За что отвечает маркетинг
Маркетинг
Маркетинг – это деятельность, которая ставит своей целью получение прибыли с помощью удовлетворения потребностей покупателей. Это очень обобщенное определение, показывающее суть любых маркетинговых мероприятий – умение продать товар или услугу целевой аудитории.
В более широком смысле маркетинг – это комплексная дисциплина, которая включает в себя умение анализировать нишу и конкурентов, прогнозировать потребительский спрос, умело выстраивать коммуникации с целевой аудиторией. Словом, профессиональный маркетолог должен понимать, как превратить потребности людей (В2С) или организаций (В2В) в услугах и товарах в потребительский спрос.
Таким образом, если описать маркетинг кратко – это деятельность по удовлетворению потребностей клиентов. Собственно она и является главной целью всех маркетинговых стратегий компании.
Чтобы достигнуть цели маркетологи решают следующие задачи, стоящие перед бизнесом:
Эффективно решать задачи маркетинга помогают следующие принципы: понимание производственных возможностей компании, умение планировать мероприятия по сбыту товаров или услуг. Кроме того, компания должна уметь гибко реагировать на меняющийся спрос, обновлять ассортимент продукции в соответствии с потребностями ЦА.
Функции
Мы рассмотрели выше, что такое маркетинг и определили его цели, задачи и принципы. Дальше познакомимся с пятью ключевыми функциями маркетинга:
Функционал поддерживается следующими методами маркетинга – опрос, анализ ситуации на рынке, наблюдения, изучение потребительского спроса. В плане продвижения продукции используются рекламные технологии в онлайн и офлайн среде, PR, личные продажи, консультации.
Инструменты
Маркетинг – это процесс превращения потребителя в покупателя. Для реализации этой задачи используются маркетинговые инструменты. Условно их можно разделить на четыре группы: цена, продукция, сбыт, реклама.
Подробнее остановимся на инструментах интернет-маркетинга:
Разновидности
Различают несколько типов маркетинга в зависимости от спроса на товар и охвата рынка сбыта. Рассмотрим подробнее основные виды:
Резюме
Мы разобрались, что такое маркетинг простыми словами. Изучили его цели, задачи и функции. Познакомились с инструментами и видами. В заключении хочется сказать: мало понимать, что такое маркетинг, нужно постоянно внедрять маркетинговые стратегии на практике. Тогда вы добьетесь больших успехов в своем бизнесе.
За что должна отвечать служба маркетинга
Подготовим 3 досье за 1 500 руб.
Подготовим 3 досье за 1 500 руб.
Результатом работы маркетологов является повышение уровня продаж, что и считают основным показателем при оценке отдела маркетинга. Это подразделение выполняет роль буфера между внешней средой — рынком и внутренней средой — компанией. Например, для нашей компании маркетинг — это привлечение и удержание клиента. Привлечение — это реклама, промоу-шен, а удержание — это работа с внутренним ресурсом компании. Изначально мы тратили много денег на рекламу, но получали мало заказов. За последние три года политика компании изменилась: мы больше работаем над удержанием клиента. Если год назад количество клиентов, заказавших у нас окна и заплативших деньги, было примерно 55% от числа клиентов, записавшихся на замер, то сейчас мы увеличили этот показатель до 75%.
Для того чтобы отдел маркетинга успешно реализовал свои задачи, нужно определить его место и полномочия в существующей организационной структуре. Есть несколько вариантов взаимодействия маркетинговой службы с другими подразделениями компании. Отделы маркетинга, рекламы, продаж: могут подчиняться соответствующим директорам (по маркетингу, по рекламе, по продажам). При другом варианте отдел маркетинга и рекламы подчиняется директору по маркетингу, а отдел продаж — директору по продажам.
На мой взгляд, наиболее эффективна структура, в которой отдел маркетинга координирует работу отдела продаж и рекламы. В этом случае маркетологи ставят задачи перед рекламистами и определяют направление их деятельности, а менеджерам по продажам они своими мероприятиями помогают реализовывать товар (услуги). Формирование ассортимента и поддержание необходимого количества товаров на складе отдел маркетинга реализует совместно с отделом продаж. Мы делаем это на основе постоянного анализа ликвидности, сезонности, изменений внешней среды.
Определение должностных обязанностей службы маркетинга
В нашей компании отдел маркетинга был создан с целью повысить эффективность бизнеса. Сейчас основная задача отдела — поддержка продаж: привлечение новых, удержание и повышение лояльности существующих клиентов, а также переориентация клиентов, которые пользуются услугами конкурентов. Возможно, в других компаниях обязанности отдела маркетинга сформулированы иначе и перед ним стоят другие оперативные задачи. Но если обратиться к значению слова «маркетинг», то станет ясно, что главная функция маркетинговой службы — именно повышение продаж.
Функции отдела маркетинга
Рассмотрим более подробно основные функции, которые должен выполнять отдел маркетинга на предприятии.
1. Планирование маркетинговой деятельности
При составлении маркетингового плана в первую очередь формулируется стратегия развития компании. В рамках этой стратегии перед отделом маркетинга ставится основная задача (например, выход в регионы). Определяются сроки, в течение которых компании нужно ее реализовать, а также размеры финансирования. После этого отдел маркетинга разбивает основную задачу на более мелкие, разрабатывает мероприятия по их реализации и составляет общий план, который должен утвердить руководитель компании. Обычный срок планирования — год. Потом более подробно расписываются квартальные планы, и маркетологи в рамках утвержденных планов и бюджетов оперативно подготавливают каждое маркетинговое мероприятие.
Например, если компания запускает акцию, отдел маркетинга должен учесть следующее: сколько времени потратит менеджер по продажам на работу с клиентами, привлеченными в результате акции; какая будет загрузка телефонных линий и смогут ли все клиенты дозвониться; достаточно ли самих менеджеров, обладают ли они необходимой квалификацией; хватит ли замерщиков для обслуживания поступивших заказов; и, наконец, отсутствие какой продукции может помешать выполнению заказа точно в срок.
В плане маркетинговой деятельности в целом и в описании каждой задачи отдела должен быть указан ожидаемый результат будущих мероприятий. Например, если ставится задача повысить продажи, должно быть определено, какого объема продаж в денежном выражении планируется достичь по итогам маркетинговой акции.
2. Исследование рынка
Для того чтобы видеть свои возможности на рынке, нужно иметь представление об основных его составляющих. Рынок можно изучать по двум направлениям: собирая и анализируя информацию о клиентах и исследуя конкурентов.
Сбор и анализ информации о клиентах. Наиболее эффективно изучать потребителя можно совместными усилиями отделов маркетинга и продаж. Нагрузка по сбору информации при этом возлагается на менеджеров по продажам. Например, маркетологи разрабатывают анкеты, а менеджеры по продажам собирают с их помощью информацию на протяжении всей своей работы с клиентами. На основании анкет отдел маркетинга затем корректирует как действия компании на рынке, так и работу с клиентами внутри компании. Для изучения потенциальных потребителей лучше, по моему мнению, обращаться к маркетинговому агентству. Ставить задачу перед ним должен отдел маркетинга. В исследовании надо учесть именно те характеристики клиентов, исходя из которых можно разработать программу продвижения продукта (компании). Результат исследования нередко составляет более ста страниц, и задача маркетолога — проанализировать информацию и дать Генеральному Директору и другим руководителям конкретный совет: что нужно делать в этой ситуации и почему именно сейчас это следует предпринять.
Сбор и анализ информации о конкурентах. Эту задачу кроме отдела маркетинга осуществляют отдел продаж, служба безопасности, иногда участвуют и другие отделы (в зависимости от специфики бизнеса). Задача отдела маркетинга не столько сбор данных о конкурентах, сколько организация поступления информации. Поручите маркетологам находить источники полезных сведений как на рынке, так и внутри компании (например, подразделения, которые могут дать нужную информацию). Отдел маркетинга должен иметь возможность (после согласования с руководством) ставить задачи перед другими отделами компании и мотивировать задействованных сотрудников. В нашей компании информация о конкурентах поступает от них самих. На рынке окон из ПВХ был образован «Оконный союз» — пул крупнейших игроков рынка (12-13 участников). Представители компаний собираются раз в три месяца и открыто делятся информацией. Всего, конечно, там не узнать, но и услышанного для руководителей достаточно, чтобы понять тенденции рынка, сделать вывод о правильности или ошибочности своих ходов.
Что касается внешней информации, то наш отдел маркетинга регулярно просматривает печатные публикации, интернет-сайты компаний, работающих в нашем сегменте рынка, наносит конкурентам визиты. Если у кого-то происходит что-то заметное, то маркетологи обязательно принимают это во внимание и иногда используют в работе. Мониторинг цен конкурентов происходит непрерывно. Информацию о ценах предоставляет отдел продаж:, маркетологи ее анализируют и выдают еженедельный отчет в виде диаграмм, графиков в специально разработанной программе.
Для исследования цен отдел маркетинга выбирает те компании, которые размещают совместно с нами рекламу, и те города, где мы представлены. Получив анализ, мы корректируем свою цену, соотнося ее с рыночной. Происходит это нечасто: в сезон (август-ноябрь), когда цена повышается, и с его окончанием, при понижении цен. Если у кого-то происходит что-то заметное, то маркетологи обязательно принимают это во внимание и иногда используют в работе. Мониторинг цен конкурентов происходит непрерывно. Информацию о ценах предоставляет отдел продаж, маркетологи ее анализируют и выдают еженедельный отчет.
Глава американского рекламного агентства «Огилви энд Маде» Шелли Лазарус определяет маркетинг как попытку представить себе желания людей и дать им желаемое.
Родоначальник менеджмента Питер Друкер под маркетингом понимает весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения его окончательного результата, то есть с точки зрения потребителя.
Сергей Беззубцев в книге «Управление слухами:теория и практика маркетинговых коммуникаций» определяет маркетинг как установление соответствия между деятельностью потребителя, деятельностью продавца и деятельностью производителя.
Автор одной из самых популярных книг о маркетинге «Маркетинг на 100%» Игорь Манн считает, что маркетинг — это все то, что продавцы делать не успевают, не хотят или не могут.
Рассказывает практик: Алексей Марков | Руководитель отдела маркетинга компании «АкваДрайв», Москва
Позиционирование компании (продукта) проводят, опираясь на составленный портрет потребителя и анализ конкурентов. Задача отдела маркетинга — разработать комплекс мер, благодаря которым компания (продукт) займет собственное, отличное от конкурентов и выгодное для себя место на рынке. Маркетологи должны найти, увидеть (или придумать) уникальную особенность компании (продукта). Отделу маркетинга нужно четко понимать, чем его компания отличается от других игроков рынка, что заставит клиента выбрать именно ее. Так, при одинаковых ценах на один и тот же товар решающую роль будет играть сервисное обслуживание или условия оплаты (например, отсрочка платежа).
Рассказывает практик: Вячеслав Лавринович | Коммерческий директор 000 «Зенит», Москва
Канцелярское направление нашей деятельности стало развиваться с 2003 года. Мы начинали работать с того, что брали товары у конкурентов, делали необходимую наценку и продавали. Наши клиенты знали и то, что мы берем продукцию у конкурентов, и то, по какой цене она там продается, но покупали у нас: мы выигрывали из-за сервиса и корректной работы каждого сотрудника с клиентом. Огромную роль сыграла репутация менеджеров, их личные отношения с клиентами. Компания выиграла оттого, что на начальном этапе привлекла опытных специалистов, которые уже работали на этом рынке и имели своих клиентов.
Проанализировав свою позицию на рынке, компания может выбрать наиболее подходящие для себя инструменты продвижения и рекламы.
Отдел маркетинга обязательно должен участвовать в формировании ценовой политики. Здесь очень важно тесное взаимодействие между финансовой службой и маркетологами. Экономисты предлагают цену исходя из себестоимости, а маркетологи — с учетом рыночных цен, ценовой политики конкурента и выбранной концепции компании. Задача отдела маркетинга — найти такую цену, при которой конкуренты не смогут вытеснить компанию с рынка и в то же время не изменится в худшую сторону представление клиентов о качестве товара. «Если у Вас нет простой, четко и ясно отличающей Вашу компанию или марку от других и продвигающей ее идеи, Вам остается только иметь »низкие« цены», — Цитата из книги «Новое позиционирование» Джека Траута, гуру маркетинга.
Рассказывает практик: Алексей Марков | Руководитель отдела маркетинга компании «АкваДрайв», Москва.
Наш отдел маркетинга участвует в разработке цен как для дилеров, так и для конечных потребителей. Мы стараемся формировать конкурентоспособное по цене предложение в соответствии со спросом, ценами на аналогичные модели конкурентов, сезонностью и с учетом всех преимуществ нашей продукции. В начале нового года по всей России нашими дилерами принимаются единые рекомендуемые розничные цены.
5. Ассортиментная политика
Ассортимент продукции формируется в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Задача отдела маркетинга — выявить (в результате дифференциации клиентов), какие товары и в какой промежуток времени пользуются наибольшим спросом.
Другая задача отдела маркетинга — это поиск новых продуктов. Результаты проведенного анализа показали, что, продавая лишь лодочные моторы и не предлагая ассортимента лодок и катеров, компания много теряет, так как покупка лодки или катера первична. Поэтому задачей отдела маркетинга совместно с менеджерами по продажам было найти наиболее соответствующую требованиям рынка продукцию, реализация которой могла бы вывести компанию на прочные позиции. Так, в прошлом году мы стали продавать пластиковые катера, а в этом представляем «водные внедорожники», а также новые в нашем ассортименте виды лодок — надувные с жестким дном и алюминиевые. Отделу маркетинга нужно четко понимать, чем его компания отличается от других игроков рынка, что заставит клиента выбрать именно ее. Так, при одинаковых ценах на один и тот же товар решающую роль будет играть сервисное обслуживание или условия оплаты.
6. Разработка новых идей
Отдел маркетинга, изучающий тенденции рынка и понимающий его потребности, должен являться генератором идей, помогающих разрабатывать новые продукты. Задача маркетологов — донести до компании, какими качествами должен обладать создаваемый продукт. Совместно с технологическим отделом, отделами продаж, развития и др. маркетологам нужно проводить круглые столы по новой продукции. Задолго до появления товара маркетологам нужно разработать его оформление (например, упаковку), систему дистрибуции, продумать рекламную кампанию.
7. Повышение уровня продаж
Например, наш руководитель отдела маркетинга мыслит так же, как и я. Он подобран мной, его предложения соответствует моему стилю, он разделяет мою точку зрения. До него я поменял пять человек, но теперь точно знаю, что из тысячи вариантов он мне предоставит те десять, которые я выбрал бы сам.
После проведения рекламной кампании отделу маркетинга необходимо ее проанализировать. Анализ может предоставить отдел рекламы, или маркетологи делают его сами, но в любом случае отчет о рекламной активности должен проходить через службу маркетинга.
Мероприятия по продвижению товара или услуги (промоушен). К промоушен можно отнести все, что не входит в рекламу, но способствует продвижению компании (продукта) на рынке и в конечном итоге — увеличению продаж. Сюда входят так называемые BTL-техно-логии (см. Глоссарий). К методам продвижения также относят PR, организацию семинаров, конференций, круглых столов, маркетинговые акции, организацию и проведение выставок, распродаж и т.п.
Задача маркетологов — выбрать тот инструмент, который в большей степени подходит для данного бизнеса, и определить, каким образом с его помощью можно реализовать поставленную задачу. Основа работы отдела — это поиск интересных (иногда нетрадиционных) ходов, позволяющих не только повысить продажи, но и зарекомендовать себя как компанию, не похожую на другие.
Саму реализацию мероприятия можно поручить маркетинговым агентствам или выполнить своими силами (в зависимости от возможностей отдела маркетинга и масштабности мероприятия). Например, наши маркетологи очень часто проводят маркетинговые акции самостоятельно. Одна из наиболее успешных — это предложение клиенту москитной сетки в подарок при заказе окна. При подготовке акции отдел маркетинга в первую очередь учитывает, насколько увеличится доход при дополнительных затратах на проведение мероприятия. Акция должна быть согласована с отделом продаж. Если она не устраивает менеджеров, они объясняют, что именно и почему не может быть реализовано. В результате такого обсуждения у нас нередко появляются новые интересные идеи. Менеджеры, общаясь с клиентами, лучше всех понимают их потребности, и сформулированные ими предложения мы считаем наиболее ценными.
Поддержка лояльности клиентов. Задача службы маркетинга не только привлечь клиента, но и удержать его: какими бы эффективными ни были реклама и промоушен, они бессмысленны без организации работы с клиентами. Для этого отдел маркетинга разрабатывает программы повышения лояльности.
Лояльный клиент — это клиент, который рекомендует Вашу компанию своим друзьям, знакомым, и сам при необходимости повторно обращается к Вам. К примеру, в нашей компании повторные обращения клиентов и обращения по рекомендации составляют до 70% объема продаж. Увеличение этого показателя свидетельствует об успешной работе отдела маркетинга по поддержанию лояльности клиентов.
Организация работы по этому направлению (удержание клиента) также требует подготовки персонала компании и создания внутри предприятия среды, максимально ориентированной на клиента. Маркетологи обязательно должны работать со всеми службами, которые контактируют с клиентами. В первую очередь это отдел продаж;, служба сервиса (техподдержки), службы доставки.
В нашей компании отдел маркетинга оценивает работу всех клиентских подразделений (отдела продаж, службы монтажа, службы доставки, службы замеров) по пятибалльной шкале. Учитываются компетентность, оперативность обслуживания, вежливость, внешний вид, пунктуальность сотрудников. При оценке ниже чем «пять» служба маркетинга обращается в соответствующий отдел и выясняет причины ухудшения качества работы. Если низко оценивается внешний вид работников отдела монтажа, меняют униформу, если упала оперативность обслуживания в службе замеров, выясняют причину и по возможности устраняют ее.
В любом случае, при любых формах кооперации отдела маркетинга с другими службами в текущей деятельности, ответственность за положение компании на рынке и за рост продаж в первую очередь должны нести маркетологи.
8. Анализ маркетинговой деятельности
Маркетинговое мероприятие можно считать завершенным, когда отдел маркетинга представит отчет о его проведении. В этом документе должны содержаться результаты (сколько новых клиентов привлекли, насколько увеличился объем продаж, насколько выросли доходы), а также инструменты, с помощью которых были достигнуты результаты (рекламные кампании, промоушен, другая маркетинговая активность). При долгосрочных мероприятиях Генеральному Директору целесообразно получать промежуточные отчеты, показывающие динамику развития. Если рост заказов падает или замедляется, отдел маркетинга должен определить, на каком этапе компания теряет клиентов: например, уменьшилось количество первоначальных звонков или снизилось число повторных обращений для заказа товара. Если, к примеру, уменьшается число заказов, отдел маркетинга должен проанализировать работу с клиентами внутри компании. Причиной может быть нехватка менеджеров или недостаточная квалификация сотрудников для обработки большего, чем обычно, количества звонков. В этом случае задача отдела маркетинга — совместно с отделом персонала определить, что надо предпринять: повысить квалификацию имеющихся менеджеров (можно ли это сделать, каким образом) или принять дополнительных сотрудников. Например, у нас в прошлом году в разгар сезона был спад заказов. После анализа, проведенного маркетологами, стало ясно, что причина в образовавшихся очередях: увеличивается срок выполнения заказа, и клиенты уходят, не желая долго ждать.
Как оценивать работу отдела маркетинга
Обычно работа отдела маркетинга оценивается по количеству обращений клиентов, по числу повторных обращений для заказов и в конечном счете по размеру доходов, принесенных в результате роста продаж. В зависимости от специфики бизнеса ключевыми могут быть и другие показатели. В каждом случае нужно оценивать, насколько выполнен маркетинговый план и поставленные в нем задачи. Для оценки деятельности отдела маркетинга необходим маркетинговый план, о котором рассказывалось в начале статьи. Например, в нашей компании в начале каждого года мы согласовываем с отделом маркетинга, что они должны будут сделать, какие цифры получить, и составляем маркетинговый план. В течение года я смотрю, совпадают ли результаты с плановыми цифрами. Если нет, значит отдел работает с низкой эффективностью. Мы вместе находим причины и, если они объективны, пересматриваем поставленные задачи.
Наша внутренняя автоматизированная программа позволяет ежедневно отслеживать ситуацию с продажами (за год, за день, за любой период) и моментально на нее реагировать. По отчетам о сделанных заказах я вижу, когда эффективность отдела маркетинга растет, когда падает. Я также оцениваю работу отдела продаж; (по отчетам о числе клиентов, обратившихся с запросом, а затем оформивших заказ). Эти отчеты я смотрю каждый месяц. Проблема доверия к маркетологам
Опрос более тридцати Генеральных Директоров европейских компаний, проведенный консультантами McKinsey в 2004 году, показал, что руководители не доверяют своим маркетологам. Больше половины опрошенных не в восторге от их аналитических способностей и деловой хватки. Почти все Генеральные Директора обеспокоены тем, что маркетологи «не мыслят как деловые люди» и ведут себя, «словно упрямые дети».
Многим руководителям не нравится, что маркетологи, составляя бюджеты, сообщают недостаточно информации о планируемых мероприятиях (или она слишком противоречива), что они не в состоянии предоставить четкое экономическое обоснование своих предложений.
Для повышения доверия к службе маркетинга консультанты McKinsey в первую очередь рекомендуют директорам по маркетингу разработать систему показателей, с помощью которой можно отслеживать эффективность маркетинговых мероприятий.
Рассказывает практик: Алексей Марков | Руководитель отдела маркетинга компании «АкваДрайв», Москва
Рассказывает практик: Инна Майорова | Руководитель отдела маркетинга, рекламы и PR компании «Публичная библиотека», Москва
В нашей системе оценки работы отдела маркетинга основным является ежемесячный отчет о количестве новых клиентов (откуда пришли, какими услугами воспользовались, почему и т. д.). Ежемесячно мы отчитываемся за рекламный и PR-бюджеты, даем данные о размещенной рекламе, количестве опубликованных статей (в прессе, Интернете), новых видах рекламной продукции. Все наши данные рассматриваются в сравнении с отчетами предыдущих периодов. Ежеквартально отдел маркетинга проводит анализ продаж компании и анализ рекламаций клиентов.
В любом случае, при любых формах кооперации отдела маркетинга с другими службами в текущей деятельности, ответственность за положение компании на рынке и за рост продаж: в первую очередь должны нести маркетологи.
Чем занимается отдел маркетинга и как организовать его работу
Отдел маркетинга это структура, задачи которой лежат в плоскости коммуникаций и аналитики. Он обеспечивает информационное взаимодействие между компанией и внешней средой.
Зачем нужен отдел маркетинга
Многие руководители и собственники бизнеса интуитивно чувствуют, что отдел маркетинга им необходим, но не до конца понимают, зачем именно он им нужен и чем конкретно должен заниматься.
В большей или меньшей степени маркетингом занимается каждая коммерческая компания. В особенности — её управленцы, решая широкий спектр задач. Просто они не осознают, что эти задачи непосредственно относятся к маркетинговой сфере.
Примеров тому множество: формирование ценовой политики, изучение конкурентов, подбор торгового помещения в подходящем месте, разработка новых товаров и услуг, различные исследования и аналитика — всё это имеет отношение к маркетингу, и не только.
Чем не занимается отдел маркетинга
Существует популярное заблуждение, что маркетологи — это «рекламщики». Это не так. Вернее, в некоторых случаях, отдел маркетинга может выполнять непосредственно рекламные функции, но это не является его ключевым видом деятельности.
Отдел маркетинга выполняет широкий спектр важных задач. В той или иной степени он принимает участие во многих бизнес-процессах компании либо оказывает на них влияние. В связи с этим функции и задачи отдела могут быть весьма разноплановыми в зависимости от актуальных целей.
Также широко распространено мнение, что отдел маркетинга должен продавать, но на самом деле это прерогатива отдела продаж. Одна из самых главных задач маркетологов — создавать максимально благоприятные условия для этих процессов.
Для этого созданы и маркетинговые продукты Calltouch: оптимизируйте расходы на рекламу, отслеживайте рекламные источники звонков и делайте коммуникацию с клиентами проще с помощью эффективных инструментов.
Часто результаты работы отдела маркетинга просто не очевидны для большинства сотрудников организации, и объективно оценить его эффективность способны только те, кто «в теме».
Связь между маркетингом и продажами
Часто существует конфликт между отделами маркетинга и продаж.
Первые недовольны тем, что продажники не ценят и не используют инструменты, которые для них разрабатываются, или саботируют процесс сбора и систематизации данных.
Сотрудники отдела продаж, в свою очередь, считают, что маркетологи далеки от реальности. По их мнению, те заставляют их тратить время на то, что не имеет никакого отношения к непосредственному процессу продаж.
По факту оба отдела важны — каждый из них вносит свой значимый вклад в общее дело, а именно — в формирование отношений между компанией и потребителями.
Просто отдел маркетинга больше сосредоточен на решении стратегических вопросов и планировании, а отдел продаж — на выполнении тактических задач.
Для достижения компанией наилучших показателей оба отдела должны плотно сотрудничать, интенсивно обмениваться информацией и всесторонне поддерживать друг друга.
Маркетологи должны анализировать диалоги менеджеров по продажам с клиентами. Продажники, в свою очередь — учитывать рекомендации и обратную связь от отдела маркетинга.
Коммуникации между продавцами и маркетологами должны быть системными и регламентированными. Это могут быть совместные мозговые штурмы, планёрки, общение по электронной почте и в мессенджерах.
Маркетинговые активности могут согласовываться с отделом продаж или, как минимум, должна учитываться обратная связь от него. Продажники всегда должны чётко осознавать, для чего именно они совершают те или иные действия, рекомендованные отделом маркетинга.
На данную тему можно порекомендовать отличную книгу Игоря Манна «Согласовано! Как повысить доходы компании, подружив продажи и маркетинг». Она содержит 25 практических рекомендаций, внедрив хотя бы часть которых, можно в разы увеличить прибыль компании.
Цели и задачи отдела маркетинга
Основной целью отдела маркетинга, как и бизнеса в целом, является увеличение доли компании на рынке, повышение объёмов продаж и, в конечном итоге, прибыли. В случае, когда бизнес-модель основана на наращивании капитализации бизнеса — увеличение стоимости компании.
Все остальные цели зависят от декомпозиции основной и в каждом отдельно взятом случае могут различаться.
Продукт
Одной из основных задач отдела маркетинга является формирование отношений между брендом и потребителями. Максимально точное соответствие продукта запросам рынка.
Вне зависимости от уровня цен в сознании потребителей ценовая политика должна быть логически обоснованной и аргументированной.
Если вы дискаунтер, то клиенты должны хотя бы в общих чертах понимать, за счёт чего формируется экономия. А в случае, когда необходимо обосновать высокую стоимость, наилучшим способом является увеличение ценности продукта. Это польза, выгоды и преимущества, которые получает потребитель, приобретая товар, услугу или сервис.
Главная особенность отдела маркетинга это креативность, в связи с чем синтез новых идей и нестандартных решений являются для него вполне естественными творческими задачами. При их выполнении мотивация и вовлечённость маркетологов значительно повышается.
Отдел маркетинга также занимается вопросами позиционирования. Это может относится к отдельно взятым продуктам, брендам и всей компании полностью.
Поскольку отдел маркетинга постоянно мониторит и анализирует изменения спроса и потребностей, тенденции развития и рыночную конъюктуру, в его непосредственные обязанности входит формирование продуктовой матрицы компании.
Здесь же — генерация идей по разработке и производству новых продуктов либо поиск готовых к реализации товаров или услуг. При этом, необходимо учитывать стратегические векторы развития компании и объективно оценивать ресурсные возможности.
Помимо ввода в линейку компании новых продуктов, отдел маркетинга принимает участие в прочих вопросах ассортиментной политики.
Упаковка продукта и то, в каком именно виде пользователь его получит, тоже зависит от отдела маркетинга.
Исследования
Прежде чем компания начнёт производить новый продукт для его дальнейшего вывода на рынок, отделу маркетинга необходимо проделать большой объём работы.
В обязанности отдела маркетинга входит постоянное отслеживание и актуализация потребностей существующих и потенциальных клиентов. Необходимо взаимодействовать с ними, получать обратную связь, относительно идей и прототипов новых продуктов, проводить интервью, систематизировать и анализировать их результаты.
Благодаря данным, получаемым в ходе customer development, маркетологи могут заранее сформулировать точные качества и характеристики продуктов, которыми хотят пользоваться потребители. Это позволяет компании существенно экономить ресурсы, не разрабатывая и не производя то, на что нет подтверждённого спроса.
Необходимо учитывать динамику изменения потребностей клиентов, сезонность, пики спроса, активность конкурентов и прочие внешние факторы. Для этого весьма полезно использовать инструменты SWOT-анализа.
Рыночные исследования, производимые маркетологами заключаются в сборе, структурировании и анализе информации о потребителях и конкурентах.
Изучение потребителей отдел маркетинга, как правило, производит в тандеме с отделом продаж. В процессе определяется целевая аудитория, прорабатываются детальные аватары различных её сегментов, формируются профили ключевых клиентов.
Выявляются социально-демографические характеристики, статус, сферы деятельности, окружение, каналы получения информации, потребности, возражения, запросы.
Также анализируется отношение к компании и её продукции со стороны действующей клиентской базы. Оценивается её лояльность, собирается обратная связь об актуальных потребностях.
Определяется степень удовлетворённости клиентов товарами, услугами и сервисами. Благодаря этому можно видеть плюсы и минусы бизнеса глазами потребителей, что позволяет выявить точки роста и постоянно совершенствоваться.
Перед разработкой нового продукта отдел маркетинга обязательно проводит исследования рынка на предмет конкуренции в данном сегменте, определяет насыщенность рынков разных регионов товарами-заменителями и отслеживает уровень цен.
Исследование конкурентов и их активностей отдел маркетинга осуществляет также совместно с продажниками. В некоторых специфических случаях подключается служба безопасности компании.
В фокус внимания чаще всего попадают ценовая и ассортиментная политика конкурентов, их сильные стороны и недостатки, актуальные и ранее реализованные рекламные активности, степень эффективности различных методов и каналов продвижения. Это позволяет осуществлять стратегическое и среднесрочное планирование и оперативно реагировать на тактические изменения.
Особо сложные исследования целесообразно передавать на аутсорс профильным организациям, потому что далеко не в каждой компании есть необходимые для этого ресурсы.
Полученные результаты, которые часто могут занимать десятки и даже сотни страниц, анализируются маркетологами компании. После чего они формируют выжимку и передают её в виде отчёта руководству для принятия важных управленческих решений.
Планирование
Планирование маркетинговой деятельности осуществляется в зависимости от стратегических задач компании. Производится их подробная декомпозиция, на основе которой разрабатывается детальный маркетинговый план. При его формировании обязательно должны учитываться результаты анализа доступных ресурсов, что позволяет реализовать постановку реалистичных и достижимых целей.
Ещё на этапе тестирования спроса задолго до принятия решения о включении нового товара в продуктовую матрицу компании разрабатывается и визуализируется концепция упаковки. Продумывается потенциальная система сбыта через различные каналы дистрибуции и планируются необходимые рекламные активности.
Отдел маркетинга, как правило, принимает участие в разработке плана продаж. При этом, ключевой задачей маркетологов является корректировка плана до момента его полного согласования.
Если фактический уровень продаж колеблется в пределах 80%-120% от запланированного, значит отдел маркетинга справился со своей функцией. Если же показатели ниже данного диапазона, скорее всего маркетологи ошиблись либо при планировании и оценке возможностей, либо при продвижении.
В целях увеличения объёмов продаж отдел маркетинга планирует различные активности для продвижения продуктов компании. Как правило, они относятся к трём большим направлениям работы: реклама, промоушн и управление лояльностью клиентов.
Реклама
Часто отдел маркетинга непосредственно осуществляет, в том числе, и рекламную деятельность. Иногда структуры маркетинга и рекламы являются отдельными подразделениями компании. В таких случаях маркетологи должны формулировать цели, определять векторы и форматы рекламных активностей.
В противном случае получится «стрельба из пушки по воробьям», и реклама с большой вероятностью окажется малоэффективной.
Помимо организации и координации рекламных активностей в задачи маркетологов входит анализ соответствующих результатов. Подобные отчёты формируются либо непосредственно отделом маркетинга, либо отделом рекламы. Во втором случае информация обязательно должна дополнительно анализироваться маркетологами.
К данному направлению работы отдела маркетинга относятся любые активности и мероприятия, направленные на продвижение продуктов компании, но не являющиеся непосредственно рекламой. К ним можно отнести:
В задачи маркетологов входит выбор актуальных вариантов, которые позволят достичь поставленных целей в отношении объёмов продаж. Часто ими оказываются различные креативные решения, которые позволяют ярко и выгодно выделить на рынке компанию, бренд или отдельные продукты.
Управление лояльностью
Чаще всего привлечение новых потребителей обходится существенно дороже, чем продажи постоянным клиентам.
Мало смысла в постоянном привлечении всё новых и новых лидов, если почти никто из них не становится постоянными покупателями. В связи этим очень многие процессы, связанные с обслуживанием и дальнейшей работой с клиентами, могут нивелировать эффективность рекламы и промоушн.
Отделу маркетинга следует тесно взаимодействовать со всеми подразделениями компании, от которых в той или иной степени зависит степень удовлетворённости текущих клиентов.
Помимо этого нужно регулярно проводить мониторинг качества их работы на основе обратной связи, получаемой от потребителей. При необходимости — оперативно корректировать процессы или передавать информацию руководителям, обладающим соответствующими полномочиями.
От уровня лояльности клиентов зависит то, станут ли они постоянными покупателями, будут ли рекомендовать компанию и её продукты своим близким, друзьям и знакомым, а также информационное содержание их отзывов в интернете.
При этом, одной из важнейших метрик для оценки эффективности работы отдела маркетинга является NPS — Net Promoter Score, Индекс потребительской лояльности. Это разница между долей клиентов, готовых рекомендовать, и теми, кто недоволен качеством продуктов или обслуживания.
Повышение значения NPS и его удержание на уровне, превышающем норму, является одной из ключевых задач отдела маркетинга.
Лояльность клиентов во многом зависит от того, насколько комфортно для них выстроены процессы коммуникации с компанией. Многих от покупки останавливает необходимость звонить по телефону или долгое ожидание обратного звонка. Виджеты Calltouch помогут увеличить количество заявок и создадут возможность выбора для клиентов: подключайте умную заявку со сбором контактов без прозвона, мультикнопку со ссылками на мессенджеры и быструю обработку обращений из форм VK и Facebook.
Виджеты Calltouch
Мониторинг восприятия потребителями компании, её брендов и продуктов должен производиться на постоянной основе, как и работа над формированием и поддержанием положительного имиджа.
В спектр работ репутационного маркетинга обязательно должно входить регулярное отслеживание отзывов и упоминаний компании в интернете, а также оперативное реагирование.
Получением обратной связи от потребителей и коммуникациями с ними также занимается отдел маркетинга.
В сфере ответственности маркетологов находятся вопросы пиара, повышения узнаваемости бренда и его отдельных продуктов.
В зависимости от формы дистрибуции, отдел маркетинга компании осуществляет поддержку партнёров по реализации продукции. Ими могут быть оптовые и розничные дилеры или франчайзи. Также совместно с ними могут организовываться различные мероприятия и прочие активности, направленные на увеличение объёмов продаж.
Сегментация клиентской базы и осуществление коммуникаций с сегментами реализуется отделом маркетинга совместно с IT-департаментом, который обеспечивает техническую поддержку.
В задачи маркетологов, безусловно, входит нейминг, брендинг и ребрендинг.
Состав отдела маркетинга
Место отдела маркетинга в организационной структуре бизнеса зависит от масштаба компании, сферы её деятельности и специфики.
Часто отдел маркетинга входит в состав коммерческого отдела, который находится в оргструктуре компании на одном уровне с производством, финансами и отделом кадров. Как уже упоминалось выше, часто отделы рекламы и маркетинга совмещены.
В крупных компаниях департамент маркетинга разбивается на подразделения:
По возможности, лучше обходиться без такого дифференцирования. Как показывает практика, сотрудники отделов маркетинга работают на порядок эффективнее, когда нет жёсткого разделения. Это способствует более высокой степени сплочённости коллектива, ускоряет обмен информацией и повышает качество внутренних коммуникаций.
В небольших организациях достаточно продуктивный отдел маркетинга может состоять всего из трёх сотрудников. Это руководитель, аналитик и менеджер по рекламе и продвижению.
Часть функций они способны выполнять собственными силами, а решение остальных задач передавать на аутсорс. Главное, чтобы внутренние специалисты могли:
Какие ещё сотрудники могут работать в отделе маркетинга?
При рекрутинге сотрудников для отдела маркетинга важно понимать, что высшее образование,даже профильное — это плюс к резюме, который никак не может являться определяющим фактором при приёме на работу.
Одним из главных критериев отбора является наличие релевантного опыта и кейсов. Причём вовсе необязательно удачных. Опыт провалов тоже очень ценен. Плюс, он демонстрирует открытость потенциального сотрудника, который признаёт свои ошибки, делает соответствующие выводы и готов профессионально развиваться.
Человек должен быть серьёзно увлечён своим направлением деятельности. Также в зависимости от специфики деятельности важна креативность, коммуникабельность или аналитический склад мышления.
При найме сотрудников отдела маркетинга стоит учитывать, что на рынке персонала много дилетантов и теоретиков без необходимого для эффективной работы опыта или с завышенными требованиями к работодателю и условиям труда.
Серьёзные специалисты чаще всего не находятся в поиске работы в связи с высокой востребованностью их услуг.
Говоря о мотивации сотрудников отдела маркетинга, можно отметить, что оптимальной схемой будет комбинация фиксированной части зарплаты с бонусами, которые зависят от достижения KPI. Дополнительно стоит применять различные нематериальные способы мотивации персонала.
Кому нужен свой отдел маркетинга
Для начала стоит заметить, что полноценный отдел маркетинга совершенно не нужен стартапам, а также микро- и малому бизнесу, в котором:
Распространённой ошибкой является передача большого объёма маркетинговых задач на непрофильного сотрудника, который не обладает соответствующими компетенциями, а также предрасположенностью и желанию к их освоению.
Для малого бизнеса оптимальный вариант — решать часть вопросов самостоятельно силами сотрудников, которые способны их успешно решить. Остальное делегировать соответствующим компаниям и фрилансерам.
Но, как минимум, руководству необходимо разобраться в маркетинге настолько, чтобы иметь возможность выбирать компетентных подрядчиков, формулировать ТЗ, корректно ставить задачи, контролировать исполнение, анализировать и оценивать результаты.
Сейчас это можно легко сделать самостоятельно, уделяя достаточно времени изучению материалов, находящихся в открытом доступе, либо прибегая к помощи книг, тренингов и онлайн-курсов.
Среднему бизнесу рекомендуется содержать в штате хотя бы одного отдельного специалиста с чётко определёнными KPI. Намного эффективнее иметь в команде двоих сотрудников маркетинговой специализации с разными функциями. Один должен заниматься исследованиями и аналитикой, а второй — тем, что связано с продвижением компании и её продуктов на рынке.
Эффективность отдела маркетинга
В глобальном плане одной из ключевых метрик успешной работы отдела маркетинга является динамика доли рынка, прибыли компании и её капитализации.
Большую часть прочих показателей можно просто соотносить с данными из утверждённого маркетингового плана. Конечно же, иногда бывают нужны и другие ключевые метрики, в зависимости от ситуаций и специфики деятельности.
Эффективность каждой отдельной маркетинговой активности можно оценивать после формирования отчёта по результатам её проведения. А знаете, кто точно знает толк в аналитике и оценке? Правильно, Calltouch. Точность определения источника – вплоть до ключевого слова. Это значит, что вы поймете, какой источник, объявление и слово/призыв/колл-ту-экшн сработали. Классно? И это все с точностью 96%.
Многие считают, что в отчетах сложно разобраться, но в Calltouch это не так. Например, вот отчет «Все источники». Наглядно и прозрачно: с какого источника звонили, сколько, какой бюджет израсходован и сколько выручки есть с каждого источника.
А если нужно ежедневно снимать показатели маркетинговой активности, не вникая в подробности, попробуйте Дашборды. Тут статистика по проекту выводится в красивых схемах, по которым легко понять – бизнес на плаву или нужно срочно что-то менять.
В общем, попробуйте, если еще нет.
Если речь идёт о долгосрочных процессах, необходимо периодически соотносить промежуточные результаты с заранее намеченными реперными точками. Подобный контроль позволяет корректировать работу в динамике в случае отклонений от заранее заданного вектора.
Примеры критериев оценки эффективности работы отдела маркетинга:
Эффективность конкретного сотрудника отдела маркетинга можно оценить по показателям KPI, имеющим непосредственное или косвенное отношение к его сфере деятельности и зоне ответственности. К примеру: