За что можно поощрять ребенка деньгами
Можно ли мотивировать ребенка деньгами?
Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки?
Можно ли мотивировать ребенка деньгами? Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки?– довольно частый вопрос, который становится актуальным для родителей, решающих проблему послушания детей. Обычно, такой вопрос имеет место в ситуации, когда родителям важна хорошая успеваемость в школе или побуждение детей на выполнение разных дел по хозяйству.
Деньги, как способ поощрения или мотивирования, в наше время довольно распространенное явление. Однако, несмотря на широкое распространение и обильную пропаганду денежных отношений в современном обществе, деньги не являются эффективным мотиватором. Ниже я хочу отметить некоторые особенности и негативные последствия, которые неизбежно возникают при таком способе мотивирования.
Деньги искажают истинную мотивацию ребенка
Предлагая ребенку деньги за его школьные успехи или помощь, у него смещается мотивационный акцент. Если раньше он мог получить хорошую оценку в школе за знания, за умение донести свою мысль, вести диалог или оказать помощь родителям, потому что этого требовала ситуация, то теперь он будет это делать, чтобы заработать деньги. Знания, умения и помощь уходят на второй план или вообще становятся не важны. По-другому, это может проявляться как выпрашивание хороших оценок в школе, появление торга в процессе договоренности между ребенком и родителями.
Второй момент заключается в том, что размер денежного вознаграждения должен время от времени расти, поскольку потребности имеют свойство меняться. В конечном итоге, родители придут к тому, что ребенок будет требовать за выполнение своих элементарных дел или просто за учебу непомерно высокой платы. Это хорошо наблюдается в подростковом возрасте на примере «избалованных» детей, где родители сталкиваются с проблемой выполнения всех требований и «хотелок» ребенка.
Откуп деньгами ведет к разрушению взаимоотношений
В основе любых здоровых взаимоотношений лежит безусловное личностное принятие, уважение, диалог. Откупаясь от ребенка деньгами, родители предлагают ему совершенно другую модель взаимодействия. Вместо взаимопомощи, совместного участия в жизни семьи, личностных и социальных задач (таких, как учеба в школе), ребенку предлагается сугубо прагматическая модель зарабатывания денег. Можно сказать, что денежное вознаграждение за успехи — это аналог заработной платы, тогда ребенок выступает в роли работника, а родители – в роли работодателя. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок воспринимал Вас как работодателя, а не любящего родителя?
В русском языке есть поговорка: «Дружба дружбой, а денежки врозь». В культуре уже есть разделение между дружбой, личными отношениями и чисто прагматическим взаимодействием (партнерством). И это неспроста. Немало дружеских союзов распалось из-за денег. В основе дружбы и личных отношений лежит диалог, в основе партнерства – выгода. Дружба и родственные отношения не могут быть построены исключительно на выгоде, это всегда больше чем выгода. Монетизируя свои отношения с ребенком, родители дают ему вполне определенные послания: «мы готовы покупать твою лояльность, твое послушание». Читатель, хочется ли Вам строить свои отношения с детьми, как на рынке?
Еще один момент, когда родители платят за «пятёрки» и успехи в различных областях, это означает, что потребность в получении хороших оценок у них выше, чем у самого ребёнка. Другими словами, истинной заинтересованности у ребёнка не происходит, поскольку вовлечение в процесс идет не через суть процесса, а деньгами.
Поговорка «Кто платит – тот и музыку заказывает» говорит о другом важном аспекте денежных отношений. Речь идет о том, что критерии успешности определяются родителями, а не самим ребёнком. Кто платит – тот задает критерии. Успех – это получение денег. А это очень опасная идея.
Опасность идеи в том, что, не имея собственного понимания успешности, ребенок становится заведомо управляемым, ведомым, ориентированным на внешние, чужие критерии успеха.
Внутренний мотиватор лучше чем внешний
Деньги являются внешним мотиватором, поскольку их кто-то дает. Из жизни нам известно, что когда ребенок увлечен, когда у него есть внутренний посыл, то никакие внешние факторы, чтобы поддерживать мотивацию, не нужны. Можно сказать, что деньги — это еще одна разновидность «пинка» для ребенка, чтобы он поступал так, как нужно родителям. Это не способствует развитию внутренней мотивации, поскольку она формируется через вовлечение и интерес.
Выводы:
Денежная плата за успехи в школе и послушание у ребенка:
Нужно ли давать карманные деньги детям
Давать деньги на карманные расходы или не давать? А если давать, то сколько и как часто? Платить ли за оценки? Надо ли контролировать траты ребенка? Можно ли наказывать ребенка лишением карманных денег? Ответы на эти вопросы, а также 5 правил выдачи карманных денег вы найдете в статье, которую специально для вас подготовил финансовый консультант Бробанка.
Давать карманные деньги или нет
Для 87% родителей (и я в их числе) — это уже не вопрос. Карманные деньги детям они дают. Я – за выдачу карманных денег. Объясню почему.
Карманные деньги позволяют:
Карманные деньги – единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами и понять, что любые траты любят счет.
С выдачей карманных денег разобрались.
Какую сумму выдавать
Многих родителей интересует вопрос: «Если деньги давать, то сколько?». Для примера – опыт разных стран:
В России сумма карманных денег выделяется на усмотрение родителей и зависит от уровня достатка семьи. На мой взгляд, главное, чтобы эта сумма была комфортной для вашего бюджета.
До 7 лет я выдавала дочке по 100 руб. в неделю. Постепенно увеличивала сумму. Сейчас дочке 10 лет и она получает на карманные расходы 1 000 руб. в месяц.
Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму
Разговаривайте с детьми о деньгах. Привлекайте к обсуждению семейного бюджета. Для этого выделите раз в месяц специальный финансовый день. Объясните детям, что деньги — ресурс, который нужно заработать. Расскажите, откуда в семье появляются деньги, почему их нужно тратить разумно.
К сожалению, в России только 24% родителей рассказывают детям про семейный бюджет, но не спрашивают их мнения. Интересуются мнением и советуются со своими детьми по поводу бюджета семьи лишь 15% родителей.
Большинство россиян — 61% не привлекают детей к учету доходов и расходов семьи и планированию бюджета. А потом родители удивляются, почему дети требуют покупать им дорогие вещи и скандалят, если не получают желаемого.
В нашей семье тема денег – не табу!
Моя дочь с 6 лет участвует в планировании бюджета. Она знает, что деньги в семье не безграничны. Есть траты необходимые, которые оплачиваются в первую очередь, а есть желаемые. Мы вместе составляем список покупок на неделю с учетом потребностей и желаний всех членов семьи. Если денег в бюджете не хватает — обсуждаем, определяем первоочередные расходы и учимся договариваться друг с другом.
Детям тема денег интересна. Ребенок должен знать, сколько денег тратится на его кружки и покупки. У него должно быть ощущение, что деньги в семье делятся справедливо.
Привлекая детей к обсуждению бюджета, вы показываете, что уважаете их мнение, повышаете их важность и растите себе финансовых союзников!
Как правильно выдавать карманные деньги
Вот 5 правил выдачи карманных денег, которые помогут родителям не наделать ошибок и воспитать финансово-грамотного ребенка!
1. Выдавайте деньги регулярно!
Эксперты считают, что чем меньше возраст, тем чаще нужно выдавать деньги, например, 1-2 раза в неделю.
Детям старшего возраста лучше выдавать одинаковые суммы 1-2 раза в месяц. Это поможет им научиться планировать бюджет и грамотно распоряжаться деньгами.
А еще лучше поговорить с ребенком и совместно определить периодичность выдачи карманных денег.
Платите ребенку вовремя! Нерегулярная выдача карманных денег приведет к потере смысла карманных денег – научиться планировать и тратить деньги разумно и выгодно.
2. Выдавайте четко оговоренную сумму
Каждый ребенок должен понимать сколько карманных денег он получает и почему. Выдаваемая сумма денег должна быть фиксированной, вне зависимости от поведения ребенка или настроения взрослых. Не выдавайте деньги сверх оговоренной суммы.
Карманные деньги — это финансовый тренажер для детей. Если ребенок потратил месячную сумму в первый же день и с грустными глазами просит выдать еще – не поддавайтесь!
Не выдавайте деньги раньше срока. Только так ребенок научится распределять свой бюджет. Если ребенок получает деньги без каких-либо условий, большими суммами, он не научится их ценить.
Не давайте деньги бессистемно, по любым событиям или по настроению. Так во взрослой жизни человек будет верить в чудеса, ждать, когда на него «свалятся деньги».
3. Нет жесткому родительскому контролю за тратами карманных денег
Я понимаю, что, запрещая ребенку тратить деньги на ерунду, ругая его за ненужные на ваш взгляд покупки, вы хотите показать, что деньги – это не игрушка и нужно тратить их с умом! Но так вы оказываете детям медвежью услугу.
Ребёнок, которого родители чрезмерно оберегают, чувствует себя беспомощным, когда сталкивается с жизненными проблемами. Именно отсутствие у детей опыта обращения с деньгами приводит к серьезным финансовым ошибкам и потере денег во взрослом возрасте.
Жестко контролируя расходы ребенка, вы показываете, что деньги принадлежат ему формально. Он обязан соглашаться с вашими вариантами траты денег и не имеет права собственного голоса.
Так родители формируют у ребенка появление чувства страха ошибок и неуверенности в себе. При жестком контроле теряется смысл обладания карманными деньгами, ребенок не научится самостоятельно ими распоряжаться.
Совет: Доверяйте выбору ребенка. Дайте ему право на собственные ошибки.
Первые попытки тратить деньги часто приводят к ошибкам. Но так дети получают личный опыт, который ценнее любых теоретических знаний и родительских нотаций. На ошибках все мы учимся гораздо быстрее!
Наша задача, как родителей — ненавязчиво подсказать детям, как разумнее потратить деньги, обсудить последствия разных покупок.
Ребенок должен знать, что в лице родителей он получит совет и поддержку, а не суровых и строгих критиков. У меня нет жесткого контроля за расходованием карманных денег.
Раз в месяц перед выдачей карманных денег, мы анализируем и обсуждаем покупки дочери. Некоторые из них, на мой взгляд, совершенно бесполезны, но я не критикую ее действия. Это личные деньги дочки, и она может тратить их куда хочет.
Пусть лучше дочь потратит все деньги на жвачки, шоколадки и пушистые брелочки в 10 лет и поймет, что так не сможет накопить на важную крупную покупку (она копит на собаку), чем такая ситуация произойдет в старшем возрасте.
Мой личный лайфхак: Чтобы контролировать расходы ребенка незаметно, по достижении дочкой 10 лет, открыла ей детскую карту.
Стоимость от | 0 Р |
Кэшбек | 1-30% |
% на остаток | До 4% |
Снятие без % | До 20 000 р. |
Овердрафт | Нет |
Доставка | 1-2 дня |
Теперь я могу в любой момент посмотреть ее траты. Перед началом пользования картой объяснила ей правила финансовой безопасности.
4. Не наказывайте деньгами и не поощряйте ими
Дети ценят карманные деньги. Родители знают об этом и часто пытаются сделать деньги инструментом наказания. Это неверная стратегия! Я против родительских манипуляций с карманными деньгами!
Лишая ребенка денег по своему настроению, без объяснения причин, или объясняя это плохим поведением ребенка, родители развивают у него чувство беспомощности и неуверенности.
Система наказаний и поощрений должна быть максимально прозрачной. Лишение карманных денег приводит к тому, что дети начинают обманывать.
Наказывать ребенка лишением карманных денег можно, если вы заранее обсудили с ним условия ограничения в деньгах. Можно лишить денег за очень серьезный проступок, но обязательно объяснив ребенку мотивы такого решения.
5. Не «покупайте» у детей работу по дому и хорошие оценки в школе
Я против того, чтобы платить детям за оценки. Дети учатся в школе для получения знаний, а не для заработка денег. Учиться — их важнейшая задача.
Я не плачу дочке за хорошие оценки. А вот за хорошие результаты в четверти, победу на конкурсе дарю подарки, о которых она мечтает, но опять же в пределах семейного бюджета.
Стараюсь дарить не вещи, а эмоции — развлекательные поездки в аквапарк, батутный центр, планетарий, путешествия и т.п.
Электронные деньги или наличные
И еще важный момент – электронные деньги – это не наличные. Покупая за наличные, детям сразу понятно, сколько денег осталось в кошельке. Наличные деньги можно физически пересчитать.
С электронными деньгами этого сделать не получится. Есть риск, что ребенок потратит все деньги на карте и даже этого не заметит.
Поэтому рекомендую открывать банковскую карту для детей более старшего возраста, подробно рассказав, что к чему. Детям 5-7-9 лет лучше выдавать наличные.
В современном мире без денег не прожить. Чтобы стать богатыми, нужно не только зарабатывать деньги, но и уметь их грамотно тратить. Карманные деньги – отличный практический инструмент, помогающий детям понять ценность денег, научиться планировать и правильно распоряжаться своими финансами.
Комментарии: 1
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Финансовая грамота: как научить ребенка обращаться с деньгами
С раннего возраста дети получают базовые знания о деньгах, а уже в школе начинают пользоваться первыми финансовыми инструментами. Разбираемся, как грамотно ввести деньги в жизнь ребенка и помочь ему развить полезные финансовые привычки.
Фото: Bruno /Germany с сайта Pixabay
Финансовое воспитание
Дети начинают знакомиться с миром финансов еще до школы. Наблюдая за родителями, они получают первые представления о том, что такое деньги, для чего они нужны и откуда берутся. Ребенок узнает, зачем родители ходят на работу, почему нельзя купить все и сразу, что означают понятия «дорогой» и «дешевый». «Для того, чтобы привить ребенку здоровое отношение к деньгам, нужно начинать финансовое воспитание с раннего возраста, – говорит педагог-психолог Олеся Княжева. – Чем раньше и больше ребенок узнает о деньгах, тем меньше он будет нервничать, сталкиваясь с ними по мере взросления».
С дошкольного возраста нужно беседовать с ребенком о том, как зарабатывают деньги и почему важно планировать свои траты. Расскажите ребенку о своей работе, а если это возможно – возьмите его с собой и покажите, чем вы занимаетесь. Берите ребенка в магазин – пусть он видит, что вы придерживаетесь списка покупок и не покупаете лишнего. Дома играйте в тематические настольные игры, например, «Монополию». Научите ребенка бережному потреблению ресурсов. Расскажите, что если каждый будет закрывать воду, пока чистит зубы, семья за год сэкономит не одну тысячу рублей.
Не покупайте ребенку все, что он захочет, по первому требованию. Если он капризничает в магазине – заранее договоритесь, что за один такой поход можно выбрать себе что-то одно – игрушку или сладость – не дороже определенной суммы. Комментируйте, почему вы покупаете те или иные товары. Наблюдая, как вы делаете покупки, ребенок научится отличать полезные продукты от вредных, проверять срок годности на упаковках, не покупаться на акции и яркие товары из рекламы. Даже если кажется, что ребенок ничего не запомнил, все эти навыки он перенесет во взрослую жизнь.
Сколько денег давать на карманные расходы
Еще в детсадовском возрасте многие дети проявляют интерес к деньгам – увлеченно собирают в копилку монеты, рисуют «купюры» для игры в магазин и задумываются, как сделать так, чтобы у папы или мамы в магазине всегда хватало на любую игрушку и сладости. Со временем на смену пассивному созерцанию приходит активное участие – ребенок получает в свое распоряжение первые карманные или подаренные деньги.
Некоторые родители стремятся как можно дольше ограждать ребенка от финансовых вопросов. Они боятся, что ребенок потеряет деньги, потратит все и сразу, купит что-то некачественное или просто «повзрослеет раньше времени». Однако, по мнению психологов, не стоит чрезмерно оттягивать первые попытки самостоятельного распоряжения деньгами. «Для того, чтобы ребенок научился разумно пользоваться деньгами, для понимания функции и цены денег – ему нужны деньги», – убеждена Олеся Княжева. Когда же начинать?
Если в семье дети разного возраста, можно определить разницу в суммах, исходя из возраста детей, – например, семилетнему давать 70 рублей, десятилетнему 100 рублей. Младшим детям лучше выделять деньги небольшими суммами каждый день, детям среднего возраста – раз в неделю, а в старших классах – раз в месяц. Чем старше ребенок – тем более он способен планировать свои траты.
«Многие родители являются противниками карманных денег, потому что не доверяют своим детям. Они боятся, что те потратят средства на что-то вредное, запрещенное, и это, к сожалению, не исключено. Но, отгораживая детей от внешнего мира, вы не защищаете их от ошибок, а напротив, лишаете бесценного опыта, который в этом возрасте пройдет менее болезненно. И, конечно, чем больше доверия к себе чувствует ребенок, тем больше его уверенность в себе. Но будьте последовательны, во всем нужна мера и разумный подход», – говорит педагог-психолог Олеся Княжева.
Наблюдайте, как ребенок распоряжается карманными деньгами, тратит ли сразу все или постепенно. Введите правило: выданная сумма уже не увеличится, и, если потратить ее сразу, придется отложить все остальные желания на неделю или месяц. Так ребенок с детства научится жить по средствам. Если вы видите, что деньги сразу исчезают в неизвестном направлении – вмешайтесь и выясните причину.
Не нужно указывать ребенку, что и где покупать, но советы в мягкой форме давать можно и даже нужно. Например, обратите его внимание, что леденец в магазине у дома стоит в три раза дешевле, чем в парке, где вы собираетесь гулять. Кроме того, обязательно составьте список запрещенных покупок, если таковые имеются – например, вы категорически против жевательной резинки и чипсов или какие-то продукты противопоказаны ребенку по состоянию здоровья.
Распоряжаясь деньгами, ребенок чувствует себя взрослым, что положительно сказывается на развитии его навыков. Предоставьте ему возможность самостоятельно оплачивать, например, школьное питание и канцелярские принадлежности, пропорционально увеличив размер карманных денег. Чем больше опыта в обращении с деньгами будет иметь ваш ребенок, тем лучше он окажется подготовлен к взрослой жизни.
«Позволяйте ребенку совершать ошибки! – говорит Олеся Княжева. – Чем больше мы опекаем своих детей, тем беспомощней они вырастают». При этом важно не критиковать выбор ребенка. Он должен понимать, что всегда может посоветоваться с родителями и не будет подвержен насмешке.
Первые накопления и работа
Мотивируйте ребенка самостоятельно копить деньги на вещи, которые пока не планируете покупать – например, электросамокат или новую модель смартфона. Для этого помогите ему разобраться в своих тратах и оптимизировать их. Объясните, что иногда для получения желаемого приходится чем-то жертвовать. Предложите откладывать часть карманных денег вместо того, чтобы сразу тратить их на сладости и развлечения. Вместе подсчитайте, сколько нужно откладывать и как долго, чтобы набралась необходимая сумма. Чтобы увеличить у ребенка мотивацию делать сбережения, можете договориться, что половину крупной покупки оплачивает он сам, а другую половину – вы.
Обязательно расскажите ребенку о квазиработодателях из интернета – такие сначала просят оплатить подготовку резюме или пересылку тестового задания. Объясните, что это вымогательство – настоящему работодателю не нужно ни за что платить. Также объясните, что «высокий доход без труда и вложений» бывает только в финансовых пирамидах.
Финансовые инструменты и безопасность
Уже с 6-7 лет ребенок может пользоваться банковской картой, привязанной к счету родителей. А с 14 лет – иметь свою. Опыт использования банковской карты необходим, чтобы научиться обращаться с деньгами: ведь большая часть расчетов сегодня происходит безналичным образом. Для своего спокойствия вы можете установить для карты ребенка дневной лимит оплаты покупок и снятия наличных в банкоматах.
До того, как в руки ребенка попадет банковская карта и гаджеты, важно предупредить его о связанных с ними опасностях. Ребенок должен понимать, что с карты, как и из кошелька, можно украсть деньги, поэтому нельзя оставлять карту без присмотра или отдавать другим, сообщать кому-то платежную информацию или коды из банковских приложений.
Предупредите ребенка о компьютерных вирусах, краже платежных данных – в том числе через соцсети, вымогательствах под видом штрафов или просьб о помощи, навязывании платных услуг (смс за просмотр контента, покупки в играх) и методах социальной инженерии. Дети еще в школе привыкают отвечать на вопросы взрослых, поэтому излишне откровенны, когда в сети или по телефону у них начинают узнавать адрес, данные о родителях и платежную информацию. Объясните, к чему это может привести, и не ругайте, если инцидент уже произошел. Так вы сможете не создавать ненужный стресс из-за денег и сохранить доверительные отношения в финансовых вопросах.
Карманные деньги детям не нужны. Или нужны? Разбираемся с экспертом
Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами
У карманных средств конкретная цель — воспитать в ребёнке самостоятельность, грамотное отношение к деньгам и способность самому принимать решения. Этому нужно учить так же, как переходить дорогу на зелёный сигнал светофора и не заходить в лифт с незнакомцами.
Детям определённо стоит выдавать деньги на карманные расходы, ведь это неотъемлемая часть жизни. Уметь грамотно пользоваться деньгами, управлять ими, планировать траты — то, чему важно учиться с самого детства.
Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м
Чем раньше ребёнок научится грамотно распоряжаться финансами, планировать и контролировать свои траты — тем лучше. Ни в школе, ни в вузе этому не учат. В результате многие люди, даже став взрослыми, ведут себя как дети: берут новый айфон в кредит, не расплатившись за предыдущий, спускают всю зарплату в первые дни или не откладывают на крупные покупки. Ваш ребёнок может избежать таких ошибок, если научится правильно обращаться с деньгами с детства.
В Гражданском кодексе сказано, что дети с шести лет могут совершать мелкие сделки. Например, купить мороженое в киоске или книгу в магазине.
Можно начинать выдавать деньги с этого возраста, если ребёнок уже понимает, зачем они нужны и как ими пользоваться. Проверить это легко: попросите ребёнка сходить в магазин с небольшим списком продуктов. По тому, как он разберётся в ценах, посчитает сумму покупок и сдачу, вы поймёте, насколько он готов распоряжаться своим собственным средствам.
Профи для любой задачи
Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать
Эффективнее не контролировать ребёнка, а дать ему возможность совершать ошибки, поступать по-своему. Задача родителя — объяснить и рассказать о том, как копить, как тратить, помочь сдерживать желания, видеть последствия трат и накоплений.
Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит
При помощи денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или выполнять работу по дому — легко, но непродуктивно. Это естественные обязанности. Если поощрять детей деньгами, то рано или поздно они не захотят ничего делать бесплатно: ни учить уроки, ни мыть посуду.
Но можно подтолкнуть ребёнка делать что-нибудь полезное. Грег МакКеон в книге «Эссенциализм» рассказывает, как приучил детей больше читать.
Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка
Ничего страшного, если на Новый год или день рождения ребёнку подарят деньги. Но когда это происходит часто и без всякой системы, дети перестают чувствовать их ценность.
Такими подарками часто «грешат» бабушки и дедушки. Объясните своим родителям, что это может навредить ребёнку. Он привыкнет, что у него постоянно при себе большие суммы, и будет небрежно относиться к деньгам.
Советы о карманных деньгах
Выдавайте регулярно. Лучше делать это всегда в один и тот же день. Первоклашкам лучше давать деньги раз в неделю — им пока сложно загадывать на долгий срок. Подросткам можно реже — раз в месяц.
Попробуйте один раз «забыть» и не выдать деньги в день «получки». Если ребёнок тоже забудет, то отложите выплату до следующего раза.
Это научит его следить за собственными деньгами и планировать расходы.
Не покупайте сразу. Если ребёнок просит что-нибудь в магазине, не покупайте сразу. Предложите записать желаемое в список, а потом выбрать, что ему нужнее. Так он научится не тратить деньги импульсивно, а планировать свои покупки.
Научите ребёнка копить. Заведите банку для накоплений. На неё наклейте бумажку с фотографией того, на что копит ребёнок, и напишите сумму, которую необходимо собрать. По мере накопления отмечайте прогресс прямо на бумажке. Можно использовать тетрадный листок, где каждая клетка будет соответствовать 50 или 100 рублям. Закрашивайте клетку каждый раз, когда ребёнок положит в банку определённую сумму, — так нагляднее.
Банка для накоплений. Каждая клетка — 50 рублей. Всего 45 клеток — 2250 рублей.
Оформите на ребёнка банковскую карту. Многие банки выпускают специальные детские карты. Они привязываются к счёту родителя, на них можно установить лимит покупок, а информацию о тратах получать на телефон. Так ребёнок научится пользоваться современными средствами оплаты, совершать покупки в интернете.
Предложите заработать. По закону трудовой договор можно заключать с 14 лет. С этого возраста дети могут начать зарабатывать — например раздавать рекламные листовки или работать курьером. Так ребёнок научится понимать цену деньгам на собственном опыте.