( #comment_206815988 ) сидит в бане, за то, что сменил прошивку на root версию.
Сидит без работы и заработка 7 дней, с машиной в аренде за которую в любом случае нужно будет платить
Через отрицание, гнев, торг я прошел, написав этот пост я прошел и стадию принятия.
Грустно это как-то всё, вроде бы работал на совесть, а по шапке всё равно получил.
Спасибо что дочитали.
Что делать, если заблокировали в Яндекс Такси
Блокировка в Яндекс Такси — явление достаточно частое. В бан попадают как честные водители, так и злостные нарушители правил. Каждый таксист, осуществляющий деятельность в сервисе, должен знать, как самостоятельно возобновить доступ к приложению.
Яндекс Такси довольно часто банит водителей.
Что такое блокировка водителя в сервисе Яндекс Такси
Механизм работы онлайн-сервиса для вызова такси предполагает возможность блокировки недобросовестных водителей. Таким образом владельцы приложения стараются бороться с нарушениями устава и поддерживать качество услуги на высоком уровне.
Блокировка таксистов происходит из-за отзывов и жалоб, которые клиенты оставляют в сервисе после поездки. Причины могут быть самые разные — от грязного салона автомобиля до нарушения правил дорожно-транспортного движения.
Разновидности блокировок и причины для этого
Существует 4 вида заморозки аккаунтов:
Доступ к аккаунту закрывается автоматически. Расчёт производит компьютерная программа, у которой иногда случаются сбои. Если водитель считает отстранение необоснованным, он может обратиться в техническую поддержку. Сотрудники рассмотрят заявку и вынесут окончательный вердикт.
Временные блокировки
Временная блокировка аккаунта подразумевает отстранение от заказов на время от 1 до 48 часов. При первых небольших проблемах бан составляет всего несколько часов. По мере того как количество нарушений растёт, время заморозки увеличивается.
Доступ к аккаунту закрывается по следующим причинам:
Предупреждения
Текстовые всплывающие предупреждения не блокируют доступ к аккаунту, а просто указывают на недочёты в работе водителя. Подобная мера применяется по отношению к водителям за небольшие нарушения какого-либо пункта правил или же при первом замечании.
Чёрный список
Чёрный список подразумевает постоянную блокировку. В него попадают сотрудники, которые регулярно нарушают правила работы в системе.
Навсегда деактивировать аккаунт таксиста могут по следующим причинам:
Блокировка таксопарком
Выявить причину блокировки пользователя таксопарком достаточно сложно. Полную информацию могут предоставить лишь сотрудники подразделения, к которому относится водитель.
В такой ситуации при входе в приложение «Таксометр» пользователь увидит сообщение на жёлтом фоне о занесении аккаунта в бан. Если при этом не указано каких-либо дополнительных сведений — значит, заморозка выполнена сотрудниками таксопарка.
Чаще всего это происходит из-за того, что выполненные заказы водителя пребывают в красной зоне. Повлиять на блокировку никак нельзя, нужно просто дождаться окончания срока действия.
Основные виды нарушений и что может за это быть
Узнать о причине закрытия доступа к сервису можно в мобильном приложении «Таксометр». В разделе сообщений высветится информация об основании и сроке, на который было наложено наказание.
Недостаточное количество принятых и выполненных заказов
При первом нарушении доступ к заказам закроется на 1-2 часа. За каждое последующее нарушение время заморозки будет увеличиваться в 2 раза. Регулярные отступления от правил заканчиваются постоянной блокировкой аккаунта без возможности восстановления.
Несоблюдение стандартов сервиса Яндекс Такси
Если ситуация случилась один раз, то сервис выносит предупреждение или отстраняет от работы на 12 часов. В следующий раз блокировка составит уже 24 часа. Систематическое нарушение данного правила заканчивается попаданием в чёрный список.
Несоблюдения правил поведения водителей в нестандартных ситуациях
В первый раз могут обойтись лишь текстовым предупреждением или ограничить вход в систему на 12 часов. При повторном несоблюдении правил время бана умножится на 2. Если проблема с сотрудником возникает регулярно — он отправляется в постоянную заморозку.
Водитель не прибыл к месту заказа или уехал с другим пассажиром
Это считается грубым нарушением политики сервиса, и если у водителя ранее не было предупреждений или проблем, то доступ закроют на 12 часов. При повторной ошибке — на 24 часа. Далее последует полная блокировка аккаунта в системе без права восстановления.
Обман, из-за которого пассажир такси переплатил
По уставу компании Яндекс Такси сотрудники не имеют права брать с клиентов больше, чем указала система. При первом нарушении выносится предупреждение, затем краткосрочная блокировка с повышением времени заморозки. Если первые факторы не сработали, аккаунт закрывают навсегда.
При прохождении фотоконтроля
Ошибки, которые возникают чаще всего:
Условия блокировки стандартные: сперва предупреждение или бан на 12 часов, затем время возрастает. Систематическое нарушение закрывает доступ к заказам насовсем.
Приезд к клиенту с посторонним человеком в салоне
Правилами системы строго запрещается нахождение третьих лиц в салоне транспортного средства. Обход данного пункта грозит временной блокировкой с возможным попаданием под постоянную заморозку.
Падение рейтинга ниже 4 баллов
С падением рейтинга дела обстоят сложнее. Общий балл водителя состоит из отзывов и оценок клиентов. При падении цифры ниже 4 происходит автоматическая блокировка аккаунта. Обойти её нельзя. Однако результаты поездок хранятся в базе всего 60 дней. По истечении этого срока доступ будет возобновлён.
Как узнать точную причину блокировки
Чтобы узнать точную причину отстранения от работы, необходимо обратиться к мобильному приложению. Если там информации нет, следует обратиться в таксопарк, к которому прикреплён водитель, или в общую службу поддержки сервиса.
Блокировка водителя на отдых от Яндекс Такси
С весны 2018 года агрегатор ввёл новое правило, по которому блокируется сотрудник, отработавший 8 часов. Мера была предпринята для того, чтобы сократить аварии из-за усталости таксиста.
Как обойти
Обойти закон можно, если на несколько часов отключить «Таксометр», отдохнуть или переключиться на другой сервис. В 2019 году в Госдуме было выдвинуто предложение запретить водителям, отработавшим полную смену, пользоваться другими приложениями. Однако оно всё ещё рассматривается, поэтому пока обходом пользоваться можно.
Действия водителя для снятия блокировки со стороны Яндекс Такси
В случае, если блокировка связана с проверкой качества или фотоконтролем, нужно устранить все дефекты и неполадки и подать заявку на повторное прохождение СКК. Если у таксиста не было других нарушений, скорее всего, его удалят из чёрного списка.
При более тяжёлых проблемах потребуются радикальные меры:
Что делать, если заблокировал таксопарк
Таксопарк может ограничить доступ к заказам в следующих случаях:
Если причина не в этом, то шоферу необходимо задуматься о смене таксопарка.
Возможно ли водителю самостоятельно обойти блокировку
Таксисты часто задаются вопросом: что делать, если отстранили от работы, и можно ли разблокировать свой аккаунт самостоятельно. Ответ прост — нельзя. В любой ситуации требуется обращение к сотрудникам таксопарка, СКК и службы поддержки.
За что могут заблокировать в яндекс такси пассажира
Последнее обновление 30 ноя 2021
Рассказываем обо всех случаях, когда алгоритмы сервиса ограничивают водителю доступ к заказам.
Каждая поездка должна соответствовать ожиданиям пользователя. Если это будет не так, сервису перестанут доверять. Тогда заказов станет меньше, а возможность заработка для водителя — ниже.
Поэтому когда водитель тщательно соблюдает правила сервиса, у него есть возможность получать заказы в приложении. Если же правила нарушаются, есть риск потерять доступ к заказам — временно или навсегда.
Алгоритмы сервиса ограничивают доступ по разным причинам. Это может быть однократное нарушение, сразу несколько нарушений или же регулярное несоблюдение правил. Вот самые частые причины.
Падение рейтинга
Чтобы получать заказы сервиса, сейчас водителю нужен рейтинг не ниже 4.5.
Какое ограничение. Если рейтинг водителя упадет ниже этого порога, доступ к заказам будет ограничен. Водители, у которых это впервые, могут временно вернуть доступ. У них будет возможность повысить рейтинг — выполнить до 150 заказов. Если и во время этих поездок рейтинг продолжит падать, доступ к сервису будет закрыт. Второй раз попробовать вернуть его можно будет через полгода.
Снижение активности
Доступ к заказам и бонусам есть у водителей с высоким уровнем активности. На этот показатель влияет каждый заказ. Если вы его выполнили — активность растет.
Какое ограничение. Если вы не по правилам отменяете заказ, просите об этом диспетчера или пользователя, или пропускаете поездку, то у вас снижаются баллы активности. Если вы делаете это слишком часто, то можете перестать получать заказы.
Отклонение от стандартов
Алгоритмы сервиса постоянно анализируют замечания пользователей о том, как водители выполняют стандарты. В повышенных тарифах процесс выполнения заказа проверяют ещё и тайные покупатели.
Какое ограничение. Если отступление от стандартов незначительное, мы сообщим об этом водителю и дадим рекомендацию, как исправить ситуацию. Серьезное нарушение может привести к потере баллов приоритета, есть даже риск получить ограничение доступа к заказам.
Нарушение правил безопасной поездки
Безопасность в поездках — приоритет сервиса. Поэтому системы мониторинга в Яндекс.Про помогают следить за манерой вождения и соблюдением скоростных ограничений. И только аккуратные водители, которые соблюдают ПДД, продолжат выполнять заказы.
Какое ограничение. За неаккуратное управление автомобилем и превышение скорости водитель потеряет баллы приоритета. Если и после этого нарушения продолжаются, последует отключение от заказов.
Отсутствие отдыха
Если водитель давно не отдыхал, у него могут ухудшиться реакция и внимательность. И поездка с ним станет небезопасной.
Какое ограничение. Алгоритмы сервиса отслеживают, сколько времени водитель проводит на линии. Как только выяснится, что он давно не делал перерыв, ему придет уведомление в Яндекс.Про и рекомендация, когда можно вернуться к заказам. До этого доступ к заказам будет временно ограничен.
Ошибки на фотоконтроле
Водителю нужно регулярно проходить фотоконтроль с помощью Яндекс.Про. Если все данные машины и документов на фото соответствуют тому, что указано в приложении, доступ к заказам будет открыт или продлён.
Какое ограничение. Если окажется, что на фото и в приложении информация не совпадает, заказы в Яндекс.Про станут временно недоступны. Нужно будет привести всё в порядок и пройти фотоконтроль снова. Чтобы точно устранить недочёты, водителя могут пригласить на стационарный контроль. Однако за умышленную подмену данных доступ к заказам будет бессрочно ограничен.
Конфликты с пользователями
Чтобы записать любую спорную ситуацию во время заказа, нажмите кнопку «Конфликт» в Яндекс.Про. Запись того, что происходило в салоне, поможет разобраться, кто был зачинщиком конфликта.
Каждой чрезвычайной ситуации мы уделяем особое внимание и просим водителя рассказать, что произошло. Пока не поймём в чём дело, доступ к заказам может быть ограничен.
Какое ограничение. Если выяснится, что водитель затеял конфликт с пользователем, ограничение доступа к сервису будет продлено или станет бессрочным. То же самое произойдет, если водитель окажется виновником аварии или другого чрезвычайного происшествия.
Злоупотребление возможностями сервиса
К таким действиям относятся любые попытки в обход правил использовать возможности водительского приложения или попытки обмануть алгоритмы Яндекс.Про. Например, когда водитель передает другому человеку учетную запись в Яндекс.Про, манипулирует промокодами.
Какое ограничение. За попытку таких действия водитель может сразу получить бессрочное ограничение.
Как можно снять ограничения
Потеря баллов приоритета. Чтобы вернуть потерянные баллы приоритета, достаточно следовать рекомендациям сервиса. Например, если баллы снижены за неправильный брендинг, нужно привести в порядок оклейку. Как только фотоконтроль подтвердит, что оклейка сделана по стандарту, приоритет вернется.
Временное ограничение. Снимается автоматически, как только его срок заканчивается. Водитель может и сам попросить службу поддержки снять блокировку. Например, пассажир ошибочно пожалуется, что его везёт не тот водитель, что указан при заказе. Такая жалоба — веская причина для ограничения. Но водитель может обратиться в службу поддержки и рассказать, как было дело во время заказа. В таком случае после дополнительной проверки ограничение могут снять.
Служба поддержки поможет, когда рекомендация обратиться к ней пришла водителю в сообщении об ограничении. Однако поддержка не снимает ограничения, которые выносят за регулярные и повторяющиеся нарушения стандартов сервиса и повторяющиеся жалобы пользователей, например, на грубость водителя.
Бесправное такси: что делать, если агрегатор отключил от сервиса, а клиент испачкал салон
Агрегатор может отключить таксиста от сервиса по своей инициативе. Например, недавно «Ситимобил» заблокировал нескольких таксистов без права на восстановление, потому что они устроили драку на дороге с другими водителями. Пассажиры в потасовке не участвовали, но «Ситимобил» решил, что не хочет сотрудничать с неуравновешенными таксистами. СМИ писали, что агрегатор передал в таксопарки информацию о драчунах, чтобы они больше не смогли работать. А «Яндекс.Такси» отключило таксиста, который пропустил звонок компании. Оказалось, что водитель глухой и физически не мог услышать звонок. В итоге «Яндекс» пообещал вернуть доступ к системе.
Поэтому Розенблат рекомендует внимательно читать договор с агрегатором еще до того, как начнете с ним работать.
Как правило, агрегатор оставляет за собой право изменять условия соглашения в одностороннем порядке через публикацию новой редакции на сайте в интернете и/или в приложении. То есть таксисту желательно взять за правило хотя бы раз в неделю мониторить такие изменения.
Евгений Розенблат, адвокат МКА Аронов и Партнёры Аронов и партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
Формально соглашение с платформой – договор присоединения. Это значит, что все его условия определяет агрегатор, а водитель не может на них повлиять. Ему остается или соглашаться на них, или искать другой сервис с более выгодными правилами. По закону, если таксист считает, что условия явно обременительны для него, после присоединения к договору можно потребовать изменить их в более честную сторону. Но Карпухин предупреждает: это достаточно сложная категория споров, где нужны серьезные усилия юриста. Победу никто не гарантирует.
Розенблат советует в претензии агрегатору упомянуть и об убытках, которые водитель несет из-за того, что его неправомерно отключили от сервиса. Те поездки, которые таксист не совершил из-за блокировки, можно считать упущенной выгодой.
Если водитель работает с агрегатором не напрямую, а через таксопарк, то деньги за поездки «по безналу» агрегатор перечисляет на счет таксопарка в банке. После этого таксопарк должен перевести водителю ту сумму, которая ему причитается в срок, установленный договором. Не все таксопарки выполняют свои обязательства вовремя.
«Яндекс.Такси» рекомендует водителям писать в техподдержку этого агрегатора, если таксопарк не отдал деньги в течение 5 дней после обращения за ними.
Розенблат предлагает «утяжелить» претензию в таксопарк обещаниями в судебном споре взыскать не только долг, но и проценты за пользование чужими деньгами, и убытки, и судебные издержки. Есть шанс, что таксопарк захочет избежать лишних трат и отдаст деньги добровольно и поскорее.
Некоторые таксопарки используют приложения, которые перечисляют деньги водителю в любое время. Резервные средства уходят со счета таксопарка, а затем компенсируются поступлениями от агрегатора за другие поездки. Но таких примеров немного.
Софья Волкова, юрист Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
Агрегаторы и таксопарки не всегда подробно разъясняют в своих правилах, что делать водителю, если пассажир испортил машину. Например, «Такси 956» обошлось лаконичной формулировкой: если клиент испачкал салон, он должен оплатить химчистку. А если он откажется? И что делать, когда проблема не решается химчисткой? Например, пассажир порвал обивку сиденья или серьезно поцарапал машину.
Машину можно застраховать, но обычно по договору КАСКО компенсация предусматривается только за повреждения на внешней части машины. Например, в правилах «Тинькофф Страхования» указано, что ущерб внутренней отделке салона – страховой случай только в исключительных ситуациях (пожар, ДТП и тому подобное). «Ингострах» регулирует ситуацию еще детальнее: повреждения внутренней части салона не возмещаются, даже если они возникли из-за «противоправных действий».
С клиентом надо попытаться обменяться контактами, узнать его фамилию и имя. Если за компенсацию ущерба придется судиться, нужно знать, кто повредил машину. Если пассажир отказался назваться, данные можно запросить и у агрегатора, но готовьтесь к отказу, предупреждает Ялынычев. Все дело в законодательстве о персональных данных, сервис не вправе распространять эти сведения. Но если они нужны вам для взыскания денег через суд, агрегатор может передать эту информацию, говорит Климов (см. п. 3 ч. 1 ст. 6 закона о персональных данных).
Как вариант, если машина ваша, можно через суд потребовать агрегатора возместить ущерб и одновременно попросить суд истребовать у агрегатора данные пассажира, рассуждает Ялынычев. После того, как узнаете их, можно указать клиента как соответчика.
По словам юриста, в таких делах суды устанавливают следующие обстоятельства:
Бремя доказывания по закону распределяется так, что это должен доказать водитель. Отсутствие вины должен доказать клиент такси (п. 2 ст. 1064 ГК).
Самый простой способ — устранить повреждение за свой счет. А потом взыскать с пассажира стоимость ремонта. Еще можно обратиться в экспертную или оценочную организацию, чтобы она оценила размер ущерба.
Михаил Ялынычев, юрист Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
Если машина не ваша, есть риск, что ее собственник взыщет компенсацию ущерба с вас, предупреждает Ялынычев. При оплате без суда зафиксируйте все документально. После оплаты у вас возникнет право получить эти деньги с виновного пассажира, в том числе и через суд.
Большинство таксистов сотрудничают с агрегаторами и таксопарками по гражданско-правовым договорам, рассказывает Климов. Это значит, что у водителей нет отпусков и больничных. Такие гарантии полагаются только тем, кто работает по трудовым договорам. В отдельных случаях можно признать трудовыми как отношения по гражданско-правовому договору, так и отношения, в которых никакого договора не было.
Но российские суды отказываются считать отношения таксистов с агрегатором трудовыми, отмечает Белицкая. Так, в одном случае Мосгорсуд не стал удовлетворять иск водителя в том числе потому, что по договору с «Яндекс.Такси» водитель не был обязан что-то делать для агрегатора. Наоборот, «Яндекс» должен был предоставить доступ к своему сервису за плату (дело № 33-53437/2019). В другом споре Замоскворецкий районный суд Москвы решил, что «Яндекс» – это информационный сервис, а не работодатель для таксистов (дело № 02-2792/2019). Против таксистов сыграло то, что у «Яндекса» грамотно сформулирован договор, по которому работают водители.
Представители агрегаторов считают, что признание их отношений с таксистами трудовыми повысит стоимость поездок для пассажиров. Ведь компаниям придется платить страховые взносы за водителей.
Если речь идет об отношениях напрямую между таксистом и таксопарком, есть больше оснований признать их трудовыми. Но и здесь в судах мало кому удается доказать, что агентский договор или договор аренды автомобиля маскируют трудовой договор.
Ирина Белицкая, советник МКА Аронов и Партнёры Аронов и партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
Помочь, по ее словам, могут такие обстоятельства:
Например, Шестой кассационный суд общей юрисдикции признал Андрея Димина* работником индивидуального предпринимателя Алисы Петраковой*. Они заключили договор аренды транспортного средства. Каждое утро Димин приходил в таксопарк Петраковой, брал свободную машину и ехал на смену. Суд решил, что это трудовые отношения, а не арендные (дело № 88-5523/2021).
По закону о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое Гражданский процессуальный кодекс не разрешает обращать взыскание. По общему правилу у банкрота нельзя забрать нужные для профессиональной деятельности вещи, которые стоят не больше 10 000 руб. Но «в исключительных случаях» Пленум Верховного суда разрешает оставить банкроту и более ценное имущество (п. 2 постановления от 25 декабря 2018 г. № 48).
Например, в деле № А60-31181/2019 АС Свердловской области оставил машину должнику потому, что его работа связана с разъездами. Мужчина устанавливал сигнализацию, а потом регулярно проверял, все ли с ней в порядке. Добиться положительного решения помогли трудовой договор и справка с работы.
Таксистам, которые боятся потерять машину из-за банкротства, Павел Селюнин, юрист из Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × предлагает альтернативу. Можно арендовать машину в таксопарке или оформить имущество на кого-то из семьи. «Банкротства домохозяйств наше законодательство еще не знает», – объясняет юрист. Правда, иногда семейные сделки могут «обнулить» (см. «Семейные сделки в банкротстве: что можно и нельзя»).
* Имена и фамилии изменены редакцией.