За что ростроповича лишили гражданства

Новое в блогах

Лишение гражданства М. Ростроповича и Г. Вишневской

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданстваЗа что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

Мы обращаемся к нашим друзьям, любителям музыки, ко всем людям доброй воли с просьбой в этот тяжелый для нас час выразить свое отношение к бесчеловечному и незаконному акту лишения нас права жить и умереть на своей земле. Мы не занимались и не занимаемся политикой ни у себя на родине, ни за рубежом, а отдаем свои силы музыке, чтобы красота ее согревала мир.

Предъявленные нам формальные обвинения не имеют никакой связи с подлинными мотивами этого решения, которое явилось лишь актом мести за проявленную нами человеческую солидарность по отношению к гонимым людям.

Можно ли нашу артистическую деятельность за рубежом ставить нам в вину и диктаторским росчерком пера лишить нас родины, даже не предоставив нам законного права для оправдания?

Мы знаем, что здесь, за границей, выброшенную на улицу собаку защищает общество по охране животных и часто привлекает к ответственности бывшего хозяина. Неужели в этом мире не найдется общества, способного встать на защиту униженных, оскорбленных и лишенных дома людей. […]

А. Солженицын

Как русский писатель заявляю ответственно, что коммунистическая власть своей историей сама не имеет на нашу родину того права, которого бесстыдно лишает других. Вот, сейчас, великих артистов Мст. Ростроповича и Г. Вишневскую.

Редколлегия «Континента»

Дорогие Слава и Галя!

Лишив вас гражданства, советское правительство только еще раз подтвердило свою тоталитарную репутацию. Но, к счастью, ни одна диктатура не в состоянии лишить великого артиста его личной и творческой связи с отечеством, где он вырос и сформировался и ради которого он живет и работает. Скорее наоборот, великий артист своим отношением определяет ее — этой диктатуры — право на существование и представительство народа, которым она беззаконно управляет.

Совершенный советскими правителями позорный акт окончательно отлучает их от принадлежности к тому, что мы называем Россией. Их сегодняшнее географическое местопребывание уже никогда не сможет изменить этого непреложного факта. Живя в собственной стране, они являются куда большими эмигрантами, чем все их изгнанники вместе взятые, ибо порабощенный ими народ вычеркнул этих живых мертвецов из списка своих сооте­чественников и сограждан.

В этот драматический для вас — двух великих русских артистов — момент мы можем только преклониться перед вашей духовной высотой и мужеством и заверить вас в нашей неизменной и полной солидарности с вами.

Владимир Максимов

Дорогие Слава и Галя!

Теперь, когда суета и хлопоты вокруг случившегося с вами остались позади, я хочу коротко подытожить свои личные ощущения по этому поводу. Гражданство для каждого из нас, а для вас в особенности, было, на мой взгляд, не столько социальным, сколько психологическим состоянием, сообщая вам чувство связи с родной землей, общей доли с людьми, живущими на ней, сопричастности с ее историей и судьбой. Отныне все это начинает зависеть от вас самих, вернее, теперь уже от нас самих (поверьте, я не навязываюсь к вам в компанию, а толькоконстатирую общность положения!), от нашего внутреннего гражданского и человеческого качества, от нашей подлинной любви к родине и народу, среди которого мы родились. Разумеется, отечество нельзя унести на подошвах своих башмаков, но на чужбине мы все-таки можем и должны сохранить [Россию] в том, что каждый из нас ради нее делает (и вы оба, может быть, более всех других), а главное, в тех личных взаимосвязях с близкими вам людьми, которые, если не одни они, и составляют дорогие для всех нас понятия: страна, народ, родина.

От себя же еще добавлю, что близкая дружба с вами, какой я неизменно горжусь, и сделалась для меня той средой, где я чувствую себя там, дома, в России.

Эмиграция — удел побежденных, мы же — не побеждены, а поэтому в полном праве переадресовать этот удел своим гонителям.

Источник

Вынужденная эмиграция Мстислава Ростроповича: Почему знаменитого музыканта лишили советского гражданства

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

Мстислав Ростропович родился в семье музыкантов, его отец был известным виолончелистом, и с ранних лет его путь был предопределен. Мстислав занимался музыкой с 4-х лет, а в 16 стал студентом Московской консерватории. Спустя 2 года он победил на Всесоюзном конкурсе молодых музыкантов и впервые прославился как виолончелист. За свою творческую жизнь Ростропович исполнил практически весь репертуар виолончельной музыки. Более того, почти 60 композиторов создали новые сочинения специально для него.

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

В конце 1960-х гг. у музыканта начались конфликты с властями – он открыто поддерживал диссидентов и выступил в защиту опального писателя Александра Солженицына, предоставив ему свою дачу под Москвой. Солженицын признавался: « Не помню, кто мне в жизни сделал больший подарок, чем Ростропович этим приютом ». В 1970 г. музыкант и его жена, известная оперная певица Галина Вишневская, написали открытое письмо Брежневу и редакторам центральных советских газет в защиту писателя. Последствия были предсказуемыми: многочасовые обыски на таможне после возвращения виолончелиста с зарубежных гастролей, отмена концертов, остановка записей, разгромные публикации в прессе, увольнение из Московской филармонии. В 1974 г. Мстислава Ростроповича вынудили уехать из СССР «за антипатриотическую деятельность». Его жена отправилась вслед за ним. Спустя 4 года их лишили советского гражданства. Этот указ был отменен только спустя 15 лет.

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

Музыкант не предполагал, что его изгнание продлится так долго и перерастет в эмиграцию. Позже он признавался: « Именно Галине, ее духовной силе я обязан тем, что мы уехали из СССР тогда, когда во мне уже не оставалось сил для борьбы и я начал медленно угасать, близко подходя к трагической развязке. Если бы вы знали, как я плакал перед отъездом. Галя спала спокойно, а я каждую ночь вставал и шел на кухню. И плакал, как ребенок, потому что мне не хотелось уезжать! ».

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

Дочь Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской рассказывала: « Думали, у родителей турне года на два. Так тогда предполагалось. А простились с родиной на долгие годы. Родителей лишили гражданства, когда они были уже за границей, и долго не пускали назад ». Тогда от них отвернулись многие знакомые – на родине Ростроповича считали предателем. Однажды его ассистент, которому музыкант помог стать доцентом консерватории, заявил о том, что не хочет с ним разговаривать. А позже выяснилось, что многие знакомые из его ближайшего окружения систематически писали на него доносы, в том числе и этот ассистент.

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

На Западе музыканты были очень востребованы: Галина Вишневская стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания за рубежом, а Мстислав Ростропович с 1977 по 1994 гг. был художественным руководителем Национального оркестра в Вашингтоне, выступая на сценах лучших филармоний и концертных залов мира.

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

Впервые после долгих лет эмиграции Ростропович смог приехать в Россию в 1990 г. – тогда его пригласили выступить в Москве с Вашингтонским симфоническим оркестром. Галина Вишневская поначалу не хотела ехать вместе с ним – обида на государство все еще была сильна. На пресс-конференции во Франции певица заявила: « В СССР управляют не законы, а люди, управляющие этими законами. Я не признаю власть этих людей! Никто не имеет права лишать меня Родины ». Но после того, как дочь Ольга вызвалась его сопровождать, супруга тоже согласилась. А после распада СССР они вернулись в Россию, хотя периодически жили во Франции.

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

В 2007 г. Мстислав Ростропович скончался после продолжительной болезни – у него обнаружили злокачественную опухоль печени. После смерти отца его дочь Ольга тоже переехала в Россию, чтобы быть рядом с матерью, и чтобы осуществить давнюю мечту музыканта – организовать музыкальный фестиваль. С тех пор в Москве ежегодно проводился Международный фестиваль имени Мстислава Ростроповича, который открывался в день его рождения – 27 марта. В 2012 г. ушла из жизни Галины Вишневская, но дочери продолжили дело родителей: Ольга занимается Фондом поддержки молодых музыкантов и оперным центром, а Елена – благотворительным медицинским центром Вишневской-Ростроповича.

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

В западной прессе о нем писали: « Ироничный, страстный, изысканный, экспансивный… Выдающийся музыкант подобен силе природы… Музыка в его руках становится моральной силой, будь то Шестая симфония Чайковского или Десятая Шостаковича… Ростропович – гениальный виолончелист и глубокий музыкант-дирижер – создает такое искусство, в которое он сам верит, как в религию… ». В 2002 г. «The Times» назвала его «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыка действительно стала для него религией и подлинным смыслом жизни. « Музыка – это исцеление. Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир », – говорил Ростропович.

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Как музыкантов Родины лишали

В марте 1978 года, в Париже состоялась памятная пресс-конференция, на которой супруги – виолончелист Мстислав Ростропович и оперная дива Галина Вишневская – дали ответ тем, кто Указом президиума Верховного Совета СССР отобрал у них советское гражданство «за действия, порочащие звание гражданина СССР». Вишневская и Ростропович были возмущены, раздосадованы и ошеломлены. Галина Павловна отрезала: «Я не признаю власть этих людей! Никто не имеет права лишать меня Родины!»

Менял галстуки, только бы она заметила

В Советском Союзе Вишневская планировала прожить всю свою жизнь с двумя дочерьми и любимым мужчиной, супругом Мстиславом Ростроповичем, который, пожалуй, больше, чем Россию, любил только свою жену.

Гордая дочь цыганки, она была хороша собой — он был не сильно привлекателен. Она была величественная и сдержанная — он невероятно темпераментен и даже скандален. Они были так непохожи, но всё-таки созданы друг для друга. Ростропович понял это сразу, как только увидел её на одном из официозных чиновничьих приёмов. Вишневская осознала, что это её судьба, не в тот же час. Понадобилось несколько дней.

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

Но в эти несколько дней Ростропович так желал её покорить! Они вместе отправились на гастроли в Прагу. Там Мстислав Леопольдович несколько раз в день менял костюмы и галстуки, лишь бы она заметила. Но Вишневская и не помышляла о романе. Дома её ждал муж. Она так и сказала этому молодому нескладному виолончелисту: «Я, между прочим, замужем». Его это не смутило: «Между прочим, мы ещё посмотрим». Смотреть долго не пришлось. Вернувшись домой, Вишневская попросила мужа, директора театра оперетты Марка Рубина, сходить за клубникой, а сама быстро собрала чемодан и уехала на такси к Ростроповичу. С тех пор они не расставались.

Пытались как ластиком стереть

Это была семья великих музыкантов. Они и дружили с великими. Среди огромного числа их друзей был и Александр Солженицын. В 1969 году, когда на писателя начались гонения, Ростропович и Вишневская предложили ему поселиться у них на даче, а в 1970-м Мстислав Леопольдович отправил в большинство центральных советских газет открытое письмо в защиту своего друга. После этого травля перешла на музыкантов. Ходит легенда, что после гастролей в Америке Ростроповича вызвали на ковёр и попросили отдать заработанные деньги в пользу Советского Союза. Он сказал, что за деньгами надо съездить домой. Пошёл в магазин и на весь гонорар купил невероятно дорогую вазу, принёс чиновникам и бросил её им под ноги. Естественно, ваза разлетелась на мелкие осколки. Один из них Мстислав Леопольдович положил в карман, сказал: «Я взял свою долю, остальное – ваше», – развернулся и вышел. В конце концов непокорного Ростроповича на ковёр вызвала сама Фурцева. Министр культуры сообщила, что за своеволие и дружбу с опальным писателем и Ростропович, и Вишневская целый год не будут ездить на гастроли за границу. Ростропович только усмехнулся: «Никогда не думал, что выступать перед своим народом – это наказание». Но за этим наказанием последовали и другие. Ростроповича выставили из Московской филармонии и Большого театра, Вишневской запретили записывать пластинку, концерты музыкантов отменялись. Их пытались как будто ластиком стереть отовсюду.

29 марта 1974 года Мстислав Леопольдович, не выдержав творческого вакуума, отправил письмо Брежневу. Он просил отпустить его с семьей на два года за границу на гастроли. Брежнев разрешение подписал. Говорят, получив его, Ростропович рыдал целый день. Он не хотел уезжать. Вишневская была невозмутима. И они уехали в Париж. Вскоре стало понятно: они не вернутся.

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

Оперная певица Галина Вишневская и ее муж, всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович, дома с дочерьми. Шоломович/РИА Новости

Дети ни о чём не догадывались. Девочки были уверены, что едут с родителями на гастроли. Но по приезде их отправили учиться в Швейцарию в монастырь. Родителям нужно было зарабатывать на жизнь, давать концерты, поэтому детям пришлось провести «в заточении» целых два года. Они были возмущены такой несправедливостью, зато папа был спокоен. Ростропович вообще довольно часто был очень строг к дочерям, а всё оттого, что безумно их любил. Он боялся, что без его должного присмотра они отобьются от рук, начнут носить джинсы, короткие юбки и попадут в дурную компанию, где за ними будут ухлёстывать недостойные мальчики. Поэтому монастырь казался лучшим выходом.

«Порочили советский общественный строй»

Спустя четыре года после отъезда Галина Вишневская и Мстислав Ростропович узнали из новостей, что лишены гражданства Советского Союза. Им даже не удосужились сообщить об этом лично. Возможно, они не стали бы собирать пресс-конференцию, но 16 марта 1978 года в газете «Известия» появилась обличительной статья, которая еще больше напитала обиду.

Вот выдержки из неё: «Выехавшие несколько лет назад в зарубежную поездку М.Л. Ростропович и Г.П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. В 1976–1977 годах они дали, например, несколько концертов, денежные сборы с которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций. Формально оставаясь гражданами Советского Союза, Ростропович и Вишневская по существу стали идейными перерожденцами, ведущими деятельность, направленную против Советского Союза, советского народа…»

После пресс-конференции 17 марта 1978 года Ростропович и Вишневская отправили письмо Брежневу: «…Мы не признаем Вашего права на акт насилия над нами, пока не будут предъявлены конкретные обвинения и дана возможность законной защиты от этих обвинений. Мы требуем над нами суда в любом месте СССР, в любое время с одним условием: чтобы этот процесс был открытым».

Конечно, Брежнев оставил письмо без ответа. Ответила им вдогонку 24 марта «Советская культура» статьёй под названием «»Музыка», «искусство», «творчество»»: «Несколько лет назад в зарубежную поездку выехал виолончелист М. Ростропович вместе со своей женой Г. Вишневской. В самом этом факте нет ничего особенного… Но на этот раз Ростропович повёл себя иначе. С первых же дней пребывания за границей Ростропович и Вишневская стали выступать с антисоветскими заявлениями… Что же заинтересовало зарубежных журналистов в заявлениях Ростроповича? Может, размышления маститого музыканта о путях развития современного искусства, его рассказ о том, как с помощью советских педагогов он прошёл путь от ученика детской музыкальной школы Москвы до маэстро? Увы! Возвышенные слова «музыка», «искусство», «творчество» понадобились Ростроповичу и его супруге Вишневской для иных целей. Из его слов на проведённой 17 марта пресс-конференции в Париже, как и из предыдущих высказываний, следует, что он и его жена будто бы не могли свободно работать в Советском Союзе… Помимо интервью и прочих высказываний, порочащих советский общественный строй и высокое звание гражданина СССР, Ростропович и Вишневская продолжали вести антисоветскую работу. Они поддерживали тесный контакт с враждебными центрами, организовали 63 концерта, сборы от которых передали белоэмигрантским организациям, десятилетиями ведущим подрывную деятельность против СССР. Ростропович передал 35 тысяч долларов в фонд антисоветского журнала «Континент», провёл ряд концертов в пользу отщепенцев, выехавших из Советского Союза. Всё это вместе взятое шло вразрез с идеями гуманизма и вызывало законный вопрос: могут ли подобным образом вести себя советские люди, патриоты своей Родины?»

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

Из всего написанного правдой было лишь то, что Ростропович действительно дал 63 концерта, а вот «белогвардейские организации, десятилетиями ведущие подрывную деятельность против СССР», получившие деньги от музыканта, – это больницы, хосписы, поддерживающие молодых музыкантов фонды, организации, помогающие бездомным животным.

«Вернули – как лишили: не спрашивая»

Новые паспорта Вишневская и Ростропович получили сразу же. Оказалось, что музыканты были нарасхват: многие европейские страны предложили изгнанникам своё гражданство. Они отдали предпочтение Монако – с документом этой маленькой страны можно было ездить по всему миру, не проставляя визы.

Уехав, они получили всё то, чего были лишены на Родине: свободу, признание, достаток. Мстислав Ростропович возглавил национальный симфонический оркестр США, стал Послом доброй воли ЮНЕСКО, получил множество международных премий. Вишневская блистала на лучших сценах мира – в «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера»; перед ней преклонялся весь мир оперного искусства.

В 1990-м опальным музыкантам вернули советское гражданство, указ тогда подписал Михаил Горбачёв. Но ни Вишневская, ни Ростропович назад свои паспорта не приняли. Многие их не поняли. Галина Павловна потом объяснила этот поступок в своей книге «Галина»: «Вернули – как лишили: не спрашивая. Естественно, никаких извинений, сожалений. Даже не хватило ума – свалить всё на Брежнева. Такое впечатление, будто выбросили вещь на свалку, а потом одумались».

Они отказались от гражданства, но не от Родины. Ростропович, когда его пригласили выступить в новой России, согласился сразу же. А вот Вишневскую пришлось уговаривать. Она категорически отказывалась ехать туда, откуда её выгнали. Помогла дочь. Попросила поддержать отца. Приехав, Галина Павловна осталась в России.

Как-то Ростроповича спросили, думал ли он, что в России так быстро настанут другие времена. Музыкант чуть-чуть пошутил: «Нет, не думал, я уже подыскивал себе место на американском кладбище».

Вернувшись, они стали жить на два дома, но своё дело продолжили в России: помогали юным дарованиям, боролись за права человека. Ушли они тоже в России. Сначала, 27 апреля 2007 года, не стало Мстислава Леопольдовича, через пять лет вслед за ним ушла Галина Павловна. На могиле великих российских музыкантов возвышается мраморный крест, созданный по проекту Вишневской. На нём выгравированы надписи из Евангелия: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся», «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие небесное».

За решётку. Но дух его бродит посреди нас

Что даст детям и родителям новое «министерство семьи», когда будет в итоге создано?

Как эта «война» кормит авторов заказных работ, рассказывает наш постоянный автор Александр Давыдов

Источник

Распоряжение о лишении советского гражданства Ростроповича и Вишневской, 1978 год, СССР

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства

Гонения на них начались в 1969 году, когда они приютили у себя на даче опального писателя Александра Солженицына. В 1974 году они были вынуждены покинуть СССР, в 1978 лишились гражданства, которое им было возвращено в 1990 году, тогда же пара смогла вернуться на Родину.

Вот выдержка из Указа Президиума Верховного Совета СССР № 209 от 15 марта 1978 года: «Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и не совестимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: лишить гражданства СССР Ростроповича Мстислава Леопольдовича, 1927 года рождения, уроженца гор. Баку, и Вишневскую Галину Павловну, 1926 года рождения, уроженку гор. Ленинграда».

Кроме того, супруги направили открытое письмо генсеку Леониду Брежневу, которое заканчивалось словами: «Мы не признаем Вашего права на акт насилия над нами пока не будут предъявлены конкретные обвинения и дана возможность законной защиты от этих обвинений. Мы требуем над нами суда в любом месте СССР, в любое время с одним условием, чтобы этот процесс был открытым».

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства
На фото: Александр Галич, Галина Вишневская, Михаил Барышников, Мстислав Ростропович, Иосиф Бродский в Нью-Йорке. 1974 г.

В своей книге «Галина. История жизни», Вишневская вспоминает, что о лишении её и Ростроповича советского гражданства они с мужем узнали в Париже, слушая по телевизору последние известия.

В этой же книге Вишневская объясняет, почему они с супругом отказались принять советское гражданство, когда 16 января 1990 года Председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачев подписал постановление Президиума ВС «О восстановлении в гражданстве СССР Ростроповича М. Л. и Вишневскую Г. П.». Певица пишет, что они с Ростроповичем не просили гражданство у себя ни отбирать, ни возвращать: «Вернули — как и лишили: не спрашивая. Естественно, никаких извинений, сожалений. Даже не хватило ума — свалить все на Брежнева. Такое впечатление, будто выбросили вещь на свалку, а потом одумались».

За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть фото За что ростроповича лишили гражданства. Смотреть картинку За что ростроповича лишили гражданства. Картинка про За что ростроповича лишили гражданства. Фото За что ростроповича лишили гражданства
Вишневская и Ростропович на пресс-конференции в Париже после лишения их советского гражданства. Март 1978.

Источник

Мстислав Ростропович. История росчерка идиотского пера

Жизнь Мстислава Леопольдовича Ростроповича нельзя описать полноценно в одной статье, потому что, его личность была многогранна, память о нем остается жива у многих людей и в нашей стране и во всем мире, может быть только формат книги для этого подойдет. Судьба одарила его многими талантами и главным человеческим талантом – любить людей.

Моменты биографии я буду переплетать некоторыми историями из его жизни, коих великое множество.

Мстислав Ростропович родился в 27 марта 1927 в Баку в музыкальной семье: отец был виолончелистом, а мать — пианисткой. Уже в четыре года мальчик подбирал на рояле сложные мелодии на слух и пытался сочинять свои собственные, а в восемь лет начал играть на виолончели. Играть Мстислава Ростроповича учил отец — ни у кого другого брать уроки он не хотел.

История-Музыкант шутил, что у него в детстве не было колыбели. Известная фотография Мстислава в футляре виолончели была сделана для эффектности, а стала пророчеством, определяя путь гения.

Мстислав рос непоседливым ребёнком (эта черта — энергичность и непоседливость — была свойственна Ростроповичу и во взрослом возрасте) и однажды вскарабкался на табуретку и встал на ней «ласточкой». После чего со всего размаху шлёпнулся на пол и сломал кости запястья правой — смычковой — руки.

Плачущего ребёнка отвезли в больницу и загипсовали руку. Однако врачи не смогли толком вправить кость, и она срослась неправильно, «ступенькой», и почти не двигалась. В больнице родителям Ростроповича дали список упражнений лечебной физкультуры и объяснили, что, при условии регулярных занятий, со временем кисть начнёт немного двигаться, но прежняя подвижность, необходимая для игры на инструменте, не вернётся. С тем Славу и выписали домой.

Все планы родителей на будущее Славика рухнули. Надежды на блестящую музыкальную карьеру не осталось в семье ни у кого… кроме самого пострадавшего. День за днём ребёнок, превозмогая боль в руке, часами трудился, выполняя предписанные упражнения, а если его пытались отвлечь от этого занятия, плакал вплоть до истерики. «Мне нужно заниматься! — кричал бедный малыш — Мне нужно заниматься, а она не двигается. » И он продолжал трудиться до тех пор, пока однажды рука не ухватила смычок.

Час за часом, день за днём терзал маленький Ростропович несчастную руку, кости которой так и остались на всю жизнь торчать «ступенькой» в месте перелома. Подвижность вернулась, но рука не могла удерживать виолончель обычным образом: инструмент необходимо было ставить на шпиль почти вертикально, а не под наклоном, как принято. При этом смычок Маэстро держал таким особенным образом и извлекал с его помощью настолько необыкновенные звуки, что другие музыканты, как ни пытались скопировать его манеру игры, неизменно отступались от этой задачи как от невыполнимой.

«Меня часто спрашивают, как добиться подобной манеры, — рассказывал позже Ростропович,— Только опоздали вы, ребята: для этого надо было не просто руку сломать, но и познакомиться с советской медициной!»

В 1932 году семья переехала в Москву, и через два года семилетний Ростропович поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, где преподавал его отец. В 1937 году вслед за отцом он перевелся в музыкальную школу Свердловского района Москвы — мальчик всегда учился там, где работал его отец. Впервые на сцене виолончелист выступил в 12 лет: в сопровождении симфонического оркестра он сыграл главную партию Концерта французского композитора Камиля Сен-Санса.

После музыкальной школы Мстислав Ростропович поступил в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Он хотел научиться, профессионально писать музыку. Но вскоре началась война, и семью эвакуировали в город Чкалов (сейчас Оренбург). Четырнадцатилетнего Мстислава Ростроповича отдали в железнодорожную школу и в местное музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Город Чкалов стал профессиональной школой юного музыканта: сначала он разрабатывал небольшие концерты, которые отец давал в кинотеатрах перед показом фильмов, а затем устроился в местный оперный театр. Здесь под руководством композитора Михаила Чулаки он начал сочинять музыку для виолончели и фортепиано.

В 1942 году пятнадцатилетнего музыканта включили в отчетный концерт советских композиторов, где он выступил одновременно и как композитор, и как пианист, и как виолончелист. Появление Мстислава Ростроповича стало главным событием вечера. Газета «Чкаловская коммуна» 10 апреля 1942 года писала: «Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и музыкальном вкусе. Юный автор подкупает слушателя и своими прекрасными исполнительскими возможностями», в этом же году семья осиротела отец умер от сердечного приступа в Оренбурге. Мстислав стал зарабатывать не только преподаванием в школе, но и мастеря рамки для фото и коптилки. Так в 15 лет он стал уже главой своей маленькой семьи. Именно тогда он воспитал в себе режим на всю жизнь. Сон не более пяти часов в сутки, никаких каникул и отпусков. Занятия на инструменте на рассвете и перед сном.

В 1943 году семья Ростроповичей возвратилась в Москву. Юноша вернулся в музыкальное училище при Московской консерватории имени Чайковского. Талантливого и трудолюбивого студента со второго курса перевели сразу на пятый, и в 1946 году он с отличием окончил два факультета — композиторский и класс виолончели.

Затем Мстислав Ростропович поступил в аспирантуру, а после нее стал преподавать в Московской и Ленинградской консерваториях. Музыкант проработал здесь 26 лет — многие из его учеников позже стали знаменитыми исполнителями и преподавателями в музыкальных академиях по всему миру. Среди них — Наталья Шаховская и Давид Герингас, Иван Монигетти и Наталья Гутман.

Во второй половине 1940-х годов виолончелист дал свои первые большие концерты в Москве, Киеве, Минске. А после победы в нескольких международных музыкальных конкурсах отправился на гастроли по странам Европы, а затем и по всему миру — так Мстислав Ростропович получил международное признание.

Со студенческих лет он дружил с великим композитором С.С.Прокофьевым, дружба завязалась когда Ростропович поставил себе цель выучить и исполнить сложнейшее произведение композитора Первый виолончельный концерт. Сергей Прокофьев умер в тот же день, что и Сталин, — 5 марта 1953 года.

— Сэр, вы хотите, чтобы я сказал вам гадость?

— Скажите, если вы считаете нужным, — в тон ему отвечал Слава.

— Вы на меня ужасно похожи!

И оба, счастливые, смеялись, как дети»

Пятидесятые годы Ростропович называл периодом «страстного желания играть хорошо». Он овладел виолончельной классикой не только как инструменталист-исполнитель, но и как композитор: штудировал партитуры виолончельных концертов и изучал трактовки виолончельных партий разными композиторами.

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение.

Выдающийся музыкант был человеком эмоциональным и страстным. В молодости, не обладая внешностью мачо, имел репутацию мужчины крайне влюбчивого. После его женитьбы сложили такую байку: «шелестел-шелестел, зарился-зарился, маялся-маялся, а подавился вишневой косточкой», намекая на громкие романы со знаменитыми балеринами Аллой Шелест, Майей Плисецкой и певицей Зарой Далухановой. Была у него и сильная, чистая любовь к осетинской певице Цецелии Джатиевой, которая рано умерла из-за врачебной ошибки, память о ней он чтил всю жизнь.

Про знакомства с Вишневской сам маэстро рассказывал так: «Я скучающе смотрел на лестницу и увидел две спускающиеся чудесные ножки, ждал, что появится фигура наверняка, не такая прекрасная, но смотрю и фигурка замечательная, ну лицо уж должно было подвести, но лицо было такое, что я остолбенел и тут я узнал, это была Вишневская. Вишневская упрашивала меня не смешить ее, уже появляются морщины, но я не уставал, и четырех дней стало достаточно, чтобы немедленно развернуть свою жизнь на 180 градусов».

Когда его спрашивали, что он сейчас думает о том, что он сделала Вишневской через 4 дня, он ответил: «Я жалею, что потерял эти четыре дня».

Они прожили вместе 52 года и потом, когда музыканту задали вопрос о рецепте такого долгого брака, он ответил: «Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь».

Вернувшись из Праги, он сразу же перевез Вишневскую в свою квартиру, где жила его сестра и мама. И вскоре вложился в кооператив, у них появился свой дом. Почти сразу после свадьбы они стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал. Вскоре их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.

История- Представительница загса в момент регистрации с Вишневской, оскорбилась внешним видом и фамилией Ростроповича предложив фамилию поменять.

Друг за другом родились дочки Оля и Елена, счастья стало полным. Девочек он обожал и страшно ревновал.

История- Чтобы оградить девочек от поклонников на даче, он посадил специальный колючий сорт шиповника. Брюки и платье выше колен он не допускал. Галине Павловне пришлось самой довязывать крючком платье привезенной на выпускной дочке, которое не соответствовало его правилу допустимости. Это платье Ольга будет любить и хранить всегда. Джинсы, которые он считал безобразными штанами, он облив бензином сжигал на веранде, под плачь своих девчонок.

Самым большим его другом и учителем был несомненно Дмитрий Дмитриевич Шостакович! Титаническая и глубоко трагическая фигура в мировом искусстве XX века. Хотя Ростропович и занимался в классе инструментовки у Шостаковича в бытность студентом Московской консерватории, хотя он и исполнял неоднократно в ансамбле с автором его виолончельную сонату, начало их сотрудничества можно с уверенностью датировать летом 1959 года, когда композитор задумал написать для него Концерт для виолончели с оркестром. То, что рассказывает об этих днях Мстислав Леопольдович сегодня, уже тиражировано в десятках интервью, расцвечено множеством подробностей в книгах, журнальных и газетных статьях, посвященных виолончелисту. И все же какие-то новые «вкусные» детали, а Слава – так он настоятельно просит себя называть – мастер на них, невольно обращают на себя внимание. «До сих пор не могу прийдти в себя, когда вспоминаю, как гениальный, боготворимый мною композитор скромно так, будто не рассчитывал на мое согласие, спросил не буду ли я возражать, если он напишет мне посвящение на титульном листе Концерта? Я? Возражать? Получив утвердительный ответ (я буквально заорал от восторга!), Дмитрий Дмитриевич вручил мне партитуру с посвящением и я несколько дней вел затворническую жизнь в «Европейской», где остановился по приезде в Ленинград. Через четыре дня, выучив концерт досконально, отправился вместе со своим постоянным партнером пианистом А. Дедюхиным на дачу к Шостаковичу в Комарово. И вот, когда Дмитрий Дмитриевич, увидев нас, бросился за пультом, – наступил мой звездный час. Я, знаете, с некоторой театральностью сказал: пульта не надо. И сыграл Концерт наизусть! Да не один раз!» Шостакович был покорен. Вскоре последовали премьеры – в Ленинграде с Мравинским, в Москве с Гауком. В течение года Ростропович объехал с виолончельным концертом Шостаковича Старый и Новый свет, выступая с такими дирижерами, как Юджин Орманди, Игорь Маркевич, гастролируя с оркестром Ленинградской филармонии под управлением Мравинского

«Когда мы со Славой поженились, он ввел меня в дом Дмитрия Дмитриевича — вспоминает Галина Вишневская в своей автобиографической книге «Галина» – С тех пор я постоянно бывала там, и тесная дружба между нашими семьями продолжалась вплоть до нашего отъезда из России». К сожалению, они не проводил в последний путь умершего в 1985 году Д.Д.Шостаковича, т.к. в это время были уже в эмиграции. И когда спустя 16 лет вернулись, сразу с аэропорта поехали к нему на кладбище, почтить память.

К 1960-м годам виолончелист, вступил в пору своего расцвета: много концертировал, помогал молодым музыкантам и композиторам, дирижировал на симфонических и оперных спектаклях и совершенствовал свое мастерство аккомпаниатора.

«Я вел педагогическую работу в двух консерваториях — Московской и Ленинградской, дал 30 концертов в США, гастролировал в Германии, четырежды выступал в ансамбле с Вишневской… и для своего виолончельного цикла в течение одного сезона выучил двадцать два новых концерта для виолончели с оркестром. Что это? Избыток способностей? Нет, скорее избыток желаний, энергии».

История- Однажды утром Вишневская сказала Ростроповичу: – Слава, ты ночью, когда храпел, во втором такте так фальшивил!

В 1950-60-х годах Ростропович стал Лауреатом Ленинской и Сталинской премии и народным артистом СССР.

Мстислав Ростропович не был диссидентом, но при этом не одобрял решения правительства, которые считал морально неприемлемыми: «Ведь кого только ни ругали, кого ни уничтожали! Уничтожали Ахматову, уничтожали Осю Бродского, с которым мы очень дружили, когда он жил в Америке. Но уничтожали только тех, кто чего-либо стоил; тех, кто не стоил, не трогали…» Ростроповичи несколько лет поддерживали опального писателя Александра Солженицына и даже поселили его на своей даче в 1969г. Это вызывало недовольство властей. Позже Солженицын писал, что Ростропович, «предложив мне приют, еще совсем не имел опыта представить, какое тупое и долгое на него обрушится давление».

Весной 1972 года Мстислав Ростропович вместе с Андреем Сахаровым и другими известными деятелями советской науки и культуры подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии политических заключенных и об отмене смертной казни. Вскоре после этого музыканта уволили из Большого театра, лишили зарубежных гастролей, запретили столичным оркестрам приглашать звездную семейную пару для выступлений.

История- Ростропович, лишенный работой, увлекся коллекционированием русского фарфора и икон. Начал ездить по деревням, по коллекционерам, в общем кинулся на поиски сокровищ. Пока он научился разбираться, была масса конфузов и обманов. Вишневская радовалась такому увлечению и всячески поддерживала в нем энтузиазм, понимаю, что лучше в доме битые, склеенные чашки, чем пьяные компании и разговоры ни о чем до утра. Так началась знаменитая коллекция, которую в последствии, выкупил на аукционе миллиардер Алишер Усманов и передал в дар Константиновскому дворцу.

Оставшись без работы и денег, Ростропович добился выездной визы и в 1974 году уехал с семьей в Лондон. Поездка была оформлена как командировка на длительный срок от Министерства культуры СССР. Через четыре года пребывания за границей Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили гражданства СССР из-за «антипатриотической деятельности», порочащей советский общественный строй. Одним росчерком по словам Ростроповича «идиотского пера Брежнева» была изменена его судьба!

На вопрос, почему они уезжают, Вишневская отвечала: «Нам ясно дали понять, что здесь мы никому не нужны, вот поэтому мы и уезжаем». Они уехали, потому что их уничтожали системно, а они не готовы были сломаться.

Первое время за границей музыкант почти не выступал, но постепенно его положение в зарубежном музыкальном мире упрочилось: он начал давать много концертов, устроился в Вашингтонский симфонический оркестр художественным руководителем и со временем стал одним из ведущих дирижеров и виолончелистов мира.

Гликман и Нельсон Шэнкс запечатлели виолончель «Дюпон» с его хозяином

История- Его очень любила английские королевы, однажды за ужином с королевой матерью он допустил бестактность, перепутав бокалы, выпивал из бокалы Елизаветы I, поняв ошибку, начал извиняться, на что королева сказала, что «это честь, для меня, что вы пьете из моего бокала», вот такие они королевы.

Указ Верховного Совета СССР о восстановлении гражданства, четой Ростропович- Вишневская был воспринят, как акт справедливости.

А в 1991 году он соврал семье, что уехал по делам в банк, а сам сорвался первым самолетом в Москву и помчался защищать Белый дом. «Я сел в такси, поехал в аэропорт, взял билет из Парижа в Москву. Провел с ополченцами весь день, считая, что даже если убьют, я сделал все, что мог, отдал последние силы Родине, своему дому».

После августовского путча семья стала чаще бывать в России, а спустя два года переехала в Петербург. Они вернулись через 16 лет эмиграции и увидели только кресты на могилах своих самых близких друзей. Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Д.И.Ойстраха, А.А.Дедюхина и др. самое светлое, что было в их жизни погасло. Теперь он свободно гастролировал в Москве и Ленинграде, стал одним из самых популярных исполнителей в стране.

История-Ростропович и Вишневская были заядлые собачники. У них всегда были пудели. А однажды поклонники из Канады преподнесли Мстиславу Леопольдовичу свою национальную гордость, породистого щенка ньюфаундленда. Ходят легенды, что для получения потомства толпами приезжали хозяева ньюфандлендов в гости к канадскому Кузе, и он стал прародителем всех московских представителей породы. Так и говорят, что во всех этих собаках «капля крови Ростроповича». Кузя был первым, кто отправился с маэстро в, как позднее оказалось, заграничную ссылку. По прилету четвероногого друга задержали в аэропорту, и Ростропович каждый день приезжал навещать его, пока, с помощью музыканта, пленника не удалось вызволить.

Для него писали музыку, самые великие композиторы XX века и он был ее первым исполнителем. Он первым играл в возрожденном Храме Христа Спасителя. Вместе с Вишневской Ростропович организовывал в России концерты, в которых участвовали знаменитые и малоизвестные исполнители, дирижеры и композиторы. На сборы с этих концертов в 1997 году он основал фонд поддержки молодых музыкантов, который существует и сегодня. Его возглавляет дочь виолончелиста Ольга Ростропович. Стипендии, которые получают юные исполнители из разных городов России, носят имена учителей и друзей Ростроповича: Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Святослава Рихтера и других известных музыкантов.

Мстислав Леопольдович Ростропович закончил свой земной путь 27 апреля 2007 году в возрасте 80 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Когда один журналист спросил его как он понимать изречение с Нагорной проповеди «Блаженны нищие духом..», на секунду подумав, он гениально ответил: «Что эти слова можно интерпретировать, как нищий дух- свободный от зла. ».

Спасибо ему за талант, горячее сердце которое разрушало границы стран и возвышало человеческое сознание, за абсолютную доброту духа…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *