За что налоговая блокирует счет
Когда налоговая может заблокировать банковский счет
Инспекторы ФНС получают все больше полномочий по контролю за уплатой налогов. Одним из них является право приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков. Блокировка банковского счета может доставить много неудобств его владельцу. Посмотрим, что можно ожидать от контролеров, намеревающихся взыскать налоги в принудительном порядке.
Инспекторы не вправе замораживать счета физических лиц
Простые люди могут спать спокойно, поскольку налоговики не уполномочены блокировать их банковские счета. Большинство граждан работает по трудовым договорам, и работодатели самостоятельно удерживают налоги из их зарплаты, перечисляют налоги в бюджет и сдают всю необходимую отчетность.
В случае возникновения каких-либо проблем налоговые инспекторы предъявляют претензии работодателям как налоговым агентам.
Однако простые граждане могут задолжать казне следующие налоги:
— налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
— налог на имущество физических лиц;
Например, обязанность уплаты НДФЛ может возникнуть при продаже автомобиля или квартиры. Имущественные налоги возложены на собственников дорогостоящих активов — недвижимости и автомобилей. Поэтому обычные люди, не занимающиеся бизнесом, могут иногда сталкиваться с требованиями налоговиков.
Каким образом налоговики взыскивают налоги с граждан
Если человек не уплатил налоги добровольно, чиновники должны следовать установленной процедуре истребования задолженности. При этом инспекторы не наделены полномочиями приостанавливать операции по счетам обычных людей.
Рассмотрим пошаговый алгоритм действий по взысканию налогов с обычных людей, не занимающихся бизнесом:
1. Инспекторы направляют человеку налоговое уведомление.
2. Контролеры выставляют требование об уплате налога в добровольном порядке.
3. Налоговики направляют мировому судье заявление о вынесении судебного приказа.
4. Мировой судья выносит судебный приказ и передает его налоговым инспекторам или судебным приставам-исполнителям.
5. Государственные служащие направляют судебный приказ в банк.
6. Банк принимает судебный приказ к исполнению:
— перечисляет в бюджет деньги, которые имеются на счете;
— переводит в бюджет деньги, в дальнейшем поступающие на счет.
Приведенный порядок занимает довольно продолжительное время, в течение которого человек может понять, что над ним сгущаются тучи, и оспорить действия чиновников или же уплатить налоги. Поэтому не стоит опасаться того, что налоговики внезапно без объяснения причин спишут деньги с вашего банковского счета.
Чем рискует индивидуальный предприниматель
Если бизнесмен опоздает с уплатой налогов или не сдаст вовремя декларацию, налоговая направит в банк решение о приостановлении операций по его счетам. После получения такого решения банк заморозит деньги на счетах своего клиента.
При этом до недавнего времени под блокировку попадали все банковские счета предпринимателя:
1) расчетные счета, которые используются в бизнесе;
2) текущие счета, на которых находятся личные средства.
Оказавшись в такой непростой ситуации, человек может остаться без средств к существованию. Это прекрасно понимали банковские служащие и зачастую ограничивались заморозкой только расчетных счетов клиентов. Однако инспекторы штрафовали банки за отказ от блокировки текущих счетов предпринимателей.
По мнению чиновников, поскольку личное имущество предпринимателя юридически не обособлено от активов, используемых в бизнесе, он отвечает по обязательствам всем своим имуществом. Долгое время судьи поддерживали инспекторов в том, что нужно блокировать все счета бизнесменов, задолжавших казне.
В каком порядке контролеры взыскивают налоги с бизнесменов
Приведем пошаговый алгоритм действий налоговиков по блокировке банковских счетов индивидуальных предпринимателей:
1. Контролеры направляют бизнесмену требование об уплате налога.
2. Налоговики выносят решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
3. Инспекторы принимают решение о приостановлении операций по счетам предпринимателя в банке.
4. Налоговики направляют решение в банк.
5. Кредитная организация исполняет решение.
При этом перед служащими банка возникала дилемма: замораживать все счета клиента или только те, которые используются в бизнесе?
Прецедентное дело: ВТБ против ФНС
Все изменилось в августе этого года. Сотрудники ВТБ достучались до Верховного суда, защитив от блокировки счета бизнесменов, которые не связаны с коммерцией.
Дело в том, что расчетные счета предпринимателя открываются и ведутся отдельно от его текущих счетов, по которым совершаются операции, не связанные с бизнесом.
ФНС вправе бесспорно взыскивать задолженность только в отношении счетов, открытых для ведения бизнеса. На текущих счетах находятся деньги, за счет которых человек обеспечивает жизнедеятельность себя и членов своей семьи — покупает продукты, одежду, лекарственные средства, оплачивает медицинские и другие услуги.
Чиновники не вправе вмешиваться в права личности и приостанавливать операции по текущим счетам бизнесмена. Данные выводы сделаны в определении Верховного суда РФ от 23 августа 2021 года № 305-ЭС21-6579 по делу № А41-19216/2020.
Теперь предприниматели могут не опасаться того, что налоговики приостановят операции по их текущим счетам. ФНС не должна препятствовать в использовании денег, предназначенных для жизни бизнесмена и его домочадцев.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Блокировка счета налоговой в 2021 году: как проверить ее на сайте ИФНС и что делать
Как на сайте ФНС проверить наличие ограничений по счету
Вообще-то налогоплательщики должны узнавать о блокировке счетов от налоговиков. Согласно пункту 4 статьи 76 НК РФ, инспекторы обязаны не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения о приостановлении операций по счету в банке направить владельцу счета копию соответствующего документа. Сделать это можно по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет. Также копия может вручаться налогоплательщику (его представителю) лично.
Однако на практике ИФНС часто пренебрегает этой обязанностью. Тем более, что никаких негативных последствий за ее неисполнение не предусмотрено. Суды отказываются отменять «блокировочные» решения, о которых инспекторы не уведомили налогоплательщиков в соответствии со статьей 76 НК РФ (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.10 № А45-23256/2009). Поэтому в большинстве случаев информацию о блокировке счета налогоплательщики получают от своего банка. Также проверить наличие или отсутствие решения налоговиков о блокировке можно при помощи специального сервиса на сайте ФНС. Узнать можно о блокировке как своего счета, так и счета контрагента.
Для этого нужно выбрать в меню «Тип запроса» вариант «Запрос о действующих решениях о приостановлении». Далее в появившихся ниже полях указывается ИНН организации, а также БИК банка, в котором открыт проверяемый счет (если интересуют сведения о счете контрагента, соответствующие ИНН и БИК можно узнать из заключенного с ним договора). После этого нужно нажать кнопку «Отправить запрос». Результат проверки появится на этой же странице. Если ИФНС приняла решение о блокировке счета, будут указаны реквизиты этого документа.
Причины введения ограничений по счету
Налоговая инспекция может приостановить операции по счету в пяти случаях. Три из них связаны с «документальными» нарушениями, а два — с неуплатой налогов и других платежей.
Начнем с первой группы. ИФНС вправе заблокировать счет, если в течение 20 рабочих дней после окончания установленного срока не сданы декларация по итогам налогового периода, расчет по страховым взносам или 6-НДФЛ (подп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ). Существует закрытый перечень причин, по которым отчетность по налогам и взносам не считается представленной (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).
ВАЖНО
За непредставление промежуточной отчетности, даже если она называется декларацией (например, по налогу на прибыль), а также бухгалтерской отчетности счета не блокируются. Об этом неоднократно заявляли чиновники Минфина (письма от 04.07.13 № 03-02-07/1/25590 и от 19.08.16 № 03-11-03/2/48777) и ФНС (п. 20 приложения к письму от 17.04.17 № СА-4-7/7288@).
С 1 июля 2021 года у ИФНС появилось право заранее информировать налогоплательщиков о риске ареста банковского счета в связи с непредоставлением отчетности (п. 3.3 ст. 76 НК РФ ). Уведомление направляется не позднее, чем в течение 14 дней до дня принятия решения о «заморозке». Прочитать его можно в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС в разделе «Как меня видит налоговая» (во вкладке «Риск блокировки счета»; см. «Блокировать счета за несданную отчетность будут по новым правилам»).
Следующий повод для «заморозки» счета касается лиц, которые обязаны сдавать отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО (электронного документооборота). Если в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности, налогоплательщик не заключил договор, необходимый для электронного документооборота с ИФНС, его счет могут заблокировать (п. 5.1 ст. 23 и подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
СПРАВКА
К числу лиц, обязанных отчитываться в электронном виде, относятся крупнейшие налогоплательщики, а также организации и ИП, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий год превысила 100 человек. Кроме того, это вновь созданные организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). Наконец, это почти все организации и ИП, которые сдают декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ), а также те, кто выплачивает доходы более чем 10 физлицам в год (п. 2 ст. 230 и п. 10 ст. 431 НК РФ).
Еще одно «документальное» нарушение связано с несоблюдением регламента электронного документооборота с инспекцией. Счет могут заблокировать, если налогоплательщик более чем на 10 рабочих дней задержал направление в ИФНС электронной квитанции о приеме по ТКС требования о представлении документов, пояснений или уведомления о вызове в инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Вторая группа оснований для ареста счета включает в себя две ситуации. Первая — вынесение инспекцией решения о взыскании налогов, сборов, взносов за счет денег на банковских счетах (п. 2 ст. 76 НК РФ). Напомним, что ИФНС может вынести такое решение только после того, как истек срок добровольной уплаты, который обозначен в требовании, адресованном налогоплательщику. Вторая ситуация — обеспечение взыскания сумм, указанных в решении по итогам проверки. Такое возможно, если ИФНС уже наложила запрет на отчуждение (передачу в залог) другого имущества, но его «бухгалтерская» стоимость меньше доначисленной недоимки (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Чем грозит блокировка расчетного счета
«Заморозка» расчетного счета означает невозможность проводить оплату по сделкам с контрагентами, поскольку расходные операции по счету будут недоступны. Это может привести к просрочке соответствующих обязательств и, как следствие, к появлению требований об уплате установленных договором пеней и штрафов. Также нарушение срока оплаты по договорам может дать контрагенту право отказаться от договора и взыскать с нарушителя убытки.
Трудности в работе возникнут и в том случае, если заблокирован счет поставщика, подрядчика или исполнителя. Хотя доходные операции не «замораживаются», распоряжаться поступающими средствами налогоплательщик не сможет.
Что делать, если заблокирован расчетный счет
Если операции по счету приостановлены на основании решения ИФНС, нужно обратиться в инспекцию, чтобы выяснить причину блокировки. Как уже упоминалось, налоговый орган обязан направить налогоплательщику копию соответствующего документа не позднее следующего дня после блокировки счета (п. 4 ст. 76 НК РФ). Также право на получение решения ИФНС зафиксировано в подпункте 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
Кроме того, сведения о причине блокировки имеются у обслуживающего банка. Поэтому, возможно, более быстрый путь получить данную информацию — обратиться к менеджерам кредитной организации. Если, конечно, банк сам не уведомил клиента о приостановлении операций по счету (см. « Банкам рекомендовали незамедлительно сообщать клиентам о блокировке счетов »).
После того, как выяснена причина ареста, можно предпринимать меры, направленные на разблокировку счета.
Как разблокировать расчетный счет
В большинстве случаев самый простой способ — совершить те действия, невыполнение которых стало причиной «заморозки». Так, если счет заблокирован за непредставление декларации, РСВ или 6-НДФЛ, то следует направить необходимый отчет. А если причина ареста — неуплата налога или взноса, то нужно перечислить платежи (в т.ч. со счетов третьих лиц; см.: « Как заполнить платежку при уплате налога за иное лицо: пояснения ФНС »), и передать в ИФНС соответствующие сведения.
По общему правилу, решение об отмене ареста счета принимается инспекцией в течение следующего дня после получения документов, подтверждающих устранение причины блокировки. Еще один день требуется для передачи этого решения в банк. Таким образом, ограничения по счету должны быть сняты через два рабочих дня после того, как налогоплательщик совершил необходимые действия (п. 3.1, 3.2 и 4 ст. 76 НК РФ).
Но в некоторых случаях освободить счет от ареста вышеуказанным способом не получится. Это может быть следствием как специфики причины блокировки, так и неправомерности действий ИФНС. В этих ситуациях нужно поступить следующим образом.
Если причина блокировки — обеспечение решения по проверке, налогоплательщик может получить доступ к счету без обжалования соответствующего решения. Для этого надо пополнить баланс счета, чтобы он превысил доначисленные суммы. И тогда инспекция будет обязана «разморозить» счет в части превышения ( п. 9 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина от 16.01.13 № 03-02-07/1-10). После этого можно переходить к обжалованию решения ИФНС, если на то есть причины.
Если же арест счета стал следствием ошибок или неправомерных действий инспекции, то единственный способ снять ограничения — обжаловать соответствующее решение.
Как оспорить решение о блокировке счета
Решение ИФНС о приостановлении операций по счету можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган, то есть в управление ФНС по субъекту РФ. Для этого надо подготовить письменную жалобу с изложением всех мотивов, которые, по мнению налогоплательщика, свидетельствуют о незаконности решения. В жалобе нужно указать данные о налогоплательщике (ФИО и место жительства — для ИП, наименование и адрес — для организации), и сообщить сведения об обжалуемом решении (дата, номер, данные об ИФНС и лице, подписавшем решение). Также необходимо отметить, что вы требуете признать решение о блокировке незаконным и отменить его. Помимо этого, нужно обозначить, в каком виде вы хотите получить решение по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет.
Жалоба подписывается руководителем организации (лично ИП) или другим уполномоченным лицом (по доверенности). Жалоба вместе со всеми прилагаемыми к ней документами (включая доверенность) сдается в инспекцию, которая приняла решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Сделать это можно в том числе в электронном виде через ТКС (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС от 20.12.19 № ММВ-7-9/645@).
Если решение УФНС не устроит налогоплательщика, можно подать повторную жалобу уже в центральный аппарат ФНС России, либо обратиться с заявлением в арбитражный суд. При этом надо учитывать, что досудебное обжалование не приостанавливает действие решения о блокировке счета (п. 5 ст. 138 НК РФ). А вот при судебном обжаловании налогоплательщик уже вправе просить о приостановлении решения и временной «разморозке» счета (п. 4 ст. 138 НК РФ).
Блокировка счета в 2021 году может причинить бизнесу значительные убытки. Не допустить этого поможет знание случаев, когда налоговая вправе «заморозить» счет, а также правил, которых надо придерживаться для скорейшего снятия ареста и получения доступа к денежным средствам. А чтобы оперативно узнать, было ли вынесено решение о приостановлении операций, можно проверить состояние счета на сайте ФНС.
Налоговая заблокировала счет
Статья обновлена 30 ноября 2021 года.
Налоговая вправе заблокировать счет компании. Если у компании три рублевых счета, один карточный и еще валютный, она заблокирует все. Пока счет заблокирован, компания не может провести деньги поставщику или оплатить аренду, а снять блокировку занимает иногда день, а иногда и месяц. За ущерб из-за блокировки налоговая не отвечает.
Сегодня о том, как поскорее снять блокировку и сократить ущерб. Статья длинная и дотошная, зато поможет правильно выстроить общение с налоговой и спокойно пользоваться деньгами на счете.
Почему блокируют счет
Предприниматели обязаны платить налоги, сдавать отчетность и отвечать на запросы налоговой, а налоговая обязана все это вовремя получить. Так налоговая защищает интересы государства.
Если предприниматель не платит или не отчитывается добровольно, налоговая должна его заставить. Самый верный способ — заблокировать счет компании. Теперь компания не сможет тратить деньги со счета, пока не рассчитается с долгами перед налоговой или не сдаст отчетность. Обычно, если платить вовремя и аккуратно и сдавать отчетность в срок, налоговая ничего не блокирует.
Что делает банк
У налоговой нет доступа к счету, поэтому для блокировки нужен банк. Как только налоговая решает, что пора блокировать, она дает поручение банку, и банк все делает. У банка на это один рабочий день. Причем, закрыть счет и открыть новый в другом банке не получится, это запрещено, и банки соблюдают это правило.
Обязанности банка — в 76 статье НК
Банк не может самовольно снять блокировку, даже если видит, что вы все оплатили. Он обязан дождаться разрешения от налоговой. Поэтому бесполезно скандалить с банком и присылать ему квитанции об оплате налогов, только нервы потратите.
На разблокировку у банка два дня: в понедельник банк получает разрешение налоговой и до конца вторника обязан разблокировать счет. При этом банк не отвечает за материальные потери компании при блокировке: если компания из-за блокировки не рассчиталась с поставщиком, бесполезно подавать на банк в суд. Модульбанк старается снимать блокировки сразу, день в день.
Как узнать о блокировке счета
У налоговой есть право предупреждать о предстоящей блокировке (не позднее чем за 14 дней), но она не обязана делать это. Поэтому заранее узнать о блокировке не всегда возможно. Вроде как предприниматели сами знают о сроках оплаты и отчетности и должны успевать. Поэтому может случиться так, что вы покупаете ящик шампанского для корпоратива с корпоративной карты, а на кассе оплата не проходит, потому что счет заблокирован.
Если о блокировке никак не узнать заранее, то получится хотя бы узнать о ней как можно скорее. Есть несколько способов.
Через банк. Проблема в том, что банк не обязан писать клиенту о блокировке счета, по закону достаточно самой блокировки. Поэтому банк может молча заблокировать счет и подождать, пока клиент ее заметит.
Есть банки, которые пишут о блокировке. Например, Модульбанк присылает клиенту смс, сообщение в личный кабинет и письмо. Клиент узнает о блокировке через минуту после самой блокировки и сможет быстро все исправить.
Узнайте у вашего банка, как он сообщает о блокировке, чтобы не пропустить сообщение.
Самим. Чтобы самим узнать о блокировке, подойдет сервис налоговой. Заходите на сайт, выбираете пункт о приостановлениях, вводите данные, и налоговая показывает — есть блокировка или нет. Если блокировки нет, появится такое сообщение:
Если налоговая заблокировала счет, появится сообщение о приостановлении:
У сервиса есть недостаток. Подписаться на обновления сервиса нельзя, поэтому придется проверять блокировку вручную и по каждому банку, где у вас открыт счет.
Если ваш банк не присылает сообщения о блокировке, заходите на сервис каждый день. Это занимает минуту или пять, зато блокировка не застанет вас внезапно.
По письмам налоговой. Обращайте внимание на письма от налоговой. Если придет требование оплатить налоги, штрафы или пени, обратите внимание на срок исполнения требования: у вас несколько дней на погашение долга, а потом налоговая заблокирует счет.
Спрогнозировать блокировку из-за отчетов и запросов не получится. Единственный способ избавиться от головной боли — обратиться к профессиональному бухгалтеру.
Если живете не по адресу регистрации ИП, попросите родных сообщать вам о письмах. Налоговая присылает требования оплатить налоги на адрес, где зарегистрирована компания или ИП. Если вы регистрировались как ИП в Сочи, а живете в Москве, убедитесь, что ваши родные получат письма и сообщат о них. Самый удобный способ — оформить электронную подпись и доступ в личный кабинет налогоплательщика.
Бесплатная бухгалтерия от Модульбанка
Считаем налоги и взносы, готовим отчётность, компенсируем штрафы и защищаем от 115—ФЗ
Избавиться от блокировки
Избавиться от блокировки можно в два шага: узнать причину и выполнить требования налоговой.
Причину указывают в решении налоговой, в нем пишут основание блокировки. Модульбанк расшифровывает причины сразу.
Второй шаг — сделать то, что просит налоговая. Что конкретно понадобится, зависит от причины блокировки. Если кратко, надо оплатить налоги или передать документы. Выглядит все просто, но есть нюансы.
Еще, для подстраховки или если на заблокированном счете больше денег, чем указано в решении, можно подать в налоговую заявление об отмене блокировки. С ноября 2021 можно подавать заявление на разблокировку онлайн через личный кабинет на сайте ФНС: нужно заполнить текст заявления и приложить сканы документов, подтверждающих уплату задолженности.
Причина 1. Налоги, пени и штрафы
Чего нельзя делать — задерживать оплату налога, пени или штрафов.
Для уплаты налогов есть срок. Например, за 1-й квартал 2021 года НДС нужно платить до 26 апреля. Если оплату задержать, налоговая присылает требование об уплате налога. Для уплаты пени и штрафов налоговая тоже присылает требования.
Во всех требованиях от налоговой указывают срок оплаты. Счета заблокируют после истечения срока оплаты, если деньги не пришли в налоговую.
При этом если налоговая отправляет требование о списании суммы долга в несколько банков, общая сумма списаний не должна быть больше, чем долг.
Как разблокировать. Если причина в налогах, задача — эти налоги заплатить.
Когда счет разблокируется. Максимум через два дня, как налоговая получит подтверждение от банка о списании долга.
Когда налоговая блокирует счет из-за налогов, она сначала просит банк заблокировать сумму долга на счете, потом может прислать инкассовое поручение — сколько надо заплатить и за что. По этому поручению банк списывает деньги. Если нужная сумма на счете есть, деньги списываются автоматически, ничего делать не нужно. Если денег на счете не хватает, счет надо пополнить.
Плохая новость — нельзя заранее сказать, в какой именно банк придет поручение. Если у вас счета в разных банках, поручение может прийти в любой банк.
Хорошая новость — поручение придет только в один банк, и банк спишет деньги только с одного счета. Так банк и налоговая защищают вас от переплаты.
Подстраховаться от блокировки. Проблема с налогами появляется не только из-за задержки. Бывает так: налоговая думает, что вы должны 18 тыс. руб., а вы — что 6 тыс. руб. Вы все оплатили и уверены, что не о чем волноваться, а это не так. Нужно постоянно отслеживать входящие письма от налоговой, подавать отчетность и платить налоги в срок.
Причина 2. Отчетность
Чего нельзя делать — задерживать отчетность в налоговую больше чем на двадцать рабочих дней.
Речь идет о налоговой декларации, расчете по страховым взносам и НДФЛ. Если в отчетности будут допущены ошибки, налоговая отправит требование о представлении пояснений, которое необходимо получить в определенные сроки и представить ответ.
Срок давности нарушения — три года. Если предприниматель задержал отчет в сентябре прошлого года, налоговая может заблокировать счет к майским каникулам. Вместо шашлыков придется разбираться с налоговой.
Как разблокировать. Здесь все просто: раз налоговая не получила отчетность, передайте ее налоговой. Отправить можно через систему электронного документооборота или занести в налоговую.
Когда счет разблокируется. Максимум через два дня, как налоговая получит отчетность.
Совет. По опыту, налоговая быстрее получает электронную декларацию. Если ведете бухучет самостоятельно, обязательно оформите электронную подпись.
Подстраховаться от блокировки. В случае задержки со сдачей отчетности оперативно обратитесь к своему бухгалтеру, чтобы он проанализировал ситуацию и решил вопрос в кратчайшие сроки.
Причина 3. Запросы налоговой
Чего нельзя делать — не подтверждать получение запросов от налоговой.
Налоговая отправляет запросы, чтобы что-то выяснить или пригласить в гости. Может узнать, почему нет прибыли в прошлом квартале, обосновать подозрительно низкий налог или спросить, почему у штатных сотрудников недостаточно высокая зарплата.
О работе с запросами в статье 23 НК, пункт 5.1
Раньше эти запросы приходили только физической почтой, сейчас налоговая отправляет запросы через систему электронного документооборота, или ЭДО.
Получение запросов надо подтверждать: сформировать электронную квитанцию и отправить обратно в налоговую через ЭДО. Срок подтверждения запроса — шесть дней. Если через шесть дней налоговая не получит квитанцию, еще через десять рабочих дней она заблокирует счет.
Как разблокировать. Для налоговой надо отправить подтверждение получения запроса, подтвердить можно, даже если нужный срок пропустили. Для подтверждения нужно нажать в программе ЭДО одну кнопку.
Когда счет разблокируется. Максимум за два дня, как налоговая получит подтверждение запроса.
Совет. Некоторые бухгалтерии присылают напоминание. Так проще не пропустить нужный срок.
Подстраховаться от блокировки. Совет один — проверять запросы от налоговой регулярно. Проверить и подтвердить — дело на пять секунд, а разбираться с блокировкой — минимум три дня.
Что происходит с деньгами
Налоговая не трогает личные счета. Если провинился индивидуальный предприниматель или компания, налоговая блокирует только счета ИП и компании и не трогает счета физлиц.
По закону налоговая блокирует не сам счет, а деньги на нем, и только в размере долга или штрафа. В зависимости от причины блокировки налоговая блокирует все деньги на счетах или конкретную сумму.
Право на оплату — в статье 855 ГК
При блокировке сам счет работает. Если клиент переведет вам деньги за заказ, вы увидите их на счете и получите смс от банка.
На заблокированном счете деньгами можно пользоваться частично. Оплачивать личные расходы не получится, зато можно перевести:
Очередность оплаты с заблокированного счета описана в законе. Если есть исполнительный лист и надо платить зарплату, сначала вы оплачиваете возмещение по листу, а потом переводите зарплату. Банк не даст выдать зарплату раньше.
Если налоговая ошиблась
Налоговая, хоть редко, но может ошибиться. К примеру, заблокировать счет, хотя долгов по налогам нет, или оставить блокировку дольше, чем разрешено по закону. В таком случае вы вправе оспорить ошибку и получить компенсацию: моральную и денежную.
Денежная компенсация — это 1/300 ключевой ставки Центробанка за каждый день блокировки, ставка начисляется на заблокированную сумму. Представим, что ставка рефинансирования — 10%. Если налоговая ошибочно заблокировала 100 тыс. руб., она заплатит 33 руб. и только по суду. Поэтому максимум, что вы получите, — моральное удовлетворение.
«Белый бизнес» для контроля рисков
Проверяем надежность партнеров, объем переводов и количество налогов, даем рекомендации, как уберечься от вопросов налоговой.
КОРОЧЕ
Что надо знать
Налоговая блокирует счет, если задержать налоги или отчетность и не подтвердить получение запроса
Налоговая вправе заблокировать все счета компании или ИП
С банком ругаться бесполезно: банк разблокирует счет только по распоряжению налоговой
Что надо сделать
Узнать причину блокировки. Налоговая пишет причину в постановлении о блокировке, постановление попросите в банке
Выполнить то, что просит налоговая: погасить долг по налогам или отправить документы