За что отвечает бухгалтерия

Что делает бухгалтер на работе?

За что отвечает бухгалтерия. Смотреть фото За что отвечает бухгалтерия. Смотреть картинку За что отвечает бухгалтерия. Картинка про За что отвечает бухгалтерия. Фото За что отвечает бухгалтерия

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Что делает бухгалтер на работе?

За что отвечает бухгалтерия. Смотреть фото За что отвечает бухгалтерия. Смотреть картинку За что отвечает бухгалтерия. Картинка про За что отвечает бухгалтерия. Фото За что отвечает бухгалтерия

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Что приносит компании финансовый успех? Конечно, грамотная стратегия ведения бизнеса, команда, интересные проекты. А еще — безупречный бухгалтерский учет. Если он налажен некорректно, если фирма использует прибыль неразумно, а налоги рассчитываются с ошибками, то компания не сможет развиваться. Грамотное ведение финансовой деятельности — главная задача бухгалтера. О нем и его роли в компании расскажем ниже.

Значение бухгалтерии

Если фирма небольшая, один бухгалтер справится с начислением зарплаты, ведением «первички», отчетностью и уплатой налогов, с поставщиками, банком и кредиторами. Специалист должен обладать быстрой реакцией и компетентностью, чтобы вести полноценный бухучет. Но опасность в том, что бухгалтер становится незаменимым. А в случае отпуска или болезни финансовая жизнь компании может вообще застопориться, что приведет к проблемам.

В среднем и крупном бизнесе ситуация иная. В компаниях существуют финансовые отделы, где каждый работник отвечает за выполнение конкретных задач. Разграничение функционала обеспечивает взаимозаменяемость сотрудников, бесперебойный процесс бухучета. Но и здесь есть подводные камни:

Эти причины приводят к текучке кадров и сложности подбора действительно классных бухгалтеров и делопроизводителей — людей, которым можно полностью доверить тыл своего бизнеса.

Основные обязанности бухгалтера

Основные обязанности бухгалтера распределяются в соответствии с должностью и масштабами бизнеса, поэтому нельзя сказать, что существуют какие-то общие задачи, которые должен делать любой бухгалтер. Но в небольших компаниях есть бухгалтеры-универсалы.

Приведем примерный перечень его задач:

При отсутствии делопроизводителя на бухгалтерию ложится кадровый учет: оформление приема на работу и увольнений, расчет отпусков, подготовка приказов, выдача справок. Чаще всего эти функции делают стандартными обязанностями бухгалтера, входящими в его оклад, и дополнительно никак не оплачиваются, например, за совмещение штатных единиц бухгалтера и делопроизводителя. Это приводит к недовольству бухгалтера, конфликту с начальством и, что часто, некачественному ведению кадрового делопроизводства.

Результатом такой работы «для галочки» являются ошибки и просчеты, что в конечном итоге приводит к ненужному вниманию контролирующих инстанций, штрафам и судебным процессам.

Источник

Что входит в обязанности бухгалтера

Должностные обязанности бухгалтера — это перечень задач и функций, которые обязан выполнять работник, занимающий такую должность. Причем объем и сложность заданий могут варьироваться.

Знакомьтесь — бухгалтер

Ведение бухгалтерского учета — обязанность для организаций, закрепленная на законодательном уровне. Привилегий и освобождений от этого требования практически нет. Следовательно, в компании кто-то должен отвечать за работу финансовой службы.

В крупных фирмах бухгалтерскую работу выполняет целое структурное подразделение. В небольших — справится и один человек. А некоторые учреждения вообще передают бухучет сторонним компаниям. Например, централизованным бухгалтериям в бюджетной сфере и аутсорсинговым компаниям в коммерческой среде.

Но независимо от того, кто будет вести бухучет: сторонняя компания или штатный сотрудник, — требования к бухгалтерам определены законом. Кто же такой бухгалтер?

Бухгалтер — это ответственный работник, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с установленными нормами и требованиями. По сути, работник регистрирует операции и факты жизнедеятельности компании в специализированных формах документов (первичка, книги, журналы). И уже на основании учетных регистров составляет отчетность.

Используйте бесплатно шаблон должностных инструкций бухгалтера от КонсультантПлюс.

Специализация должностей и обязанности бухгалтера

Трудовые обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры предприятия, в котором он работает. Например, в маленькой фирме придется вести учет по всем объектам. В большой компании должности в бухгалтерии могут быть специализированы. Обычно специализации выделяют по категориям учетных объектов:

Замыкает перечень должность главбуха. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность отражения хозяйственных операций подчиненными, отвечает за составление финансовых и налоговых отчетов. Но обязанности бухгалтера по отчетности можно выделить, например, назначить отдельного работника для составления налоговых деклараций и расчетов.

Профессиональные стандарты

Для должности «бухгалтер» утвержден отдельный регламент — профстандарт. В отличие от классификации должностей по специализациям, профстандарт не предусматривает аналогичного дробления. Так, чиновники выделили всего три категории в профессиональном бухгалтерском стандарте:

Действующие нормативы закрепляет Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. Причем требования в части образования и необходимого опыта работы в занимаемой должности значительно ужесточены. Например, на должность руководителя бухгалтерской службы можно назначить работника с высшим образованием и опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет. Если у главбуха среднее профессиональное образование, то необходимый опыт работы увеличивается до семи лет.

Должностная инструкция

Порядок ведения бухгалтерской работы должен быть закреплен документально. Работодатель указывает некоторые задачи и общие функции в трудовом договоре со счетным работником. Но помимо этого, рабочий процесс следует детализировать специальным документом — должностной инструкцией.

Структура должностной инструкции:

Пример должностной инструкции главного бухгалтера

Разберем подразделы должностной инструкции подробнее.

Бухгалтерия: обязанности

Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.

Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):

Обязанности бухгалтера материального стола (имущество: основные средства, материальные запасы, склад)

Обязанности бухгалтера по расчетам

Обязанности главного бухгалтера:

Права и полномочия

Финансист не только выполняет обязанности, но и имеет ряд полномочий и прав. Например, счетный работник вправе требовать с работников компании своевременного предоставления первичных документов. К тому же бухгалтер может проводить встречные сверки с контрагентами, инспекцией и фондами для выявления задолженностей и корректировки правильности расчетов. Принимать участие в контрольных, ревизионных и прочих проверочных мероприятиях.

Права, полномочия и порядок взаимодействия с иными структурными подразделениями компании следует прописать максимально подробно и четко. Если оставить лишь общие формулировки, то споры и разногласия неизбежны.

Пример формулировок

Ответственность за проступки

Этот раздел должностной инструкции не может противоречить ТК РФ и иным нормативным актам. То есть работодатель не вправе ввести собственную систему штрафов за проступки, опоздания и иные отклонения от рабочих норм.

Какую ответственность предусмотреть:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и причинение морального ущерба — «в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации».

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности — «в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации».

Источник

Бухгалтерия

Основные задачи, стоящие перед бухгалтерской службой организации

Основные задачи, стоящие перед бухгалтерской службой организации заключаются в следующем:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Организационная структура бухгалтерии

Структура бухгалтерской службы зависит от вида деятельности, размеров организации и т.д.

В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерской службы: линейная (иерархическая), вертикальная (линейно-штабная) и функциональная (комбинированная).

При линейной (иерархической) организации структуры бухгалтерии все работники бухгалтерии получают задания и отчитываются непосредственно перед главным бухгалтером. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях.

При вертикальной (линейно-штабной) организации аппарата бухгалтерии создаются промежуточные звенья управления (отделы, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии получают задания от старших бухгалтеров соответствующих звеньев управления и отчитываются непосредственно перед старшими бухгалтерами.

Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях. При этом в структуре бухгалтерии могут создаваться отделы:

расчетный, который осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др.;

материальный, который ведет учет поступления и расходования материально-производственных запасов;

кассовый, который учитывает кассовые операции, операции по счетам в банках;

производственный, который осуществляет учет затрат и выпуск продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции;

учета готовой продукции, который осуществляет учет готовой продукции на складах и ее реализации;

налогообложения, который ведет учет налоговых платежей и составляет налоговые декларации;

общий, который осуществляет остальные операции и отражает их в Главной книге, составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность.

В крупных организациях кроме перечисленных отделов могут выделяться отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др. Кроме того, в структуру бухгалтерии могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого учета, налогового учета.

При функциональной (комбинированной) организации специальные структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, которые выполняют замкнутый цикл работ.

Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетенции.

Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в крупных организациях и организациях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственных финансово-экономических отношений.

При использовании любого типа организации структуры бухгалтерии только хорошо налаженные взаимоотношения с другими службами и подразделениями дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации.

При необходимости (большом объеме работ) в штат бухгалтерии может вводиться должность заместителя главного бухгалтера, через которого осуществляется взаимодействие главного бухгалтера с работниками и их группами.

При наличии более двух бухгалтеров бухгалтерская служба должна оформляться как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером, который руководит бухгалтерией.

Варианты организации бухгалтерии

В зависимости от уровня сосредоточения учетных функций в бухгалтерской службе организации различают централизованный и децентрализованный варианты организации бухгалтерского дела.

При централизации учетного процесса аппарат бухгалтерской службы сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется синтетический и аналитический учет на основании первичных и сводных документов, поступающих из подразделений организации.

В самих подразделениях происходит лишь первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности.

В случае децентрализации учетного процесса персонал бухгалтерской службы рассредоточен по производственным подразделениям организации, где ведется аналитический и синтетический учет, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений.

Главная бухгалтерия в этом случае сводит балансы подразделений, выполняет консолидацию баланса и отчетности по организации, контролирует постановку учета в подразделениях организации.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

За что отвечает бухгалтер?

Е.В.Данилова
Журнал «Главбух»,N 11, июнь 2001

Профессия бухгалтера всегда была нужной и важной, а за последние годы она стала еще и престижной. Бухгалтер находится в курсе всех дел предприятия, так как он должен отразить в учете финансово-хозяйственные операции и, правильно воспользовавшись льготами, минимизировать налоги. От его работы зависит, сколько будет перечислено в бюджет и не придется ли предприятию уплачивать штрафы. Поэтому многие руководители с уважением относятся к бухгалтерам и доверяют им.

Но не следует забывать, что эта профессия связана и с материальной ответственностью. За серьезные нарушения в работе, как неосознанные и случайные, так и преднамеренные, за использование своего служебного положения в корыстных целях бухгалтер может быть привлечен не только к дисциплинарной и административной, но и к уголовной ответственности. Как и за что именно, мы расскажем в этой статье.

Обязанности бухгалтера

Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает, что главный бухгалтер отвечает за формирование учетной политики, ведение бухучета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации, ему же он и подчиняется. Ну а как поступать в случае разногласий? Бухгалтер по письменному распоряжению своего начальника обязан принять к исполнению документы по спорным сделкам, но тогда ответственность за последствия будет нести только руководитель.

Вопросы, связанные с работой бухгалтера на предприятии, регулируются Положением о главных бухгалтерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59. Правда, данный документ на сегодняшний день практически не применяется. Однако официально он не отменен, поэтому бухгалтера могут привлечь к ответственности в предусмотренных здесь случаях. Например, наказывается:

Как известно, без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы считаются недействительными и не могут приниматься к исполнению. Поэтому бухгалтер отвечает за содержание этих документов.

Кстати, вместо бухгалтера первичные документы могут подписывать уполномоченные лица (п. 14 Положения). Их перечень утверждается руководителем по согласованию с главным бухгалтером. Так же составляется и график документооборота на предприятии. Но контролирует исполнение этого графика только главный бухгалтер, он же несет и ответственность за его нарушение.

Что касается первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов (до передачи их в архив предприятия), то, конечно, их оформление и сохранность находятся под ответственностью бухгалтера.

Остается добавить, что в соответствии с письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г. N 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» контроль за правильным ведением кассовых операций возлагается на главного бухгалтера предприятия. Следовательно, с ним должны согласовывать назначение, увольнение и перемещение всех материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

Дисциплинарная ответственность

Наказание же определяется в соответствии с трудовым законодательством. Это может быть замечание, выговор, строгий выговор или увольнение. Причем увольнение возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных в Кодексе законов о труде РФ (КзоТ РФ). Заметим, что какие-либо иные меры ответственности за нарушение дисциплины к бухгалтеру применяться не могут. Например, руководитель не вправе его оштрафовать или уменьшить положенный ему по закону отпуск. Безусловно, зарплату сотруднику понизить можно, но это нельзя ставить в зависимость от его проступков.

Налагая дисциплинарные взыскания, руководителю предприятия следует придерживаться определенного порядка. Разберем этот порядок на условном примере. Предположим, бухгалтер прогулял один из рабочих дней. Наказать работника за один этот проступок можно не позднее чем через шесть месяцев после его совершения. Как только администрация узнала о прогуле, с бухгалтера следует потребовать письменное обЪяснение. С этого момента у руководства есть ровно месяц, чтобы наказать провинившегося. Взыскание оформляют приказом по организации, с которым бухгалтер должен быть ознакомлен под расписку. Здесь необходимо добавить, что по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности взыскание можно налагать в течение двух лет со дня совершения проступка.

Материальная ответственность

Бухгалтер ООО «Гвоздика» подписал доверенность, по которой работник этого предприятия должен был получать в другой организации 15 000 руб. и привезти их в бухгалтерию. Доставить деньги нужно было срочно, поэтому с работником не заключили договор о полной материальной ответственности. Работник деньги получил, но по дороге их потерял. Руководитель предприятия издал приказ, в котором обязал главного бухгалтера возместить причиненный ущерб: ведь тот подписал доверенность и отправил работника за ценностями, не заключив с ним договор о полной материальной ответственности. Бухгалтер отказался выплачивать деньги и обратился в суд. Дело решилось в его пользу. Суд указал, что бухгалтер не несет в данном случае никакой ответственности, поскольку он сам ценности не обслуживал. Суд постановил, что наказан должен быть работник, получивший товар по разовой доверенности. При этом суд сослался на пункт 5 статьи 31 КзоТ РФ.

В отличие от бухгалтера кассир несет полную материальную ответственность. На основании статьи 121.1 КзоТ РФ предприятие заключает с ним соответствующий договор в письменной форме. Заметим, что такие договоры можно заключать лишь с работниками, которые достигли 18-летнего возраста и выполняют работы, непосредственно связанные с хранением ценностей, их перевозкой, продажей и т.д.

Кассир обнаружил, что из кассы пропало 20 000 руб. Об этом он сообщил руководителю организации. Тот решил, что в пропаже виновен сам кассир, и потребовал у него возврата денег. Кассир же написал в милицию заявление о краже и указал в нем, что деньги украл рабочий, который за два дня до обнаружения пропажи менял в помещении кассы проводку. Однако руководитель организации все равно обратился в суд с требованием о взыскании с кассира пропавших денег. Суд принял решение в пользу работодателя, и кассиру пришлось уплатить 20 000 руб. Через два месяца после этого правоохранительные органы задержали монтера, который сознался в краже денег из кассы. Суд пересмотрел дело и установил, что кассир не несет материальной ответственности, так как в пропаже невиновен. По этому решению деньги ему были возвращены.

Административная ответственность

Что такое административное правонарушение? Это противоправное действие либо бездействие, которое было совершено с умыслом или по неосторожности. Умысел имеет место, если правонарушитель сознавал, что его действие незаконно, предвидел вредные последствия, желал или сознательно допускал их. Неосторожностью же называют ситуацию, когда виновный знал о возможности вредных последствий, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение либо не предполагал таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Главный бухгалтер несет административную ответственность только в тех случаях, когда он нарушил нормы законодательства о налогах и сборах, исполнение которых на него возложено.

Действительно, порой организации начисляют налоги и другие обязательные платежи не вовремя или не в полном обЪеме. Тогда федеральные органы налоговой полиции вправе в качестве предупредительной меры выносить письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам этих предприятий. Не исполнившие такие требования бухгалтеры должны уплатить штраф в размере до 100 МРОТ, то есть 10 000 руб. Напомним, что с 1 января 2001 года штрафы начисляются исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Это указано в статье 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Уголовная ответственность

Ну а каково же наказание? Виновные лишаются права заниматься бухгалтерской деятельностью на срок до пяти лет. Также возможен арест на срок от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до четырех лет. Но в каждом конкретном случае наказание определяет суд.

При наличии же отягчающих обстоятельств, приведенных в статье 63 УК РФ, приговор более суров и ни о каком условном осуждении не может быть и речи.

Но предположим, что бухгалтер сам не совершал преступления, а лишь содействовал его совершению советами, указаниями и т.п. Значит, он будет нести ответственность по статье 33 УК РФ как подстрекатель или пособник.

Надо сказать, что, решая вопрос о наказании бухгалтера, суд всегда учитывает зависимость бухгалтера от руководителя организации. Ведь, как мы уже сказали, главный бухгалтер обязан исполнить письменный приказ своего начальника, несмотря на свое внутреннее убеждение в его незаконности. Это снимает с бухгалтера уголовную ответственность. Как гласит част 1 статьи 42 УК РФ: «Не является преступлением причинение вреда лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения». Уголовную ответственность в таких случаях несет лицо, отдавшее незаконный приказ, то есть руководитель организации.

Особо следует рассмотреть ситуацию, когда главный бухгалтер состоит на службе в государственных органах или муниципальных учреждениях. Его могут привлечь, если он: злоупотребляет своими служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышает эти полномочия (ст. 289 УК РФ), незаконно участвует в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), берет взятки (ст. 291 УК РФ), совершает подлог (ст. 292 УК РФ) или же халатно относится к своим служебным обязанностям (ст. 293 УК РФ).

Привлекая бухгалтеров к уголовной ответственности за подобные преступления, суд может применить к ним следующие санкции:

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Бухгалтерия и бухгалтер: их роль в организации

За что отвечает бухгалтерия. Смотреть фото За что отвечает бухгалтерия. Смотреть картинку За что отвечает бухгалтерия. Картинка про За что отвечает бухгалтерия. Фото За что отвечает бухгалтерияА как у вас складываются отношения с бухгалтерией и бухгалтерами? Возможно, вы, как и многие IT-специалисты, с трудом находите с ними общий язык и, в результате, у вас регулярно возникают рабочие конфликты? Или вы, являясь подрядчиком, постоянно ощущаете со стороны главбуха неприязнь, а ваши счета почему-то оплачиваются в последнюю очередь? А, может, противоречивые требования руководства компании и главбуха ставят вас в тупик, как специалиста по внедрению программного продукта, и вы не понимаете, что с этим делать? Тогда эта статья — для вас.

Сегодня я решил поговорить о бухгалтерии, бухгалтере и его роли в организации. Предназначена она, в первую очередь, специалистам, занятым в сфере внедрения ERP, CRM, учетных систем (например, 1С) и других продуктов автоматизации бизнеса. И здесь я хочу поговорить о человеческом факторе и о правилах взаимодействия с бухгалтерией.

Также уточню что в данной статье речь будет идти именно о компаниях сферы бизнеса, но не о государственных организациях.

За что отвечает бухгалтерия. Смотреть фото За что отвечает бухгалтерия. Смотреть картинку За что отвечает бухгалтерия. Картинка про За что отвечает бухгалтерия. Фото За что отвечает бухгалтерия
Дело в том, что финансовые потоки, в том числе, утверждение договоров и оплату счетов в малом и среднем бизнесе очень часто держит в своих руках бухгалтер. Владелец (руководитель) бизнеса делегирует бухгалтерии полномочия, если дело касается всего, что связано с финансами. Причины очевидны – занятость руководителя, необходимость грамотного с точки зрения бухгалтерской и налоговой отчетности оформления документов, в конце концов, необходимость в непосредственном выполнении тех или иных действий, связанных с оплатой счетов. Все это оказывается в зоне ответственности бухгалтерии. И если вы не сумеете найти общий язык с бухгалтером, с подписанием документов и оплатой счетов гарантированно возникнут проблемы.

Кроме того, при внедрении любой учетной системы вы обязательно столкнетесь с первичной бухгалтерией. Вам необходимо будет разобраться, каким образом организована работа первичной документации в компании, и как происходит взаимодействие с бухгалтерией (получение документов для заказчиков, информации об оплате и т.д.). И здесь без доброжелательной помощи специалиста-бухгалтера вы рискуете получить массу сложностей, недопонимания, как следствие, переделок и доработок. И, само собой, недовольство заказчика.

Также эта статья может помочь сотрудникам компании, например, системным администраторам, сервисным инженерам или специалистам отдела продаж наладить правильные и эффективные взаимоотношения с бухгалтерией.

На любом предприятии существует два вида учета:

Что такое бухгалтерия?

Если вы начнете изучать справочники и документацию, определений бухгалтерии встретится много. Например, Википедия предлагает такое:

Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах.

В учебниках вместо краткого, но сложного для восприятия текста, вы найдете целые главы, посвященные этому определению. Но для неспециалиста они также не вносят ясности.

На самом деле, отдел бухгалтерии отвечает за следующие направления:

Внутреннюю отчетность и управленческий учет возможно вести без бухгалтерских проводок, документов и отчетов определенного образца. В то время как отчетность перед государством жестко регламентирована. На это и нацелена основная функция любой бухгалтерии.

Из кого состоит отдел бухгалтерии

Здесь я не буду рассматривать отдельные подразделения, подчиненные бухгалтерии – финансовый и HR (кадровый) отдел. В разрезе проблематики работы с бухгалтерией эти отделы вызывают наименьшее число проблем.

Финансовый отдел занимается строго движением средств, и взаимодействие с ним редко вызывает вопросы. Часто разработчики и технические специалисты с ним вообще не пересекаются.

Отдел кадров, хоть и относится к бухгалтерии, но является, по сути, отдельным подразделением с собственными системами автоматизации учета и другими особенностями. HR скорее относится к управленческому учету.

Основной состав бухгалтерии делится на два разновесных субъекта:

От того, как главный бухгалтер понимает свою ответственность и определяет степень личного контроля за документооборотом, в том числе, первичным, напрямую зависят все особенности работы бухгалтерии и ее взаимодействие с другими подразделениями.

Рядовой состав бухгалтерии в вопросах организации работы и взаимодействия с различными специалистами задействуется только в качестве подчиненных, ведомых сотрудников. И особой роли для построения эффективного сотрудничества с бухгалтерией не играет.

Казалось бы, что и организация работы других подразделений строится подобным образом. На самом деле, это не совсем так. Например, в отделе продаж помимо ответственности руководителя за эффективность работы в целом, существует и персональная ответственность каждого менеджера за взаимодействие с клиентами. При этом здесь нет столь строгих правил и четко оговоренной ответственности руководителя подразделения. А потому допускается много больше инициативы, различных подходов к работе и т.д.

Важно понимать, что в среднем и малом бизнесе ответственность перед государством за деятельность предприятия, отчетность и оплату обязательных отчислений (налоговых и социальных) несут два человека – руководитель компании и главный бухгалтер. О руководителе мы поговорим позже, а сейчас остановимся на главном бухгалтере.

Главный бухгалтер

Итак, главный бухгалтер – это руководитель, на котором лежит ответственность не только перед руководством компании, но и перед государством. Исходя из этого, главные бухгалтера строят обычно работу на основе таких подходов:

В программах для бухучета нет разделения на «Лиды» и «клиентов», не предусмотрены документы типа «заказ поставщику», «запрос (заказ) покупателя» или «коммерческое предложение». В результате невозможно отслеживать все этапы работы с клиентами, невозможно формировать отчетность во многих важных для анализа эффективности работы отчетов и т.д.

Второй вариант также имеет свои недостатки:

В этом случае бухгалтера занимаются исключительно бухгалтерскими документами (выписывают доверенности, контролируют правильность проведенных документов и наличие необходимых оригиналов с печатями и подписями). Т.е. бухгалтерия осуществляет общий контроль за той частью документооборота, которая требуется для отчетности, а также выписывать те документы, которые никто другой выписать не может.

В остальном управленческий учет и текущий документооборот не входят в сферу интересов и жесткого контроля со стороны бухгалтеров. Это позволяет наиболее гибко настроить системы автоматизации для различных подразделений, получить все преимущества качественного управленческого учета. И на сегодняшний день я не встречал лучшего решения для эффективной работы бизнеса.

Причины разных подходов

Понятно, что выбор вариантов документооборота зависит от главного бухгалтера. Руководитель компании чаще всего самоустраняется от формирования процессов взаимодействия с бухгалтерией, так как считает, что это – зона ответственности специалистов по бухучету. Руководитель отдела продаж может пытаться оказать влияние на главбуха, но решение принимает не он.

Но выбор варианта реализации документооборота напрямую зависит от личности и степени профессионализма главного бухгалтера.

Если главный бухгалтер компании является настоящим специалистом в своем деле, он четко понимает цель работы компании, т.е. получение прибыли, и строит свою работу таким образом, чтобы помогать, а не мешать бизнесу.

На самом деле, даже не нужно быть бухгалтером, чтобы понимать – всю первичную документацию проконтролировать невозможно. За исключением случая, когда выпиской этих документов занимаются только бухгалтера. Но этот путь снижает качество и конкурентоспособность бизнеса либо «раздувает» штат бухгалтерии до нерентабельных размеров. А на это уже не пойдет ни один разумный руководитель. Много проще автоматизировать обмен данными между системами и контролировать документооборот на уровне отчетов и выборочных проверок наиболее важных документов.

Также стоит понимать, что многие бухгалтера, даже будучи вполне опытными специалистами, стремятся «завязать» на себя как можно больше процессов, чтобы стать в компании незаменимыми. Это нормальное и вполне понятное человеческое желание – обезопасить свое будущее и стабильно высокий доход. И здесь важно, чтобы подобные желания не выходили за разумные пределы.

Почему так сложно быть главбухом

Одна из самых больших проблем главных бухгалтеров, приводящая к сложностям во взаимодействии с ними, в том числе, при автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, это несоответствие ответственности главного бухгалтера и его заработной платы.

Например, руководитель отдела продаж получает ставку плюс определенный процент, и несет ответственность за возможные ошибки в работе только перед руководством компании. Руководитель бизнеса также получает определенную прибыль в зависимости от успехов компании. Главный бухгалтер получает только ставку (иногда с фиксированной премией) без «плавающей» составляющей вообще, а отвечает за возможные ошибки не только перед руководством, но и перед государством.

Исходя из этого фактора и нужно строить взаимоотношения с главным бухгалтером. Помните об их ответственности и относитесь к попыткам «перестраховываться» с пониманием.

Причины проблем взаимодействия с бухгалтерией

Рекомендации для специалистов по внедрению и автоматизации

Исходить в общении с главным бухгалтером компании необходимо из перечисленных выше проблем и понимания огромной ответственности специалиста. При этом есть простые рекомендации, которые помогут найти общий язык тем, кто по тем или иным причинам вынужден взаимодействовать с бухгалтерией в процессе автоматизации бизнес-процессов, внедрения нового ПО, сервисного обслуживания и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *