За что отвечает главный редактор

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция главного редактора

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

Должностная инструкция главного редактора [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Главный редактор относится к категории руководителей.

1.2. На должность главного редактора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее [значение] лет.

1.3. Назначение на должность главного редактора и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению заведующего редакционно-издательским отделом.

1.4. На время отсутствия главного редактора (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

1.5. Главный редактор должен знать:

— законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, руководящие материалы, определяющие основные направления развития соответствующей отрасли экономики, науки и техники;

— постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные материалы вышестоящих органов по редакционно-издательской деятельности;

— отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей области знаний;

— порядок разработки планов издания литературы, графиков редакционных и производственных процессов изданий;

— порядок заключения издательских договоров с авторами, договоров и трудовых договоров (контрактов) на выполнение полиграфических и оформительских работ;

— экономику издательского дела;

— действующие системы оплаты труда работников редакционно-издательских подразделений и нормативы на редактирование и корректорские работы;

— авторское право Российской Федерации;

— порядок расчета авторских гонораров и оплаты за работы, выполненные по трудовым договорам (контрактам);

— методы редактирования научно-технических рукописей, порядок подготовки рукописей к сдаче в производство, корректурных оттисков и печати;

— государственные стандарты на термины, обозначения и единицы измерения;

— технологию полиграфического производства;

— перспективы развития рынков спроса на издательскую литературу;

— основные вопросы трудового законодательства Российской Федерации;

— правила и нормы охраны труда;

1.6. Главный редактор подчиняется непосредственно [заведующему редакционно-издательским отделом, иному должностному лицу].

II. Должностные обязанности

2.1. Организует редактирование научной и методической литературы, а также информационных и нормативных материалов.

2.2. Возглавляет разработку проектов перспективных и годовых тематических планов издания литературы с учетом спроса на рынках сбыта, планов редакционно-подготовительных работ и графиков редакционных и производственных процессов издания.

2.3. Обеспечивает подготовку материалов для заключения издательских договоров с авторами и трудовых договоров (контрактов) с внешними редакторами, рецензентами, художниками и другими лицами, привлекаемыми к выполнению работ по изданию литературы, участвует в оформлении документов по расчетам за выполненные работы.

2.5. Организует проведение консультаций авторов с целью оказания им помощи в работе над рукописями.

2.6. Принимает поступающие рукописи, проверяет соответствие их оформления установленным правилам и условиям, предусмотренным издательскими договорами, направляет рукописи на рецензирование и редактирование.

2.7. Рассматривает вопросы, связанные с выполнением авторами договорных условий, заключения редакторов по рукописям и принимает решения об одобрении или отклонении их издания, разрешает разногласия между авторами и редакторами, обеспечивает равномерную и ритмичную загрузку редакторов, распределяет между ними работу и устанавливает сроки редактирования изданий в соответствии с действующими нормативами.

2.8. Проводит контрольное чтение рукописей, подготовленных к сдаче в производство, организует обсуждение качества отредактированного материала.

2.9. Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий.

2.10. Определяет качество поступающих корректурных оттисков и в случае несоответствия требованиям технической издательской спецификации принимает решение о возвращении их в установленном порядке полиграфическому предприятию на дополнительную правку.

2.11. Подписывает издания в производство, в печать и на выпуск в свет.

2.12. Устанавливает причины ошибок, опечаток в изданиях и виновных в этом лиц и вносит на рассмотрение заведующего радакционно-издательским отделом представления о привлечении их к дисциплинарной и материальной ответственности.

2.13. Осуществляет мероприятия, направленные на сокращение сроков прохождения рукописей, экономное расходование средств при издании литературы, улучшение качества полиграфического исполнения.

2.14. Составляет отчеты о выполненных работах по выпуску литературы.

2.15. [Вписать нужное].

III. Права

Главный редактор имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений директора предприятия, заведующего отделом редакционно-издательской деятельности, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению деятельности предприятия и редакционно-издательского отдела в частности.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

4.1. Главный редактор несет ответственность:

— за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. Главный редактор несет персональную ответственность за оперативное, всестороннее и объективное изложение материалов в изданиях.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Источник

Как стать главным редактором

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редактор

В детстве у меня была папка для сокровищ. Когда в руки попал красочный журнал «Огонек», я буквально заболела собирательством. Иллюстрации великих полотен Тициана и Рафаэля, Караваджо и Ван Эйка, печатавшиеся на его центральном развороте, стали украшением детской коллекции, папка росла.

С красочных иллюстраций знаменитых художников начиналось знакомство со СМИ. Передо мной открывался мир журналистики с его увлекательными репортажами, интервью, обзорами. Я зачитывалась новинками литературы и смелыми публицистическими статьями, с нетерпением ждала выхода новых кроссвордов и юмористических колонок. Было что почитать и в газетах, не только программа телепередач интересовала в них.

Постепенно стала задумываться о том, какой же труд стоит за каждым номером любимых изданий, что за люди работают над их выходом в свет. И конечно, примеряла на себя роль редактора.

Сейчас я уже далеко не ребенок, но мне по-прежнему интересно, какой человек способен возглавить редакцию? Что нужно предпринять, чтобы стать главредом? Какими качествами и навыками обладать? Что за требования предъявляет эпоха цифровых технологий к профессии редактора? Об этом и сопутствующем данная статья.

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторВ редакции минской газеты «Церковное слово»
Фото: из личного архива Гелии Харитоновой

Немного истории. О роли главных редакторов

Представление о роли главного редактора в судьбе СМИ, прежде всего, поможет составить история самых ярких изданий.

«Огонек» — журнал со 120-летней историей. Он основан в 1899 году, как издание для семейного чтения. Люди «собирались у огонька» семьями и с удовольствием читали. С «Огоньком» выросло, получается, больше десяти поколений.

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редактор

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редактор

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редактор

Выпуски «Огонька» разных лет. Меняется оформление, неизменным остается интерес к журналу

Яркой биографией журнал обязан знаменитым главным редакторам. Его возглавляли: писатель и публицист Михаил Кольцов; Евгений Петров (один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»); поэт Алексей Сурков.

Триумфальным для журнала стал 1986 год, когда главным редактором назначили Виталия Коротича. Известный украинский поэт сыграл ключевую роль в возрождении издания. За пять лет под его руководством тираж поднялся на невиданную высоту: с 400 тысяч до 4,5 миллиона экземпляров. Номера сдавали в печать за неделю до выхода в свет, чтобы типография «Правды» успевала их напечатать в срок.

Читатели с нетерпением ждали выхода статей Владимира Глотова, Константина Смирнова, Артема Боровика, Владимира Вигилянского, Олега Хлебникова, Валентина Юмашева, Юрия Щекочихина. Страна жадно вчитывалась в публикации Владимира Войновича, Бориса Можаева, Василя Быкова, Юрия Кублановского, Бориса Васильева, Натальи Ивановой.

Если в эпоху застоя подписку на «Огонек» оформляли в добровольно-принудительном порядке, то в конце 80-х годов купить заветный номер было удачей.

Хвалебные оды я пою и другим журналам своей молодости. Незабвенная «Юность» — еще одно легендарное издание. В моей семье боролись за право первыми прочесть долгожданный журнал, читали и перечитывали его от корки до корки.

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редактор

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редактор

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редактор

«Юность» с годами не постарела. Дизайн журнала практически не меняется на протяжении 65 лет

Первый ее номер вышел в свет в 1955 году тиражом около 100 тысяч экземпляров.

Во главе редакции стоял тогда Валентин Катаев.

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторВалентин Катаев – первый главный редактор журнала «Юность» Источник: РИА Новости

С его легкой руки прославились Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Анатолий Гладилин.

Зенита славы «Юность» достигла, когда в редакцию пришел Андрей Дементьев.

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторАндрей Дементьев на посту главного редактора журнала «Юность»

Талантливый поэт и, как оказалось, успешный главный редактор увеличил тираж до рекордных 3,3 миллиона экземпляров. Он вывел в свет новых литературных звезд. В журнале стали печататься Аркадий Арканов, Белла Ахмадулина, Леонид Филатов.

В годы «оттепели» идейным лидером и вдохновителем издания стал Александр Твардовский.

Его «Новый мир» — ярчайшее издание тех лет. В 1962 году на страницах журнала появилась повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторГлавный редактор «Нового мира»
А. Твардовский

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редактор
Легендарный выпуск №11 за 1962 год
с повестью А. Солженицына
«Один день Ивана Денисовича»

Произведение неизвестного на тот момент рязанского писателя стало вехой в литературной и политической жизни страны.

Твардовский как главный редактор выражал активную позицию журнала в литературных и общественных вопросах. Он принял на себя бурную критику в СМИ, жесткую закулисную борьбу. Александр Твардовский был отстранен от занимаемой должности в 1970 году и вскоре умер.

В 1986 году к руководству «Новым миром» пришел писатель Сергей Залыгин.

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторСергей Залыгин, советский писатель, главный редактор журнала «Новый мир» с 1986 по 1998 год
Источник: «Мы из СССР»

Ему удалось поднять тираж журнала до 2,7 миллиона экземпляров. Успех издания обеспечила публикация запрещенных ранее произведений. Среди них — «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова. Читатели впервые увидели напечатанные не «самиздатом» «Архипелаг Гулаг», «В круге первом», «Раковый корпус» Александра Солженицына.

Это было время, когда люди читали «запоем» ночами, записывались в очередь, чтобы на следующий день передать желанный номер СМИ другому книголюбу. «Новый мир», «Иностранная литература», «Знамя», «Наш современник» — названия самых любимых толстых журналов тех дней.

У всех этих изданий — богатая история, со взлетами и падениями, насыщенная событиями. Во многом она определяется масштабом личности и профессионализмом их главного редактора.

Главный редактор — ключевая фигура в СМИ

Мне понравилось, как о роли главреда высказался Иван Колпаков, главный редактор «Медузы» на встрече «Общества главных редакторов» в апреле 2020 года. Он определил эту роль тремя метафорами:

Представительские функции входят в обязанности главного редактора. Но это лишь имиджевая часть его деятельности. Главред занимается привлечением инвестиций, работает с рекламодателями, перераспределяет финансовые потоки, на нем лежит ответственность за каждого сотрудника в коллективе.

В небольших изданиях сделать это не так просто. Главный редактор возглавляет коллектив,состоящий из нескольких штатных журналистов. Он воистину «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Он — стратег и тактик, журналист и маркетолог.

Редакторат СМИ

Литературный редактор убирает шероховатости и неточности в статьях авторов, отшлифовывает стиль текстов, приводит в соответствие с жанром издания.

Он борется с грамматическими, смысловыми, стилистическими и фактологическими ошибками. Но редактор не вносит в текст отсебятины только потому, что ему так видится. По согласованию с автором он может более основательно проработать текст:

— изменить объем произведения — сократить, или, наоборот, расширить;

— добавить художественной выразительности;

— сделать его стилистически однородным.

Основные требования к литературному редактору — грамотность, начитанность, внимательность, эрудиция, критическое мышление.

Технический редактор организовывает, направляет и контролирует все рабочие процессы в редакции, строго следит за сроками их выполнения. В этой профессии административная составляющая преобладает над творческой.

В его компетенции — общение с владельцами других изданий и заказчиками. За четкое распределение обязанностей между членами редакции и неукоснительное их выполнение отвечает тоже он.

От технического редактора ждут аналитического склада ума, ответственности, самодисциплины, умения вести переговоры и знания делового этикета, способности креативно мыслить. Он должен быть коммуникабельным человеком с организаторскими способностями.

Научным редактором выступает специалист в конкретной области знаний. Например, в медицине, металлургии или даже ядерной физике.

Он проверяет, насколько информация в тексте соответствует новейшим достижениям науки и техники в исследуемой сфере. Литературное редактирование рукописи проводит тоже он. Вместе с авторами материала и техническим редактором устанавливает, какие иллюстрации будут сопровождать текст, решает вопросы технического оформления.

Обычно его приглашают со стороны. Так поступают, когда нужно оценить публикуемый материал с научной точки зрения.

Отвечает за размещение информации в ленте информагентства, в печатном издании или на интернет-портале. Он — второе лицо в редакции, если отсутствует должность шеф-редактора.

Выпускающий редактор контролирует, чтобы темы материалов соответствовали концепции издания. Он придумывает привлекательные заголовки, составляет тематический план, координирует работу творческой части редакции. Редактор вычитывает текст, правит его и выпускает в свет. По сути, это человек, который призван сделать конфетку из публикуемого материала.

Выпускающий редактор должен быстро и точно работать с гигантскими объемами информации, иметь широкий кругозор и точные знания.

От него требуется умение разглядеть сенсацию, оценить перспективность материала, не допустить искажения информации. Профессиональное чутье приходит обычно с опытом. А выпускающему редактору без него никуда.

Это главный человек в небольшой редакции и второе лицо после главного редактора в крупных СМИ. Шеф-редактор определяет информационную политику издания, организует работу творческого коллектива. В крупных медиахолдингах он отвечает за одно из тематических направлений.

По сути, он связывает руководство издания с творческим коллективом. Шеф-редактор в совершенстве владеет полным спектром как журналистских, так и управленческих навыков.

Это дирижер творческо-производственного оркестра, которым выступает редакция. Главный редактор отвечает за единую редакционную политику издания, управляет и технической, и творческой службами редакции.

В крупных изданиях главред координирует работу всех редакторов, чтобы редакционный механизм работал четко и слаженно. Противоречивые распоряжения начальников разных служб дезориентируют коллектив. Соблюдение принципа единоначалия в большой редакции —— важное условие правильной работы.

Какой человек способен возглавить редакцию

Требования к кандидату на должность главреда. Профессиональные навыки

Будущему главреду необходимо представлять, как все работает изнутри, по каким законам строится, чтобы контролировать процесс; нужно знать порядок подготовки материала в печать и современные редакционно-издательские технологии.

Главному редактору нужно уметь писать тексты в разных жанрах и стилях. Абсолютная грамотность, вплоть до каждой запятой, приветствуется, но не строго обязательна, если в штате имеются литературный редактор и корректор. Однако без чувства стиля и языка не обойтись.

Руководителю издания нужно обладать широким кругозором, высокой эрудированностью и системным мышлением. Это позволяет видеть новое, генерировать идеи, формулировать концепцию работы СМИ. Ему также необходимо разбираться в трендах и иметь «нюх» на то, какая информация может «выстрелить» и повысить рейтинг издания.

Необходимо знать основы маркетинга, чтобы развивать свое издание, реагировать на изменения потребностей рынка сбыта. Важно обладать финансовой и юридической грамотностью: знать законы, иметь представление о налогообложении и бухгалтерском учете, о работе банковской системы.

Личные качества успешного редактора

Главреду для успешной работы понадобятся организаторские способности, умение убеждать, творческий потенциал и хозяйственное мышление, дальновидность, здравомыслие, любознательность и находчивость, пунктуальность и внимательность.

Коммуникабельность и доброжелательность — одно из важных личных качеств руководителя медиа. Нужно поддерживать связи в PR-индустрии, иметь широкий круг знакомств. Это помогает изданию держаться на плаву.

В каких университетах готовят профессионалов такого уровня, и как прокачать нужные навыки?

Где готовят будущих звезд СМИ. Современные требования к редактору

Вопрос, конечно, интересный. Можно успешно окончить престижный вуз и годами пребывать в должности корреспондента или корректора без надежды на повышение. А можно двигаться по карьерной лестнице медленно и уверенно, или же попасть в кресло главреда стремительно, даже не получив диплома гуманитарного вуза. Многое зависит от таланта, упорства в достижении цели и масштаба личности будущего главреда. И конечно, от его величества случая.

Как становятся главредом

Поэт Андрей Дементьев шел к главредству классическим путем. Он окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Работал в «Калининской правде» литературным сотрудником, был зав. отделом комсомольской жизни в газете «Смена», редактором книжного издательства. В 1967 году перебрался из Калинина (Твери) в Москву, через пять лет стал заместителем главного редактора журнала «Юность». В 1981 году Андрей Дементьев сменил на посту главного редактора Бориса Полевого.

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторАндрей Дементьев и Владимир Войнович в редакции журнала «Юность». 1990 год
Источник: Информационный портал фонда Русский мир

У Виталия Коротича карьера складывалась несколько иначе. У него медицинское образование: был сельским врачом, занимался наукой в институте клинической медицины. Второй вузовский диплом получил в институте иностранных языков. Писал стихи. Позже занимал редакторское кресло в украинских журналах «Ранок» и «Всесвiт».

На должность главного редактора «Огонька» он попал по воле случая. Роберт Рождественский наотрез отказался от предлагаемой должности и порекомендовал на нее достойного кандидата — украинского поэта Коротича, который и стал звездным главредом популярного журнала.

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторФотоархив журнала «Огонек»: Встреча в редакции с офтальмологом Святославом Федоровым (второй слева). В центре — главный редактор журнала Виталий Коротич
Источник: журнал «Коммерсантъ»

Известный советский журналист Алексей Аджубей работал геологом, после войны учился на одном курсе с Олегом Ефремовым в школе-студии МХАТ. В 1947 году поступил в МГУ на факультет журналистики. Вскоре он удачно женился на сокурснице Раде, дочери Н.С. Хрущева. В 1950 году Алексей Иванович пришел работать стажером в спортивный отдел «Комсомольской правды», где стремительно добрался до кресла главного редактора. Шутка того времени: «Н е имей сто друзей, а женись как Аджубей».

Но дело не только в удачной женитьбе. Алексей Аджубей был талантливым человеком и профессионалом редакторского дела. В 1959 году он стал главным редактором газеты «Известия» и за пять лет увеличил ее тираж в четыре раза — с 1,6 до 6 миллионов экземпляров. Его газета была одним из символов знаменитой «хрущевской оттепели».

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторНа планерке в газете «Известия»: в центре — Алексей Аджубей. Видный «известинец» Анатолий Друзенко об А.Аджубее: «Удивительно, но только недавно, много лет спустя, я понял, что он не столько руководил нами, сколько «заводил»… Он был азартным редактором. Обогнать других, выйти первым с новостью, в номер, немедленно»
Источник: «Журналист»

Как видите, даже в советское время не всегда в редакцию попадали выпускники факультетов журналистики, филологии, издательского дела и редактирования.

А вот как можно прийти к главредству в наши дни. Сергей Апресов в 2005 году окончил Московскую финансовую академию при правительстве РФ. Будучи студентом, работал журналистом в ИД «Потребитель». В 2006 году он пришел в штат редакции журнала «Популярная механика» и уже через два года ее возглавил. Вел программу «Дело техники» на телеканале Discovery. У Сергея — свой научно-популярный блог «Объясню за две минуты». С 2016 года он находится на посту главного редактора журнала «Вокруг света».

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторСергей Апресов на посту главного редактора журнала «Популярная механика», 2012 год
Источник: «Популярная механика»

Для успешной карьеры в СМИ важен не столько профильный диплом, сколько хорошее владение словом, постоянная работа над собой, желание развиваться, умение работать с людьми, личное обаяние, везение, умение оказаться в нужное время в нужном месте и еще много разных и порой непредсказуемых факторов.

Кстати, о последних. В «Новой газете» с 2009 года главного редактора избирают путем тайного голосования сроком на два года. В выборах участвуют все штатные сотрудники. «Новая газета» — независимое СМИ, основным ее владельцем выступает коллектив редакции. 24% акций принадлежат первому президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву и предпринимателю Александру Лебе деву.

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторГлавный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов
Источник: Михаил Метцель/ТАСС

В 2017 году Муратов снял свою кандидатуру с выборов. В 2019 году он снова был избран тайным г

олосованием, опередив двух претендентов на должность. За Д. Муратова отдали голоса 74 сотрудника редакции (51,7%).

Качество современного образования

Выпускнику вуза, который переступает порог редакции, нужно смотреть правде в глаза. Никто не ждет начинающего специалиста с распростертыми объятиями. Как сказал главред санкт-петербургского издания «100ТВ» Андрей Радин: « На самом деле, основной наш девиз — придя в редакцию, забудь о том, чему тебя учили на журфаке… Это не потому, что там плохое образование или учат не тому, просто у каждой редакции свои принципы, своя стилистика, под которую придется подстраиваться».

Главные редакторы изданий в своих интервью сходятся во мнении: за последние годы уровень подготовки специалистов на факультетах журналистики сильно упал (впрочем, не только в области журналистики). Чтобы не нести отсебятину, продолжу цитировать Андрея Радина: «Вот что меня поражает — патологическая неграмотность выпускников журфака. Меня убивает, когда человек не знает стилистики, не знает, как правильно ставить знаки препинания или пишет с орфографическими ошибками. Но, к сожалению, это часто встречается и у выпускников других факультетов: грамотность у нас страдает. Я бы усилил филологическую подготовку: больше русского языка, стилистики».

Низкий уровень образования будущих работников редакции — это насущная проблема современных медиа, но не основная. В конце концов, новичка можно со временем адаптировать под концепцию издания, если он умеет творчески и креативно мыслить.

Требования к главредам в эпоху цифровых технологий

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторИсточники: WAN-IFRA, Союз предприятий печатной индустрии

Многие СМИ сегодня, сохраняя себя в «бумаге», параллельно перемещаются в цифровую медиазону. А в ней уже другие правила игры в борьбе за читателя и в разы усилившаяся конкуренция.

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторИнформация из отраслевого доклада Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2019 год.
Цифры за 2020 год приводятся прогнозируемые.
Источник: компания «Mediascope»

В новых условиях, которые диктует медиарынок, нужны специалисты с навыком успешной работы в медиаиндустрии на стыке разных видов деятельности.

Сегодня востребованы редакторы, которые смогут возглавить новые информационные продукты: сайты, студии, электронные СМИ и издательства.

Сейчас важно не только создавать качественный продукт, интересный для читателя, но и понимать, как лучше его донести. Необходимо:

Новые образовательные платформы

Декан факультета журналистики МГУ, член-корреспондент РАО, профессор Е.Л. Вартанова объясняет:

«Обучение медиакоммуникациям построено на фундаментальных знаниях и большом объеме проектной работы по созданию контента и услуг для цифровой среды. Это не совсем журналистика в смысле создания общественно-политической повестки дня и освещения общественно-значимых событий, а новый важный для сегодняшнего этапа развития пласт работы по информационному сопровождению и продвижению в цифровой медиасреде самых разных предприятий».

Какие они, новые главреды цифровой эпохи

На небосклоне цифровых медиа рождаются новые звезды. Вот, например, некоторые из них.

Иван Колпаков, 37-летний главный редактор «Медузы» : после окончания историко-политологического факультета Пермского университета стажировался в Оксфорде. В 27 лет стал учредителем и главным редактором интернет-издания «Соль», руководил отделом спецкорреспондентов интернет-издания Lenta.ru. В 2014 году Иван переехал в Ригу и стал заместителем главреда нового медиапроекта Meduza, с 2016 года он — главный редактор «Медузы».

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторГлавный редактор Meduza Иван Колпаков Источник: Радио «Свобода»

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторПолина Накрайникова, главный редактор Лайфхакера
Источник: vmestemedia.ru

За что отвечает главный редактор. Смотреть фото За что отвечает главный редактор. Смотреть картинку За что отвечает главный редактор. Картинка про За что отвечает главный редактор. Фото За что отвечает главный редакторВадим Елистратов, главный редактор DTF.ru
Источник: Лайфхакер

Талантливые ребята не просиживали в больших редакциях в надежде получить повышение. Каждый из них шел своим путем, брал на себя новые проекты. Сегодня есть шансы сделать успешную и быструю карьеру в медиасфере, особенно в ее цифровой зоне.

«Ну хорошо, — скажете вы. — А как быть тем, кто много учился, отдал журналистике годы, но пока не продвинулся по карьерной лестнице? Или работает в печатном СМИ, которое вскоре закроется из-за убыточности?»

Ваш опыт, фундаментальная база знаний пригодятся в новых медиа. В цифровых СМИ растет запрос на качественный контент и опытных редакторов. Но для овладения новым медиа пространством вам потребуется усвоить и закрепить навыки интернет-маркетолога.

Кстати, печатный глянец еще не вымер как класс. Там тоже ждут крутых авторов. Например, главред журнала «Maxim» Александр Маленков сказал в интервью MediaJOBS.RU, что в его издании ввиду малой информативности на первый план выходит художественность текста. И, как следствие, журнал всегда находится в поиске профессионалов слова.

А еще он добавил, что в большом дефиците специалисты, которые владеют базовой школой журнального дизайна. Нужны профессионалы, которые умеют работать со шрифтами, располагать изображения и информацию на бумаге. Так что вероятность оказаться в нужное время в нужном месте существует всегда.

Время диктует свои условия. Вот и поколенческая «Юность» с приходом в нее в 2019 году молодого писателя Сергея Шаргунова стала выпускать цифровую версию журнала, наряду с бумажной. Остается надеяться и верить, что печатные издания отстоят свое право на существование. Согласитесь, хорошую литературу приятно почитать под шорох страниц.

Подобного рода удовольствие у меня вызывают еще настольные игры, когда можно в живой компании в ту же «монополию» сыграть, семейное лото запустить. Это вам не с железякой бездушной сражаться. Прошу заметить, интерес к «настолкам» в последнее время растет. Все-таки чувство осязания ничем не заменить. И да, мне нравится держать в руках журнал, ставить на нем пятна от кофе, брать с собой на лавочку в сквер, вдыхать неповторимый у каждого издания запах типографской краски…

Вообще-то, я — за журналистику на любых носителях: электронных или бумажных, только чтоб она была качественной. Читатель, помимо новостной ленты, желает видеть публицистические статьи, он скучает по ярким репортажам. Ему нужна литература, которая написана красивым русским языком. Он устал от навязчивой рекламы и неуважительного отношения к себе.

Читатель и зритель ждет перемен. У журналистики сейчас непростые времена. Идет слом старой системы и выход к новым возможностям. Неизменным остается одно: главный редактор всегда будет самым важным и уважаемым человеком в издании. От вас, редакторов настоящих и будущих, зависит, куда повернет история медиасферы. Зажгутся ли новые «огоньки», к которым потянется благодарный читатель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *