За что отвечает менеджер проекта
Кто такой Project manager: чем он занимается и что должен уметь
Если вы хотите стать Project manager или нанять его, то эта статья для вас. Вы узнаете:
Бонусом расскажем, чем Project manager отличается от Product manager, с которым его многие путают, и чем занимаются проджекты в Carrot quest. Для тех, кто планирует нанимать менеджера проектов, разберем, действительно ли стоит это делать.
Кто такой Project manager и чем он занимается
Менеджер проектов, или Project manager — это тот, кто руководит проектами и организует всю работу над ними. Он — связующее звено между всеми членами команды: разработчиками, маркетологами, копирайтерами, дизайнерами, верстальщиками. А также между командой и клиентом.
Задача Project manager — организовать работу над проектом так, чтобы:
Project manager — это профессионал, который знает, как достичь целей клиента, что для этого нужно сделать, какие специалисты нужны и какие из них подойдут лучше для конкретного проекта по компетенциям и личным качествам.
Без менеджера проектов клиенту пришлось бы все делать самому: разбираться, как можно решить задачу, искать подходящих специалистов, передавать проект между ними и проверять результат на каждом этапе — тексты, макеты, креативы, тестовые и итоговую версию продукта.
Спасибо! Мы уже отправили все на почту
Разберем детальнее, чем занимается Project manager.
Общается с заказчиком
Предлагает решения после того, как заказчик обозначает проблему. Например, заказчик хочет увеличить количество качественных лидов, не вкладывая при этом деньги в привлечение дополнительного трафика на сайт. Тогда менеджер по проектам на основе своего опыта может предложить настроить автоворонку на сайте с помощью цепочек сообщений или чата на сайте, в котором покупатели смогут задать волнующие их вопросы, а консультант на них быстро ответит и подтолкнет к заказу. Мы ни раз убеждались, что люди, которые общаются в чате, чаще покупают — чат может увеличить доход компании от 5% до 15%. Подробнее об этом мы рассказывали в нашем исследовании:
Задает вопросы заказчику — брифует его — чтобы понять, какое именно решение подойдет, как работать над проектом и каких результатов в цифрах можно достичь. На брифинге менеджер узнает:
Презентует решения, которые подойдут для проблемы заказчика, и прогнозирует результаты. Затем менеджер с клиентом выбирают, над каким из них будут работать.
Обговаривает с клиентом сроки и что надо будет согласовать: текст, прототип, макет, креатив, итоговую версию продукта.
Обсуждает с клиентом правки и отрабатывает возражения при согласовании промежуточных этапов. Благодаря тому, что есть менеджер, клиенту не нужно думать, с какой правкой к какому специалисту идти, не нужно общаться со всеми самому. Все свои пожелания и требования он обсуждает лишь с одним человеком — менеджером проекта — а тот уже разбирается, к кому и с чем обращаться и как все учесть.
Презентует заказчику результаты проделанной работы по итогам проекта, разбирает с ним, что еще и как можно улучшить в будущем.
Контролирует работу и соблюдение сроков
Определяет, что именно и когда должно быть готово, чтобы успеть все в срок, следит, как продвигается работа каждого специалиста.
Контролирует, чтобы команда учитывала все требования заказчика и не отклонялась от цели проекта.
Проверяет и тестирует все сам, вносит со специалистами необходимые правки, прежде чем передать на согласование клиенту промежуточный результат. Так заказчику не придется тратить время на то, чтобы указать на мелкие ошибки и потом проверить, как их исправили.
Работает с командой
Подбирает для проекта подходящих по скилам специалистов. Отбирая их, он учитывает загрузку каждого на других проектах, чтобы тот успел сдать задачу в нужный срок.
Составляет технические задания (ТЗ) для каждого специалиста, в которых описывает, что конкретно и когда нужно сделать, какие требования и нюансы учесть.
Координирует работу специалистов и проходит с ними все этапы проекта от разработки стратегии до сбора аналитики. Например, сначала с копирайтером он готовит тексты, затем передает их дизайнеру для отрисовки макета, затем верстальщику и разработчику, чтобы воплотить макет в жизнь.
Знает основные нюансы и сложности каждого этапа, может предотвратить помехи, чтобы работать над проектом быстрее и качественнее. Ведь специалисты могут не учесть нюансы работы над проектом друг друга при подготовке своей части и сделать что-то, что помешает подготовке дальнейших этапов.
Например, дизайнер может отрисовать поп-ап, который у верстальщика не получится аккуратно адаптировать под мобильные устройства. Опытный менеджер заметит подобные недочеты в макете и внесет с дизайнером правки, либо сразу подключит верстальщика и обсудит вместе с ним и дизайнером, как все будет работать и что для этого нужно сделать.
Выступает своеобразным фильтром правок при передаче их от заказчика команде и защищает ее от возможного негатива. Клиент может предложить правку, которая окажется слишком субъективной и никак не повлияет на результат проекта, но при этом отнимет у команды много времени и нервов. Менеджер должен объяснить это клиенту, отработать его возражения, отсеять такие правки и передать команде только значимые для результата проекта замечания. Причем передать так, чтобы не обидеть никого из команды: не все ведь одинаково спокойно реагируют на критику, поэтому менеджер должен знать подход к каждому специалисту.
Управляет рисками
Задача Project manager — предусмотреть возможные риски и иметь в запасе ресурсы на случай форс-мажоров.
На проекте может произойти все что угодно:
Project manager должен быть к этому готов и знать, как действовать в той или иной ситуации.
Как устроена работа над проектом
В работе над проектом можно выделить четыре основных этапа: инициация, планирование, исполнение и мониторинг, закрытие.
1. Инициация
На этом этапе Project manager проводит брифинг, изучает бизнес клиента и определяет вместе с ним, какое именно решение для достижения поставленной цели они будут реализовывать и каких показателей нужно достичь.
Результат этапа: утверждена стратегия, выбрано решение для достижения целей заказчика.
Проблемы, которые могут возникнуть:
2. Планирование
Project manager прописывает задачи, которые нужно выполнить, подбирает команду, планирует тайминг проекта (что и когда должно быть готово), предусматривает возможные риски и продумывает, как действовать, если произойдут форс-мажоры. Проджект утверждает с клиентом тайминг и контрольные точки, которые надо будет согласовать.
Результат этапа: утвержден план действий, собрана команда.
Проблемы, которые могут возникнуть:
3. Исполнение и мониторинг
Project manager составляет для специалистов технические задания, те их выполняют, менеджер проверяет результат на каждом этапе и согласовывает его с заказчиком. Проджект следит, чтобы работа шла согласно плану и специалисты все успевали.
Результат этапа: запущен продукт.
Проблемы, которые могут возникнуть:
4. Закрытие проекта
На этом этапе Project manager анализирует результаты проекта и его окупаемость для клиента. Он смотрит, каких результатов удалось достичь, делает выводы о том, что и как можно улучшить в будущем. Он составляет отчет и презентует его заказчику, а также делится результатами с командой и всеми заинтересованными сотрудниками. Затем проджект обсуждает с заказчиком дальнейшие проекты. Также он готовит необходимую документацию для закрытия проекта: акты, счета.
Результат этапа: составлены и презентованы внутренние и внешние отчеты, подготовлена закрывающая документация, принято решение о дальнейших проектах с клиентом.
Проблемы, которые могут возникнуть:
Этапы работы над проектом
Чем занимается Project manager в Carrot quest
Женя Аликин, тимлид команды внедрения Carrot quest:
«В Carrot quest менеджер проектов занимается следующими задачами:
Мы в Carrot quest разработали готовые карты триггерных сценариев для разных сегментов бизнеса:
Примеры реализации подобных сценариев смотрите в наших кейсах:
Вот как схематично можно изобразить весь процесс работы над проектами в Carrot quest:
Какие скилы нужны Project manager и что должно быть в его резюме
Рассмотрим, какими профессиональными компетенциями (Hard Skills) и личностными качествами (Soft Skills) должен обладать успешный Project manager.
Hard skills — хороший менеджер проектов должен обладать следующими навыками:
Soft skills — менеджер проектов должен обладать следующими качествами:
В резюме проджекта должны быть перечислены навыки и опыт, о которых мы рассказали выше. Дополнительно можно указать следующие пункты:
Такие скилы необходимы, чтобы стать в том числе и Project manager в Carrot quest. Вот какие требования к проджектам мы прописываем в наших вакансиях:
— имеет опыт работы в сфере интернет-маркетинга от двух лет;
— понимает, из чего состоит процесс разработки и почему разработчики выполняют свои задачи определенным образом;
— имеет базовые навыки верстки: например, может сверстать письмо в редакторе кода;
— разбирается в аналитике: как в ней работают цели и каким образом ее стоит выстроить, чтобы показать клиенту эффективность проделанной работы;
— разбирается в планировании проектов, дедлайнах, приоритизации;
— считает, что договориться можно обо всем ;)»
Гид для начинающего project-менеджера: управляй велосипедом, который горит
Мы собрали этот гид для тех, кто хочет рулить, страдать, ну и проектами управлять. Советы, лайфхаки, ресурсы для получения полезных знаний и даже ссылка на крутую возможность для начала карьеры 😉
Расскажем, как ворваться в проектный менеджмент или развиваться в этом направлении. Разберемся, какие навыки важны для проджектов, как их развивать и как найти работу менеджером проектов, если у вас не техническое образование.
Кто такой менеджер проектов и почему быть им круто?
И ещё один большой плюс для представителей поколений Z и Y — такого рода позиции, как менеджер проектов, всегда располагают к неформальному общению. Просто потому, что вы очень хорошо узнаете всех своих коллег и будете с ними 24/7.
Важно и то, что в процессе работы вы взаимодействуете не только с людьми из вашей команды. Вы общаетесь и с остальными заинтересованными сторонами: обсуждаете правки с руководителем проекта, проводите скрам-планерки и объясняете заказчику, что девять женщин не могут выносить одного ребенка за месяц (ведь большие проекты так не делаются!). Это и делает работу менеджера проектов интересной, но иногда и сложной.
Все приходят к менеджеру проектов с каким-нибудь очередным очень важным вопросом, поэтому приходится быть вовлеченным во все детали процесса. Так что приходить на работу первым, а уходить последним — это не новость. Ну и нужно быть всегда на связи, выслушивать и говорить: “узбагойзя!”. Короче, это не просто работа, а подход к жизни, вынуждающий уметь разруливать разные ситуевины. И это отличный опыт.
Быть менеджером проекта — это точно не скучно. Всегда какой-нибудь новый косяк, задачка, ну или баг. Научитесь справляться с самыми сложными задачами.
Окей, ну и что надо делать
Это всё эмоциональные аспекты работы. Важно, конечно, любить то, что вы делаете, но есть формальные задачи и обязанности, которые нужно будет выполнять.
Итак, чем занимается проджект?
* если хотите реально узнать, чем он занимается, гоу на стажировку сразу проджектом в классный банк
1. Собирает требования к проекту, анализирует бизнес-кейсы для понимания потребностей заказчика / покупателя продукта. PM понимает, что нужно клиентам, умеет ставить цели команде. Хороший менеджер проектов всегда работает вместе с коллегами. В этом суть.
2. Ищет решения. А точнее — вырабатывает их. Менеджер проектов — стратег, который может к правильному решению привести команду. Для этого он фасилитирует брейнштормы, заставляет команду мыслить “out of the box”. Ну или просто достает ремень. Шутка.
3. PM контролирует, чтобы любые коммуникации были запланированы и эффективны. Что, конечно, возможно далеко не всегда. Он точно не будет отслеживать ваши звонки бабушке, ну или куда вы там ещё звоните. В крупных проектах он также может взять на себя мониторинг общения со СМИ.
4. Ещё менеджер проектов обрабатывает задачи: он беспощадно рубит их на маленькие и делегирует, делегирует, делегирует. А ещё является повелителем дедлайнов.
5. Выстраивание последовательности событий. Это вообще краеугольный камень планирования и управления проектом. Надо же точно понимать, что и за каким действием следует? Так что план проекта — это своего рода карта, которой лучше следовать, чтобы не профакапить всё.
6. Доводит проект до конца ценой своей жизни (*опы). Это его основная задача — доделать! Быть “менеджером нереализованного проекта” как-то не круто, согласитесь! Поэтому шутки про PM, которые сами все допиливают в последнюю ночь – не всегда шутки.
7. Контролирует в том числе бумажную работу. И тут без бюрократии никуда: договора, техническое задание, план проекта, устав проекта и еще очень много всяких бумажек. Будьте готовы постоянно менять картридж в принтере.
8. Ну и рассказывает о процессе работы над проектом всем заинтересованным. В основном, конечно отчитывается перед заказчиком.
Навыки, которые следует прокачать будущему менеджеру проектов
Как вы уже поняли, чтобы стать настоящим проджект-менеджером, одной теории об управлении проектами недостаточно. Есть еще soft и hard skills, без которых никуда.
Soft skills
Коммуникации, общение, взаимодействие
Менеджеру проектов приходится общаться с разными людьми и находить общий язык со всеми: и с руководителем отдела, и с младшим разработчиком, и с маркетологом. Главное — уметь доносить информацию так, чтобы всем было понятно. Достаточно понятно для того, чтобы выполнить вашу просьбу или поставить задачу.
Иностранные коллеги и культурные различия
Никакая разница во времени, как и особенности менталитета не должны мешать менеджеру проекта наводить мосты. А книга «Методы убеждения итальянца путем гастрономических кейсов» вообще является вашим настольным пособием.
Знание языка
Да, международные проекты — это всегда круто. Новый рынок, неизведанная аудитория и куча возможностей для компании и менеджера. И вот, руководитель поручает вам провести одну из таких встреч на английском языке, а вы такой «я твоя не понимать».
Бумажная работа
Работа менеджера проектов — это не только брейнштормы, креативный идеи и digital-тусовки. Помните, что предстоит вести большие объемы документов: строить сводные таблицы в Excel, составлять соглашения и согласовывать счета.
ПМ как мозаика из миллиона пазлов
Менеджер проекта должен быть внимательным к деталям, а еще иметь аналитическое, критическое и абстрактное мышление одновременно.
О — ответственность, Р — решительность
Важно быть готовым нести ответственность за свои решения, которые вы будете принимать каждый день. А еще важно находить их быстро — так что решительность тоже пригодится.
3D-мышление вне рамок + взгляд сверху
Чтобы убедиться в верности своих решений, вы должны быть погружены в тему и мыслить шире — уметь посмотреть на ситуацию сверху.
Терпение
Ваша команда постоянно будет задавать тысячу вопросов, а вам как седовласому мудрецу предстоит оценить ситуацию в целом и разделить все по четким задачам. ПМ для команды — альфа и омега, инь и ян.
Менеджер проектов — командный игрок
Он не только лидер, но еще и командный игрок. Вы не можете быть изолированы от команды и просто распределять задачи. Вы — капитан корабля: входите на борт первым, а покидаете последним.
Hard skills
Если рассматривать профессиональные навыки менеджера проектов, то он скорее универсал, а, как уже было сказано выше, не специалист в какой-нибудь одной области.
PM знает разные стороны и особенности своей области, понимает, как устроены бизнес-процессы и даже разбирается в юридической части. Но он не погружается в детали глубоко: достаточно понимания, как связаны процессы, отделы и сотрудники — менеджеру проектов не нужно самому быть исполнителем.
Profit: чтобы быть профессионалом, менеджеру проектов необязательно уметь кодить
А чтобы разработчику стать хорошим менеджером проектов, необходимо понимать психологию, основы коммуникации, постоянно общаться с людьми и быть решительным лидером.
Поэтому, дорогой PM, развивайте свои знания и навыки вширь, а не вглубь.
Не забывайте про постоянное саморазвитие
Изучайте разные особенности и методики управления проектами и никогда не останавливайтесь только на одном. Несмотря на то, что сейчас Agile всему голова, полезно интересоваться другими методиками вроде Waterfall и экстремального проджект-менеджмента.
Подпишитесь на каналы или страницы, где публикуют статьи и лайфхаки по общению с людьми, грамотному управлению, особенностям риск-менеджмента или простой работе с документами — упростите свою профессиональную жизнь и сохраните нервы.
Не тяните время и начните вашу карьеру сегодня
Тем, кто не знает, как начать путь проджект-менеджера, подсказываем: со стажировки в крупной компании, где наставники и коллеги помогут вам быстро вырасти.
Кстати, сейчас в одном крутом банке идет набор на летнюю IT-стажировку — еще успеете подать заявку до 24 апреля и получить возможность развиться в финтехе. Будете работать над реальными проектами с личным наставником и индивидуальным планом развития — через 3 месяца станете уверенным молодым специалистом. Скорее отправляйте заявку.
Получать ли диплом?
Безусловно, образование в сфере IT и бизнес-информатики будут хорошим преимуществом для будущего проджект менеджера. В России релевантными также считаются специальности реклама и маркетинг. Но отсутствие профильного образования отнюдь не означает, что дорога в IT вам закрыта.
На самом деле проджекты с IT бэкграундом часто слишком сильно вдаются в технические подробности и начинают копаться в коде вместо того, чтобы управлять командой. Как мы говорили раньше, хороший PM должен разбираться во многих смежных областях, так что не ограничивайте себя ни в чем. А для пущей уверенности пройдите несколько технических курсов или осмельтесь на второе высшее.
А если я школоло
Если вы еще не получили степень бакалавра, обратите внимание на сферы менеджмента и бизнес управления — попробуйте найти подходящие лекции/курсы в своем университете, изучайте матчасть самостоятельно или попробуйте начать со стажировки.
Конечно, работа в IT проектах требует технической подкованности, поэтому работодатели и требуют соответствующий бэкграунд. Если такого нет — срочно получайте релевантный опыт, он порой значит гораздо больше, чем диплом. Попробуйте начать со стартапа или небольшого проекта: да, придется работать за небольшое вознаграждение, зато вы получите незаменимый опыт, с которым уже можно стучаться в более серьезные компании.
Опыт важнее всего?
Опытные проджекты советуют для начала поработать в сфере, а потом уже получить образование. Почему?
1. Понять, действительно ли вам это нужно. Убедитесь, что вы не приукрашиваете действительность: управлять проектами круто, но не просто так родилась шутка про «ехать на велосипеде, который горит». Постоянный стресс, редкое чувство своей значимости и давление со всех сторон — к такому не каждый готов. Из приятного будет облегчение после разрешения нерешаемой задачи, гордость за найденное изящное решение и выруливание из тупиковых ситуаций. Да, это бывает приятно.
2. Многие сертификаты PMI требуют до 3-х лет опыта работы. Сначала нужно попасть в сферу, получить реальный опыт работы, а потом уже формальное образование. Это значит, что многим вещам придется учиться на своих ошибках, а потом переучиваться, но без опыта вы не сможете понять важных деталей работы.
Как взращивать скиллы проджекта?
Это будет происходить само собой в процессе работы, но мы настаиваем на необходимости самообразования. Читайте статьи и книги — профессиональные и художественные. Задавайте вопросы. Просите советов. Гуглите. Ищите ответы, даже если их нет на первой странице Гугла. Кто ищет, тот всегда найдет.
Потребность в получении новой информации — то, что отличает хорошего проджекта от плохого. Будьте хорошим менеджером, фокусируйтесь на следующих знаниях:
Формальные, проджект-менеджерские. Нет ничего проще: учебник по менеджменту, несколько книг по лидерству и охапка TED Talks. Нужно знать всё и даже больше о том, как управлять, мотивировать и делать счастливыми самых важных людей — вашу команду.
Узкие, специализированные. Вы обязаны знать всё о сфере, в которой работает ваш проект. Создаете медицинские гаждеты — вперед изучать биологию и химию, делаете софт для защиты данных — становитесь асом кибербезопасности. Без таких знаний вы рискуете упустить несколько маленьких, но очень важных деталей.
Личные, софтскилльные. Мы уже об этом говорили: надо развиваться как личность, иначе вам конец. Курсы, книги, общение с умными людьми — не упускайте ни одного шанса.
Как только вы почувствуете, что самообразование уже не прет, идите на курсы. Такое часто случается на втором годе работы, когда мозг начинает требовать постоянных тренировок. Если вы достаточно самостоятельны, учитесь в сети.
Вот маленький список онлайн-школ, где можно получить степень, не отходя от экрана:
Project Manager: кто такой, зачем он нужен работодателям и как им стать?
Привет! Что же, это снова ребята из Hays, и снова пост с опытом и экспертизой рекрутеров. Но нет, мы не собираемся писать очередной материал про удаленку или про то, как айтишнику устроиться на работу. Сегодня мы разберемся с Project Manager’ами. Мы все чаще сталкиваемся с их наймом и отрабатываем кучу вопросов, в том числе и по специфике проджектов в сфере разработки ПО: кого ищут работодатели, какие они предъявляют требования? Об этом и поговорим.
Вообще роль Project Manager — типовая для команды, которая работает над каким-то проектом. Менеджер отвечает за реализацию в определенный срок проекта или идеи силами своей команды с использованием определенных ресурсов и в необходимом заказчику качестве. Словарное определение выучили, теперь по существу.
«Я больше склоняюсь к мысли, что Project Manager — это, по сути, лидер, который любит решать проблемы и работать с людьми. Они вместе с командой инженеров решают сложные задачи и координируют коллектив для движения к цели», — подчеркивает Игорь Мишуров, Technical Project Manager компании Virtual Health.
В России проектного менеджера воспринимают своеобразно. Где-то (часто в стартапах) PM вынужден тащить на себе еще одну роль (а то и несколько), а где-то обязанности проектного менеджера вешают на сотрудника, выполняющего другой функционал. Руководители часто не ценят PM’ов, не понимают объемность и важность их работы. И зачастую экономят — создают гибридные роли (project manager / product manager; project manager / tech lead; project manager / system analyst).
Так что такое и зачем нужен PM?
Чаще всего проектных менеджеров ищут для проектов по разработке прототипа, MVP (Minimum Viable Product) и модулей (функциональных блоков) программного продукта, отдельных фич и компонентов. Бывают случаи, когда компания ищет проектного менеджера, который будет отвечать за несколько проектов, реализуемых в рамках одного продуктового решения.
Основная задача PM — сделать работу так, чтобы клиенту все понравилось и у него не возникло претензий. Для этого PM управляет одной или несколькими командами, которые задействованы в цикле разработки ПО. Перед PM ставятся строго установленные сроки, ему выделяют определенный бюджет (и всякие другие ресурсы). А дальше — сам.
«Для меня самым главным в работе проектного менеджера остается то, что привлекло много лет назад: мне нравится решать сложные задачи в масштабе проекта, планировать проект на годы вперед и превращать набор проблем и pain points в детальный и подробный план. Кажется, мне просто нравится воплощать в жизнь то, что вначале представляется невозможным и непонятным», — рассказывает Игорь Мишуров.
Если обобщить, Project Manager:
· общается с заказчиком;
· обрабатывает требования — дробит их на более мелкие;
· ставит своей команде задачи, следит за временем и ресурсами;
· координирует и контролирует ход работы;
· управляет бюджетом проекта;
· ведет проектную и техническую документацию.
При этом планирование и реализация проекта основываются на водопадной или гибких методологиях (Scrum, Kanban, Lean, XP).
Сдувай пыль с диплома: какое образование нужно PM?
Если твой диплом уже год лежит на столе вместо коврика для мыши, пора это исправлять. Компании при поиске проджект-менеджера чаще всего указывают среди требований высшее образование в области управления проектами. Иногда подойдет и более краткосрочное — от недели до года — обучение от различных образовательных площадок.
Большое преимущество (а для некоторых компаний и обязательное требование) — официальная квалификация по управлению проектами. В России это чаще всего PMI. Сертификат подтверждает знание специалистом методологий, специального ПО, планирования, контроля изменений, реализации и завершения проекта.
Еще одно почти обязательное условие — регулярное повышение квалификации. Чтобы быть в теме и знать о передовых технологиях, методологиях и стремительно меняющихся бизнес-процессах, важно постоянно учиться. Будет особенно здорово, если кандидат проходил доп. курсы и имеет сертификат по Agile-методологии и ее фреймворкам.
«У успешного Project Manager’а я бы выделил несколько качеств: аккуратность, умение быстро вникнуть в задачу, умение отделять то, что движет проект к цели, а что — нет. Часто в роли проектного менеджера себя находят бывшие разработчики, которые научились строить проект изнутри и готовы на лидерство в команде. Если вам комфортнее с компьютером, это не означает, что вы не можете стать отличным Project Manager’ом, но коммуникация и умение строить отношения — это основной аспект работы», — утверждает Игорь Мишуров.
Еще в роли PM эффективно проявляют себя тестировщики или Team Lead команды тестирования и специалисты-аналитики (системные, продуктовые, бизнес-аналитики). Вырасти до роли проектного менеджера могут и координаторы проектов или ассистенты в проектном управлении.
Главное требование к идеальному проектному менеджеру в сферическом вакууме можно обозначить так: для достижения качественного результата он должен понимать специфику разработки ПО, инструментарий, методы тестирования, инструменты системного анализа, а иногда и особенности архитектуры продукта, если в команде нет Tech Lead, готового прийти на помощь.
О чем спросят на собеседовании?
На собеседовании наверняка будут задавать вопросы-кейсы по управлению людьми, взаимодействию с заказчиком и управлению процессами разработки. Потенциальный работодатель ждет, что кандидат подробно опишет сложные ситуации из своей практики и то, как он смог решить стоявшие перед ним задачи. К слову сказать, нам вы можете прислать резюме по этой ссылке.
Еще работодатель проверит основы знаний об артефактах, идеологии и структуре проектного управления согласно определенной методологии.
Зададут и вопросы по проектному планированию: как рассчитывается бюджет, сроки, ресурсы, что нужно учитывать. Компании важно понимать, что кандидат умеет просчитывать риски и заранее прорабатывать сценарии планирования.
«Я рекомендую всем начинающим руководителям проектов не забывать фокусироваться на рисках. Каждую неделю в спокойной обстановке (в нерабочее время, когда ваша голова разгружена от текучки) нужно спрашивать себя: что может помешать или мешает моему проекту быть выполненным?» — советует Игорь Мишуров.
Какие карьерные перспективы светят PM?
Внутри компании PM со временем может расширить свой функционал и увеличить зону ответственности — начать руководить сразу несколькими командами и проектами одновременно. И даже вырасти до Project Director.
А еще PM часто переходят в продуктовый менеджмент либо на роль Scrum Master или Agile Coach. А если Project Manager больше участвует в технической части процесса реализации проекта, то он может стать руководителем разработки или, например, Delivery Manager’ом.