За что пушкина отправили в южную ссылку

200 лет с начала южной ссылки А.С. Пушкина. За что его отправили в ссылку и какие произведения были написаны им в Бессарабии

Пушкин был отправлен в южную ссылку за написание едких эпиграмм на власть, которые сам Александр I назвал «возмутительными стихами». Благодаря помощи Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского и П. Я. Чаадаева писатель получил от царя снисхождение, и вместо ссылки в Сибирь А. С. Пушкин уезжает в южные губернии.

По данным исследователей, великий русский поэт в Кишиневе начал и задумал более 220 сочинений. В их числе: «Черная шаль», «Узник», «К Овидию», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», а также шестнадцать первых строф романа «Евгений Онегин». Здесь он дружил с классиками молдавской литературы: Константином Негруцци и Константином Стамати.

Предлагаем вам вспомнить отрывки из нескольких произведений, написанных Пушкиным в южной ссылке.

Из поэмы «Бахчисарайский фонтан»:

Я помню столь же милый взгляд
И красоту еще земную,
Все думы сердца к ней летят,
Об ней в изгнании тоскую…
Безумец! полно! перестань,
Не оживляй тоски напрасной,
Мятежным снам любви несчастной
Заплачена тобою дань —
Опомнись; долго ль, узник томный,
Тебе оковы лобызать
И в свете лирою нескромной
Свое безумство разглашать?

Из романа в стихах «Евгений Онегин»:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Из оды «Вольность»:

Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.

Из поэмы «Цыганы»:

Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.

До 1823 год поэт находился в Бессарабии. Классик мировой и русской литературы успел посетить около 40 населенных пунктов. В Кишиневе он поселился во флигеле заезжего дома купца Ивана Наумова. В настоящее время это Дом-музей Александра Сергеевича Пушкина.

Источник

«Погасло дневное светило…». Причины ссылок Пушкина

Пушкину грозила исправительная ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам пришёл к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно выдал тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому, а также заступничеству Карамзина весной 1820 г. он отбыл в воспитательную сс ылку на юг, под началом генерала И. Н. Инзова.

За что пушкина отправили в южную ссылку. Смотреть фото За что пушкина отправили в южную ссылку. Смотреть картинку За что пушкина отправили в южную ссылку. Картинка про За что пушкина отправили в южную ссылку. Фото За что пушкина отправили в южную ссылку

Перед этим один из героев пасквиля князь Голицын получил донесение, что преступным автором текста является Пушкин, только что окончивший лицей в Царском Селе. Александр I упрекал директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказывает генерал-губернатору Петербурга Милорадовичу арестовать поэта.

За что пушкина отправили в южную ссылку. Смотреть фото За что пушкина отправили в южную ссылку. Смотреть картинку За что пушкина отправили в южную ссылку. Картинка про За что пушкина отправили в южную ссылку. Фото За что пушкина отправили в южную ссылку

В апреле 1820 г. Милорадович сообщил Пушкину об опасности

В апреле 1820 г. Милорадович пригласил к себе Пушкина и сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги его сожжены, но он может восстановить стихи по памяти.

За что пушкина отправили в южную ссылку. Смотреть фото За что пушкина отправили в южную ссылку. Смотреть картинку За что пушкина отправили в южную ссылку. Картинка про За что пушкина отправили в южную ссылку. Фото За что пушкина отправили в южную ссылку

Последний год южной ссылки поэт проводил у моря, в Одессе

Только что назначенный туда генерал-губернатором граф Воронцов держал себя с Пушкиным, как вельможа с мелким чиновником. Пушкин отвечал ему ядовитыми эпиграммами. Наконец Воронцов добился того, что Пушкина из Одессы отправили в ссылку в северную, Псковскую, губернию, в село Михайловское, принадлежащее его родителям.

Первым стихотворением в ссылке стала элегия «Погасло дневное светило…»

За что пушкина отправили в южную ссылку. Смотреть фото За что пушкина отправили в южную ссылку. Смотреть картинку За что пушкина отправили в южную ссылку. Картинка про За что пушкина отправили в южную ссылку. Фото За что пушкина отправили в южную ссылку

За что пушкина отправили в южную ссылку. Смотреть фото За что пушкина отправили в южную ссылку. Смотреть картинку За что пушкина отправили в южную ссылку. Картинка про За что пушкина отправили в южную ссылку. Фото За что пушкина отправили в южную ссылку

В 1825 встречает в Тригорском племянницу Осиповой Анну Керн

Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Южная ссылка А С Пушкина

Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую», «воспитательную», ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным тёплым климатом. Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург». До 1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя «своим» среди враждебной правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском имении Каменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами. Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские отношения с их вождями и активными сотрудниками, переписывался с членами Северного общества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым). С 1823 года в его письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов литература была средством достижения нравственных и политических целей – очень важным, но всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной областью «вдохновенья, звуков сладких и молитв». И чем дальше, тем дальше поэт опасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к искусству, их желанию поставить лиру на службу «общему делу», превратить литературу, как он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в «республике словесности».

Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении с подчинёнными начальника – генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина обследовать местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт представил «отчёт»: «Саранча летала, летала, села… и всё съела»). С трудом перенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю полосу Росси. В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильное имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции. (Содействовать властям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их отношения.)

Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию – и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более свободную и гармоничную жизнь.

На юге зазвучал в полную силу его лирический голос. Именно по пути в ссылку, летом 1820 года, были созданы романтические элегии «Погасло дневное светило …» и «Редеет облаков летучая толпа …». Последнее стихотворение не поддается однозначному истолкованию. Но поэт и не стремится к ясности, его стихи должны быть чуть-чуть туманными, как сам пейзаж в туманных сумерках. Торжественные образы ночного море и предзакатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация, недоговоренность – всё это «приметы» романтизма, во власти которого пребывал тогда Пушкин.

В лирике этих лет переплетаются разные мотивы. Пушкин говорит о «демоническом» разочаровании в жизни. Пушкин пишет об свободы и о неволе, царящей вокруг, об утраченной любви, что одновременно разрывает сердце поэта и сулит ему блаженство воспоминаний. И о верной дружбе, которая сквозь пространство и время соединяет разлученных друзей, сводит их в тайный круг («Друзьям»: «Вчера был день разлуки шумной…», 1822 год).

Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических «южных» поэм. Герои этих поэм во многом похожи на героев «восточных повестей» (поэм) великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, в поисках свободы бегущие от цивилизации в естественный «дикий» мир. Там их ждёт роковая влюблённость, неразрешимые противоречия, новые разочаровании. Именно – роковая, именно – неразрушимые. Так, герой «Кавказского пленника» (1820 – 1821 года) охладев сердцем и устремившись вслед за «весёлым призраком свободы», попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника «дева гор», черкешенка, освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека… Так, крымский хан Гирей («Бахчисарайский фонтан», 1821 – 1823 года), полюбив взятую в плен христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.

Наложница Гирея наложница Зарема, не в силах простить «измену» хана, убивает смиренную Марию.

По законам романтизма сквозь образ героя должен обязательно просвечивать лик поэта-романтика. Многочисленные полунамёки призваны были заронить у читателя подозревание: нечто подобное пережил и сам автор. Но Пушкин в письме кишинёвскому другу В. П. Горчакову (1822 год) признавался, что не может быть героем романтического стихотворения – разочарованным, поглощенным собой без остатка и потому равнодушному к человечеству. Быть может, поэтому характер героя вышел бледным, не в пример характеру черкешенки – живому, подвижному. В следующей поэму, «Бахчисарайский фонтан», главный герой как будто бы хан (правда, этот характер поэт назвал позже неудачным). А на самом далев центре поэмы находятся две женщины – Мария и Зарема.

В поэме «Цыганы» (1824 год), замкнувшей «байронический» цикл, романтический герой изменяется сам. Предельно сблизившись с ним, связав его имя (Алеко) со своим (Александр), Пушкин в конце концов отверг его романтическое устремление, подытожив поэму жёсткими, почти холодными стихами:

Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны! И под избранными шатрами Живут мучительны сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. «Дикая» свобода не избавляет от мучений, которые принесла герою цивилизация. Финал поэмы трагичен и открыт.

Источник

О чём в изгнании мечтал поэт? Ссылки Пушкина

Так называемая «южная ссылка» Пушкина стала следствием его слишком вольных стихов, распространявшихся в Петербурге в 1817-1819 гг. (например, ода «Вольность»). Однако формально никакой ссылки не было, Пушкина направили на новое место службы. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга на юг, в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), с назначением в канцелярию генерала-лейтенанта И.Н.Инзова Инзову одновременно было направлено специальное письмо, в котором излагались факты виновности поэта.

Письмо, однако, возымело обратное действие. Инзов отличался человеколюбием (даже имел орден Почётного легиона за гуманное обращение с пленными французами), был человеком современных взглядов (увлекался модными тогда масонскими идеями), поэтому письмо об опальном поэте оказалось для него хорошей рекомендацией. Инзов сразу взял Пушкина под свою опеку.

Ссылка в Михайловское (август 1824 – сентябрь 1826).

В одном из писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили. Предлог был найден. В Петербург полетели доносы. Император исключил Пушкина “за недостойное поведение” из списка чиновников министерства иностранных дел и выслал под надзор местных властей в село Михайловское.

Пушкину едва минуло 25. Он только что начал узнавать, что такое слава. Он был влюблён в жизнь, в стихи, в женщин. А сейчас – грубо оторван от всего этого.

К тому же осложнились отношения с отцом: Сергей Львович стал официальным надзирателем сына.

«… спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырём… Спаси меня.» (В. А. Жуковскому)

В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. Михайловское – это настоящая, ничем не закамуфлированная ссылка.

Таким образом, будущая слава русской поэзии, подвергалась при жизни репрессиям и гонениям, поэтому далее предлагаю зарифмованные мысли об участи поэта в России.

В каком столетьи жить мечтал поэт?

Я не открою истину для Вас,
Когда скажу, что в наше время,
Поэзии рифмующийся глас
Не впечатляет нынешнее племя.

И думают, наверное, пииты,
Тщеславием,по доброму томясь,
Что равнодушьем не были прибиты,
Те, так любимые сейчас.

Вот «оттепель», поэт в огромных залах,
Куда, как на футбол, идет народ,
Читает строки, споры принимая,
И лирик с физиком ему сдают зачёт!

Признанье масс и зависть власти,
Поэт под плотным колпаком,
И всюду разные напасти
Вдруг поджидают за углом.

И далеко не каждый мастер слова
До публики допущен в зал,
Кого власть слышать не готова,
Под сильным прессом, уезжал.

Поэт «серебрянного» века,
Писал красивые стихи,
Но нет печальней человека,
Той двух веков трагической черты.

Так, может, в 19-ом столетьи,
Писалось быстро и легко?
Там у французов обучались дети,
С трудом по-русски изъясняясь «комильфо».

Тогда основы русской речи,
Позия в себя брала.
Поэты зажигали свечи,
И сочиняли до утра.

В те дни монарх читал поэтов,
Стихи слагать не каждый мог,
Но даже дворянин при этом,
За них мог угодить в острог.

Из «южной» в «северную» ссылку,
Поэта отправляет царь,
Подальше от столицы пылкой,
Спокойней будет государь.

Отец поэта недоволен,
И уезжает в Петербург,
В имении сын будет волен,
И скоротает свой досуг.

А мир вокруг бурлив и шумен,
И жить торопится стремглав,
Но только в суматохе буден,
Возник и творческий «анклав».

Об этом маленький этюд,
Как горек был поэта труд.
Почти один, кругом снега,
А за окном поёт пурга.

Возле теплого камина,
Радионовна Арина
Задремала с доброй кружкой,
Неразлучницей-подружкой.

На столе стихов стопа,
Перьев множество, чернила.
Мысль поэта уносила
Из глуши, из мрака в даль.

Он мечтает: «Вот бы в старь,
Мне бы в век Екатерины,
Да с Державиным начать
Стих Российский прославлять».

Но вернёмся же к началу.
Обозначен был вопрос,
Где писать бы лучше стало,
На поэзию где спрос?

Если Вы всё прочитали,
Ясен, думаю ответ.
Что бы мы, не написали,
Хорошо там, где нас нет!

Источник

Товарищ Пушкин: Южная ссылка

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Перед вами не попытка в тысячный раз рассказать о творческой биографии Пушкина. И не очередной строгий анализ его наследия. Это то, что обычно остается за скобками сухих научных исследований. Это мысли, чувства, догадки, интуиции человека, много лет читающего и перечитывающего Пушкина — и каждый раз открывающего в нем что-то, ранее ускользавшее от взгляда. Известный писатель, ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов рассказал о «своем Пушкине».

Революционные стихи поэта по окончании Лицея не прошли незамеченными, их читали, распространяли, и в итоге царь осерчал, хотел отправить Пушкина в ссылку, чуть ли не в Сибирь. А между тем едва ли это было бы разумно даже с государевой или с государственной точки зрения. Молодой Пушкин не призывал даже в самых яростных своих стихах к насилию и к революции. Вспомним оду «Вольность». Выше царя должен стоять Закон — вот в чем главная идея автора, и что в ней плохого? Что дурного в протесте против крайностей крепостного права в «Деревне»? Пушкина, как мне представляется, по большому счету ошибочно считали идеологом куда более радикального и кровожадного декабризма. Между ним и его друзьями изначально проходила мировоззренческая грань, но, как бы то ни было, дружба была для него во все времена важнее политики. И спасла его от гнева царя тоже дружба. Вмешался его старший товарищ Жуковский, который очень ценил молодого поэта и впоследствии назвал себя «побежденным учителем». Жуковский был воспитателем царских детей, и благодаря этому ссылка в Сибирь была заменена, говоря современным языком, командировкой в южные губернии Российской империи.

Так начался знаменитый период южных скитаний Пушкина, или, как говорят, южной ссылки Пушкина. Период романтический, когда Пушкин пишет свои южные поэмы — «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыганы». И в этом тоже можно увидеть определенный замысел судьбы, то, что впоследствии поэты-символисты называли жизнетворчеством, когда жизнь поэта складывается как роман. Пушкинский был идеален.

Пушкин много путешествует, меняются впечатления его жизни. Он, северный по воспитанию человек, оказывается посреди блистательной, пышной, роскошной южной природы. Видит Черное море, влюбляется, охладевает, влюбляется снова, и все это отражается в его стихах, поэмах. Вместе с тем он мечтает уехать за границу: ему тесно, душно в России, его оскорбляет и унижает положение человека, зависящего от прихоти начальства. Он уверен, что человек рожден для воли, для свободы. Пушкин чрезвычайно увлечен романтическими идеями Запада, идеями Байрона, Наполеона. Он мечтает принять участие в греческом восстании, увидеть Италию: Бренту, как тогда называли Венецию.

Всё это — молодой Пушкин, всё это — котел, в котором плавится, созидается, совершенствуется натура невероятно одаренного человека. И всё, что он пишет, поражает современников. Его поэтическая звезда всходит рано, счастливо, безоговорочно, его любят, ласкают, его сочинения пользуются огромным успехом. Вспомним, как воспринималась созданная еще до южной ссылки поэма «Руслан и Людмила», и поразительно, как в детстве нам читали ее родители, и мы читаем нашим детям про Лукоморье и про дуб зеленый, про ученого кота и русалку на ветвях. А написал это на века юноша, которому было чуть больше двадцати лет. Наш Пушкин, наша Родина, наше Отечество.

Пушкин никогда не останавливался на достигнутом. Его очень трудно зафиксировать, трудно запечатлеть какой-то конкретный момент его жизни, выхватив его из потока.

В 1824 году период южных скитаний и мечтаний заканчивается тем, что поэта отправляют на север, в его родное имение Михайловское — и вот это была уже настоящая ссылка. Это было наказание, и хорошо известна причина, по которой оно последовало, — то была фраза, которую Пушкин неосторожно написал в одном из своих писем, где говорилось, что он «берет уроки чистого афеизма». Атеизм в ту пору считался государственным преступлением. Пушкин не был атеистом, он интересовался атеизмом — это разные вещи. Он был, безусловно, человеком ищущим. Ему предстояло пройти свой, очень сложный, духовный путь. И атеизм был частью этого пути. К тому же тот факт, что правительство посмело вмешаться в частную его переписку или что Церковь следила за тем, как часто люди ходят к Причастию и исповедуются — все это Пушкина как человека глубоко оскорбляло, казалось ему абсолютно недостойным и тоже было одной из причин, по которой он брал «уроки чистого афеизма», хотя, как сам он признавался в том же письме, ничего утешительного в атеизме он не находил.

Ссылка в Михайловское была еще более важной и благотворной для судьбы поэта, хотя он ей и противился. В Михайловском, особенно поначалу, ему ведь было очень тяжело. Он был лишен привычного круга светских людей, к которым поэт относился по-разному, но все равно это были близкие и интересные ему люди. Он оказался в изоляции, но это заточение оказалось для него чрезвычайно благотворно, потому что местом действия стала русская деревня — тот мир, который многие из дворянских детей в России просто не знали. Они могли прожить целую жизнь в Москве или Петербурге и не понимать, как живет русская деревня. Пушкин неслучайно говорил, что Петербург — это наша гостиная, Москва — девичья, а деревня — наш кабинет. Он познал все эти миры, и деревня действительно сделалась кабинетом Пушкина, а блистательный молодой поэт стал по-настоящему Пушкиным — русским национальным гением — именно там, в Михайловском.

Текст доступен в формате электронной книги. Скачать здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *