За что наказан прометей
Почему бог Зевс наказал прометея? по подробней пожалуйста
(«предвидящий»), в греческой мифологии, сын титана Иапета от Фемиды или морской нимфы Климены. Благодетель смертных, которых он защищал от Зевса, когда тот задумал истребить человечество и создать новую, лучшую расу. Прометей обучил людей ремеслам и похитил для них с небес огонь. Хотя он поддерживал Зевса в битве с титанами, бог наказал Прометея за помощь людям, приковав к скале в Кавказских горах. Каждый день орел клевал его печень, а за ночь печень отрастала снова, что превращало пытку в бесконечное мучение. Прометей мог освободиться, если бы раскрыл Зевсу свой секрет, заключавшийся в том, что сыну богини Фетиды суждено превзойти могуществом своего отца. Однако Прометей отказался выдать тайну и был освобожден много поколений спустя Гераклом. По другой версии, Прометей в конце концов сообщил Зевсу тайну сына Фетиды, после чего был освобожден.
На совет (богов что бы решить какие почести давать богам должны люди созданные прометеем) был приведен бык, чтобы боги выбрали те части его, которые человек должен был приносить им в жертву. Прометен заколол быка, и, разделив его на части, сложил их в две кучи. Одна куча, меньшая, заключала в себе мясо и вкусные съедобные внутренности; сверху же она была прикрыта кожей и никуда негодными частями быка. В другую кучу, большую по размерам, Прометей сложил кости, но снаружи красиво покрыл их слоем жира. Всевидящий Зевс проник в обман и со смехом сказал титану:
— Однако ты очень неровно разделил быка!
Зевс был разгневан его хитростью, но умышленно выбрал большую кучу. Сдернувши слой жира, покрывавший ее. и найдя под ним кости, он грозно взглянул на титана и с гневом произнес, обращаясь к нему:
— Однако, сын Япета, теперь я хорошо вижу, что большой ты искусник обманывать и хитрить!
И месть громовержца не замедлила обрушиться на головы людей, ради которых старался титан. Он отказал им в том даре, который теперь более всего был необходим им.
Тогда прометей дал им огонь за что и был наказан.
Читайте о реальном Иисусе Христе в гениальной книге Фоменко «Царь славян».
Миф о Прометее: краткое изложение и цитатный план мифа о Прометее, 6 класс
Кто такой Прометей. Кратко
Прометей в древнегреческих мифах — это титан, укравший у богов огонь и подаривший его людям.
За помощь смертным боги жестоко наказали отступника: титана приковали к скале, куда каждый день прилетал орел и клевал его печень. Спустя многие века Прометея освободил Геракл.
Вместе с огнем титан дал человечеству навыки земледелия, научил ремеслам, чтению и письму, кораблестроению, сообщается в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»: «Все искусства у людей от Прометея».
Генрих Фюгер. Прометей несет людям огонь
Крылатое выражение «Прометеев огонь» в переносном смысле означает благородство помыслов, стремление к высоким целям, величие духа. Например: «Никогда Прометеев огонь на земле не угаснет!» (Н.М. Карамзин. «Нечто о науках, искусствах и просвещении»)
Краткий пересказ мифа о Прометее
Прометей был титаном, одним из древних божеств, правивших миром еще до олимпийских богов. На греческом его имя (Προμηθεύς) означает «предвидящий», «мыслящий наперед». По одной из легенд, именно Прометей создал человечество, вылепив первых людей из глины. Он старался оберегать людей и помогать им.
Видя страдания людей, у которых боги забрали огонь, Прометей решил облегчить им жизнь. Он выкрал огонь у бога-кузнеца Гефеста — вынес искру в пустом стебле тростника, а затем отдал ее смертным.
А самого ослушника Прометея Зевс приказал приковать к скале на краю света, в горах Кавказа. Сделать это пришлось Гефесту, другу титана.
Гюстав Моро. «Прометей»
По версии Эсхила, Прометею было ведомо будущее: он знал, как однажды Зевс будет свергнут с Олимпа и как можно избежать этой участи. Но он не хотел открыть эту тайну: «Я не променяю своих скорбей на рабское служение Зевсу. Нет, не узнает он, как спастись ему от судьбы, никогда не узнает тиран Зевс, кто отнимет у него власть!»
Сальватор Роза. «Прометей»
Карл Генрих Блох. «Освобождение Прометея»
Освобожденный Прометей наконец согласился открыть Зевсу великую тайну, повествует Эсхил: «Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой. кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции». Сыном Пелея и Фетиды стал Ахилл, погибший в итоге на Троянской войне.
Зевс простил Прометея и примирился с ним. А в напоминание о своей страшной каре титан с тех пор носит кольцо из железа и камня той самой скалы.
Вместо Прометея сойти в подземное царство Аида согласился кентавр Хирон, друг Геракла. Так он избавился от страданий, причиняемых ядом гидры после того, как Геракл случайно ранил кентавра отравленной стрелой.
Цитатный план мифа о Прометее
На уроках литературы в 5 или 6 классе учителя иногда просят класс составить цитатный план мифа о Прометее.
Цитатный план — это схема произведения, которая составляется только с помощью выдержек из произведения, цитат. Добавлять слова от себя нельзя.
Составим такой цитатный план по рассказу из книги Николая Альбертовича Куна «Мифы Древней Греции»:
«На край земли привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы».
«Один остался Прометей. только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою».
«Прометей пожалел людей. и похитил для них божественный огонь».
«Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа».
«Из этого рода произойдет тот смертный, который освободит меня из оков».
«Каждый день громадный орел прилетает. рвет своим клювом печень титана… Непреклонный Прометей по прежнему хранит тайну».
«Миг освобождения настал… Прометей открыл великую тайну, Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы».
Прометей
Сегодня мы продолжаем наше знакомство с необычной, подробной и объемной греческой мифологией. Сегодня мы хотим обратиться к ее истокам, во времена, когда на Земле были только боги, когда только что прошла Титаномахия и когда богам не оставалось ничего, кроме как скучать. Но все это мы хотим рассказать в истории о Прометее, ибо этот титан незаслуженно забыт. А ведь именно благодаря Прометею люди выглядят так, как выглядят сейчас, а также имеют то, что имеют. Но не будем сильно забегать наперед и пойдем по порядку.
Рождение, детство и юность Прометея
Прометей был не единственным сыном в семье. У него было 3 брата – Атлант, Менетий и Эпиметей, которые также сыграют достаточно важную роль при создании будущего мира. Имя Прометей переводится, как «предвидеть» и «размышлять», и данными чертами юный бог овладел с детства. С юных лет Прометей выделялся среди своих сородичей состраданием и мудростью. Это и выделяло его среди других титанов, особенно отличался от него Эпиметей, который всегда сначала делал, а потом думал. Отличался Прометей и миролюбивым характером. В отличие от других Титанов, он не был сторонником насилия, всегда старался решать проблемы мудро и справедливо. Также с детства Прометей проявлял свой острый ум и хитрость, что впоследствии также скажется на некоторых его решениях, а также развили в нем способности к предвидению будущего.
Время шло, Прометей взрослел, но характер его не менялся. Юный титан видел, как его деда Урана сверг его дядя Кронос, который и сам, впоследствии, стал тираном. Шли долгие годы, пока Рея не обманула Кроноса, не подсунула ему камень, вместо Зевса. Возмужав, Зевс освободил съеденных братьев и сестер, после чего началась Титаномахия.
Прометей, обладая даром предвидения, узрел, что войну эту выиграют Зевс и его сторонники, а потому он примкнул к ним, как и некоторые другие титаны, а заодно и переманил своего брата Эпиметея. Но Атланта и Менетия он переубедить не сумел, за что те жестоко поплатились.
Во многом благодаря способности предвидения Прометея, благодаря его тактическим навыкам и знаниям, Зевс и одержал победу над Кроносом. Зевс стал верховным богом Олимпа, а все, кто ему противостояли, были наказаны.
Создание людей
Прошла Титаномахия, и боги заскучали. Шли годы, столетия, тысячелетия, а ничего нового и интересного не предвиделось. Скука богов стала невыносимой – им надоели и пиры, и празднества. И тогда решил Зевс что-то изменить, создать что-то новое и уникальное.
Тогда Зевс призвал Гефеста и попросил его, как великого мастера-кузнеца, сделать какое-то новое, невиданное дотоле существо. Гефест, также отличавшийся мудростью, созвал всех олимпийских богов воедино и сказал, что только с их помощью он сможет создать нечто новое и уникальное. Так на Земле появились люди и звери. Легенда гласит, что тела людей вылепил из земли (согласно другим источникам – из глины) сам Прометей, а Афина наделила их своим дыханием, создав, тем самым, человеческую душу.
Изначально боги создали исключительно только мужчин. Теперь богам предстояло решить, какими же свойствами будут обладать люди и звери. Собрали боги воедино все достоинства и недостатки и отдали их братьям-титанам Прометею и Эпиметею, чтобы они по совести распределили их между людьми и животными. Братья же решили, что Эпиметей будет отвечать за создание зверей, а Прометей – за людей.
Первым за дело взялся Эпиметей. Сразу выбрал он все лучшие качества и разделил их, между животными. Так, некоторые виды зверей получили огромную силу, другие – скорость, третьи – живучесть и т.д. Когда же за дело взялся Прометей, то он понял, что и добродетелей у него практически не осталось. Он высказал это брату и тот, задумавшись, признал его правоту, но делать было нечего, ибо все уже свершилось, и забрать назад хорошие качества было невозможно. Тогда Прометей обратился к Зевсу с просьбой дать людям огонь, чтобы немного «очеловечить» их, научить защищаться от зверей, чтобы они могли готовить себе пищу и т.д.
Задумался Зевс, но доводом двоюродного брата внял и согласился. Метнул он молнию в ближайшие деревья и огонь мигом разлился по земле. Людям оставалось лишь только собрать его и поддерживать, что они и сделали. Так начались золотые времена.
Первая выходка Прометея – обман Зевса
Шли годы, люди и боги жили в согласии и понимании. Однако однажды Зевс решил, что негоже простым смертным находиться за одним столом с бессмертными богами. Боги должны были указать людям на их место, «спустить их на землю», дабы они поклонялись богам, ибо люди постепенно начинали жить для себя, а не для богов. И показать он это решил особым способом.
Организовал он шикарный пир в Меконе, куда были призваны все боги и люди. Там Зевс приказал принести в жертву большого быка. Но разделить его он решил совсем несправедливо. Принесенного в жертву быка нужно было разделать таким образом, чтобы в одной куче находилось все съедобное мясо, а в другой – лишь кости и несъедобные органы животного. Надо сказать, поставить людей на место хотел не только Зевс, но и другие боги. Не согласен с этим был один только Прометей, которому не понравилось, что люди, такие слабые и беззащитные вынуждены лишиться того, что у них уже есть. А именно ему, волею судеб, и было предназначено разделывать быка. И он им воспользовался.
Обе кучи он положил перед Зевсом, который, как организатор пира, должен был первым выбрать часть разделанной жертвы. Естественно, Зевс выбрал кучу, которая внешне выглядела аппетитно и вкусно. Вторую часть быка Прометей отдал людям. Обман обнаружился в ту же секунду. Гнев Зевса был неистовым, но направился он не столько против Прометея, сколько против людей. И первое, что он сделал – это забрал у людей хлеб, а точнее зерно, которое произрастало само по себе. С этих пор люди вынуждены много работать, чтобы вырастить хлеб. Но и этого показалось мало владыке Олимпа. Он решил забрать у людей то, благодаря чему они еще живы – забрать огонь. Это стало последней каплей, ибо без огня люди не способны были защититься от животных, неспособны готовить себе еду, неспособны согреваться.
Прометей как мог пытался образумить Зевса. Он говорил, что без огня людей ничего не отличает от зверей, что они ни на что не способны, даже защитить самих себя. Но Зевс лишь смеялся в ответ, говоря, что у людей и без огня достаточно благ, данных богами.
Прометей похищает огонь
Как не пытался Прометей переубедить Зевса, а последний был неумолим. И тогда титан решился на вторую выходку, которая и принесла ему столько страданий, но которая принесла блага человечеству. Однажды, под покровом ночи, Прометей прокрался на Олимп. Легенды гласят, что ему помогала Афина, которая втайне соболезновала и ему, и людям. При помощи богини мудрости, Прометей пробрался в кузницу Гефеста, откуда он и похитил огонь, а впоследствии отдал его людям.
Помимо этого, Прометей научил людей пользоваться огнем, научил его сохранять, а при необходимости и создавать самим. Также Прометей научил людей ремеслам, научил добывать полезные ископаемые, дал людям знания и первые законы. Много всего подарил Прометей людям, многому их научил, но это совсем не понравилось другим богам, а главное – Зевсу, который жестоко наказал и людей, и самого Прометея.
Ящик Пандоры и наказание людей
В гневе, Зевс приказал Гефесту и другим богам создать новый вид людей – женщину. Боги выполнили задание громовержца и создали Пандору, которую наделили своими лучшими качествами. Пандора была красивой и грациозной, мудрой и хитрой, умной и любопытной, женственной и очаровательной. Не зря Пандора переводится, как «всем одаренная».
Хитрый план задумал Зевс. Сначала он выдал Пандору замуж за Эпиметея. Последний, недолго думая, ибо это было не самой сильной его стороной, принял женщину, и даже обрадовался такому «подарку», ибо Пандора действительно была чрезвычайно хороша собой, умна и образована.
Легенда гласит, что Зевс дал Пандоре ящик (запечатанную вазу), в которую он спрятал все плохое и ужасное, чего люди все еще были лишены. Это болезни, беспокойство, преступность, ненависть, зависть и многое другое. Но, конечно же, он не сказал Пандоре, что находится в ее подарке. Согласно другой легенде, он послал эту урну самому Эпиметею, в качестве «приданого» невесты.
Но Зевс был куда хитрее, чем можно было предположить. Он строго-настрого запретил Пандоре открывать ящик. Тем самым он снял с себя всю ответственность. Зевс знал, что Пандора наделена любопытством в избытке. И его ожидания полностью оправдались. Легенда гласит, что Пандора, изнывая от любопытства, в ту же ночь заглянула в таинственный ящик. И едва она его открыла, как все несчастья сразу же вылетели оттуда и распространились по земле.
Поняв, что натворила, Пандора сразу же попыталась закрыть ящик. Сделала она это так быстро, что на дне ее осталась надежда, которую тайком посадил туда Гермес, также втайне соболезнующий людям. В мире появилась и она, только позже. С тех пор добро и зло неотъемлемо соседствуют друг с другом. Более того, Пандора стала символом несчастий человечества, что впоследствии отразилось на общей судьбе женщин, на долгие годы вперед. С тех же пор люди, чтобы продлить свой род, должны оплодотворять женщин, дабы они рожали им детей, должны много работать, чтобы добыть себе пропитание, должны противостоять всему тому злу, что кроется в мире. Но всегда есть надежда, которая даже в самые темные времена, позволяет людям верить, что все изменится к лучшему.
Наказание Прометея
Теперь, когда, столь обожаемые Прометеем, люди были наказаны, настала очередь и наказания для самого Прометея. В отместку за непослушание, за своеволие, за обман на пиру и за похищение огня, Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скалам в Колхиде (сейчас – Кавказские горы) нерушимыми цепями.
Прометей не стал просить о пощаде. Он знал, что за свой проступок его ждет ужасное наказание. Единственное, что он проронил – это полупророчество. Он сказал, что знает тайну, от которой зависит судьба самого Зевса, и расскажет он ее только в тот день, когда последний освободит его, Прометея. Зевс попытался «выжать» признание титана, но тщетно. В еще большем гневе громовержец послал своего верного спутника орла, дабы тот ежедневно прилетал клевать печень Прометея. Но ни жар, ни холод, ни мучения не заставили Прометея раскаяться в содеянном и выдать Зевсу «страшную тайну».
Освобождение Прометея и его «страшная тайна»
И Прометей рассказал о ней. В то время Зевс, в очередной раз, задумал изменить Гере с морской нимфой Фетидой, дочерью Нерея и Дориды, так что предсказание пришлось как нельзя, кстати. Прометей, обладающий даром предвидения, узнал, что волею судеб Фетиде суждено родить сына, сила которого будет превосходить силу отца ребенка, кем бы он не являлся. Таким образом, Зевс мог зачать сына, который бы был сильнее его и лишил бы его власти. Тогда Зевс спросил Прометея, что же ему делать, и последний дал мудрый совет – отдать Фетиду в жены греческому герою Пелею, ибо дети от других богов также обладали бы немыслимой силой.
С тех пор отношения у Прометея с Зевсом наладились, однако последний все же решил напомнить титану о том, «кто в доме хозяин». По его просьбе, все тот же мастер Гефест выковал кольцо из камня от колхидских скал и железа, которое Прометей вынужден был носить до конца времен, в качестве напоминания о наказании. С тех пор и люди носят кольца, дабы показать свою приверженность чему-то.
Как выглядел Прометей
К сожалению, древнее и подробное описание Прометея не дожило до наших дней, а потому судить о его внешности мы можем только по картинам, мозаикам и скульптурам, доживших до наших дней.
Как и все другие титаны, Прометей отличался своими огромными размерами – высоким ростом и мускулистостью. На многих картинах Прометей предстает перед нами, как мужчина с длинной бородой и отросшими волосами, но есть и источники, которые показывают его гладко выбритого и с достаточно короткими волосами. Это дает нам право предположить, что борода и волосы отросли у него во времена наказания, и что в нормальное время он ухаживал за внешностью.
Что касается атрибутов Прометея, то, как таковых, у него их не было. Но, спустя века, можно выделить тот самый огонь, который он похитил для людей и который так по-разному трактуется даже внутри самой Греции, а также кольцо, которым оковал его палец Зевс, в качестве напоминания за проступок.
Судьба Прометея
Как мы уже сказали выше, Прометей выстоял, а значит сумел «победить» упрямого Зевса. С тех пор отношения их наладились, и Прометей еще не раз выручал громовержца мудрым советом и точным предсказанием. Участвовал Прометей и в Гигантомахии, и также, благодаря его дельным советам, опыту и предсказаниям, олимпийцы одержали верх в этой войне. И по сей день Прометей продолжает помогать Зевсу править этим грешным миром.
Но, несмотря на то, какую роль он сыграл для людей, последние позабыли обо всех его жертвах и деяниях, и поклонялись ему куда меньше, чем богам-олимпийцам. Так, например, известно, что достаточно значимую роль Прометей имел только на Лемносе, куда, согласно легендам, он и принес похищенный огонь. Впоследствии были найдены жертвенник Прометея в Афинах, но храмов его в Элладе, увы не было. Такова вот, человеческая благодарность… Возможно потому, что отчасти именно Прометей был виноват в том, что на Земле появились беды и несчастья, а возможно потому, что вместе с добродетелями он научил людей хитростям и обману.
Как бы там не было, а Прометей действительно сыграл важную роль в создании этого мира. Его история показывает нам, что не только боги были несправедливы, по отношении к людям, но и люди не всегда заслуживали хорошего отношения, ибо быстро забывали все хорошее, что для них делается.
Прометей Прикованный
Пустынные скалы на берегу моря. Гефест, Власть и Сила вводят закованного в цепи Прометея.
Прометей наказан за то, что «огонь похитил он для смертных».
Для простодушного трудяги Гефеста роль палача тяжела и неприятна: «Ужель я бога, мне подобного, к суровым этим скалам приковать решусь?»
Но другого выхода нет! Гефест понимает, что «всего опасней словом пренебречь отца».
Вздыхая и обливаясь слезами, он укоряет Прометея: «Вот человеколюбья твоего плоды. Ты бог, но гнева божьего ты не боялся».
И все же Гефест медлит, пытается оттянуть время и как-нибудь избежать тяжкой обязанности. Безжалостный Власть подгоняет его: «О нем скорбеть что толку? Где помочь нельзя, там и напрасно убиваться нечего.»
Власть понукает и покрикивает: «Теперь шипом железным и безжалостным ему с размаху, с силой грудь насквозь проткни», «теперь кольцом железным охвати бока!», «спустись теперь и скуй покрепче голени», «теперь покрепче гвозди вбей в отверстия».
Несчастный Гефест в ужасе от происходящего. Но Власть уже не обращает внимания на его жалобы и стоны и обращается к Прометею: «Вот теперь и буйствуй, и права богов букашкам однодневным отдавай».
Прометей, взывает к небесному своду, к ветрам бескрылым, к потокам морским и солнцу: «Глядите все, что боги богу сделали. Эту позорную казнь изобрел блаженных богов новоявленный вождь».
Со стороны моря, в крылатой колеснице, появляются Океаниды. Они в слезах, они взывают к Прометею: «Кто боль твою не разделяет? Зевс один. Упрям и дик, он Урановых детей злобно душит.»
Океаниды понимают, Зевс уймется лишь тогда, «когда насытит сердце или кто-то, изловчившись, власть у него отнимет силой».
Прометей сообщает им, что ему лишь известна тайна нового заговора, что время придет, и правитель богов попросит его «указать и раскрыть тот заговор новый, который его державы лишит и престола».
Испуганные Океаниды умоляют строптивца придержать язык: «Непреклонно сердце Зевса, тверд и жесток рожденный Кроном».
Однако Прометей считает свою лишь волю законом, он предсказывает время, когда согнется Зевс, смягчится, уступит, потому что заставит нужда: «Уймет он тогда безумный свой гнев и сам поспешит, союзник и друг, ко мне как к союзнику-другу».
Прометей вспоминает, как началась война между богами. Ему тяжко об этом думать, но молчать невозможно.
Он начинает горестное повествование:
«Когда среди бессмертных распря вспыхнула
И меж собою боги перессорились,
Одни с престола Крона сбросить чаяли,
Чтоб Зевс царил, другие же владычества
Над божествами не желали Зевсова,
Тогда титанам, неба и земли сынам,
Помочь советом добрым я хотел».
Но его совет титаны отвергли, «презирая вкрадчивость и всякое лукавство». Они надеялись, что грубой силой захватят власть. Но мать Прометея, Гея, заранее знала исход той битвы и много раз предостерегала сына, что «победитель победит не силою, а хитростью, коварством».
Прометей тщетно убеждал титанов,- они и слушать его не хотели! И, видя такую реакцию, он посчитал за лучшее вместе с матерью перейти на сторону Зевса. Тот помощь принял, и стараниями Прометея «в черной пасти Тартара бесследно сгинул Крон и все, кто с ним сражался рядом».
После короткого отступления Прометей продолжает повествование:
«Едва успевши на престол родительский
Усесться, сразу должности и звания
Богам он роздал, строго между ними власть
Распределил. А человечьим племенем
Несчастным пренебрег он. Истребить людей
Хотел он даже, чтобы новый род растить».
Прометей знал, что никто, кроме него не посмеет противиться новоизбранному правителю: «А я посмел. И племя смертное от гибели в Аиде самовольно спас».
Океаниды желают знать, это единственное прегрешение, или в чем другом он провинился перед Громовержцем? И Прометей отвечает им: «Еще у смертных отнял дар предвиденья. Я их слепыми наделил надеждами».
Океаниды умоляют его хорошенько теперь думать, как помочь своей беде. Но Прометей признается, что он и раньше знал, прекрасно знал, что делает. И все же, людям помогая, сам на пытку шел. Он лишь просит сестер быть сострадательными, «беду чужую видя».
Исполненные сострадания, Океаниды спускаются к скале. В это время со стороны моря, на крылатом коне, появляется Океан. Увидев его, Прометей приветствует его недоверчиво:
«Поглядеть на жребий мой
Сюда пришел ты, горю посочувствовать?
Что ж, погляди».
«Но сам ведь видишь, Прометей, как дорого
Приходится за дерзкий свой язык платить».
Тогда Прометей напоминает ему самому, что и он не стоял в стороне от его замыслов против Зевса, но сухим вышел из воды. И предостерегает, чтобы Океан сам поостерегся Зевса: «Его ты не упросишь. Он ведь к просьбам глух»
«Да, я страдаю. Только из-за этого
Я на других не стану навлекать беду».
Прометей достаточно мучается, вспоминая судьбу Атланта-брата, который после поражения в войне богов, в наказанье, » столб земли и неба, тяжесть непомерную, в краю вечернем держит на плечах своих».
Еще больно Прометею думать, «что дитя земли, стоглавый обитатель Киликийских гор, злосчастный великан, Тифон неистовый, побит и сломлен». Прометей припоминает горькую историю Тифона:
«Челюстями страшными
Он скрежетал, бунтуя против всех богов.
Глаза его сверкали диким пламенем,
Вот-вот, казалось, Зевсову низвергнет власть.
Но Зевс в него стрелу свою бессонную
Направил, громом и огнем разящую,
И вмиг с его бахвальством и надменностью
Покончил. Прямо в грудь стрела ударила,
Испепелила силу, мощь дотла сожгла,
И нынче, дряблой распластавшись тушею,
Подножьем Этны накрепко придавленный,
Близ узкого пролива он лежит, Тифон,
А на высоких кручах раскаленное
Кует Гефест железо. «
Еще раз Прометей советует Океану самого себя жалеть и спасать, а уж он все готов стерпеть, что выпадет.
Однако Океан вступает с ним в спор, стараясь переубедить:
Океан: Иль ты не знаешь, Прометей, что вылечить
Способно слово бурный, нездоровый гнев?
Прометей: Да, если ты смягчаешь сердце вовремя,
А не смиряешь силой раздраженный дух.
Океан: Не понимаю, что тебе не нравится
В отзывчивой отваге? Объясни, прошу.
Прометей: Пустое рвенье, простодушье глупое.
Но Океан не может заставить Прометея переменить решение и на прощание говорит: «Твое несчастье, Прометей, наука мне».
Прометей желает ему всего хорошего: «Ступай и будь, как прежде, рассудителен».
Океаниды, наблюдая за встречами и разговорами, хором поют:
«Зевс владычествует грозно,
По своим законам правит,
Свысока копьем всевластным
Он грозит отставным богам.
Все, чей дом в краях соседних
Азии, страны священной,
О твоей тоскуют доле,
Соболезнуют тебе.
Плачут дочери Колхиды,
Что не знают страха в битве,
Плачут скифские кочевья
На далеком краю земли.
Плачут Азии герои,
Что живут вблизи Кавказа,
В городах, на склонах скал,
Ратоборцы, и вторит им
Острых копий бряцанье»
Но Прометей просит их не плакать, не скорбеть о нем, а лучше послушать «о бедах человеков»:
«Ум и сметливость
Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел.
Они глаза имели, но не видели,
Не слышали, имея уши. Теням снов
Подобны были люди, весь свой долгий век
Ни в чем не смысля. Солнечных не строили
Домов из камня, не умели плотничать,
А в подземельях, муравьями юркими,
Они без света жили, в глубине пещер.
Я первый, кто животных приручил к ярму,
И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили
Они людей от самой изнурительной
Работы. А коней, послушных поводу,
Красу и блеск богатства, я в повозки впряг.
Не кто иной, как я, льняными крыльями
Суда снабдил и смело по морям погнал.
Вот сколько ухищрений для людей земных
Придумал я. «
Прилежно внимая его повествованию, Океаниды все же просят найти такое снадобье, чтобы самому исцелиться. Но Прометей не слушает их и продолжает перечислять все то благое, чему он научил смертных:
Океаниды высказывают надежду, что настанет день, когда он наконец-то вырвется из плена и будет столь же могуч, как Зевс. Прометей и сам в этом не сомневается, потому что судьба превыше всех богов! А кормовым веслом судьбы правят три Мойры да Эринии, с которыми могущественный Зевс не может спорить. Потому Прометеевы муки исцеляет мысль, что «Зевс от предрешений не уйдет судьбы».
И все же, страдания мученика страшат робких Океанид. Они обращаются с мольбой к Верховному Владыке:
«Зевс, что над миром царит,
Сердце мне да не полнит строптивой силой.
Да не унижу хулой
Уст моих. Этим желаньям вовек да не буду верна.
Океаниды начинают винить Прометея в излишней заносчивости: «Страх перед Зевсом забыв, смертных ты чтил непомерно, ты был строптив, Прометей». Они убеждены, что смертные никогда не оценят по достоинству его самопожертвования, потому что люди жалкие и беспомощные, глупые и неблагодарные:
«Помощи ждать? От тех ли, чей век, как день?
Ты ли не видел, как слеп и бессилен
Род человеческий, немощью, словно сном,
Скованный? Нет, во веки веков не сможет
Воля людей нарушить законы Зевса».
Прометей сообщает Ио, что ему известно все о ее прошлом, настоящем и будущем. Она умоляет его открыть завесу будущего, но тут в разговор вмешиваются Океаниды, которым хочется знать печальную историю красавицы.
Она рассказывает, как счастливо жила в доме своего отца, пока ночами не стали ее преследовать «вкрадчивые видения», «голоса», которые сообщали, будто к ней воспылал пылкой страстью самый могущественный бог. «Голоса» звали и манили ее на зеленый луг, где она могла бы разделить ложе Зевсово.
Слушая ее повествование, Прометей, не удержавшись, восклицает:
«Не находите ль,
Что царь богов во всех своих деяниях
Равно жесток? Желая с этой смертною
Совокупиться, бог в такое странствие
Погнал ее. Поклонник грозный, девушка,
Тебе достался.»
Ио: Возможно ль, что лишится Зевс владычества?
Прометей: Ты, думаю, была бы рада этому.
Ио: Еще бы! Ведь от Зевса и беда моя.
Прометей: Так знай же: это сбудется воистину.
Ио: Но кто отнимет у него державный жезл?
Прометей: Сам и отнимет безрассудным замыслом.
Ио: Каким? Скажи мне, если не опасно знать.
Прометей: Он вступит в брак, и в этом он раскается.
Сын у него родится посильней отца.
Ио: И Зевс никак от этой не уйдет судьбы?
Прометей: Если свободу мне не возвратят, то нет.
Ио: Кто ж против воли Зевса это сделает?
Прометей: Он из твоих потомков, избавитель мой.
Ио: Что говоришь ты? Отпрыск мой спасет тебя?
Прометей: Да, в третьем поколенье от десятого.
Дальше, выполняя просьбу Ио и Океанид, он рассказывает, что еще предстоит ей вытерпеть и сообщает, кто и когда избавит его от мук. Слушая печальное повествование, Океаниды снова поднимают плач и поют:
«Мудр, о, поистине мудр
Тот, кто впервые понял и вслух произнес:
«С равными нужно
В браки вступать, чтоб счастье свое найти.
Если ты нищ и убог, то богатых, пресыщенных
И родовитых, надменных, напыщенных
Обходить старайся стороной.
Нисколько мне не страшно с равным в брак вступить,
Но не взглянул бы на меня
С неумолимой страстью бог высокий!
Безнадежна тут надежда, безвыходен выход,
Я не знаю, как жить тогда,
И не вижу, как мне уйти
От Зевсовой мудрой власти».
Прометей еще раз напоминает им о неизбежной участи самого могущественного бога:
«При всем его тщеславье даже Зевс еще
Научится смиренью. Он готовится
К такой женитьбе, что во мрак безвестности
Его с престола сбросит. Тут и сбудется
Проклятье Крона полностью, которое,
С престолом расставаясь, произнес отец.
И страшного паденья не спасется Зевс:
Непобедимо сильного противника,
Врага на диво сам себе готовит он.
Противник этот пламя жарче молнии
Придумает и грохот посильней, чем гром,
И в море он трезубец посейдоновский
Швырнет, который землю, как болезнь, трепал.
И Зевсу будет худо, и узнает Зевс,
Как непохоже рабство на владычество».
И все же Океаниды слушают его с недоверием: «Отводишь душу, Зевса проклинаешь всласть». И опять: «Неужто сладить с Зевсом сможет кто-нибудь?», «Не страшно ли такие говорить слова?». И старая песня: «А вдруг еще больнее мучить вздумает?»
Прометей ко всему готов:
«Робей пред всякой властью, льсти, заискивай.
А мне до Зевса дела никакого нет.
Пусть правит, как угодно в свой короткий срок,
Ему недолго над богами властвовать».
Неожиданно он останавливается, потому что видит гонца «верного прислужника самодержца нового»: «Какую-нибудь новость сообщит сейчас».
«Отец велит о браке упомянутом
Тобой хвастливо, браке, что владычества
Его лишит, поведать, не намеками,
А ясно и подробно».
Прометей достойно отвечает:
«Полны высокомерья и надменности
Твои слова. На то ты и слуга богов.
Вам, новым, внове править и незыблемой
Твердыней власть сдается вам. Не два ль царя
С твердыни той упали на моих глазах?
А третьим, вскоре я увижу, нынешний
Падет позорно. Так уже ли стану я
Богов бояться новых, трепетать, робеть?
Ка бы не так!»
Между богами вспыхивает перебранка:
Гермес: Такая же строптивость безоглядная
Тебя уже метнула в эту гавань мук.
Прометей: Но на твое холопство тяжкий жребий мой
Я променять, знай твердо, не согласен, нет.
Гермес: Наверно быть холопом камня этого
Милей, чем Зевсу преданным гонцом служить.
Ты рад, гляжу, такому обороту дел.
Гермес: В своих ты бедах, значит, и меня винишь?
Прометей: Всех, говоря по правде, ненавижу я
Богов, что за добро мне отплатили злом.
Гермес: Великим, вижу, болен ты безумием.
Гермес: Зевс не знает слова этого.
Прометей: Что ж, время, старясь, может научить всему.
Все взвешено давно уж и продумано.
Гермес: Пора, глупец, пора же наконец тебе
Разумно, трезво на свою беду взглянуть.
Прометей: В ушах твоя навязла речь, как моря шум.
Не смей и думать, что решенья Зевсова
По-женски устрашусь я и, как женщина,
Заламывая руки, ненавистного
Просить начну тирана, чтоб от этих пут
Меня освободил он. Не дождется, нет.
Гермес убежден, что разговаривает с безумцем. Напоследок он предупреждает Прометея:
«Безумную речь услышали мы,
Рассудка туманного странный язык.
С ума он сошел. Его похвальба
Похожа не бред. Он болен душой!»
Неожиданный ответ Океанид приводит посланника Зевса в изумление:
«Как смеешь ты низости нас учить?
Что вытерпеть должно, вытерпим с ним,
Предателей мы ненавидим, и нет
Порока для нас
Гнусней и мерзей вероломства».
В гневе бог предостерегает морских дев:
Гермес удаляется. Раздается гром и подземный грохот.
«Уже дела пошли, не слова.
Земля закачалась.
Гром грохочет, в глубинах ее глухим
Отголоском рыча. Сверкают огнем
Волны молний. Вихри взметают пыль. «
Герой древнегреческой трагедии гибнет. Зевс побеждает, но Судьба решает все.
И через 2000 лет произведение Эсхила звучит, точно написанное в наши дни.
SOS! Срочно нужна помощь. Карта Сбер: 4817-7602-0876-3924