За что можно уважать хозяина чанга
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
учитель руского языка и литературы
МОУ «ООШ п. Чистопольский
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
Цель: учить анализировать, понимать основную мысль произведения, развивать речь, творческие способности учащихся, воспитывать любовь к человеку, к животным.
Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения, способов умственных действий, способность сочувствовать и сопереживать чужому горю, осуществлять межпредметные связи.
Оборудование: портрет писателя, читательские дневники учащихся, сигнальные карточки, тест к рассказу «Трудный хлеб», компьютер.
1. Организационный момент
2. Поэтическая страничка. Чтение учащимися стихотворений о животных ( Есенина, С. Михалкова, А. Барто и др.), бережном отношении к ним.
3. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что писатели и поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни. Им дан особый дар – умение всматриваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.
Сегодня мы будем говорить о рассказе одного из таких писателей, будем учиться понимать основную мысль рассказа, выявим отношение к происходящему, к героям.
Но сначала посмотрим презентацию «».
— Что вы узнали о писателе?
— Эпиграфом урока послужит пословица:
Не богатство – друг, а друг – богатство.
Основной вопрос урока:
Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?
— Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее:
«Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье.
— Вот этот пушистый коврик … мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.
— Как вы относитесь к поступку охотника?
(Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства).
1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученикам.
2) Сопоставление рассказа и газетной статьи:
— Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты.
— И в рассказе, и в статье речь идет об охотниках и их собаках.
— Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку…
3) Исследование текста:
— Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?
Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа.
/ Он давал собаке команды спокойным и ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»/
— Ощущалось ли со стороны, что собака слепа?
/ «Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте»/
— Физминутка. Упражнения для глаз.
— Беседа о роли зрения в нашей жизни и о том, что зрение нужно беречь.
— Давал ли охотник почувствовать собаке, что она – неполноценный помощник своему хозяину?
/Нет. Хозяин давал уточняющие команды, подбадривал и хвалил собаку./
Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?
а) Собака тосковала бы дома без хозяина.
б) Хозяину с собакой в лесу не так скучно.
в) Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!
г) Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.
Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?
5) Презентация рисунков к рассказу – самостоятельная работа дома в читательских дневниках. (Индивидуальная работа)
6) Мини – сочинение «За что можно уважать хозяина Чанга?» (для сильных учащихся)
«Чем вас заинтересовал рассказ Е. Носова?» (для слабых учащихся)
— Я очень рад, что у Чанга именно такой хозяин. Он все делает, чтобы собаке было хорошо, чтобы она чувствовала себя нужной…
— Хозяина Чанга можно уважать за то, что он любил свою собаку, сочувствует ей, но берет ее на охоту, т. к. она охотничья собака. Животных надо беречь. Они наши друзья…
— Действительно, ребята, хозяин Чанга – настоящий человек. Он относится к собаке как к человеку, которому нужна помощь.
— Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга?
— Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?
/Друг – главное для человека. У охотника такой друг – собака. И ему не нужно богатство, потому что друзья не имеют цены./
– Как вы понимаете смысл названия рассказа « Трудный хлеб»?
Важно ли, какой «Хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?
Носов показывал, что Чаг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. Автор хочет сказать, что хлеб никогда не бывает легким, его нужно зарабатывать тяжелым трудом.
8. Заключительное слово учителя.
Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.
В любой ситуации оставайтесь людьми.
Наш урок закончился. Что же вы возьмете для себя с этого урока? Дайте оценку уроку по таким критериям:
— Интересно ли вам было на уроке?
— Хотелось ли вам работать на уроке?
— Как вы оцениваете отношение учителя к вам?
— Согласны ли вы с полученными отметками?
/Ученики используют сигнальные карточки.
Да – красного цвета.
9. Домашнее задание: А. Куприн «Чудесный доктор». Прочитать рассказ и ответить на вопрос:
— О каком чуде идет речь в этом рассказе?
Преподавание литературы в 5 классе веду по учебнику – хрестоматии Т. Курдюмовой в 2–х частях. 2007 г.
В 5 классе 100% успеваемость. Качество знаний 66%. Ребята активны, любят читать, интересуются жизнью писателей. Однако внеклассное чтение – трудный вид работы, требует особой подготовки (самостоятельного чтения), руководство чтением со стороны учителя. Данный урок был проведен после изучения рассказов «Валенки» и В. Белова «Скворцы». Мне хотелось, чтобы дети научились сочувствовать, сопереживать чужому горю, любить человека, животных и заботиться о них, приходить на помощь в трудную минуту.
Урок комбинированный. Этот тип урока был выбран для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, выявить умение учащихся работать самостоятельно.
Думаю, что мне удалось реализовать цели и задачи урока, которые я поставила с учетом особенностей данного материала, уровня подготовленности класса.
Все этапы урока взаимосвязаны
Урок соответствует требованиям программы.
Выбранная система вопросов для анализа текста предусматривает постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении.
На уроке сочетались коллективные и индивидуальные способы обучения.
Осуществляла дифференцированный подход в выполнении творческого задания.
Оказывалась оперативная помощь слабоуспевающим учащимся в ходе самостоятельной работы.
На уроке реализованы следующие виды самостоятельной работы: выборочное чтение, подбор цитат, мини – сочинение, подготовка рисунков к рассказу.
Активизировала работу по сопоставлению произведений разных жанров.
На уроке стремилась вовлечь детей в дискуссию, где они смогли высказать свою точку зрения по вопросу: Как вы относитесь к поступку охотника?
Время на уроке использовано рационально. Большая часть его была отведена работе по усвоению идейного содержании текста.
Вопросы были продуманы так, чтобы учащиеся смогли показать знание текста, умение в нем ориентироваться, а главное – понять основную мысль произведения.
Микроклимат на уроке хороший.
Осуществлялась связь: учитель-ученик, ученик-учитель.
Контакт учителя с учениками был установлен.
Я считаю, что работа шла без принуждения, чувствовала, что дети понимали меня, что я хочу от них добиться, потому что и я их понимаю.
За правильные ответы учащиеся получали поощрения («Молодец!», «Спасибо!»)
Время урока распределила точно, поэтому все, что было намечено, было выполнено.
Осуществлялись межпредметные связи (история, экология).
На данном уроке дети были подведены к мировоззренческим выводам: гуманное отношение, сочувствие, сострадание.
Учащимся была дана возможность самим давать оценку уроку. Я считаю, что это повышает их ответственность за ход урока. Ребята дали высокую оценку моей деятельности на уроке.
Домашнее задание связано с данным уроком и позволит закрепить знании, полученные на этом уроке.
За что можно уважать хозяина Чанга из рассказа «Трудный хлеб»?
За что можно уважать хозяина Чанга из рассказа «Трудный хлеб»?
Пёс Чанга ведь был охотничьей собакой и как думаешь слепой собаке легко было свою службу нести?
Но хозяин говорил : «…я за него двух зрячих не возьму.
Он свой хлеб честно зарабатывает.
Трудный хлеб, но честный.
» Вот и ответ : трудный, то есть требующий большого труда, напряжения.
Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему?
Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.
Составить рассказ кого я уважаю?
Составить рассказ кого я уважаю.
Почему Герасима уважали окружающие?
Почему Герасима уважали окружающие.
Из рассказа Тургенева «Муму».
Почему Герасима уважали окружающие?
Почему Герасима уважали окружающие.
Из рассказа Тургенева «Муму».
Почему Герасима уважали окружающие?
Почему Герасима уважали окружающие.
Из рассказа Тургенева «Муму».
Рассказы от лица животного об хозяине?
Рассказы от лица животного об хозяине.
Юрий Коринец»Там, Вдали, За Рекой» Ханг и Чанг?
Юрий Коринец»Там, Вдали, За Рекой» Ханг и Чанг.
Озоглавте части рассказа.
Рассказ про фильку из рассказа Теплый хлеб?
Рассказ про фильку из рассказа Теплый хлеб.
Трудно ли уважать достоинство другого человека?
Трудно ли уважать достоинство другого человека?
Отзыв о рассказе Е?
Отзыв о рассказе Е.
Носова Трудный хлеб.
Срочно главная мысль рассказа трудный хлеб н носовзаранее спасибо?
Срочно главная мысль рассказа трудный хлеб н носов
Если взять факты и вырвать их из жизни, то получится вот что : студент Родион Раскольников – преступник, жестоко и кроваво расправившийся с двумя женщинами. В таком видении, он, несомненно – преступник. Но если попробовать разложить его поступки по..
Чичиков Павел Иваноаичь главный герой поэмы мёртвые души. Автар изобразил новое для россии зло тихое, усердное, нопредпреимчивое. Усреднённость героя подчёркивается его внешность это господин средней руки не слишком толстый и не слишком худой.
Помогите пожалуйста найти в рассказе «Васюткино озеро» завязку, кулминацию, развязку, тему, и идею. Даю 20 балов.
Конспект урока по чтению Е.Носов «Трудный хлеб»
Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме «Е.Носов «Трудный хлеб».
познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».
• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;
• корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.
1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.
— Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.
— Почему я начала урок с этой фамилии?
— Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.
— Откуда родом Е. Носов?
— В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война?
— В каких войсках воевал Е.Носов?
— Что случилось с Е. Носовым в конце войны?
— О ком и в связи с чем так писал Е.Носов: «Я был старше их на целую войну…»
Вывод: Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.
— Сегодня нам предстоит познакомиться с его рассказом.
3.Подготовка к восприятию текста.
— Найдите способ прочитать название рассказа.
— Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».
— Что мы называем хлебом, какой он бывает?
— Что обозначает слово «трудный? (Требующий большого труда, напряжения.)
— может ли хлеб быть трудным? А лёгким…?
— Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?
— Что вы любите в животных?
— Чувствуют ли животные любовь? Как?
— Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью…
— Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.
4. Словарная работа
А) Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.
Б) Работа по карточке 1.
Карточка 1.
I вариант
Дополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.
Глухой лесной ___________
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Охотник достал ломоть хлеба из ______________
II вариант
Дополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.
(Коллективная проверка)
— Крохаль – это порода диких уток. А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?
В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.
— Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?
-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.
— Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.
4. Физминутка для глаз
5. Чтение текста сильными учащимися
8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»
I вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
А) дождинки
Б) кормушки
В) хрустальные сети паутины
2. Какие гости прилетели с далёкого севера?
А) крохали
Б) гуси
В) рябчики
3. Как звали спаниеля?
А) Ганг
Б) Чанг
В) Манч
4. У Чанга были…:
А) короткие гладкие уши
Б) длинная рыжая шерсть
В) длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А) убитую птицу
Б) ломоть хлеба
В) ружьё
6. При виде летящего хлеба Чанг…:
А) спокойно стоял, глядя на хозяина
Б) побежал к хозяину
В) кинулся ловить хлеб
7. Автор поймал в реке…:
А) мелкую плотву
Б) крупного карася
В) крупную плотвицу
II вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
А) дождинки
Б) хрустальные сети паутины
2. Какие гости прилетели с далёкого севера?
А) крохали
Б) гуси
3. Как звали спаниеля?
А) Ганг
Б) Чанг
4. У Чанга были…:
А) длинные лохматые уши
Б) рыжая шерсть
5. Охотник достал из ягдташа…:
А) убитую птицу
Б) ломоть хлеба
6. При виде летящего хлеба Чанг…:
А) спокойно стоял, глядя на хозяина
Б) побежал к хозяину
7. Автор поймал в реке…:
А) крупную плотвицу
Б) крупного карася
(Самопроверка по слайду)
9.Итог урока. Рефлексия.
— Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?
— Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?
(Учащиеся отвечают)
-Чему научил вас сегодняшний урок?
Обобщение учителя:
Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
Е.Носов «Трудный хлеб» план-конспект урока (9 класс) по теме
Повествование рассказа Евгения Ивановича Носова «Трудный хлеб» ведется от лица рассказчика-рыбака, которому в один из осенних дней пришлось наблюдать на плесе двух крохалей. Птицы, пролетая мимо этого места, опустились на воду, не торопясь улетать в теплые края.
Неожиданный выстрел из ружья вспугнул одну из них. Вторая подстреленная утка не спеша поплыла дальше, но вскоре была схвачена спаниелем, который лишь на мгновение приостановившись, почуял запах и ловко помчался вдогонку за ней по воде. Показавшийся из-за кустов хозяин подсказал сбившейся с пути собаке, которую назвал Чангом, правильное направление. Чанг изловчился, схватил птицу и принес ее на берег к людям, получив за этот поступок одобрение и похвалу.
Познакомившись поближе с охотником, рассказчик услышал от него слова гордости и восхищения своим четвероногим другом. Преданность и исполнительность собаки на протяжении пяти лет сделала их неразлучными друзьями. Однако к огромному удивлению рыбака Чанг оказался с рождения слепым. Незрячая собака была гордостью хозяина, неся верно ему службу.
Несмотря на свое болезненное состояние, она зарабатывала кусок хлеба, прилагая немалые усилия, но оставаясь для него близким существом. Привязанность сделала их повседневную жизнь немыслимой друг без друга. А бережливое и уважительное отношение охотника к животному показало, что запасы человеческой души могут быть неисчерпаемыми: в них есть место и доброте, и нежности.
Рассказ учит тому, что такие качества как преданность, верность, ласка характеризуют не только дружбу людей, но и отношения между человеком и собакой. Не трудно добиться благодарности прирученного четвероногого друга, взаимности, заботясь о нем, не отказываясь от него в трудную минуту.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Е.Носов «Трудный хлеб» план-конспект урока (9 класс) по теме
Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе
на тему «Е. Носов «Трудный хлеб»
познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».
• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;• корригировать внимание, логическое мышление, речь обучающихся;• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.
1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.
— Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.
— Почему я начала урок с этой фамилии?- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.
2. Опрос дом. задания — из автобиографии писателя.
— Откуда родом Е. Носов? — В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война?- В каких войсках воевал Е.Носов? — Что случилось с Е. Носовым в конце войны?- О ком и в связи с чем так писал Е.Носов: «Я был старше их на целую войну…»Вывод: Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.- Сегодня нам предстоит познакомиться с его рассказом.
3.Подготовка к восприятию текста.
— Найдите способ прочитать название рассказа.
— Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».- Что мы называем хлебом, какой он бывает?- Что обозначает слово «трудный»? (Требующий большого труда, напряжения.)- может ли хлеб быть трудным? А лёгким…?- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?- Что вы любите в животных?- Чувствуют ли животные любовь? Как?- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… — Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.
4. Словарная работа
А) Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.
Б) Работа по карточке 1. Карточка 1.I вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Глухой лесной ___________ Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Охотник достал ломоть хлеба из ______________II вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.(Коллективная проверка)- Крохаль – это порода диких уток. А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?
В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.
— Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?
-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.
— Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.
4. Физминутка для глаз
5. Чтение текста сильными обучающимися
8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»
I вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинки Б) кормушкиВ) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохали Б) гусиВ) рябчики 3. Как звали спаниеля?А) Ганг Б) ЧангВ) Манч 4. У Чанга были…:А) короткие гладкие ушиБ) длинная рыжая шерстьВ) длинные лохматые уши5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлебаВ) ружьё 6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяинуВ) кинулся ловить хлеб7. Автор поймал в реке…:А) мелкую плотвуБ) крупного карасяВ) крупную плотвицу II вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинки Б) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохали Б) гуси3. Как звали спаниеля?А) Ганг Б) Чанг4. У Чанга были…:А) длинные лохматые ушиБ) рыжая шерсть5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлеба6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяину7. Автор поймал в реке…:А) крупную плотвицу Б) крупного карася(Самопроверка по слайду)
9.Итог урока. Рефлексия.
— Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?(ответы)-Чему научил вас сегодняшний урок?Обобщение учителя:Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
10. Домашнее задание.
Популярные сегодня пересказы
Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.
Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.
А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей — пролетные гости с далекого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали не улетели. Погода не торопила их на юг.
Мое соседство их нисколько не смущало. Видать, мало имели они встреч с человеком. Не то что наша дикая утка. Редко по какой из них не палили из ружья.
И вдруг совсем рядом из кустов: «Трах-бабах. » Поперек реки побежали вспененные дробью одна за другой две дорожки.
Крохаль, что плыл первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему-то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.
В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.
Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлепал дальше.
— Чанг, назад! — послышался спокойный, даже ласковый голос.
Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил ее за крыло и, все так же высоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного снесло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождем холодных брызг.
— Вот невежа! Перестань!
Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ежиком седых усов, он одет в короткий стеганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.
— Обрызгал? — сказал он, подбирая птицу.
— Ничего! — вытирая платком лицо, ответил я.— Хорошая добыча! Редкая.
— А я, знаете, не особенно уважаю крохаля,— возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.
Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он — в черном сюртуке, белой рубашке. Зелено-черная голова заканчивалась острым копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже ее.
— Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдает,— пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом.— Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем.
Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.
— Новичок, наверно? — кивнул я на собаку.— Обучается?
— Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака.— Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля.— Без нее половину добычи потеряешь. Упадет битая утка в самую топь — как ее достанешь? Облизнешься и пойдешь несолоно хлебавши. Или взять подранка. В такую глушь забьется, что днем с огнем не найдешь. А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. У вас, кажется, клюет. Вон на той, где пробковый поплавок.
Я подсек. Леса натянулась. В глубине тускло блеснул бок рыбы. Потом леса вдруг провисла, и я вытащил пустой крючок.
— Сошла,— сочувственно прищелкнул языком охотник.— Жалко. У вас, значит, тоже охота… А я больше с ружьем. Люблю походить. Да вот хотя бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где-нибудь в кустах. А Чанг пожалуйста, слазил и достал.
— А отчего он вначале не хотел брать птицу? — поинтересовался я.
— Хотеть-то он хотел, да со следа сбился. Это бывает.
— Ну что вы! — удивился я.— Какой же может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?
— Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.
— Слепой. — Я даже весь повернулся от изумления.— Совершенно слепой? Да не может быть.
Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга. Он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.
— Не верите? — усмехнулся хозяин.— Давайте продемонстрирую.— Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом и уставился на хлеб.
— Чанг, лови! — крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.
— Видели? — спросил охотник, бросая собаке весь ломоть.— Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждет, когда я брошу.
Этот простой опыт почти убедил меня. Но оставалось непостижимым все поведение собаки. До этого она вела себя совершенно так же, как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.
— Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?
— Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.
— Нет. Это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашелся.
Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.
— Ну как же он ослеп?
— Сам не знаю,— покачал головой хозяин — Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко — свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное — глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился.
У меня опять клюнуло. На этот раз я благополучно вытащил крупную плотвицу. Снимая ее с крючка, я неосторожно спросил:
— А не лучше ли вам завести другую собаку?
— А эту куда? — нахмурился охотник.— Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг. Бывайте здоровы!
Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.
Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.