За что отвечает второй датчик кислорода

Что такое лямбда зонд (датчик кислорода)

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Лямбда зонд (он же датчик кислорода) — специальное устройство, один из видов датчика. Задача — контроль объема кислорода в коллекторе силового узла.

С помощью устройства оценивается общий объем кислорода или несгоревшей топливной смеси в выхлопе транспортного средства.

Часто лямбда зонды устанавливаются в дымоходах отопительных котлов и прочих системах, где необходим кислородный контроль.

Назначение

Знание особенностей работы и назначения лямбда зонда весьма полезны для автолюбителя.

Во-первых, уже никто не сможет обмануть владельца транспортного средства, а во-вторых, в случае поломки можно самому поставить «диагноз».

Задача лямбда-зонда — создать условия для выполнения функций каталитическим нейтрализатором, который осуществляет фильтрацию выхлопа автомобиля.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

По сути, катализатор снижает вредность выхлопа, а лямбда-зонда осуществляет контроль работы данного устройства.

Название зонда произошло от известной греческой буквы «лямбда», которой обозначается объем кислорода в подготовленной горючей смеси.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Величина лямбды составляет 14.7 единиц на одну единицу топлива. Пропорциональность обеспечивается, благодаря электронному впрыску топливной смеси и работе лямбда-зонда.

Назначение устройства зависит и от его позиции в транспортном средстве.

Как правило, датчик кислорода монтируется перед катализатором, что позволяет точно измерять уровень кислорода в горючей смеси, а в случае дисбаланса давать сигнал блоку управления впрыска.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Чтобы повысить эффективность работы, на новых моделях авто ставится не один, а два датчика, закрепляемые с одной и другой стороны катализатора.

Такая конструкция позволяет с большей точностью анализировать состав выхлопа.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Эволюция развития

Раньше датчики кислорода были резистивными, что снижало точность измерений и надежность самих устройств.

Современный лямбда-зонд работает как пороговое устройство. При этом сигнал, полученный от датчика, позволяет точно фиксировать уровень отношения кислорода в выхлопе и корректировать его.

Впервые лямбда-зонд был изготовлен в 1960 году предприятием Robert Bosch GmbH. Руководителем проекта был Гюнтер Бауман.

В серийное производство устройство поступило лишь через 16 лет (в 1976 году). Первыми производителями, которые занялись выпуском, стали компания Сааб и Вольво.

Основные типы устройств

Сегодня можно выделить несколько типов кислородных датчиков. Все они могут отличаться по нескольким критериям:

Каждый из типов устройств имеет свои особенности.

Одно контактные устройства.

Оборудованы одним сигнальным проводом. Именно по нему передается сигнал, генерируемый устройством.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

2-контаткные датчики

Оборудуются двумя проводами. Один является сигнальным, а второй выполняет функцию заземления через корпус устройства.

С помощью заземляющего проводника можно точно определить показатели сигнального провода.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

3-контактные

Здесь предусмотрен сигнальный провод, один «массовый» провод и третий провод, направляемый к нагревательному устройству.

Особенность таких датчиков — быстрое достижение нужной температуры, повышенный период службы устройства, а также меньшие требования к выхлопной системе.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Нагревательный элемент, который монтируется в системе, имеет мощность 12 или 18 Вт.

4-контактные

В них предусмотрено четыре провода:

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Может быть такое положение контактов.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

К примеру, его можно использовать в качестве заземления или же для питания нагревательного элемента.

Особенность современных лямбда-зондов в том, что они взаимозаменяемы и имеют схожую конструкцию.

К примеру, можно менять датчики с подогревом на устройства без подогрева. При этом возможны проблемы с разъемами или невозможностью запитать устройство.

В случае нехватки проводов их можно проложить самостоятельно, а в качестве разъема использовать контакты автомобиля.

Маркировка может отличаться, но провод подачи сигнала всегда окрашивается в черный цвет.

«Масса» может быть желтой, серой или белой.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Устройство современных датчиков кислорода

В составе датчика кислорода есть два электрода — внутренний и внешний.

Первый делается из циркония, а второй — из платинового напыления, что делает его более чувствительным к воздействию кислорода.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Лямбда-зонд смонтирован таким образом, чтобы он пропускал весь объем отработавших газов транспортного средства.

В процессе прохождения газов внешний электрод оценивает уровень кислорода в отработавших газах, что приводит к изменению потенциала между электродами.

Чем больше объем кислорода, тем выше уровень напряжения. Рабочая температура циркония, которым покрыт электрод — 300-1000 градусов Цельсия.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Вот почему датчики кислорода конструктивно дополняются подогревателями, необходимыми в момент пуска.

Датчики бывают двух типов — двухточечными и широкополосными. Внешне они похожи, но отличаются конструкцией и принципом действия.

Так, 2-точечный датчик состоит из двух электродов. Его задача — фиксация коэффициента повышенного объема воздуха в топливной смеси.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Что касается широкополосного устройства, то это более современная конструкция. Главная его особенность — применение силы тока закачивания.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

При этом конструктивно широкополосный датчик состоит из двух керамических устройств — закачивающего и 2-точечного.

Принцип действия

В кислороде присутствуют отрицательно заряженные ионы. Они собираются на электродах из платины и при достижении нужной температуры датчика (где-то 400 градусов Цельсия) создается разность потенциалов (напряжение).

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Если смесь слишком обеднена, то объем кислорода в газах будет высоким, и наоборот, если смесь обогащена, то кислорода будет мало.

В первом случае напряжение равно 0,2-0,3 Вольта, а во втором — 0,7-0,9 Вольта.

Система управления мотора поддерживает уровень напряжения около 0,4-0,6 Вольт, то есть уровень лямбда равен 1.0.

В процессе движения происходит изменение режимов работы мотора, что способствует корректировке параметра напряжения в обе стороны. При этом узкополосный датчик может улавливать лишь те параметры, которые выше нуля.

Лямбда-зонд, который установлен после катализатора, имеет такой же принцип действия.

После обработки газов катализатором, уровень кислорода остается неизменным. Это, в свою очередь, позволяет поддерживать оптимальную разницу потенциалов в пределах 0.4-0.6 Вольта.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Широкополосный лямбда-зонд: главные отличия, принцип работы

Широкополосный датчик для измерения уровня кислорода — лямбда-зонд, который монтируется в современных авто.

Его особенность — выполнение функций катализатора на входе в устройство. Измерение необходимых параметров происходит благодаря использованию силы входного тока.

Главное отличие широкополосного датчика заключается в том, что в его составе есть два рабочих элемента — закачивающий и 2-точечный керамический обогреватель.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

В процессе закачивания кислород пропускается через соответствующий элемент под действием силы тока.

Принцип действия широкополосного зонда построен на поддержании напряжения в пределах 450 мВ.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Сама разность потенциалов появляется между электродами двухточечного элемента. Достижение нужного напряжения гарантируется, благодаря изменению силы тока закачивания.

Если объем кислорода в выхлопе снижается, то напряжение между электродами растет, а ЭБУ получает соответствующую команду.

После этого формируется сигнал требуемой силы тока, что приводит к выравниванию напряжения.

Сила тока анализируется в ЭБУ, после чего блок управления воздействует на систему впрыска.

Нормальная работа датчика кислорода возможна при температуре в 300 градусов Цельсия, которая достигается с помощью нагревателя.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

К чему приводит неисправность зонда?

Первая неприятность, к которой приводит выход из строя зонда — повышение «прожорливости» авто и ухудшение общей динамики.

Главная причина — искажение показаний датчика, что приводит к отклонению отношения кислорода и топлива.

В случае выхода из строя одного датчика машина остается на ходу (здесь многое зависит от самого транспортного средства).

Есть модели, в которых отказ механизма приводит к расходованию топлива в больших объемах. Как следствие, может понадобиться срочный ремонт.

В случае поломки лямбда-зонда его замена должна производиться только на аналогичный механизм.

Если же установить устройство другого типа, то бортовой компьютер транспортного средства может попросту не воспринимать сигналы нового датчика.

При поломке сразу двух датчиков авто и вовсе оказывается обездвиженным.

Причины поломки

Стоит отметить, что датчик кислорода имеет повышенную чувствительность к поломкам.

Причиной выхода из строя может стать:

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Решается проблема посредством установки нового датчика. Что касается ремонта, то при таких поломках он бесполезен.

3. Чрезмерные объемы топлива, подаваемые в цилиндры мотора, попросту не успевают сгорать и вылетают в систему выхлопа в виде сажи.

Через время черный налет скапливается на узлах системы выхлопа машины и на датчике кислорода в том числе. Как следствие, лямбда зонд начинает работать неправильно.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

В качестве «лечения» можно использовать специальные очистители и тряпки, позволяющие убрать загрязнения. Если же датчик забивается регулярно, то лучше его поменять.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Как выявить поломку?

Распознать неисправность лямбда зонда можно по следующим признакам:

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Также важно знать как проверить лямбда зонд на исправность.

Можно ли отключать лямбда зонд?

Отключение датчика кислорода — дело нескольких минут для специалиста. Только вот польза такой работы вызывает большие сомнения.

С момента отключения лямбда зонда ЭБУ переходит на средние параметры подачи топлива в двигатель, что сказывается на надежности и расходе топлива (как правило, в худшую сторону).

Кроме этого, в случае отключения датчика кислорода может понадобиться и перепрошивка самого ЭБУ автомобиля, ведь постоянно будет «вылазить» ошибка.

Поэтому если лямбда зонд вышел из строя его желательно заменить.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Обманка лямбда зонда: что это?

При замене катализатора пламегасителем или демонтаже устройства сигналы двух лямбда зондов будут идентичны. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к ошибкам.

Проблема решается путем установки обманки лямбда зонда.

Она бывает двух видов:

По своей конструкции это проставка, выполненная из бронзы и имеющая определенные размеры. Внутри узла есть специальная крошка с каталитическим напылением, которая помогает вредным веществам догореть.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислородаЗа что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Такая обманка представляет собой прибор на основе микропроцессора, анализирующего весь процесс прохода выхлопных газов и осуществляющего обработку данных с первого датчика.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Задача — обеспечить корректную работу системы управления мотором в условиях, когда катализатор поломан или удален.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Несмотря на свою компактность, лямбда зонд является одним из наиболее важных узлов автомобиля. Он не только снижает вредность выброса, но и отвечает за ряд других функций.

Отсутствие данного устройства может стать причиной повышения расхода топлива, ухудшения динамики мотора или полной невозможности эксплуатации автомобиля.

Источник

Лямбда-зонд, описание, диагностика, проблемы.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Многие задаются вопросом зачем он вообще нужен, и зачастую наслушавшись безграмотных советов доморощенных *чиптюнеров* стремятся его разными способами удалить из системы. Не буду долго лить всякую теоретическую воду напишу кратко:
-для владельца авто он позволяет экономить бензин как гласит запись из каталога бош (см. рис.) при исправном двигателе, системе управления ну и собственно лямбда зонде (далее ЛЗ) это реальная экономия до 15% топлива, нетрудно посчитать это 1,5 л на 10 л!

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

-для экологии, ну этот пункт мы пропускаем, ввиду низкой экологической культуры на территории стран бывшего СНГ.
-для нас диагностов, его показания очень важны, так как дают очень много полезной информации о состоянии системы и двигателя в целом, что повышает качество наших выводов.
Описание
Датчики кислорода (см. Рис. 1) сегодня востребованы благодаря постоянно растущим жестким требованиям по токсичности выхлопных газов, и идут рука об руку с каталитическими конвертерами. Один датчик кислорода установлен в выпускном коллекторе непосредственно перед катализатором. Иногда второй датчик устанавливается в выхлопной системе после каталитического конвертера для того, чтобы обеспечить его максимальную эффективность.
Получаемая с датчиков информация, показывает, насколько полно происходит сгорание топлива в камерах двигателя внутреннего сгорания. Оптимальные показания получаются, когда соотношение воздуха к топливу составляет 14.7 : 1. Стехиометрическое соотношение воздух/топливо — это когда на 1 килограмм бензина приходится 14.7 килограмм воздуха, теоретически необходимого для полного сгорания. Фактор избыточного количества воздуха (λ-«лямбда») показывает отношение действительного количества воздуха (в смеси воздух+топливо) к теоретически необходимому. То есть λ = (действительная масса воздуха)/(теоретическая потребность в воздухе).

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

пояснение к рисунку, заводские сток машины все настраиваются под лямбда =1
спортсмены настраивают под лямбда 0,8-0,9
экономисты всех мастей под лямбда 1,05-1,10
те *чиптюнеры* которые вам пообещают что ваша машина будет валить как болид F1, и в тоже время будет экономной, вас обманывают, так как законы физики и химии никто не отменял!

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Рисунок 3. Датчик кислорода в выхлопной трубе
1. Керамическое покрытие
2. Электроды
3. Контакты
4. контакты корпуса
5. Выхлопная труба
6. Керамическая поддерживающая оболочка (пористая)
7. Отработавшие газы
8. Наружный воздух.

Датчик кислорода представляет собой гальваническую ячейку (ячейку Нернста) с твёрдым электролитом. В качестве электролита используется газонепроницаемая керамика из диоксида циркония (ZrO2), стабилизированного оксидом иттрия (YO). C одной стороны (снаружи) он сообщается с выхлопными газами, а с другой (изнутри) — с атмосферой. На внешнюю и внутреннюю сторону керамики нанесены газопроницаемые электроды из тонкого слоя платины.
Платиновый электрод на наружной стороне работает как миниатюрный катализатор, поддерживающий в прилегающем слое поступающих выхлопных газов химические реакции, этот слой в состояние стехиометрического равновесия. Сторона чувствительной керамики, обращенная к отработавшим газам, во избежание ее загрязнения покрыта слоем пористой шпинелевой керамики (Шпинель — минералогическое название тетраоксида диалюминия-магния). Металлическая трубка со щелями предохраняет керамику от ударов и чрезмерных тепловых воздействий. Внутренняя полость сообщается с атмосферой и служит в качестве референсной (опорной) стороны датчика.
Работа датчика основана на принципе ячейки Нернста (гальванической ячейки). Керамический материал пропускает ионы кислорода при температурах от 350oC и выше. Разница в количестве кислорода с разных сторон чувствительной зоны датчика приводит к образованию электрического потенциала (напряжения) между этими двумя поверхностями (внутренней и внешней). Величина напряжения служит показателем того, на сколько количество кислорода на этих двух поверхностях различается. А количество остаточного кислорода в выхлопных газах точно соответствует пропорции между топливом и воздухом, поступающими в двигатель.
Широкополосный λ-датчик кислорода

Этот датчик также использует принцип ячейки Нернста, но устроен по-другому. Его конструкция подразумевает наличие двух камер (ячеек): измерительной и так называемой «насосной» (см. Рис. 7). Через маленькое отверстие в стенке насосной ячейки выхлопные газы попадают в измерительную камеру (диффузионную щель) в ячейке Нернста.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Таким образом, если обычные датчики используют напряжение на ячейке Нернста для прямого измерения и определения одного из двух состояний (λ>1 или λ За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Но расстояние от выпускных клапанов газораспределительного механизма двигателя до места расположения датчика и значительное время реакции чувствительного элемента датчика приводят к некоторой инерционности системы, что не позволяет непрерывно поддерживать стехиометрический состав топливо-воздушной смеси. Практически, при работе двигателя на установившемся режиме, состав смеси постоянно отклоняется от стехиометрического в диапазоне ±2…3% с частотой 1…2раза в секунду. Этот процесс чётко прослеживается по осциллограмме напряжения выходного сигнала лямбда-зонда.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

осциллограмма напряжения выходного сигнала исправного лямбда-зонда BOSCH.

Двигатель работает на холостом ходу. Частота переключения сигнала составляет

Проверка выходного сигнала датчика Измерение напряжения выходного сигнала лямбда-зонда блок управления двигателем производит относительно сигнальной «массы» датчика. Сигнальная «масса» двух- и четырёх-проводных лямбда-зондов BOSCH выведена через отдельный провод (провод серого цвета идущий от датчика) на разъём датчика. Сигнальная «масса» одно- и трёх-проводных лямбда-зондов BOSCH соединена с металлическим корпусом датчика и при установке датчика автоматически соединяться с «массой» автомобиля через резьбовое крепление датчика. Выведенная через отдельный провод на разъём датчика сигнальная «масса» лямбда-зонда в большинстве случаев так же соединена с «массой» автомобиля. Встречаются блоки управления двигателем, где провод сигнальной «массы» лямбда-зонда подключен не к «массе» автомобиля, а к источнику опорного напряжения. В таких системах, измерение напряжения выходного сигнала лямбда-зонда блок управления двигателем производит относительно источника опорного напряжения, к которому подключен провод сигнальной «массы» лямбда-зонда. Для просмотра осциллограммы напряжения выходного сигнала лямбда-зонда, разъём осциллографического щупа должен быть подключен к любому из аналоговых входов осциллографа, чёрный зажим типа «крокодил» осциллографического щупа должен быть подсоединён к «массе» двигателя диагностируемого автомобиля, пробник щупа должен быть подсоединён параллельно сигнальному выводу датчика (провод чёрного цвета идущий от датчика).

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Осциллограмма напряжения выходного сигнала неисправного лямбда-зонда BOSCH.

Двигатель работает на холостом ходу. Частота переключения сигнала занижена и составляет

0,6Hz. Снижение частоты переключения выходного сигнала лямбда-зонда может быть вызвана возросшим временем перехода выходного напряжения зонда от одного уровня к другому из-за старения или химического отравления датчика. Неисправность может привести к раскачке частоты вращения двигателя на режиме холостого хода и к потере «приёмистости» двигателя. Ресурс датчика содержания кислорода в отработавших газах составляет 20 000…80 000 km. Из-за старения, выходное электрическое сопротивление лямбда-зонда снижается при значительно более высокой температуре чувствительного элемента до значения, при котором датчик приобретает способность отклонять опорное напряжение. Из-за возросшего выходного электрического сопротивления, размах выходного напряжения сигнала лямбда-зонда уменьшается. Стареющий лямбда-зонд легко можно выявить по осциллограмме напряжения его выходного сигнала на таких режимах работы двигателя, когда поток и температура отработавших газов снижаются. Это режим холостого хода и малых нагрузок. Практически, стареющий лямбда-зонд всё ещё работает на движущемся автомобиле, но как только нагрузка на двигатель снижается (холостой ход), размах сигнала быстро начинает уменьшаться вплоть до пропадания колебаний.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Осциллограмма напряжения выходного сигнала неисправного лямбда-зонда BOSCH. Двигатель работает на холостом ходу. Переключения выходного сигнала отсутствуют. Напряжение выходного сигнала стареющего лямбда-зонда при работе двигателя на холостом ходу становится почти стабильным, его значение становится близким опорному напряжению 300…600mV.

За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть фото За что отвечает второй датчик кислорода. Смотреть картинку За что отвечает второй датчик кислорода. Картинка про За что отвечает второй датчик кислорода. Фото За что отвечает второй датчик кислорода

Уровень содержания кислорода в камере с атмосферным воздухом при этом оказывается значительно выше уровня содержания кислорода в выхлопных газах, вследствие чего зонд генерирует напряжение 1V положительной полярности. В случае разгерметизации лямбда-зонда, в камеру с атмосферным воздухом проникают отработавшие газы с низким содержанием кислорода. На режиме торможения двигателем (закрытая дроссельная заслонка при вращении двигателя с высокой частотой, подача топлива при этом отключена), в выхлопную систему двигателем выбрасывается почти чистый атмосферный воздух. В таком случае, уровень содержания кислорода в выхлопной системе резко возрастает и уровень содержания кислорода в атмосферной камере зонда оказывается значительно ниже уровня содержания кислорода в отработавших газах, вследствие чего зонд генерирует напряжение 1V отрицательной полярности. Блок управления двигателем в таком случае считает лямбда-зонд исправным, так как вскоре после пуска двигателя и прогрева, датчик отклонил опорное напряжение и снизил его до

Выходное напряжение зонда напряжением

0V свидетельствует о близком уровне содержания кислорода в отработавших газах и в разгерметизированой атмосферной камере зонда. На блок управления двигателем поступает сигнал зонда низкого уровня, что является для него свидетельством обеднённой топливовоздушной смеси. Вследствие этого, блок управления двигателем обогащает топливовоздушную смесь. Таким образом, разгерметизация лямбда-зонда приводит к значительному обогащению топливовоздушной смеси. При этом многие системы самодиагностики выявить данную неисправность зонда не способны.
Широкополосный лямбда-зонд Выходной сигнал широкополосного лямбда-зонда в отличие от двухуровневых зондов несёт сведения не только о направлении отклонения состава рабочей смеси от стехиометрического, но и о его численном значении. Анализируя уровень выходного сигнала широкополосного лямбда-зонда, блок управления двигателем рассчитывает численное значение коэффициента отклонения состава рабочей смеси от стехиометрического состава, что, по сути, является коэффициентом лямбда.

Для широкополосных зондов производства BOSCH Выходное напряжение чувствительного элемента зонда (чёрный провод относительно жёлтого провода) изменяется в зависимости от уровня содержания кислорода в отработавших газах и от величины и полярности электрического тока, протекающего по кислородному насосу зонда (красный провод относительно жёлтого). Блок управления двигателем генерирует и подаёт на кислородный насос зонда электрический ток, величина и полярность которого обеспечивает поддержание выходного напряжения чувствительного элемента зонда на заданном уровне (450 mV). Если бы двигатель работал на топливовоздушной смеси стехиометрического состава, то блок управления двигателем установил бы на красном проводе напряжение равное напряжению на жёлтом проводе, и ток протекающий через красный провод и кислородный насос зонда был бы равен нулю.

При работе двигателя на обеднённой смеси, блок управления двигателем на красный провод подаёт положительное напряжение относительно жёлтого провода, и через кислородный насос начинает течь ток положительной полярности. При работе двигателя на обогащенной смеси, блок управления изменяет полярность напряжения на красном проводе относительно жёлтого провода, и направление тока кислородного насоса так же изменяется на отрицательное. Величина тока кислородного насоса устанавливаемая блоком управления двигателем зависит от величины отклонения состава топливовоздушной смеси от стехиометрического состава. В электрическую цепь кислородного насоса включен измерительный резистор, падение напряжения на котором и является мерой уровня содержания кислорода в отработавших газах.
Проблемы
Проблема заключается в следующем, цена на новый ЛЗ сейчас очень высока. На рынках в магазинах сейчас очень часто попадаются бракованные, поддельные ЛЗ, в случае установки его в выпуск, обратно вернуть его уже весьма проблематично.
Из того что испытывалось, нагрев строительным феном ЛЗ до 350 С с подачей опорного напряжения 0,45 в никакой реакции (способ найден в инете!) на ламповом оссцилоскопе с высоким входным сопротивлением.
Но порадовало одно у чуствительного элемента ЛЗ есть емкость где то в районе 50-80 Пикофарад.
Другой более надежный способ рожденный опытом это берем газовый паяльник и нагреваем чуствительный элемент при этом разьем лямды подключен к эбу и смотрим на отклонение напряжения от опорного, в небольших пределах мы увидим отклонение что косвенно потверждает его исправность.
Меня интересуют варианты безустановочной диагностики ЛЗ. Буду рад любым идеям, даже самым бредовым на первый взгляд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *