За что посадили бобрикова диверсант
За что посадили бобрикова диверсант
[ | Tags | | | ВОВ, кино | ] |
Со времен первой части фильма «Диверсант»,сюжет значительно изменился.
Не могу понять,почему Калязин (Меньшов) все таки решил продолжать работу. Хоть его и раскрыли как советского шпиона, он согласился тренировать немецкие диверсионные группы, а всю известную информацию передавать Чеху, как своему другу, который сможет что нибудь придпренять.
Непонятно, как немцы позволили Меньшову, которого они подозревали, или не доверяли полностью, готовить агентов для заброски в тыл, это полная
нелепость.
Непонятно, как Калязин ( Меньшов) смог заслужить такое доверие немцев, в реальности, он должен бы сдать всех красных шпионов, или почти всех, с кем был связан. Тут ему назад точно не было ходу, за такое не прощали.
Дальше эту группу, чтоб бумаг не править, решают считать –нелегальной. Погибшая группа появляется после выполнения задания, которого тоже официально нет. Интересно, как их не расстреляли? Поскольку, видимо, этот вопрос озадачил и создателей фильма, они берут паузу и заставляют наших Дж.Бондов купаться в море и пить чачу. Немцев в этой части Крыма, видимо, не было, потому что куры целы. Из фильма явствует, что наших героев даже на допрос не вызывали в связи с убийством офицера. Расслабилась, «кровавая гебня» на солнечном кавказском побережье. А после поимки, наши герои со словами «Никому не говорите» отдали немецкого шпиона каким-то абхазским кровникам. Ножами будут резать. А часового на метеостанции подкупили самогонкой, или тоже кровники зарезали?
Кавказская вдова, кидающаяся разнимать мужчин, сдирающая с себя прилюдно платок, хватающая мужчину руками за лицо.
Моющая полы в платье подоткнутом по самое «это самое» в присутствиии чужого мужчины.
Серия выдалась особо слезливая-рыдала весь конец серии, когда Плетнев о матери повествовал, когда потом с Ланой (вдовой)прощались. И тут снова плохие люди взялась за наших героев, вроде бы им снова светит расстрел, Бобриков-то не Бобриков, но они выкрутились– они же герои, герои не тонут. И до конца сериала не потонут точно.
Поняла, он тоже герой, точнее по Голливудским стандартам,опасность до последней схватки нюхом чует.
Что имеем дальше: Берлин,приключения великих героев в Германии.
В одном немецком здании (при сьемках использовалось здание Питерских «Крестов») засели сразу три немецких снайпера. Командование решило здание не оцеплять, чтобы не мешать советским солдатам расслабляться, попивая шнапс и прочие благородные напитки, и не посылать к зданию пару танков или самоходок, что бы его превратить в груду развалин- зачем технику зря гонять и снаряды тратить!? А решило оно послать туда трех великих войнов. Все равно их не убьют – решило командование. И точно – не убили. Хотя одному,пуля из карабина точно попала в каску, но отскочила от чугунной головы!
Но тут ототкуда не возьмись, приехал генерал – лейтенант и назначил нашим героям два дня отдыха, хотя война вообще-то кончилась. А может их надо было послать ловить самого Гитлера, от них он точно не сбежал бы! Галкин при вручении ему Красной Звезды, наконец сказал: Служу трудовому народу. Это уже прогресс!
И ребята стали отдыхать. Григорий Иванович(Галкин) выпил немецкого шнапса, занюхал портянкой и тут то его и заколбасило!. Бобриков же и Филатов,напившись дорогова вина,на «старой квартире» тогоже Бобрикова,пошли выполнять его заветный план-убить фрау Фогель! Супермены идут вершить кровную месть над фрау, но моральный облик им этого не позволяет,он же все таки-Алеша,хороший мальчик-Алеша (в этом месте зрители должны рыдать от умиления)
) Особенно я прибалдела, когда парень в костюмчике цивильном и ППШ по Берлину разгуливает.. А в квартиру к фрау Фогель вообще ввалился и смотрится как гангстер из Чикаго!
Не развед-группа,а какой-то ударный отряд из отмороженных бойцов.
Ладно, смотрим далее.
Берлин выметен, дезодорирован от запаха трупов и тщательно проветрен от дыма.
Калтыгин допивается до белой горячки и просыпаясь, и палит в привидевшихся фрицев.Один он чего стоит! Как беднягу переглючило с похмелья что то!За не имением дурки в полевых условиях,Калтыгина приязывают к койке в госпитале, он же вытрезвитель.Сколько надо было выпить ему, чтобы шмалять втупую по всему, что движется!?
Площадь, празднуют взятие Берлина. Народ радуется, пляшут, пьют. Ой, среди толпы пляшет боец Вермахта! Правда без головного убора.Наверное сдался. После он участвовал в драке на сцене. И как интересно-концнрт-прямо на середине площади,сколотили сцену,и переодетые бойци женского пола,пляшую гапак!
Да, не удалось Бобрикову отъехать в Швецарию. Бедный парень. Жизнь абсолютно не научила ничему его, ну захотелось парню с дядькой повидаться (три года войны, а он всё такой же наивный мальчик). И вот возникает вопрос: Швецария,всегда была нейтральной стороной,не учавствовала ни в каких войнах и не была ни чьим союзником,и как интересно,умудрились там найти Бобрикова? Для меня это остается до сих пор загадкой! Как Бобриков в лагерь попал? А почему его не попытались вытащитьот туда?. Сказали бы спец.задание. Зачем Филатова привезли на сборный пункт будущих заключенных,неужели чтобы попрощаться с боевым товарищем?
Собственно, что касается Бобрикова, то с ним наиболее все понятно. Бить будут много и часто.Уже на месте, начальник зоны домогается Бобрикова и устраивает бои без правил.Мне его по человечески жаль…
К Филатову подкладывают странного субьекта-Кондратия-который в припадке отдает ему артефакты и называет место тайника. Ночью у него болезнь внезапно сменяется шизофренией, и он бежит закладывать Филатова, не боясь, что его самого отдадут под трибунал за мародерство.
Мараз крепчает. Действие все более удаляется от реальности, логика становится совсем уж размытой. Особа,у каторой работает Филатов, Римма Ивановна, за 500 рублей, «продает» его своей подруге,как быка осеминитела!
Послевоенная жизнь показана,как и весь фильм,со своим бредом.
Посмешил эпизод в поезде, со Скляром и его джазз-бандой, где явно прослеживается сходство сюжета с фильмом «Мы из джаза». По приезду Филатова в Москву, художественный руководитель, с видом мелкого итальянского мафиози, достает для него липовую ксиву.Сразу чувствуется большой опыт и связи.
Сцена в ресторане с пьяным дебошем вообще, не понятна, зачем нужна.
Бобриков решает отвалить с концами, для чего ночью вызывается к начальнику лагеря и требует свести его с Чехом. За что его и отправляет его в карцер. Дают жестяное ведро для естественных надобностей. Начальник чешет репу и мучительно размышляет, в чем был прикол.
При свете дня видно, что это убежище в военном городке. Так же при свете дня видно, что в только что построенном в тайге лагере стоят руины дореволюционной казармы с кирпичными стенами, но ее влом восстанавливать.
«Чех»? Вот не за что бы не додумалась кто это,пока не показали лицо «Казановы»! Оказывается-это он!
На зону приехал летнаб, он же Чех. Бобрикова выпускают из карцера, дают для умывания то же жестяное ведро, что и ему давали для естественных надобностей. Бобриков не брезглив.
Удивила одна вещь-Бобрикова посадили в карцер,где то с суточной щетиной,а выпустили-побритого! Чем брился Бобриков? Об шершавые стены терся чтоль?
Летнаб гнет пальцы, посылает все начальство и лагерный режим.
И Чех, что-то совсем уже видимо из ума выжил, ну нельзя же ему не знать, что рукопожатия запрещены на свиданиях с заключенными. Но,у него ранг и статус-значит-можно!
Поскольку, внезапно накормленному от пуза и напоенному Бобрикову не плохеет, летнаб открывает ему новое задание.
Собственно, побег. Зеков заставляют тащить вышку и уронить ее,проломив забор при этом!. Для этого наверно спецально вышку строили не в том месте, где ставить.
Тем временем, Бобриков и пахан, пользуясь китайской пиротехникой, рвут в лес. При этом они ухитряются наткнутся в на телегу с бюстом вождя! Видимо, без этого их радость была бы неполной.
Жизнь Филатова однообразна и скучна.
Тут к нему приходятс весточкой, что Бобриков в бегах.
После встречи на явочном подвале в имении, Филатов и Бобриков разыскивают Калтыгина. Рассмешила борода Галкина.
Выясняется, что Калтыгин обзавелся семьей, отрастил бороду и на все плюет. При виде Филатова и Бобрикова, у Калтыгина наступает шок и просветление сознания.
После чего долго хвастается своим хозяйством-козлами и бараними.
Странно, при обучении диверсантов в послевоенное время, использовался опыт врагов-японцев. Странно как то.
Поднакачанные Бобриков, Филатов и Калтыгин,после тренировок сенсея-нинзя на генеральской даче,добираются до Ростова.
Ростов. Пахан назначает встречу, за неимением типичного для американского кино заброшенного завода, в развалинах купеческого особняка. Жалуется на беспредел нового поколения и решает: то ли разобраться с конкурентом, то ли фарцануть напоследок за бугром украденными немцами.
В немецкую форму переодевают Бобрикова и Калтыгина. Бобриков ночью проникает за забор никем не охраняемого объекта. Странно, что население не тырит там доски. Переодетого Калтыгина оставляют в машине. Гуськов- классно он пахана сыграл. Главное, что характерно.
Фильмы и Сериалы 12+
Пять вопросов о сериале «Диверсант. Крым». Все, что нужно знать перед просмотром
Где и когда происходит действие
История разведчиков Лени Филатова, Алексея Бобрикова и Григория Калтыгина началась в первые месяцы войны. «Зеленые» выпускники разведшколы за два сезона «Диверсанта» успели стать первоклассными профессионалами и сработаться настолько, что эту троицу тяжело представить в каком-то другом составе. В 2007 году зрители попрощались с героями сериала «Диверсант. Конец войны», когда тех уже после окончания военных действий перебрасывали на очередную операцию в Латинскую Америку.
Третья часть эпопеи снималась спустя 15 лет и не стала хронологическим продолжением сюжета. Персонажей ждет боевое задание в Крыму, буквально спустя несколько дней после захвата Севастополя немецкими войсками летом 1942 года. Героям поручено ликвидировать капитана первого ранга Александрова, ответственного за сдачу одного из рубежей обороны города. В ходе операции Филатову и Бобрикову приходит помощь из совершенно неожиданных источников, они попадают в немецкий плен и выясняют подробности личной жизни Калтыгина.
Очень важно было сказать о том, о чем по сути у нас никогда не говорилось: о том, что на самом деле было при сдаче Севастополя. Это всегда умалчивали и называли героической обороной Севастополя, а по сути это была абсолютно позорная сдача. Бегство высшего командования и огромное количество брошенных солдат и офицеров среднего звена, когда из 100-тысячной группировки за неделю при массированном наступлении немцев уцелело 3 тыс. человек. Немцы не ожидали такого количества пленных и раненых, они даже не знали, что с ними делать. Мы об этом говорим вскользь, сюжет наш не в этом, но есть какие-то вещи, о которых рано или поздно наш зритель должен узнать.
«Добить врага, где бы он ни притаился. » или О сериале «Диверсант»
О Великой Отечественной войне фильмов столько, что можно растеряться. Один из самых моих любимых — сериал «Диверсант». Несколько лет я смотрела его ежегодно сразу после Пасхи, поэтому для меня эта лента ассоциируется не с войной, а с Пасхой. Да и 9 мая — день Победы обычно выпадает на пасхальное время.
Напомню, что первый 4-серийный «Диверсант» режиссера Андрея Малюкова вышел в 2004 году, а продолжение «Диверсант. Конец войны» в 2007-м снимал другой режиссер Игорь Зайцев.
Первый сценарий написан по роману Анатолия Азольского, второй по мотивам книги. Сценаристы Владимир Валуцкий и Андрей Житков.
«Тема, поднятая в фильме, получила совершенно новое и неоднозначное развитие и вышла на принципиально иной художественный уровень, благодаря напряженному движению сюжета и безукоризненной реализации стилистической задачи», – сказано на Кино-сайте.
Но сколько раз за последние годы сериал обвиняли во лжи и поливали грязью. Все, кому не лень от простых смертных до известных писателей и министра культуры РФ. Так же, как «Мы из будущего», «Штрафбат» и прочие военные фильмы, созданные в период с 2000 года. Пусть все остаются при своем мнении, нам с ними явно не по пути. И какое им дело до моих размышлений!
Хочется просто ответить этим всевозможным критикам. Знаете, если я хочу получить точную информацию по истории Второй Мировой войны, то изучаю энциклопедии или учебники, которым тоже нельзя до конца верить. В лучшем случае, читаю мемуары фронтовиков, благо, их осталось немало.
Какие могут быть претензии к исторической правде? В кино я не ищу чистой правды, здесь произведение искусства и неизбежный художественный вымысел.
Действия начинаются в 1942 году. Первые серии насыщены секретными операциями, которые выполняет группа разведчиков за линией фронта в фашистском тылу. Особенность диверсантов в том, что задачи, которые перед ними ставятся, они практически неосуществимы. Они чудом выбираются из ситуаций, как, например, с «желтым портфелем», который оказался заминированным.
Классический вариант предполагает троих главных героев. Сослуживцы, прошедшие войну и друзья, делившие один кусок хлеба. Самый лучший для меня одни. Многие без ума от Владислава Галкина, исполнителя роли Григория Ивановича Калтыгина, а я давно влюблена в Кирилла Плетнева.
Григорий Иванович, битый жизнью — эмоциональный, неуравновешенный, но не волевой человек. Он как отец, старший брат и наставник для младших.
Двое 18-летних мальчишек пришли на фронт после разведшколы, уверенные, что война скоро кончится. С энтузиазмом считают убитых немцев. Леонид Филатов (Алексей Бардуков) стреляет как снайпер, бегает по утрам и любит музыку.
Алексей Бобриков (Кирилл Плетнев) загадочный, отважно решившийся на воинское преступление. Он присвоил документы погибшего красноармейца, тогда и стал Бобриковым. Ему обязательно в Берлин попасть надо, а лишь в разведке есть такая возможность!
«Люди за идеологию воюют только в плохих фильмах и в плохих книгах. настоящая история и настоящие художественные произведения говорят нам о том, что солдат воюет за свою судьбу и судьбу своих близких, воюет за свою Родину, воплощенную в его сознании в их судьбах.
Фильм живой, не фальшивый, актеры играют правдиво. В фильме мы видим настоящих героев — живых, каждый из которых — со своей болью, со своей страстью, со своей жизненной философией. », – нашла близкий мне отзыв зрителя.
«Разные, дополняют друг друга», – говорит Чех о группе Калтыгина, отвечая на вопрос генерала. Генерал Калязин (Владимир Меньшов) — шпион высокого уровня, появляется в самых неожиданных местах на протяжении всего сериала.
Атмосфера второй части отличается от первого фильма. Здесь и захватывающие приключения, и драматические события. Для меня, конечно, не стрелялки на первом месте, а душевное взросление героев.
Приключения иной раз фантастические. Особенно 3 серия «Диверсант. Конец войны», где они прорываются на немецкий аэродром. Но я смотрела замечательный документальный фильм о съемках картины, там рассказывалось, как был использован эффект неожиданности. Автор сценария и режиссер продумали этот эпизод: атаковать аэродром удобнее всего именно с зоны отдыха.
Из второстепенных персонажей мне симпатичен Грачев (Вячеслав Разбегаев) — военнопленный, обученный и направленный в Крым с группой диверсантов для внедрения в ложный партизанский отряд.
— Жить хочешь? – спросил у него Калтыгин.
— Могу и умереть, только за Родину.
Грачев так и поступает, самоотверженно умирает за Родину.
Далее, в 1943 году разведчики проводят отпуск в Абхазии, когда выясняется, что Бобриков — не Бобриков. К концу войны это уже боевые офицеры, прошедшие вместе все, даже Крым…
Важные эпизоды фильма построены на основе документальных рассказов. Например, использован тот факт, что к концу войны многие буквально сходили с ума. Калтыгин сколько пережил, а в конце сорвался. Это происходило оттого, что люди привыкли к напряжению войны, а без нее ими овладевало полное отчаяние.
«Ты сначала воевать разучись», – советует Света (Юлия Пересильд), девушка, встреченная Леонидом в Берлине в самый день Победы.
Из женских образов, честно говоря, ни один меня не привлекает. Все-таки история чисто мужская и о мужчинах, утверждающая, что нет ничего сильнее мужской дружбы.
Как же глупо они разлучились в Берлине! Бобриков шел всю войну к этой улице, где когда-то жил в детстве. Он мечтал отомстить фрау Фогель (Эва Шикульска), соседке, сдавшей гестапо его родителей.
Окончательное время действий 1947-48 годы. В последних сериях это уже совершенно другие люди. Филатов перевоплощается в скромного музыканта, он даже скрывает, что воевал. Дерзкий Бобриков не сломлен на зоне. Калтыгин живет в глухомани, с женой и сыном, но каждый день ждет весточки от «своих мальчишек».
Взаимоотношения трех героев важнее всего. Они семья и они не могут сидеть, сложа руки. В конце группа снова собрана неуловимой силой. Чех говорит, что в послевоенной борьбе с бандитизмом нужна не военная операция, а специальная, разведывательно-диверсионная.
— А задание у нас может быть одно: добить врага, где бы он ни притаился.
Их ничто больше не страшит и не останавливает, в каком бы виде не выступил новый враг.
И еще мне очень нравится Олег Станиславович (Алексей Гуськов), пахан из Ростова, ценитель русской литературы. Бобриков с ним вместе уходит из лагеря. Как жаль, когда этот старый вор в законе нелепо погибает на свободе в мирное время.
Сериал «Диверсант» (обе части) — это, безусловно, яркое явление в кинематографе и целая эпоха в жизни исполнителей главных ролей. Таких ребят-разведчиков уже не будет. Как Галкин, умерший в 2010 году, не вернется, так и остальные актеры внешне и внутренне изменились, и больше не создадут таких прекрасных мальчиков.
В финальной сцене по мысли режиссера все трое одеты в белое потому, что, возможно, не вернутся из своего нового, самого сложного задания. Но если фантазировать оптимистически, можно придумать другой конец. После захватывающих приключений любимые герои Алексей Бобриков, Леонид Филатов и Григорий Калтыгин обязательно возвращаются.
Сериал Диверсант. Конец войны: описание серий
Сегодня, 17 мая 2018 года, в программе передач Первого канала произошли некоторые изменения. Сразу после программы «Время» нам повторно покажут 10-ти серийный телесериал «Диверсант. Конец войны». Напомню, что в это время должен был бы идти сериал «Практика-2», содержание серий которого можно узнать на сайте Спринт-Ответ, пройдя по вышеприведенной ссылке. В статье есть краткое описание серий первого и второго сезонов сериала «Практика». Ну а здесь можно узнать сюжет и описание серий сериала «Диверсант 2. Конец войны».
В РОЛЯХ: Кирилл Плетнев, Владимир Меньшов, Александр Лыков, Михаил Ефремов, Юрий Кузнецов, Олег Табаков, Игорь Бочкин, Вячеслав Разбегаев, Александр Половцев, Василий Бочкарев, Анна Снаткина, Алексей Гуськов, Игорь Скляр, Юлия Рутберг, Владимир Зайцев, Сабина Ахмедова, Владислав Галкин и другие.
Кадр из сериала «Диверсант. Конец войны»
«Диверсант. Конец войны» — высокобюджетный многосерийный художественный фильм, являющийся продолжением знаменитого фильма «Диверсант», но значительно отличающийся от него в стилистическом и жанровом отношении. В картине на много больше «экшена», сложных массовых и батальных сцен. Сцены наступательных операций советских войск, уличные бои и празднование победы в Берлине воссозданы с поистине грандиозным размахом.
Действие нового фильма охватывает период с 1943 по 1947 годы. События в фильме происходят Москве, Берлине, Крыму, на различных театрах военных действий. Съемки проводились в самых разных местах, в том числе в Москве, в Польше, Крыму, Торжке, Переяславле, Пскове. Съемочной группе пришлось снарядить целых восемь выездных экспедиций.
Сюжет сериала «Диверсант. Конец войны»
По полученным из достоверных источников сведениям немцы готовят диверсионную группу, которая будет заброшена в Крым с неизвестной целью для соединения с нацистским отрядом, действующим под видом советских партизан. Задача героев сериала — уничтожить группу в месте высадки и под видом заброшенных немецких диверсантов внедриться в нацистский отряд, а также выяснить задачи отряда и диверсионной группы. Хотя операция прошла не идеально, советским диверсантам удалось перехватить немцев в месте выброски, часть диверсантов уничтожить, а одного перевербовать.
Пребывая в отпуске на Черноморском побережье Кавказа, группа разоблачает ещё одного вражеского агента.
Отпраздновав победу в Берлине, группа разделяется. Капитану Алексею Бобрикову удаётся осуществить свою мечту — встретиться с семьёй женщины, предавшей его родителей. Однако нахождение в соседней зоне оккупации с чужими документами кончается для него арестом и лагерем. Судьбы сослуживцев на некоторое время расходятся — майор Калтыгин попадает с нервным расстройством в больницу, а Леонид Филатов пытается устроить свою гражданскую жизнь. Но через некоторое время их собирают вместе и поручают новое задание по обезвреживанию враждебной деятельности банды уголовников в Ростове-на-Дону. Сериал заканчивается тем, что в ходе выполнения операции в Ростове-на-Дону появляется необходимость переброски героев в Латинскую Америку.
Сериал «Диверсант» содержание серий 1 сезона
2-я серия
Алешу вызывают на допрос, где дознаватель требует объяснить, при каких обстоятельствах он, Рудольф Шнапс, немецкий шпион, стал Алексеем Петровичем Бобриковым. Вошедший майор Лукашин спасает Алешу от неожиданной проверки. Калтыгина отпускают из-под ареста. Он сообщает, что теперь у них новый наставник по прозвищу Чех. Он должен дать ребятам более серьезный уровень подготовки.
3-я серия
За отличное выполнение операции Бобриков и Филатов получают внеочередные звания младших лейтенантов. И сразу — новое задание. На станции Белокаменная — крупном немецком перевалочном узле — при эвакуации документов застрял вагон с архивом обкома партии. Если его обнаружат немцы — это провал всего областного подполья. Вагон должен быть немедленно уничтожен.
4-я серия
После всех своих мытарств Леня возвращается к Калтыгину. Обрадованный Алеша рассказывает, наконец, свою настоящую историю. А вскоре всей спецгруппе — Калтыгину, Филатову и Бобрикову — поручено задание невероятной сложности. Им предстоит проникнуть в тыл врага, чтобы освободить из плена очень важную персону, захваченную немцами. Ребята не знают объект в лицо, им не сообщают даже фамилию.
Сериал «Диверсант-2. Конец войны» содержание серий
1-я серия
Советские войска наступают. Калтыгин, Филатов и Бобриков пытаются добраться до своих…
2-я серия
Алеша, Леня и Калтыгин десантируются в Крыму, чтобы приступить к выполнению очередного задания…
3-я серия
Решив нарушить планы немцев, команда Калтыгина предпринимает неожиданный и дерзкий маневр…
4-я серия
Судьба проверяет Калтыгина на прочность, приготовив ему несколько серьезных испытаний…
5-я серия
Командиры принимают решение дать Калтыгину отдельный взвод, а Филатову и Бобрикову поручить командование новобранцами…
6-я серия
После выполнения задания в Берлине Калтыгину, Филатову и Бобрикову предоставляют краткосрочный отпуск…
7-я серия
На улицах и площадях Берлина, отмечают Победу. Праздник, концерты, всеобщая эйфория закручивают всех в своем водовороте…
8-я серия
Филатов и Калтыгин пытаются адаптироваться к мирной жизни. Судьба Бобрикова складывается более печально…
9-я серия
Бобриков получает новое задание. Вместе с Филатовым они отправляются к Калтыгину…
10-я серия
Калтыгин не может отпустить ребят одних на сложное задание. Команда снова вместе. Друзья начинает восстанавливать былую форму и готовиться к выполнению операции…
Диверсант. Эволюция
Как изменилось кино вообще и наше военное кино в частности за последние 20 лет – отлично видно на примере телевизионной картины «Диверсант». Первая её часть, собственно «Диверсант», вышла в 2004 году, вторая, «Диверсант. Конец войны» – в 2007-м, третья, «Диверсант. Крым», – буквально на днях, в 2020‑м. Если смотреть все три части подряд в порядке их появления, эволюция видна совершенно наглядно, как на плакате.
Первый «Диверсант» для своего жанра, военно-приключенческого фильма, – почти идеален. Подвиги тройки разведчиков, проявляющих чудеса смекалки и ловкости в тылу врага, конечно, выдуманные, но ничего совсем уж неправдоподобного и нарочито искусственного в них нет. Фильм сохраняет некую «пуповинную» связь с советским кинематографом, с его вниманием к людям, живыми естественными ритмами рассказа, точными речевыми характеристиками героев, юмором, вкусными деталями и так далее. Что понятно: автор исходного романа «Диверсант» – писатель Анатолий Азольский, 1930 года рождения, среди сценаристов – советский классик Владимир Валуцкий, режиссёр Андрей Малюков в юности работал ассистентом на «Освобождении» Ю. Озерова, а дебютировал в 1977 году картиной «В зоне особого внимания». Делать выдуманных героев близкими, живыми, любимыми – советские кинематографисты умели, это аксиома. Тройка героев «Диверсанта» между тем – это не только живые характеры, но и вариация «трёх богатырей». Капитан Калтыгин (Владислав Галкин) – Илья Муромец, лейтенант Бобриков (К. Плетнёв) – Добрыня Никитич, лейтенант Филатов (А. Бардуков) – Алёша Попович. Все играют отлично, а Галкин даже и превосходно, создавая мощный образ русского человека, идеального на войне и непригодного для мирной жизни. Грозная, беспредельная энергия, заключённая в герое Галкина, нуждается в строгой и точной форме, в приказе, в бое – оставленная наедине с собой, она становится лютой тоской и отчаянной злобой…
Десятисерийный «Диверсант. Конец войны» выходит в 2007 году, и режиссёр у фильма другой – Игорь Зайцев. Какие-то рудименты советской «пуповины» ещё сохраняются, но чётко видно, что уже были «Ночной дозор» и «Дневной дозор» – картины, обозначившие вектор перелома. От XX века к XXI. От искусства кино – к «кинематическому дизайну». Краски становятся ярче, сюжетные линии – искусственнее и вычурнее, куда больше внимания уделено боям, схваткам, сражениям с эффектным показом не человеческих взаимоотношений, а технологических и механических деталей. Логика рассказа начинает хромать, выпадают целые звенья, но визуальный вихрь не даёт задуматься. Крови изрядно прибавляется, музыка за кадром играет по десять минут кряду, и разве что русская тоска в глазах Владислава Галкина остаётся всё такой же родной и узнаваемой. В целом вторая часть «Диверсанта» – некое гибридное существо, где ещё сохранены некоторые фрагменты старого искусства кино, но поступь нового искусства «эффектов» становится всё твёрже и весомее…
И вот – «Диверсант. Крым». 2020. Прошло тринадцать лет – но зритель возвращается назад, в 1944 год. Позвольте, мы же расстались с нашими героями в 1948 году, когда они, разрулив воровской беспредел в Ростове-на-Дону, отплывали со спецзаданием в Аргентину. Теперь герои (Бобриков и Филатов) заматерели, повзрослели на 13 лет, однако преспокойно оказываются в 1944 году, когда им было чуть за двадцать. Но для нового вида искусства («кинематический дизайн») это неважно. Логики здесь никакой не требуется. Перед нами – цельный визуальный продукт, оборвавший все связи с былой традицией и прежними нормами и правилами.
Наши диверсанты отправились в Крым, чтобы уничтожить предателя, капитана первого ранга Александрова, потому что тот сообщил врагу схему минирования. Завязка уже фантасмагорическая, но ведь никаким правдоподобием никто здесь не интересуется, оно никому не нужно. Закон один: визуальный эффект прежде всего. Разумеется, картинка яркая, глянцевая, прямо с рекламного буклета. Взрывы, стрельба, рукопашные бои, причём даже с применением японских нунчаков и сюрикенов. (Это понятно: если Эрасту Фандорину можно в XIX веке, что ж нашим-то диверсантам нельзя?)
Сменилось поколение сценаристов, пришли новые режиссёры, выросшие на иной культуре, и хотя Дмитрий Иосифов, режиссёр «Диверсанта. Крым», – исполнитель роли Буратино в давнем советском фильме, в данном случае он прилежно исполняет установленные правила игры. Это игра, всего лишь игра. Если следующий эпизод отменяет предыдущий, то так требуется для эффекта, и совершенно не нужно держать в уме целое, надо двигаться вместе с изображением. Вот стройная русская шпионка, служащая помощницей немецкого коменданта порта, бледнеет от ужаса и гнева, когда на её глазах фашисты стреляют в неповинных. А вот она сама преспокойно пристрелила двух неповинных человек и глазом не моргнула. Нестыковка? Да ладно, игра есть игра. И трупы-то игровые – их можно эффектно разложить на скалах или при дороге, чтоб кадр был повыразительнее.
В этом ловко скроенном и профессионально сшитом визуальном продукте только один недостаток, как и в любом съедобном продукте, – съел и забыл. Нечего запомнить, некого полюбить. Из картины безвозвратно утёк некий таинственный воздух, который когда-то делал искусственные конструкции, выдуманные механизмы фильмов живыми и привлекательными. Да, нет больше чудесного Владислава Галкина, но, ежели бы он вдруг и дожил до третьей части «Диверсанта», то, скорее всего, покорился бы общей участи, переформатировался, стал биороботом – киноботом, исполнителем трюков, обаятельной куклой, потому что в новом визуальном искусстве живые люди больше не нужны. Такова поступь времени, где человек с его жалким белковым телом и странным способом размножения перестал претендовать на то, чтобы быть главной и несомненной ценностью. Да и важные люди давно ставят вопрос о том, что людишек на планете слишком много и уж больно они несовершенны, бродят без контроля…
Отечественная война для нового военного кино – это же игра такая, с массой привлекательных деталей (танки, самолёты, корабли). На этой архаической игровой войне мужчинам-статистам есть где и как порезвиться.
А что такое кино, забываешь не после, а уже прямо во время просмотра – так это, может, и хорошо. Голова, она ещё может пригодиться, хотя шансы на это, конечно, невелики.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.