За что отвечает богиня тюхе
Женские архетипы. Тихе
Тихе (Тюхе, Фортуна) — архетип, в котором соединяются противоречивые желания безграничного контроля над своей и чужими жизнями, и абсолютное бесстрашие перед последствиями.
Тихе — женщина, у которой множество идей и связанных с ними эмоций, которые постоянно меняются, причем идеи могут быть кардинально противоположными. Это архетип легкой и веселой, но в то же время очень властной и эмоционально возбудимой женщины.
Такие женщины очень любят наблюдать за жизнью друзей и знакомых, советовать им как следует действовать. Часто Тихе формирует и направляет жизнь членов своей семьи. Эта женщина всегда знает, как правильно действовать в данный момент, но не может планировать будущее, поскольку многое в ее жизни зависит от сиюминутного импульса.
Тихе немного парадоксально строит отношения с людьми, она выбирает круг общения по типу «нравится — не нравится» не имея для этого довольно веских оснований. Бушующая эмоциональность в таких случаях выражается или в полном принятии несмотря на недостатки или в постоянной борьбе с мнимыми врагами несмотря на их достоинства. Точно как в мифах — если кто-то наверху Колеса Фортуны, то кто-то неизменно должен быть и внизу.
Женщинами Тихе воспринимается как эмоциональная, добрая и сочувственная подружка. Тихе любит слушать откровенные женские разговоры, в которых ее мысль ценится и учитывается. Ее подруги часто руководствуются советами Тихе, тем самым снимая с себя часть ответственности за свои поступки, ей же нравится возможность управлять, и связанное с ней ощущение власти и контроля. Она редко чувствует искреннюю жалость к страданиям других.
Тихе довольно хороший манипулятор, может кого-то привлечь в свой круг общения, но если по какой-то причине человек становится ей неприятен, она мастерски делает так, чтобы сами обстоятельства и отношение окружающих не разрешили ему остаться на прежнем месте и в том же положении. Все эти логические действия обычно провоцируются мощным эмоциональным импульсом — через один неверный шаг подруги, небрежное слово или действие. Но эмоциональность также играет роль, когда через сравнительно короткий промежуток времени дружба восстанавливается так же внезапно, как и прекратилась.
В отношениях с мужчинами она чем-то напоминает Афину своей холодностью в достижении цели, но Тихе может довольно часто, ярко и чувственно влюбляться в разных по статусу и внешности мужчин, с которыми ей должно быть интересно. Если Тихе влюбляется, она старается помочь объекту симпатии, но не может не проявить свой сущности, и со временем начинает им манипулировать, принимая участие во всех его начинаниях, направляя его в работе или просто работая рядом, давая советы. Такая женщина наверняка захочет знать все о своем мужчине, что с ним происходит и что он чувствует.
Женщине, которая владеет элементами архетипа Тихе необходимо научиться отделять свою жизнь от близких ей людей и соблюдать границы личной свободы каждого. Все контролировать невозможно, поэтому в некоторых случаях ситуацию лучше просто отпустить в свободное плавание.
© Э.В. Карепова, 2009 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора
Культ богини Тихе (Фортуны)
Богиня Тихе (Фортуна) является богиней удачи и счастливого случая. В греческой мифологии она часто является исполнительницей воли Зевса, но одновременно это самостоятельное божество: Тихе (Фортуна) сама решает, кого наградить, а кого — отвергнуть. И взывать к ней бесполезно.
По этой причине культ Тихе был достаточно своеобразным: ее и почитали, и боялись, и даже презирали: считалось, что она одаривает недостойных, а честных людей обходит стороной. Именно поэтому Тихе (Фортуну) часто изображали с завязанными глазами.
Что это за богиня
Изначально Тихе (Фортуна) была богиней материнства (слово “фортуна” является производным от италийского Ferre — вынашивать) и покровительницей всех женщин. Позднее ее функции стали отождествляться с функциями греческой богини Тихе.
В конечном счете ее стали считать богиней удачи и переменчивого счастья.
Праздник архаической Фортуны совпадал с днем почитания богини деторождения и брака. Поэтому эта богиня считалась защитницей как римских матрон, так и юных дев.
Сохранилось немало записей времен императорского Рима. Там говорится о почитании в Риме богини Фортуны-покровительницы. Ее изображение было практически на всех монетах Рима.
Что говорили древние
Эта богиня была очень популярной среди богов римского пантеона. Как и большинство других богов, она почиталась под тысячами имен и прозвищ.
Это подтверждают слова Плиния Старшего. Он писал о том, что “По всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, её одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают. С бранью почитают её изменчивую, многие считают её слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей насчёт ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу”.
В своей “Олимпийской оде” Пиндар писал о Тихе, как о “богине-спасительнице”, которая способствовала процветанию города. Он писал о том, что ее рука направляет корабли в океане, и “правит на суше маршем диких войск и собраниями мудрых советников”.
В “Истмийской оде” он говорил о том, что дары этого божества приносят не только добро, но и зло.
Некий аноним писал, что Тихе является “началом и концом человечества”. Он полагал, что от капризного божества все-таки в большей степени исходит добро. Далее он пишет так: “Благодать сияет вокруг твоего золотого крыла, и то, что дает твоя чаша весов, приносит счастье; ты видишь выход из тупика в бедах и освещаешь ярким светом темноту, о величайшая из богинь».
В своей книге “Агамемнон” Эсхил, описывая путешествие царя Агамемнона, писал о том, что, вероятно, его корабли хранила божественная сила: “вероятно, Спасительница Фортуна решила сесть на борт нашего корабля, чтобы он не попал в шторм и не налетел на скалу”.
Эсхил еще раз обратился к образу этой богини в книге “Несущие освобождение”. Там он пишет не только о весах Дике, но и о том, что Тихе является “повелительницей всех богов”. Он уверен в том, что: “другие имена даны ей напрасно, потому что она одна распоряжается всем, как хочет”.
Основные символы божества
К Фортуне часто обращались как к “Госпоже вод”. Считалось, что ее очень сильно боятся мореходы. Самые известные символы богини:
Фортуне (Тихе) приписывалось и покровительство морякам. Кстати, считается, что по этой причине пираты стали называть себя “джентльменами удачи”.
Тихе благосклонно относилась к путешественникам. Про удачливого морехода обычно говорили, что он находится в прислугах у Фортуны.
Один из известных символов Тихе (Фортуны) — шар. Изначально он указывал на непостоянство. Но люди эпохи Возрождения считали иначе: по их мнению, шар символизировал мир, над которым простиралась власть божества.
Древняя латинская поговорка звучит так: “Сиденье Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное”. Тихе (Фортуну) часто изображали балансирующей на шаре. Ее антагонистом уже во времена поздней античности (а потом — и в средневековье) была Добродетель. Древние изображали ее в виде мужской фигуры (обычно для этой цели служило изображение Геракла). Добродетель (Доблесть) сидела на кубе, который символизировал устойчивость и постоянство.
В эпоху географических открытий, Фортуну стали изображать на глобусе.
Колесо Фортуны
Идея, что судьба капризна, обычно представлялась в облике богини Тихе (Фортуны). Позднее божество вобрало в себя черты непостоянства.
Боэций (480-542 гг) в “Утешении философией” описывал Колесо Фортуны. Согласно его описанию, оно поднимало падших и унижало возгордившихся.
На одну сторону колеса карабкалась фигура, преисполненная надежды. Сама богиня Тихе (Фортуна) была представлена в виде женщины, которая сидела на вершине колеса с диадемой (короной) на голове.
Культ божества
Культ Фортуны первоначально возник в Лации (в римской провинции, расположенной на Аппенинском полуострове). Потом он распространился в римской империи антониновской эпохи.
Считается также, что культ божества “родился” в Риме благодаря полулегендарному царю, Сервию Туллию.
Анализ относящихся сюда легенд, и сопоставление римского сказания о Сервии с легендой о сказочном царе и основателе города Пренесты, дающей к тому сказанию ряд поразительных параллелей, приводит к заключительному выводу, что в основе легенды о рождении Сервия легла этиология важнейших обрядов. Огромное значение имел обряд прикладывания новорожденных к огню домашнего очага.
Считается, что легендарная царская личность была придумана для объяснения происхождения культа богини счастья.
Некоторые культурологи и историки полагают, что культ богини как защитницы женщин был основан римскими матронами. Так они пытались отблагодарить Фортуну (Тихе) за то, что та вняла их просьбе, и уберегла Рим от Кориолана.
Древние римляне полагали, что эта богиня является покровительницей юных дев и замужних женщин (особенно тех, кто сохранял верность своему супругу).
С течением времени Тихе (Фортуна) стала богиней счастливого случая. По мнению некоторых исследователей, это произошло под влиянием культа Фортуны Первородной (Примигении).
Там, где был распространен культ богинь-Матерей, легко прививался культ Фортуны (а также Исиды, Юноны и Кибелы), также носивший уже не локальный, а общий характер. Совмещая в себе все свойства и функции богинь Матерей, эти богини были уже могучими мировыми божествами, часто со своей сложной теологией.
В храме Фортуны Примигении в Пренесте давались предсказания по надписям на дубовых табличках, что и сделало ее в первую очередь богиней судьбы.
Культ Фортуны Примигении дополнил культ других Фортун с разными эпитетами, якобы введенный любимцем этой богини Сервием Туллием.
Храмы, посвященные Тихе (Фортуне) стали появляться на территории римской империи примерно с 6 в до н.э. Примерно в это время стали появляться и скульптуры богини Фортуны.
Предметом культа в каждом храме была большая статуя богини Фортуны. Перед ней возносились мольбы, ей приносились жертвы.
Некоторые храмы божества полностью или частично дожили до наших дней. Наиболее полное представление о культовых сооружениях римской республики дают сохранившиеся лучше других круглый и прямоугольный храмы на Бычьем форуме. Прямоугольный в плане ионический псевдопериптер (тетрастиль) ранее назывался храмом Фортуны Вирилис. Ныне, принимая во внимание, что рядом находился порт Рима, его определяют как храм бога Портунаса.
Portumnus (Храм Фортуны Virilis)
на Пьяцца Уста истины в Риме 100 г. до н. э. Италия
В остийском доме Фортуны Аннонарии хорошо сохранился зал с абсидой и статуей, фонтанами, арочными входными пролетами.
Фортуна хорошо известна как покровительница Карнунта (именно так она именовалась в надписях). Она имела храм в Карнунте, и известен был жрец богини, Юлий Флорентин.
Еще в императорские времена было немало алтарей Фортуны-покровительницы. Их могли воздвигать не только отдельные личности, но и легионы. Поэтому считалось, что богиня покровительствует как определенным людям, так и легионам, и государству в целом.
С глубокой древности до прихода христианства существовал культ богини Фортуны Перворожденной (именно ей посвящали первого ребенка), Публики (богиня покровительствовала римской империи) и Приваты (покровительница семей).
Храм Фортуны Сегодняшнего дня.
Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra). Рим, Италия
В более позднее время появился культ богини Тюхе (Фортуны) Пантеи (всех богов), с которой часто почему-то отождествлялась египетская Изида (впрочем, римлянам было свойственно перенимать у других народов те культы божеств, которые им очень нравились).
Эту богиню изображали как женщину, которая держит в руках рог изобилия, сыплющего монеты. Иногда ее изображали стоящей на шаре (как признак неустойчивости). Во времена поздней античности (примерно 4-5 вв) ее изображали на колесе (символ изменчивости счастья) и с повязкой на глазах.
Над входом в храм Изиды (Исиды) была надпись, сообщавшая о том, кому именно принадлежит этот храм. На фасаде находились мраморные рельефы, на которых богиню представляли в разных сценах. Изображение Фортуны значилось на фронтоне и на фасаде храма. В руке Фортуна держала рог изобилия: он символизировал обещанный каждый им императоров золотой век.
Богиня Тюхе в греческой мифологии
Богиня Тюхе в греческой мифологии олицетворяла удачу, случай и судьбу. Она не такая известная, как Гера, Деметра или Афродита. Расцвет ее культа пришелся на эпоху эллинизма.
Происхождение богини
Первое упоминание о Тюхе встречается в гимне обращенном к богине Деметре. Его автором был знаменитый Гомер и Тюхе представлена там как океанида и спутница Персефоны.
Другой автор, у которого она упоминается – Гесиод. Этот поэт живший на рубеже VIII-VII веков до н.э. назвал ее дочерью Океана и Тефиды. Согласно древнегреческой мифологии, Океан был богом мировой реки, которая омывала сушу. Вместе с Тефидой он “породил” многочисленное потомство различных божеств.
Помимо этого, Тюхе упоминается у следующих древнегреческих авторов:
В мифологии Древнего Рима богине Тюхе соответствовала богиня Фортуна. Римляне заимствовали ее культ у италийских племен. Древнейший ее храм относится к 194 году до н.э.
Рис. 2. Статуя Богини Тюхе.
Особенности культа
Расцвет культа этой богини пришелся на эпоху эллинизма, то есть IV-II века до н.э. Она стала покровительницей городов за пределами Греции. Например, Александрии Египте и Антиохии на Ближнем Востоке. Однако, первые места почитания ее появились в V веке до н.э. Это были Афины, а позже еще одним местом ее особого почитания стал город Итанос на Крите.
ЕЕ атрибутами были рог изобилия или колесо. Как следствие, в римский период появилось выражение “Колесо Фортуны”.
Сохранились изображения богини Тюхе и в форме барельефов, мраморных скульптур и на оборотах монет. На последних она появилась в III веке до н.э. и встречалась даже в период поздней Римской империи, например, около 244 года н.э.
Рис. 3. Богиня Тюхе изображение.
Что мы узнали?
Для понимания культуры Древней Греции и пантеона ее богов следует знать, богиней чего была Тюхе. Ее культ продержался несколько столетий и сохранился даже в римский период.
За что отвечает богиня тюхе
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Тиха (Тихе), богиня счастливого случая и случайности
Тиха (Тихе, Тихея, Тюхе), греч. — дочь Океана и Тефиды, богиня случайности, счастливого случая.
Жила на Олимпе, входила в свиту Зевса; из остальных богов ей был наиболее близок бог богатства Плутос, которого она опекала с его рождения вместе с богиней мира Эйреной. В пословицу вошел ее рог изобилия — случайно отломившийся рог козы Амалфеи, которая вскормила своим молоком Зевса. Сам Зевс наполнял этот рог разнообразными дарами, а Тиха раздавала их своим любимцам. (Согласно некоторым авторам, этот рог украшал некогда голову речного бога Ахелоя, а Геракл, боровшийся с Ахелоем, отломал рог.)
Первоначально Тиха считалась лишь спутницей других богов; в самостоятельное божество она превратилась лишь в конце классической эпохи. По мере распространения культа Тихи многие эллинистические города стали считать ее своей покровительницей. С Тихой в значительной мере сливались римские богини Фортуна и Фелицитас (Фелица), богиня счастья.
Античные художники обычно изображали Тиху на шаре, с распростертыми крыльями, что должно было символизировать ее неустойчивость, непостоянство. И наоборот, Тиху-покровительницу городов изображали сидящей, с венцом в виде городских стен с воротами. К числу лучших ее статуй относятся «Тиха из Остии» (с рогом изобилия в левой и с рулевым веслом в правой руке), «Тиха Антиохийская» (копия работы Евтихида 3 в. до н. э.), «Тиха из Прусы» (2 в. н. э.) и «Тиха Фессалоникийская» с триумфальной арки императора Галерия (4 в. н. э.).
Также Тюхе — гипотетическая планета — газовый гигант, расположенная в облаке Оорта Солнечной системы.
Орфический гимн богине Тихе (Фортуне)
Богиня Фортуна (Тихе) также известна под другими именами: Тюхе и Фелиция (Счастье). Это божество удачи, счастья, процветания и изобилия.
Согласно древнему преданию, Фортуна была дочерью Океана и Тефиды. А еще она была любимицей Зевса, и входила в его свиту.
Не было богини, которую почитали бы больше. Фортуне строили храмы, скульпторы делали ее изваяния, а поэты и философы посвящали ей свои произведения.
Орфический гимн Фортуне читали все: и почтенные замужние женщины, и юные девы, и воины, и мореходы, и даже правители.
Орфический гимн
Вот так звучит орфический гимн Тюхе на русском:
Видео орфического гимна Тихе (Фортуне)
На древнегреческом
Δεῦρο, Τύχη, καλέω σ’, ἀγαθὴν κράντειραν ἐπ’ εὐχαῖς,
μειλιχίην, ἐνοδῖτιν, ἐπ’ εὐόλβοις κτεάτεσσιν,
Ἄρτεμιν ἡγεμόνην, μεγαλώνυμον, Εὐβουλῆος
αἵματος ἐκγεγαῶσαν, ἀπρόσμαχον εὖχος ἔχουσαν,
τυμβιδίην, πολύπλαγκτον, ἀοίδιμον ἀνθρώποισιν.
ἐν σοὶ γὰρ βίοτος θνητῶν παμποίκιλός ἐστιν·
οἷς μὲν γὰρ τεύχεις κτεάνων πλῆθος πολύολβον,
οἷς δὲ κακὴν πενίην, θυμῷ χόλον ὁρμαίνουσα.
ἀλλά, θεά, λίτομαί σε μολεῖν βίωι εὐμενέουσαν,
ὄλβοισιν πλήθουσαν ἐπ’ εὐόλβοις κτεάτεσσιν.
Призыв богини читался с большой осторожностью: Фортуна могла быть как беспристрастной, так и достаточно предвзятой. Она могла изменить жизнь человека, читающего призыв, как в лучшую, так и в худшую сторону.
Многие древние и современные поэты посвящали богине Фортуне стихи. Вот текст стихотворения-призыва Горация “К богине Фортуне”:
Богиня! Ты, что царствуешь в Антии!
Ты властна смертных с низшей ступени ввысь
Вознесть, и гордые триумфы
В плач обратить похоронный можешь.
Полностью текст стихотворения-призыва можно прочитать здесь: https://bogi-grecii.ru/goraczij-k-bogine-fortune-stih/
А вот стихотворение-призыв современного поэта, М.Асташиной:
Будь с нами Госпожа Фортуна,
Древнеримская Богиня Удачи.
Прочитать его (и другие произведения) полностью можно здесь: https://bogi-grecii.ru/posvyashhenie-bogine-fortune/
и здесь: https://bogi-grecii.ru/stihi-o-fortune/
Цитаты классиков о Фортуне
Клавдий Элиан (лат. Claudius Aelianus, ок. 170 г., Пренеста, под Римом — после 222 г.) — древнеримский писатель и философ, представитель так называемой «второй софистики». Писал по-гречески.) Пёстрые рассказы. Книга III. 23 (цит. по: Элиан. Пестрые рассказы. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963):
«Славны были победы Александра… Допустим в угоду тем, кто с этим не согласен, что он совершил все это лишь благодаря тому, что был баловнем судьбы. Все же, однако, царь не стал полностью ее рабом, хотя и питал веру в особую благосклонность к себе этой богини».
Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель). Медея. 159 (цит. по: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова // Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 9):
«Гнетет фортуна робких, — храбрый страшен ей».
Кто такая Фортуна
Считалось, что только великий Океан мог породить такую щедрую и величественную дочь. Но, согласно другим источникам, отцом богини был сам Зевс (Юпитер).
А еще Фортуна является вечной спутницей мойр. Мойры — это богини судьбы. И Фортуна также является богиней судьбы.
Соратницей Фортуны считалась богиня Форта (Форс). Это божество символизировало счастливый случай, или счастливую судьбу. В некоторых регионах римской империи обеих богинь объединили в одну. И “объединенное” божество получило “титул” богини удачи — Форс Фортуна.
Близкими друзьями и соратниками Фортуны были Плутон (Плутос) и Меркурий (Гермес), бог торговли, благополучия, денежного изобилия. Считалось, что именно Гермес является божеством, наиболее близким по духу Фортуне.
Одним из самых главных символов Фортуны является рог изобилия. Откуда он у нее появился? Легенда гласит, что Зевса которого его мать, Гея, спрятала от отца, Хроноса, вскормила коза. В благодарность за это владыка Олимпа взял животное на небо, и создал созвездие Козерога.
Коза была старая, и случайно рог отломился. Зевс подобрал этот рог, велел покрыть его золотом, и передал его своей любимице, Фортуне. Он сказал, что отныне этот рог будет рогом изобилия, и станет приносить удачу всем, кому она благоволит. Согласно замыслу Зевса, из рога изобилия сыпалось все, о чем только ни попросит любимец Фортуны. С этих пор Фортуна ходит с этим рогом, и одаривает всех, кто ей нравится.
Считалось, что фаворитом Фортуны может стать тот, кто любит деньги, и хочет хорошо жить.
Эта коза (по другой версии это была корова) в некоторых источниках также называется дочерью Океана и Тефиды. Получается, что она является родной сестрой Фортуны.
Еще одним символом Фортуны было колесо, и божество часто изображалось рядом с ним. Древнее поверье гласило, что это колесо может поднять наверх всех несчастных, нуждающихся в богатстве и процветании.
Тех, кто уже успел насладиться успехом и материальными благами, колесо Фортуны низвергало.
Еще одним атрибутом Фортуны был кадуцей. Это жезл с двумя небольшими крылышками. Считалось, что кадуцей попал в руки божеству по той причине, что оно почиталось вместе с Гермесом-Меркурием, атрибутом которого также был этот жест. Символика кадуцея огромна: свет и тьма, день и ночь — словом, любые противоположные друг другу вещи.
Культ божества
Считается, что расцвет культа Фортуны пришелся на времена правления императора Августа. Он считал Фортуну своей покровительницей. При нем активно строились храмы божества. Обращение к богине Фортуне читались повсеместно. Во всех уголках римской империи устраивались праздники в честь богини.
Изображения божества встречались на:
Они были своего рода талисманами. С их участием римляне читали гимны богине Фортуне для привлечения денег.
Пытаясь понять, как задобрить богиню Фортуну, власти города установили на римском Капитолии гигантскую статую богини. В Пренесе сохранился храм божества: там в посвященные ему праздничные дни проводились ритуалы к богине Фортуне.
Когда столица империи была перенесена в Константинополь, римляне продолжали строить святилища для своих богов. Храм Фортуны был одним из самых больших и роскошных.
Фортуну уважали многие жители Рима, но особенно пылко обращения римской богине Фортуне читали земледельцы. Правильно прочитанная мантра богини Фортуны могла умилостивить капризное божество, и оно посылало им щедрый урожай, или радовало хорошей погодой.
Древнеримский праздник Фортуны назывался Фортис. Он отмечался в июне, и изначально был посвящен земледелию и силам природы.
Во всех уголках римской империи было построено большое количество алтарей этого божества.
Ей поклонялись купцы, люди искусства, а также воины. В нашем понятии Фортуна изображается легкомысленным существом: современный человек любит оперировать фразами вроде “Фортуна отвернулась”, “Фортуна любит”, “Фортуна ненавидит”. С одной стороны это верно, но, с другой стороны, Тихе никак нельзя назвать легкомысленным божеством. Она — сама судьба. она может как щедро одарить, так и сурово наказать. Поэтому к ней в древности относились с должным уважением, и даже с трепетом.
Основные эпитеты божества:
Храмы Тихе и Фортуны
Самым древним храмом этого божества был храм, который находился на Бычьем форуме в Риме. Еще один известный храм был построен в 194 г до н.э. на Квиринале.
Примерно с 101 г в Риме был построен еще один храм Фортуны. А чуть раньше, в 180 г диктатор Кв.Фульвий Флакк построил храм, посвященный Фортуне, покровительнице римской конницы. Этот храм был посвящен счастливой кавалерийской атаке в кельтиберской войне 180 г.
Посередине Агоры, древней торговой площади античного Сиде, находится храм богини Тихе. По древнему преданию, культ божества появился благодаря стараниям полулегендарного царя Сервия Туллия: благодаря благосклонности Фортуны, он из рабы превратился в царя.
Храм, построенный в античном Сид во 2 веке н.э. был почти полностью разрушен землетрясениями и войнами. Только несколько лет назад его частично восстановили из древних фрагментов.
В древности этот храм представлял собой огромную пирамиду с большим куполом и с 12 сторонами. На своде были изображены все знаки Зодиака.
Сейчас восстановили подножие храма, его вход, перекрытие и несколько колонн коринфского ордера с капителями.
По приказу императора Августа было построено святилище Фортуны Редусской. Этот храм был посвящен счастливому окончанию войн на востоке. Это было великолепное здание, выполненное из белого мрамора. Оно стояло на холме возле виа Пренесте.
Внутри храма, на каменном постаменте находилась мраморная статуя богини Фортуны. Статуя была выполнена в натуральную величину. Скульптор изобразил красивую молодую женщину. На ней была надета простая накидка, которая складками ниспадала до самой земли. В правой руке божество держало рог изобилия, а в левой — корабельный руль.
Этим скульптор хотел показать, что Фортуна не только приносит богатство и урожай, но и является бессмертным божеством, управляющим человеческими судьбами.
Культовые изображения божества
Античные художники изображали Фортуну, стоящей на шаре. Нередко ее изображали с крыльями, что (вместе с шаром) символизировало непостоянство божества. Этот символ расшифровывается так: богиня катится то к одному человеку, то к другому.
Некоторые художники и скульпторы изображали Фортуну как покровительницу городов: считалось, что она приносит удачу как отдельным городам, так и государству в целом. На голове божества при этом устанавливалась корона, которая представляла собой уменьшенную копию городской башни, или стены.
Такие изображения стали появляться ближе к 1 веку н.э. Солнце на короне означало равновесие и постоянство. Древние считали так: если Фортуна полюбила человека, она будет постоянно одаривать его.
А полюбить божество могло абсолютно любого, кто только соответствовал ее требованиям. Особенно она была благосклонна к тем, кто стремился к чему-нибудь, доверял ей, и просил ее о помощи. Такому человеку Фортуна давала все, что он только ни просил.
Еще Фортуну изображали с повязкой на глазах. Это объяснялось так: богиня не смотрит на то, что человек представляет собой. Она способна одарить богатством любого.
Есть и другая трактовка. Некоторые культурологи и мифологи считают, что с закрытыми (с завязанными) глазами было принято изображать грозных божеств. Взгляду таких богов приписывали смертоносную силу: открыв глаза, такой бог мог легко испепелить того, кто оказался у него на пути, ил превратить несчастного в камень.
Такую же силу приписывали и Фортуне. Это отчасти сближает ее с другой грозной богиней, Фемидой (богиня правосудия).
Фортуна Публия считалась покровительницей римского народа. Ее статуи стояли вместе со статуями Меркурия-Гермеса. Некоторые, особенно религиозные римляне, называли эту богиню Матерью.
Древние о Фортуне
Греческая богиня Тихе нередко встречается в баснях Эзопа. Одна из них описывает бедного земледельца, который изо дня в день трудился в поте лица, но все равно не мог наесться досыта. и накормить свою семью. И вот, однажды и ему улыбнулась удача: в борозде, сделанной волом, заблестело золото. Земледелец обрадовался, взял сокровище, и через некоторое время поставил жертвенник богине Гее: он был уверен, что именно она сделала его богатым. Богиня Тихе / Фортуна, чувствуя себя обиженной, сказала так: «Теперь ты не приносишь дары, которые ты нашел, моему святилищу, но ты предпочитаешь сделать других богов участниками твоей удачи. Но когда твое золото украдут и ты опечалишься, ты прежде всего будешь жаловаться мне, оплакивая потерю”.
Древнегреческая богиня судьбы и случая Тихе не раз упоминается у Элиана. В одном из своих произведений он писал о том, что правитель Митилены, Питтак, соорудил однажды лестницу для храмов. Это было своеобразное подношение богине Тихе: “…удача (Тихе) движется вверх и вниз, причем счастливчики как бы поднимаются вверх, а неудачники спускаются вниз”.
Элиан был искренне убежден в том, что Тихе покровительствовала Александру Македонскому. Но одновременно он уверен, что своей славой он обязан прежде всего себе самому: “Александр был воистину великим, потому что он не сдавался, когда она отворачивалась от него”.
Элиан вообще очень любил писать о богине случайности Тюхе, и рассуждать о ее вкладе в дела великих. С изрядной долей иронии он пишет об афинском полководце Тимофее: “Они высмеивали его на сцене, а художники изображали его спящим вместе с Тихе. Сюжет такой: богиня удачи Тюхе парит над его головой, и с ее помощью он захватывает и порабощает города”.
В своих “Законах” Платон также обращается к богине судьбы и случая Тихе. Рассуждая о воле Зевса и о почестях, Платон пишет так: “Большее воздается тем, кто более добродетелен, и меньшее — тем, кто имеет противоположный характер. Чтобы избежать недовольства масс, нужно использовать жребий и при этом молиться, призывая Зевса и Тихе, обращаясь к ним как к высшей справедливости”.
Заключение
Плиний Старший писал о том, что народ одновременно читает призыв богине Фортуне, воспевает ее в гимнах, и при этом проклинает, если она вдруг отворачивается.
Люди искали как благодарить богиню Фортуну, активно призывали ее, выполняли различные упражнения, прибегали к эзотерическим практикам.
И Плиний, и другие философы не раз отмечали, что это божество, как и любое другое, любит почтительное отношение к себе. Нельзя было заставить богиню “работать” на себя, нельзя было сомневаться в ней, и нельзя было забывать о ней: как и другие божества, она была очень мнительной, ревнивой и обидчивой.