За что отвечает креативный директор
Креативный директор
От англ. сreative – творческий. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Креативный директор (Creative Director) – творческий руководитель (от англ. create – создавать, творить), основными обязанностями которого являются организация и координация деятельности рекламного агентства, что включает в себя генерирование идей, бизнес-планирование, анализ перспективных направлений развития компании.
Особенности профессии
Креативный директор отвечает за эффективность работы в самом креативном отделе, к примеру: контролирует загрузку творческих групп и отдельных сотрудников, реорганизует работу в отделе, назначает ответственного руководителя в каждой творческой группе.
Креативный директор активно сотрудничает со стратегическим отделом: он участвует в составлении стратегами креативных брифов (задания для творческой разработки) на некоторых финальных этапах, а впоследствии отвечает за то, чтобы проделанная работа этим брифам соответствовала.
Он также следит за атмосферой сотрудничества и взаимоуважения в креативном отделе, конструктивно решает внутренние споры. В его непосредственном подчинении находятся руководители творческих групп. Он контролирует степень загрузки каждой группы и поручает им выполнение того или иного проекта, а также распределяет ответственность в отделе таким образом, чтобы максимально использовать умения и навыки каждого сотрудника.
Как минимум раз в год креативный директор обязан провести беседу с каждым сотрудником отдела для оценки его работы, постановки целей для дальнейшего развития и рекомендаций по улучшению отдельных умений и навыков. Это делается для раскрытия потенциала сотрудников и достижения ими лучших результатов в работе. И хотя креативный директор достаточно редко вмешивается в процесс работы над конкретными проектами (вся творческая работа ведется руководителями творческих групп и их командами), когда дело касается проекта newbusiness (что обозначает тендер и возможность получить нового клиента), то здесь креативный директор зачастую сам является ведущим проекта и очень активно в нём участвует.
Рабочее место
Креативный директор – необходимый сотрудник любого крупного рекламного агентства и дизайн-студии.
Должностная инструкция креативного директора
Открыть в формате WORD
Креативного директора называют еще арт-директором, главным дизайнером. Английское слово create — означает «создавать». Креативный директор руководит коллективом дизайнеров и (или) копирайтеров в области рекламы. Хотя сама по себе реклама уже является творческой деятельностью, однако она имеет три составляющие — непосредственно творческую деятельность, рекламный менеджмент и взаимодействие со средствами массовой информации. В обязанности креативного директора входит именно творческая деятельность, остальные направления касаются его лишь частично, т.к. эти обязанности выполняют иные специалисты (медиа-байеры, медиа-планеры, пр.).
Креативный директор несет персональную ответственность за качество реализации творческой идеи, ее этическую, смысловую нагрузку, влияние на потребителей творческой стороны рекламы. Он должен быть «барометром» и законодателем вкуса и стиля в рекламе. Креативный директор является разработчиком творческих и куратором рекламных проектов. Как правило, один «креатив» ведет сразу несколько творческих проектов.
Основными задачами креативного директора являются генерация творческих идей, привлечение внимания потенциальной группы потребителей за счет продуманности, оригинального и ориентированности на потребителя рекламы продукции (рисунка, рекламного ролика, плаката, Web-страницы и т.д.).
ИНСТРУКЦИЯ КРЕАТИВНОГО ДИРЕКТОРА
1. Креативный директор относится к категории руководителей.
2. На должность креативного директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, дополнительную подготовку в области менеджмента, опыт работы в рекламной деятельности не менее
3. Креативный директор должен знать:
3.1. Законодательство о рекламе, защите прав потребителей, авторском праве и смежных правах, осуществлении предпринимательской деятельности.
3.2. Конъюнктуру рынка товаров, работ, услуг, в т.ч. рекламных услуг.
3.3. Теорию и практику рекламного маркетинга и менеджмента.
3.4. Принципы организации рекламной деятельности.
3.5. Общие и специальные требования к рекламе.
3.6. Способы, средства и носители рекламы.
3.7. Особенности проведения рекламных кампаний, формы и методы ведения рекламных кампаний.
3.9. Основы эстетики, этики, общей и специальной психологии, социологии, филологии.
3.10. Графические компьютерные программы, инструменты.
3.11. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
3.12. Порядок разработки и заключения хозяйственных договоров.
3.13. Основы делового администрирования.
3.14. Основы трудового законодательства.
3.15. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4. Назначение на должность креативного директора и освобождение от должности производится в порядке, определенном внутренними документами организации.
5. Креативный директор подчиняется непосредственно ____________________________.
6. Креативному директору подчиняются следующие работники:
7. На время отсутствия креативного директора (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
1. Координирует работу рекламного отдела.
2. Согласовывает с заказчиками основные цели рекламы, определяет основные моменты рекламного проекта (продвижение товаров, работ или услуг на рынки сбыта, знакомство с фирменным стилем заказчика).
3. Выясняет у заказчика преимущественные качества и отличительные свойства товаров, работ, услуг.
4. Определяет вид рекламы (вводящая, престижная, товарная, по продвижению, по содействию продажам).
5. Разрабатывает концепции рекламных проектов по заказам, определяет тип рекламы.
6. Распределяет работу между работниками творческого (рекламного) коллектива (команды), объясняет работникам основную идею рекламного проекта и задачи по воплощению концепции рекламного проекта.
7. Принимает непосредственное участие в разработке рекламных средств, готовит макет объявлений (сценарий рекламных роликов), отвечает за визуальное восприятие рекламного продукта.
8. Координирует работу рекламного отдела с творческой точки зрения, отслеживает творческий процесс исходя из требований заказчика.
9. Координирует создание рекламных обращений, слоганов (лозунгов, девизов), наиболее полно отражающих качество товара, обслуживания, сферы деятельности организации и наиболее эффективно воздействующих на сознание потребителя.
10. Организует подготовку рекламных материалов (эскизов, текстов, сценариев, оригинал-макетов (слайдов, фильмов, видео- и аудиозаписей, магнитных записей, пр.) для презентации заказчикам.
11. Обеспечивает внесение корректив в рекламный проект на основании замечаний, предложений заказчиков.
12. Разрабатывает планы проведения рекламных мероприятий (определение «портрета» потребителя, цели рекламной кампании, основной идеи рекламной кампании, форм размещения рекламы, наиболее оптимальных сроков размещения рекламных мероприятий, основных элементов рекламной кампании, методов проверки эффективности рекламы, пр.); определяет конкретные носители рекламы (газеты, журналы, рекламные ролики и др.) и их оптимальное сочетание.
13. Составляет сметы расходов на воплощение рекламного проекта и передает их на утверждение заказчикам.
14. Проводит менеджмент воплощенных творческих концепций.
15. Устанавливает связи с типографиями, средствами массовой информации, рекламными агентствами, студиями, иными организациями.
III. Права
Креативный директор имеет право:
1. На зачисление выполненных проектов в личный портфолио как авторских разработок (разработок авторского коллектива, возглавляемого им).
2. Требовать от заказчика предоставления достоверной информации о рекламируемых товарах, работах, услугах.
3. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
5. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
6. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкций обязанностями.
IV. Ответственность
Креативный директор привлекается к ответственности:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Обязанности и функции креативного директора
За последние 10 лет появилось много новых профессий. Их названия на слуху, но мы зачастую не знаем, что они из себя представляют. Одна из них – креативный директор. Кто это такой, чем занимается, в каких сферах востребован и как им стать, читайте в этой статье.
История
Профессия креатора сформировалась в ходе развития рекламы. Первые сообщения, привлекающие внимание потенциального покупателя, появились в государствах Древнего мира – Египте, Греции, Риме. Их записывали на папирусе, камнях, стенах и плитах, зачитывали на рыночных площадях. С созданием первого печатного станка в 1450 году наступил новый этап в становлении рекламы. Сначала объявления содержали просто информацию о продаже какого-либо товара. Но вскоре стало ясно, что этого недостаточно и нужны необычные ходы для того, чтобы заинтересовать потребителя. Первые креативные объявления содержали басни, пословицы, поговорки, сюжетные истории, искусно предлагающие товар.
С возникновением фотографии, телеграфа и кинематографа в конце 19 века возможности рекламы значительно расширились. Появились первые агентства, а с ними и люди, придумывающие концепцию продвижения товара на профессиональном уровне. На рубеже 20–21 веков реклама стала главным звеном между производителем и потребителем, средством борьбы с конкурентами и влияния на рынок.
В последние 20 лет над созданием качественного информационного продукта, формирующего и поддерживающего покупательский интерес, работает команда профессионалов. Ее руководителем и вдохновителем является креативный директор.
Описание и характеристика профессии
Креативный директор – создатель уникальной концепции проекта, фирменного стиля, впечатляющих образов, способствующих продвижению продукции. Человек, выбравший эту профессию, должен быть изобретательным, мыслить нестандартно, иметь творческую смелость, развитое воображение и отличный вкус.
Он должен создать продаваемую идею и правильно донести ее до коллектива дизайнеров, копирайтеров, арт-директоров, программистов, проектировщиков, декораторов, художников, находящихся у него в подчинении, для ее разработки и осуществления. Креативный директор отвечает за результат командной работы и за престиж компании в целом.
Современность предъявляет к профессии креативного директора жесткие требования. Он должен быть на волне трендов и технологий, внедрять новые модели коммуникации с потребителями, быть готовым моментально менять концепцию и средства для ее воплощения. Креативный директор должен знать программы Adobe Photoshop, Illustrator, уметь сочинять сценарии рекламных роликов, придумывать слоганы, делать макеты. Скорее всего, лично он не будет все это выполнять, но иметь понимание, как это работает, для этой должности обязательно.
Где учат профессии
На должность креативного директора может претендовать человек, имеющий высше образование, знания в области менеджмента, дизайна, эстетики, этики, психологии, рекламной деятельности. Профессию криэйтера в Российской Федерации нельзя получить ни в одном учебном заведении.
Базовые знания, которые впоследствии нужно будет развивать и дополнять, дают в ходе обучения специальностям:
Для поступления на бюджетные места средний проходной балл колеблется от 50 до 85, на платные – от 32 до 70. Проходные баллы на различных программы примерно такие:
Креативному директору необходимо иметь широкий кругозор, развитое творческое начало, знать несколько языков, быть готовым отслеживать новаторские тенденции в сфере PR, рекламы и СМИ.
Обязанности
Креативный директор – создатель и куратор творческих проектов. В его обязанности входят:
Креативный директор создает команду и мотивирует подчиненных, анализирует и опережает события. Он должен найти квалифицированных специалистов, которые органично впишутся в коллектив, смогут полностью раскрыть свои творческие способности и возможности. Для этой профессии очень важно интуитивное чутье, умение точно реализовать пожелания заказчика и угодить целевой аудитории. Кандидат на эту должность должен иметь опыт работы в креативной команде рекламного агентства, СМИ или в сфере маркетинга. Нередко руководитель такого ранга выращивается внутри компании.
Кому подходит профессия
Креатив всегда востребован, разрушает обыденность и рутину. Это творчество с учетом интересов и запросов обывателей, его цель – реализация продукта или услуги, борьба за конкурентное преимущество. Стать креативным директором, возглавить команду творческих людей может не каждый. Это занятие для людей, которые успешно сочетают творческую смелость и деловую хватку, коммуникабельность и тактичность, умение слушать и убеждать.
Креативный директор должен обладать:
Должности креативных директоров чаще всего занимают мужчины, они прагматичны, больше нацелены на успех, не боятся рисковать. Нужно быть готовым к ненормированному рабочему дню и большой ответственности – все требования заказчика и сроки выполнения должны быть соблюдены.
Заработная плата
Должность креативного директора относится к числу престижных и высокооплачиваемых в России. Наибольшее количество вакансий открыто в Московской, Ленинградской областях и Краснодарском крае. Уровень зарплат зависит от региона, специфики компании и ее внутренней политики в вопросе оплаты труда сотрудников.
Самые высокие оклады предлагают в Ростовской, Московской и Ленинградской областях – от 70 000 до 140 000 рублей, в других регионах – от 25 000 до 60 000.
Как строить карьеру
Креативным директором может стать представитель творческой профессии, обладающий необходимыми знаниями и личностными качествами. Путь к цели начинается в команде креативщиков, где можно приобрести опыт и проявить себя.
Через 2–3 года упорной работы первой ступенью наверх станет должность арт-директора. Недостающие знания можно получить в рамках специальных профессиональных программ обучения. Существуют как краткосрочные курсы, так и длительные, например, «Визуальные технологии» на базе Британской высшей школы дизайна. Арт-директор отвечает за детальную разработку и воплощение идеи творческого проекта.
После нескольких лет успешной работы можно претендовать на должность руководителя креативной группы. Он распределяет обязанности среди подчиненных, следит за бюджетом проекта, представляет результат коллективной работы, фиксирует замечания и вносит коррективы. Высшая ступень – должность креативного директора компании, который отвечает за реализацию всех проектов и деятельность творческих групп.
Перспективы профессии
Должность креативного директора – верхняя ступень карьерной лестницы творческого человека. Выше в иерархии только топ-менеджеры, руководящее звено компании. Многим достаточно достигнутого устойчивого среднего результата, они вполне успешны и довольны уровнем зарплаты. Если есть амбиции, стремление возглавить компанию – все возможно, лишь бы хватило опыта, образования и таланта. После многолетней работы в крупной фирме бывшие креативные директора нередко открывают собственное дело.
Профессия: Арт-директор, креативный директор
Дизайн. Инсайт. Креатив. Чем еще занимается арт-директор и его команда? Откуда начинается путь к должности креативного директора?
Хороший дизайн виден сразу. Отличный дизайн незаметен
Джо Спарано
Цепляющая реклама, душевная атмосфера в кафе, зажигательные ди-джеи в ночном клубе – это результаты кропотливой работы арт-директора и его творческой команды. Сегодня расскажем о том, где востребованы арт-директора и как они работают.
Кто такой арт-директор
Арт-директор (креативный директор, дизайн-директор, художественный руководитель) – специалист в сфере дизайна и руководитель творческих проектов. Арт-директор отвечает за разработку и реализацию креативной концепции проекта, он выступает в творческой команде в роли менеджера, дизайнера, гуру и идейного вдохновителя в одном лице.
Организации в сфере культуры, искусства и медиа не обходятся без должности арт-директора. В больших рекламных или event-агентствах позиций арт-директора может быть даже несколько, в этом случае арт-директорами, ведущими проекты, руководит вышестоящий креативный директор.
Где работает арт-директор
Позиция арт-директора имеет свою специфику в каждой сфере:
Во всех сферах главной задачей арт-директора остается понимание потребностей аудитории, генерация свежих идей и воплощение их силами творческого коллектива.
Что такое инсайт и как его найти
Понимание своей аудитории, ее мыслей и чувств, фоновых знаний приводит арт-директора к созданию наиболее успешных и популярных проектов. Для обозначения этих скрытых фрагментов информации, которые важны для целевой аудитории, специалисты в области рекламы, маркетинга и современного искусства позаимствовали у психологов термин инсайт (англ. insight, озарение, неожиданное решение проблемы).
Команда креативщиков старается «посмотреть на мир глазами покупателя», понять его проблемы и дать короткое и визуально интересное решение, которое помогает преодолеть барьер к восприятию выгоды. Инсайт помогает выстроить коммуникацию между продавцом и будущим покупателем – «мы оба понимаем проблему, а наш продукт ее решит наилучшим образом».
Например, реклама мужского дезодоранта Axe для молодежной аудитории отсылает к инсайту – все молодые люди хотят нравиться девушкам, и чем большему их количеству, тем лучше. Серия рекламных роликов интересно и с юмором обыгрывает этот инсайт и цепляет целевую аудиторию. Поиск инсайта – самое важное и самое интересное в работе креативного директора. Верно найденный инсайт и его грамотная визуализация выделяет продукт или услугу из ряда других, отражается на продажах и прибыли компании.
Какие универсальные компетенции нужны арт-директору
Работа арт-директора требует богатого опыта создания творческих проектов в качестве дизайнера, художника или event-менеджера. Он должен хорошо разбираться в технологиях и постоянно обучаться. Например, арт-директору в рекламном бизнесе необходимо на базовом уровне владеть Adobe XD, Photoshop, Illustrator, разбираться в колористике, построении композиции, психологии аудитории.
Из необходимых для арт-директора компетенций можно выделить:
- ✎ Креативность
✎ Художественный вкус
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Коммуникабельность
✎ Работа в команде
✎ Тайм-менеджмент
✎ Ответственность
✎ Ориентированность на результат
✎ Наставничество
✎ Умение вдохновлять
✎ Умение делегировать
✎ Обучаемость
Средняя заработная плата и востребованность
Арт-директора и креативные директора относятся к одним из самых востребованных и высокооплачиваемых специалистов в сфере культуры, искусства, медиа и рекламы.
Диапазон зарплат:
- ✔ 60 000 – 200 000 рублей
Что делать уже сейчас
Стать арт-директором с собственным творческим коллективом сразу после вуза вряд ли получится. Молодой арт-директор обычно сам работает в роли дизайнера или менеджера проектов, а на визитке гордо пишет должность арт-директора.
С чего начать дорогу к большим проектам:
✔ Занимайтесь в творческих кружках, художественной и музыкальной школе.
✔ Составляйте портфолио – рисуйте логотипы, придумывайте рекламу, декорации для спектакля. Оно необходимо при поступлении на работу.
✔ Ходите на выставки, в музеи, в театр и в кино. Анализируйте увиденное.
✔ Изучайте историю искусства: живопись, музыка, кино и театр. Художественный вкус и понимание красоты развивается на примере шедевров.
✔ Смотрите в интернете фестивали рекламы «Каннские львы», «Clio Awards», «Andy Awards». Анализируйте инсайты, заключенные в рекламных роликах.
✔ Посетите DesignСмену нашей выездной программы «Профессионалы будущего»: там вы получите первые профессиональные навыки в сфере дизайна, научитесь пользоваться современными инструментами, с которыми ежедневно работают дизайнеры, и пообщаетесь по-настоящему креативными людьми.
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Пройдите тест на профессию, чтобы узнать, к какой сфере деятельности вы наиболее склонны.
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Алексей Максименко:
«В рекламе делайте то, во что верите, и не думайте о трендах, экспертах и правилах»
Алексей Максименко — креативный директор creative solution agency Grape Ukraine. В прошлом аналогичную должность занимал в креативном агентстве BBDO Central Asia и агентстве стратегического маркетинга Aimbulance.
За 11 лет в рекламе успел поработать с MasterСard, Visa, Carlsberg Group, Mars, PepsiCo, Bacardi Martini, Unilever, Danone, Henkel, KFC, WOG и многими другими брендами.
Получал награды Red Dot Awards, Golden Drum, КМФР, WoW Done Awards, Adc ua, Effie, Ukrainian Design The Very Best Of, Kakadu, AdBlackSea, Red Jolbors.
Член клуба ADC Ukraine.
В интервью Алексей рассказывает о профессии креативного директора — как руководить креативной командой, где черпать новые идеи для рекламы и какой креатив его вдохновляет.
Чем занимается креативный директор
Креативный директор отвечает за качество продуктов рекламного агентства. Без крутого продукта не будет клиентов, наград, развития. Так что все силы КД идут на обеспечение этой самой «крутости».
И тут все — формирование команды, курирование проектов, оценка идей, шторминги, презентации, промо агентства и работ, фестивали, разработка методологий и фреймов работ внутри агентства.
Если выделять какие-то функции КД, то мне интересно находить способы «поженить» желания всех участников проекта (мои личные, членов креативной команды и агентства, клиента и его потребителя), чтобы получить работающий эффективный продукт.
Каждый ведь хочет свое: креативщик — наград, клиент — минимальных бюджетов, а потребитель — чтобы его и развлекли и не беспокоили одновременно. И эта классная задачка — понять, как сделать так, чтобы все эти желания не убили проект.
Еще одна задача — понять, как помочь команде стабильно выдавать крутые идеи и проекты. Я ищу какие-то критерии, правила генерации идей, их оценки, анализирую успешные проекты, читаю советы маркетинговых гуру.
Но чем дольше работаю, тем больше понимаю, что в креативе нет догм. Нет правил, по которым ты день за днем гарантировано будешь создавать крутую эффективную коммуникацию.
Есть только теории, гипотезы и через раз работающие инструменты. С другой стороны, они хоть не гарантируют успеха, но повышают его шансы — уже хорошо.
Как руководить креативной командой
Я беру в команду креативщиков ответственных ребят, чьи цели совпадают с моими и целями агентства.
Есть ребята, которым важно просто сдать проект, отсидеться или работать так, чтобы все оставались счастливы и довольны — таких или увольняю или не беру на работу, если их майндсет считывается сразу на собеседовании.
Вообще, если ты хочешь сделать отлично, то быстро понимаешь, что отсидеться не получится и спорить придется. Ребята, которые это понимают, бесценны в любой команде. Ими и руководить-то не особенно не нужно, а только поддерживать.
А еще я верю в самоорганизацию.
Наше время на каждый проект не безгранично, а их еще параллельно по несколько штук в работе может быть. И если не можешь спланировать свою работу — быть беде. Быть плохо написанному сценарию, поверхностной идее, неработающим инсайтам.
Я со своей стороны стараюсь организовать работу таким образом, чтобы все всё успевали. Статус раз в неделю, мегаплан/asana/basecamp для работы над задачами. Toggle, чтобы понять, сколько реально времени уходит на ту или иную задачу.
О кадровом голоде
Реклама как индустрия перестала быть сексуальной для молодежи. Если в 1990-х и 2000-х многие мечтали работать в креативном агентстве, то сейчас образа крутой рок-н-рольной профессии нет, поэтому и свежих кадров меньше. А старые вымываются, выхолащиваются, вымирают.
Сейчас вижу два подхода на нашем рынке. Одни планомерно воспитывают новых специалистов, возвращают профессии лоск, учат и не боятся делиться опытом. Но есть агентства и креативные директора, нацеленные на поиск или переманивание готовых спецов.
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Оба подхода имеют право на жизнь, но у обоих есть свои минусы. Учить — долго и затратно, а переманивать — велик риск получить спеца, который не подойдет для твоей команды и методологии.
Да, чаще всего подходы миксуются, но выделить агентства, которые больше тяготеют к одному из подходов — легко.
Что круто?
В Украине все больше крутого креативного продукта. Все больше примеров того, как можно делать красиво, интересно, эмоционально. И это возвращает индустрии крутость.
Banda, Fedoriv, Spiilka, Bart&Fink создают продукт, который может вдохновить молодых ребят пойти в индустрию, делать также, делать лучше.
Ведь кому интересно снимать очередной ролик про счастливую семью, говорящий желудок/печень/почки или пиво, которое объединяет миллионы?!
О рекламном рынке Казахстана и Украины
Мы похожи общим совковым прошлым. И там, и тут — много спецов и на клиентской, и на агентской стороне, которые работают ради галочки и движимы только страхом «как бы начальника не разозлить и не привлечь лишний раз его внимания».
Похожи и боли и инсайты потребителей. Большинство хотят счастливую здоровую семью, дом, машину, путешествия, удобных сервисов, вкусной еды.
Отличия проявляются, если копнуть глубже. Для казахстанцев еще важнее, чем для украинцев, шоу оф — показать успешность, достаток, причем не важно, есть ли они на самом деле.
Нормально купить дорогущую машину в кредит, пока живешь в съемной «убитой» квартире на выселках. Машина важнее. Там важнее семья, уважительнее относятся к старшим.
Безусловно, в Казахстане не стоит забывать об отношении к женщинам, влиянии религии — все это накладывает свой отпечаток на коммуникацию.
Как понять, что креатив «зайдет»
Оценить креатив мне помогают четкие критерии и интуиция.
Например, как-то мне нужно было впервые разработать айдентику. Вместо того, чтобы сразу окунуться в работу, я изучил, кто, что и как делает. Проанализировал успешные работы. Почитал.
На основе всей этой информации выделил важные в айдентике критерии — они помогают команде работать, а клиенту — оценивать идеи.
Интуиция — это тот же опыт.
Правда, в креативе опыт может и подвести. Ведь каждый раз нужно искать новое решение, новый путь. То, что не работало вчера, может сработать сегодня. То, что не поняли бы вчера, на хайпе сегодня. Об этом важно помнить.
Если выделять что-то главное, то я верю, что два главных критерия хорошей коммуникации — эмоция и идея. Я не верю в рациональную коммуникацию — ну не принимают люди решение рационально, они постанализируют.
Так что нам нужно зацепить эмоцией и потом уже дать информацию для рационализации. С идеей, надеюсь, все и так понятно.
Примеры плохого креатива
Худший ролик 2018 года для меня — это реклама «Роллтон». Ничего безвкусней и бессмысленней в 2018 году я не видел.
Но и среди моих работ есть не самые достойные примеры. Именно они научили меня, как должно быть, а как не должно. Как работает процесс. Что важно в продакшене. Почему просто придумать — не значит сделать круто.
Что вдохновляет работать лучше
Что они говорят. Почему принимают те решения, которые они принимают. Не только почему, когда и где покупают продукт, а почему конкретный Петя после работы идет в зал, а не смотреть новую серию любимого сериала. Что его мотивирует?
Это любопытство, интерес к людям помогает потом придумывать идеальные коммуникационные решения.
Проекты, которыми горжусь
В Aimbulance мой любимый проект — BRAnd Health Monitor. Устройство в режиме реального времени отображает показатели бренда в соцсетях — охваты, вовлеченность — и даже оповещает о старте кампаний конкурентов.
Первая моя фестивальная идея и, если не ошибаюсь, самая награждаемая работа Aimbulance за все время.
Еще люблю вот эту айдентику, которую сделали в BBDO. Она для очень важного продукта — вещества, которое очищает загрязненную воду и почву. Для меня проект особенно важен, потому что он построен на моей инициативе с помощью двух дизайнеров. Больше никого в проекте не было.
Клиента нашел я, в процесс создания айдентики я погружался по самые уши. Мы продавали, презентовали, отвечали за дедлайны — сами, без аккаунтов, клиент- сервиса, CEO и так далее.
Именно на этой айдентике я сформировал для себя понимание того, какой вообще она должна быть. И в целом начал понимать, как хочу строить работу в агентстве, что для меня важно, а что нет.
Любимые ролики
Начиналось все к любви к рекламе Guinness Surfer. Даже сейчас мурашки, когда смотрю.
Из старых еще вот этот ролик Volkswagen люблю.
А еще вот хорошая работа для FINISH.
Люблю всю серию и конкретно этот ролик для YouTube Music. Он же очень жизненный, очень понятный.
Из свежих, абсолютный космос — вот эта реклама HomePod от Apple. И главное — посмотреть making of, чтобы понять крутость до конца.
О трендах в рекламе в 2019 году
Чтобы ответить на этот вопрос, я решил заморочиться и почитал, что о трендах на следующий год говорят уважаемые люди.
Оказалось, каждый говорит о чем-то своем. У всех свои тренды. У кого пост-VR, у кого усиление видео-контента, у кого упрощение, дестереотипизация или возвращение к рекламе о продукте, а не его социальной функции.
Кому верить? Не знаю. Но знаю, что планирую в следующем году делать сам, а как это совпадает с трендами, меня мало интересует.
Я буду стараться делать креатив во всех его проявлениях эмоциональнее, проще, понятнее и ближе клиентам и клиентам наших клиентов.
Продолжу напоминать всем, что у креатива и коммуникации нет границ, что они только в головах.
И буду отстаивать эстетику в коммуникации — я чувствую слишком большую ответственность перед людьми, которые видят рекламу, чтобы показывать им что-то заезженное и пошлое в баннере, ролике или сторис.
Какие книги почитать
«Джедайские техники» Максима Дорофеева
«Корпорация гениев» Эда Кэтмелла и Эми Уоллес
«Как люди думают» и «Как люди видят» Дмитрия Чернышева
«CRAFT: Как создавать большие идеи» Василия Лебедева
«Rework. Бизнес без предрассудков» Джейсона Фрайда
«История на миллион долларов» Роберта Макки
«Руководство астронавта по жизни на Земле» Кристофера Хэдфилда
«Марсианин» Энди Вейра
«Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна