За что сегодня голосовали
Выборы в Госдуму. Главное
Что важно знать
В одномандатных округах «Единая Россия» выигрывает 88% мандатов (198 мест). КПРФ — 4% (9 мандатов), СР — 3,56% (8 мандатов). У ЛДПР две победы в одномандатных округах, «Родина», Партия роста и «Гражданская платформа» берут по одному мандату. Еще пять мест — у самовыдвиженцев.
Среди всех одномандатных округов по Москве опередить соперника из «Единой России» или кандидата от власти не удалось никому. До последнего лидировала в Нагатинском округе Анастасия Удальцова (КПРФ). Однако после подсчета 100% бюллетеней и появления данных электронного голосования она в итоге уступила Светлане Разворотневой из «Единой России».
По партийным спискам в Москве по данным электронного голосования впереди оказалась «Единая Россия» (44,77%). Далее идут КПРФ (15,53%), «Новые люди» (7,86%), ЛДПР (7,45%), «Справедливая Россия — за правду» (6,84%).
Зампредседателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков заявил, что партия не признает результатов электронного голосования, по результатам которого коммунисты уступили в одномандатных округах.
Среди лидеров в одномандатных округах певец Денис Майданов, актер Дмитрий Певцов, телеведущие Дмитрий Попов и Тимофей Баженов, бывший участник «Своей игры» Анатолий Вассерман.
Глава ЦИК Элла Памфилова сообщила, что по итогам выборов на одном из участков в Санкт-Петербурге речь идет о вероятном возбуждении уголовного дела.
Явка на выборах в Госдуму по всей России составила 51,68%. На встрече с Владимиром Путиным Памфилова заявила, что такого высокого результата никто не ожидал.
Президент поблагодарил избирателей за высокую явку и выразил надежду, что новый состав Думы сделает все, чтобы оправдать доверие граждан.
После обработки 100% бюллетеней на выборах губернатора Хабаровского края действующий глава региона Михаил Дегтярев набрал 56,81% голосов. На выборах в Чечне у Рамзана Кадырова 99,7%.
Данные после подсчета 100% протоколов участковых избиркомов показывают, что в Госдуму проходят пять партий: «Единая Россия» набирает 49,82%, КПРФ — 18,93%, ЛДПР — 7,55%, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — 7,46%, партия «Новые люди» — 5,32%. Эти партии преодолевают пятипроцентный барьер и предварительно попадают в новый созыв Госдумы.
Ближе остальных к 5-процентному барьеру, который надо преодолеть для прохождения в Госдуму, оказалась «Партия пенсионеров» — 2,45%.
В одномандатных округах «Единая Россия» выигрывает 88% мандатов (199 мест). КПРФ — 4% (9 мандатов), СР — 3,56% (8 мандатов). У ЛДПР две победы в одномандатных округах, «Родина», Партия роста и «Гражданская платформа» берут по одному мандату. Еще пять мест — у самовыдвиженцев.
Среди всех одномандатных округов по Москве опередить соперника из «Единой России» или кандидата от власти не удалось никому. До последнего лидировала в Нагатинском округе Анастасия Удальцова (КПРФ). Однако после подсчета 100% бюллетеней и появления данных электронного голосования она в итоге уступила Светлане Разворотневой из «Единой России».
Зампредседателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков заявил, что партия не признает результатов электронного голосования, по результатам которого коммунисты уступили в одномандатных округах, сообщает «Интерфакс». В свою очередь, председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов призвал всех сторонников партии «защищать результаты выборов, как подольские курсанты защищали Москву».
Общая явка на выборах в Госдуму составила 45,15%. Такие данные были выведены на информационное табло в ЦИК около 18:00 мск. Зампредседателя Центризбиркома Николай Булаев заявил, что итоговая явка будет обнародована утром 20 сентября.
В Москве из записавшихся на электронное голосование, по состоянию на 20:00 мск, проголосовали 96,5%. Это максимальный результат за все время существования этого сервиса. Явка в районе 90% зафиксирована и в других шести регионах, где проводилось онлайн-голосование.
Результаты губернаторских выборов
В Хабаровском крае после обработки 100% бюллетеней у врио главы региона Михаила Дегтярева 56,81% голосов.
В Туве врио главы республики Владислав Ховалыг после обработки 100% бюллетеней набрал 86,81% голосов.
В Тверской области после обработки 100% бюллетеней побеждает действующий глава региона Игорь Руденя с результатом 52,33%.
В Тульской области после обработки 100% бюллетеней с результатом 83,7% лидирует Алексей Дюмин.
На выборах главы Ульяновской области после подсчета 100% бюллетеней победил Алексей Русских. У него 83,16%.
В Чечне после подсчета 100% протоколов лидирует Рамзан Кадыров с результатом 99,7%.
В Мордовии по результатам обработки 100% бюллетеней побеждает Артем Здунов, у которого 78,26% голосов.
В Белгородской области после обработки 100% бюллетеней побеждает врио главы региона Вячеслав Гладков (78,79%).
Как прошел третий день выборов
В двух регионах руководителей регионов выбирали местные парламенты. Парламент Северной Осетии выбрал Сергея Меняйло новым главой региона. На третий срок был переизбран глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. Главу Дагестана, кандидатуру которого также утверждает республиканский парламент, выберут 14 октября. Сначала должны начать работу депутаты Народного собрания, которых выбирали в этот единый день голосования.
По данным экзитполов, которые проводил ИНСОМАР, в Госдуму проходят только четыре политические силы. У «Единой России» 45,2%, у КПРФ 21,0%, у ЛДПР 8,7%, у «Справедливой России — Патриотов — За правду» 7,9%. Экзитполы не учитывают голосование по одномандатным округам — только партийные списки.
На сайте ЦИК закодировали данные о результатах голосования. Буквы и цифры, которые внешне выглядят нормально, при копировании превращаются в случайный набор символов. Памфилова заявила, что это было сделано для защиты от «беспрецедентных атак».
Как прошли первые два дня выборов
ЦИК заявила о нескольких хакерских нападениях. Одна DDoS-атака на сайт комиссии произошла в субботу, еще три — в пятницу (в том числе две попытки сканирования на уязвимости). По словам Памфиловой, они велись в том числе из США и Германии. Атаки удалось отразить.
За первые два дня голосования явка на выборы в Госдуму составила 31,51%.
За первые два дня в выборах приняли участие 82,4% записавшихся на электронное голосование москвичей.
С субботы Telegram решил ограничить работу ботов, связанных с предвыборной агитацией. Павел Дуров объяснил это днями тишины, так как предвыборная кампания закончилась и начались непосредственно выборы. А YouTube заблокировал видео команды оппозиционера Алексея Навального с материалами проекта «Умное голосование».
Сообщения о нарушениях
В понедельник глава ЦИК Элла Памфилова рассказала, что всего были признаны недействительными 25 830 бюллетеней. Отменили итоги выборов на трех участках в Крыму, Калмыкии и Санкт-Петербурге.
В воскресенье Памфилова сообщила, что подтверждены 12 случаев вброса бюллетеней в восьми регионах. Речь идет об Адыгее, Калмыкии, Северной Осетии, Брянской, Ивановской, Кемеровской, Московской и Саратовской областях. Три председателя УИК — в Адыгее, Брянской и Кемеровской областях — отстранены от должности. Также вследствие нарушений был уволен глава ТИК в Пятигорске (Ставропольский край).
Элла Памфилова заявила, что в избиркоме Петербурга есть «пятая колонна», которая не заинтересована в выявлении нарушений в ходе выборов. Так она отреагировала на информацию о выносе с одного из участков сейфа с бюллетенями. Она также потребовала из-за инцидента принять меры, вплоть до увольнения главы ТИК.
Наблюдатели от КПРФ сообщили, что в воскресенье зафиксировали четыре вброса. Как рассказали РБК в партии, речь идет о Дагестане (участки № 544 и № 112), Ульяновской (участок № 3912) и Брянской (№ 699) областях. Также в КПРФ заявили, что в городе Саров Нижегородской области члены комиссии в субботу вечером подводили предварительные итоги голосования. Прежде чем убрать бюллетени в сейф, они сортировали их по стопкам.
В субботу КПРФ направила в ЦИК около 30 жалоб на нарушения. Большая часть касалась возможных вбросов бюллетеней, в частности в Самарской (участок № 706) и Саратовской (участок № 505) областях, а также в Башкирии (участок № 1650), рассказали РБК в партии.
18 сентября наблюдатели от «Яблока» опубликовали видео с предполагаемым вбросом на УИК № 237 в городе Белово Кемеровской области. Позднее вечером факт вброса подтвердили в общественной палате. Бюллетени из урны будут признаны недействительными, сообщил избирком Кемеровской области. В этот же день наблюдатели «Яблока» сообщили о четырех возможных вбросах в подмосковной Балашихе, на участке № 3667.
В «Справедливой России» сообщили о нападении в Астрахани на члена комиссии с правом совещательного голоса УИК 238 Руслана Назарова — в него плеснули зеленкой. В партии утверждают, что в это же время члены комиссии «сбежали с урной со 140 бюллетенями».
Технические отличия от прошлых выборов
Провал – репортаж об итогах голосования, написанный за 48 часов до его завершения
Политбюро утверждало итоговые протоколы результатов выборов накануне. Несомненно, протоколы нынешнего голосования тоже уже утверждены.
Итак, в голосовании приняло участие 68 процентов избирателей, имеющих право голоса. За высказалось 76 процентов, против – 22. Таким образом, поправки одобрены подавляющим большинством голосовавших и более, чем половиной, от общего числа граждан России. Народ недвусмысленно высказал свою волю. Далее добавляйте фанфар по вкусу.
Но это – катастрофический провал Владимира Путина и всей его системы. Они не достигли своих целей.
Весь этот фарс был задуман потому, что земля стала гореть под ногами правящей в стране группировки. Им стало все труднее выигрывать выборы, даже тот весьма невысокий и ими же санкционированный уровень законности и политических свобод стал для них почти непреодолимым препятствием. Тщательно выстроенные институты, не имеющие никакого отношения к тому, как они называются (не считать же Думу парламентом, а Конституционный Суд Судом?), но готовые, зато, выполнить любой приказ, перестали обеспечивать стабильность. Все чаще приходилось применять силу. Апофеозом стало лето 2019 — выборы в Московскую городскую думы и муниципальные выборы в Петербурге.
В такой ситуации смешать фигуры на доске – правильное решение. Они думали, все получится. Недаром же, наряду со всякой защитой домашних животных и русского языка (забавно в контексте этой статьи, что они не смогли даже грамотно сформулировать вопрос в бюллетене) в Конституцию внесены такие важные для руководства страны вещи, как приоритет национального законодательства и недопустимость искажения истории – они собирались долго править при этой Конституции.
Но голосование было организовано не для принятия поправок – оно для этого и не требовалось. Это была пропагандистская акция, ориентированная на десятки миллионов тех, кто устал от Путина, кто хочет перемен, кого «достало». Их надо было убедить в том, что за Путиным – большинство, а значит, они – уставшие и несогласные – должны сидеть тихо и благодарить за то, что им дают дышать.
Собственно, эта инстинктивная легитимность – вера в то, что за власть большинство – последнее, что осталось у системы. Судя по истерическому поведению властей, по фантастическим ляпам, допущенным в ходе голосования, сами они понимают, что большинства нет и, в отличие от многих аналитиков, считают, что это может привести к быстрой потере власти.
Так, вот, они могут объявить и 120 процентов – те, уставшие и несогласные, ради которых все и затеивалось, им не поверят. О чудовищном вранье свидетельствует и сама процедура голосования, и данные многочисленных опросов, которые проводили разные политические организации и отдельные граждане, да и собственный опыт – разговоры с коллегами, с друзьями и со случайными собеседниками. Вера в наличие у Путина большинства не укрепилась, как было задумано, а, наоборот, оказалась окончательно подорванной.
Советские выборы были просто бессмысленной рутиной, привычным ритуалом. Граждане не ждали никаких перемен, разве что, новой фамилии генсека, который автоматически наследовал титулы продолжателя дела Ленина, выдающегося деятеля и далее по списку. Сегодняшнее голосование тоже для очень многих – лишь демонстрация лояльности властям, либо, точнее, нежелания с ними связываться. Но очевидная всем нервозность и суета начальства, пренебрежение остатками приличий, наглое принуждение демонстрируют даже далеким от политики людям слабость власти и тот очевидный факт, что никакого путинского большинства не существует. И у Путина нет преимущества коммунистов, власть которых воспринималась как вечная и безальтернативная – многие и многие понимают, что может быть иначе и должно быть иначе.
Это не первый случай в мировой истории, когда, стремясь укрепить свое правление, власть сама его разрушает, когда задуманная как победная кампания заканчивается позором. Вопрос лишь в том, как именно они будут вымещать свою обиду на людях?
В России стартовал финальный день голосования на выборах в Госдуму
В России стартовал третий, финальный день голосования на выборах депутатов в Госдуму. Избирательные участки открылись на Камчатке, Чукотке, Сахалине, в Магаданской области, Хабаровском и Приморском крае, а также в Еврейской автономной области.
Отмечается, что граждане активно идут голосовать, в частности, РЕН ТВ публикует кадры с избирательных участков на Камчатке.
Ранее сообщалось, что очная явка на выборах депутатов в Государственную думу во второй день голосования по состоянию на 20:00 мск составляет 31,51%. Об этом следует из данных Центризбиркома.
Голосование во второй день выборов в России можно оценить как спокойное и корректное, серьезных нарушений выявлено не было. Соответствующее заявление сделал замглавы ЦИК РФ Николай Булаев.
Выборы в Государственную думу VIII созыва проходят в течение трех дней – 17, 18 и 19 сентября. Одновременно с ними проходят прямые выборы глав девяти российских регионов (еще в трех субъектах высших административных лиц будут выбирать в законодательном собрании) и 39 региональных парламентов. Депутатов Госдумы изберут на пять лет по смешанной системе: 225 человек пройдут по партийным спискам, а еще 225 – по одномандатным округам. В семи регионах идет не только «классическое», но и дистанционное (электронное) голосование.
18 сентября в Москве прошел розыгрыш призов среди тех, кто участвовал в дистанционном электронном голосовании. Первые 10 победителей акции #ВыбираемВместе программы «Миллион призов» выиграли по однокомнатной квартире. Кроме того, участники онлайн-голосования претендуют на 50 автомобилей и призовые баллы. Очередной розыгрыш акции #ВыбираемВместе состоится в воскресенье, 19 сентября.
Как проходят выборы-2021 в России. Первый день голосования. Онлайн
The Insider
В России стартовали трехдневные выборы депутатов Государственной думы VIII созыва. В них принимают участие 14 политических партий. Россиянам предстоит выбрать 225 депутатов по партийным спискам и столько же по одномандатным округам. Голосование продлится три дня — с 17 по 19 сентября. Также в некоторых регионах проходят выборы губернаторов, депутатов заксобраний и городских дум. Впервые с 1993 года ОБСЕ не будет наблюдать за выборами в России. По санитарно-эпидемиологическим причинам Россия ограничила число наблюдателей от организации, после чего ОБСЕ объявила, что не будет отправлять на выборы своих представителей. Кроме того, ЦИК закрыл доступ к камерам наблюдения с избирательных участков, объяснив это слишком большими финансовыми затратами на их трехдневную работу.
Марина Литвинович, кандидат по 198 округу в Москве, делится своими впечатлениями от первого дня голосования.
Хабаровский край показал рекордно низкую явку среди регионов Дальнего Востока. К вечеру 17 сентября в крае проголосовало 11,59% избирателей. Активность граждан оказалась выше в Сахалинской области, Камчатском крае, на Чукотке (31,40%). Низкая явка в Хабаровском крае ставит под сомнение победу действующего губернатора Михаила Дегтярева.
В Чечне, показавшей рекордно высокую явку, учитывая ее географическое положение, выбирают не только депутатов Госдумы, но и главу республики. В прошлом году во время голосования по поправкам в Конституцию Чечня тоже была лидером по явке. С 25 по 30 июня в республике проголосовало 63,18% избирателей, сообщил лидер Чечни Рамзан Кадыров. 1 июля явка в Чечне составила 93,12%, отмечал ЦИК.
В Санкт-Петербурге полиция увела с участка №1615 молодого человека, который пытался бросить в урну для голосования восемь бюллетеней вместо четырех положенных по закону, сообщает оппозиционерка Ирина Фатьянова. Она также опубликовала ролик, на котором молодой человек рассказал, что получил четыре бюллетеня в запечатанном конверте в районе станции метро Автово.
В Петербурге члена УИК с правом совещательного голоса Любовь Зенькову, у которой нашли пачку фальшивых бюллетеней, доставили в отдел полиции.
В Камышине на УИК № 4320 обнаружили сейф со съемным дном. Там лежали готовые бюллетени за «Единую Россию».
Как пояснила автор видео, в группу из 17 избирателей входили сотрудники архива, в котором находится УИК №1769. Охранник назвал их «своими». Члены комиссии и полицейские не обращали на них внимания. В стороне от группы стоял мужчина со списком, в котором он ставил отметки. Многие (если не все) члены группы держали в руках распечатку с сайта госуслуг, то есть они голосовали не по месту регистрации.
«Карта нарушений» движения «Голос» к 16:30 по мск зафиксировала 1685 сообщений о нарушениях на выборах.
В подмосковной Балашихе на участке №3667 пришедшему голосовать избирателю выдали стопку бюллетеней, сообщает корреспондентка «Дождя» Анастасия Куц, работающая в штабе партии «Яблоко», где есть доступ к видеонаблюдению. На кадрах с камеры видно, что после того, как мужчина в черной куртке и кепке расписывается в журнале избирателей, сотрудница комиссии отсчитывает ему по несколько бюллетеней из каждой стопки, лежащей перед ней. Ранее эта же сотрудница, судя по видео, выдала похожую стопку бюллетеней еще одному мужчине в кепке, который вначале на несколько минут скрылся в кабинке, а потом долго стоял у урны спиной к камере.
Судя по снятым кадрам, мужчина опустил в урну девять бюллетеней вместо четырех, подсчитали в штабе видеонаблюдения партии «Яблоко». Через 15 минут после него так же сделала еще одна женщина — она положила в урну восемь бюллетеней.
В Пскове на избирательном участке № 43 содержимое кабинок для голосования попало в зону видимости камеры наблюдения. На нарушение тайны голосования обратили внимание пользователи соцсетей. Председатель избиркома Псковской области Игорь Сопов пояснил, что в школе голосуют в основном военнослужащие, а российское законодательство не предусматривает видеонаблюдения там, где отдают голоса военные, и в медучреждениях.
«Налицо двойное нарушение: несанкционированный доступ к камере видеонаблюдения школы и выкладывание в Сеть персональной информации. Будем разбираться», — процитировали Сопова «Псковские новости».
Депутат горсовета Оренбурга Денис Батурин обнаружил на УИК № 1135 списки жителей несуществующего дома по адресу: Самолетная, 91. Он написал жалобу в избирком и вызвал полицию. По информации «Эха Москвы» в Оренбурге, комиссия аннулировала 200 заявлений о голосовании на дому. Они якобы были заполнены одной рукой.
В Сыктывкаре члена участковой избирательной комиссии № 109 Валентину Чеусову не допускали на выборы из-за отсутствия сертификата о вакцинации от COVID-19. Она в течение часа не могла попасть на участок, чтобы следить за ходом голосования, передает «7х7».
Юрист движения «Голос» Андрей Бузин прокомментировал The Insider мобилизацию работников на избирательных участках в первый день голосования.
«У нас, помимо тех людей, которые записаны в списки избирателей, дополнительно вписаны те люди, которые голосуют дистанционно. Они просто переписаны на дистанционное голосование. Вообще говоря, они голосуют дистанционно, но еще у них есть возможность прийти на участки. Тут для дистанционного голосования специально поставили компьютеры. Можно было подавать заявления, и на большом количестве участков очень много людей, которые записаны на эти участки дополнительно. Они работают на соседних предприятиях и сегодня, в рабочий день, пришли голосовать.
Не могу дать оценку по всей стране, но, например, по 207 округу таких людей порядка двух тысяч. По 198 округу, судя по участковым комиссиям, примерно такой же порядок — около 2-3 тысяч человек на округ, где всего 500 тысяч избирателей», — подчеркнул Бузин.
Наблюдатели от штаба Марины Литвинович заметили в кабинках для голосования пособие по заполнению бюллетеня, утвержденного в ЦИК. Там крестиком отмечена пятая графа, которая в бюллетене соответствует «Единой России».
. Google удалила приложение «Навальный» из Google Play после угроз российских властей завести дело против сотрудников компании в России. Об этом пишет The New York Times. По словам источника газеты, были названы имена конкретных людей.
На сайте с данными электронного голосования в Москве происходят аномалии.
Количество выданных бюллетеней колоссально отличается от количества отданных голосов избирателей.
В 12:38 по московскому времени соотношение составляло примерно один бюллетень к трем голосам избирателей, то есть на 50 тысяч бюллетеней приходилось 148 тысяч отданных голосов.
В Общественном штабе по наблюдению за выборами в Москве объяснили наблюдателям такой разрыв большим объемом данных, которые в итоге должны совпасть.
В организации по наблюдению за выборами “Голос” The Insider такую аномалию объяснить не смогли, но предположили, что статистика выглядит некорректно из-за того, что избиратели могут проголосовать и на выборах кандидатов в Госдуму и на выборах кандидатов Мосгордуму, но точного объяснения у них нет.
За что нам предлагают голосовать 1 июля: разбор всех поправок
В преддверии голосования по поправкам в конституцию идёт много споров по поводу того, идти голосовать или нет. И в этом обсуждении теряется суть: против чего мы всё-таки собираемся голосовать или, как некоторые, сидеть дома? Хотелось бы поподробнее разобрать поправки, которые нам предлагаются.
Все поправки можно разделить на 3 группы.
Поправки, увеличивающие власть Путина и позволяющие ему править вечно, а в случае, если решит уйти, — не попасть под суд.
Поправки, сделанные для пиара, чтобы обдурить граждан, напечатать детей и котиков на плакаты и призвать голосовать за всякие красивые слова, к реальной жизни отношения не имеющие.
Поправки, ничего не значащие и ни за чем не нужные, очень большой блок, внесенные просто для того, чтобы в этом всём разобраться было сложнее.
(Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости)
Прежде чем мы перейдем к анализу этих трех групп поправок, остановимся на том, что такое конституция как таковая. Конституция по своей сути — это закон. Базовая функция закона — запрет. Закон не должен советовать, побуждать или напутствовать. С этим люди могут разобраться и без него. Тем более закон не должен даровать права. Человек наделен всей полнотой прав. Они не нуждаются в перечислении. Закон должен описывать рамку, за которую нельзя заходить. В этом его парадоксально-освобождающая роль: нельзя одно, другое, а в остальном — как хочешь, за этой рамкой — пространство свободы.
Например: «Сынок, тебе нельзя бить младшую сестру», — хороший закон. Кто субъект права? Сынок. Что ему нельзя? Бить сестру. Плохой закон: «Сын, было бы хорошо, если бы ты больше гулял», потому что он пытается описать ту свободу, что существует и без него.
Когда в американской конституции принимались первые 10 поправок, названные «Биллем о правах», — у этой идеи были яростные идеологические противники. Они считали, что само по себе перечисление прав через запятую умаляет все прочие права, которыми наделен человек от рождения.
Конституция 1993 года даже без новых поправок из «пиарной» части очень страдает от такого дарования прав. В то время как, например, американская конституция вводит прямые запреты на вполне определенные действия для органов власти. Давайте сравним.
29 статья Конституции РФ: Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
1 поправка Конституции США: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб».
Получается, что при схожем духе российская конституционная буква — это не закон. Он не накладывает ни на кого ограничений. Это просто декларация. Условно говоря: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, свобода слова и собраний». Что такое цензура и кому мы ее запретили — мы как-то не обсуждаем. Американская конституция, напротив, прямо запрещает конкретному субъекту права (парламенту) принимать законы, направленные на ограничение свободы слова, религии и мирных собраний.
Законодательная функция Конституции — прямо ограничивать органы власти, описывать четкую рамку их свободы действий. Российская конституция не выполняет эту функцию. Как мы знаем, никакой свободы слова и собраний у нас нет, а цензура есть — как раз по этим самым причинам. Даровать права гражданам, перечисляя их через запятую, — нет никакой нужды, это не функция закона.
Теперь рассмотрим все поправки подробнее.
Первая группа поправок, самая важная. Поправки, направленные на усиление власти президента.
Статья 81. В ч. 3.1 ст. 81 сказано, что «положение… ограничивающее число сроков… применяется к лицу… занимающему должность Президента РФ без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции». То есть все предыдущие сроки Путина обнуляются, и он может снова выдвигаться на пост президента в 2024 г. и в 2030 г. Потом ему, согласно этой поправке, придётся уйти. Но ничто не мешает ещё раз поменять Конституцию.
Статья 92.1. (новая статья). Ещё одна новая и при этом очень важная статья в Конституции. Если президент уйдёт в отставку или проиграет выборы, то он как бывший президент будет обладать неприкосновенностью, то есть его нельзя будет задержать или посадить в тюрьму.
Статья 93. Лишить экс-президента неприкосновенности можно будет так же, как отрешают от должности действующего президента. Для этого нужно одновременное согласие четырёх органов власти: Госдумы, Верховного суда, Конституционного суда и Совета Федерации, иначе неприкосновенность не снять. Так что Путину, чтобы избежать преследования после своей отставки, по новой Конституции достаточно будет иметь половину сторонников хотя бы в одном из этих органов.
Статья 83. Усилено влияние президента на правительство. Он уже и так формировал этот орган и мог в любой момент отправить его в отставку, но теперь в Конституции сказано, что президент осуществляет общее руководством правительством и утверждает его структуру. Основное изменение состоит в том, что министры теперь разделены на две категории: главные и второстепенные. Главных министров (обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, чрезвычайных ситуаций) теперь назначает президент. Написано, что он делает это после консультаций с Советом Федерации, однако результаты этих консультаций его ни к чему не обязывают. И ещё ряд важных изменений. Российская Конституция и так уже даёт президенту почти безграничные полномочия. Видимо, этого не хватало, и вот в Конституции прописали дополнительные полномочия президента. Президент теперь не только назначает председателя правительства (премьер-министра), но и освобождает его от должности. Раньше для этого пришлось бы отправить в отставку всё правительство, но теперь президент имеет больше опций. Если премьер станет слишком популярным, то президент легко от него избавится, оставив всех остальных министров.
Статья 112. Прописана новая процедура формирования правительства, которая стала более сложной и дала больше полномочий президенту в этом вопросе.
Пока что у нас действует следующая схема: президент предлагает госдуме кандидатуру премьера, госдума даёт согласие, поскольку если она не согласится, президент всё равно назначает своего кандидата, распускает госдуму и объявляет новые парламентские выборы. Затем президент назначает премьер-министра, после этого премьер предлагает президенту кандидатуры министров, и тот их назначает. После этого президент, если захочет, может в любой момент отправить в отставку всё правительство.
В случае принятия поправок будет так: министры разделены на главных и второстепенных, причём главных назначает сам президент. Что касается второстепенных, то их кандидатуры премьер предлагает не президенту, а госдуме. Госдума должна утвердить их, поскольку, если она трижды откажется, то президент всё равно может их назначить, опять же наплевав на мнение госдумы.
Статья 108. В этой статье та же норма прописана не только для обычных, но и для так называемых федеральных конституционных законов.
Статья 111. Ещё президенту дали больше вариантов на случай, если госдума трижды откажется утверждать его премьер-министра. Сейчас президент в такой ситуации назначает своего кандидата и распускает госдуму. В случае внесения поправок это будет опционально: можно будет распустить госдуму, а можно назначить премьера, а думу оставить на месте (особенно если президент боится, что новая дума будет ещё более оппозиционной).
Статья 109. Здесь появилась ссылка на ещё одну возможность для президента распустить госдуму. Раньше президент мог это сделать, если депутаты трижды не утверждали кандидатуру председателя правительства или дважды выражали недоверие действующему правительству. Теперь это можно сделать ещё и в том случае, если госдума не утвердит тех самых второстепенных министров, предложенных премьер-министром.
Статья 83. По старой Конституции президент только предлагал кандидатуры судей Конституционного и Верховного суда, а Совет Федерации назначал их. По новой Конституции президент сможет не только предлагать новых судей в высшие суды, но также инициировать отставку нынешних. Видимо, президент боится, что даже нынешние послушные судьи могут пойти против него, и решил заранее это предотвратить. Вообще пожизненный судейский статус — важнейшая вещь для независимости судов. Теперь, когда судей может в любой момент отправить в отставку президент, они по факту ему подчинены. Ещё президент получит возможность самостоятельно назначать Генерального прокурора. По старой Конституции он только предлагает кандидатуру Совету Федерации, а уже этот орган назначал или отвергал кандидата. Сейчас же президент самостоятельно будет решать этот вопрос.
Статья 95. Кроме этого увеличилось число членов Совета Федерации, которых назначает президент. По старой Конституции президент может назначить не более 10% от числа остальных сенаторов, то есть не больше 17 человек. По новой версии президент может назначить уже 30 сенаторов, и сам может стать сенатором после отставки.
Статья 80. В 80 статье небольшие, но бесполезные изменения. Президент теперь, помимо всего прочего, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, а также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.
Статья 100. Странное изменение. Раньше Госдума и Совет Федерации могли собираться совместно для заслушивания посланий президента, Конституционного суда или глав иностранных государств. Теперь совместно можно заслушивать только президента. Может, Путину обидно, что депутаты и сенаторы могут совместно слушать кого-то ещё, кроме него.
Статья 102. Внесены некоторые поправки про Совет Федерации. Сенаторы лишают неприкосновенности бывшего президента, проводят консультации о назначении главных министров и т. д.
Статья 103. Изменения в полномочиях Госдумы. Депутаты тоже участвуют в лишении бывшего президента неприкосновенности и немножко по-другому влияют на формирование правительства.
Статья 110. Указано, что роль президента в работе правительства усиливается. Кроме того написано, что главе правительства запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство и счета и вклады в зарубежных банках (а недвижимость можно, это всё сейчас тоже действует).
Статья 111. Небольшая игра со словами. Госдума теперь не даёт согласие президенту на назначение председателя правительства, а утверждает его. Президент же не предлагает кандидатуру, а представляет её. Смысла это никак не меняет, просто другие термины.
Статья 113. Немного усилили формулировки, чтобы никто не сомневался, кто именно здесь главный: председатель правительства теперь «несёт персональную ответственность перед президентом».
Статья 114. Сюда добавили много бессмысленных, но достаточно безобидных формулировок. Правительство теперь занимается укреплением семьи, создаёт доступную среду для инвалидов, поддерживает волонтёров, а главное — формирует ответственное отношение к животным.
Статья 125. Добавили много громких слов про роль и значение Конституционного суда и заодно уменьшили его численность с 19 до 11 человек. Видимо, в ближайшие годы президент на всякий случай избавится от части судей, они там иногда всякие неправильные особые мнения пишут. В 125-й статье уточняют и немного расширяют полномочия Конституционного суда. Он будет по просьбе президента проверять конституционность новых законов и решений международных судов.
Статья 115. Бессмысленное изменение: сказано, что правительство в работе должно учитывать не только указы, но также поручения и распоряжения президента.
Статья 117. Эта статья посвящена отставке правительства. Сюда добавили много новых слов, но смысл почти не изменился. Президент может отправить правительство в отставку, когда захочет, а парламент ни на что не влияет. И более того, если депутаты слишком активно выражают недовольство работой правительства, президент, как и прежде, может распустить Госдуму.
Вторая группа. Поправки для агитации и пиара.
Теперь переходим к поправкам, которые ничего не значат и ни на что не влияют, но написаны для того, чтобы обмануть граждан вывешиванием красивого плаката. Чтобы гражданин думал не об усилении власти президента, а о том, чего он желает согласно социологическим опросам.
Статья 67.1 (новая статья). В этой статье прописали, что Россия — правопреемник СССР. Россия объявила об этом ещё в начале 90-х годов. Тогда послы Советского Союза за рубежом стали российскими послами, международные договоры, подписанные СССР, стали действовать для России, передался государственный долг и т. д. Неясно, зачем спустя 30 лет прописывать всё это в Конституции, разве что чтобы порадовать ностальгирующих и написать это в агитации. В этой же статье появились слова про память предков, веру в бога, защиту Отечества и немного про детей. Похожие вещи можно встретить в конституциях других стран — скажем, упоминание бога и предков есть в конституциях Польши, Хорватии или Швейцарии. Но большинство конституций — например, Австрии, Италии, Норвегии, Нидерландов — всё же обходятся без этого. Никакого влияния на жизнь вся эта словесная шелуха не оказывает, но отлично смотрится на плакатах на улицах и активно используется в агитации.
Статья 69. Раньше здесь говорилось только о защите малочисленных народов, а теперь — про защиту этнической самобытности всех народов и про поддержку соотечественников за рубежом. У нас уже есть закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», поэтому государство и раньше этим занималось. Так что это просто ещё одно бессмысленное дополнение. Дальше осмысленная поправка в Конституции. Теперь государство гарантирует минимальный размер оплаты труда не меньше величины прожиточного минимума. Но — сюрприз — в России и так с 2019 г. действует подобная норма, она прописана в законе «О минимальном размере оплаты труда». Так что здесь тоже ничего не поменяется. Здесь же добавили громкие, но неконкретные слова про пенсии и социальную поддержку граждан. Пенсию теперь нужно увеличивать хотя бы раз в год. Но ни размер пенсии, ни возраст выхода на пенсию по-прежнему не указан. Так что ничто не мешает поднять пенсионный возраст, установить минимальный размер пенсии и поднимать каждый год на 1 копейку. Ни старой, ни новой Конституции это никак не противоречит.
Статья 75.1 (новая статья). Немного словесного мусора в духе: «Какое у нас хорошее государство!»
Статья 77. Почти всем важным политикам и госслужащим Конституция запретит иметь иностранное гражданство или вид на жительство, а также счета и вклады в зарубежных банках. Всё это и раньше было прописано в разных федеральных законах, так что здесь ничего не поменялось. Первое из подобных ограничений — в статье 77, и касается оно российских губернаторов. Эту поправку тоже на билбордах демонстрируют, причём делают вид, что сейчас это разрешено, а гражданин сможет прищучить чиновника голосованием за поправки. Тут кремлёвские технологи захотели поехать на народной нелюбви к чиновникам. Дорожка скользкая, надо сказать.
Статья 78. Такие же ограничения, как и в предыдущем пункте, тут описаны для министров, руководителей федеральных госорганов и сенаторов. Кстати, отметим, что всем этим лицам не запрещено владеть иностранной недвижимостью. Которую они, видимо, из-за отсутствия счетов, будут покупать за кэш, вывозимый из России. Так что расследования Навального про европейские виллы и поместья наших чиновников всё так же не будут приводить к их отставкам.
Статья 97. В статье 97 те же ограничения — про гражданство, вид на жительство и вклады — прописаны для депутатов Госдумы.
Статья 119. По новой редакции 119-й статьи судьям запрещено иметь иностранное гражданство, вид на жительство, счета и вклады в зарубежных банках.
Статья 129. В ней прописали более подробно полномочия прокуратуры. Всё это уже есть в действующем законодательстве. Ну и прокурорам тоже нельзя иметь иностранное гражданство и вид на жительство и счета и вклады в зарубежных банках. Сложно сказать, откуда у Путина такой страх перед вкладами в зарубежных банках, особенно учитывая, что вся элита вывозит деньги за границу и хранит их там, несмотря на все запреты.
Статья 79. Очень известная поправка. Тут указано, что решения межгосударственных органов, противоречащие Конституции РФ, не подлежат исполнению в РФ. Эта норма и так уже была прописана в законе «О конституционном суде». И российские власти уже сейчас могут игнорировать решения международных судов. Для этого им нужно подать запрос в Конституционный суд, который может признать, что решение противоречит российской Конституции и его можно не исполнять. Так что здесь ничего не поменялось. Тему с приоритетом российского права над международным раскачивают очень сильно, говоря о том, что это чуть ли не ограничивает наш суверенитет. Поправка на это дело никак не влияет, но вообще сама тема странная — если страна заключила международный договор, то, понятное дело, что он стал выше национального права. Нельзя договориться торговать газом с Германией, например, потом деньги взять, а газ не отправить, потому что у нас национальное право выше международного договора и нам наш газ отдавать не хочется.
Статья 79.1 (новая статья). Снова за всё хорошее и против всего плохого. Россия теперь «принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности». Т. е. Конституция провозглашает ровно противоположное тому, что российское руководство делало последние годы.
(Фото: Сергей Михайличенко/Фонтанка.ру)
Третья группа поправок. Ничего не значащие поправки.
Последний блок — ничего не значащие поправки, которые внесены просто для того, чтобы всех запутать. Возможно, в них, конечно, есть смысл, но мы его найти не смогли.
Статья 67. В эту статью добавили так называемые «федеральные территории» — это специальные районы, не входящие в состав какого-либо региона. В них могут находиться военные объекты, заповедники и другие районы с особым правовым режимом. В ту же статью добавили теорию из учебника обществознания: государство должно обеспечивать суверенитет и территориальную целостность, нельзя призывать к отчуждению территории России. В Уголовном кодексе (280.1 УК РФ) это уже было, так что здесь ничего не поменялось.
Статья 70. Местом пребывания отдельных органов власти может быть не Москва, а другой город. Но Конституционный суд, например, и так находится не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
Статья 71 и 72. Очень много изменений произошло в статьях 71 и 72. В них закреплены так называемые предметы ведения РФ и субъектов РФ. В 71-й статье прописано, чем занимаются федеральные власти (например, внешней политикой), в 72-й статье — чем занимаются совместно федерация и регионы (например, образованием), ну а в 73-й статье сказано, что всё остальное могут делать регионы. И вот в этих статьях появилось много странных и по большей части бессмысленных изменений.
В 71-й статье указано, что федеральные органы власти занимаются «организацией публичной власти». Это любая власть в государстве, в том числе и органов местного самоуправления. Раньше местные органы власти формально были отделены от обычных госорганов. Теперь они образуют единую систему. Все остальные поправки в 71-ю статью — это разные, не очень важные дополнения. В ведении РФ теперь находятся «установление единых основ системы здравоохранения и воспитания», метрологическая служба и так далее. Апофеоз бессмысленности всех этих поправок — пункт «и». Раньше там говорилось про «деятельность в космосе», а теперь её исправили на «космическую деятельность». В ст. 72 появилось несколько новых вопросов, которыми должны совместно заниматься федеральные и региональные органы власти: это сельское хозяйство, молодёжная политика, «формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью» и т. д. В общем, мы снова видим издевательское отношение к Конституции и попытки впихнуть в неё всё, что взбредёт авторам в голову. Отдельно стоит сказать про защиту института брака как союза мужчины и женщины. Учтите, новая Конституция не говорит, что «брак — это союз только мужчины и женщины». В ней сказано только то, что «в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится… защита института брака как союза мужчины и женщины». Ничто не мешает впоследствии принять закон, по которому в ведении РФ находится защита институт брака как союз лиц любого пола, — это, в принципе, не будет никак противоречить Конституции. Т. е. эта поправка сделана для гомофобов, которые не очень хорошо разбираются в конституционном праве.
Статья 82. Некоторые статьи Конституции, в том числе статью 82, пришлось изменить, потому что членов Совета Федерации теперь будут называть сенаторами.
Статья 95. По сути легализовано то, что и так устоялось в речи с сенаторами. Ещё было бы логично председателя правительства переименовать в премьер-министра, но этого не сделали.
Статья 98. Снова членов Совета Федерации переименовали в сенаторов.
Статья 97.Совсем уж странное изменение. Раньше Госдума назначала на должность председателя счётной палаты, а Совет Федерации — заместителя председателя. Теперь наоборот: Совет Федерации назначает председателя, а Госдума — заместителя. Этому сложно найти какое-то логическое объяснение.
Статья 103.1 (новая статья). Здесь сказано, что Совет Федерации и Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль. Никто не запрещал им делать это ранее, и у нас есть даже отдельный закон «О парламентском контроле».
Статья 118. В этой статье решили перечислить все виды российских судов и все виды судопроизводства. Раньше суды существовали без этой статьи.
Статья 126. Уточнили вопросы, которыми занимается Верховный суд. Это всё уже было прописано в действующем законодательстве.
Статья 128. В прежней редакции было указано просто и понятно: «Судьи Конституционного и Верховного судов назначаются Советом Федерации по представлению президента». Теперь зачем-то решили указать все возможные виды судей: помимо просто судей, это председатель и заместители председателя.
Статья 131. Добавили некоторые бессмысленные дополнения относительно местного самоуправления. Кроме того, появилась фраза о том, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления. Имеется в виду, что федеральные и региональные власти могут участвовать в назначении мэра и выборах в городские думы и сельские советы. Здесь, в принципе, легализовано то, что и так уже было в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Уже сегодня во многих городах глава администрации назначается конкурсной комиссией, половину членов которой назначает губернатор. Так что органы государственной власти и так уже активно вмешиваются в работу местного самоуправление. Но теперь это ещё и будет закреплено в Конституции.
Статья 132. Органы местного самоуправления теперь не устанавливают, а вводят местные налоги. Разницы нет. Кроме того, на них возложили обязанность обеспечивать доступность медицинской помощи. Указано, что органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в РФ. Как я уже сказал, понятие «публичная власть» объединяет и федеральные, и региональные, и местные органы власти, так что здесь ничего особо не поменялось.
Статья 133. Ещё одна статья с незначительными изменениями. Попробуйте найти их сами:
Текущая версия: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».
После предлагаемых поправок: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».
Вот к счастью последняя порция словесного мусора, которую авторы поправок добавили туда.
Я надеюсь, что наш анализ поправок убедил вас пойти проголосовать «нет», возможно, стоит отправить ссылку тому, кто еще сомневается. Есть люди, которые думают, что в Конституцию вносятся поправки, которые как-то улучшат наше будущее. Есть бабушки и дедушки, которые хотят «проголосовать за будущее, чтобы все было хорошо, пенсионерам больше денег, а детям — больше мороженого».
Очень жаль, конечно, что люди попадают под влияние всех этих политтехнологических уловок. К сожалению, вся российская политика последние 20 лет состоит из вот таких политтехнологий Кремля, когда ты написал одно, а говоришь другое, и люди голосуют, хотя ты заложил совершенно другой смысл, нежели висит в агитации. Построение политики на обмане граждан — это довольно-таки плохая история, плохо, что это происходит.
Если вы знаете кого-то, кто сомневается насчет этих поправок, не знает их смысла, то отправьте им ссылку на этот текст.
Если вы вдруг думаете остаться дома и наказать Путина своим отсутствием на избирательном участке, то знайте, что эти поправки вступят в силу, если в урнах будет лежать больше бюллетеней «да», чем «нет». Конечно, как-то это обеспечить удастся, будут разные фальсификации в регионах, но в любом случае важно выразить свою позицию и сказать «нет» всему этому бреду.
В подготовке материала мне помогал юрист Артём Русакович.