За что отвечает бог гестия
Гестия
История персонажа
Персонаж древнегреческой мифологии. Дочь бога земледелия и времени Кроноса и титаниды Реи, матери олимпийских богов. Сама Гестия — богиня семейного очага. В Древнем Риме «аналогом» Гестии стала богиня Веста.
Гестия в мифах
Гестия — богиня-девственница и не испытывает приязни к богине любви Афродите и ее делам. Гестия дала обет целомудрия и отказывала женихам, которые домогались ее руки, хотя среди последних были бог морей Посейдон и златокудрый красавец Аполлон, покровитель искусств. Громовержец Зевс приходится богине братом, и Гестия живет у него.
Отец Гестии — Кронос
Считается, что богиня Гестия основала древний город Кносс на острове Крит.
В Древней Греции была распространена поговорка «начинать с Гестией». Имелось в виду, что некто приступил к делу правильно и успешно, положил делу хорошее начало. Связано это было с обычаем приносить богине Гестии жертву перед тем, как начиналось любое священнодействие, не важно, общественного или частного характера. Гестия исполняла роль богини жертвенного огня, поскольку очаг в доме древних греков одновременно исполнял функцию алтаря, где приносились жертвы домашним божествам.
Афродита
Зачинателем жертвоприношения считался и вестник богов Гермес, поэтому Гестия почиталась с ним вместе. В жертву Гестии приносили годовалую телку или домашнюю свинью.
Гестия — значимый персонаж легенды о Прометее. Прометей — титан и создатель людей, которые изначально все были мужчинами. Первая женщина — Пандора — была создана богами позже, когда громовержец Зевс захотел отомстить Прометею, обманувшему богов.
Гестия и Гермес
Прометей отстаивал интересы людей, которые боги пытались ущемить. Так, когда Зевс велел разделить между людьми и богами тушу быка, Прометей подсунул богам кости и жир, уложив те покрасивее, а людям приберег лучшую часть — мясо, прикрыв то дурно пахнущими внутренностями, чтобы сделать эту часть отталкивающей. Зевс, желавший взять для богов лучшую часть, обманулся и выбрал жир и кости, из-за чего сильно разгневался на людей.
В гневе Зевс лишил людей огня, без которого тем трудно было выжить. Прометей выкрал огонь у богов. Огонь же тот охраняла Гестия. По другой версии, Гестия сама отдала Прометею огонь, который тот передал людям. Поскольку огонь был священной субстанцией и принадлежностью богов, люди, заполучив его, приблизились к богам.
В эпоху Древней Греции жены правителей и богатые женщины использовали так называемые «сферы Гестии», когда хотели вернуть в семью любовь, взаимное уважение и верность. «Сферами Гестии» называли шары, сплетенные из виноградной лозы и прутьев. Внутрь этих шаров вкладывали пшеничные колоски и зерна или другие полезные злаки, ассоциирующиеся с достатком, а также перья, символы небесного, и металлические кольца, которые символизировали супружескую верность.
Прометей
В древнегреческом искусстве антропоморфные изображения Гестии встречаются редко. Куда больше с Гестией ассоциировался очаг как таковой. Когда богиню все же изображали на посуде или в скульптуре, внешне Гестия выглядела как скромно одетая женщина, часто с покрытой головой. Иногда богиню изображали с цветущей ветвью в руке. Другими атрибутами Гестии служат котел и огонь в виде факела.
Имя богини означает «сердце», «очаг» или «алтарь». Как и у других богов, у Гестии много эпитетов, дополняющих имя богини. Хломорфос — зеленая, Полиморфос — многообразная, Полиолвос — богатая благословениями.
На пирах Гестии посвящались первое и последнее возлияния вина. Огонь в храмах Гестии должен был гореть непрерывно. Если случайно или по небрежности погасший в домашнем очаге огонь говорил о неспособности поддерживать благополучие и должное религиозное рвение внутри семьи, то не уследить за священным огнем в храме Гестии было нарушением долга перед сообществом.
Гестия
В определенных случаях священный огонь мог быть потушен ритуально. Вторичное разжигание сопровождалось ритуалами завершения, очищения и обновления.
Внутри дома культ Гестии отправляла старшая женщина в семье, изредка — мужчина. В общественных зданиях тоже находились очаги, и там обряды в честь Гестии совершали те, кто нес гражданскую службу.
Экранизации
В 2010 году эпизодическую роль Гестии в приключенческом боевике «Битва титанов» исполнила актриса Джейн Марч.
Джейн Марч в образе Гестии
Римская версия Гестии — богиня Веста — появляется в сериале «Сверхъестественное». В человеческом облике взяла себе имя Бонни и поселилась в американском городке. Чтобы добыть для себя человеческие жертвы, организовала религиозную группу «Воздержание очищает нас», куда заманивала девственников. Последователей Веста держала в заброшенном бункере. Когда истощенные от голода люди оказывались на грани смерти, Веста поедала их печень.
Дин и Сэм присоединяются к религиозной группе Весты, чтобы выяснить, куда пропадают люди. Когда позже богиня пытается съесть печень Сэма, то приходит в ужас от того, насколько скверно сохранилась эта печень.
Гестия
Гестия | |
---|---|
Гестия Богиня домашнего очага | |
Мифология: | Древнегреческая |
В иных культурах: | Веста |
Отец: | Кронос |
Мать: | Рея. |
Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.
В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину.
Ей посвящены XXIV и XXIX гимны Гомера и LXXXIV орфический гимн.
В честь Гестии назван астероид (46) Гестия, открытый в 1857 году.
Примечания
География · Хронология · Флора · Фауна · Лошади · Катастеризм | |||||||||||||
Первоначальные божества |
| ||||||||||||
Титаны |
| ||||||||||||
Олимпийские боги |
| ||||||||||||
Посейдон · Амфитрита · Тритон · Океан · Тефида · Понт/Таласса · Нерей · Главк Морской · Протей · Форкий · Кето · Фетида | |||||||||||||
Океаниды | Асия · Гесиона · Дорида · Евринома · Метида · Немесида · Стикс · Электра · Филира · Перса · Плейона · Климена · Каллироя | ||||||||||||
Нереиды | Амфитрита · Фетида · Галатея · Немертея · Галена · Сао |
божества
Основные | Аид · Персефона · Гея · Деметра · Геката · Танатос |
Эринии | Тисифона · Алекто · Мегера |
Рожденные на земле | Гекатонхейры · Киклопы · Гиганты · Корибанты · Мелии · Тельхины · Тифон · Судьи: Минос · Эак · Радамант |
Группы | Амазонки · Ветры · Кентавры · Драконы · Гарпии · Сатиры · Нимфы · Сирены |
Нимфы | Ореады · Дриады и Гамадриады · Наяды · Нереиды · Напеи · Лимониады · Плеяды |
Герои | Геракл · Ахилл, Гектор и Троянская война · Одиссей и Одиссея · Ясон и Аргонавты · Персей и Горгона Медуза · Эдип против Фив · Тесей и Минотавр · Триптолем |
Портал
Полезное
Смотреть что такое «Гестия» в других словарях:
Гестия — (Εστια, Vesta). Богиня домашнего очага, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, оставшаяся девой. Ее призывали в начале и в конце всякого жертвоприношения. Она же считалась покровительницей государственных общин, представляющих собой как бы большие… … Энциклопедия мифологии
Гестия — >. до н. э.). Мрамор. Рим, Ватиканские музеи. /> Гестия. Римская копия. С греческого оригинала (. до н. э.). Мрамор. Рим, Ватиканские музеи. Гестия. Римская копия. С греческого оригинала (. до н. э.). Мрамор. Рим, Ватиканские музеи. Гестия в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
ГЕСТИЯ — 1) греческая богиня очага и целомудрия; то же, что римская Веста. 2) астероид, открытый в 1857 г. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕСТИЯ Греческая богиня очага, тоже, что у римлян Веста. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка
гестия — Веста Словарь русских синонимов. гестия сущ., кол во синонимов: 5 • астероид (579) • богиня … Словарь синонимов
Гестия — и, ж. В греческой мифологии: богиня домашнего очага, старшая дочь титана Кроноса и титаниды Реи, олимпийское божество. Этимология: Греческое Hestia. Энциклопедический комментарий: Гестия является покровительницей неугасимого огня начала,… … Популярный словарь русского языка
Гестия — 1) то же, что Веста (см.); 2) название 46 астероида (см. соотв. статью) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гестия — дочь Кроноса и Реи, юная греч. богиня огня и домашнего очага. Соответствовала рим. Весте. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
ГЕСТИЯ — • Έστία, Ίστίη (с дигаммой), Vesta, дочь Кроноса и Реи (Hesiod. theog. 453), сестра Зевса, богиня семейного очага. Посейдон и Аполлон искали ее брака, но она поклялась священной клятвой остаться навсегда девой. За это Зевс ей даровал… … Реальный словарь классических древностей
Гестия — (греч. Hestia) в греческой мифологии богиня домашнего огня, дочь Крона и Реи, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры и Деметры. Огонь Г. горел в каждом греческом городе, его пламя сохраняли колонисты как символ неразрывной связи с метрополией.… … Античный мир. Словарь-справочник.
Гестия — в греч. миф. богиня домаш. очага, старшая дочь Кроноса и Реи. Покровит. неугасим. огня начала, объед. мир богов, человеч. общество и каждую семью. Целомудр., безбрачная, пребывает в полном покое на Олимпе, символизируя незыбл. космос. В… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Богиня Гестия
Цитаты классической древнегреческой литературы
Гесиод. Теогония. 453-497. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 38-39) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых –
Деву-Гестию, Деметру и златообутую Геру,
Славного мощью Аида, который живет под землею,
Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея [Посейдона],
Гомеровские гимны. IV. К Афродите. 29-32. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 150) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Дал ей [Гестии] отличье прекрасное Зевс в возмещенье безбрачья:
Жертвенный тук принимая, средь дома она восседает;
С благоговеньем богине во всех поклоняются храмах,
Смертными чтится она как первейшая между богами».
Общая информация
Общие сведения | |
Родители | Кронос и Рея |
Братья и сёстры | Деметра, Гера, Зевс, Аид, Посейдон |
Функции | Богиня домашнего и общегородского очага, середины мира, алтарей, жертвоприношений, гостеприимства (вместе с Гермесом), домоустройства и жилого строительства. |
Место обитания | Гора Олимп (или Дельфы) |
Символы | Пылающий очаг, жертвенный огонь. |
Атрибуты | Сосуд для углей, зажжённый факел, головное покрывало из тонкого полотна (лат. infula – символ скромности и чистоты). |
Священные животные | Свинья, осёл |
Священные растения | Витекс священный (Целомудренник, Прутняк). |
Свита | Нимфы – они сопровождали всех олимпийских богинь. Вероятнее всего, Гестии прислуживали Океаниды. |
Партнёрство | Гермес, как охранник дома и покровитель гостеприимства. |
Внешний вид | Изображалась в виде молодой, кроткой девушки, скромно и просто одетой. Её можно узнать по длинному, закрывающему ноги и всю фигуру пеплосу и покрывалу или повязке на голове. В руке богиня держала цветущую ветку витекса, жертвенный сосуд, лампу, факел или посох. |
В римской мифологии | Веста |
Богиня домоустройства и семейного быта
Имя Гестия переводится с греческого как «очаг» – производное от праиндоевропейского h₂wes, что означало «живой», «проживает» и «сжигать». Для приготовления пищи и обогрева помещений античные греки использовали большую жаровню, которая устанавливалась в самом просторном помещении, называемом «ойкос». Здесь была сосредоточена домашняя жизнь: происходили самые важные события, собиралась семья, приносились жертвы богам. В потолке над жаровней оставляли круглое отверстие для отвода дыма – своего рода атриум на четырёх колоннах. Наряду с бытовой, он выполнял и сакральную функцию: связывал земное человеческое жильё с горним миром.
Очагом дорожили, его называли «сердцем дома» и святилищем Гестии. Богиня олицетворяла пылающий огонь, что роднит её с индийским Агни и зороастрийским Атару.
Покровительница дома
Гестия считалась хранительницей всего, что связано с домом: людей, в нём живущих, имущества, отношений. Круглый очаг, одновременно служивший её алтарём и жертвенником, устанавливали в самом центре жилища, в пастаде – небольшом зале, открытом во внутренний дворик. Богиня входила в триаду олимпийцев-покровителей домашнего хозяйства вместе с Зевсом Геркеем и Гермесом. Огонь в очаге поддерживался постоянно – за этим следила старшая хозяйка дома, хотя в исключительных случаях её функции мог выполнять мужчина.
На ночь тлеющие угли покрывали золой, чтобы не прогорели до утра. А, проснувшись, спешили добавить новые сухие щепки. Погасший по недосмотру огонь, предвещал невзгоды и бедствия для всей семьи. Пылающий очаг, напротив, служил лучшей защитой – это представление было отголоском ещё более древних, неолитических верований.
Богиня жилой архитектуры
Гестия открыла людям секреты строительства жилья и его обустройства. Её называли богиней архитектуры, наряду с Аполлоном и Афиной. Древнегреческий историк и мифограф Диодор Сицилийский писал: «…Гестия открыла, как строить дома и в благодарность за это благодеяние, её святыню устанавливают в каждом из них. Там богине воздаются положенные почести и приносятся жертвы». Центральная часть каждого греческого дома посвящалась Гестии.
Покровительница семьи
Гестия – одна из трёх олимпийских богинь, которые не поддались чарам Афродиты. Несмотря на обет девственности, она стала покровительницей семейной жизни, что в античности не вызывало противоречий. Например, целомудренная Артемида помогала роженицам и отвечала за счастливый брак.
Все самые важные семейные обряды, связанные с продолжением и укреплением рода, а также ростом его благосостояния, проводились у очага, а значит, под покровительством Гестии.
Защитница неприкосновенности жилища
Влияние Гестии простиралось до границ человеческого жилья. Никто посторонний без разрешения не мог их нарушить. В этом аспекте богиня выступала в тандеме с Гермесом, который имел сходные функции. Являясь с одной стороны богом воров, он, с другой, охранял от них дом вместе с имуществом.
Снаружи у входной двери устанавливали гермы – квадратные столбы, которые символизировали Гермеса и служили оберегом от «незваных гостей». Внутри дома располагался круглый священный очаг Гестии. Таким образом, обеспечивали двойную защиту: изнутри и снаружи.
В гомеровском гимне есть обращение к двум божествам-защитникам: «Приходите и живите вместе в этом славном доме в дружбе… привет, дочь Кроноса и ты, Гермес, носитель золотого жезла!».
Богиня домашнего очага
Как олицетворение огня, Гестия выполняла все его функции:
«Славная твоя доля и твоё право. Смертные не устраивают пир, пока не нальют… сладкого вина для приношения Гестии, как первого, так и последнего», – говорится в гомеровском гимне.
Объяснение ритуалу кроется в мифе о Кроносе, от которого произошли боги-олимпийцы первого поколения. Титану пришлось проглотить новорожденных детей, чтобы кто-то из них в будущем не лишил его власти. Гестия, как старшая дочь, родилась и попала в желудок Кроноса раньше всех. Прошло время и Зевс заставил отца изрыгнуть сестёр и братьев обратно. Теперь старшая дочь вышла из чрева последней, вслед за богами, проглоченными позже. Поэтому во время пира ей приносили первую и завершающую жертву.
Богиня очага на Олимпе
Гестия поддерживала огонь и во дворце олимпийских богов. Поэтому она никуда не отлучалась и не участвовала ни в ратных, ни в будничных делах других небожителей. Платон, опираясь на образ богини, постоянно пребывающей в небесном доме, называл её «сутью бытия».
Покровительница гостеприимства
В этой ипостаси Гестия вновь действовала в союзе с Гермесом, который, в числе прочего, был богом путешественников. Он оберегал человека, пока тот находился в дороге. Но как только путник переступал порог чьего-то дома, его встречал пылающий очаг Гестии, обеспечивая тепло, защиту и ужин. В Древней Греции существовал обычай открывать двери перед любым незнакомцем, если он нуждался в приюте.
Эпизод, подтверждающий эти слова, можно найти в «Одиссее» Гомера. Главный герой, оказавшись далеко от родины в стране феаков, направился во дворец местного правителя, где сел в пепел очага и умолял помочь ему вернуться в Итаку. Таким образом, Одиссей показывал зависимость от воли чужеземцев и, одновременно, отдавал себя под покровительство Гестии. Чтобы не вызвать гнев богини, феакам пришлось исполнить его просьбу.
Богиня общественного очага
Греческий полис, в каком-то смысле представлял собой большую семью, поэтому в его политико-культурном центре – на агоре, обустраивался городской общественный очаг. Это было одно из самых значимых мест для каждого эллина. Очаг располагался в пританее – административном здании, где проводили встречи с иностранными послами, просителями или гостями, а также чествовали именитых горожан, например, победителей Олимпийских игр. Здесь же бесплатно питались высшие чиновники – пританы, руководившие заседаниями городского совета (буле).
Пританей был позаимствован из микенской традиции и копировал царский дворец (мегарон), в тронном зале которого постоянно горел низкий круглый очаг-жертвенник. В VII – VI вв. до н. э. здание строили прямоугольным с перистильным двором в центре. Позднее, в классическую эпоху, на афинском Акрополе возвели более совершенный пританей в форме толоса (круглое куполообразное сооружение). Аналогичным образом римляне строили храмы Весты.
Общественное святилище Гестии, называемой Прутанитис (хранительница), включало помимо очага, статую богини. Огонь в нём поддерживали шесть незамужних девушек знатного рода, специально выбранных для этой цели. Перед каждой сессией городского совета или при смене магистрата, пританы приносили в святилище жертвы.
Если общественный огонь случайно гас, его разжигали от солнца с помощью параболического зеркала или путём трения двух кусочков дерева. Другие способы считались «нечистыми». От центрального очага в пританее, при необходимости, зажигали домашние.
Во время вторжения персов на греческую землю, в V в. до н. э., по совету Дельфийского оракула, все полисы потушили общинные очаги. Считалось, что их осквернили своим присутствием завоеватели. Новый огонь был принесён из Дельф – крупнейшего религиозного центра античности.
Покровительница колонистов
В VIII – VI вв. до н. э. началась великая греческая колонизация – активное освоение прибрежных зон Средиземного и Чёрного моря. Переселенцы везли с собой угли из общественного очага метрополии (μητρόπολις в переводе означает «материнский город»), чтобы зажечь священный огонь на новом месте.
Богиня жертвенного огня
В эпоху античности, очаг одновременно являлся и алтарём, на котором приносили жертвы домашним (сокровенным) божествам-хранителям. Гестия, как персонификация священного огня, присутствовала на каждом таком ритуале. Аналогичным образом, с неё начинались жертвоприношения в храмах всех олимпийских богов, в том числе Зевса и Афины, культ которых был наиболее развит в Классической Греции.
Имя богини огня и очага упоминалось первым:
Отсюда пошло крылатое выражение: «Начать с Гестии». Подразумевалось, что делу дан правильный ход и оно должно завершиться благополучно. Кроме того, богине предназначалась лучшая часть ритуальных даров.
Отражение в мифах
Исключительным правом открывать любое жертвоприношение, свою старшую сестру наделил Зевс, в качестве награды за обет девственности. Гестия присягнула, что никогда не выйдет замуж, после того как, по наущению Афродиты, сразу два бога – Посейдон и Аполлон попросили её руки. «Чистая дева… упорно отказывалась, уверяя, что совершенно не желает этого. Коснувшись головы Зевса, который держал эгиду, она поклялась великой клятвой, что будет девицей во все свои дни. Тогда отец богов вместо брака дал её высокую честь занимать место в центре любого дома, а также иметь самую богатую долю (в жертвоприношениях). Во всех храмах богов она получает первое приношение и среди смертных она – главная богиня», – говорится в гомеровском гимне.
Три основных аспекта
Гестия реже других богов упоминается в античной мифологии. Но, судя по могуществу, которым наделяли её авторы древности, она была центральным культовым божеством, участвуя во всех религиозных обрядах. Поскольку связь с олимпийскими богами осуществлялась через сжигание жертвоприношений.
Три главных религиозных функции: