За что отвечает отдел маркетинга

Привет, коллеги. Сегодня обсудим организацию и работу отдела маркетинга в малом и среднем бизнесе.

В итоге я думаю вы понимаете к чему пришел тот отдел маркетинга.

Есть два сценария развития ситуации:
1. У вас есть 2-3 специалиста, которыми управляете вы лично, требуется расширение.
2. У вас никого нет, но вы их очень хотите.

Разберем первый сценарий.
Вам нужно объединить специалистов и увеличить штат. Для начала вам нужно определиться:
а. У вас есть специалист, который может взять организацию на себя. (Возможно, это маркетолог, который отличился работой, и вы хотите его продвинуть по служебной лестнице, чтобы увеличить мотивацию, + он уже погружен в бизнес)
б. Вам нужно найти директора по маркетингу, который в итоге соберет отдел.

Я на своем опыте чаще сталкивался с предпринимателями, которые выбирают второй вариант. Дальше вам нужно определиться с тем, кого же вы ищите в отдел маркетинга, но для начала нужно понять его функционал.

Отдел маркетинга можно разделить на 4 направления:
1. Аналитика и исследования (в крупном бизнесе это два отдела, но сейчас мы говорим про малый и средний, поэтому можно объединить в один)
2. Маркетинг
3. Интернет-маркетинг
4. Дизайн

Эти 4 направления основные, которые нужны отделу маркетинга в малом и среднем бизнесе. Вы не можете нанять интернет-маркетолога и радоваться, что он сделает за вас всё и будет счастье, стандартный маркетолог тоже не справится со всем.

Источник

За что должна отвечать служба маркетинга

Подготовим 3 досье за 1 500 руб.

Подготовим 3 досье за 1 500 руб.

За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть фото За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть картинку За что отвечает отдел маркетинга. Картинка про За что отвечает отдел маркетинга. Фото За что отвечает отдел маркетинга

Результатом работы маркетологов является повышение уровня продаж, что и считают основным показателем при оценке отдела маркетинга. Это подразделение выполняет роль буфера между внешней средой — рынком и внутренней средой — компанией. Например, для нашей компании маркетинг — это привлечение и удержание клиента. Привлечение — это реклама, промоу-шен, а удержание — это работа с внутренним ресурсом компании. Изначально мы тратили много денег на рекламу, но получали мало заказов. За последние три года политика компании изменилась: мы больше работаем над удержанием клиента. Если год назад количество клиентов, заказавших у нас окна и заплативших деньги, было примерно 55% от числа клиентов, записавшихся на замер, то сейчас мы увеличили этот показатель до 75%.

Для того чтобы отдел маркетинга успешно реализовал свои задачи, нужно определить его место и полномочия в существующей организационной структуре. Есть несколько вариантов взаимодействия маркетинговой службы с другими подразделениями компании. Отделы маркетинга, рекламы, продаж: могут подчиняться соответствующим директорам (по маркетингу, по рекламе, по продажам). При другом варианте отдел маркетинга и рекламы подчиняется директору по маркетингу, а отдел продаж — директору по продажам.

На мой взгляд, наиболее эффективна структура, в которой отдел маркетинга координирует работу отдела продаж и рекламы. В этом случае маркетологи ставят задачи перед рекламистами и определяют направление их деятельности, а менеджерам по продажам они своими мероприятиями помогают реализовывать товар (услуги). Формирование ассортимента и поддержание необходимого количества товаров на складе отдел маркетинга реализует совместно с отделом продаж. Мы делаем это на основе постоянного анализа ликвидности, сезонности, изменений внешней среды.

Определение должностных обязанностей службы маркетинга

В нашей компании отдел маркетинга был создан с целью повысить эффективность бизнеса. Сейчас основная задача отдела — поддержка продаж: привлечение новых, удержание и повышение лояльности существующих клиентов, а также переориентация клиентов, которые пользуются услугами конкурентов. Возможно, в других компаниях обязанности отдела маркетинга сформулированы иначе и перед ним стоят другие оперативные задачи. Но если обратиться к значению слова «маркетинг», то станет ясно, что главная функция маркетинговой службы — именно повышение продаж.

Функции отдела маркетинга

Рассмотрим более подробно основные функции, которые должен выполнять отдел маркетинга на предприятии.

1. Планирование маркетинговой деятельности

При составлении маркетингового плана в первую очередь формулируется стратегия развития компании. В рамках этой стратегии перед отделом маркетинга ставится основная задача (например, выход в регионы). Определяются сроки, в течение которых компании нужно ее реализовать, а также размеры финансирования. После этого отдел маркетинга разбивает основную задачу на более мелкие, разрабатывает мероприятия по их реализации и составляет общий план, который должен утвердить руководитель компании. Обычный срок планирования — год. Потом более подробно расписываются квартальные планы, и маркетологи в рамках утвержденных планов и бюджетов оперативно подготавливают каждое маркетинговое мероприятие.

Например, если компания запускает акцию, отдел маркетинга должен учесть следующее: сколько времени потратит менеджер по продажам на работу с клиентами, привлеченными в результате акции; какая будет загрузка телефонных линий и смогут ли все клиенты дозвониться; достаточно ли самих менеджеров, обладают ли они необходимой квалификацией; хватит ли замерщиков для обслуживания поступивших заказов; и, наконец, отсутствие какой продукции может помешать выполнению заказа точно в срок.

В плане маркетинговой деятельности в целом и в описании каждой задачи отдела должен быть указан ожидаемый результат будущих мероприятий. Например, если ставится задача повысить продажи, должно быть определено, какого объема продаж в денежном выражении планируется достичь по итогам маркетинговой акции.

2. Исследование рынка

Для того чтобы видеть свои возможности на рынке, нужно иметь представление об основных его составляющих. Рынок можно изучать по двум направлениям: собирая и анализируя информацию о клиентах и исследуя конкурентов.

Сбор и анализ информации о клиентах. Наиболее эффективно изучать потребителя можно совместными усилиями отделов маркетинга и продаж. Нагрузка по сбору информации при этом возлагается на менеджеров по продажам. Например, маркетологи разрабатывают анкеты, а менеджеры по продажам собирают с их помощью информацию на протяжении всей своей работы с клиентами. На основании анкет отдел маркетинга затем корректирует как действия компании на рынке, так и работу с клиентами внутри компании. Для изучения потенциальных потребителей лучше, по моему мнению, обращаться к маркетинговому агентству. Ставить задачу перед ним должен отдел маркетинга. В исследовании надо учесть именно те характеристики клиентов, исходя из которых можно разработать программу продвижения продукта (компании). Результат исследования нередко составляет более ста страниц, и задача маркетолога — проанализировать информацию и дать Генеральному Директору и другим руководителям конкретный совет: что нужно делать в этой ситуации и почему именно сейчас это следует предпринять.

Сбор и анализ информации о конкурентах. Эту задачу кроме отдела маркетинга осуществляют отдел продаж, служба безопасности, иногда участвуют и другие отделы (в зависимости от специфики бизнеса). Задача отдела маркетинга не столько сбор данных о конкурентах, сколько организация поступления информации. Поручите маркетологам находить источники полезных сведений как на рынке, так и внутри компании (например, подразделения, которые могут дать нужную информацию). Отдел маркетинга должен иметь возможность (после согласования с руководством) ставить задачи перед другими отделами компании и мотивировать задействованных сотрудников. В нашей компании информация о конкурентах поступает от них самих. На рынке окон из ПВХ был образован «Оконный союз» — пул крупнейших игроков рынка (12-13 участников). Представители компаний собираются раз в три месяца и открыто делятся информацией. Всего, конечно, там не узнать, но и услышанного для руководителей достаточно, чтобы понять тенденции рынка, сделать вывод о правильности или ошибочности своих ходов.

Что касается внешней информации, то наш отдел маркетинга регулярно просматривает печатные публикации, интернет-сайты компаний, работающих в нашем сегменте рынка, наносит конкурентам визиты. Если у кого-то происходит что-то заметное, то маркетологи обязательно принимают это во внимание и иногда используют в работе. Мониторинг цен конкурентов происходит непрерывно. Информацию о ценах предоставляет отдел продаж:, маркетологи ее анализируют и выдают еженедельный отчет в виде диаграмм, графиков в специально разработанной программе.

Для исследования цен отдел маркетинга выбирает те компании, которые размещают совместно с нами рекламу, и те города, где мы представлены. Получив анализ, мы корректируем свою цену, соотнося ее с рыночной. Происходит это нечасто: в сезон (август-ноябрь), когда цена повышается, и с его окончанием, при понижении цен. Если у кого-то происходит что-то заметное, то маркетологи обязательно принимают это во внимание и иногда используют в работе. Мониторинг цен конкурентов происходит непрерывно. Информацию о ценах предоставляет отдел продаж, маркетологи ее анализируют и выдают еженедельный отчет.

Глава американского рекламного агентства «Огилви энд Маде» Шелли Лазарус определяет маркетинг как попытку представить себе желания людей и дать им желаемое.

Родоначальник менеджмента Питер Друкер под маркетингом понимает весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения его окончательного результата, то есть с точки зрения потребителя.

Сергей Беззубцев в книге «Управление слухами:теория и практика маркетинговых коммуникаций» определяет маркетинг как установление соответствия между деятельностью потребителя, деятельностью продавца и деятельностью производителя.

Автор одной из самых популярных книг о маркетинге «Маркетинг на 100%» Игорь Манн считает, что маркетинг — это все то, что продавцы делать не успевают, не хотят или не могут.

Рассказывает практик: Алексей Марков | Руководитель отдела маркетинга компании «АкваДрайв», Москва

Позиционирование компании (продукта) проводят, опираясь на составленный портрет потребителя и анализ конкурентов. Задача отдела маркетинга — разработать комплекс мер, благодаря которым компания (продукт) займет собственное, отличное от конкурентов и выгодное для себя место на рынке. Маркетологи должны найти, увидеть (или придумать) уникальную особенность компании (продукта). Отделу маркетинга нужно четко понимать, чем его компания отличается от других игроков рынка, что заставит клиента выбрать именно ее. Так, при одинаковых ценах на один и тот же товар решающую роль будет играть сервисное обслуживание или условия оплаты (например, отсрочка платежа).

Рассказывает практик: Вячеслав Лавринович | Коммерческий директор 000 «Зенит», Москва

Канцелярское направление нашей деятельности стало развиваться с 2003 года. Мы начинали работать с того, что брали товары у конкурентов, делали необходимую наценку и продавали. Наши клиенты знали и то, что мы берем продукцию у конкурентов, и то, по какой цене она там продается, но покупали у нас: мы выигрывали из-за сервиса и корректной работы каждого сотрудника с клиентом. Огромную роль сыграла репутация менеджеров, их личные отношения с клиентами. Компания выиграла оттого, что на начальном этапе привлекла опытных специалистов, которые уже работали на этом рынке и имели своих клиентов.

Проанализировав свою позицию на рынке, компания может выбрать наиболее подходящие для себя инструменты продвижения и рекламы.

Отдел маркетинга обязательно должен участвовать в формировании ценовой политики. Здесь очень важно тесное взаимодействие между финансовой службой и маркетологами. Экономисты предлагают цену исходя из себестоимости, а маркетологи — с учетом рыночных цен, ценовой политики конкурента и выбранной концепции компании. Задача отдела маркетинга — найти такую цену, при которой конкуренты не смогут вытеснить компанию с рынка и в то же время не изменится в худшую сторону представление клиентов о качестве товара. «Если у Вас нет простой, четко и ясно отличающей Вашу компанию или марку от других и продвигающей ее идеи, Вам остается только иметь »низкие« цены», — Цитата из книги «Новое позиционирование» Джека Траута, гуру маркетинга.

Рассказывает практик: Алексей Марков | Руководитель отдела маркетинга компании «АкваДрайв», Москва.

Наш отдел маркетинга участвует в разработке цен как для дилеров, так и для конечных потребителей. Мы стараемся формировать конкурентоспособное по цене предложение в соответствии со спросом, ценами на аналогичные модели конкурентов, сезонностью и с учетом всех преимуществ нашей продукции. В начале нового года по всей России нашими дилерами принимаются единые рекомендуемые розничные цены.

5. Ассортиментная политика

Ассортимент продукции формируется в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Задача отдела маркетинга — выявить (в результате дифференциации клиентов), какие товары и в какой промежуток времени пользуются наибольшим спросом.

Другая задача отдела маркетинга — это поиск новых продуктов. Результаты проведенного анализа показали, что, продавая лишь лодочные моторы и не предлагая ассортимента лодок и катеров, компания много теряет, так как покупка лодки или катера первична. Поэтому задачей отдела маркетинга совместно с менеджерами по продажам было найти наиболее соответствующую требованиям рынка продукцию, реализация которой могла бы вывести компанию на прочные позиции. Так, в прошлом году мы стали продавать пластиковые катера, а в этом представляем «водные внедорожники», а также новые в нашем ассортименте виды лодок — надувные с жестким дном и алюминиевые. Отделу маркетинга нужно четко понимать, чем его компания отличается от других игроков рынка, что заставит клиента выбрать именно ее. Так, при одинаковых ценах на один и тот же товар решающую роль будет играть сервисное обслуживание или условия оплаты.

6. Разработка новых идей

Отдел маркетинга, изучающий тенденции рынка и понимающий его потребности, должен являться генератором идей, помогающих разрабатывать новые продукты. Задача маркетологов — донести до компании, какими качествами должен обладать создаваемый продукт. Совместно с технологическим отделом, отделами продаж, развития и др. маркетологам нужно проводить круглые столы по новой продукции. Задолго до появления товара маркетологам нужно разработать его оформление (например, упаковку), систему дистрибуции, продумать рекламную кампанию.

7. Повышение уровня продаж

Например, наш руководитель отдела маркетинга мыслит так же, как и я. Он подобран мной, его предложения соответствует моему стилю, он разделяет мою точку зрения. До него я поменял пять человек, но теперь точно знаю, что из тысячи вариантов он мне предоставит те десять, которые я выбрал бы сам.

После проведения рекламной кампании отделу маркетинга необходимо ее проанализировать. Анализ может предоставить отдел рекламы, или маркетологи делают его сами, но в любом случае отчет о рекламной активности должен проходить через службу маркетинга.

Мероприятия по продвижению товара или услуги (промоушен). К промоушен можно отнести все, что не входит в рекламу, но способствует продвижению компании (продукта) на рынке и в конечном итоге — увеличению продаж. Сюда входят так называемые BTL-техно-логии (см. Глоссарий). К методам продвижения также относят PR, организацию семинаров, конференций, круглых столов, маркетинговые акции, организацию и проведение выставок, распродаж и т.п.

Задача маркетологов — выбрать тот инструмент, который в большей степени подходит для данного бизнеса, и определить, каким образом с его помощью можно реализовать поставленную задачу. Основа работы отдела — это поиск интересных (иногда нетрадиционных) ходов, позволяющих не только повысить продажи, но и зарекомендовать себя как компанию, не похожую на другие.

Саму реализацию мероприятия можно поручить маркетинговым агентствам или выполнить своими силами (в зависимости от возможностей отдела маркетинга и масштабности мероприятия). Например, наши маркетологи очень часто проводят маркетинговые акции самостоятельно. Одна из наиболее успешных — это предложение клиенту москитной сетки в подарок при заказе окна. При подготовке акции отдел маркетинга в первую очередь учитывает, насколько увеличится доход при дополнительных затратах на проведение мероприятия. Акция должна быть согласована с отделом продаж. Если она не устраивает менеджеров, они объясняют, что именно и почему не может быть реализовано. В результате такого обсуждения у нас нередко появляются новые интересные идеи. Менеджеры, общаясь с клиентами, лучше всех понимают их потребности, и сформулированные ими предложения мы считаем наиболее ценными.

Поддержка лояльности клиентов. Задача службы маркетинга не только привлечь клиента, но и удержать его: какими бы эффективными ни были реклама и промоушен, они бессмысленны без организации работы с клиентами. Для этого отдел маркетинга разрабатывает программы повышения лояльности.

Лояльный клиент — это клиент, который рекомендует Вашу компанию своим друзьям, знакомым, и сам при необходимости повторно обращается к Вам. К примеру, в нашей компании повторные обращения клиентов и обращения по рекомендации составляют до 70% объема продаж. Увеличение этого показателя свидетельствует об успешной работе отдела маркетинга по поддержанию лояльности клиентов.

Организация работы по этому направлению (удержание клиента) также требует подготовки персонала компании и создания внутри предприятия среды, максимально ориентированной на клиента. Маркетологи обязательно должны работать со всеми службами, которые контактируют с клиентами. В первую очередь это отдел продаж;, служба сервиса (техподдержки), службы доставки.

В нашей компании отдел маркетинга оценивает работу всех клиентских подразделений (отдела продаж, службы монтажа, службы доставки, службы замеров) по пятибалльной шкале. Учитываются компетентность, оперативность обслуживания, вежливость, внешний вид, пунктуальность сотрудников. При оценке ниже чем «пять» служба маркетинга обращается в соответствующий отдел и выясняет причины ухудшения качества работы. Если низко оценивается внешний вид работников отдела монтажа, меняют униформу, если упала оперативность обслуживания в службе замеров, выясняют причину и по возможности устраняют ее.

В любом случае, при любых формах кооперации отдела маркетинга с другими службами в текущей деятельности, ответственность за положение компании на рынке и за рост продаж в первую очередь должны нести маркетологи.

8. Анализ маркетинговой деятельности

Маркетинговое мероприятие можно считать завершенным, когда отдел маркетинга представит отчет о его проведении. В этом документе должны содержаться результаты (сколько новых клиентов привлекли, насколько увеличился объем продаж, насколько выросли доходы), а также инструменты, с помощью которых были достигнуты результаты (рекламные кампании, промоушен, другая маркетинговая активность). При долгосрочных мероприятиях Генеральному Директору целесообразно получать промежуточные отчеты, показывающие динамику развития. Если рост заказов падает или замедляется, отдел маркетинга должен определить, на каком этапе компания теряет клиентов: например, уменьшилось количество первоначальных звонков или снизилось число повторных обращений для заказа товара. Если, к примеру, уменьшается число заказов, отдел маркетинга должен проанализировать работу с клиентами внутри компании. Причиной может быть нехватка менеджеров или недостаточная квалификация сотрудников для обработки большего, чем обычно, количества звонков. В этом случае задача отдела маркетинга — совместно с отделом персонала определить, что надо предпринять: повысить квалификацию имеющихся менеджеров (можно ли это сделать, каким образом) или принять дополнительных сотрудников. Например, у нас в прошлом году в разгар сезона был спад заказов. После анализа, проведенного маркетологами, стало ясно, что причина в образовавшихся очередях: увеличивается срок выполнения заказа, и клиенты уходят, не желая долго ждать.

Как оценивать работу отдела маркетинга

Обычно работа отдела маркетинга оценивается по количеству обращений клиентов, по числу повторных обращений для заказов и в конечном счете по размеру доходов, принесенных в результате роста продаж. В зависимости от специфики бизнеса ключевыми могут быть и другие показатели. В каждом случае нужно оценивать, насколько выполнен маркетинговый план и поставленные в нем задачи. Для оценки деятельности отдела маркетинга необходим маркетинговый план, о котором рассказывалось в начале статьи. Например, в нашей компании в начале каждого года мы согласовываем с отделом маркетинга, что они должны будут сделать, какие цифры получить, и составляем маркетинговый план. В течение года я смотрю, совпадают ли результаты с плановыми цифрами. Если нет, значит отдел работает с низкой эффективностью. Мы вместе находим причины и, если они объективны, пересматриваем поставленные задачи.

Наша внутренняя автоматизированная программа позволяет ежедневно отслеживать ситуацию с продажами (за год, за день, за любой период) и моментально на нее реагировать. По отчетам о сделанных заказах я вижу, когда эффективность отдела маркетинга растет, когда падает. Я также оцениваю работу отдела продаж; (по отчетам о числе клиентов, обратившихся с запросом, а затем оформивших заказ). Эти отчеты я смотрю каждый месяц. Проблема доверия к маркетологам

Опрос более тридцати Генеральных Директоров европейских компаний, проведенный консультантами McKinsey в 2004 году, показал, что руководители не доверяют своим маркетологам. Больше половины опрошенных не в восторге от их аналитических способностей и деловой хватки. Почти все Генеральные Директора обеспокоены тем, что маркетологи «не мыслят как деловые люди» и ведут себя, «словно упрямые дети».

Многим руководителям не нравится, что маркетологи, составляя бюджеты, сообщают недостаточно информации о планируемых мероприятиях (или она слишком противоречива), что они не в состоянии предоставить четкое экономическое обоснование своих предложений.

Для повышения доверия к службе маркетинга консультанты McKinsey в первую очередь рекомендуют директорам по маркетингу разработать систему показателей, с помощью которой можно отслеживать эффективность маркетинговых мероприятий.

Рассказывает практик: Алексей Марков | Руководитель отдела маркетинга компании «АкваДрайв», Москва

Рассказывает практик: Инна Майорова | Руководитель отдела маркетинга, рекламы и PR компании «Публичная библиотека», Москва

В нашей системе оценки работы отдела маркетинга основным является ежемесячный отчет о количестве новых клиентов (откуда пришли, какими услугами воспользовались, почему и т. д.). Ежемесячно мы отчитываемся за рекламный и PR-бюджеты, даем данные о размещенной рекламе, количестве опубликованных статей (в прессе, Интернете), новых видах рекламной продукции. Все наши данные рассматриваются в сравнении с отчетами предыдущих периодов. Ежеквартально отдел маркетинга проводит анализ продаж компании и анализ рекламаций клиентов.

В любом случае, при любых формах кооперации отдела маркетинга с другими службами в текущей деятельности, ответственность за положение компании на рынке и за рост продаж: в первую очередь должны нести маркетологи.

Источник

Чем занимается отдел маркетинга? Функции и обязанности

За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть фото За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть картинку За что отвечает отдел маркетинга. Картинка про За что отвечает отдел маркетинга. Фото За что отвечает отдел маркетинга

Отдел маркетинга сейчас необходим почти каждой компании, ведь без изучения рынка продать товар с максимальной выгодой очень сложно. Чем занимается отдел маркетинга на самом деле и какие цели преследует?

Понятие термина

Отношение к маркетингу в среде бизнеса противоречивое. Большая часть предпринимателей и бизнесменов понимают необходимость внедрения определенных маркетинговых стратегий в свои компании, однако есть еще те, кто относится к понятию маркетинга негативно.

Чем занимается отдел маркетинга в принципе? И почему вокруг необходимости создания отдела мнения разделились?

На самом деле маркетингом занимаются все владельцы магазинов и предприятий. Просто те, кто думает, что не занимается маркетингом, на самом деле чаще всего занимаются плохим маркетингом. Или маркетингом в стиле «как придется».

Когда вы определяете цену на товар в своем магазине, когда вы думаете о том, как сбыть долго лежащий товар, когда вы принимаете решение о закупках того или иного товара, вы уже занимаетесь маркетингом.

Маркетинг по сути — это совокупность всех действий, которые компания совершает на рынке. А задачей отдела маркетинга будет выстроить правильную стратегию действий на рынке, которая повысит продажи компании.

Маркетинг внутри компании или на аутсорте

Как и деятельность любого отдела, который не связан непосредственно c производством, отдел маркетинга можно вывести на аутсорс. Такой способ организации маркетинга компании предпочтителен в том случае, если нужно качественное внедрение новых стратегий, а также в том случае. когда постоянного маркетолога в штате оплачивать нецелесообразно.

За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть фото За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть картинку За что отвечает отдел маркетинга. Картинка про За что отвечает отдел маркетинга. Фото За что отвечает отдел маркетинга

Однако в большинстве случаев все же компании стоят перед необходимостью иметь штатного сотрудника, который даже при работе с нештатными специалистами, будет принимать ключевые решения по внедрению той или иной стратегии.

Это увеличивает возможность и эффективность контроля.

Каким компаниям необходим штатный маркетолог или отдел маркетинга

Любым производственным компаниям в современном мире просто необходим отдел маркетинга.

Но стоит заметить, что в большинстве случаев проще отслеживать эффективность продаж компании именно в том случае, если маркетингом целенаправленно занимается специально выделенный специалист, мотивация которого напрямую связана с его эффективностью.

Цели отдела маркетинга

За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть фото За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть картинку За что отвечает отдел маркетинга. Картинка про За что отвечает отдел маркетинга. Фото За что отвечает отдел маркетинга

Отдел маркетинга имеет следующие цели (в зависимости от целей, формируются обязанности отдела маркетинга в целом и каждого отдельного сотрудника):

Для чего существует отдел маркетинга компании

Какова его задача? Ключевой функцией отдела маркетинга является выстраивание отношений бренда и покупателя.

По факту, все, что делают маркетологи, делается только для этого.

Соответственно, исходя из основной функции можно выделить дополнительные:

Структура

Структура отдела маркетинга может сильно варьироваться в зависимости от типа компании, ее целей и функций. Как это выглядит на практике?

Отдел маркетинга на предприятии будет сильно отличаться от отдела маркетинга интернет-портала или издательства.

Чаще всего отдел маркетинга состоит из директора по маркетингу, аналитика и менеджера по продвижению продукции. При этом аналитик собирает данные по рынку, менеджер по продвижению составляет план сбыта на основе полученных данных. Также в некоторых случаях в отделе может присутствовать специалист по ассортименту товара и человек, специализирующийся исключительно на продвижении в сети интернет.

Сотрудников отдела маркетинга, как правило, делят на пять уровней, которые в некоторых компаниях присутствуют частично, а в некоторых полностью. Бывает, что в небольших компаниях организация отдела маркетинга такова, что один сотрудник совмещает в себе выполнение задач разных уровней.

Задачей руководителя будет координация действий сотрудников, их обеспечение загруженностью и контроль эффективности отдела маркетинга.

Эффективность отдела маркетинга

Отдел маркетинга должен постоянно повышать рост продаж за счет наиболее полного отслеживания и закрытия потребностей клиентов. Эффективность отдела маркетинга в разных компаниях будет рассчитываться по-разному. Однако есть и общие критерии, которые отражают суть проблемы. Следует отметить тот момент, что маркетологи сами по себе ничего не продают, они занимаются созданием оптимальных условий для проведения продажи.

Эффективность отдела маркетинга оценить можно по следующим критериям:

Обязанности директора по маркетингу или начальника отдела

За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть фото За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть картинку За что отвечает отдел маркетинга. Картинка про За что отвечает отдел маркетинга. Фото За что отвечает отдел маркетинга

Начальник отдела маркетинга руководит всем, чем занимается отдел маркетинга. Кратко описать его функции можно следующим образом:

Требования к сотрудникам

Требования к сотрудникам по маркетингу могут также в разных компаниях отличаться. Многое зависит от специфики поставленных задач. Например, чем занимается отдел маркетинга на предприятии по металлообработке будет отличаться от маркетинговых кампаний в магазине одежды. Чаще всего, основным требованием к работникам будет наличие профильного образования либо опыта в данной сфере, а также успешных кейсов. Однако это не всегда так. Должностная инструкция отдела маркетинга и его сотрудников может варьироваться в зависимости от специфики.

Знания, навыки и личностные качества, которыми должен обладать маркетолог:

Мотивация маркетолога

Коэффициент эффективности маркетолога, как правило, посчитать сложнее, чем аналогичный показатель у менеджера по продажам. Если у продавца все просто и считается по количеству звонков, вовлеченных клиентов и проданного товара и услуг, то эффективность маркетолога вычислить на первый взгляд сложнее.

Однако есть параметры, по которым можно оценить его эффективность:

Если рассматривать способ замотивировать маркетолога, то отлично зарекомендовавшим себя вариантом будет стандартный оклад + бонусная премиальная часть, которая считается исходя из показателей KPI.

Взаимодействие отделов

За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть фото За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть картинку За что отвечает отдел маркетинга. Картинка про За что отвечает отдел маркетинга. Фото За что отвечает отдел маркетинга

Для максимальной эффективности компании на рынке, отдел продаж и отдел маркетинга должны тесно взаимодействовать.

Маркетолог должен собирать информацию о поведении клиентов во время проведения реальных диалогов, а продавец прислушиваться ко всем рекомендациям маркетолога.

При этом во взаимодействии отдела маркетинга и отдела продаж должны учитываться следующие нюансы:

Не стоит выяснять, какой отдел важнее. Оба они действуют сообща и созданы для одной цели — налаживание отношений с клиентами. При этом отдел маркетинга выполняет стратегическое планирование, а отдел продаж — тактическую реализацию кампаний.

Интернет-маркетинг

Если еще десять лет назад об интернет-маркетинге мало кто знал и мало кто его использовал, то сейчас сложно представить себе компанию, которая бы не занималась продвижением своего товара в интернете.

За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть фото За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть картинку За что отвечает отдел маркетинга. Картинка про За что отвечает отдел маркетинга. Фото За что отвечает отдел маркетинга

В некотором роде интернет — это новый вид СМИ, где многое заимствованно из традиционных коммуникаций.

Но интернет-рынок отличается от классического. Преимуществом интернет-площадок для торговли является гораздо более простая аналитика продаж и заявок.

Современные аналитические веб-сервисы позволяют отследить воронку продаж поэтапно без наличия каких-либо специальных знаний и навыков.

Благодаря внедрению интернет-маркетинга, появилось множество направлений развития бизнеса и, соответственно, новых профессий для специалистов, составляющих отдел маркетинга. Это такие профессии, как:

А также в отделе маркетинга могут присутствовать копирайтеры и веб-дизайнеры, которые также помогают осуществлять то, чем занимается отдел маркетинга в компании.

Самые интересные примеры

За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть фото За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть картинку За что отвечает отдел маркетинга. Картинка про За что отвечает отдел маркетинга. Фото За что отвечает отдел маркетинга

Рассмотрим примеры эффективного использования маркетинга в различных организациях.

Чем занимается отдел маркетинга в компании Tefal? Отличный пример изучения рынка и влияния полученных данных — это изменение рекламной кампании Tefal под влиянием изучения рынка потребителей. Производители Tefal долгое время позиционировали свои сковородки как способ сэкономить на масле. Однако при проведении опросов и фокус-групп выяснилось, что покупатели видят основным преимуществом сковородки Tefal то, что благодаря тефлоновому покрытию, к ней не пригорает еда, а значит, она легко моется. И именно это было самым важным преимуществом сковороды в глазах покупателей. Благодаря полученной информации, концепцию рекламной кампании и позиционирование изменили, что позволило резко увеличить продажи.

За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть фото За что отвечает отдел маркетинга. Смотреть картинку За что отвечает отдел маркетинга. Картинка про За что отвечает отдел маркетинга. Фото За что отвечает отдел маркетинга

Чем занимается отдел маркетинга на предприятии P&G? Было время, когда продажи порошка известного бренда Ariel не собирались сдвигаться с мертвой точки. Компания P&G заказала масштабное исследование о том, как люди ухаживают за своей одеждой. Выяснилось, что большая часть населения использует порошок лишь в 30 % случаев, пользуясь в 70 % услугами химчистки. При этом результаты исследования показали, что большая часть потребителей порошка работает по найму, и ходит на работу в костюмах, которые чистят в химчистке. Выяснилось также и то, что многие работают более эффективно, когда ходят на работу в повседневной одежде. И компания P&G разрешила сотрудникам ходить на работу в повседневной одежде пару дней в неделю. Новость широко осветили в прессе. Многие компании последовали этому примеру, и рынок стиральных порошков вырос на 20 %.

Мы изучили структуру отдела маркетинга. Как видим, это довольно важная тема. Зачастую, от правильной работы отдела маркетинга зависит благополучия компании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *