За что павел петрович не взлюбил базарова

Почему не сложились отношения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым?

И.С. Тургенев – писатель очень интересный и талантливый. Он написал множество романов, повестей. Одним из его самых лучших произведений считается роман «Отцы и дети». Это произведение необычайно многогранно. Его можно назвать и социальным, и философским, и бытовым, и психологическим. Проблемы, поднятые в романе, настолько глубоки и сложны, что им нельзя подобрать какую-либо одну характеристику.

Основная тема романа Тургенева обозначена уже в самом названии – «Отцы и дети». Автор размышляет над извечной человеческой проблемой: конфликтом между предыдущими и последующими поколениями, их непониманием друг друга. Прошлому, уходящему поколению обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена – люди совсем другие, не имеющие в этой жизни четких нравственных идеалов. Новому же поколению все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда, можно сказать, что это закон человеческого общества.

В «Отцах и детях» уходящее поколение представляют братья Кирсановы – Павел Петрович и Николай Петрович. Ярким представителем новых людей является Евгений Базаров. Автор сталкивает два поколения с самого начала романа. Базаров со своим приятелем Аркадием приезжают в имение к Кирсановым. Николай Петрович, отец Аркадия, принимает Евгения Базарова достаточно хорошо. Павел же Петрович сразу начинает испытывать враждебные чувства к молодому «выскочке». Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение: «А чудаковат у тебя дядя… Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!… Этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит… Ведь это смешно?».

Между двумя этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Во время первого совместного чаепития Павел Петрович начинает цепляться к Базарову, неудачно иронизируя по поводу его нигилистических взглядов. Евгений говорит о роли немецких ученых в развитии науки. Кирсанов же современных «германцев» не признает. В этом же споре Базаров высказывает свою позицию, касающуюся поэзии: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Эта позиция окончательно настраивает Павла Петровича против Евгения.

Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником Базарова. Евгений легко побеждает в спорах с умеренным либералом Кирсановым. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции. Тургенев видит, что нигилизм глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, царившим в ту пору в России. Базаров во многом высказывал точку зрения, которую поддерживали тысячи людей по всей стране.

Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как они не подкреплены никаким действием. Вся прошлая жизнь этого героя представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Он говорит с Базаровым о необходимости «принсипов», но под этим словом понимает лишь соблюдение внешних приличий и возможность считаться джентльменом. Я считаю Павла Петровича во многом пустым человеком с яркой внешностью. Об этом говорит и описание его комнаты, и то, что за границей символом Родины для него будет служить пепельница в виде лаптя.

Как ни странно звучит эта мысль, но я считаю, что Базаров и Павел Петрович во многом схожи. Базаров, как и Кирсанов, уделяет большое внимание своему внешнему облику. Всем своим видом и поведением он хочет выразить протест миру «отцов». У него длинные волосы, огромные бакенбарды, одет он в какой-то балахон с кистями. Да и его развязные манеры выглядят не очень естественно. Всей своей натурой Базаров хочет выразить дух нового течения, нигилизма. Нигилист все отрицает, ничего не берет на веру, для него не существует авторитетов. Поэтому Базаров презирает человеческие чувства, эмоции. Он не признает искусство, считая его пустым занятием. Этот герой смеется над Николаем Петровичем Кирсановым, играющим на виолончели и читающим стихи Пушкина.

Я считаю, что в своей жизненной позиции Базаров, так же, как и Павел Петрович, впадает в крайность. Можно сказать, что Евгений Базаров – это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот. В них обоих есть эгоизм, самоуверенность, высокомерие, упрямство, которые мешают этим героям услышать друг друга. Мне кажется, они этого и не хотят. Им важно не доказать правоту своего мировоззрения. Для Базарова и Кирсанова гораздо важнее победить «противника», доказать свою силу и ум. Именно поэтому этим двум героям так сложно общаться, они не слышат друг друга и не хотят услышать.

Поэтому, на мой взгляд, оба героя слабы и обречены на поражение. И Базаров, и Кирсанов застыли в своем развитии, они не способны развиваться, а, следовательно, жить. Именно поэтому Павел Петрович в романе не живет, а существует, он нигде не может найти счастья. А Базаров в конце «Отцов и детей» просто погибает.

Источник

Почему базаров и павел петрович кирсанов сразу не влюбили друг друга

Аристократам неприятен и непривычен внешний вид Базарова и его поведение. Одет Евгений в балахон с кистями, он не носит перчаток и при встрече смело протягивает обнаженную красную руку. Он ведет себя несколько развязно, на участие отвечает ленью в повадках и раз­говоре. Расшаркивание хозяев вызывает у Базарова иронию. Лицо его при встрече выражает самоуверен­ность и ум. Аркадий умоляет отца «приласкать» дру­га, но тот и так не знает, как угодить ему.

Безрадостно приветствует Павел Петрович прияте­ля племянника. «Кто сей? » — неприязненно спраши­вает он и удивляется, услышав о том, что в гости к ним нагрянул друг Аркадия. «Этот волосатый? » — пре­зрительно вопрошает он. Не лучшего мнения о Павле Петровиче и Евгений.

Аркадий тем временем разъясняет отцу, что База­ров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, все отрицает.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта­кой человек — не мужчина», — замечает он.
«Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель­ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.

Источник

Таблица “Спор Базарова и Павла Петровича”

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж?

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Источник

Сочинение на 5.Ру

Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение на тему: Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Конфликт в романе построен на спорах между представителем старой, дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым и представителем нового, демократического течения Евгением Базаровым.

Павел Петрович — аристократ до мозга костей. Даже поселившись в деревне, он не желает расставаться со своими аристократическими привычками, со своими изысканными манерами и лоском, которые мало вписываются в простую сельскую обстановку Базаров совсем другой. Некоторым читателям даже не нравилось, что 1ургенев наделил своего героя не очень привлекательной внешностью. Он волосатый, с красными руками, лицо длинное и худое, с широким лбом. Однако это лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»

Итак, они встретились — аристократ Кирсанов и демократ-разночинец Базаров. Надо отметить, что они не понравились друг другу с первого взгляда. По короткому вопросу, который Павел Петрович задал брату: «Кто сей?», можно судить о том, что он сразу учуял в Базарове нечто инородное и неприятное, внешний лоск Павла Петровича Базарову не по душе. А Павел Петрович, когда Аркадий сообщил ему что Базаров нигилист, то есть человек, который ко всему относится с критической точки зрения, воспринял Базарова как человека, который «ничего не уважает». И вот начался поединок не просто двух разных людей, а двух совершенно различных жизненных позиций, двух поколений и целых эпох. Интересно, что в то время как Павел Петрович выхолил из себя, Базаров оставался совершенно спокоен. Павла Петровича раздражало в Базарове все: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже говорил отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Базаров же нисколько не стеснялся своего происхождения, а даже гордился им. «Мой дед землю пахал», — сказал он, явно чувствуя превосходство над дворянами-белоручками. Постепенно у Павла Петровича сложилось активное чувство вражды и ненависти к этому плебею. без роду, без племени. Кроме того, нигилист Базаров самоуверенно отрицал все те принципы, на которых основывалось само существование старшего Кирсанова. Павел Петрович увидел в Базарове классового врага, которого ему страстно захотелось уничтожить. Базаров же, со своей стороны, проникался все большим презрением по отношению к либеральному «аристократишке». Труженику Базарову глубоко неприятно пустое существование Павла Петровича, напрочь лишенное какой бы то ни было деятельности. Начался двусторонний идейно-психологический процесс нарастания сначала неприязни, а затем вражды. Зачинщиком столкновений всегда был Павел Петрович. Базаров же отвечал ему мгновенно и уверенно. Он высмеивал взгляды Павла Петровича, представлявшие собой смесь англофильства и славянофильства. Высказывания Базарова о красоте, природе, любви, искусстве не могут не раздражать Павла Петровича. Суждения Базарова оскорбляют его эстетические чувства, а определенная доля издевки, присутствующая в этих суждениях, унижает его человеческое достоинство.

Дуэль, состоявшаяся между Кирсановым и Базаровым, неслучайна. Повод был найден (именно повод, а не причина), и вот по одну сторону барьера «отцы», а по другую – «дети». Дуэль эта началась раньше, как только они увидели друг друга, и пистолеты появились тогда, когда слов стало недостаточно. Сам факт согласия Базарова участвовать в дуэли и то, с каким достоинством он в ней участвовал, опять-таки выдают присутствие в нём природного аристократизма и даже романтизма. Боролся ли Базаров с Павлом Петровичем или с чем-то, что было в нем самом и что он обязательно хотел искоренить? Ведь «дети появились не сами по себе, их воспитали «отцы», а потому когда они начинают бороться с «отцами», то невольно (или сознательно) убивают часть самих себя.

Поединки эти не утихают и в наши дни. Дети», вырастая, становятся «отцами», и все повторяется сначала. Борьба могла бы быть не такой острой, если бы люди умели слушать и слышать других людей. Базаров и Кирсанов, например, могли оценить друг в друге благородство и порядочность, но нашлась масса разъединяющих и раздражающих моментов, на которых они сконцентрировали свое внимание. Хотелось бы, чтобы проблема разных поколений постепенно потеряла свою остроту и чтобы «дети» и «отцы» жили в мире и согласии.

Источник

Прокофьич в романе «Отцы и дети» Тургенева

За что павел петрович не взлюбил базарова. Смотреть фото За что павел петрович не взлюбил базарова. Смотреть картинку За что павел петрович не взлюбил базарова. Картинка про За что павел петрович не взлюбил базарова. Фото За что павел петрович не взлюбил базарова
Приезд Аркадия Кирсанова и Базарова.
Художник П. О. Ковалевский

Прокофьич является одним из второстепенных персонажей выдающегося романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Прокофьича в романе «Отцы и дети» Тургенева.

Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману

Прокофьич в романе «Отцы и дети» Тургенева

«Я не хотел будить моего камердинера.» (Павел Петрович, вероятно, о Прокофьиче)

«Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее.»

«В окнах марьинского дома зажигались огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов.»

«. подавал ему за столом кушанья. » (Прокофьич подает еду Базарову)

— Жив и нисколько не изменился. Всё так же брюзжит.»

«..проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.»

«Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.»

«. удалился на цыпочках.» (о манерах Прокофьича)

«Прокофьич, по-своему, был аристократ не хуже Павла Петровича.»

Прокофьич давно служит своему хозяину Павлу Петровичу и хорошо его знает:

«Неожиданный поступок Павла Петровича запугал всех людей в доме, а ее больше всех; один Прокофьич не смутился и толковал, что и в его время господа дирывались, «только благородные господа между собою, а этаких прощелыг они бы за грубость на конюшне отодрать велели».» (об участии Павла Петровича в дуэли с Базаровым и других дуэлях)

«Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился. Слуги также привязались к нему. Один старик Прокофьич не любил его, с угрюмым видом подавал ему за столом кушанья, называл его «живодером» и «прощелыгой» и уверял, что он с своими бакенбардами — настоящая свинья в кусте.»

«Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одёженку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках.)»

Это был цитатный образ и характеристика Прокофьича в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *