За что премировать бухгалтера
Мотивация сотрудников бухгалтерии и финансовых специалистов
Jan 15, 2021 5:10:38 AM / Автор Yva.ai
В ходе расследования выяснилось, что компания столкнулась с мошенниками, которые воспользовались брешью в законодательстве и тем, что в условиях кризиса многие компании теряют бдительность.
Оказалось, что с помощью поддельной электронной подписи мошенники подали от имени юридического лица компании Ольги ложную декларацию с указанием значительно большей суммы доходов, и если бы Ольга вовремя не обратила внимание на начисления «из воздуха», компания понесла бы убытки.
Разбирательство с ИФНС и противодействие мошенникам представляют собой отнюдь не рядовые задачи бухгалтера. Для того чтобы сотрудник бухгалтерии довёл дело до конца и защитил финансы работодателя, он должен быть не только компетентным, но и достаточно вовлечённым, относящимся к средствам компании так же серьезно, как к собственным.
Кроме того, бухгалтер должен быть мотивирован не только работать хорошо, но ещё и не работать плохо. Ошибки бухгалтера приводят к нежелательным расходам, штрафам и санкциям вплоть до ликвидации компании и уголовного преследования генерального директора или владельца.
Как соотнести критерии эффективности бухгалтерской деятельности с инструментами мотивации? Чем отличается система мотивации бухгалтеров от мотивации сотрудников других подразделений? Разбираемся в новом материале Yva.ai.
Критерии эффективности для бухгалтерской деятельности
Специфика функции бухгалтерии состоит в том, что позитивный результат работы заключается не столько в достижениях, сколько в отсутствии ошибок, которые влекут за собой финансовые потери, судебные разбирательства и другие негативные последствия.
Чтобы правильно мотивировать сотрудников бухгалтерии, давайте определим, к чему именно руководству компании необходимо подталкивать специалистов данной функции. Стандартно функция бухгалтерии распределяется по нескольким ключевым направлениям:
Критерии оценки эффективности работы бухгалтера основываются на ключевых задачах и процессах, в которых он задействован, а именно:
Критерии оценки эффективности работы главного бухгалтера – шире. В KPI главного бухгалтера входят:
Ещё одной распространённой потребностью работодателей и навыком бухгалтера, дающим конкурентное преимуществом, является умение анализировать и планировать финансово-хозяйственную деятельность компании, то есть осуществлять функционал финансового директора.
По данным журнала «Главбух», 58 % бухгалтеров не имеют такого опыта, однако 75 % работодателей предпочли бы иметь в штате специалиста с этой компетенцией. Основные причины – экономия на одной высокооплачиваемой штатной единице и избежание конфликтов между главным бухгалтером и финансовым директором.
Ещё одна желательная для владельцев и генеральных директоров компаний компетенция бухгалтера – это знание кадрового дела. Ведение кадрового документооборота тесно переплетается с работой бухгалтера, поэтому в небольших компаниях такое совмещение функционала крайне востребовано.
Порядка 67 % работодателей хотели бы сотрудничать с бухгалтером, который знает трудовой кодекс и разбирается в кадровых вопросах. При этом юридическое образование бухгалтеров для большинства работодателей, напротив, не является желательным.
Как развивать и поддерживать мотивацию сотрудников бухгалтерии?
Социальное исследование HeadHunter 3 показало, что большинство бухгалтеров пришли в профессию случайно: с детства мечтали об этой профессии только 5 % респондентов. В целом бухгалтеры удовлетворены профессией: женщины довольны больше мужчин (51 % и 41 % соответственно).
Однако не менее 40 % опрошенных сменили бы этот вид деятельности на другой при удобной возможности. То есть 4 из 10 действующих сотрудников бухгалтерии ждёт момента, чтобы уйти к другому работодателю или в другую профессию.
Большинство бухгалтеров согласно, что их работа требует терпения, устойчивости к рутине и скрупулёзной внимательности. Примерно ⅓ специалистов называет бухгалтерскую деятельность нервной, а около 10 % считает её опасной. Как мотивировать сотрудников бухгалтерии оставаться в профессии, развивать компетенции бухгалтера и сохранять лояльность компании?
Вот несколько рекомендаций, которые помогут мотивировать бухгалтеров и положительно влиять на качество их работы.
Совет #1 Используйте ступенчатую систему финансовой мотивации
Совет #2 Настройте качественный контроль функции бухгалтеров
Важнейшими для собственника точками контроля деятельности бухгалтера по версии журнала «Клерк» 7 являются:
С помощью этих точек контроля собственник и генеральный директор могут осуществлять эффективный внутренний аудит деятельности бухгалтера.
Совет #3 Дополните функционал бухгалтера кадровыми полномочиями
Предоставление бухгалтеру возможности участвовать в процессе стратегического управления организацией является ключевым мотивирующим фактором для тех специалистов, которым важна реализация их управленческих талантов.
Бухгалтер, чья роль в процессе управления финансами не ограничивается сведением цифр в отчёт для топ-менеджмента, будет стремиться к тому, чтобы выяснить, что на самом деле эти числа означают.
Чтобы определить, будет такое решение мотивировать сотрудника бухгалтерии и вдохновлять или он испугается дополнительной ответственности, полезно взглянуть на набор лидерских навыков и качеств, например, с помощью отчёта о сотруднике в системе Yva.ai.
Расширение управленческих полномочий наверняка понравится сотруднику с развитыми стилями лидерства Инноватор и Доминант. Выраженные Протекторы и Эксперты скорее предпочтут остаться в хорошо изученной ими области задач.
Совет #4 Обучайте ваших бухгалтеров
По данным журнала «Главбух», большинство работодателей предпочитает сотрудничать с опытными бухгалтерами, которые постоянно повышают квалификацию и настроены на обучение. Создать оптимальные условия для этого – правильное решение: когда компания инвестирует в знания сотрудника бухгалтерии, он чувствует, что в нём заинтересованы.
Какое обучение востребовано у бухгалтеров?
Совет #5 Не забывайте о нематериальных поощрениях
Хотите получить полезную информацию о том, как помочь сотрудникам научиться принимать обратную связь от коллег, руководителей и подчинённых? Смотрите видео Академии Yva.ai от HR-аналитика направления People Analytics Yva.ai Ксении Россомахиной. Бесплатно после регистрации!
Небольшой спойлер к видео: исключите формальный подход к обратной связи. Похвала должна быть индивидуальной, поэтому включайте в обратную связь конкретные достижения и результаты сотрудника. Также она должна не должна носить личностный оттенок: оценивать следует не личные качества, а только конкретные действия и итоги работы бухгалтера.
Мотивация сотрудников – это непрерывный творческий процесс. Чтобы воздействовать на уровень вовлечённости и удовлетворённости бухгалтера работой в компании, система мотивации должна охватывать не только материальную сторону.
Попробуйте воспользоваться рекомендациями экспертов, и тогда, возможно, ваш бухгалтер тоже однажды спасёт компанию. И даже выйдет на лёд, встанет на ворота и не пропустит ни одной шайбы, как это сделал бухгалтер хоккейного клуба Chicago Blackhawks, когда голкипер команды получил травму на разминке и не смог принять участие в матче НХЛ 8 🙂 Успехов вам!
1. Бухгалтер спас компанию от «кражи» вычетов НДС на милл ионы // Российский налоговый курьер. 2020.
2. «Топ-10 бухгалтерских навыков, с которыми вы будете нарасхват» // Журнал «Главбух». 2015.
3. Кто идёт в бухгалтеры? // HeadHunter. 2020.
4. Как мотивировать бухгалтерию: шесть правил // «Клерк». Марат Самитов. 2020.
5. KPI бухгалтера: показатели и критерии для премирования // Wiseadvice. Елена Желенкова. 2019.
6. How to Motivate Accountants and other Finance Professionals? // «Investment and Business Accountants». 2016.
7. «Восемь простых точек контроля главного бухгалтера» // «Клерк». 2020.
Оценка
Оценка деятельности бухгалтерии
Эффективность работы сотрудников может существенно меняться. Если оценить результат деятельность менеджера по продажам или строителя просто, то вот с бухгалтером ситуация значительно усложнена. Не совсем понятно, как именно осуществлять процедуру. Специально для оценки деятельности бухгалтерии выделили показатели и критерии для премирования. Однако стандарт условный. Он не закреплен в официальных документах. Можно подобрать подходящую схему под себя. Дело в том, что бухгалтерия в разных организациях существенно различается. Человек, работающий в небольшой фирме, не будет заниматься тем же, чем сотрудник крупной организации. Поэтому подбирать критерии оценки деятельности работников бухгалтерии необходимо с учетом персональных особенностей.
Компания Бухгалтер РФ готова подобрать критерии для премирования специально для клиента. Дополнительно могут быть разработаны стандарты, в соответствии с которыми будет проходить оценка деятельности.
Критерии оценки деятельности работников бухгалтерии
Чтобы оценка эффективности деятельности бухгалтерии была справедливой, необходимо определиться с критериями. В основу необходимо взять процессы, в которых принимает участие бухгалтер. Основанием для премирования могут стать:
отсутствие претензий со стороны налоговых органов;
своевременное предоставление отчетности;
минимизирование количества штрафов или их размеров;
подготовка первичной документации без ошибок;
своевременное выставление счета-фактуры;
быстрый и грамотный расчёт заработной платы.
Изначально список может показаться странным. Дело в том, что бухгалтер и так обязан предоставлять отчетность, правильно определять размер налогов и заработной платы. Зв это специалистам предоставляют денежные средства. Фактически получается, что владелец бизнеса обязан поощрять сотрудников, если те выполняют свою работу хорошо и не допускают ошибки. Однако в этом кроется суть работы бухгалтеров. Их деятельность незаметна, пока ошибки отсутствуют. Поэтому основанием для премирования выступает работа без нарушений и претензий.
Перевод бухгалтерии на аутсорсинг приводит к тому, что критерии, которые ранее выступали поводом для начисления поощрения, являются стандартным бухгалтерским обслуживанием. Доплачивать за отсутствие ошибок и штрафов не нужно. Аутсорсинговая компания может потерять денежные средства, если допустит ошибку. Дело в том, что аутсорсер несёт ответственность и выплачивает денежные взыскания из своего бюджета.
Если присутствует потребность в переводе организации на аутсорс, воспользуйтесь услугами компании Бухгалтер РФ. Мы работаем с учётом строго установленных регламентов. Наши специалисты соблюдают сроки сдачи отчётности, производят расчет налогов с учетом норм законодательства. Вся процедура заранее согласовывается с клиентом.
Если компания содержит штатного сотрудника, но не хочет переплачивать, стоит использовать стандартную схему. Для этого назначают маленький оклад и изменяющуюся часть, напрямую зависящую от выполненных показателей. Если специалист будет хорошо выполнять возложенные на него задачи, он получит большую заработную плату, если плохо, то маленькую. Альтернативой выступает предоставление премии в отчетный период. В этот момент нагрузка на бухгалтера существенно возрастает. Всё остальное время специалист получает только оклад.
Подготавливая перечень критериев, необходимо исключить из них показатели, на которые специалист повлиять не может. Заслуги сотрудника нужно оценивать по четким показателям. Нельзя устанавливать размытые основания. В ином случае установленные критерии не будут хорошо стимулировать специалиста к качественной работе.
Не нужно придумывать большое количество показателей. Для сотрудника, не занимающего руководящую должность, достаточно 5 критериев. На практике наградить премией могут весь отдел. В этом случае необязательно делать сумму на равные части по количеству сотрудников. Руководитель может учесть так наживаемый коэффициент участия. Он продемонстрирует, какой вклад внес каждый специалист в общее дело. На основании данных можно определить долю сотрудника в премии. Стандартный перечень критериев можно дополнить:
работой вне стандартного графика;
участием в обучении новичков;
работой по корректировке ошибок, допущенных представителями других подразделений и выполнением иных функций.
Перечень не является исчерпывающим. Можно дополнить его иными показателями. Чтобы составить максимально грамотный список, стоит обратиться к профессионалам.
За что можно премировать главного бухгалтера
Критерии оценки эффективности деятельности работников бухгалтерии существенно отличаются от аналогичного перечня, актуального для главного бухгалтера. Дело в том, что от него напрямую зависит работа всего отдела. Специалист выполняет более сложные задачи. От его деятельности напрямую зависят доходы и расходы компании. Поэтому необходимо внимательно подходить к подбору критериев. Основаниями для премирования способны стать:
своевременная подготовка и сдача отчётности;
нет неточностей при расчёте и начислении выплат сотрудникам;
уменьшение размера дебиторской задолженности;
отсутствие ошибок при заполнении отчётной документации или их минимальное количество;
нет денежных взысканий со стороны контролирующих органов или минимальное количество штрафов;
сокращение издержек организации;
в течение отчетного периода клиенты и контрагенты не жаловались на работу специалиста;
положительный результат проведения налоговой оптимизации.
Перечень также можно менять с учётом персональных потребностей компании.
Как оформить премию бухгалтеру
Когда оценка эффективности деятельности бухгалтерии проведена, необходимо грамотно оформить порядок выплат денежных поощрений. Особенности выполнения процедуры фиксируются в локальных нормативно-правовых актах.
Документация также должна быть подготовлена грамотно. Компания Бухгалтер РФ готова осуществить разработку локальных нормативных актов. Наши специалисты могут прописать в них критерии оценки деятельности сотрудников. Дополнительно может быть осуществлено составление кадровых документов, оформление приказов и расчёт выплат.
Установка четких показателей для поощрения улучшит работу сотрудников. Если обязанности бухгалтера возложены на аутсорсинговую компанию, потребность в поощрении отсутствуют. Стимулировать сотрудников должен работодатель. Клиент может рассчитывать на получение качественной услуги.
Стоимость оценки деятельности бухгалтерии
Стоимость услуг по разработке критериев для оценки деятельности работников бухгалтерии может существенно различаться в зависимости от сложности работы и её объёма. Если вы хотите уточнить цену, закажите предварительную консультацию в компании Бухгалтер РФ. Наши специалисты разъяснят, как оценивать деятельность бухгалтерии, а затем помогут выбрать критерии, в соответствии с которыми необходимо проводить процедуру. У нас вы можете заказать одноразовую услугу или воспользоваться комплексным обслуживанием. Дополнительно мы предоставляем услуги по аутсорсингу бухгалтерии.
Как подобрать основание для премирования, чтобы расходы не урезали?
Премия по ТК
Основания для премирования работников, порядок и сроки его проведения устанавливает сама конкретная фирма своими внутренними документами (ст. 135 ТК РФ).
Для налогового учета выплата премий за те или иные показатели должна быть предусмотрена Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о премировании, коллективным или трудовым договором. Только в этом случае ее можно отнести к расходам при расчете налога на прибыль. Если таких документов нет, то сумму премии при налогообложении прибыли не учитывают, даже если она выплачена на основании приказа директора (п. 21 ст. 270 НК РФ).
Самая распространенная система премирования – так называемое общее премирование. Размеры, как правило, невысокие – либо в процентах от оклада, либо в фиксированных суммах. Премия назначается общим приказом по итогам месяца или квартала. Могут быть определены сотрудники, допустившие нарушения и лишенные премии.
Формулировки приказов весьма однообразны:
Другой вариант премирования – поощрение не всех сотрудников, а наиболее отличившихся. И размеры премий в этом случае повыше, они могут быть даже больше оклада. При индивидуально ориентированном премировании поощряют, как правило, не за период, а за конкретные успехи. В приказе должна быть наиболее точная формулировка достижения.
Вот здесь-то компании чаще всего и попадаются.
Налоговики изучают основания для премирования и очень часто находят причины отказов в принятии расходов и доначисляют налог, подводя это под экономическую необоснованность.
Формулировки приказов на премирование не должны быть расплывчатыми. Из них должно следовать, что сотрудник премируется за то, что он принес максимальную пользу компании.
Убыток – не повод для отказа от премирования
Многие компании премируют своих самых ценных сотрудников даже при получении убытков.
В такой ситуации инспекция наверняка будет снимать расходы, как необоснованные. Можно ли им как-то противостоять?
Можно. Главный аргумент: премия назначена не за прибыльность бизнеса, а за другие достижения, которые способствовали увеличению выручки.
Варианты можно придумать разные, к примеру:
При этом важно в приказе расписать конкретно, какой и с кем был заключен выгодный контракт, какое конкретно срочное или особо сложное задание сотрудник выполнил и т. д.
Постановление АС Поволжского округа от 17 февраля 2015 г. № Ф06-20220/2013 демонстрирует, что при премировании работника за внедрение новых моделей продукции нужно иметь детализированную информацию о них, а также о новых источниках финансирования, появившихся в связи с их внедрением.
Главное, чтобы было ясно: премия выписана не за увеличение или достижение прибыли в работе фирмы, а за увеличение выручки. То есть это другой показатель деятельности. Даже при увеличении выручки по итогам периода может быть получен убыток.
Лучше, если в документах на премирование говорится не о прибыли, а о выручке. Инспекции будет сложно это опровергнуть, а тогда и доначисление налога можно будет оспорить (см., к примеру, постановление ФАС Московского округа от 6 февраля 2014 г. № А40-33091/13).
Если не достигнут результат, за который положена премия
Наличие убытка – это не единственное основание, по которому налоговики могут снять расходы на премии.
Другая причина, на которой компании как раз попадаются довольно часто – это премирование по показателю, который не достигнут.
Вот довольно яркий пример.
Работника премировали «за урегулирование отношений с контрагентом». Налоговики установили, что приказ с такой формулировкой противоречит другим документам. Действительно: фирма судилась с контрагентом, но спор проиграла. А в чем при этом заключается «урегулирование отношений», пояснить не смогла.
Вывод, который поддержали суды: премия выдана без оснований и является экономически не оправданной (Постановление АС Московского округа от 20 октября 2017 г. № А40-163997/2016).
А как же стоило написать? Можно было подойти по-другому, указав другие достижения этого же работника в этом же деле. Например, ведение переговоров с контрагентом, в результате чего тот отозвал часть своих претензий; общая отсрочка даты окончательных расчетов, которая выпала на период, когда фирма преодолела период временных финансовых трудностей и т. д.
Конечно, все это нужно еще и подтвердить документально: перепиской, отчетами, справками и др.
Помните: премируя работников, важно правильно подобрать основание для поощрения и обеспечить документальное подтверждение. Тогда расходы не снимут.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Показатели для премирования работников бухгалтерии
Критерии и порядок премирования главного и рядового бухгалтера
От системы поощрения (премирования) (СП) на предприятии напрямую зависит производительность труда. Если она будет грамотно разработана, это действительно повысит заинтересованность сотрудников. Под поощрением следует понимать признание успехов работника в профессиональной деятельности, которое совершается публично.
Если на предприятии система стимулирования труда (ССТ) недостаточно развита, это приводит к тому, что нерадивые и добросовестные работники находятся в равных положениях. В современном обществе СП на предприятиях зависит от финансового положения конкретного работодателя.
Проводя поощрения, работодатель обязан руководствоваться нормами трудового законодательства. Поощрения должны быть доступны любому работнику предприятия и быть систематическими. Причем работники должны знать, за какие результаты в профессиональной деятельности их поощряют.
Насколько выше результативность труда конкретного работника по сравнению с другими, настолько больше должен быть размер его поощрения. Проводить поощрения необходимо гласно и открыто по результатам работы за месяц или неделю, потому что более длительные сроки приводят к потере интереса к труду.
Когда проводится какое-либо поощрение, все работники должны быть оповещены об этом. Несмотря на то, что характер и величина поощрения зависят от степени участия конкретного сотрудника в работе целого предприятия, вся СП в целом должна быть справедливой по отношению ко всем. В СП должны сочетаться 2 вида стимулирования работников к труду: моральное и материальное.
Трудовым законодательством предусмотрено поощрение работников в виде объявления благодарностей, выплаты премий, преподношения ценных подарков, вручения грамот или награждения званием лучшего. Зарплата (оклад) вместе с компенсационными и стимулирующими выплатами составляет вознаграждение за труд.
Самым действенным и распространенным видом материального поощрения является премия. Так от эффективности работы бухгалтеров зависит правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, своевременность подачи отчетности и многое другое, что позволяет избежать штрафных санкций. Но премирование бухгалтера не может отличаться от поощрения иных сотрудников, хотя именно эта категория работников не приносит прибыли предприятию.
Положение о поощрении работников предприятия
СП, которая является частью системы оплаты труда (СОТ), должна быть установлена на предприятии коллективным или иным договором, локальным нормативным актом. Положения этих документов должны соответствовать Трудовому кодексу и нормам трудового права. Хотя в ТК нет прямого указания на необходимость разработки Положения о премировании, но большинство работодателей предпочитают использовать его.
При наличии такого документа работодателю легче аргументировать свои решения в отношении выплаты премий. Это также увеличивает шансы работодателя в спорах с налоговой, когда речь заходит об отнесении премиальных на расходы предприятия.
Положение не должно являться формальным документом, но обязано отражать реальную политику предприятия. Его необходимо составить с учетом технологических, производственных и организационных особенностей работы. ТК не предусмотрено использование унифицированной формы, поэтому каждой организации можно разработать Положение произвольно.
Его можно оформить в виде:
Большинство организаций предпочитают его оформлять в виде локального нормативного акта. Когда предприятие крупное, то разработанное Положение применяется не только головным офисом, но и подразделениями. Если на предприятии предусмотрено отдельно поощрение различных категорий работников или проектов, то удобнее для каждого вида премии разработать отдельное Положение.
Документ может иметь установленный срок действия. Если он представляет собой часть коллективного договора, то действие прекращается вместе с ним, когда оформляется в виде локального акта, то является бессрочным документом.
Вводится Положение на основании приказа, с которым знакомят всех сотрудников, т. к. документ относится к СОТ, они должны выразить свое согласие с новыми условиями. Согласие работников можно оформить дополнительными соглашениями к их трудовым договорам, но чаще всего бывает достаточно подписи в приказе. В приказе работодателю следует указать, почему он изменяет СОТ.
Самим Положением следует установить:
С момента, как Положение будет введено на предприятии, во вновь заключаемых трудовых договорах следует делать на него ссылку. Министерство финансов указывает, что если работников премируют на основании Положения и трудовых договоров, то оформлять приказ в каждом случае по ф. Т-11 и Т-11а необязательно.
Размер премии главного или рядового бухгалтера, как и других категорий работников, должен быть конкретизирован, это твердая сумма или процентное отношение к определенной базе.
Если для расчета трудно использовать количественные показатели, то лучше в Положении указать высший и низший пределы. В качестве дополнительных критериев можно указать стаж работы на предприятии, выполнение сложных видов работ, другое. Бессрочное Положение может действовать до момента, пока не будет принят новый локальный акт для регулирования вопросов поощрения.
Если Положением приняты какие-то требования по выплате премии, например, по итогам года, то директор не вправе это отменить. Премия должна быть начислена, несмотря на финансовое положение предприятия. За задержку по выплате работодатель несет ответственность в виде процентов, которые требуется дополнительно выплатить работникам.
Отменить будущую премию руководитель может только при условии изменения СОТ на предприятии, с указанием причины и новых правил в трудовых договорах. Об этом работодатель уведомляет работников в письменно за 2 месяца. Возможно также уменьшение размера премии конкретным работникам, например, за нарушение трудовой дисциплины или производственный брак, но данный порядок также необходимо предусмотреть в тексте Положения.
Основания для премирования бухгалтера
Каковы основания для выплаты премии отделу бухгалтерии, который способствует слаженности работы всех процессов предприятия:
Показатели
Отсутствие ошибок в работе и слаженность действий всего бухгалтерского отдела – вот основные критерии для начисления премии. Важно также понимать, что в работе бухгалтера, как и любого другого работника, нельзя избежать ошибок, но насколько быстро они могут быть устранены без последствий для предприятия — имеет огромное значение.
Показатели премирования бухгалтера на предприятии должны быть правильно установлены, для примера можно взять такой перечень:
Показатели для начисления премии бухгалтеру чаще всего не имеют четких рамок.
Если на предприятии трудится один бухгалтер, то выделенная премия достанется полностью ему. Если штат сотрудников отдела бухгалтерии составляет несколько человек, то премия должна быть распределена между ними. Коэффициент трудового участия применяется исходя из того, сколько работы было выполнено каждым бухгалтером.
Трудовое участие – это не только слаженное выполнение определенной работы всем коллективом, но и подмена отсутствующего сотрудника. В таком случае премия должна быть начислена тому бухгалтеру, который достаточно длительно трудился, выполняя обязанности двух работников.
Нередко отделу бухгалтерии приходится выполнять дополнительные функции, особенно если «кадров» на данный момент на предприятии не хватает. По распоряжению директора на ответственных сотрудников возлагаются обязанности секретаря, менеджера, оператора, других работников. Если бухгалтер не получает систематически оплату за исполнение дополнительных рабочих обязанностей, его требуется время от времени премировать.
Больничный лист умершего сотрудника предоставляется в любом случае, т.к. на его основании оплата поступит родственникам умершего.
Специалисты также расскажут, когда допустима приостановка работы в связи с невыплатой зарплаты.
За наставничество
Передавать свои знания новым сотрудникам отдела бухгалтерии чаще всего приходится главному бухгалтеру. Поэтому его систематическое поощрение наиболее часто встречается в Положениях о премировании, которые разрабатываются предприятиями самостоятельно.
Наставничество – несвойственная функция для бухгалтера, т. к. он не обучался этим навыкам специально. Грамотный работодатель мотивирует через премирование бухгалтера его желание помогать «новичкам».
Документальное оформление
Любая хозяйственная деятельность, включая выплаты зарплаты и премиальных, должна оформляться документально.
Для осуществления выплаты на предприятии необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
Записи в трудовых по поводу поощрений производятся в особых случаях, если:
Делать записи о премиях, которые сотрудники получают регулярно, в трудовой не нужно.
Образец служебной записки
Под служебной запиской понимается документ, который подчиненный адресует руководителю с предложением, замечанием или прошением. Записка относится к внутренним документам предприятия.
Она может быть представлена на рассмотрение в виде:
Унифицированной формы для ее оформления не существует, но в документ следует обязательно внести:
Помимо руководителя отдела, записку о прошении премирования может оформить профсоюз или совет коллектива.
В отношении работника в основной части документа следует указать:
Подающий записку также должен отразить рабочую ситуацию, которая сложилась на данный момент, и указать заслуги работника по решению производственных вопросов. Служебная записка должна пройти путь согласования и для начала быть зарегистрирована в журнале входящей документации.
После того как руководитель рассмотрит прошение, он вынесет свою резолюцию – премировать бухгалтера или отказать. Свое решение он оформляет собственноручно на документе. Если будет принято положительное решение, отдел кадров оформляет приказ.
Пример приказа
Премии выплачиваются с различной регулярностью, обычно по результатам месяца, квартала или года, дополнительно в этих промежутках могут осуществляться иные поощрения.
Для формирования приказа необходимо:
Премиальные приказы могут оформляться по:
Независимо от разновидности приказ имеет общую структуру:
«Шапка» | Сюда входит наименование предприятия, дата оформления и номер приказа, его название. |
Основная часть | Должно содержаться распоряжение директора. |
Заключение | Закрепляется подписью руководителя предприятия и работников, которых премируют. |
В основной части приказа помимо распоряжения содержатся:
Налогообложение
От вида премиальных зависит специфика налогообложения. Если, к примеру, премия выплачивается за производственные показатели, то она включается в зарплату и относится на расходы, связанные с обычной деятельностью.
Премии разового или регулярного характера относятся на себестоимость, работодатель обязан их выплачивать на основании СОТ, установленной на предприятии. Поощрения, не связанные с производством, нельзя считать частью зарплаты, поэтому их учитывают в составе прочих расходов.
Если источником финансирования выплаты являются фонды и решение о премировании принимает собственник предприятия, то их следует относить к нераспределенной прибыли за предшествующие годы. Производственные премии связаны с получением доходов, а непроизводственные не зависят от исполнения профессиональных обязанностей и не могут учитываться в налоговых расходах.
Несмотря на то, какой режим налогообложения использует предприятие, премиальные, выплачиваемые из чистой прибыли, необходимо обложить:
Налогоплательщиками в данном случае выступают лица, получающие доход в виде премии. Не облагаются налогами только премии, которые получены за достижения в области искусства, науки или культуры и др.
Продление больничного листа по беременности и родам может быть допустимо только после указания врача.
«УТВЕРЖДАЮ»
Генеральный директор
ОАО «Компания» ОАО «Компания»
ПОЛОЖЕНИЕ
о премировании работников бухгалтерии
ОАО «Компания».
Вводится с 1 декабря 2017 года
Настоящее премиальное положение распространяется на главного бухгалтера и работников отдела бухгалтерии.
2. Показатели премирования
2.1. Основными показателями премирования работников бухгалтерии являются:
2.1.1. Соблюдение сроков исполнения технологической карты информационных потоков и документооборота в «1С – Бухгалтерия» и «1С – Заработная плата». Максимальный размер премии за данный показатель – 30%. Выполнение данного показателя оценивается за период, предшествующий отчетному. Оценку выполнения осуществляют ПЭО и главный бухгалтер. За нарушение сроков, установленных технологической картой, премия работника, виновного в нарушении сроков, уменьшается от 10 до 30% в зависимости от количества дней отклонения от сроков.
В случае закрытия отчетного периода до 17 числа месяца, следующего за отчетным и установлении константы «дата запрета редактирования документов» в информационной системе «1С Бухгалтерия» до 20 числа месяца следующего за отчетным размер премии за данный показатель увеличивается на 10 %.
2.1.2. Отсутствие нарушений порядка и сроков предоставления бухгалтерской, налоговой и прочей отчетности по утвержденным формам в соответствии с действующими нормативными актами за период, предшествующий отчетному. Максимальный размер премии за данный показатель – 10%. Контроль выполнения данного показателя премирования осуществляют директор по экономике и главный бухгалтер. За каждое выявленное нарушение сроков премия виновного работника уменьшается в зависимости от важности отчета по решению руководителя от 50 до 100% в относительном значении.
2.2. Дополнительными показателями премирования являются:
2.2.1. Для всех работников бухгалтерии и главного бухгалтера – отсутствие ошибок по ведению бухгалтерского учета за период, предшествующий отчетному после установления константы «дата запрета редактирования документов» в информационной системе «1С Бухгалтерия». В случае обнаружения ошибок премия работнику за основной показатель, установленный пунктом 2.1.1. уменьшается от 30 до 100% в относительном значении в зависимости от существенности ошибки, размер снижения устанавливает главный бухгалтер.
2.2.2. Для кассира – отсутствие превышения лимитов остатков денежных средств в кассе предприятия за отчетный месяц. Контроль выполнения данного показателя осуществляет главный бухгалтер. Если в отчетном периоде зафиксировано нарушение, премия за основные показатели уменьшается на 50% в относительном значении.
2.2.3. Для бюро расчетов по зарплате – своевременность подготовки к выдачи расчетных листков. Контроль выполнения данного показателя осуществляют главный бухгалтер и начальник ПЭО. В случае нарушения сроков, премия за основные показатели уменьшается на 30% в относительном значении.
2.2.4. Для бюро общего учета – своевременность подачи документов для оплаты налогов и иных обязательных платежей в финансовый отдел. Контроль выполнения данного показателя осуществляют заместитель директора по экономике и начальник финансово-бюджетного отдела. В случае нарушения сроков, премия за основные показатели уменьшается на 30% в относительном значении.
2.2.5. Для бюро учета материалов, бюро учета затрат и бухгалтера по учету готовой продукции – итоги ежегодной инвентаризации состояния основных средств, материалов и готовой продукции. В случае удовлетворительных итогов инвентаризации (качественно и в срок, указанный в приказе, а так же оперативного и своевременного составления фактических остатков на складе и сличительной ведомости в течение 7 дней со дня проведения инвентаризации.
2.2.6. Размер дополнительной премии устанавливает директор по экономике по предоставлению главного бухгалтера. В случае неудовлетворительных итогов инвентаризации фактический размер премии за основные показатели снижается от 30 до 100 % по решению директора по экономике. За данный показатель премия рассчитывается один раз в год.
2.2.7. Для всех работников бухгалтерии и главного бухгалтера – результаты выездных налоговых проверок. Размер дополнительной премии устанавливает директор по экономике.
Премия главному бухгалтеру рассчитывается как средний процент премии всех работников бухгалтерии с коэффициентом 0,5.
Порядок начисления премии
Ежемесячно, до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, в ПЭО предоставляется «Отчет о выполнении показателей премирования работников бухгалтерии» (приложение №1), на основании которого экономист ПЭО рассчитывает процент премии каждого работника бухгалтерии и главного бухгалтера и готовит приказ о начислении премии за отчетный период.
Начальник планово-экономического отдела П.П. Планировщиков
Директор по экономике Э.Э. Экономный
Главный бухгалтер Г.Г. Бухгалтеров
За что бухгалтер может получить премию
Сотрудники других служб и персонал всегда обращает внимание на огрехи в работе бухгалтерии:
Если же бухгалтерская служба работает таким образом, что подобные замечания отсутствуют, это говорит о хорошей организации труда и соответствующей квалификации бухгалтерского персонала. Речь совсем не идет о том, что бухгалтерия не ошибается. От ошибок никто не застрахован. Главное — вовремя обнаружить и исправить ошибку. Если ошибка, допущенная бухгалтером, не отразилась на деятельности других структурных подразделений или не повлекла за собою штрафных санкций со стороны проверяющих органов, можно сказать, что в бухгалтерии порядок.
И тут встает вопрос:
Размер заработная плата бухгалтера должна быть на уровне средней нормы по отрасли или среднегородской зарплаты на аналогичном предприятии.
Если бухгалтер будет получать только оклад, он в какой-то момент начнет думать, что ему недоплачивают. Поэтому, окладно-премиальная система труда предпочтительней.
В каких случаях бухгалтеру может быть начислена премия?
Чтобы замотивировать бухгалтера, по окончании отчетного периода можно выплатить премию за интенсивность труда в отчетный период.
В бухгалтерской работе тоже существует сезонность. Во время сдачи отчетности нагрузка на бухгалтерию увеличивается. Сроки сдачи отчетности срывать нельзя, это грозит штрафными санкциями. Бухгалтеру необходимо не только делать текущую работу, но и подготовить отчетность. Интенсивность труда бухгалтера в это время возрастает. Хорошо, если этот факт будет учтен работодателем и бухгалтеру будет выплачена премия.
Если бухгалтерская служба состоит из нескольких человек, необходимо распределить выделенную суммы премии в зависимости от коэффициента трудового участия каждого работника (больше сделал-больше получил).
Замена отсутствующего работника и частичное выполнение обязанностей отсутствующего работника должна компенсироваться.
Существует объективная необходимость замены отсутствующего работника на период отпуска или болезни. Нельзя останавливать рабочий процесс, поэтому на время отсутствия работника его коллеги выполняют часть необходимой работы. Если замещение отсутствующего работника не будет оплачено, в следующий раз не найдется желающих остаться после работы, особенно это касается отчетного периода.
Выполнение несвойственных бухгалтерии функций, составление или исправление первичных документов за менеджеров должно быть вознаграждено. Наставничество должно быть вознаграждено.
Нередко бухгалтерия выполняет несвойственные ей функции. Речь даже не идет о заказе канцелярии или воды в офис. Порой менеджеры по несколько раз переделывают одни и те же документы, приносят бухгалтеру на подпись, бухгалтер проверяет, находит ошибки, менеджер исправляет одни ошибки и допускает другие. И так несколько раз. В таких случаях, менеджер должен сначала показать документ своему непосредственному руководителю, завизировать у него и только после этого передать в бухгалтерскую службу. На практике же получается, что бухгалтер тратит свое рабочее время на проверку работы менеджера, вместо того, чтобы обрабатывать первичные документы, изучать законодательство, анализировать данные учета и отчетности. Этот факт быть компенсирован следующим образом. Премия менеджера должна быть несколько снижена. Бухгалтера хорошо бы поощрить.
Часто бухгалтера передают друг другу свой опыт, обучают друг друга. Обычно так происходит, если одному из специалистов необходимо уйти в отпуск или штатный сотрудник переводится на более высокую должность, а на его место принят работник, которого необходимо не просто ввести в курс дела, а научить и показать. Наставничество всегда приветствуется работодателем. Чем больше бухгалтеров умеют работать на всех участках, тем спокойнее работодателю. В случае, если какой-то бухгалтер пожелает покинуть компанию, на его место можно всегда найти человека из числа своих же бухгалтеров.
За что бухгалтеру может быть снижена премия?
Премия может быть снижена за допущенные ошибки, которые имели негативные результаты, за неисполнение указаний директора или руководителя бухгалтерской службы, за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.
Как определить размер премии?
Не стоит забывать, премия не обязательно должна быть большой. Одна тысяча рублей — это тоже премия. Премия-поощрение за проявленные старания в работе, за наставничество.
Важно, чтобы работник не принимал премию как должное. В противном случае, однажды не получив премию он начнет думать, что работодатель ему не доплачивают.
Если премия выплачивается за “переработки”, то есть за то, что сотрудник выполнил часть работы своего коллеги, заместил отсутствующего работника, необходимо рассчитать возможный размер премии исходя из оклада работника и времени переработок.
Если премия выплачивается за интенсивность труда в периоды сдачи отчетности, то можно предложить такую схему расчета. Предполагаемую ежемесячную заработную плату разделить на две части: оклад и премия. Оклад платить ежемесячно. Премию аккумулировать и выплачивать за тот месяц, в котором сдавалась отчетность (по итогам сдачи отчетности).
Все принятые в компании системы оплаты труда должны быть описаны в Положении по оплате труда и Положении о премировании. Заключая трудовой договор с работником, необходимо указать оклад, установленный работнику и возможность начисления премий по результатам работы.
Для чего, согласно ТК РФ, выплачивается премия работнику?
Нормой закона, определяющей, что такое премия, является часть 1 статьи 129 ТК РФ. Согласно ее положениям, премия — это выплата поощрительного либо стимулирующего характера. Название такой выплаты может изменяться, но ее целевое назначение сохраняется.
При этом важно помнить, что ТК РФ не обязывает администрацию организации выплачивать премии своим сотрудникам. Основания для премирования работников. порядок и сроки его проведения статья 135 ТК РФ относит к компетенции конкретной организации, которая вправе определять все это своими внутренними документами. Несмотря на подобный «пробел» в трудовом законодательстве, система премирования действует практически повсеместно, так как заинтересованность каждого работника в результатах труда — это лучшая гарантия общей успешности организации.
На практике применяется несколько систем премирования. Наиболее распространено в России общее премирование, когда поощрительные выплаты выплачиваются почти всем сотрудникам при отсутствии недостатков в работе с их стороны, размер доплаты при этом может быть как фиксированным, так и зависящим от величины оклада.
Более гибкий вариант основан на тщательной оценке вклада каждого работника в общий результат. При таком подходе премию могут получать далеко не все сотрудники, а лишь наиболее успешные, принесшие максимум пользы организации. Размеры премиальных в таком случае могут даже значительно превышать сумму оклада поощренного работника.
Главный плюс системы индивидуального премирования — это поощрение конкретных качеств сотрудника, результата, который организация ожидает от своих работников. Именно в этом максимально проявляется стимулирующий характер подобного рода выплат, так как прочие сотрудники будут стремиться выполнять свои обязанности лучше, имея перед собой реальный пример.
Условия для назначения премии, примеры формулировок
Условия премирования определяются исходя из сложившейся на предприятии схемы поощрения сотрудников. При применении общего премирования главным условием является выполнение определенных (зачастую усредненных) показателей, завершение работ в назначенные сроки и т. п. При успешном выполнении плана работ премия назначается общим приказом по итогам месяца, квартала или иного периода. Одновременно определяется перечень сотрудников, которые допустили какие-либо нарушения, лишающие премиальных.
Формулировки приказов о премировании в таких случаях довольно однообразны:
При использовании индивидуально ориентированной системы премирования выплата премии может не определяться временным периодом, а выплачиваться за конкретные успехи. Соответственно, приказ о премировании одного либо группы сотрудников будет содержать точную формулировку достижения:
За что можно дать дополнительную премию?
Для предприятия, работающего на перспективу, важно не только своевременное выполнение плановых показателей, но и побуждение сотрудников к профессиональному росту, улучшение имиджа компании, привлечение к сотрудничеству большего числа партнеров, укрепление своих позиций по отношению к конкурентам. Достигаться подобные цели могут различными путями, в том числе посредством учета индивидуальных достижений работников, на стимулирование которых и направлена система премирования.
Успешное участие сотрудников в различных выставках, конкурсах, программах развития — это огромный плюс к имиджу предприятия. Совершенно логично проведение различных конкурсов с последующим материальным стимулированием и внутри отдельно взятого предприятия. При разумном подходе экономический эффект от повышения мастерства сотрудников, улучшения качества работы, слаженности коллектива будет на порядок больше затраченных на премирование средств.
Формулировки для премирования сотрудников в этом случае могут просо описывать достижения служащих, например:
Еще один способ улучшения микроклимата в коллективе и повышения ответственности за результат каждого работника — выплата индивидуальных премий, приуроченных к значимым датам в жизни работника (рождению ребенка, вступлению в брак, юбилею и т. п.).
Значимый аспект деятельности компании — стремление к сохранению квалифицированных и опытных работников. Премирование за верность компании, многолетнюю успешную работу в ней, поощрение трудовых династий, создание условий для их появления — все это имеет большое значение.
Содержание приказа о назначении премии
При составлении приказа, посвященного премированию, рекомендуется использовать унифицированную форму Т-11 (для премирования группы сотрудников — Т-11а), утвержденную постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении…» № 1 от 05.01.2004.
Помимо стандартных реквизитов организации при заполнении данной формы вводятся следующие данные:
При указании формулировки можно воспользоваться как одной из конструкций, указанных в нашей статье, так и придумать собственный вариант. Стоит помнить, что каких-либо специальных требований к подобным формулировкам ТК РФ не предъявляет, оставляя данный вопрос на усмотрение руководителя организации.
Как видите, формулировки могут быть различными и зависят лишь от оснований для премирования и мнения руководства. Закон требований к формулировкам не предъявляет — главное, чтобы из текста было понятно, за что выплачивается премия.
Что брать за показатели эффективности
За что можно премировать главного бухгалтера
Как оформить премию бухгалтеру
Кому подходит эта статья: собственникам бизнеса, которые хотят разработать систему мотивации для сотрудников бухгалтерии и тем самым повысить эффективность их работы.
Простыми словами KPI – это показатели эффективности, по которым можно определить, насколько хорошо работает сотрудник, отдел, компания. К этим показателям привязывается переменная часть вознаграждения сотрудника, а попросту говоря, премия.
Бухгалтер не влияет напрямую на прибыль компании, поэтому рассчитать его KPI сложнее, чем, например, менеджера по продажам или работника у станка. Эффективность последних можно измерить количеством продаж или выработанных деталей сверх нормы, а что будет показателем эффективности бухгалтера? Поговорим об этом в нашей статье.
Сразу оговоримся, что стандартов в этом вопросе нет и быть не может. Вы можете найти пример в интернете, но в любом случае его придется адаптировать под себя. Функции бухгалтера в разных компаниях сильно отличаются. У единственного бухгалтера небольшой торговой фирмы это будут одни функции, а у бухгалтера отдела учета основных средств крупной производственной компании – совсем другие. Поэтому отталкиваться нужно от функций бухгалтера именно в вашей компании.
Вовсе необязательно привязываться к термину KPI, выдумывать большое количество показателей и применять сложные методики расчетов, чтобы оценить работу бухгалтера. Для того, чтобы система работала и мотивировала, нужно определить самые значимые показатели и их вес в общей сумме премии.
Что брать за показатели эффективности
За основу нужно взять основные процессы, в которых участвует бухгалтер.
Наградить бухгалтера можно за:
Как видите, список выглядит немного странным, потому что вовремя сдавать отчетность и правильно считать налоги и заработную плату – это обычные стандарты работы бухгалтера, за которые он получает зарплату. Получается, что собственнику бизнеса приходится платить премии за то, чтобы бухгалтеры не ошибались и не пришлось платить штрафы. Но это специфика работы бухгалтеров – их работа не видна, пока нет ошибок. Поэтому система показателей для бухгалтера в основном строится на отсутствии ошибок, штрафов, нарушений и претензий.
Если вы передаете бухгалтерию на аутсорсинг, то все, за что премируют штатную бухгалтерию – соблюдение сроков отчетности, отсутствие ошибок и претензий от контролеров и т.д., – является стандартом обслуживания в рамках абонентской платы. Не нужно доплачивать за то, что не было ошибок и штрафов, за то, что подготовили годовой отчет и т.д. Наоборот, аутсорсинговая компания сама теряет деньги, если ошибается, потому что несет ответственность и платит штрафы из своего кармана. Бухгалтеры 1С-WiseAdvice работают по строго прописанным регламентам. Сроки сдачи отчетности, суммы налогов и т.д. заранее согласовываются с клиентом.
Чтобы не переплачивать за то, что и так должно быть сделано, некоторые компании применяют такую схему: назначают небольшую фиксированную зарплату бухгалтеру и переменную часть, которая зависит от выполнения показателей. Таким образом, если бухгалтер работает хорошо, он получает обычную зарплату, а если плохо – маленькую. Например, оклад 20 тысяч и премия – от 0 до 35 тысяч.
Другой вариант – премия выплачивается только в отчетные периоды, когда нагрузка на бухгалтера возрастает, а все остальное время он получает только оклад.
Главное, чтобы в списке показателей не было тех процессов, на которые бухгалтер повлиять не может. А еще показатели должны быть измеримыми, а не размытыми. Иначе это будут показатели ради показателей, мотивировать бухгалтера работать хорошо они не будут.
Пример из практики
У одного нашего нынешнего клиента показатель премирования штатного бухгалтера был прописан так: «Высокая результативность выполнения наиболее сложных (внеочередных) работ и достижение высоких показателей». Что значит высокая результативность? Какие высокие показатели? Что конкретно должен делать бухгалтер, чтобы получить премию по этому пункту? Вот яркий пример формального подхода к разработке KPI, когда ничего непонятно и есть место субъективной оценке. А вот формулировка «Своевременная выдача расчетных листов и отсутствие ошибок в расчете заработной платы» звучит уже конкретнее. Бухгалтер знает, что получит часть премии за то, что вовремя выдал «расчетки» и правильно посчитал зарплату.
Не стоит придумывать десятки показателей, для рядового бухгалтера достаточно пяти.
Вот как может выглядеть чек-лист для расчета премии обычного бухгалтера