За что можно попасть в ад в христианстве

Что Церковь говорит об аде?

Когда возникли образы ада со сковородками и райских кущ? Являются ли такие представления догматом для христиан? Кратко объясняем в Слайдах.

Ад — что это?

Ад — это единственное место, где человек находится вне благодатного присутствия Божия. В Евангелиях говорится об аде, как о месте, где будет плач и скрежет зубов (Мф 25:46). Еще в аду грешники будут мучиться от адского пламени: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Церковь учит, что адский огонь или адский холод — это образы, а не реальные физические явления.

Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?

Что мучает людей в аду?

В первую очередь, разрыв с Богом — это само по себе страшное мучение. Ещё — постоянное нахождение рядом с сатаной, бесами, другими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хороший образ адских мук. Люди сидят за роскошным столом, на котором полно вкусной еды и напитков. Перед каждым человеком лежит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть сами.
В аду никто из окружающих не помогает человеку, и он мучается от голода, а в раю праведники за таким же столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечное одиночество и боль, которые усиливаются от осознания того, что человек сам лишил себя рая и его блаженств.

Сатана мучается в аду или ему там хорошо?

Сатане в аду тоже плохо. Это место постоянно напоминает ему о том, что он проиграл Богу. Здесь он вечно завидует Богу и его ангелам, вспоминая свою неудачную попытку встать на место Бога. Он стремится к бесконечному противлению Богу, т. е. к самоуничтожению и уничтожению всего живого. Это бесконечный процесс, мучительный и бессмысленный, потому что сатана и бесы — это бесплотные духи, неуничтожимые сущности.
Ад не принадлежит бесам и сатане, они не хозяева этого «места», там все равно есть Бог, и они испытывают от этого страшные муки, и это будет продолжаться вечно. Представление о том, что сатана — главный мучитель в аду, возникло в Средние века, чтобы подчеркнуть важную мысль, что дьявол и бесы — страшные противники, и победить их можно только с помощью Христа.

Кто создал ад?

Сатана сам создал себе ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но решил стать Богом. Часть ангелов поддержали своего предводителя.
После окончания бунта и поражения от архангела Михаила — «полководца», который возглавил борьбу с бесами, падшие ангелы вместе с сатаной попали в ад.
Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червъ, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:9-15).

Кто точно попадет в ад?

Точный список обитателей ада заканчивается на сатане и бесах.
Во всех остальных случаях можно лишь предполагать с большей или меньшей долей вероятности.
Обычно в ад еще помещают Иуду-предателя, известных библейских злодеев, таких как царь Ирод.
Живой человек не может знать на сто процентов о том, где находятся умершие. Даже самый страшный злодей может раскаяться в последний миг своей жизни, о чем до Страшного суда будет знать только Бог.

В аду все мучаются одинаково?

Есть представление о том, что чем больше человек сделал зла при жизни, тем больше он мучается после смерти. Иногда оно основывается на словах Евангелия: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47-48). В Средние века использовали образ огненного озера, где одни грешники были не видны совсем, другие — стояли в пламени по шею, третьи — по пояс и так далее.
Впрочем, до конца ответить на вопросы, связанные с посмертной участью человека, невозможно.

Можно ли выбраться из ада?

Самостоятельно — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви может помочь умершему избавиться от мук после Страшного суда. Поучению Церкви, после смерти человека ожидает два суда. Первый — частный, который по преданию происходит до сорокового дня после кончины. Но наши близкие и после смерти сохраняют связь с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения усопших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться о душе покойного. Это та связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда определяется уже окончательная судьба людей.

Источник

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1. Гордость

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2. Зависть

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

3. Чревоугодие

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6. Алчность (корыстолюбие)

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Читайте также:

В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.

Источник

Кто попадёт в Ад?

Что такое Ад? Обрекает ли на вечные муки нарушение одной заповеди? Что говорит об Аде Священное писание? Как вымолить душу из Ада?

Отлучена от причастия

Моя знакомая Ирина, дама лет тридцати пяти, всегда была верующей. Но жить по церковным канонам стала несколько лет назад, когда переехала из Москвы в Подмосковье после развода. Мужа у неё увела юная соперница и, наверное, поэтому Ирина стала считать себя старой. Она сдалась обстоятельствам и заявляла, что в её возрасте надо думать только о душе. Но со временем оказалось, что это не совсем так.

Ирина добиралась в церковь на такси, и один водитель, симпатичный брюнет, приглянулся ей. Они говорили о жизни, о политике, и его рассуждения, довольно категоричные, заводили Ирину. Она была неравнодушна к брутальным и остроумным мачо, а Юрий был именно таким. Узнав его телефон, Ирина стала ездить по делам только с ним.

Она снова стала покупать модную одежду, завивать свои длинные русые волосы и соблюдать диету, потому что была склонна к полноте. Затем ей понадобился какой-то ремонт в доме, Юрий ей помог. Постепенно они сблизились и стали любовниками — нелегко хранить целомудрие в наше время.

До поры до времени Ирине казалось, что она нашла своё счастье и вот-вот создаст новую семью. Как христианка она усердно молилась о законном браке и уже представляла, какой эффектный белый костюм купит для венчания. Но вдруг оказалось, что таксист её мечты женат и является отцом двух сыновей.

В смятении чувств Ирина решила исповедаться своему духовнику, пожилому и строгому. Тот выслушал трагический монолог, заявил, что её роман ничто иное, как блуд, и отлучил от причастия.

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

Разумеется, духовный отец Ирины считал, что эта радикальная мера приведёт её к покаянию, однако, страсть к таксисту оказалась сильней. Ирина пояснила мне так:

— Я перестала ходить в церковь, поститься и молиться, потому что всё равно попаду в Ад. Терять мне нечего. С христианской точки зрения, моя душа обречена, потому что мы с любимым не можем обвенчаться. Но я не в силах отказаться от Юры. Будь что будет!

И я задумалась: действительно, что ждёт человека, который нарушил одну заповедь, но не нарушил остальные?

Каждый из нас небезупречен. Каждый в чём-то грешен: кто-то не всегда почтителен к отцу и матери, кто-то подворовывает на работе, кто-то не может сдержаться от осуждения.

Большинство так и не смогут стать идеальными христианами.

Значит ли это, что все мы попадём в Ад? Но тогда какой смысл ходить в церковь, носить крест, отмечать православные праздники и в беде уповать на Бога?

Пришлось искать ответы.

Что такое Ад?

В Библии про Ад сказано немногое, но основное: это место посмертного мучения грешников. На него есть указания как в Ветхом, так и в Новом завете.

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

«Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога» (Пс.9,18).

«Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк.13,28).

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25,41).

«..лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь не умирает и огонь не угасает» (Мк.9,45–46).

Обязательные атрибуты Ада огонь и дым во тьме, его хозяева духи зла.

Но не указано, что Бог сотворил это ужасное место. Ад возник, как следствие греха, и его территория непрерывно расширяется, ведь туда поступают всё новые жертвы пороков. Святые полагали, что Ад находится внутри Земли, туда душа нисходит, ввергается, а в Рай, наоборот, поднимается, возносится. Таково мнение Василия Великого, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского.

В воображении наших предков Ад обрёл материальную картину. Он напоминает гигантскую средневековую пыточную, где во власти бесов пребывают те, кто не спас свою душу.

Вспомним «Божественную комедию» Данте, подробно описавшего разнообразные муки грешников. Вряд ли поэт лично спускался в бездну, но дал волю фантазии:

«Обрывки всех наречий, ропот дикий,/Слова, в которых боль, и гнев, и страх,

Плесканье рук, и жалобы, и всклики/Сливались в гул, без времени, в веках,

Кружащийся во мгле неозаренной,/Как бурным вихрем возмущенный прах».

Или «Сошествие во Ад» Юрия Кузнецова:

«Мы приближались к пучине под именем Ада,

К бездне, окутанной тучами страха и смрада.

Полный печали и трепета, я произнёс: — Мы под Землей?

— Под Вселенной! — ответил Христос».

Симеон Новый Богослов говорит, что Ад и тамошние муки каждый воображает по-своему, но каковы они в действительности, никто точно не знает. Ад предстаёт таким, каким может постичь его сам человек, пытаясь отразить загробные муки словами земного мира.

Святые отцы, понимая это, в своих книгах уделяли большее внимание не внешним подробностям Ада, а внутреннему состоянию человека, которое тот стяжает к исходу жизни. Боролся ли ты со страстями? Творил ли добро? Крепко ли верил в Бога?

Кто избежит геенны?

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

В Евангелии нет точных количественных указаний на то, сколько людей спасётся, но Христос даёт понять, что это сложный процесс:

«Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Матф. 7:13-14).

Однако в изображении Страшного суда (Мф. 25) Спаситель не говорит о том, что овец мало, а козлищ много.

В Библии перечислены заповеди, нарушать которые преступно. И указаны душепагубные грехи. Так апостол Павел констатирует:

“Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6, 10).

Тем не менее, разбойнику, уверовавшему во Христа на кресте, Сын Божий обещал: «Ныне же будешь со мною в Раю!» А уж разбойник-то наверняка воровал, убивал, сквернословил, целомудрия не хранил.

Если спасся разбойник, разве нельзя спастись нам, не подстерегавшим жертв на большой дороге?

Путь ко спасению один – чувство всеобъемлющей веры и раскаяние.

Именно они преобразили благоразумного разбойника, сделав его вмиг праведником. Он признал, что осуждён справедливо и смиренно попросил Иисуса вспомнить его в Небесном царствии (Лк. 23:39-43).

В истории христианской Церкви были и другие разбойники, ставшие святыми (Варвар Луканский, Антоний Карейский, Давид Ермопольский). Но спаслись они не столь быстро, как первый, а вследствие длительного покаяния – аскетических подвигов, многолетних молитв и даже намеренного мученичества.

Это даёт надежду и нам, жертвам страстей, найти силы на преодоление слабостей.

Но стоит учесть, что есть особые, смертные грехи, служение которым необратимо истощает душу.

Протоиерей Георгий Климов поясняет:

Возвращаясь к истории о блуднице

Но вспомним рабу Божию Ирину, отлучённую от причастия за связь без венчания. Статистика говорит, что половина российских пар не узаконила брак. Что ждёт таких людей?

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

Константинопольский Патриарх Геннадий с епископами узнал о смерти известного благотворителя, и долго спорили о его посмертной участи. Одни говорили, что он спасён, благодаря своей щедрости. Другие считали, что, наоборот, он ввержен в геенну огненную за распутство.

Патриарх приказал всем монастырям и всем затворникам просить у Бога, чтобы открылась миру участь души почившего. Вскоре некий затворник пригласил к себе патриарха с приближенными и поведал о своём видении:

«В прошедшую ночь я был на молитве и увидел некоторое место, имеющее по правую руку рай, исполненный неизреченных благ, по левую же — огненное озеро, которого пламень восходил до облаков. Между блаженным раем и страшным пламенем стоял умерший связанным и стонал ужасно; он часто обращал взоры к раю и предавался горьким рыданиям.

И видел я светоносного Ангела, приступившего к нему, и сказавшего «Человек! Что ты стонешь напрасно? Вот, ради милостыни твоей, ты избавлен от муки; а за то, что не оставил скверного любодеяния, ты лишен блаженного рая».

Патриарх и его спутники, услышав это, были объяты страхом и сказали: «Истину провещал апостол Павел: «бегайте блудодеяния: всяк бо грех, егоже сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй в свое тело согрешает» (1 Кор. 6, 18).

Значит, блудники могут быть избавлены от адских мучений, если совершали дела милосердия. Но и в рай не попадут, останутся вечно стоять связанными на распутье. Ведь и при жизни такие люди не сделали выбор, чередуя добрые поступки с греховными.

Но это один частный случай, исход может быть разным.

Мы помним, как стала святой бывшая блудница Мария Египетская. Главное, не отворачиваться от Бога, не отвергать его, а пытаться противостоять своим страстям.

Мнение церковнослужителя

Протодиакон Сергий Шалберов прокомментировал:

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианствеПротодиакон Сергий Шалберов

«Рай и ад – состояния нашей души по отношению к Богу. Так Писание учит, что Царство Божие – это не географическое понятие и не физическое положение, а духовное состояние: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).

И поскольку указано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20-21), то верна и альтернатива, что адские муки – тоже наше внутреннее состояние. Наши грехи и страсти подобны тлеющим уголькам, способным разгореться в адское пламя, нестерпимо жгущее душу в вечности – это и есть огненная геенна.

То есть суть вечных мучений не в том, что грешники наказаны по нелюбви к ним, а потому, что они сами оказались неспособны к любви. Не в гневном отвержении оступившихся суть мучений, а в их личном отвержении Бога и обращенной к ним Его любви.

Действительно, как находиться в Раю тому, кто не любит Бога и ничего не сделал для того, чтобы явить эту любовь в собственной жизни? Это и станет для грешника настоящим мучением, адом. Чтобы лучше понять это, представьте себе горького пропойцу, у которого с похмелья “трубы горят”, на блестящем праздничном концерте филармонического оркестра, посаженного с заботливой любовью впереди всех на первом ряду партера. Что он будет чувствовать? Адские муки! Именно в этой способности (или неспособности) души заключается суть и адских страданий, и райского блаженства.

Нет среди людей абсолютных грешников, как нет и абсолютных праведников – потому-то и отпущены каждой душе посмертные сорокадневные поиски “места упокоения”, когда сопоставляются Богом и наши грехи, и наши добродетели.

Но одного осознания греховности своей природы недостаточно – от истинного покаяния обязательно должны происходить достойные плоды. Блаженный Феофилакт так писал о них: «Достойные плоды покаяния составляют не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния». То есть спасительные плоды — это христианские добродетели и добрые дела.

Однако можно и благотворительность, и доброту превратить в “разменную монету”, чтобы таким образом попробовать “откупиться” от посмертного Суда. Такое отношение искажает весь их первоначальный смысл, и в результате такой сверхозабоченности спасением от ада можно начисто лишиться исконно человеческого атрибута – счастья дарения и добра.

Просто надо поглубже заглянуть в себя, чтобы отыскать в себе вечно неудовлетворенный порыв делать безымянное добро просто так, не ожидая никакого воздаяния. Делать добро и тут же забывать об этом, лишь в душе своей оставляя легкий, едва уловимый след истинного, неземного блаженства, которое пока недоступно рациональному «я»…

Как вымолить душу из Ада?

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

Есть ли надежда на избавление от адских мучений у тех, кто уже умер и оказался во власти сатанинских сил? Богу возможно всё. Именно поэтому мы поминаем за упокой умерших близких. Если бы надежды не было, в церкви не звучали бы молитвы за них, не существовал бы обряд отпевания, чтения Псалтыри. У Бога все живы – говорит народ. А жизнь – это перемены.

Паисий Святогорец много размышлял о посмертной участи простых людей и ему открывались тайны загробного мира. Старец пишет: «Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: “Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?” Однако, молясь за усопших, мы даем Богу “право” на вмешательство».

Паисий Святогорец отмечал, что больше трогают Бога молитвы за умерших, нежели за живых. Называл заупокойные службы лучшими адвокатами за усопших и утверждал, что они могут вывести душу из Ада.

Есть два-три случая, когда священники или монахи вымаливали даже самоубийц, однако, это был тяжёлый и опасный процесс. Нечистые духи вселяли ужас и тоску в души молитвенников, не желая расставаться со своей добычей. Мирянам молиться за самоубийц смертельно опасно. Лучше уделить внимание ближним, умершим обычной смертью.

Не всегда поминание открывает путь в Рай, но, как правило, несчастные души чувствуют облегчение и получают передышку.

Несколько способов спасти грешника из Ада или уменьшить его страдания:

– Сотворенные им при жизни милости, особенно благотворительность.

– Пожертвования за него, сделанные близкими и друзьями.

– Поминание покойного в Родительские субботы.

– Регулярное чтение Псалтыри, при котором поминается умерший.

– Заказная молитва о упокоении.

– И главное – правильные поступки, которые будут стирать заложенные в генах грехи предков.

Главное понимать, что Бог не компьютер, который карает автоматически, согласно программе. Богличность, чувствующая и милосердная, и как любящий Отец он скорее найдёт повод для оправдания своего чада, нежели отвернётся от него навеки.

За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть фото За что можно попасть в ад в христианстве. Смотреть картинку За что можно попасть в ад в христианстве. Картинка про За что можно попасть в ад в христианстве. Фото За что можно попасть в ад в христианстве

Хотите узнать как полностью вы можете очистить от негатива весь свой род верными поступками, а не только милостыней и молитвами, чтобы помочь этим душам ушедших предков и тем, кто придет после вас, получите авторский видеокурс «Как вымолить у Бога весь свой род» здесь или нажмите на банер ниже

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *