За что отвечают системы органов обж 5 класс
Конспект урока «Системы органов»
Цель урока: выработать у учащихся представление об организме как едином целом.
Тип урока: раскрывающий содержание темы
Вид урока: урок самостоятельной работы с элементами ТРИЗ
Задачи:
— продолжить формировать понятия: орган, система органов, функции разных систем органов;
— охарактеризовать сущность регуляции жизнедеятельности;
— продолжить формировать умения распознавать на плакате органы и системы органов человека и описывать их.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Системы органов»»
Цель урока: выработать у учащихся представление об организме как едином целом.
Тип урока: раскрывающий содержание темы
Вид урока: урок самостоятельной работы с элементами ТРИЗ
— продолжить формировать понятия: орган, система органов, функции разных систем органов;
— охарактеризовать сущность регуляции жизнедеятельности;
— продолжить формировать умения распознавать на плакате органы и системы органов человека и описывать их.
— развивать умения работать с учебником;
— продолжить развитие трудолюбия через заполнение таблицы.
— воспитывать бережное отношение к своему организму и здоровью, интерес к строению своего организма.
Словесные (беседа, фронтальный опрос);
Наглядные (демонстрация рисунков в учебнике);
Практические (работа с учебником, таблицей).
Оборудование: плакат «Внутренние органы человека», учебник.
Литература: Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287 с.
Изложение нового материала
Закрепление изученного материала
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем изучать новую тему. Тема нашего урока: «Органы. Системы органов».
Изложение нового материала
Учитель: Ребята, кто может сказать, что такое орган?
Ребята дают определение понятия «орган».
Учитель: Правильно. А какие вы знаете органы?
Ребята отвечают на вопрос.
(У детей таблицы без названия органов).
Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен.
Благодаря этому органу кровь движется по сосудам. Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества.
В этом органе начинается переваривание белков пищи.
С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.
Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогателього аппарата.
Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание.
Учитель: Ребята, а что называют системой органов?
Ребята дают определение понятия «система органов».
Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.
Учитель: Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов.Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. все органы объединены в системы органов. Сейчас вам необходимо выполнить самостоятельную работу по функциям систем органов.
Учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, опираясь на текст учебника на стр. 41-43.
Поддерживают тело, служат местом крепления мышц, выполняют защитную функцию.
Сокращаясь, приводят в движение кости скелета, отвечают за перемещение в пространстве.
Выделение из организма конечных продуктов обмена веществ (соли, моча и др.)
Доставляет питательные вещества всем органам нашего тела и удаляет из них продукты обмена веществ.
Обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды.
Обеспечивает пищеварение и всасывание питательных веществ в кровь.
Обеспечивают продолжение рода.
Координирует работу всех органов нашего тела.
Учитель: В теле выделяют также и аппараты органов, разных по происхождению и строению, но объединенных общей функцией. Например: К ОДА (опорно-двигательный аппарат) относят скелетную и мышечную системы. Эндокринный аппарат объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме. Таким образом, организм состоит многих систем органов. Все системы органов образует целый организм.
Закрепление изученного материала
Беседа с учащимся. Действительно организм является системой, которая состоит из систем органов, а они из органов в свою очередь органы образованы из тканей, а ткани образуют клетки. Клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов, в том числе и человека.
Прочитать стр. 39-43, ответить на вопросы в конце параграфа.
План-конспект урока на тему «Заболевания органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы»
Цель урока: изучить возможные заболевания органов дыхания, причины их возникновения, меры профилактики этих заболеваний.
Тип урока: заключительный, или обобщающий
Вид урока: урок-проект
— учащиеся расширяют знания о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновывают пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему.
— учащиеся должны научиться делать подборку литературных источников, помогающих всесторонне исследовать вопрос влияния различных факторов на дыхательную систему;
— учащиеся должны научиться работать в группах, отстаивать свою точку зрения, совместно формулировать проблему и определять пути её решения, обобщать и анализировать информацию;
— учащиеся должны научиться грамотно задавать вопросы (исходя из темы исследования), обрабатывать полученные данные;
— продолжить развивать навыки публично выступать;
— вырабатывать умения работать с людьми;
— полученные знания на уроке о вреде курения превратить в систему личных убеждений.
— воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающему нас миру.
План-конспект урока по ОБЖ «За что отвечают системы органов»
Технологическая карта урока ОБЖ в 5 классе
Тема урока: «За что «отвечают» системы органов».
Тип урока : комбинированный
Цель урока: систематизировать знания об организме человека и сформировать навыки соблюдения здорового образа жизни
обеспечить учащихся необходимой информацией о здоровье человека и систем органов человека
формировать способность конструктивного взаимодействия в малых группах по достижению общей цели;
развивать способность применения полученных знаний;
развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
повышение общей информационной культуры учащихся.
Формируемые УУД: личностные, познавательные.
Планируемые результаты обучения
Стремление к совершенствованию своих умений
Понимание и определение понятий: «система», «здоровье», «система органов», «ЗОЖ»
Участвовать в коллективной творческой деятельности при ответе на поставленные вопросы
Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные: учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Приветствует обучающихся, создает положительный эмоциональный настрой, настраивает детей на восприятие учебного материала.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность.
Личностные : мобилизация внимания, уважение к окружающим
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки. Организует обобщение актуализированных знаний
Тема: За что «отвечают» системы органов человека
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формируют цель урока, определив границы знания и незнания.
Записывают тему урока в тетрадь.
Регулятивные : целеполагание, планирование
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Выявить уровень знаний и систематизировать их
Учитель проводит вводную беседу по актуализации жизненного опыта. Задает вопрос: что является вредным для нашего организма?
Важно ли соблюдать режим дня?
Какой вред организму наносят вредные привычки?
контроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность,
взаимодействуют с учителем и одноклассницами во время опроса
Личностные: осознание своих возможностей
Регулятивные: умение регулировать свои действия
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
развивать у учащихся логическое мышление
Тело каждого из нас состоит из нескольких частей: головы, шеи, туловища, рук и ног. Все они связаны между собой и образуют единое целое – наш организм.
Через нос, рот, так называемую дыхательную трубку – трахею и легкие в наш организм поступает воздух. Это дыхательная система.
Пища и вода попадают в организм через органы пищеварения. К ним относятся: ротовая полость (рот и губы), пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник и другие органы.
развивают умения получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме,
развивают умения строить простые рассуждения.
Конспектируют основные моменты.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности выполнения работы
Первичное проверка и закрепление знаний
Обеспечить осмысление, усвоение и закрепление знаний
Предлагает задание на новое знание. Тест по теме: «Системы органов человека»
Обучающиеся читают истории из школьной жизни и предлагают способы разрешения конфликта. Выполняют практические работы.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.
Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.
Предлагает рассказать о результатах выполнения работы. консультирует, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Задает вопросы:
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно и адекватно воспринимают предложения учителя и сверстников
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Читать учебник, стр. 87-91.
Записывают домашнее задание.
Подведение итогов урока
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
Что нового вы узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания на практике? Какие затруднения у Вас возникли?
Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности. Выставляет оценки за урок.
Инициировать рефлексию учащихся
Все ли успели сделать?
С чем возникли затруднения?
Понравился ли урок?
Поблагодарить учеников за работу на уроке.
Тест по теме «Системы органов человека»
1.Выбери правильные утверждения.
Человек – это живой организм.
Человека относят к неживой природе.
Человек – часть живой природы.
2. Напиши основные части тела человека.
3. Зачеркни лишний орган в системе органов.
Органы пищеварения: желудок, кишечник, почки, пищевод
Органы дыхания: трахея, легкие, бронхи, печень
Органы чувств: сердце, глаза, уши, кожа
4. Заполни. «Органы чувств»
Напиши, что вредно для органа зрения
Напиши, что вредно для органа слуха
Напиши, что вредно для органов дыхания
Напиши, что вредно для органов пищеварения
5. Что поможет сохранить человеку свое здоровье? Обведи правильные ответы
Системы органов человека
Тело человека устроено сложно. Знание о нём важно для поддержания здоровья. Сообщение поможет сформировать общее представление о внутреннем строении человека и функциях систем организма.
Строение человека
Наименьшая составная частица организма – это клетка. Клетки соединяются вместе и образуют органы человека. А они уже объединяются в системы. Вместе им легче выполнять свои функции.
Самое простое условное деление тела человека – на туловище, голову и конечности. Каждая из этих частей выполняет особую работу. Например, руки нужны, чтобы что-то брать или переносить, а ноги – чтобы ходить.
Анатомия изучает строение человеческого тела и выделяет такие системы органов:
Внутренние органы человека
Функции систем
Каждый отдел организма выполняет свои функции. Они важны, и без них человек не сможет жить.
С их помощью человек познает мир и общается с другими людьми. Без них он не смог бы чувствовать себя полноценно.
Пять органов чувств
Значение работоспособности систем органов для жизнедеятельности и здоровья человека
Человек – это единый комплекс. В организме все взаимосвязано, и плохая работа одних органов влияет на деятельность других. Общее самочувствие и здоровье тоже зависит от их работоспособности. Понять это проще всего на примере.
Можно рассмотреть ситуацию, когда нарушено пищеварение. Внутри желудочно-кишечного тракта происходят воспалительные процессы. Общее состояние человека ухудшается, он чувствует боли и слабость. Пища плохо переваривается. Из-за этого в организм не попадают все необходимые витамины и микроэлементы, человек начинает болеть. Деятельность всех составляющих организма нарушается. Человеку нужно лечиться и принимать лекарства. Из-за болезней он не может жить полноценно: общаться с друзьями и родными, ходить на работу или в школу.
Поддерживать здоровье лучше всей семьёй.
Нарушения в любой группе органов будут иметь последствия. Чтобы этого избежать, нужно правильно питаться, соблюдать правила гигиены, гулять на свежем воздухе, заниматься физкультурой и спортом.
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
Приказом № _60__от «_30__» августа 2021 г.
Жемоедов Николай Николаевич
1 категория высшее образование
Протокол №__от ______
зам.директора по УВР
2021 – 2022 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
· Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;ЛР 1
· Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;ЛР 2
· Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;ЛР 3
· Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;ЛР 4
· Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;ЛР 5
· Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;ЛР 6
· Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;ЛР 7
· Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;ЛР 8
· Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;ЛР 9
· Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;ЛР 10
· Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;ЛР 11
· Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.ЛР 12
· Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;МР 1
· Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;МР 2
· Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;МР 3
· Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;МР 5
· Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;МР 6
· Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; МР 7
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;МР 8
· Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;МР 9
· Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;МР 10
· Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.МР 11
1. В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.ПР 1
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;ПР 2
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;ПР 3
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.ПР 4
3. В коммуникативной сфере: • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. ПР 5
4. В эстетической сфере: • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.ПР 6
5. В трудовой сфере: • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;ПР 7 • умения оказывать первую медицинскую помощь.ПР 8
6. В сфере физической культуры: • формирование установки на здоровый образ жизни;ПР 9 • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом. ПР 10
Содержание учебного предмета, курса.
1. Введение: Необходимость изучения предмета ОБЖ. Символическое изображение правил ОБЖ.
2.Организм человека и его безопасность. За что «отвечают» системы органов
Почему нужно знать свой организм. Системы органов.
3.Укрепляем системы органов.
Укрепляем нервную систему. Тренируем сердце. Развиваем дыхательную систему. Питаемся правильно.
4.Как вести здоровый образ жизни.
Что влияет на здоровье. Чистота-залог здоровья. Движение-это жизнь.
Раздел 2. Мой безопасный дом(2 час)
5.Наводим в доме чистоту.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.
Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы).
6.Дела домашние: техника безопасности.
Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении клеем, его парами, газом и при поражении током.
Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.
Раздел 3. Школьная жизнь(3 час)
7. Выбор пути: безопасная дорога в школу.
Пешеходы и пассажиры-участники дорожного движения. Правила безопасности пешеходов. Дорожное движение в населённом пункте. Какие правила должен соблюдать пешеход?
8.Правила поведения в школе.
Ориентировка в школьных помещениях. Расположение помещений в школе. Функции разных школьных помещений. Общие правила безопасного поведения в школьных помещениях и во дворе школы.Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Безопасное общение. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении.
Меры предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.Как вести себя, если в школе начался пожар. Правила эвакуации при пожаре.
9.Правила поведения на игровой площадке.
Подготовка к прогулке. Как вести себя на игровой площадке. Правила езды на велосипеде для подростков. Зимние игры. Собака не всегда друг. Стоит ли бездумно рисковать? Первая доврачебная помощь при вывихах и переломах.
Раздел 4. На природе( 2час)
10.Умеешь ли ты ориентироваться?
Что такое ориентир. Ориентирование по компасу. Ориентирование без компаса. Измерение расстояний на местности. Если ты заблудился в лесу.
11.Природа полна неожиданностей.
Раздел 5.Туристический поход: радость без неприятностей(2 час)
Подбираем снаряжение. Рюкзак – это серьёзно. Спальный мешок – это очень важно. Об одежде и обуви для туризма. Походная аптечка.
Режим дня в многодневном походе. Походная еда.
Раздел 6. Когда человек сам себе враг( 4час)
14.Алкоголь наносит удары по организму.
Удары по мозгу, печени, сердечно-сосудистой системе, по настроению – стоит ли рисковать?
15. Курение убивает.
Антиреклама табака. Почему подростки начинают курить?
Никогда! Ни при каких обстоятельствах!
17. Проектная деятельность.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.