За что посадили зою федорову
Убийство подруги Галины Брежневой, актрисы Зои Фёдоровой, так и не было раскрыто, несмотря на усилия милиции и КГБ.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, © Public Domain
Зоя Фёдорова была одной из главных кинозвёзд сталинской эпохи, получив огромную популярность ещё в довоенное время после съёмок в фильме «Подруги». Затем последовало ещё несколько ролей. Актриса пользовалась популярностью как у зрителей, так и у критиков, а также руководства страны. Свидетельством тому являются две Сталинские премии, полученные в 1941 и 1942 годах.
Зоя Фёдорова. Кадр из фильма «Подруги»
Даже арест отца (старого большевика, некогда возглавлявшего паспортную службу Кремля) не помешал её блестящей карьере. К слову, отца через некоторое время отпустили — по всей видимости, благодаря вмешательству дочери.
Блестящая карьера Фёдоровой закончилась в один момент. В самом конце войны на одном из приёмов она познакомилась с эффектным американским офицером — заместителем военного атташе Джексоном Тейтом.
Между ними закрутился роман, который завершился тем, что в конце 1945 года Тейта отозвали на родину. Он долгое время не знал, что через несколько месяцев после отъезда у него родилась дочь.
Поскольку по новому закону, вышедшему в 1944 году, женщины, родившие ребёнка вне брака, были лишены значительной части льгот, Фёдорова вскоре «легализовала» дочь, выйдя замуж за старого знакомого — пианиста и композитора Александра Рязанова.
В конце 1946 года, с началом холодной войны и ухудшением отношений с США, её связью с Тейтом заинтересовались спецслужбы. В результате актриса была осуждена к 25 годам лишения свободы, из которых отсидела во Владимирском централе восемь с половиной лет.
Джексон Тейт и Зоя Фёдорова. Фото © Wikipedia
После освобождения и реабилитации актриса сыграла ещё множество ролей. В частности, за два года до смерти отметилась в оскароносном фильме «Москва слезам не верит» в роли вахтёрши.
Днём 11 декабря 1981 года Зоя Фёдорова была обнаружена убитой в своей квартире на Кутузовском проспекте. Тело нашёл племянник, зашедший к ней по её просьбе. В дверях он увидел записку от её подруги, которая приходила несколько ранее его, однако дверь ей никто не открыл.
Такими пистолетами вооружали немецких полицейских и некоторых офицеров в Третьем рейхе. На весь Советский Союз было всего несколько подобных пистолетов, находившихся на учёте, однако проверка его владельцев не дала никаких зацепок.
У племянника актрисы также оказалось алиби. До прихода к тётке он был на партийном заседании, где его видело множество свидетелей. Следов взлома квартиры не было. Либо Фёдорова знала своего убийцу, либо у него были подобраны ключи от её квартиры.
Тот факт, что актриса никогда не пускала людей к себе в квартиру, за исключением родственников и самых близких друзей, а также то, что она была в стареньком халате (ведь актриса, даже будучи женщиной в возрасте, не позволяла себе так одеваться при гостях), делает первую версию маловероятной. Скорее всего, убийца каким-то образом раздобыл дубликаты ключей от её квартиры и тихо вошёл, застав её врасплох.
В квартире было обнаружено около 60 пустых коробочек от драгоценностей. Однако так и осталось непонятным, были они пустыми к моменту прихода убийцы или же он унёс их содержимое.
Расследованием убийства Фёдоровой занимались одновременно МВД и КГБ. Однако ни одно из ведомств не смогло раскрыть это резонансное преступление. Зато возникло множество различных версий того, кто мог стоять за убийством знаменитой актрисы.
С ранних советских времён самым надёжным способом сохранить и приумножить деньги были не сберкассы, а инвестиции в ювелирные изделия. В отличие от предметов первой необходимости, цены на которые могли не расти годами, цены на ювелирные изделия регулярно повышались государством, причём в значительной степени.
После особо удачной скупки драгоценностей и украшений владелец коллекции мог вдвое приумножить своё состояние только за счёт одного повышения цен на ювелирные изделия.
Сначала украшения скупали знаменитые деятели культуры, имевшие неплохие гонорары. В брежневскую эпоху к ним присоединились и цеховики. Сложился чёрный рынок драгоценностей, в который были вовлечены как знаменитости, так и представители криминального мира.
Бриллиантовыми курьерами чаще всего являлись представители творческой богемы, совершавшие сделки под прикрытием гастролей. Они могли действовать не от себя, а от некоего высокопоставленного лица, выполняя только функции денежных или бриллиантовых курьеров за определённый процент.
Известно, что Фёдорова была вовлечена в скупку и перепродажу бриллиантов. К тому же незадолго до смерти она хлопотала о разрешении на выезд в Америку, чтобы воссоединиться со своей дочерью Викторией, которая с 1975 года проживала там. А скупка бриллиантов и их вывоз были одним из самых популярных способов сохранить свои сбережения при эмиграции, ведь валюту тогда купить было нельзя.
При этом всего за один год, с ноября 1980 по декабрь 1981-го, прошла целая серия резонансных ограблений. Сначала обворовали квартиру писателя Алексея Толстого, у его вдовы было украдено большое количество украшений, затем последовала загадочная гибель Фёдоровой. Буквально через несколько дней — резонансное ограбление дрессировщицы Ирины Бугримовой, которая также лишилась роскошной коллекции.
В первом случае непосредственных налётчиков удалось найти. Во втором и третьем — нет. Однако через некоторое время после ограбления Бугримовой часть её коллекции была обнаружена у некоего гражданина, который пытался вывезти драгоценности за границу в своей одежде. Он заявил, что наводчиком преступной организации был Борис Буряце — богемный цыган и известный фаворит дочери генсека Галины Брежневой.
Прямых улик против него не нашлось, но Буряце посадили за спекуляцию. После этого поползли слухи, что к резонансным похищениям причастна сама Галина Брежнева. Будто бы дочь генсека, неравнодушная к бриллиантам, страшно завидовала украшениям, которые имелись в коллекциях других знаменитостей.
Однако её связь с делом Фёдоровой откровенно сомнительна. Тем более что их связывали весьма близкие и дружеские отношения. Это благодаря ходатайствам дочери генсека Фёдорова имела возможность навещать в США дочь-беглянку. Квартиру на престижном Кутузовском проспекте она также получила благодаря Галине.
Согласно другой версии, Зоя Фёдорова стала жертвой мести со стороны некоего высокопоставленного чиновника, которого она будто бы пыталась шантажировать. После того как дочь Фёдоровой стала невозвращенкой и осталась в США, матери благодаря заступничеству Брежневой несколько раз позволили навестить дочь в США. Хотя подобная практика в то время была крайне редкой.
Однако после того, как Виктория Фёдорова опубликовала в США мемуары, которые в СССР расценили как антисоветский выпад, Зоя Фёдорова стала невыездной. Её перестали выпускать из страны. Пожилая актриса, желавшая воссоединиться с дочерью, стала готовиться к эмиграции, рассылая ходатайства во все уполномоченные ведомства.
Зоя Фёдорова с дочерью Викторией Фёдоровой. Фото © Public Domain
Возможно, она пыталась воспользоваться своими личными связями, в том числе и по бриллиантовым делам. Не исключено, что она хорошо знала всех подпольных коллекционеров, среди которых были и ответственные чиновники и их супруги. Именно через этих людей она попыталась добиться разрешения на выезд, но не преуспела. И тогда пригрозила раскрыть компромат на них, если ей не помогут.
Известно и ещё несколько версий разной степени сомнительности. В годы перестройки пользовалась популярностью версия о причастности к гибели актрисы министра внутренних дел Николая Щёлокова. Якобы его супруга, сама страстная коллекционерша, жутко завидовала одному из украшений, имевшихся у Фёдоровой.
Правда, версия эта откровенно сомнительна, поскольку непонятно, что могло помешать Щёлокову привлечь Фёдорову за сомнительные операции с драгоценностями, а нужную вещь просто конфисковать и тайно забрать себе.
В те же времена была популярна и версия о причастности КГБ. Якобы актриса ещё с 30-х годов была завербована спецслужбами, а попытка её эмиграции напугала КГБ. Но и эта версия откровенно маловразумительна.
Даже если Фёдорова и имела связи со спецслужбами, она была максимум обычным осведомителем по богемной линии. И если бы она смогла выехать в Америку и написать мемуары, ничего ужасного для КГБ в этом не было. Тем более что Андропов мог в любой момент дать указание привлечь её за дела с бриллиантами и тем самым заставить замолчать.
Также выдвигалась версия, что актриса пала от руки кого-то из своих знакомых по бриллиантовому бизнесу. Однако известно, что Фёдорова соблюдала крайнюю осторожность: «бизнес-партнёров» и курьеров она никогда не пускала в свою квартиру, все сделки проворачивались на улице.
Что касается родственников, то они были проверены в первую очередь, у всех оказалось алиби. К тому же для того, чтобы пойти на это преступление, надо было иметь тесные связи с бриллиантовым кругом.
В конечном счёте гибель звезды советского кино так и осталась загадкой, разгадать которую не хватило сил ни у МВД, ни у КГБ.
Слава, тюрьма и выстрел в затылок: судьба актрисы Зои Федоровой
Из драмкружка в звезды кино
Маленькая Зоя была смышленой девчонкой. Но, по большому счету, все, что ее интересовало – это походы в местный драмкружок. Сначала просто смотрела, как занимаются другие, потом попробовала, потом втянулась – за уши не оттащить.
После школы у Зоиного отца была возможность пристроить дочь «куда надо», и даже на время пристроили счетчицей в Госстрахе. Но та уперлась: все равно пойду в театральное училище. И пошла. Училась в одном – его закрыли, перевелась в другое.
Обучение не забросила, даже после скороспелого «студенческого замужества». Из семейной жизни ничего толком не вышло. И после выпуска в 1934-м Зоя замужем уже дважды – на этот раз (как шептали завистники – по расчету) за известным в то время кинооператором Раппопортом.
Не долгой оказалась и эта семейная идиллия – в 39-м Зоя замужем за летчиком, который погибнет в 42-м. Но Зою такие «семейные пересменки» волнуют мало. Ее карьера двигалась по восходящей, и после дебютной «Гармони» в 1934-м, ее заметили. Одна из главных ролей в кинохите тех лет «Подруги» в 1936-м воздвигла ее на олимп славы.
Наверное, и «сильные мира сего» того периода не прочь были просматривать фильмы с участием Зои Федоровой. Даже арест в 1938 году ее отца, ставшего подобно десяткам тысяч других советских людей, «шпионом и вредителем» по сфабрикованному делу, не только не вызвал «цепную реакцию», когда вслед за одним идут в тюрьмы все его близкие, но даже ничуть не сказался на ее карьере. Главные роли продолжали сыпаться как из рога изобилия.
Дочь от «шпиона»
За время следствия Федорову сто пять раз вызывали на допросы. Следствию удалось доказать, что актриса была близко знакома с американским военно-морским атташе Джексоном Тейтом, имела с ним интимную связь с ним и даже родила от него ребенка.
К тому времени сам «американский шпион» успел вернуться на родину, а Зоя скоренько выскочила замуж за композитора Александра Рязанова. Но следователи легко разгадали этот «ребус», а факт измены и шпионажа посчитали доказанным.
И срок от государства
8 сентября 1947 года Особое совещание приговорило Федорову к двадцати пяти годам лишения свободы с полной конфискацией имущества. Причем срок ей полагалось отбывать не в исправительно-трудовом лагере, а в «крытой» тюрьме, что являлось дополнительным наказанием. Из «Лефортово» по этапу переправили в печально известный Владимирский централ, затем в Челябинскую тюрьму, а позже снова вернули во «Владимирку».
О причинах обратного перевода можно было судить из воспоминаний других заключенных. Зоя Федорова была женщиной решительной и шумной. Даже в неволе она осталась такой же. Исполнять приказы надзирателей не хотела, работать отказывалась, порой поливала тюремщиков по чем зря.
Но зная, что она все-таки недавно была любимицей сильных мира сего, начальство тюрем побаивалосьс ней связываться. И старалось найти причину, чтобы отправить ее отбывать срок в другое место. Так и кочевала она из тюрьмы в тюрьму.
Там актриса некоторое время сидела в одиночке, затем в одной камере с известной певицей Лидией Руслановой. Иногда знаменитые арестантки устраивали для администрации тюрьмы небольшие концерты, получая в качестве гонорара продукты, папиросы и чай – все то, что в тюрьме было на вес золота.
Воля и чуть-чуть Америки
На свободу Зоя Фёдорова вышла только в 1955 году, после начала массовой реабилитации осуждённых по политическим статьям. Перекантовавшись какое-то время у тюремной подруги так же известной личности Лидии Руслановой, зимой 1955 года Зоя Фёдорова воссоединилась с дочерью Викторией, которая после ее осуждения жила в семье родственников в Казахстане, и вскоре вернулась в кино.
Ролей было много – хотя, в основном эпизодические. В кино пришли новые звезды – моложе и нахальней. Ошеломляющая красота осталась там – в застенках ГУЛАГа, да и характер в тех местах ломать умели. Возможно, не найдя себя здесь после отбывания срока, Зоя Федорова решилась на эмиграцию в США – довольно-таки непростую вещь в то время.
Была ли это так и не убитая лагерями любовь к Джексону Тейту, отцу ее ребенка, или просто осознание своей ненужности в этой стране, но в 1976-м актрисе разрешили кратковременные выезды в Америку, где она снова встретилась с Тейтом, куда годом ранее отправила их дочь.
Но встретить старость вместе Тейт и Федорова не успели. Человек, из-за которого Зоя отсидела больше восьми лет в сталинских тюрьмах и лагерях, умер в 1978-м, когда Федорова еще только-только приступила к сбору документов для выезда на ПМЖ.
Выстрел в затылок
К этому времени Зоя, в 1965-м получив звание народной артистки РСФСР, из актрисы кино, по сути, превратилась, как сейчас говорят, в «великосветскую тусовщицу, «светскую львицу», которую больше всего в жизни заботили… бриллианты.
Где, с кем и какие она водила знакомства, оставалось тайной за семью печатями. Но за Федоровой прочно закрепилось кредо человека, способного купить или продать «любые камушки». Заниматься драгоценностями, в том числе, скорее всего, и криминальными, дело хлопотное и небезопасное. А так как Зоя собиралась ехать жить в США, к концу семидесятых вокруг нее постоянно ходили слухи о том, что в Америку она собралась «не пустой».
До конца до оформления документов на выезд оставалось совсем ничего, когда случилась трагедия. 10 декабря 1981 года Зоя Федорова была убита выстрелом в затылок в своей шикарной трехкомнатной квартире на Кутузовском проспекте в Москве.
Все, что удалось установить следствию, это то, что Зоя Алексеевна была хорошо знакома с убийцей, сама открыла ему входную дверь, впустила в квартиру, а затем спокойно уселась в кресло. Судя по всему, они собирались разговаривать, но неизвестный собеседние обошел артистку сзади и выстрелил.
Хранила ли Зоя Федорова в квартире какие-то серьезные ценности и, унес ли убийца что-то с собой, так и осталось неизвестным. Не нашли и самого стрелка. Визуально, квартира ограблена не была. Но, если Зоя знала своего гостя, возможно, и гость знал, где лежит то, что ему нужно, а значит, громить комнаты в поисках ценностей необходимости не было.
Выдвигалось так же предположение о том, что Федорова могла перепродать криминальные бриллианты, украденные у какого-нибудь большого чиновника или «авторитетного» коллекционера, который мог нанять киллера, чтобы наказать «посредницу» в назидание другим.
Шептались и о том, что Федорова могла быть хранительницей криминального бриллиантового «общака». А, значит, знала слишком много. Соответственно, на фоне предстоящего отъезда в «штаты» ее «коллегам» по «бизнесу» совсем не хотелось, чтобы Зоя увезла в другую страну все их криминальные тайны.
В любом случае, дерзкое и весьма резонансное преступление так и осталось нераскрытым, несмотря на то, что особо старательные сыщики пытались разобраться в делах советской «бриллиантовой мафии». Да кто ж им даст? На то она и мафия, что во главе нее стоят люди и целые кланы, куда простым людям путь строго заказан.
Зато всегда открыт для посещения Ваганьковского кладбища, где с почестями была похоронена и нашла свое успокоение народная любимица Зоя Федорова. Она была действительно великой актрисой. А все остальное просто… прилагалось.
«Для меня настали смертельные минуты» Убийство актрисы Зои Федоровой потрясло СССР. В ее гибели обвиняли КГБ и бриллиантовую мафию
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых резонансных нераскрытых преступлениях, совершенных в СССР и России. Несмотря на участие в расследованиях опытных криминалистов и следователей, эти дела так и остались «глухарями». В предыдущей статье речь шла о гибели одного из лучших авиаконструкторов СССР Игоря Бережного. Сегодня наш рассказ — об убийстве звезды советского кино Зои Федоровой. Она дружила с Галиной Брежневой, а среди ее знакомых были люди со связями в бриллиантовой мафии. Это преступление так и не удалось раскрыть, несмотря на совместные усилия советской милиции и КГБ.
Рожденная для сцены
Зоя Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Санкт-Петербурге. Семья будущей актрисы была далека от творчества: отец Зои Алексей Федоров был рабочим, а после революции стал руководителем паспортной службы в Кремле. Его жена была домохозяйкой.
В столицу Федоровы перебрались, когда девочке исполнилось девять лет. Артистичная от природы Зоя с детства грезила сценой и блистала в школьном театральном кружке, но родители считали увлечение девочки блажью.
Под давлением отца Зоя устроилась счетчицей в Госстрах СССР, но мечты о карьере актрисы не оставила и в 1930 году поступила в училище при Театре Революции. Талантливая студентка быстро обратила на себя внимание режиссеров и начала карьеру с эпизодических ролей в художественных фильмах «Встречный» и «Гармонь».
После окончания театрального училища Федорова получила первую большую роль в фильме «Подруги». Личная жизнь Зои была столь же бурной, как и ее карьера: еще в студенческие годы она вышла замуж за актера Леонида Вейцлера, но брак вскоре распался. Закончился разводом и союз с актером Владимиром Рапопортом. А третий избранник Зои, герой Советского Союза летчик Иван Клещев, погиб в 1942 году.
Но череда несчастий в семье Федоровых началась еще за несколько лет до гибели Клещева. В 1936 году мать Зои заболела раком. Ее отец нашел хорошего немецкого врача, но, несмотря на все усилия, мать Зои скончалась. А в 1938 году обращение к врачу-немцу стало поводом для доноса на Алексея Федорова.
Его обвинили в шпионаже в пользу Германии и Англии и приговорили к десяти годам лагерей. Чтобы вызволить отца, ставшая к тому времени лауреатом Сталинской премии Зоя Федорова дошла до народного комиссара внутренних дел Лаврентия Берии. Тот был поклонником ее таланта и действительно помог с досрочным освобождением отца.
Кроме того, по некоторым данным, нарком предложил артистке вступить в диверсионный отряд — на случай, если немцы возьмут Москву, и Зоя согласилась.
В 1941 году Алексея Федорова освободили по причине «недееспособности» — ему ампутировали пальцы на обеих руках, которые он отморозил в лагере. Но на воле Федоров прожил недолго — скончался спустя три месяца.
«Это не букет, а венок»
Как ни странно, клеймо «дочери врага народа» никак не отразилось на карьере Федоровой, но она стала объектом пристального внимания и домогательств Берии. Однажды под предлогом юбилея жены он пригласил Зою в свой дом на улице Качалова. Но ни самой виновницы торжества, ни гостей там не было — Берия с ходу стал делать Федоровой недвусмысленные намеки.
Устав отбиваться от наркома, актриса оскорбила его и ушла. На выходе из дома швейцар вручил ей букет, а наблюдавший за уходящей Федоровой Берия прокричал ей вслед, что это «не букет, а венок».
В 1945 году в жизни Федоровой состоялась судьбоносная встреча: на приеме в честь Дня Красной армии она познакомилась с главой военной миссии США, 46-летним Джексоном Робертом Тейтом. Их отношения продлились всего год, но он стал отцом единственного ребенка актрисы — дочери Виктории.
Фото: Public Domain / Wikimedia
В 1946 году Тейта выслали из СССР. О беременности Зоя сообщить ему не успела, и о том, что у него растет дочь, Тейт узнал лишь в 1964 году. Между тем артистка поняла, что после высылки Джексона и над ней сгущаются тучи: роль в постановке отдали другой актрисе, а портрет Федоровой убрали из театрального фойе.
Вскоре актрису обвинили в шпионаже в пользу США и на время следствия поместили в СИЗО «Лефортово».
Приговором суда в 1947 году у Зои конфисковали все имущество и деньги и, несмотря на слабое здоровье и грудного ребенка, на 25 лет отправили в Темниковские лагеря. Затем место отбытия наказания изменили на тюрьму в Челябинске, а оттуда перевели в знаменитый «Владимирский централ».
Среди сокамерниц актрисы была певица Лидия Русланова, которая попала за решетку из-за нашумевшего «Трофейного дела».
Фото: Public Domain / Wikimedia
Несмотря на ее поддержку, в тюрьме Зое пришлось тяжело. От безысходности она попыталась просить помощи у Берии, но мстительный нарком к мольбам бывшей фаворитки остался безучастен.
Обращаюсь к Вам за помощью, спасите меня. Тяжелые минуты для меня настали, даже более чем тяжелые, я бы сказала — смертельные. Спасите меня! Я хорошо поняла свои ошибки и взываю к Вам как к родному отцу. Верните меня к жизни. За что же я должна погибнуть?
Москва слезам не верит
Печальную участь Федоровой разделили и две ее сестры. Марию приговорили к десяти годам работ на кирпичном заводе в Воркуте — она скончалась в 1952 году, отбыв половину срока. Александру сослали в казахское село Полудино. Она взяла на попечение дочь Зои Викторию, которую растила вместе со своими детьми как родную.
Зоя Федорова была реабилитирована 23 февраля 1955 года. Жить ей было негде — ее приютила Лидия Русланова. А когда Александра с детьми вернулась в Москву, Зоя забрала девятилетнюю Вику в квартиру Руслановой. Девочке пришлось долго привыкать к тому, что ее настоящая мать — Зоя.
Годы в заключении стали ударом для карьеры актрисы: Федорова сумела устроиться в труппу Театра-студии киноактера, но в кино ее приглашали лишь для съемок в небольших и второстепенных ролях. Впрочем, зрители все равно любили ее за талант и блестящую актерскую игру.
Последней кинокартиной, где в эпизодической роли появилась артистка, был оскароносный фильм «Москва слезам не верит». В 1965 году Федоровой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
Зоя Федорова в роли вахтерши тети Паши в фильме «Москва слезам не верит»
Кадр: фильм «Москва слезам не верит»
Однако денег актерская профессия приносила немного, и семья Федоровых жила небогато. Все изменилось в середине 70-х: Федорова получила хорошую трехкомнатную квартиру в «непростом» доме 4/2 на Кутузовском проспекте. Судя по обстановке, большому количеству антиквариата и подлинникам картин знаменитых художников на стенах, финансовое положение актрисы значительно улучшилось.
С подачи буквально помешанной на бриллиантах Брежневой Федорова начала спекулировать драгоценными камнями, золотом, антиквариатом и редкими картинами. Среди ее клиентов были в основном высокопоставленные чиновники и их родственники. Схема работала без сбоев: Брежнева узнавала, когда планируется скачок цен на драгоценности, и давала сигнал подругам.
Те быстро скупали ювелирные украшения: цена покупок порой составляла сотни тысяч рублей (средняя зарплата в те годы была 150 рублей), но спекулянтки знали: после скачка цен их прибыль при перепродаже товара превысит потраченную сумму на 50, а возможно и на 100 процентов.
Помимо бриллиантов, Федорова продавала антиквариат: ее квартира была своеобразной передержкой для произведений искусства, — актриса фотографировала поступавшие «новинки» и составляла каталог, который отправлялся иностранным покупателям.
Я видела в ее доме большие бриллианты, картины-подлинники и старинные статуэтки. Все переправлялось за рубеж
К этому времени дочь Зои Виктория перебралась жить к отцу в США, вышла там замуж и родила сына. Успела повидаться с бывшим возлюбленным и Зоя — в 1976 году она отправилась за океан в гости к дочери.
После этого Зоя Федорова тоже решила эмигрировать, но несколько попыток получить документы на выезд из СССР закончились неудачей. Тем не менее, по некоторым данным, в 1981 году заветную бумагу ей все же удалось получить. По одной из версий, Виктория подключила все свои связи в США, чтобы вывезти мать из СССР.
«Меня скоро убьют»
Но встретиться им было не суждено. И, похоже, Зоя Федорова понимала, что ей грозит опасность. Во время одного из телефонных разговоров с дочерью она обронила фразу «Меня скоро убьют», но Виктория не придала этим словам значения. В ночь на 10 декабря Зоя говорила по телефону с одной из приятельниц о предстоящей поездке в Краснодар, а около 13:00 актрисе звонила сотрудница Мосфильма.
Одна из подруг Федоровой Маргарита Набокова, с которой у Зои была назначена встреча, два раза приходила к ее квартире, после чего оставила в дверях записку. Она связалась с племянником актрисы Юрием (у него были запасные ключи) и попросила его срочно приехать на Кутузовский проспект. Приехав, Юрий заметил, что в окнах квартиры Федоровой горит свет, но дверь ему не открыли, и он воспользовался запасными ключами.
Зоя Федорова с дочерью и внуком в США
Кадр: Пусть говорят / YouTube
В квартире его ждала шокирующая картина: мертвая актриса сидела в кресле, а в руке у нее была телефонная трубка. Как следователи установили позже, Зоя была убита выстрелом в затылок с расстояния около 10-20 сантиметров: пуля прошла навылет, пробив левый глаз и стекло надетых на нос очков.
Странным обстоятельством было и то, что в месте ранения волосы на затылке погибшей были аккуратно уложены — очевидно, убийца для чего-то причесал свою жертву. Это поначалу сбило с толку прибывших в квартиру оперативников.
Первое, что бросилось в глаза, — под стул натекла лужа крови. Сначала, не трогая ничего, провели внешний осмотр. Самое интересное, что мы все-таки были уже не новички, кое-что видели и кое-что понимали. А здесь мы не могли определить, от чего она умерла. Я взял ее руку, потрогал пульс — пульса нет, но тело было еще теплое
Но все они оказались непричастны к убийству. Не особо помог следствию и тот факт, что в Федорову выстрелили, когда в квартире зазвонил телефон и она сняла трубку, — установить номер абонента не удалось.
«Незнакомых она не впускала»
Следов взлома на дверном замке обнаружено не было: Федорова сама впустила своего убийцу, которого, очевидно, хорошо знала. Об этом косвенно говорил и тот факт, что на столе стояли две чашки и тарелка с пирожными, — очевидно, у Зои с загадочным стрелком состоялось дружеское чаепитие.
На осмотре места преступления мы увидели, что она в рваных шлепанцах, в протертых шерстяных носках и в старом халате. Это говорит о том, что к ней приходил человек достаточно знакомый
В пользу версии о том, что убийца был знаком актрисе, говорил и тот факт, что при посторонних Федорова практически никогда не надевала очки. Да и малознакомых людей в квартиру она не пускала, разговаривая с ними через дверь или во дворе.
Незнакомых людей она никогда не пускала в дом. Закрывала все замки на дверях, даже днем — на цепочки и засов. На ночь придвигала лестницу-стремянку: упадет — загремит
Впрочем, несмотря на это, Юрия на некоторое время заключили под стражу — предполагали, что он является заказчиком преступления. Но и эта версия в итоге не подтвердилась.
Тело Зои Федоровой на месте убийства
Кадр: Телеканал «История» / YouTube
Некоторые приятели Зои припомнили, что 10 декабря она ждала некого гостя из Франции, чье имя не называла. Кем был этот человек, установить так и не удалось. Другие свидетели утверждали, что Зоя ожидала приятельницу со Старого Арбата, сын которой жил в США.
Эта ее приятельница собиралась ехать к сыну, и актриса планировала передать через нее украшения для дочери. При этом работавшая в подъезде консьержка сообщила следователям, что в тот роковой день к Федоровой приходила лишь Набокова и племянник, других посетителей не было.
Тогда сыщики предположили, что преступник проник в подъезд через чердак и таким же образом покинул место преступления. Проверив лежащую рядом с телом записную книжку Федоровой, следователи пришли в изумление: в ней было более двух тысяч телефонных номеров и около 1,5 тысячи почтовых адресов, московских и иногородних.
Явных следов ограбления в квартире не было, однако исчезло кольцо стоимостью 50 тысяч рублей, столовое серебро и подлинник Матисса. Вскоре милиционерам удалось выйти на след спекулянта, который продал Федоровой пропавшее кольцо. У оперативников появилась информация, что он живет на Таганке и нелегально владеет пистолетом Sauer 38H.
Тогда следователь Борис Кривошеин остановил первую проезжавшую машину и приказал водителю преследовать такси, а потом и вовсе его таранить. Но таксист понял, что задумал преследователь, и остановился. В итоге спекулянта задержали, но к убийству Зои Федоровой он оказался непричастен.
«Эти люди боялись ее разоблачения»
Во время обыска в квартире артистки оперативники обратили внимание на то, что на полу и на полках было множество бирок от ювелирных изделий, но самих драгоценностей сыщики так и не нашли. Зато обнаружили крохотную кладовку-тайник, которая была доверху забита дамскими сумочками.
В одной из них оперативники нашли три тысячи рублей, в другой — золотую цепочку, остальные были пустыми. Но вряд ли сумочки могли быть целью убийцы.
По другой информации, у Федоровой для вывоза была готова партия драгоценных камней в чемодане, который убийца забрал с собой. Официального подтверждения эти версии так и не получили, но то, что Федорову могли устранить из-за ее подпольной «бриллиантовой» деятельности, было вполне вероятно.