За что отвечает диафрагма в камере смартфона
Mobcompany.info
Сайт о смартфонах и их производителях
Диафрагма в камере смартфона: зачем она нужна?
Ещё со времён первого фотоаппарата — камеры-обскура, диафрагма влияла на то, каким получится снимок. Раньше приходилось вручную настраивать диафрагму для получения качественного снимка. После того как появились зеркальные камеры, необходимость в настройках отпала. Камеры стали в автоматическом режиме подбирать настройки уровней экспозиции и яркости.
Какую функцию выполняет диафрагма в камере
Диафрагма является одним из трёх ключевых частей камеры. Основная её функция заключается в контроле количества освещения, которое попадает на основной датчик фотокамеры. Также с помощью неё определяется какие объекты в кадре будут в фокусе, а какие нет.
От диафрагмы зависит насколько ярким или тёмным получится изображение.
Технически, диафрагма открывает объектив камеры. Чем шире это отверстие, тем больше света попадает на датчик и тем ярче становится фотография. Соответственно узкое отверстие делает более тёмные снимки.
Измерение диафрагмы
Диафрагму измеряют специальным числом, которое имеет собственную спецификацию, например, f/2.0. Чем ниже число диафрагмы, тем шире раскрывается отверстие. Данная величина является относительной и не привязана к устройству. Вычисляется она отношением фокусного расстояния к диаметру отверстия входного зрачка камеры. Для камер смартфонов обычно используются диафрагмы в диапазоне от f / 1.7 до f / 2.4.
Диафрагма в камере смартфона
В отличие от фотоаппаратов, в которых предусмотрено изменение величины диафрагмы с помощью замены апертуры, в камере смартфона она статична. Технически она представляет собой пластину с отверстием, расположенную перед объективом камеры. Так как смартфоны обладают небольшим объемом пространства, где можно разместить камеру, то создаются небольшие зрачки камеры и соответственно они расположены близко к объективу. Благодаря короткому фокусному расстоянию увеличивается ширина угла обзора камеры.
От размера диафрагмы меняется величина светосилы.
Чем больше света попадет на сенсор камеры смартфона, тем меньше устройство затрачивает сил на обработку сигнала и улучшение качества картинки.
Это также влияет на количество так называемого «шума» на изображениях. Однако в этом случае важны условия освещения. При ярком освещении через широкую диафрагму проходит большое количество света, что приводит к «засветке». И наоборот при плохом освещении, особенно если съемка ведётся в ночное время суток, камеры, у которых слабая светосила снимают только однотонную черноту.
Конечно, современное программное обеспечение смартфонов позволяет сглаживать недостатки или избыток светосилы, однако всё же следует понимать основные тенденции устройства.
Соотношение диафрагмы и расширения камеры
Широкая диафрагма в камере смартфона не всегда является показателем высокого качества. Данное значение всегда следует рассматривать с показателем разрешение в пикселях. Для камер с высоким показателем разрешения не всегда требуется слишком широкое отверстие объектива, чтобы захватить необходимое количество света. Также следует понимать, что при низком количестве пикселей разрешения и небольшой диафрагме будут возникать проблемы во время съёмки с плохим освещением.
Современные решения для диафрагмы
С развитием технологий каждая компания, выпускающая смартфоны, стремится к уменьшению числа диафрагмы на камере. Если пару лет назад стандартом считались камеры с диафрагмой f/2.4, то современные гаджеты уже выпускаются с числом f/1.8-f/1.7.
Появляются смартфоны с двойной диафрагмой. На таких устройствах пользователь может сам задавать какую диафрагму использовать.
Совет! Если остальные характеристики камеры смартфонов равны, то стоит отдавать предпочтение тем, у которых показатель диафрагмы меньше.
Всё что нужно знать о камерах в смартфоне (1 видео)
Что такое диафрагма в камере смартфона
Нередко в сети можно встретить суждения о том или ином гаджете, мол, диафрагма у него получше, или наоборот – похуже.
Кому-то понятно, о чем речь, а кто-то просто не представляет, что же такое эта самая диафрагма, и для чего она нужна в смартфоне.
Мы постараемся внести в вопрос максимальную ясность.
Диафрагма и диафрагменное число
Для начала – немного буквоедства. Обычно, когда говорят о диафрагме, подразумевают именно диафрагменное число – оптическую меру светопропускания объектива камеры. Именно она обозначается в спецификациях, например, f/2.0.
Сам же конструктивный элемент в большинстве случаев никакого интереса не представляет, поскольку в камерах смартфонов он статичный – просто пластина с отверстием, в отличие от фотоаппаратов, в которых предусмотрено изменение апертуры.
Правда, буквально в последние несколько месяцев появилась модель Samsung, в которой диафрагма тоже способна менять светопропускание, но об этом мы поговорим позже.
Смысл диафрагменного числа
Следует понимать, что диафрагменное число – величина относительная, т.е., к конкретному устройству не привязанная. Занудную математику мы опустим, кому интересно – всегда может открыть учебник.
Для нас важно то, что оно соответствует относительному отверстию объектива. Чем это отверстие больше, тем больше света может проходить сквозь диафрагму.
Поскольку мы имеем дело с дробью, то у камеры с f/1.7 светосила будет выше, чем, например, с f/2.4.
В общем случае, чем больше света попадает на сенсор, тем меньше необходимость в программном усилении сигнала от него, а значит – меньше будет разнообразных шумов. С другой стороны, важны условия освещенности, при которых ведется фотосъемка.
Ночью объектив со слабой светосилой будет бесполезен – на снимке получится почти однотонная чернота. Днем слишком большое количество света, проходящего через диафрагму, вызовет «засветку».
Конечно, программная обработка позволяет сгладить многие моменты, но общая тенденция примерно такова.
Как делать правильные фото со смартфона: краткий гайд по ручным настройкам
Хотите делать достойные мобильные фотографии, которыми можно похвастаться? Тогда стоит отказаться от автоматической съёмки и наконец разобраться в Рассказываем, как использовать смартфон в качестве фотоаппарата и всё при этом контролировать. Выдержка, светочувствительность, диафрагма — сейчас всё поясним.
Светочувствительность (ISO)
Многие знают, что за этой аббревиатурой скрывается светочувствительность (чем больше значение, тем она выше), но лишь единицы меняют её в приложении камеры. Очень зря: умело играя параметрами, вы можете получить светлое, детализированное изображение даже в тёмном помещении или в вечернее время. Правда, если переборщить с ISO, картинка будет светлой, но «шумной», то есть некачественной, с точками, пятнами и прочими дефектами.
Светочувствительность имеет смысл менять при неидеальном освещении — делать её поменьше в яркий солнечный день и увеличивать вечером или в закрытых помещениях, куда не попадают прямые солнечные лучи. Снизив значение ISO (а в автоматическом режиме оно, как правило, завышено), можно избавиться от пересвеченных участков на фото и передать естественный цвет объектов.
Назвать идеальную величину ISO не получится — её просто нет. Практикуясь, вы научитесь чувствовать, что именно нужно выставить в конкретных условиях. Экспериментируйте.
Диафрагма
Значение диафрагмы отвечает за размер отверстия, через которое свет попадает на фотоматрицу, тем самым создавая изображение. Это отверстие работает как зрачок человека: сужается при ярком освещении (чтобы не «слепнуть», то есть не пересвечивать снимки) и расширяется в темноте, чтобы, наоборот, впустить внутрь побольше света. Размер диафрагмы также оказывает влияние на резкость изображения: чем меньше диафрагма, тем больше резкость. Именно поэтому мы щуримся, когда хотим рассмотреть мелкие детали.
В оптике диафрагма обозначается десятичной дробью, например 2.0 или 4.5 (часто как f/1.7 или f/2.0). Небольшая путаница для новичков заключается в том, что чем меньше числовое значение, тем сильнее раскрыта диафрагма и меньше глубина резкости. И наоборот: больше значение — меньше диафрагма. Малая диафрагма хороша при съёмке портретов и объектов, которые требуют отдельного выделения в кадре. При широкой диафрагме (меньшее её числовое значение) лучше выходят многоплановые композиции с элементами, расположенными на разном расстоянии от фотографа.
Что же делать, если вам нужно побольше резкости (требуется закрыть диафрагму) и одновременно вы заинтересованы в том, чтобы улучшить съёмку при плохом освещении (требуется открыть диафрагму)? Искать компромисс, настраивая другие параметры фотосъёмки. Например, при закрытой диафрагме увеличить светочувствительность (ISO).
Если на настоящем фотоаппарате пользователь может менять размер диафрагмы, то в абсолютном большинстве смартфонов её значение постоянное и находится в диапазоне от 1.7 до 2.0. Менять значение диафрагмы в настройках смартфона, скорее всего, не получится. Однако если такая возможность есть, относитесь к ней как к значительному преимуществу. Обращайте внимание на этот параметр на этапе выбора мобильного устройства.
При прочих равных характеристиках камеры покупайте тот аппарат, у которого диафрагма шире, то есть меньше её числовое обозначение. Скажем, 1.7 предпочтительнее 2.0.
Выдержка
Выдержкой называют время экспозиции, в течение которого затвор камеры остаётся открытым и на матрицу попадает свет. Большинство кадров делается на коротких выдержках — сотые и тысячные доли секунды. Но вы точно видели снимки с длинной выдержкой в 20 или 30 секунд: отдельные объекты на таких фотографиях остаются чёткими, а другие красиво смазаны. Например, пейзаж ночного города, на котором огни автомобилей сливаются в единый цветной поток.
Короткая выдержка может зафиксировать в деталях даже движущийся объект — например, искры, летящие от огня. Однако чем динамичнее объект, тем меньше нужна выдержка для такой фиксации. При этом чем меньше выдержка, тем меньше света успеет попасть в камеру и могут возникнуть сложности с освещённостью кадра. Именно поэтому, выставляя ручные настройки, стоит помнить обо всех параметрах, которые мы рассматриваем в этом тексте: изменение одного параметра можно компенсировать или усилить изменениями других.
Чтобы поменять выдержку камеры своего смартфона, нажмите в режиме Pro или ручной съёмки на значок скорости затвора — как правило, это буква S или круг с сегментами. Шкала значений начинается с долей секунды и заканчивается десятками секунд. Если вы намерены снимать с долгой экспозицией, сразу берите штатив, без него нормального кадра всё равно не получится. При большой выдержке съёмка с рук — пустая трата времени и разочарование.
Как найти баланс между выдержкой, диафрагмой и чувствительностью
Все три ключевых параметра взаимосвязаны. Количество света, попадающего в камеру, можно увеличить, поднимая значения ISO, раскрывая диафрагму и удлиняя выдержку. При этом для каждого параметра есть побочное влияние: увеличенное ISO ведёт к нарастанию искажений (шума) на изображении, увеличенная диафрагма снижает глубину резкости, а с ростом выдержки усложняется съёмка с рук и динамичных сцен. Поэтому ваше мастерство фотографа будет состоять в том, чтобы со временем научиться понимать, как действовать в каждой ситуации. Это обязательно придёт с опытом.
Пока же вы можете отталкиваться от следующих двух рекомендаций:
Ручной фокус
На первый взгляд странно пользоваться ручным фокусом, когда есть автоматический. Однако последний часто подводит и фиксируется совсем не там, где нужно. Автофокус плохо работает при недостатке света: в этой ситуации он, как правило, просто наводится «хоть на и обычно это чуть лучше освещённый предмет на переднем плане. Ручную фокусировку есть смысл использовать в предметной съёмке или тогда, когда нужно навестись на не совсем очевидный для камеры участок. Сделать это не просто, а очень просто — достаточно нажать на экран в той точке кадра, которая должна быть резкой, и камера смартфона сфокусируется на ней.
В современных телефонах есть специальный режим, который позволяет сделать чётким отдельный объект и размыть фон вокруг него. В Samsung, например, это функция «Живой фокус», в других смартфонах она может называться «Боке», «Диафрагма» и т. д. Здесь тоже все несложно: включаете режим, нажимаете на нужную точку в кадре, а потом ползунком выставляете степень размытия окружающей обстановки.
Баланс белого
Так называют цветокоррекцию, в результате которой белые в реальности объекты на фотографии будут именно белыми, а не серыми, бледно-голубыми или жёлто-зелёными. Очень часто камера «не понимает», какой вид освещённости у снимаемой сцены: солнце или, скажем, люминесцентные лампы. Обычно в настройках мобильной камеры есть как предустановленные значения («солнечно», «пасмурно», «лампа накаливания» и другие), так и возможность задать цветовую температуру в Кельвинах (в среднем в диапазоне от 2 000 до 8 000 К). Для этого в режиме Pro надо найти значок с символами WB и подвинуть вправо или влево ползунок, добиваясь нужного оттенка на картинке. Достаточно небольшого опыта, чтобы, оценив ситуацию, научиться с первого же раза выбирать верный вариант.
Неподвижность смартфона как залог хороших фотографий: пять советов
Для того чтобы делать качественные мобильные фотографии в профессиональном режиме, мало разобраться с каждой настройкой и функцией по отдельности — нужно понять, как они работают в комплексе, и не бояться экспериментировать. Тогда и результаты будут соответствующими.
Немаловажно выбрать и подходящий инструмент, так как не все смартфоны снимают одинаково, не все позволяют настроить режим съёмки по вашему желанию.
Что такое светосила или диафрагма в смартфоне?
Сейчас камера — чуть ли не главная функция любого смартфона. А на камеру и качество фото влияет целая куча факторов. Один из них — диафрагма или попросту светосила. Сегодня разберёмся, что это такое, на что влияет и почему это одна из принципиальных характеристик любой камеры — смартфона или фотоаппарата.
Это надо знать!
Диафрагма, светосила, дырка, пропускная способность объектива — всё это одно и тоже понятие. Оно всегда обозначается литерой «f» и какой-нибудь цифрой рядом.
Например, f/1.6 лучше f/2.4, так как на матрицу камеры попадает больше света. Если что, за единицу взята пропускная способность человеческого глаза. Однако в мире профессиональной фототехники встречаются объективы со светосилой f/0.95 и даже выше. Стоят они, как правило… впрочем, лучше вам не знать.
Диафрагма в объективе фотоаппарата состоит из металлических лепестков
Строго говоря, мЕньшая светосила не всегда гарантирует лучшую картинку. На качество снимков влияет миллион факторов: сама матрица, качество стёкол объектива, программные алгоритмы, которые занимаются обработкой фото в смартфоне и многое-многое другое. Однако светосила — одна из важнейших характеристик.
Нагляднее всего это видно на фото с котиком в начале статьи — можете сохранить себе на память, если вдруг забудете ключевой принцип. И да, работа всех объективов и камер базируется на природной модели.
Так, объектив — это глаз человека или животного. Хрусталик — это линза внутри объектива. Матрица — это сетчатка, что находится на внутренней стороне глаза. У смартфонов матрица тоже спрятана позади объектива, в глубине устройства. Ну и диафрагма, которая работает ровно по тому же принципу что и радужная оболочка глаза. Когда света много, зрачки сужаются. Если освещение слабое, зрачки = диафрагма объектива раскрывается, чтобы захватить как можно больше света.
В мире серьёзной фототехники светосила напрямую влияет на глубину резкости. Чем светосила выше (f/1.6), тем меньше глубина резкости. И чем светосила ниже (скажем, f/4.0), тем больше глубина резкости. Я объясню наглядно.
На левой картинке в фокусе всего лишь пара сантиметров. Остальные объекты, что перед носом человека и за бровями: уши, волосы и тем более позади стоящие предметы — все они будут размыты.
Второе изображение снято, когда «дырка» объектива заметно уже, а значит и светосила ниже — f/4.0. И чем она ниже, тем больше глубина резкости — то самое расстояние, что в фокусе. В данном случае это вся голова от кончика носа до макушки человека. Однако предметы позади всё равно будут размыты, ибо f/4.0 — это средний уровень светосилы.
Глубина резкости — это что
Если же сузить отверстие объектива ещё сильнее, скажем, до f/16, то в фокусе окажутся вообще все предметы, что есть на фото. В расстоянии это могут быть десятки, а то и сотни метров.
Кстати, то самое размытие фона именуется боке. Да, именно так и пишется, я не ошибся. Боке может быть разным — например, однородным и плотным, как туман. А может быть зернистыми, спиральными и так далее. Тут уж кто во что горазд — каждый производитель объективов считает красивым и достойным своё видение.
Пример совершенно лютого боке @zakharyak
А что в смартфонах?
Всё это касается лишь фотоаппаратов и объективов к ним. В смартфонах светосила практически всегда постоянная. Для основной камеры она варьируется в пределах f/1.5 — f/1.8. Всякие телеобъективы, что призваны снимать с двойным или тройным приближением, имеют светосилу заметно ниже: от f/2.2 до f/2.8. Почему так? Всё просто.
Чтобы приблизить объект вдали, нужно использовать увеличительные линзы: одна, две, три и больше. Установка каждой дополнительной линзы понижает пропускную способность света. Следовательно, объектив становится темнее, на матрицу попадает меньше света, а значит, творческие возможности для съёмки ограничиваются.
Например, телеобъектив Huawei Mate 30 Pro отлично снимает видео днём даже несмотря на не самую выдающуюся светосилу f/2.4. А вот ночью переключение на телевик недоступно. Объекты в кадре приближаются только за счёт простого растягивания картинки с основной камеры. Будто вы увеличиваете фото на компьютере, бесконечно нажимая на плюс. Предметы на фото как бы приближается, но на деле картинка попросту портится.
Поскольку в камерах смартфонов светосила всегда примерно одинаковая, играться с глубиной резкости невозможно. За размытие фона или боке отвечают исключительно программные алгоритмы. Лучше всего это получается у смартфонов Google Pixel. У них там своя атмосфера запатентованная технология машинного зрения, которая сама понимает, где человек на переднем плане, а где фон. Именно по этой причине все остальные смартфоны снимают плюс-минус одинаково. Иногда получаются удачные кадры, а подчас с кучей ошибок размытия и так далее.
Краткий итог
Светосила — это способность объектива пропускать сквозь себя свет. Чем его больше, тем лучше. Показатель f/1.6 лучше диафрагмы f/2.4. Для фотоаппаратов и объективов светосила — принципиально важная характеристика. В смартфонах она тоже важна, но отходит на второй план.
Сейчас за качество фотографий с камеры смартфона по большей части отвечают программные алгоритмы. А для их продвинутой работы нужен мощный процессор. Именно по этой причине бюджетники снимают не очень, а флагманы выдают максимально возможное качество. И именно по этой причине, каждое новое поколение смартфонов снимает лучше предыдущего. Да, зачастую сюда вмешивается маркетинг и искусственное ограничение функционала старых смартфонов. Однако и физические параметры камер вкупе с производительностью процессоров не менее важны.
Камера смартфона для «чайников» №1. Диафрагма. Как свет проникает внутрь камеры?
В каждом обзоре смартфона перед тем, как перейти к детальному обсуждению камеры, я всегда привожу ее краткие технические характеристики, в частности, указываю параметры объектива и матрицы. Выглядит это примерно следующим образом:
Если вы далеки от мира фотографии, все эти буквы и цифры совершенно ни о чем вам не говорят. И в этой серии статей я постараюсь подробно и доступно объяснить каждое из этих понятий. Но простого объяснения здесь недостаточно, оно должно быть корректным. Дело в том, что многие, кто якобы разбираются в «обычной» фотографии, привнесли целый ряд мифов и заблуждений в «мобильную» фотографию.
Даже на самых авторитетных ресурсах сплошь и рядом встречается мнение, будто размер матрицы смартфона напрямую влияет на глубину резкости кадра. Другие, видя диафрагму f/1.6 и сравнивая ее со своим большим фотоаппаратом, не понимают, почему смартфон не дает такого же красивого эффекта боке (размытия фона), как и зеркалка.
О фокусном расстоянии, размерах матрицы и кроп-факторах даже говорить не стоит — здесь заблуждений еще больше.
В общем, мы начинаем целую серию статей, которая на очень простых и понятных примерах позволит вам разобраться во всех характеристиках современных камерофонов, проследив за тем, как обычный лучик света превращается в фото-шедевр.
Уверяю вас, после этих статей вы будете разбираться в данной теме лучше многих профессиональных фотографов, даже в том случае, если до этого ничего не понимали в фотографии.
И в первой части мы поговорим о диафрагме. Но прежде нам нужно понять, как вообще свет «переносит» картинку, ведь это не настолько банальное явление, как может кому-то показаться.
Волшебство в темном ящике!
Представьте себе небольшой ящик из очень плотного картона, внутрь которого не проникает свет:
Давайте проделаем в стенке этого ящика большое круглое отверстие:
Даже маленький ребенок понимает, что в ящике стало светло и мы можем видеть всё, что в нём находится.
А теперь я задам простой вопрос, на который многие не смогут ответить правильно. Как вы думаете, что произойдет, если мы значительно уменьшим диаметр этого отверстия? Внутри коробки просто станет темнее? Не совсем.
В реальности случится то, что одни посчитают настоящим волшебством, а другие и вовсе не поверят! На противоположной стенке появится цветное изображение всего того, что находится перед отверстием:
И это будет работать не только с маленькими коробками. Вы даже можете закрыть окна в своей комнате каким-то непрозрачным материалом, проделать в нем небольшое (пару сантиметров) отверстие и на стене появится цветное изображение всего, что происходит за окном. Примерно, как на этом снимке:
Я думаю, вы обратили внимание на то, что изображение парка перевернуто вверх ногами, как и картинка внутри ящика на предыдущей иллюстрации. Но что здесь вообще происходит? Почему вместо обычного света в комнате или ящике появляется изображение, будто кто-то включил проектор? И почему эти изображения перевернуты?
Ответив на поставленные вопросы, мы поймем самый базовый принцип работы камеры смартфона.
Итак, вернемся к ящику. Свет, исходящий от солнца (или другого источника) попадает на все предметы и отражается от каждой их точки в разные стороны. Давайте проследим, как и куда будут падать лучи света, отраженные от штанов и головы парня из нашего примера:
Как видите, от одной конкретной точки на голове или штанах исходит множество лучей света в разные стороны. Часть из них ударяется в ящик, а другие проходят сквозь отверстие и попадают на внутреннюю стенку.
Так как это отверстие очень большое, через него проходит множество лучей, каждый из которых падает в разные места под своим углом. В результате мы не видим никакого четкого изображения, все цвета смешаны в один. Получается, внутри ящика просто стало больше света.
Но если сделать это отверстие очень маленьким, бо́льшая часть отраженных лучей просто окажутся заблокированными внешней стенкой ящика и не попадут на внутреннюю стенку, а те лучи, что отразились от одной точки и прошли сквозь отверстие, соберутся примерно и в одной точке на стенке:
Конечно, отверстие не настолько мало, чтобы пропускать буквально по одному лучику света. Но даже если на стенку будет попадать несколько лучей, отраженных от одной и той же точки, мы все равно увидим относительно резкие очертания предметов.
К сожалению, нельзя просто взять и поместить в смартфон маленькую коробочку с микроскопическим отверстием. Туда будет попадать очень мало света, снимки будут очень темными и смазанными. Дело в том, что с уменьшением отверстия, четкость изображения с определенного момента начнет снижаться. Связано это с таким физическим явлением, как дифракция света (мы не будем подробно останавливаться на этом явлении, просто знайте, что сильно уменьшать отверстие нельзя).
Что же делать? Логика подсказывает, что отверстие нужно оставлять большим, чтобы света было много. Но в то же время, нужно сделать так, чтобы все лучи, отраженные от одной конкретной точки предмета и прошедшие через большое отверстие, не падали куда попало, а собирались в такую же конкретную точку на стенке.
Сделать это можно только одним способом. Нужно как-то изменить направление лучей света, чтобы они в итоге всегда пересекались в одной точке. Другими словами, необходимо для каждого лучика света установить в отверстие ящика крохотную призму, которая и будет преломлять свет, изменяя направление его движения. Если луч света проходит через верхнюю часть отверстия, он должен отклониться вниз, если проходит по центру — пусть так и дальше идет, а если — внизу, тогда пусть отклоняется вверх:
В итоге, все три луча, несмотря на то, что прошли через разную часть отверстия, сошлись в одной единственной точке, что дало нам резкое и четкое изображение. Но в реальности лучей-то не 3 и не 300, а бесчисленное множество! Поэтому использовать миллионы маленьких призм — не выход. Нам нужна одна призма такой формы, чтобы лучи света отклонялись тем сильнее, чем дальше они проходят от центра (выше или ниже). И такое устройство придумали — это всем нам знакомая линза.
Давайте вставим такую линзу в ящик с большим отверстием и посмотрим, что произойдет теперь:
Как видите, изображение на стенке получилось очень ярким и четким. Четким — потому что каждый лучик света, отраженный от одной и той же точки, оказался в одном месте на стенке ящика (линза собрала все лучи в одну точку). А яркий — по той причине, что мы сделали большое отверстие и собрали очень много света, то есть, множество лучей.
Вот теперь можно говорить о камере смартфона, которая и является по сути маленькой коробочкой с большим отверстием, в котором установлена линза (объектив):
Конечно, в объективе любого смартфона используется много линз (чем больше — тем лучше) и причин для этого несколько:
Что интересно, наши глаза — это такие же «коробочки», в которые свет проникает через маленькие отверстия, в точности, как в примере с ящиком!
Зрачок — это и есть отверстие, через которое свет проникает внутрь глаза. Сразу за ним расположена «линза» (хрусталик), которая фокусирует все лучи света в одну точку, чтобы построить резкое изображение на «стенке» (сетчатке):
Как видите, везде используется один и тот же принцип! И теперь, когда мы понимаем, как лучи света переносят изображение и что делает его резким, перейдем к главному вопросу.
Что такое диафрагма (f/1.8) камеры смартфона и на что она влияет?
На самом деле, у каждого смартфона размер отверстия, через которое свет проникает в камеру, может сильно отличаться. И это значительно влияет на качество фотографий.
Размер отверстия всегда указывается в технических характеристиках смартфона в виде буквы f с каким-то числом через дробь, например, f/1.6 или f/2.3. Это число называется диафрагменным числом.
Само отверстие в камере (объективе) называется апертурой. То есть, чем больше апертура, тем больше отверстие. А диафрагма — это непрозрачная преграда вокруг апертуры (отверстия). Просто взгляните на следующую картинку и вам всё станет понятно:
Чем сильнее мы закрываем диафрагму (на картинке — f/16), тем меньше становится отверстие (апертура) и тем меньше света проникает внутрь камеры. И наоборот, чем сильнее открыта диафрагма (f/2.8), тем больше отверстие и тем больше света попадает в камеру.
В основном диафрагма на смартфонах фиксирована. Она не может изменяться так, как на больших камерах. То есть, если в характеристиках сказано, что диафрагма f/2.3, вы никак не сможете открыть ее до значения, скажем, f/1.8. Но бывали и исключения, в частности, на некоторых флагманах от Samsung диафрагма могла изменяться.
Итак, диафрагма сообщает нам, насколько светосильным является объектив, то есть, какое количество света он способен пропустить за определенный промежуток времени. Чем сильнее она открыта — тем больше света.
Но это не единственное (и для многих даже не главное) свойство диафрагмы. Размер отверстия напрямую влияет на глубину резкости кадра. Если вы хотите снять портрет с красивым размытием фона, нужно сильнее открыть диафрагму (например, f/2.8). И наоборот, чем сильнее закрываете диафрагму (например, f/16), тем большая область сцены будет резкой. Соответственно, с маленьким отверстием часто снимают пейзажи и архитектуру, когда хотят, чтобы максимальная часть кадра была в фокусе.
Почему же это происходит? Как размер отверстия может влиять на степень размытия фона?
В реальности, только размер отверстия и расстояние от камеры до объекта съемки влияют напрямую на этот параметр. Всё остальное (размер матрицы, фокусное расстояние) связано с размытием фона лишь косвенно. Но давайте разберемся подробнее!
Для простоты, нарисуем лучи света, отраженные от дерева и прошедшие через линзу (то есть, на картинке показано то, что происходит внутри объектива):
Все лучи пересекутся только в одной точке и именно в этой точке изображение будет по-настоящему в фокусе. Если здесь мы разместим матрицу камеры, то получим резкую фотографию дерева.
Но наши глаза далеко не идеальны и мы не можем увидеть разницу между маленькой точкой на пересечении лучей и чуть большим пятном, которое бы получилось перед или за фокусом. Благодаря этому, мы видим в фокусе не только дерево, но и другие объекты, находящиеся сзади или спереди дерева.
То есть, мы будем видеть резкими и те предметы, лучи от которых не сошлись в одной точке, а находятся на небольшом расстоянии друг от друга (показано синими стрелками на картинке выше). В фокусе получается сам объект съемки, а также небольшая область до и после схождения лучей. Всё вместе это называется глубиной резкости (показано красной стрелкой на картинке выше).
Посмотрите, что будет, если мы начнем изменять размер диафрагмы, то есть, увеличивать размер отверстия в объективе:
Угол схождения лучей будет изменяться, а вместе с ним изменится и глубина резкости. Ведь, как я уже сказал выше, мы воспринимаем резкими все предметы, если расстояние между лучами света, отраженного от предмета, небольшое. На картинке выше это расстояние показано синими стрелочками и оно не меняется, но так как угол лучей другой, в фокус попадает меньше пространства.
Надеюсь, теперь вы понимаете, каким образом диафрагма влияет на светосилу объектива и на глубину резкости.
Так почему же моя зеркальная камера с объективом f/2.8 размывает фон намного лучше, чем телефон с диафрагмой f/1.8?
Всё дело в том, что физический размер отверстия в крупном объективе гораздо больше, чем отверстие в объективе маленького смартфона. Вот как выглядят диафрагмы смартфона и объектива зеркального фотоаппарата с идентичным диафрагменным числом f/1.8:
Несмотря на одинаковые диафрагмы (f/1.8) и эквивалентные фокусные расстояния (28 мм), реальный диаметр отверстия в объективе зеркалки составляет примерно 15 мм, в то время, как диаметр отверстия в объективе iPhone SE 2020 составляет около 2 мм!
Получается, глубина резкости камеры iPhone SE 2020 с объективом f/1.8 примерно соответствует глубине резкости зеркальной камеры с объективом f/14 при аналогичном фокусном расстоянии.
С такой диафрагмой ни о каких портретах даже речи быть не может, так как для этих целей на зеркалках используется диафрагма f/2.8 или около того. Именно поэтому за красивое размытие фона в портретном режиме отвечает не физика, а искусственный интеллект смартфона. Подробнее об этом я рассказывал в статье о вычислительной фотографии.
Но тогда получается, что диафрагма ни о чем нам не говорит, так как на разных устройствах она означает совершенно разные физические размеры? Нет.
Диафрагменное число — это относительная величина. Зная эту характеристику смартфона, можно очень легко высчитать реальный размер отверстия любого объектива. Для этого достаточно фокусное расстояние объектива (f) разделить на диафрагменное число. Именно поэтому диафрагма и записывается, как f деленное на число.
Но здесь мы сталкиваемся уже с другим понятием — фокусным расстоянием. И в следующей части я подробно расскажу о том, что это такое, на что оно влияет, как узнать настоящее фокусное расстояние объектива и как по этим параметрам можно реально оценивать качество камеры того или иного смартфона с точки зрения физики.
Подытожим первую часть
В этой статье мы разобрались с тем, как вообще свет формирует изображение на любой поверхности, будь-то стенка ящика, сетчатка глаза или матрица камеры.
Также мы подробно разобрались с тем, что такое диафрагма и почему размер отверстия, через которое свет попадает внутрь камеры, является очень важной характеристикой.
При выборе смартфона следует всегда обращать внимание на диафрагменное число (f/1.8, f/2.2 и т.д.). Ведь чем оно меньше, тем больше света будет захватывать камера и можно получить меньшую глубину резкости, а значит, более красивые снимки с художественной точки зрения.
Но, к сожалению, оценивать камеру только по диафрагменному числу нельзя и пример с объективом зеркального фотоаппарата очень наглядно это показал. Чтобы объективно сравнить камеры двух смартфонов, нам нужно учитывать 3 параметра: диафрагму (то, что мы сегодня разобрали), фокусное расстояние и размер матрицы.
Обо всём этом и поговорим в следующей части статьи!
Алексей, главред Deep-Review
P.S. Не забудьте подписаться в Telegram на первый научно-популярный сайт о мобильных технологиях — Deep-Review, чтобы не пропустить очень интересные материалы, которые мы сейчас готовим!
Как бы вы оценили эту статью?
Нажмите на звездочку для оценки
Внизу страницы есть комментарии.
Напишите свое мнение там, чтобы его увидели все читатели!
Если Вы хотите только поставить оценку, укажите, что именно не так?
ЭКГ на смарт-часах для «чайников». Как на самом деле работает эта функция?
Осторожно, AMOLED-экран! Всё, что нужно знать о вреде мерцания и ШИМ
Биоимпедансный анализ для «чайников». Как смарт-часы и весы научились определять состав тела?
Что такое QLED-экран? Или вся правда о квантовых точках
Сенсоры Samsung для «чайников». Часть 2. Матрицы 64 Мп и 108 Мп
Как работает Shazam? Распознавание музыки на смартфоне для «чайников»
Сенсоры Samsung для «чайников». Часть 1. Матрицы 48 Мп и 50 Мп
Камеры смартфонов с матрицами Sony и Samsung. Что такое Tetracell и Quad Bayer?
Спасибо большое. И полезно и интересно.
«Так почему же моя зеркальная камера с объективом f/2.8 размывает фон намного лучше, чем телефон с диафрагмой f/1.8?» вот после этого всё не доказано. не доказано что грип зависит от размера дырки, а доказано что оно зависит от угла преломления, которое однозначно определяется СООТНОШЕНИЕМ дырки и фокусного расстояния. т.е. абсолютные значения дырки не важны, важно сотношение, как косинус однозначно определяет угол, не важно какой величины треугольник. и у всех f/2.8 размытие должно быть одинаковым по доказательству. и f/1,8 должно размывать чем f/2,8 всегда, не важно какой величины объектив.
Разумеется, этого и не требовалось доказывать по определению. Ведь Вы читаете цикл статей, а не законченную статью. Уже во второй части всё проясняется и эти вопросы должны отпасть автоматически.
у всех f/2.8 размытие должно быть одинаковым по доказательству. и f/1,8 должно размывать чем f/2,8 всегда, не важно какой величины объектив.
Ну конечно же. Вопрос только в том, что именно указывают производители смартфонов и объективов под буквой f.
не доказано что грип зависит от размера дырки, а доказано что оно зависит от угла преломления, которое однозначно определяется СООТНОШЕНИЕМ дырки и фокусного расстояния.
Именно так и есть. Доказано, что зависит от угла преломление, который, в свою очередь, однозначно определяется соотношением дырки и фокусного расстояния. И, соответственно, f/1.8 будет всегда размывать сильнее, чем f/2.8, а у всех f/2.8 размытие будет идентичным. Только если под буквой f понимать одно и то же, а не вставлять туда совершенно разные значения.
т.е. абсолютные значения дырки не важны
не важно какой величины объектив
Я как-то совсем упустил из виду эту логическую ошибку с Вашей стороны. Конечно же, в реальности невозможна ситуация при которой у двоих объективов с одинаковым соотношением f/2.8 будут разные абсолютные значения дырки.
у одного соотношения f/2,8 могут быть разные дырки — величина объектива. если уменьшить дырку и тут же фокусное расстояние, то соотношение останется тем же. допустим если взять картинку с деревом и линзу сдвигать к дереве, одновременно уменьшая ее по лучам, чтобы касалась лучей., то соотношение f/2,8 останется тем же, размытие тем же, а вот величина линзы уменьшится, так что не важно большая или маленькая дырка (объектив) в абсолютных цифрах, на объектив это или сотовый, величина объектива не важно, важно соотношение на котором снимаем, и если оно у проф фотика и сотового будет одинаковое, то и размытие будет одинаково. и вот ваш заголовок от чег моя камера с ф28 размывает лучше чем сотовый с ф28, из за величины линзы объектива ваш ответ, это явно не следует из доказательств деревьями. они должны размывать одинаково
у одного соотношения f/2,8 могут быть разные дырки
Я понял, в чем заключается проблема. Вы используете слова «дырка» и «соотношение», вкладывая в них какой-то свой смысл. Естественно, «дырка» — это жаргонное понятие, поэтому уточню у Вас, что Вы подразумеваете под этим словом.
Я оперирую лишь тремя, скажем так, академическими понятиями: фокусное расстояние, диафрагма и входной зрачок.
Под словом «дырка» во всех своих сообщениях я подразумеваю исключительно входной зрачок. Что Вы имеете в виду, говоря слово «дырка»?
Ну вот мы и определились с первым понятием. То есть, под словом «дырка» мы оба подразумеваем одно и то же — входной зрачок.
Теперь осталось разобраться с тем, что такое входной зрачок. Ведь это не физическое отверстие в объективе, как Вы предполагаете. То, что Вы называете входным зрачком называется в реальности апертурой. То есть, апертура — это физическое отверстие, образованное физической диафрагмой, которая размещается где-то внутри объектива.
Разумеется, когда Вы изменяете фокусное расстояние, это никаким образом не влияет на апертуру, то есть, на физическое отверстие, пропускающее свет. Но, безусловно, это изменяет размер входного зрачка.
Возможно, я напишу отдельную статью на эту тему, так как подобное заблуждение присутствует у многих людей. Здесь же в рамках комментария мне будет тяжело объяснить (без картинок) связь фокусного расстояния с входным зрачком.
Давайте я просто задам Вам один простой вопрос, на который Вы не сможете ответить без понимания входного зрачка. Поиск ответа на этот вопрос и приведет Вас к пониманию того, что такое входной зрачок и почему он напрямую связан с фокусным расстоянием.
Итак простой вопрос:
У нас есть два объектива: 50мм f/2.8 и 100мм f/2.8. Устанавливаем идентичную выдержку и делаем снимок на каждый объектив. В итоге мы получаем два снимка с идентичной экспозицией. То есть, оба объектива захватят одно и то же количество света. С этим не нужно соглашаться или спорить. Это научный факт.
Вопрос состоит в том, как это вообще возможно? Ведь 50-мм объектив даст гораздо более широкий угол обзора, то есть, он собирает лучи света, падающие под гораздо большим углом. А 100-мм объектив будет собирать свет условно только с центральной части, ведь угол обзора у него гораздо уже.
Каким же чудом оба снимка будут иметь одну и ту же яркость?
Ответ очень простой:
1) 50-мм объектив будет собирать свет с гораздо более широкой сцены, но при этом диаметр входного зрачка будет составлять 17.8 мм.
2) 100-мм объектив будет собирать свет с гораздо более узкой сцены, т.е. он будет отсекать гораздо больше лучей. Но у него диаметр входного зрачка при той же f/2.8 будет составлять 35.7 мм! Увеличенный вдвое входной зрачок компенсирует сокращенный вдвое угол обзора (и сбора лучей света).
Если это будет слишком сложно понять, тогда я готов в ближайшее время написать об этом отдельную статью.
угол обзора будет одинаковый, т.к. это f/2.8
Вы наверное просто издеваетесь надо мной… 🙂 Каким образом у совершенно разных объективов (50мм f/2.8 и 100мм f/2.8) может быть одинаковый угол обзора? Мы сравниваем почти «портретник» и телеобъектив… ))
снимок будет светлее и четче у 100 мм объектива
Это я позволю себе не комментировать, так как расцениваю как издёвку (мы же сравнивали два объектива с идентичным f/2.8, а получили, оказывается, более светлый снимок на 100 мм 🙂 ).
т.е. одинаковый f/1,8 размывает одинаково, неважно фотик это или сотовый
🙂 Ну конечно же, это не так. Ведь Вы совершенно не учитываете диаметр входного зрачка. И, конечно же, в этом легко убедиться, сделав два снимка на фотоаппарат и смартфон с f/1.8. Разница будет настолько большой, насколько это вообще может быть.
наверно да, но я обсуждаю доказательство с деревьями, если это так, то это по другому доказательству. по доказательству с деревьями, размытие зависит от угла схождения лучей, а оно задается отношением f/2,8, этот угол, как косинус является отношением сторон и однозначно определяет угол, не важна какая длина у одной из сторон, если вторая сторона тоже больше, то соотношение не нарушается. и величина дырки не причем, важно соотношение дырки и фокусного расстояния, а это f/2,8
на рисунках у вас размытие зависит только от f/2,8
Безусловно. Только от этого.
важно только абсолютное значение дырки
Важно только абсолютное значение диаметра входного зрачка. Повторюсь, Вы под этим словом понимаете совершенно не то.
Диссонанс, а по картинкам одинаковый f/2,8 размывает одинаково
Диссонанс вызывает фраза «одинаковый f/2.8». Если соотношение фокусного расстояния к диафрагме одинаково, то размытие будет одним и тем же на любом объективе, смартфоне и пр. Но у смартфона соотношение f/2.8 — одно, у фотокамеры — совершенно другое, так как разные f. Если разный числитель, то и результат будет разным.
а вот на фотоаппарате f/2,8 размывает лучше
Разумеется, так как на фотоаппарате числитель f совершенно другой, нежели на смартфоне. Поэтому и всё будет другим — размытие, диаметр входного зрачка.
точно, я немного спутал, число f/2,8 будет разное, это величина зрачка. но в том что углы будут одинаковые, т.е. 2.8 всегда отношение зрачка к фокусу, 2,8 всегда одинаковое число, а это угол, и размывать всегда должно одинаково, хоть и зрачек разный. зрачек увеличился и фокус тоже, а коэффициент всегда остался 2,8 и угол схождения лучей тот же 2,8 и размывать должно одинаково, если соотношение между зрачком и фокусом задано одно и то же, потому что по рисунку размытие зависит только от угла сзождения лучей.
Вы делаете ложное утверждение, а затем сами же его опровергаете.
Хорошо, давайте я заменю цифры на буквы и покажу Вам, как выглядит наш разговор.
У нас есть смартфон с камерой f/2.8, где f — фокусное расстояние, 2.8 — относительное отверстие. Заменим цифру 2.8 буквой N.
Итак, какой диаметр зрачка у этой камеры? Он будет равняться D по формуле:
И здесь начинается наш бессмысленный спор. Я в сотый раз говорю следующее:
Глубина резкости (или размытие) зависит исключительно от одного единственного параметра — диаметра зрачка или буквы D. Что такое буква D? Это соотношение f/N. Соответственно, размытие зависит только от соотношения f/N. Точка.
И тут Вы мне парируете: нет, это не так! Не может размытие зависеть от соотношения f/D! И начинаете приводить различные примеры и аналогии, доказывающие эту очевидную идею. И каждый раз возвращаетесь к одному и тому же утверждению — если N у разных аппаратов идентично (а N — это f/D), то размытие будет тоже идентичным. Так как противолежащий катет в Вашем треугольнике — это N.
Я отвечаю: причем здесь соотношение f/D, если речь идет о совершенно другом треугольнике с противолежащим катетом D, ведь я повторяю, что размытие зависит от соотношения f/N, а не f/D.
И мы заходим на очередной круг с Вашей реплики: этого не может быть, так как у двух камер может быть одинаковое 2.8 (переменная N), то есть, одинаковое соотношение f/D.
Но причем здесь соотношение f/D, если речь идет о соотношении f/N?
Теперь вернемся к примеру со смартфоном и камерой. У смартфона и камеры идентичное N=2.8 (то есть, соотношение f/D = 2.8). Вы говорите, что поэтому размытие будет одинаковым. Я же утверждаю (и практика подтверждает это), что мы понятия не имеем, каким будет размытие в каждом конкретном случае, несмотря на одно и то же N (2.8), так как размытие зависит от D (диаметра зрачка) или соотношения f/N.
Чтобы нам определить, одинаково ли будет размытие, нужно смотреть не на 2.8 (N) и сравнивать не 2.8 (N) у разных объективов, а сравнивать D. Отсюда мы получаем совершенно разное размытие, так как:
D смартфона = f/N (или f/2.8) = 2.5 мм
D камеры = f/N (или f/2.8) = 10 мм
Получается, при одном и том же 2.8 (или при одном и том же соотношении f/N) камера размывает фон в 4 раза сильнее, так как D камеры (соотношение f/N) больше в 4 раза D смартфона (f/N).
Вся проблема заключается в том, что Вы продолжаете упорно игнорировать диаметр зрачка или D, или соотношение f/N. И продолжаете держаться за совершенно другой параметр — относительное отверстие или N, или соотношение f/D, или 2.8.
Вы уже, видимо, сами запутались, что с чем сравнивать. В описанном Вами примере разница в размытии будет колоссальной, несмотря на сохранение f/2.8.
Итак, перемещаем большую линзу к дереву, не изменяя диаметр зрачка. Лучи будут сходиться под очень большим углом, так как линза огромная, а дерево прямо перед линзой. Размытие будет огромным. Это все еще линза f/2.8.
Теперь делаем то, что Вы описали, то есть, уменьшаем линзу, чтобы она оставалась в границах старых лучей (когда большая линза находилась далеко от дерева). Получается, теперь маленькая линза, находящаяся прямо возле дерева, дает такое же размытие как большая линза, которая находилась очень далеко от дерева.
Но если мы сравниваем не круглое со сладким, а смотрим, как в итоге размывают две линзы (большая и маленькая) с одним и тем же f/2.8 в одних и тех же условиях (рядом возле дерева), то понимаем, что несмотря на идентичное f/2.8, мы получили гигантскую разницу в размытии. Ведь лучи сходятся теперь совершенно по-разному.
Именно поэтому я могу сделать снимок дерева с красивым размытием на фотоаппарат с f/2.8, но не могу повторить тот же результат на мобилку. Чтобы добиться похожего эффекта размытия мне нужно снимать не 10-метровое дерево, а букашку на дереве с расстояния в 3 сантиметра. Тогда лучи сойдутся одинаково и мы получим одинаковое размытие.
по вашему доказательству с деревьями, который доказывает что размытие зависит от угла лучей, у одного и того же соотношения f/1,2 размытие фона грип должно быть одинаковое, тк угол однозначно определяется соотношением f/1,2 по аналогии с косинусом угла.
Только что ответил на предыдущий комментарий (см. ниже), поэтому не буду здесь повторяться.
«Угол схождения лучей будет изменяться, а вместе с ним изменится и глубина резкости» что доказывают ваши картинки. Я вам говорю что этот угол зависит только от дырки и фокусом (расстояние до дерева на картинках). т.е. у одного соотношения f/1.2 этот угол будет один и тот же, т.к. это косинус, а косинус определяет угол. А вы говорите что : «только размер отверстия и расстояние от камеры до объекта съемки», а доказательство с рисунками приходит к другому выводу, что зависит от угла лучей, а это отверстие и фокусное расстояние
В первой части допущены некоторые упрощения. В частности, под словом «дырка» или под линзой на упомянутой Вами картинке подразумевается размер (диаметр) входного зрачка объектива. То есть, размер дырки, каким он кажется, если смотреть на объектив с передней стороны.
Если говорить правильно, то глубина резкости зависит только от двух параметров: расстояния к объекту съемки и диаметра входного зрачка объектива.
Разумеется, диаметр входного зрачка напрямую зависит от фокусного расстояния. Но само по себе фокусное расстояние не влияет на ГРИП. То есть, можно легко получить одно и то же размытие при совершенно разных фокусных расстояниях. Просто компенсируя их диафрагмой.
Именно поэтому я говорю (и так оно и есть на самом деле), что размытие или ГРИП зависит только от одного единственного параметра камеры — диаметра входного зрачка. Ну и расстояния до объекта съемки, что не является свойством самой камеры.
Диаметр дырки не зависит от фокусного расстояния, это две независимые величины
Как я уже ответил в предыдущем сообщении (где мы общаемся параллельно), все эти недоразумения исчезнут, как только Вы дадите определение жаргонному слову «дырка». Так как, очевидно же, что Вы понимаете под этим словом не то, что имею в виду я, а именно — входной зрачок.
Вы же сами себе противоречите:
Диаметр дырки не зависит от фокусного расстояния
дырка меньше фокусного расстояния в 2.8 раз
Так если мы увеличим фокусное расстояние, «дырка» тоже увеличится? Ведь Вы сами осознаете тот простой факт, что, цитирую: «дырка меньше фокусного расстояния в 2.8 раз». Соответственно, зависимость прямая.
Вы, а может я пропустил, а Вы не уточнили, что у смартфонов размытие имеется так-же, только на минимальной дистанции съёмки, которой обычным объективам она (эта минимальная дистанция) и не «снилась»… при фотографировании близких объектов (пара сантиметров от объектива) задник так-же моет «вхалам»)
Небольшая поправка: у зайца( у самьянга кстати тоже), как и у кинообъективов( и цейсов и кенонов), аппертура обозначается буквой Т. Думаю, вы сами прекрасно знаете в чем разница и конечно в статье желательно было рассказать об этом. Я считаю это более правильным измерением и для смартфонов тоже, и именно поэтому при одинаковых казалось бы аппертурах с обозначением буквой F, у цейса или тойже лейки, такая большая разница в световом потоке и как следствие — в качестве картинки У меня есть зенитар (новая серия) 50mm f/1.2 и он маркируется буквой F, хотя с учетом его реальной светосилы и получаемой ГРИПП, а также неподтвержденного пока слуха, что его схему скоммуниздили с зайца образца 80-ых годов, все таки вероятно что правильная маркировка вероятно должна быть t/1.2, что соответствует например светосиле кеноновской эльке f/1.0 (за 300т.р), которая напрочь проигрывает зенитару в резкости на открытой. Как-то так..) П.С: у зенитара и есть еще более светосильные стекла.
Большое спасибо, Виталий, за дополнение! Но, всё же, это не совсем верно. В конце я объясню, почему ни слова не сказал о значении T. Но вначале я бы хотел прояснить некоторые моменты.
Аппертура обозначается буквой Т
Буквой T обозначается коэффициент пропускания света конкретным объективом. И, конечно, есть искушение заменить этим термином букву F, которая обозначает другой параметр, а именно — апертуру, то есть, физический диаметр входного зрачка объектива.
Но, заменять эти термины можно исключительно в том случае, если речь идет только об экспозиции. Когда Вы говорите, что какой-то объектив с t/1.2 соответствует другому объективу с f/1.0, то это не будет ошибкой только в том случае, если Вы просто подразумеваете, что объектив t/1.2 пропустит на матрицу столько же света, сколько и объектив f/1.0.
Но дальше Вы говорите, что у Вас есть объектив зенитар с f/1.2, что соответствует t/1.2, что в свою очередь, соответствует кэнону f/1.0. То есть, фактически, Вы приравниваете f/1.2 одного объектива к f/1.0 другого объектива, что неверно.
Даже если у Вашего объектива с f/1.2 более качественные стекла и он пропускает столько же света, сколько кэноновский с f/1.0, именно кэноновский с f/1.0 будет давать меньшую ГРИПП. У Вашего будет большая глубина резко изображаемого пространства, несмотря на идентичную светосилу.
Ведь, ГРИПП зависит исключительно от физического диаметра отверстия, которое обозначается буквой F, а не T.
Чтобы более понятно донести мысль, я приведу наглядный пример. Представьте, что у нас есть два объектива с идентичным фокусным расстоянием. У одного апертура f/1.6, а у другого — f/4. Естественно, первый будет размывать фон очень сильно, так как у него маленькая ГРИПП. Второй в этом плане будет далеко не таким интересным.
А теперь я говорю, что у первого объектива отвратительный коэффициент пропускания света, он равняется всего 15%, а вот у второго объектива идеальное светопропускание, так как он пропускает весь свет, что попадает на него, то есть, все 100% света.
Давайте быстренько рассчитаем значение T-stop для каждого объектива:
1) Для первого объектива делим его апертуру (f/1.6) на квадратный корень из 0.15 (15% делим на 100). Получаем примерно t/4.
2) Так как у второго объектива коэффициент 100%, то сразу так и запишем t/4.
Получается, если сравнивать по T, то оба объектива идентичны. Но, первый будет давать красивое размытие фона (только нужно выдержку подольше делать, чтобы света хватило), а второй будет делать фон очень резким и не важно, какая будет выдержка — она не имеет никакого отношения к ГРИПП.
Таким образом, мы не можем ни в коем случае заменять параметр F параметром T. У них разный смысл, они говорят о разных характеристиках объектива.
Ну а в статье я ни слова не сказал о T-stop, так как ни один производитель смартфонов не указывает эту характеристику для своих камер. Думаю, никто никогда даже не определял T-stop для мобильных камер. Поэтому в статье эта информация была бы просто излишней. Хотя для общего образования, действительно, можно было упомянуть.
В любом случае, я рад, что Вы затронули эту тему в комментариях. Получилось, как мне кажется, неплохое продолжение статьи.