За что отвечает санэпидемстанция
За что отвечает санэпидемстанция
от 26 июня 1996 года N 99
О номенклатуре специальностей и должностей в системе
Государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздрава России от 7 мая 1998 года N 157
____________________________________________________________________
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 48 отменен приказом Минздрава России от 12 октября 1999 года N 369 в связи с возвращением Министерством юстиции Российской Федерации без государственной регистрации.
В целях улучшения расстановки и использования кадров, проведения аттестации и сертификации специалистов в системе Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
1. Номенклатуру специальностей с высшим специальным образованием в системе Госсанэпидслужбы России (Приложение 1).
2. Номенклатуру специальностей со средним специальным образованием в системе Госсанэпидслужбы России (Приложение 2).
3. Номенклатуру должностей работников организаций Госсанэпидслужбы России (Приложение 3).
1. Руководителям органов, учреждений и предприятий (организаций) системы Госсанэпидслужбы России в своей практической деятельности по работе с кадрами, их расстановке, использованию и повышению квалификации строго руководствоваться утвержденными номенклатурами специальностей и должностей.
2. Контроль за исполнением Приказа возложить на Управление науки и кадров (Потехин Е.В.) и Управление делами (Марчук Л.М.).
И.о. Председателя
Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
Г.Г.Онищенко
Приложение 1
к Приказу
Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
от 26 июня 1996 года N 99
НОМЕНКЛАТУРА
специальностей с высшим специальным
образованием в системе Государственной
санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации
Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы
Управление учреждениями госсанэпидслужбы
Информатика и вычислительная техника
Гигиеническое воспитание, образование и информация населения
Санитарно-эпидемиологическая служба или СЭС – основные функции, задачи и методы работы
История и цели создания системы СЭС
История врачебно-санитарного дела России берёт истоки с начала 19 века. Наиболее важные принципы социально-гигиенического направления медицины сформулированы во второй половине того же столетия в работах Ф.Ф. Эрисмана, имя которого до сих пор носит Федеральный научный центр гигиены в Мытищах.
Используемая сегодня российская система санитарно-эпидемиологического контроля сформирована на основе советской, которая заслуженно считается одной из самых передовых в мире. Она предусматривает наличие на территории каждого субъекта РФ СЭС. Целью её создания выступает осуществление надзора над санитарно-эпидемиологической обстановкой в регионе для недопущения возникновения эпидемий и массовых заболеваний.
В сегодняшних условиях СЭС может быть как государственной, так и коммерческой организацией. Но в любом случае санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет деятельность исключительно от лица государства. Важным направлением её работы выступает изучение влияния окружающей среды на здоровье людей и разработка методик устранения его негативных последствий.
Функции СЭС
Базовой функцией СЭС является контроль санитарно-эпидемиологического состояния и профилактика заболеваний. По отношению к некоторым объектам он осуществляется в обязательном порядке с соблюдением повышенных требований. Последние связаны с потенциально высокой опасностью возникновения заболеваний и крупных масштабов возможных негативных последствий. К обязательным объектам контроля СЭС относятся:
Отдельного упоминания заслуживают ещё две важных функции СЭС. Первая заключается в предупреждении попадания в атмосферу, почву или воду вредных веществ в любых проявлениях – от промышленных стоков или выбросов до размещения отходов. Вторая состоит в проведении мероприятий по улучшению уровня и безопасности жизни людей, которые представляют собой дезинсекцию, дезинфекцию и дератизацию объектов разного функционального назначения – жилых, общественных, промышленных.
Задачи СЭС
Наименование данной организации лучше всего показывает основную задачу СЭС. Она заключается в предотвращении и профилактике возникновения и распространения различных инфекционных заболеваний. Не менее важная задача – проведение мероприятий по ликвидации обнаруженных заболеваний и минимизации их негативных последствий для населения региона в частности и страны в целом.
Ещё одной базовой задачей СЭС выступает исследование и анализ отрицательного воздействия внешней среды на здоровье человека. В этом направлении ведутся следующие работы:
Результатом научной и аналитической работы СЭС становятся рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия на здоровье населения. Их адресатом могут выступать как различные государственные учреждения, так и коммерческие организации любого профиля.
Факторы, влияющие на эффективность работы СЭС
Эффективность работы санитарно-эпидемиологической службы или станции зависит от большого количества факторов. и самый очевидный – это уровень квалификации специалистов СЭС. Чем больше сотрудников имеет высшее профильное образование, темы выше качество проводимой работы. Дополнительным плюсом становится опыт практической деятельности и участие в различных мероприятиях по дополнительному образованию, профессиональной подготовке или курсов повышения квалификации.
принципиально важный фактор – оснащение СЭС современным специализированным оборудованием и программным обеспечением. Он выступает обязательным условием, как успешной научно-исследовательской работы, так и эффективного исполнения контролирующих функций.
Специальный инструмент, оборудование и препараты необходимы и для обеспечения высокого КПД в ходе оказания дополнительных услуг. Обычно под ними понимается проведение дератизации, дезинфекции или дезинсекции различных объектов – от крупных промышленных или жилых зданий, до отдельных помещений.
фактор, определяющий эффективность работы СЭС – это грамотное использование современных научных разработок. Оно необходимо при оценке результатов лабораторных исследований проб, полученных в ходе проведения контрольных мероприятий, и последующей разработке рекомендаций по устранению выявленных проблем, улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки или профилактике заболеваний (инфекционных или профессиональных).
Особенности работы СЭС
Главной особенностью деятельности СЭС в сегодняшних условиях становится комплексный подход к решению поставленных задач. Он предусматривает последовательное выполнение нескольких этапов работы:
Перечень объектов, которые подвергаются повышенному контролю со стороны СЭС, приведен выше. График плановых проверок обычно составляется региональными госорганами исполнительной власти и утверждается санитарным врачом.
Действующим законодательством допускается проведение внеплановых проверок СЭС, основанием для назначений которых выступают:
Важным направлением работы СЭС выступает участие в приёмке завершённых строительством объектов. Специалисты санитарно-эпидемиологических станций или служб обязательно входят в комиссии по вводу в эксплуатацию зданий и сооружений из приведенного выше перечня.
Комплекс дополнительных услуг со стороны СЭС
Серьезной дополнительной сферой деятельности СЭС становится оказание платных услуг населению и организациям. Они касаются проведения трёх видов защитной обработки различных объектов, направленной на улучшение условий жизни или работы людей. Каждый из них требует отдельного и более детального рассмотрения.
Дезинфекция
Проводится СЭС для уничтожения бактерий, грибков и плесени, негативно влияющих на здоровье людей. Причем речь идёт об очень серьёзных заболеваниях. Например, бронхиальной астме, причинами нередко становится появление в жилище человека плесени или грибка.
Основными условиями для эффективной дезинфекционной обработки, проводимой СЭС, выступают:
Важно понимать, что три перечисленных фактора касаются не только дезинфекции, но и двух других видов дополнительных услуг СЭС – дератизации и дезинсекции. Также в любом из перечисленных случаев крайне важное значение приобретают ещё два момента.
Первый касается финансовой составляющей вопроса. Она выражается в доступной стоимости предоставляемых услуг, которая нередко становится решающим аргументом в пользу проведения так необходимой защитной обработки.
Второй момент связан с организацией работы СЭС с потенциальными клиентами, в качестве которых выступают и граждане, и организации. Речь идёт о грамотно выстроенной схеме взаимодействия с заказчиками услуг. В сегодняшних условиях она должна предусматривать несколько обязательных параметров:
Дератизация
Представляет собой мероприятия по уничтожению различных грызунов, прежде всего – самых распространенных из них мышей и крыс. Необходимость ликвидации этих «вечных» соседей человека объясняется предельно просто. Мелкие грызуны выступают разносчиками множества опасных заразных заболеваний.
Поэтому в случае их обнаружения требуется сразу же обратиться в СЭС. Услуги профессионалов понадобятся обязательно, так как попытки самостоятельного уничтожения крыс или мышей редко оказываются эффективными, так как у грызунов к обычным отравляющим препаратам выработан иммунитет, а КПД ловушек обычно крайне невысок.
Дезинсекция
Сказанное выше в полной мере относится и к дезинсекционной обработке СЭС, целью проведения которой становится уничтожение разнообразных вредных насекомых. К числу последних наиболее часто относятся тараканы, клопы, вши, клещи, мухи, комары и множество других.
Их присутствие рядом с человеком часто приводит не только к серьёзному дискомфорту и снижению уровня жизни, но и реальной угрозе здоровью. В качестве примеров можно привести укусы клопов, ос или пчел. Уничтожение насекомых осуществляется специалистами СЭС с применением самых современных препаратов, которые распыляются или наносятся с использованием технологий горячего или холодного тумана. Например, уничтожение клопов.
Вывод
Эффективная работа СЭС – один из базовых факторов создания в регионе условий для безопасного и комфортного проживания населения. Деятельность санитарных служб очень важна, так как без неё города могут охватить эпидемии не только корона-вируса, но и других вирусных и инфекционных заболеваний. Так же улицы могут наводнить крысы, мыши, тараканы и другие паразиты, которые в свою очередь тоже являются переносчиками возбудителей. Современные городские условия никак не могут обойтись без санитарно-эпидемиологических служб.
Что может проверить Роспотребнадзор
С 1 июля изменились правила проверок Роспотребнадзора, добавились новые контрольные мероприятия. Разбираемся, как теперь Роспотребнадзор будет проверять бизнес.
Евгений Бельский
Любой бизнес может ждать проверка из Роспотребнадзора. Чаще всего проверяют розничные магазины, заведения общепита, парикмахерские, салоны красоты и медицинские учреждения.
С 1 июля вступил в силу новый закон о контроле. Мы разобрались, по каким правилам теперь проходят проверки и какие новые контрольные мероприятия стоит ждать бизнесу.
Что проверяет Роспотребнадзор
Роспотребнадзор проверяет все, что связано с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, прав потребителей и качеством товаров или оказания услуг.
Он не может проверить, платит ли компания налоги и взносы в бюджет, — этим занимается налоговая. Также не может наказать работодателя за невыплату зарплаты — это зона ответственности трудовой инспекции. Но может проверить, соблюдают ли на кухне ресторана СанПиНы и есть ли медкнижки у всех сотрудников, правильно ли оформлены ценники и насколько условия договора с потребителем соответствуют закону.
Проверки могут проходить : к одним компаниям или ИП инспектор приезжает лично и проводит проверку на месте — это называется «выездная проверка». В других случаях инспектор проверит только документы — это документарная проверка.
Любая из этих проверок может проходить как планово, по графику, так и внепланово, например если из клиентов пожаловался в Роспотребнадзор на компанию.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Плановая проверка
Плановая проверка проходит по заранее согласованному графику. Его составляют на год. Узнать, попадает ли ваш бизнес под проверку в этом году, можно на странице плановых проверок Роспотребнадзора.
Для этого, достаточно указать ОГРН или ИНН, еще есть поиск по названию и региону. Если организация есть в плане, там будет указана информация о проверке: дата начала, срок проведения проверки и ее форма.
Частота проверок. Плановые проверки проводят не чаще одного раза за три года, но есть исключения.
Например, бизнес в социальной сфере, сфере образования и здравоохранения могут проверять чаще — два и более раза за три года. Для отдельных видов деятельности установлены свои сроки проверок.
При проверке соблюдения санитарных правил применяют риск-ориентированный подход. Чем выше категория риска, тем чаще проверяют компанию или ИП. И наоборот: если риск низкий, плановые проверки вообще не проводят. Это значит, что, например, медицинский центр будут проверять чаще, чем кафе.
Когда должны предупредить о проверке. Предупреждают о визите минимум за три рабочих дня до проверки.
Бухгалтерское обслуживание ИП
Персональный бухгалтер Тинькофф для ИП на УСН «Доходы» и патенте
Внеплановая проверка
С внеплановой проверкой Роспотребнадзор может прийти, только если на это были причины:
Когда должны предупредить о проверке. О внеплановой проверке должны сообщить не менее чем за сутки. Если в результате деятельности был причинен вред здоровью, окружающей среде или безопасности государства, Роспотребнадзор может прийти без предупреждения.
Сроки проверки
Сколько будут проверять компанию, зависит от формы проверки и размеров предприятия.
Документарная проверка может длиться не больше 10 дней. Выездная — также не больше 10 дней, но срок пребывания не должен превышать 50 часов на малом предприятии, а для микропредприятий — 15 часов. Срок в 50 или 15 часов — предельный для проведения всех выездных проверок, а не только проверок Роспотребнадзора.
Определить, относится ли ваш бизнес к микропредприятию, поможет таблица.
Тип предприятия | Среднесписочная численность сотрудников | Годовой доход |
---|---|---|
Микропредприятие | до 15 человек | до 120 млн рублей |
Малое предприятие | от 16 до 100 человек | до 800 млн рублей |
Если у компании есть филиалы в других регионах, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому объекту.
Какие бывают контрольные мероприятия
С 1 июля 2021 года вступил в силу новый закон о государственном и муниципальном контроле. Теперь помимо выездной и документарной проверки добавятся новые контрольные мероприятия:
Пока Роспотребнадзор не проводил такие процедуры и мероприятия и до конца не понятно, как они будут проходить. Вот что известно об этом из закона.
Контрольная закупка. Ее могли проводить и раньше, но раньше она упоминалась только в законе о защите прав потребителей и законе о санитарии, теперь ее включили в закон о государственном и муниципальном надзоре. Контрольная закупка — это когда инспектор под видом обычного покупателя приобретает у вас товар или услуги. Закупку могут провести как через интернет-магазин или сайт, так и лично в магазине или офисе.
О контрольной закупке не предупреждают. Сразу после совершения сделки инспектор покажет свое удостоверение и копию решения о проведении контрольной закупки. Контрольную закупку проводят в присутствии двух свидетелей или фиксируют на видео. Когда сделка состоится, вам нужно будет вернуть деньги инспектору, а инспектор вернет вам товар, если его потребительские качества не ухудшатся.
Если контрольная закупка была дистанционной, решение о ее проведении и акт разместят в Едином реестре контрольных мероприятий. Деньги за покупку вам нужно будет вернуть, а проверяющий вернет вам товар.
Мониторинговая закупка. Похожа на контрольную, только сразу после совершения сделки полученный товар или услугу отдают на экспертизу. Там проверяют соответствие товара или услуги обязательным требованиям безопасности и качеству.
О мониторинговой закупке не уведомляют заранее. После завершения закупки инспектор покажет удостоверение и копию решения о проведении мониторинговой закупки. Затем товар или услугу отправят на экспертизу. На месте составят протокол о проведении мониторинговой закупки и направление на экспертизу.
Выборочный контроль. Это проверка товаров и услуг, их мест хранения, применения и реализации. Проверяют на соответствие стандартам безопасности и качества.
О выборочном контроле не уведомляют — инспектор просто приезжает на склад или в магазин и требует продемонстрировать условия хранения. В ходе такой проверки могут провести осмотр, запросить письменные объяснения и документы, собрать пробы и провести инструментальные обследования, а также отправить пробы на испытания и экспертизу.
Сбор проб должен проводиться при вас или при представителе компании и записываться на видео. При этом сбор проводят, только если не удается определить безопасность и качество продукции.
Результаты инструментального обследования, испытания и экспертизы продукции или услуг должны отправить вам в течение суток после их получения. Результаты самой проверки вы получите в течение 15 дней после получения итогов экспертизы.
Инспекционный визит. Так называется посещение вашего предприятия инспектором. Во время инспекционного визита могут провести осмотр, опрос, запросить письменные объяснения, провести инструментальное обследование и запросить документы.
Об инспекционном визите не предупреждают. Срок проведения — не больше дня.
Рейдовый осмотр. Это осмотр и оценка обязательных требований по использованию производственных объектов, которыми владеют или пользуются несколько компаний или предпринимателей.
Рейдовые осмотры могут проводиться Роспотребнадзором совместно с другими ведомствами, а не только им одним. Во время такого осмотра проверяющие могут провести осмотр, досмотр, опрос, получить письменные объяснения, истребовать документы, собрать пробы, провести инструментальное обследование, испытание, экспертизу или эксперимент.
Максимальный срок рейдового осмотра — 10 дней. Его могут проводить только по согласованию с органами прокуратуры, если нет угрозы жизни и окружающей среде.
Как подготовиться
Документарная проверка. Ко всем организациям есть общие требования Роспотребнадзора. Проверьте, чтобы документы были в порядке. Вот на какие документы в первую очередь обращают внимание проверяющие:
Выездная проверка. Проверки проходят по определенному списку вопросов, он утвержден и не меняется. Есть три вида проверочных листов для организаций из разных сфер: торговли, общепита, парикмахерских и салонов красоты. Со всеми перечнями можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора.
Если кратко, вот что проверяют инспекторы Роспотребнадзора на выездных проверках:
Если нарушения есть, будет сложно за три дня или сутки до проверки привести в порядок все документы и выполнить требования.
Контрольные мероприятия. К ним подготовиться сложнее всего, так как о большинстве контрольных мероприятий не уведомляют заранее. Чтобы обезопасить себя, старайтесь вести бизнес без нарушений. Изучайте законы, касающиеся вашего бизнеса, прежде чем сделать, — вероятность нарушить закон и получить штраф будет ниже.
Документарная проверка. Роспотребнадзор отправит вам запрос с перечнем документов. Вместе с запросом придет приказ о проверке.
Подготовьте необходимые документы, поставьте на них печать, если она есть, и подпись директора. Заверять документы у нотариуса не нужно.
Документы нужно подготовить и отправить в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. Если инспектору потребуется дополнительная информация, он отправит запрос и у вас будет еще 10 дней на подготовку документов. Если не отправите документы, то инспектор может провести выездную проверку.
Следите за сроками. Проверка не должна продолжаться дольше 10 рабочих дней, но может быть продлена по решению проверяющего, если на это есть причины. Если у вас есть филиалы в других регионах, срок проверки устанавливают по каждому отделению.
По итогам проверки представитель Роспотребнадзора составит акт в двух экземплярах, один отправит вам вместе с копиями проверенных документов. В акте будут указаны результаты проверки — нарушения и документы, которые проверил Роспотребнадзор. Если вы с не согласны, напишите об этом в акте.
Выездная проверка. Проверьте удостоверения сотрудников Роспотребнадзора, изучите приказ о проверке. В нем указываются:
Если имена и фамилии сотрудников Роспотребнадзора не совпадают с данными из приказа, звоните в Роспотребнадзор, чтобы проверить подлинность проверки. Вместе с сотрудниками могут прийти эксперты, например для взятия проб. Сведения об экспертах также должны быть указаны в приказе.
Руководитель предприятия или его представитель должен присутствовать во время проведения проверки и может спрашивать, что и как проверяют сотрудники Роспотребнадзора. Также можете пригласить на проверку юриста или уполномоченного по защите прав потребителей.
Не препятствуйте проверке, за это можно получить штраф по статье 19.4.1 КоАП РФ:
За повторные нарушения штраф увеличат вдвое.
Предоставьте информацию сотрудникам Роспотребнадзора. Покажите им территорию и помещения, оборудование, транспорт и продукцию — все, о чем говорится в приказе.
Проверки и все экспертизы проводятся за счет государства. Если вас просят за платить — отказывайтесь.
Следите за сроками: выездная проверка может длиться не дольше 50 часов. Для микропредприятий — 15 часов. Причем по всем видам госконтроля. Например, если микропредприятие до этого 5 часов проверяли пожарные, у Роспотребнадзора осталось всего 10 часов.
По итогам проверки составляется акт ее результатов. Он должен содержать в себе следующую информацию:
Акт оформляется по типовой форме в двух экземплярах. К нему прилагаются документы, связанные с результатами проверки. Например, заключения экспертиз и предписания об устранении выявленных нарушений.
Чем может закончиться проверка
Если нарушений нет. Сотрудники Роспотребнадзора во время проверки могут не найти никаких нарушений — в этом случае вам нужно подписать акт проверки и спокойно работать дальше.
Если нарушения находят, выписывают предписание с нарушениями — их нужно устранить.
В предписании об устранении выявленных нарушений указаны требования, которые необходимо выполнить, сроки, а также порядок и сроки обжалования предписания.
Примеры возможных предписаний для общепита:
Когда закончится срок на устранение нарушений, инспектор Роспотребнадзора придет вновь с внеплановой проверкой, чтобы проверить, как вы их устранили.
Если нарушения зафиксируют вновь, то представитель Роспотребнадзора возбудит дело об административном правонарушении и выдаст предписание об устранении нарушений, которые не были ранее устранены.
Распространенные нарушения и штрафы
Роспотребнадзор может привлечь предпринимателя или компанию к одному из видов ответственности: дисциплинарной, административной, гражданско-правовой. К какой ответственности привлекут предпринимателя или компанию, зависит от нарушения.
Самое легкое наказание — это предупреждение. Его назначают, если нарушитель сам все устранил, от его проступка нет никаких серьезных последствий и нарушение выявили впервые. Например, в магазине не было сдачи с крупной купюры.
Чаще всего Роспотребнадзор выписывает предупреждения и административные штрафы. Поводы такие:
Размер штрафов зависит от вида нарушения.
Нарушение | Штраф для ИП | Штраф для организации | Статья |
---|---|---|---|
Обман потребителей | от 10 000 до 30 000 ₽ | от 20 000 до 50 000 ₽ | КоАП РФ |
Санитарно-эпидемиологические нарушения | от 500 до 1000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток | от 10 000 до 20 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток | КоАП РФ |
Оказание некачественных услуг | от 10 000 до 20 000 ₽ | от 20 000 до 30 000 ₽ | КоАП РФ |
Нарушения со стороны инспекции
Инспекторы проводят проверку по правилам, которые они обязаны соблюдать.
Вот возможные нарушения со стороны проверяющих:
Если инспектор делает неправильно, вы можете обжаловать результаты проверки.
Что делать, если не согласен с результатами
Результаты проверки можно обжаловать. Для этого подайте жалобу через сайт госуслуг. В ней опишите, с чем вы не согласны, и подкрепите свою точку зрения документами, подтверждающими ваши слова.
Обращение должны зафиксировать в Роспотребнадзоре и ответить на него в течение 20 дней. Жалоба часто помогает снизить размер штрафа или вообще избежать наказания.
Если будете не согласны с решением, то можете обратиться в суд. Судебная практика показывает, что Роспотребнадзор не всегда бывает прав.
«Шуба» на ценнике вместо «мехового пальто» — инспектор выписал штраф 12 000 ₽
Ситуация. Во время проверки инспектор заметил, что информация на ценнике отличается от наименования документов на меховые изделия. На ценниках было написано «шуба», а в документах — «меховое пальто». Инспектор посчитал, что предприниматель вводит покупателей в заблуждение, и назначил штраф по статье «обман покупателей».
Решение суда. Суд решил отменить штраф, так как такое несоответствие в наименовании товара не вводит покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара.
Проверяющие — такие же люди, как и все, они тоже могут ошибаться. Если чувствуете, что инспектор не прав, и можете это доказать, не соглашайтесь с решением и пишите жалобу или обращайтесь в суд.
Что нужно помнить о проверке
Бухгалтерское обслуживание ИП
Персональный бухгалтер Тинькофф для ИП на УСН «Доходы» и патенте
Сейчас читают
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Как выбрать и проверить помещение для кафе
Найти место под кафе в популярной локации города — только полдела. Еще нужно убедиться, что Роспотребнадзор разрешит там открыть заведение. Разбираемся, на что обращать внимание при выборе места
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания