За что пушкина почитали современники
Как вспоминали Пушкина его современники? Ко дню рождения поэта
«Пушкин — наше все». «Пушкин — основоположник русского литературного языка». Мы привыкли к пафосному отношению к великому поэту, вклад которого в становление русской поэзии невозможно переоценить. Не случайно, именно в день его рождения, 6 июня, отмечается День русского языка.
Но иногда возникает странное ощущение, ощущение некой нарицательности образа такого близкого нам поэта. Разумеется, существуют множество изданий, посвященных не только творчеству, но и личной жизни Александра Сергеевича, биографий, где человек выступает сквозь бронзу памятников.
Есть даже раздел литературоведения и истории литературы — пушкинистика (пушкиноведение), возникший еще в XIX веке с первой обширной биографии поэта, написанной литературным критиком Анненковым.
Именно в свидетельствах очевидцев, людей, лично знавших Александра Сергеевича, и проступает его портрет.
Известно, что Пушкин находился под впечатлением одного из пророчеств петербургской гадалки. И тем удивительнее сам факт смертельной дуэли.
Молодой поэт в этот же день успел убедиться в провидческом даре немки. Она сказала, что его ждет разговор о службе и письмо с деньгами. Сначала Пушкин скептически отнесся к гаданию — о службе он не думал, а деньги мог получить только от отца без всякого письма, ведь он жил в его доме. Но выйдя из театра, столкнулся с графом Орловым, который посоветовал оставить министерство и начать военную карьеру. А дома ждало письмо от какого-то лицейского товарища, который перед отъездом решил вернуть Пушкину старый долг.
Пушкин дорожил приятельскими отношениями с Вульфом, находя в нем внимательного слушателя. Именно ему первому он прочел «Полтаву», с ним много обсуждал героев «Евгения Онегина». Вульф говорил:
Многие из мыслей, прежде чем я прочёл в «Онегине», были часто в беседах глаз на глаз с Пушкиным в Михайловском пересуждаемы между нами, а после я встречал их, как старых знакомых.
Узнавал Вульф себя во Владимире Ленском, а своих сестёр — в Татьяне и Ольге. Поэт часто посещал соседей и в отсутствие своего приятеля свел знакомство с его сестрами.
Позже, в воспоминаниях, одна из них будет описывать поэта как человека чрезвычайно простого, веселого, даже шаловливого. Он любил моченые яблоки, а в доме ими заведовала ключница Акулина Памфиловна. Девицы шли уговаривать старую ворчунью выдать им яблок, а Пушкин шутил:
Акулина Памфиловна, полноте, не сердитесь! Завтра же вас произведу в попадьи.
И, как известно, сдержал слово, сделав ключницу героиней «Капитанской дочки». Ю. М. Непринцев, «Пушкин в Михайловском (эскиз)», 1938 г.
Фото: Источник
Сохранилось множество свидетельств людей, близко знавших великого поэта. Именно они создают наиболее полный портрет Пушкина, делая его ближе и понятней. Человек вдохновения, чрезвычайно любивший жизнь, умевший ценить высшее проявление красоты — простоту, народность, естественность, величайшую, глубинную мудрость. Именно это отличает русский литературный язык, именно это «откроет» в нем Пушкин.
За что вы любите Пушкина?
Откройте любой учебник по литературе и вы там непременно найдёте абзац, в котором говорится следующее: Пушкина читали и любили всегда; во все дни существования российской культуры не бывало на свете более великого поэта; и при жизни, и после смерти Пушкин не имел достойных литературных соперников.
И действительно огромное количество книголюбов называют себя почитателями Пушкина. Однако среди этих людей не найдётся и пяти процентов способных оправдать свою любовь к творчеству поэта. На вопрос «за что вы любите Пушкина?» они отвечают, подобно девятиклассникам перед учителем: «за его вклад в русскую литературу, за его замечательные стихи.»
Мало кто задумывается: если бы Александр Сергеевич не погиб на дуэли может быть тогда его имя не обросло настолько колоссальным вниманием? Ведь именно из-за двухсотлетнего культивирования Пушкинского наследия в массовом сознании образовалась заразительная мысль: если мы любим читать, то мы обязаны любить Пушкина, а причины для этого сами найдутся. Но что это за причины, и должны ли они существовать? Давайте порассуждаем об этом.
Справедливости ради стоит заметить, что Александр Сергеевич действительно много сделал для развития русской литературы. Главным его достижением считается значительное расширение границ поэтической художественной речи. Такие авторы как Сумароков, Тредьяковский, Державин писали в основном для дворянства и были далеки от народных языковых норм. Даже в наше время читая их произведения не многие из нас сумеют обойтись без словаря под рукой. Благодаря Пушкину русский литературный язык стал более доступным в следствии чего к книгам потянулись не только дворяне, но и простой народ. За это он безусловно заслуживает уважения, как литературный деятель. Однако те самые «почитатели Пушкина» называют его настоящим эталоном и выразителем русской поэзии.
По правде говоря влияние Пушкина на дальнейшую судьбу русской литературы распространилось не слишком далеко. Тот же Лермонтов пытался приблизиться к лирическому стилю Александра Сергеевича лишь на раннем этапе своего творчества. Не желая быть постоянным подражателем он постепенно отходил от Пушкинского влияния и в итоге создал собственный стиль. Если Пушкин больше времени уделял форме и чистоте образов не особо заморачиваясь над содержанием, то Лермонтов напротив подчинял форму содержанию, приводя алегорические образы и символы. Лермонтов был вдохновлен поэзией Пушкина, но не являлся продолжателем его традиций.
Вспомним ещё и Гоголя, которого также определяют, как «наследника Пушкина». Однако творческие пути обоих изначально были разными. Пушкин, как писатель изображал жизнь со строгим реализмом, он наблюдал за жизнью, пытался постичь её. Гоголь же описывая жизнь выражал собственные идеи и взгляды. Николай Васильевич и вправду многим обязан своему коллеге и другу. Пушкин хлопотал о постановке Гоголевских пьес, давал ему творческие советы, подкидывал идеи для произведений. Сам же Гоголь, пусть и был под влиянием мнения своего приятеля, все-таки сохранил творческую индивидуальность. Так что едва его можно назвать Пушкинским последователем.
В различных вариантах биографии Пушкина я не встречал ни одного упоминания об окружающей его толпе учеников. Выходит, что он не особо был заинтересован в так называемых наследниках, а изменения, которые поэт внёс в русский литературный язык не являлись частью какого нибудь заготовленного плана. Он делал это по наитию, прекрасно осознавая, какую литературу требовал читатель того времени. Пушкин и вправду сделал литературу другой, но не создал её заново. Великие писатели и поэты, творившие после Пушкина, признавали его как гения, как идейного вдохновителя, но не как учителя. Каждый из них был самобытен и шёл своим отнюдь не Пушкинским путем, а те авторы, которые подстраивались под него, так и остались скучными подражателями.
Из этого следует, что Пушкин не являлся эталоном русской литературы, пусть и был одним из ярчайших её представителей.
О творчестве Пушкина было написано бесчисленное количество статей, большинство из которых словно копируют друг друга. Один из главных элементов, объединяющий такие работы, это утверждение о том, что он был не просто литератором, а настоящим моралистом, духовным учителем, чем-то вроде мессии.
Ранее уже говорилось, что произведения Пушкина имеют чисто описательный характер и не предлагают ничего, кроме жизненных реалий, из которых читатель уже сам должен сделать вывод. Но неугомонные «почитатели поэта» так и ищут в его строках моральные проповеди. Однако прежде, чем определять Пушкина, как духовного учителя необходимо обратиться к его личности.
Современники поэта в своих воспоминаниях описывают его, как человека со взрывным характером и крайне неустойчивой психикой. Он позволял себе неуместные колкости и дерзости при этом сам легко раздражался от самой безобидной шутки в свой адрес. В учёбе он не проявлял особых стараний и даже грубил преподавателям. Так же он очень резко воспринимал критику. Кто-то скажет, что эти черты были свойственны ему лишь в юные годы. Но нет. Дальше становилось только хуже. За неучтивостью и агрессивным поведением следовал безудержный разгул и разврат, соблазнения чужих жён, конфликты доводящие до драк и дуэлей, беспечность и влезание в огромные карточные долги. Но главная черта, присущая Пушкину, это его безпричинная ревность. Подумайте, разве может человек с подобным списком недостатков рассматриваться в роли духовного учителя?
Многие из вас спросят: «неужели у Пушкина не было положительных качеств?». Разумеется были. Иногда он умел вести себя благородно и ценил это в других людях, был красноречивым и невероятно эрудированым. Император Николай 1 называл Пушкина умнейшим человеком России. Простым разговором он мог увлечь кого угодно. Как и в любом человеке в нем было намешано много плохого и много хорошего. Но поймите, этого не достаточно, чтобы говорить о Пушкине, как о моральном идеале.
Поэтому в его произведениях нет никакого духовного наставничества, они находятся за пределами добра и зла и несут в себе не истину, а собственное виденье автора, оставляя читателю самому решать, согласиться с ним или опровергнуть.
Однако произошло то, что должно было произойти. После трагической гибели поэта общество стало забывать обо всех постыдных деяниях, которые он совершал до дуэли с Дантесом и шире открывать глаза на его литературные достижения. До людей дошло осознание того, что они потеряли выдающегося поэта. Именно тогда о нем заговорили, как о светочи культуры, как о солнце русской поэзии. Как бы кощунственно это не звучало, но Александр Сергеевич ушёл из жизни очень своевременно, оставив потомкам огромное количество шедевров и навсегда закрепив за собой статус национального гения.
ДОЛЖНЫ ЛИ МЫ ЛЮБИТЬ ПУШКИНА?
Итак. В ходе данных рассуждений мы пришли к выводу, что Пушкин не был олицетворением всей русской литературы и не являлся моральным авторитетом, а рещающим фактором в обретении всеобщего признания и многовековой славы стала его гибель. Но цель этой статьи не в том чтобы подорвать чьи-то убеждения. Я лишь хотел донести до вас, что будучи книголюбом вовсе не обязательно боготворить Пушкина. Постарайтесь быть честными и ответьте себе на вопрос: действительно ли вам нравится его поэзия? Каждый человек имеет право на собственное мнение и никто не станет вас за это осуждать.
А если вы на самом деле любите Пушкина, то окажите добрую услугу его памяти, отбросьте устаревшие шаблоны и проявите немного искренности, что бы назвать личные причины, по которым вы его полюбили.
Возможно некоторые из вас спросят: «Почему для тебя это так важно?». Да потому что я действительно люблю Пушкина и причин для этого у меня множество. С его поэзией связано одно очень яркое событие в моей жизни. Однажды я давольно сильно разругался с любимой девушкой. Предмет ссоры рассказывать не буду, слишком личное. Скажу лишь, что правда была не совсем на моей стороне. Долгое время я не находил себе места. Пытался позвонить ей, но она не брала трубку. Наконец я решил пойти более романтическим. путем: взял гитару и направился к её дому. Она жила на втором этаже, поэтому мне пришлось лезть на дерево. Помню её ошеломленный взгляд, когда взглянув в окно она увидела меня сидящим на ветке с инструментом в руках. Тогда она открыла форточку и крикнула мне, что бы я немедленно слезал. Но сделав вид, что не услышал её, я начал петь. И как вы думаете, какую песню? Романс на стихотворение «Я вас люблю, хоть я бешусь». Впервые за несколько недель я увидел её улыбку.
Вот что стало главной причиной, по которой я полюбил поэзию Пушкина. Скажу честно, мне мало интересны его литературные достижения и то, каким он был в жизни, я благодарен Пушкину за то, что он стал (пусть и очень маленькой) частью одного из самых чудесных моментов в моей жизни.
Вот такие дела, друзья. Теперь вы расскажите о своём отношении к Пушкину. Не важно, любите вы его или нет. Главное, что бы вы говорили правду.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
За что мы ценим Пушкина?
6 июня мировое сообщество отмечает день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Роль Пушкина как родоначальника нашей новой литературы, общепризнанна. Оставив в стороне различного рода литературные путы, условности, он явил миру новое направление. Подлинная и всесторонняя народность, самобытность, оригинальность, чистота языка – основные характеристики творчества Пушкина.
Пушкин поднял планку русской литературы на новую высоту. Он сделал русскую литературу великой в России, и, вместе с тем, одной из наиболее значимых в мировой культуре. Пушкин впустил струю свежего воздуха и дал возможность писателям и поэтам последующих поколений стать великими.
«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв».
Пушкин стоял у истоков создания национального русского языка. Во главу угла он поставил «средний слог», сроднив его и с «книжным» языком («высоким слогом») и с «низким слогом» (просторечными и простонародными формами фольклора и устного речевого общения).
Отныне все стили имели равное право на существование. Они самостоятельно, вне зависимости от жанров, выступали «естественными словесными красками при изображении действительности или выражении характера. Тем самым в творчестве Пушкина было преодолено жанровое мышление, и в русской литературе на весь XIX в. утвердилось мышление стилями».
…Пушкин так любил жизнь. Но нелепая дуэль отняла её. Александр Сергеевич до последнего надеялся на благоприятный исход событий после страшной дуэли. Просил у жены моченой морошки, и она кормила его с ложечки. Но лучше поэту не становилось. Его жизнь оборвалась…
«О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою…»
Хочется сказать «спасибо» нашему русскому классику. За те годы, пусть и недолгие, что он творил. За стройный слог и мудрость строк, за поданный нам образец. За эмоции и проникновенность.
«…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал…»
А.С.Пушкин
Автор статьи: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Русский дух: Пушкин остается «нашим всем» третье столетие
220 лет назад, 6 июня 1799 года, родился Александр Сергеевич Пушкин — «наше всё», по определению, данному еще в 1859 году Аполлоном Григорьевым. Каждая юбилейная дата, связанная с Пушкиным, — повод и для научных статей, и для массовых книг, и для торжественных собраний. Так, впрочем, было не всегда — «Известия» вспоминают, как зародилась и развивалась традиция «юбилейной пушкинистики».
Мы привыкли измерять любовь к классикам юбилеями. И «пускай стыдится тот, кто плохо об этом подумает», потому что в нашей суматошной жизни только знаменательные даты и помогают оглянуться, чтобы вспомнить и осмыслить великое, чтобы перечитать то, о чем основательно забыли со школьных или студенческих лет. Трудно было бы нам без этой «датской» традиции! Как трудно переоценить роль Пушкина в становлении русского литературного языка, да и разговорной речи. Именно Пушкин научил Россию мыслить, шутить, объясняться в любви по-русски.
У русского человека, независимо от эстетических пристрастий и политических воззрений, есть представление о Пушкине как о «главном» поэте, как об «отце-основателе» и символе русской литературы. Его портрет можно увидеть едва ли не в каждом школьном классе. И мы узнаем Пушкина с полувзгляда, по силуэту, по легкой тени бакенбардов.
В нашем восприятии он как король Артур среди литературных «рыцарей круглого стола». При этом лишь немногие современники поэта осознавали столь важное значение пушкинского наследия. Канон сформировался в течение нескольких десятилетий после смерти Пушкина, а в советские времена стал, без преувеличения, всенародным.
Страна «сотворила себе кумира» — и это оказалось благом. Когда в культуре есть маяки — легче идти по курсу. Пушкин стал точкой отсчета не только для писателей. С ним связан взлет русской музыки, живописи, театра. У Пушкина учились не только ощущению «тайной свободы», не только легкости и изяществу стиля. Тысячи талантливых людей поверили, что можно реализоваться в искусстве, в литературе, в науке — не где-нибудь, а на русской почве. До Пушкина такой уверенности ни у кого не было, в культурном отношении Россия оставалась глубоко провинциальной страной.
Праздники на нашей улице
Еще в XIX веке возникло понятие «пушкинский праздник». В те времена их еще называли «фестивалями». Самый яркий из них состоялся в Москве 6 июня 1880 года. Вообще-то тот праздник намечали на 26 мая 1880 года. Это был день 81-й годовщины со дня рождения поэта — разумеется, по старому стилю. Афанасий Фет даже написал стихи «На 26 мая 1880 года» — они и сейчас выходят под таким названием. Но в связи со смертью императрицы Марии Александровны торжества перенесли на 6 июня — то есть отметили пушкинский день по новому стилю, совсем как мы.
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, установленный на Страстной площади (ныне Пушкинская) в честь празднования 81-й годовщины со дня рождения поэта
Почти вся литературная Россия воодушевленно собралась на пушкинский праздник. Только Лев Толстой проигнорировал приглашение и не покинул Ясную Поляну: босоногому графу уже тогда претили многолюдные собрания и шумные чествования.
В те дни Белокаменная гуляла с размахом. Газеты рапортовали:
«С утра вся Москва на ногах. Все очевидцы этого события отмечали огромное стечение народа. Улицы и тротуары, специальные трибуны, сооруженные предприимчивыми дельцами, и амфитеатр, построенный городом для гостей-женщин, были полны народа, равно как соседние крыши и окна (где места были проданы заранее. ). Когда процессия. появилась из монастырской церкви, четыре оркестра и несколько хоров и групп школьников, которыми всеми дирижировал Рубинштейн, начали исполнять гимн «Коль славен». Площадь и прилегающие улицы были украшены гирляндами цветов. Делегаты имели особые значки и несли венки. другие несли знамена с названиями знаменитых произведений Пушкина. »
Главным событием дня, несомненно, стало открытие памятника Пушкину на Страстной площади. Это означало, что государство признаёт высокое предназначение русской светской словесности. Не все приняли образ, предложенный скульптором Опекушиным. Многие сочли, что автор памятника «приземлил» Пушкина, представил его слишком обыкновенным, ординарным. Но ведь и Пушкин от высокопарности классицизма перешел к непринужденной «болтовне» «Евгения Онегина»! Прошли десятилетия — и пушкинское изваяние с Тверского бульвара стало признанной классикой.
Николай Телешов — один из немногих долгожителей в русской литературе — 75 лет спустя вспоминал:
«Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. И это отметил присутствовавший на торжестве Островский. Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал: «Сегодня на нашей улице — праздник!» Хорошо помню красивую голову маститого писателя Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдернули серое покрывало. Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. Помню бывших тут же на празднике писателей — Майкова, Полонского, Писемского, Островского. Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Достоевского и необычайное впечатление от произнесенной им речи, о которой на другой день говорила вся Москва».
Он не стоял еще за власть советов.
В 1919 году, несмотря на Гражданскую войну и голод, книги Пушкина были изданы общим тиражом 750 тыс. Это считалось политически важным — чтобы установившаяся советская власть ассоциировалась в том числе и с Пушкиным. Поэтому призывы крайне левых «сбросить Пушкина с парохода современности» проходили только по разряду эпатажа. Пушкина в СССР почитали и старались интерпретировать в революционном духе. «Он не стоял еще за власть советов, но к ней прошел он некую ступень. » — провозглашал пролетарский поэт Демьян Бедный.
И всё-таки в первые годы советской власти пропаганда относилась к Пушкину если не с опаской, то не без отчуждения. Иногда казалось, что он устарел, как фрак и цилиндр.
Новый взлёт пушкинской славы начался в 1937-м, когда имя Пушкина звучало в прессе немногим реже имени Сталина. Целый год вся страна отмечала 100-летие дуэли и гибели поэта. В торжественном заседании в Большом театре участвовали все руководители страны. Этот вечер транслировался по радио на всю страну. На Черной речке открыли обелиск с барельефом поэта работы Матвея Манизера. Был восстановлен архитектурный облик квартиры-музея поэта на Мойке. В московском Историческом музее открылась Всесоюзная Пушкинская выставка — уникальная экспозиция рукописей и реликвий. Союз художников и Союз композиторов провели конкурсы на лучшее произведение о Пушкине. На экраны вышел кинофильм «Юность поэта», посвященный лицейским годам Пушкина. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпустила шоколад «Сказки Пушкина», который несколько десятилетий оставался популярной маркой.
Но главным событием стал выпуск первого тома 16-томного полного академического собрания сочинений Пушкина. Кроме него, в 1937-м вышли в свет два шеститомника и серия иллюстрированных изданий шедевров поэта.
Та пушкинская кампания ознаменовала переход от революционного авангардизма к «освоению классического наследия». Еще недавно на государственном уровне отмечались только юбилеи революционеров. А тут вдруг — камер-юнкер. Правда, свободолюбивый. В 1937-м Пушкин официально вошел в советский культурный канон.
Жаль, что с нами не живешь.
С неменьшим размахом в 1949 году отметили 150-летие со дня рождения поэта. Снова — многотиражные издания (в том числе академический 10-томник), снова в обеих столицах открылись пушкинские выставки. Снова по всей стране появились плакаты с изображением Пушкина и его крылатыми выражениями, которые оказались весьма актуальными: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Товарищ, верь: взойдет она. », «Здравствуй, племя младое!». Такие плакаты были выпущены на языках всех союзных и некоторых автономных республик. Кроме того, к юбилею восстановили пострадавшую в годы войны усадьбу поэта в Михайловском и Святогорский монастырь.
Дом поэта Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловское
Докладчики говорили, что «Пушкин близок и дорог людям сталинской эпохи». Выставки, конференции, открытия музейных экспозиций, новое торжественное заседание в Большом театре, в котором снова принимали участие и писатели, и партийные руководители. Вечером над Москвой и Ленинградом прогремели салюты — в честь Пушкина, как в честь Победы. А на центральных улицах проходили «народные гулянья» — более церемонные и поэтичные, чем обычно.
В московском Театре имени Ермоловой тем временем репетировали пьесу Андрея Глобы «Пушкин», в которой заглавный герой в исполнении отменно загримированного артиста Всеволода Якута не меньше двух часов действовал, мыслил и страдал на глазах у театральной публики. Премьера состоялась чуть позже, под занавес юбилейного года. Для нескольких поколений школьников этот спектакль стал ярким приобщением к истории русской литературы. Правда, пьеса как назло была в стихах. И сочинил их, естественно, не Пушкин, а Глоба — стихотворец, скажем прямо, довольно заурядный. Истинных ценителей поэзии коробило это зрелище: Пушкин, говорящий посредственными стихами. Но играл Якут хорошо. Даже вдохновенно.
Только одно предъюбилейное поручение партии деятели искусств выполнить не смогли: не сняли художественный кинофильм о Пушкине. Помешали самые разные обстоятельства, но главной причиной того, что такой фильм в послевоенные годы так и не состоялся, — всеобщая робость перед тенью национального гения. Поэтому и в 1949-м, и в 1974-м, и в 1984-м обошлись без художественных фильмов. Зато вышло множество документальных и учебных кинолент.
Увидеть изображение поэта можно было повсюду. В стране появилась сеть музеев Пушкина, самый удивительный из них — заповедник в Михайловском и Тригорском, который десятилетиями совершенствовал Семен Гейченко. Настоящий служитель культа!
Праздник продолжается
С 1967 года ежегодно в первое воскресенье июня в Михайловском, в заповеднике, устраивался Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. При Союзе писателей действовал постоянный оргкомитет по проведению пушкинского праздника, возглавлял его самый телегеничный литературовед всех времен Ираклий Андроников. Традиция пушкинских дней в Михайловском продолжается и в наше время.
В канун празднования 200-летия поэта Александра Сергеевича Пушкина
В 1999 году мы отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Тот пушкинский праздник в массовом сознании смешался со встречей миллениума. Пушкин легкой походкой шагнул в новое тысячелетие. В витринах разместились куклы с бакенбардами и при цилиндрах в окружении узнаваемых пушкинских героев. Преобразились музеи — и прежде всего московский музей поэта на Пречистенке. Борис Ельцин на радостях пообещал сделать 6 июня красным, нерабочим днем календаря. Но, по обыкновению, своего обещания не выполнил.
Из множества книг, вышедших к юбилею, выделялась капитальная «Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина» в четырех томах — плод работы нескольких поколений пушкинистов. А из государственных начинаний — учреждение медали Пушкина, которой награждают за заслуги в области культуры и искусства, просвещения и литературы.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»