За что по мнению бабушки бог обязательно накажет деда
1)Почему дед назвал Алешу «лихорадка астраханская»?
2)Определите, к кому из персонажей повести относятся эти слова: скаля зубы, встряхиваясь, как собаки, коршун, гусь, кошка, медведица, хорек, стриж, птичий нос, птичьи когти, закричал петухом.
3)Кто в доме деда, по мнению Алеши, занимал особое место и почему?
4)За кого, как считала бабушка, Господь накажет Кашириных?
5)У Алеши сложилось двойственное представление о Боге. Каким представлялся Бог деду, а каким виделся он бабушке?
6)Кем был дед Алеши в молодости? Почему он рассказывал внуку о своем прошлом?
7)Как появился в семье Кашириных Цыганок? Какие эпизоды, связанные с этим героем, вам особенно запомнились?
8)Назовите героев повести «Детство», от которых в доме Кашириных смог перенять Алеша чувства доброты, сердечности, сострадания, честности?
Сейчас сам прохожу викторину, помогу чем смогу.
1)Потому что Алеша приехал из Астрахани.
3)Мастер Григорий, потому что он уже не работает на семейство Кашириных, а до сих пор живет с ними
4)Мастера Григория (потому что над ним издевались)
7)Его подкинули. Бабушка рассказала Алеше об этом.
8)Бабушка, Цыганок, может быть Григорий.
Андрей, очень много неправильных ответов
1)Почему дед назвал Алешу «лихорадка астраханская»?
Так называли всех в те времена
2)Определите, к кому из персонажей повести относятся эти слова: скаля зубы, встряхиваясь, как собаки, коршун, гусь, кошка, медведица, хорек, стриж, птичий нос, птичьи когти, закричал петухом.
Скаля зубы- как собаки: Дядья,
Кошка, медведица- бабушка,
Птичий нос, петух- дед каширин.
3)Кто в доме деда, по мнению Алеши, занимал особое место и почему?
«Когда я выздоровел, мне стало ясно, что Цыганок занимает в доме особенное место: дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей, а за глаза говорил о нём, жмурясь и покачивая головою: – Золотые руки у Иванка, дуй его горой! 4)За кого, как считала бабушка, Господь накажет Кашириных?
«Каждую
пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа,
любимца
бабушки, хитрого озорника и сластёну, одевал короткий, до
колен,
полушубок,
тяжёлую шапку и, туго подпоясавшись зелёным кушаком,
ехал на
базар
покупать провизию. Иногда он не возвращался
долго. Все в доме
беспокоились,
подходили к окнам и, протаивая дыханием лёд
на стёклах,
Больше всех волновалась бабушка.
– Эхма, – говорила она сыновьям и деду, – погубите вы мне человека и
лошадь
погубите! И как не стыдно вам, рожи бессовестные? Али мало своего?
Бабушкин и дедушкин Бог
Любим мы, хлебом не корми – рационально размышлять об этапах духовного роста ребенка, его становлении в вере и о том, через какие алгоритмы оно достигается. Но каково детское восприятие веры вне наших представлений? Как Господь отражается в чистом роднике младенческой души? Ищем ответы в классике.
Представить себе младенческое мировоззрение можно, вспомнив собственное взросление или обратившись к художественной литературе – книгам о детстве известных русских писателей.
И вот неожиданная находка – и не где-нибудь, а в произведении главного пролетарского писателя молодого советского государства, в честь которого был назван в свое время главный творческий вуз страны Советов, Литературный институт – Максима Горького.
В романе «Детство» обнаружился отрывок, в котором повествуется о молитве простых пожилых людей, деревенских жителей конца 19 столетия. Но ценен он не только и не столько достоверным описанием того, как люди обращались к Богу.
Автором верно угаданы и тончайше переданы два различных типа восприятия веры – чувственно-эмоциональное и рационально-волевое.
В идеале, о чем писали русские религиозные философы, оба типа восприятия должны гармонично сочетаться в человеке.
Но в реальной жизни воля и чувство в восприятии веры проявляются в нас причудливо – так по-разному и не всегда вместе.
Всматриваясь в яркие колоритные образы горьковских персонажей – деда и бабушки, находишь подтверждение истины: человек уподобляется тому, во что он верит, и то, как именно он верит, накладывает отпечаток на его жизнь и характер.
Перечитываешь эти удивительные строки и думаешь: славны дела твои, Господи, вот ведь, не запретила советская цензура и донесла история до наших дней!
Перечитайте вместе с детьми и подростками – у вас появится тема для глубокого разговора, а может быть, и интересной дискуссии о многоликой природе веры.
Максим Горький «Детство»
(отрывок из романа)
Я очень рано понял, что у деда – один Бог, а у бабушки – другой…
Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием… Всегда ее молитва была акафистом, хвалою искренней и простодушной.
Утром она молилась не долго: нужно было ставить самовар, прислуги дед уже не держал, и, если бабушка опаздывала приготовить чай к сроку, установленному им, он долго и сердито ругался.
Иногда он, проснувшись рано, всходил на чердак и, заставая ее за молитвой, слушал некоторое время ее шепот, презрительно кривя тонкие, темные губы, а за чаем ворчал:
– Сколько я тебя, дубовая голова, учил, как надобно молиться, а ты все свое бормочешь, еретица! Как только терпит тебя Господь!
Он поймет, – уверенно отвечала бабушка. – Ему что ни говори – Он разберет…
— Чуваша проклятая! Эх, вы‑и…
Ее Бог весь день был с нею, она даже животным говорила о Нем. Мне было ясно, что этому Богу легко и покорно подчинятся все: люди, собаки, птицы, пчелы и травы; Он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок.
Однажды балованный кот кабатчицы, хитрый сластена и подхалим, дымчатый, золотоглазый, любимец всего двора, притащил из сада скворца; бабушка отняла измученную птицу и стала упрекать кота:
Бога ты не боишься, злодей подлый!
Кабатчица и дворник посмеялись над этими словами, но бабушка гневно закричала на них:
– Думаете, скоты Бога не понимают? Всякая тварь понимает это не хуже вас, безжалостные…
Запрягая ожиревшего, унылого Шарапа, она беседовала с ним:
– Что ты скучен, Богов работник, а? Старенький ты…
Конь вздыхал, мотая головою.
И все-таки Имя Божие она произносила не так часто, как дед. Бабушкин Бог был понятен мне и не страшен, но перед Ним нельзя было лгать, – стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд. И я никогда не лгал бабушке. Было просто невозможно скрыть что-либо от этого доброго Бога, и, кажется, даже не возникало желания скрывать…
Дед, поучая меня, тоже говорил, что Бог – существо вездесущее, всеведущее, всевидящее, добрая помощь людям во всех делах, но молился он не так, как бабушка.
Утром, перед тем как встать в угол к образам, он долго умывался, потом, аккуратно одетый, тщательно причесывал рыжие волосы, оправлял бородку и, осмотрев себя в зеркало, одернув рубаху, заправив черную косынку в жилет, осторожно, точно крадучись, шел к образам.
Становился он всегда на один и тот же сучок половицы, подобный лошадиному глазу, с минуту стоял молча, опустив голову, вытянув руки вдоль тела. Как солдат. Потом, прямой и тонкий, внушительно говорил:
– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мне казалось, что после этих слов в комнате наступала особенная тишина, – даже мухи жужжат осторожнее.
Он стоит, вздернув голову, брови у него приподняты, ощетинились, золотая борода торчит горизонтально; он читает молитвы твердо, точно отвечая урок; голос его звучит внятно и требовательно…
Читает «Верую», отчеканивая слова; правая нога его вздрагивает, словно бесшумно притоптывая в такт молитве; весь он напряженно тянется к образам, растет и как бы становится все тоньше, суше, чистенький такой, аккуратный и требующий…
Однажды бабушка шутливо сказала:
– А скушно поди-ка Богу слушать моленье твое, отец, – всегда ты твердишь одно да все тоже.
– Чего‑о это? – зловеще протянул он. – Чего ты мычишь?
– Говорю, от всей души ни словечка Господу не подаришь ты никогда, сколько я ни слышу!
Он побагровел, затрясся и, подпрыгнув на стуле, бросил блюдечко в голову ей, бросил и завизжал, как пила на сучке:
Рассказывая мне о необоримой силе Божьей, он всегда и прежде всего подчеркивал ее жестокость: вот согрешили люди – и потоплены, еще согрешили – и сожжены, разрушены города их; вот Бог наказал людей голодом и мором, и всегда Он – меч над землею, бич грешникам.
– Всяк, нарушающий непослушанием законы Божии, наказан будет горем и погибелью! – постукивая костями тонких пальцев по столу, внушал он.
Мне было трудно поверить в жестокость Бога. Я подозревал, что дед нарочно придумывает все это, чтобы внушить мне страх не перед Богом, а перед ним…
Дед водил меня в церковь: по субботам – ко всенощной, по праздникам – к поздней обедне. Я и во храме разделял, когда какому Богу молятся: все, что читают священник и дьячок, – это дедову Богу, а певчие поют всегда бабушкину.
Я, конечно, грубо выражаю то детское различие между богами, которое, помню, тревожно раздвояло мою душу, но дедов Бог вызывал у меня страх и неприязнь.
Он не любил никого, следил за всем строгим оком, Он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное. Было ясно, что Он не верит человеку, всегда ждет покаяния и любит наказывать.
В те дни мысли и чувства о Боге были главной пищей моей души, самым красивым в жизни, – все же иные впечатления обижали меня своей жестокостью и грязью, возбуждая отвращение и злость.
Бог был самым лучшим и светлым из всего, что окружало меня, – Бог бабушки, такой милый друг всему живому. И, конечно, меня не мог не тревожить вопрос: как же это дед не видит доброго Бога…
С вами читала классику Валентина Киденко
Тест с ответами «Детство» М. Горький для 6 класса
1. В каком году было написано произведение Максима Горького «Детство»:
а) 1913 +
б) 1916
в) 1900
2. Какое задание давали Ивану-Цыганку каждую пятницу:
а) Резать курицу
б) Ездить на рынок за продуктами +
в) Работать в мастерской
3. В каком литературном жанре написано «Детство»:
а) Повесть-воспитание;
б) Роман-воспитание
в) Автобиографическая повесть +
4. Кем был Иван-Цыганок:
а) Подкидышем +
б) Служащим
в) Младшим сыном бабушки
5. К какому литературному направлению относится «Детство»:
а) Модернизм
б) Неореализм
в) Реализм +
6. Кто защищал Алёшу от побоев деда:
а) Мать
б) Иван-Цыганок +
в) Бабушка
7. От имени кого из героев ведется повествование «Детства»:
а) Варвары
б) Акулины Кашириной
в) Алексея +
8. Что делал дед Алёши по субботам:
а) Сёк внуков +
б) Ходил на рыбалку
в) Напивался
9. О ком из героев идет речь в цитате: «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»:
а) О матери Алексея
б) О соседке Кашириных
в) О бабушке Алексея +
10. Чем был занят нижний этаж дома, где жил Алёша:
а) Столовой
б) Красильной мастерской +
в) Магазином
11. Какая основная идея произведения:
а) В детстве закладывается фундамент будущей счастливой и благополучной жизни +
б) Дети всегда должны поддерживать родителей
в) Главное в жизни – несмотря ни на что стремиться к победе
12. Как звали дядей мальчика Алёши:
а) Юрий и Павел
б) Яков и Михайло +
в) Сергей и Станислав
13. Кому из героев принадлежат слова: «ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди»:
а) Деду Василию +
б) Евгению Максимову
в) Варваре
14. С кем познакомился Алёша сразу же по приезду в дом бабушки:
а) С будущим новым мужем мамы
б) С соседским мальчиком Павлушей
в) С дедушкой Василием Васильевичем +
15. За что Алексей отомстил Василию Каширину – порезал святцы деда:
а) За то, что дед избил бабушку +
б) За то, что выгнал слепого Григория
в) За то, что дед хотел отдать Варвару замуж за часовщика
16. Что делала бабушка, когда мама мальчика страдала от утраты мужа и ребёнка:
а) Рыдала
б) Рассказывала Алёше сказки +
в) Молилась
17. О ком из героев Акулина Каширина рассказывала, что у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер:
а) Об Иване-Цыганке
б) О дяде Михаиле
в) О Максиме +
18. Когда умер младший ребёнок в семье Алёши:
а) Когда умер отец мальчика
б) Когда Алёша с мамой и бабушкой плыли к бабушке домой +
в) Когда Алёша ушёл гулять с ним к реке
19. Кому из героев принадлежат слова: «Настоящая сила — в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней»:
а) Деду Василию
б) Евгению Максимову
в) Нахлебнику «Хорошее Дело» +
20. Что случилось в семье мальчика Алёши в день смерти его папы:
а) Бабушка сломала ногу
б) Мама преждевременно родила недоношенного ребёнка +
в) Мама упала с крыльца
21. За что, по мнению бабушки, бог обязательно накажет деда:
а) Что дед выгнал на улицу ослепшего Григория +
б) Что дед не принял отца Алексея
в) Что дед не обеспечил будущее детей
22. Кто приехал к мальчику домой, когда он сильно болел:
а) Доктор Константин Эрнстович
б) Бабушка Акулина Ивановна Каширина +
в) Старший брат Владимир
24. Как звали маму мальчика Алёши:
а) Мария
б) Варвара +
в) Оксана
25. Почему дед и дядья враждовали:
а) Дядья хотели пойти учиться, но дед им запрещал
б) Дядья хотели забрать половину дома деда и продать его
в) Дядьям не нравилось, что дед не хотел отдать им наследство Варвары +
26. Сколько лет было Ивану-Цыганку:
а) 18 лет
б) 17 лет +
в) 14 лет
27. Кто из родственников при первой встрече не понравился Алексею и он «сразу почувствовал в нём врага»:
а) Дед Василий +
б) Дядя Михаил
в) Дядя Яков
28. Кого спасла бабушка во время пожара:
а) Алёшу
б) Маму мальчика
в) Жеребца +
29. Почему Алексей с мамой переехали в Нижний Новгород к деду с бабушкой:
а) Отец Алексея умер +
б) Отец Алексея ушел к другой женщине
в) Мама и отец Алексея развелись
30. За кого мама Алёши вышла замуж:
а) За купца
б) За младшего Максимова +
в) За военного
Краткое содержание М. Горький «Детство»
«Детство» – это один из самых известных рассказов Максима Горького, который можно назвать автобиографическим. В произведении рассказывается о непростой жизни маленького Алеши и о пути его взросления. В данной статье можно читать краткое содержание произведения.
Основные персонажи
В книге «Детство» Максима Горького представлено несколько основных героев:
Ниже представлен краткий пересказ книги Горького «Детство».
Тезисный пересказ
У Алеши вследствие тяжелого заболевания умирает отец. Мать мальчика из-за перенесенного шока рожает слабого ребенка. Все трое переезжают жить к деду, но по пути в новый дом новорожденный умирает.
По приезде Алеша сильно разочаровывается, потому что дед порет своих внуков, а дяди мальчика то и дело и борются за отцовское имущество. Лишь бабушка и Иван-Цыганок хорошо относятся к ребенку. Позже юноша погибает.
Весной дядьки разделили имущество, и дед купил более скромный дом, часть комнат в котором сдавал постояльцам.
Алеша Каширин и Акулина Ивановна
Вскоре дед снова продал дом и купил жилище поменьше. Алеша подружился с квартирантом Хорошее Дело и внуками полковника Семенникова.
Дед заставлял Варвару еще раз выйти замуж. Когда Алексей сильно заболел, Варвара вышла за офицера Максимова. Чтобы собрать приданое, дед снова продал дом. Позже Евгений и Варвара вернулись в город, так как Максимов промотал все деньги.
Алексея высмеивали в школе за скромную одежду. Евгений завел любовницу, а Варвара родила слабенького сына Сашу, который вскоре умер. После этого женщина родила еще одного сына, названного Николаем, но из-за проблем со здоровьем она вскоре умирает сама. Дед отправляет внука Алешу «в люди», чтобы тот кормил себя сам.
Краткое содержание по главам
Те из вас, кто хочет поглубже окунуться в художественный мир произведения, могут прочитать краткое содержание рассказа по главам.
Глава 1
Алексей жил вместе с матерью Варварой и отцом Максимом. Рассказ начинается с момента, когда отец уходит из жизни от тяжелой болезни, а у беременной Варвары из-за перенесенного горя происходят ранние роды. В результате у нее рождается слабенький ребенок.
Бабушка мальчика приехала забрать дочь с детьми к себе домой. Они садятся на пароход и плывут в Новгород. По пути новорожденный умирает, и его приходится хоронить. Чтобы отвлечь Алексея, Акулина Ивановна рассказывает ему истории и пытается всячески занять мальчика.
По приезде в Новгород Варвару с ее сыном встречало много людей. Мальчик познакомился с братьями своей матери – Михайлом и Яковом, а также с дедом – Василием Васильевичем. В нем главный герой сразу почувствовал врага.
Глава 2
Все семейство Кашириных жило в большом доме и часто ссорились. Причиной ссоры была красильная мастерская, расположенная на первом этаже и которая должна была стать приданым Варвары, когда та выйдет замуж. Но из-за того, что она обручилась с Максимом против воли отца, мастерская никому не досталась.
Раз в 7 дней дед наказывал внуков, совершавших шалости. Порку получил и Алексей за то, что покрасил скатерть. Для мальчика, привыкшего жить в хороших условиях, это стало шоком. Однажды после очередного наказания дед явился к Алексею мириться. После этого Василий Васильевич больше не был страшен мальчику.
Больше всего из новых знакомых Алеше понравился Иван-Цыганок, который пытался его защищать.
Глава 3
После выздоровления Алеша сблизился Цыганком, которого подкинули к Кашириным еще в младенчестве, а бабушка настояла на том, чтобы ребенка оставили. Она растила подкидыша как собственного сына, сердцем чувствуя, что он умрет по странному стечению обстоятельств. Так впоследствии и случилось.
Яков решил отнести дубовые колья к могиле своей жены, им же самим и убитой. Помогали ему в этом Цыганок с Михаилом. Иван случайно оступился, и дяди Алеши, испугавшись за себя, отпустили крест. В итоге весь груз упал на Цыганка, и он скончался от кровотечения.
Глава 4
Ситуация в доме у Кашириных постоянно накалялась из-за распри между Василием Васильевичем и его двумя сыновьями. Единственной, кто заботился об Алексее, была бабушка. Сразу после молитвы она знакомила внука с интересными историями.
Как-то вечером в доме произошел пожар. Дед был в панике, не зная, что предпринять. Спасла всех бабушка, которая вынесла из мастерской бутылку купороса. Если бы он взорвался, весь дом взлетел бы на воздух. Дед погладил жену за то, что в подобные моменты она способна сохранить ясный разум и самообладание.
Глава 5
К весне дядья с отцом наконец отделились, и дед купил новый дом, в котором была уютная комната на чердаке, где жили Алеша с бабушкой. Основная же часть дома сдавалась, а квартиранты часто ходили к женщине за советом. Акулина Ивановна была опытной знахаркой, зная толк в травах. Она рассказала Алеше, что была дочерью кружевницы, которая лишилась руки, когда ее пытался обидеть дворянин. С тех пор мать с дочерью ходили по людям, а позже она решила обучать Акулину вышиванию.
Дед вздумал учить Алексея грамоте, и через некоторое время мальчик уже умел хорошо читать.
Василий Васильевич учит внука читать
Глава 7
Бабушка с дедушкой ежедневно молились. Бог Акулины Ивановны нравился Алеше больше, потому что он был добрым и умел прощать. Тот же Бог, кому молился дед, постоянно за всеми следил, наказывая неугодных. Кроме того, бабушка всякий раз молилась по-новому, а молитвы деда были однообразны, а сам он сидел в одной и той же позе.
Григорий лишился зрения, и Василий Васильевич выгнал его. Бабушка понимала, что рано или поздно дед будет наказан за совершенный поступок.
Глава 8
Дед в очередной раз продал дом, желая приобрести жилье поменьше. Он по-прежнему сдавал комнаты квартирантам, и одним из постояльцев оказался человек по прозвищу Хорошее Дело. Алексей очень сблизился с ним и стал часто наведываться в гости к новому другу. Однако все в доме считали этого жильца нахлебником, поэтому Алексею категорически запрещалось проводить время с этим человеком. Хорошее Дело был химиком, но дед с бабушкой называли его магом. Более того, Василий Васильевич порол внука за визиты к этому постояльцу. Впоследствии дед выгнал Хорошее Дело из дома, и тот уехал. Алексей тосковал о потере друга.
Глава 9
Вскоре Алексей сблизился с другим съемщиком жилья – извозчиком Петром. Мальчик хорошо с ним ладил, и ему нравились истории Петра о крепостной жизни. Однако однажды между ними происходит конфликт, и они начинают враждовать друг с другом.
После этого Алеша подружился тремя соседскими мальчишками – внуками полковника Овсянникова. В один из дней полковник заметил мальчика на своем участке и стал его прогонять. В порыве эмоций Алеша обозвал Овсянникова «старым чертом». Услышав это, полковник побил мальчика и запретил своим внукам с ним общаться.
Теперь мальчики разговаривали друг с другом только через отверстие в заборе. Об этом узнал Петр, поспешив рассказать все полковнику. Позже Петр был найден мертвым. Оказалось, он входил в шайку преступников, которые грабили церкви.
Глава 10
Варвара Каширина вернулись в дом Василия Васильевича. Она принялась обучать Алешу грамоте и заставляла его учить стихи, которые с трудом давались мальчику.
Дед в очередной раз побил бабушку. Алексею это не понравилось, и он решил отомстить Василию Васильевичу, порезав его любимые изображения со святыми. Увидев это, дед хотел выпороть внука, но Варвара вступилась за сына и не дала отцу этого сделать. Василий Васильевич снова заставлял Варвару выйти замуж за выбранного им жениха, но она была против. В доме произошел скандал.
Глава 11
После скандала Варвара стала главной в семье. Теперь она могла самостоятельно решать свою судьбу, а Василий Васильевич старался быть обходительным с дочерью. Варвара по вечерам уезжала, вся наряженная, в поисках мужа.
Алешу отдали в школу, но там ему не нравилось. Вскоре он слег с оспой, и за время его лечения мальчика посещала бабушка. Она рассказывала внуку о его отце. Максим был обычных кровей, и дед не собирался отдавать за него свою дочь, рассчитывая найти Варваре в мужья дворянина. Однажды Яков и Михаил, напившись, столкнули Максима в прорубь. Они били его по рукам, чтобы тот не смог выбраться. Каким-то чудом отец Алексея спасся, а полицейским сообщил, что упал сам. После этого семья переехала в Астрахань.
Глава 12
Ранним утром Алеша проснулся, почувствовав, что болезнь его оставила. Он побежал в гостиную, однако около двери у него внезапно отказали ноги, и мальчику пришлось вползать в комнату. Там собралось много незнакомых людей, а одна старуха сразу же начала говорить, как правильно лечить мальчика. Дед сказал Алексею, что это его вторая бабушка. Среди гостей был и офицер Евгений Максимов, новый муж Варвары. Пара уехала жить в Москву.
Осенью Василий Васильевич снова продал дом, чтобы собрать для дочери приданое, а сам снял пару комнат в подвале, сказав, что отныне каждый обеспечивает себя сам. Через пару лет Варвара с мужем вернулись к отцу. Оказалось, что Максимов промотал все приданое, хотя и пытался всех заверить, что имущество сгорело при пожаре. Главный герой вместе с бабушкой переехал к матери.
Мальчик снова пошел на учебу, но его постоянно задирали одноклассники. У него родился брат, умерший затем через пару лет. Позже Варвара родила еще одного сына, которого назвали Николаем. Евгений Максимов начал изменять жене и избивать ее. Алеше это не нравилось, и однажды он даже попытался ударить отчима ножом.
Глава 13
Алексей жил в доме у деда. Василий Васильевич разорился, а потому отказывался содержать жену с внуком. Алеша искал старые вещи и отдавал ветошникам, а также крал дрова. Через время Варвара слабеет здоровьем и умирает, после чего дед отправил внука, как тогда говорили — «в люди», чтобы тот сам себе искал пропитание.
Основная идея автора
Главная мысль произведения в том, что человеку нужно всегда оставаться милосердным, несмотря на непростые обстоятельства. Так случилось и с Алешей. Он рос в злобной семье, в которой родственники постоянно конфликтовали, а детей пороли за любое неподчинение. Но даже так он остался добрым и порядочным мальчиком.
Чтобы лучше понять идею автора, рекомендуем вместо краткого варианта прочесть книгу целиком.